Библиотечные мероприятия про в каверина. Сценарий литературной экскурсии «Тропою детства» (по творчеству В.А.Каверина). лет со дня рождения

Разделы: Организация школьной библиотеки

Оформление: географическая карта русского Севера, портрет В.А. Каверина, модель (изображение) шхуны, выставка книг по истории открытия Севера, книга “Два капитана”, другие произведения Каверина, литература о нем.

Для викторины понадобятся жетоны.

План-конспект

Библиотекарь: Вениамин Александрович Каверин родился в 1902 году в Пскове, в семье музыканта. 16-летним юношей Каверин приехал в Москву, где в 1919 году окончил среднюю школу. В те годы он писал стихи. Первый его рассказ назывался “Одиннадцатая аксиома”, а первая книга, написанная в 1923 году – “Мастера и подмастерья”. Это был сборник фантастических рассказов. Затем были написаны повести: “Конец хазы”, “Девять десятых”, романы: “Скандалист, или Вечера на Васильевском острове”, “Исполнение желаний”, “Открытая книга”, “Два капитана”. О чем книги Каверина? Давайте послушаем.

Первый рассказчик: В повести “Конец хазы” изображены бандиты и налетчики нэповских лет, “блатной мир” Ленинграда. Собирая материал, автор читал уголовную хронику, ходил на заседания суда, случалось, проводил вечера в притонах, которых в ту пору было еще не мало.

Второй рассказчик: В.А. Каверин считается сюжетным писателем. Очень ярко это проявилось в “Исполнении желаний”. Роман этот писался очень долго, более 3-х лет. Действие романа происходит в конце 20-х годов, а писался он в середине 30-х.

Третий рассказчик: Как это не покажется странным, Вениамин Александрович очень любил писать сказки. Вот история одной из них. Она называется “Много хороших людей и один завистник”. Идею этой сказки подсказал Каверину М. Горький. Один из её героев носил железный пояс, чтобы не “лопнуть” от зависти, а другой так легко попал соседу “не в бровь, а в глаз”, что приходилось немедленно вызывать скорую помощь.

Четвёртый рассказчик: Вениамин Александрович очень хорошо знал Крайний Север, работал военкором на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны. Его знаменитый роман “Два капитана” рассказывает о первооткрывателях Севера, об их мужестве, о мечте маленького мальчика Сани найти забытую экспедицию. Много лет спустя, благодаря упорству Сани Григорьева, удалось найти следы отважных полярников.

Библиотекарь: Вот как рассказывает о работе над романом сам автор (Аудиозапись мужского голоса):

“Когда были написаны первые главы, в которых рассказывается о детстве Сани Григорьева в Энске, мне стало ясно, что в этом маленьком городке должно произойти нечто необычайное – случай, событие, встреча. Роман писался в конце 30–х гг., принёсших Советской стране огромные, захватывающие воображение победы в Арктике, и я понял, что “необычайное”, которое я искал -это свет арктических звёзд, случайно упавший в заброшенный город”.

Библиотекарь: А теперь давайте немного отвлечёмся от романа и вспомним, что же происходило в начале 20 века в истории освоения Арктики. (Проводится викторина “Безвременно ушедшие”, за каждый правильный ответ– жетон. Такой жетон выдавался тем, кто жертвовал деньги на снаряжение экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу).

Вернёмся к истории создания романа. Из воспоминаний автора (включаем аудиозапись):

“Вернувшись к первой странице, я рассказал историю утонувшего почтальона и привёл письмо штурмана Климова, открывшее вторую линию романа. Казалось бы, что общего между трагической историей девятилетнего мальчика, оставшегося сиротой, и историей капитана, пытавшегося пройти в одну навигацию Великий Северный морской путь? Но общее было. Так впервые мелькнула мысль о двух капитанах”.

Библиотекарь: Я предлагаю вам викторину по роману “Два капитана”.

Ребята, читая этот роман, вы сталкивались с морскими терминами. Давайте посмотрим, как вы их понимаете (За правильный ответ– жетон).

У нас есть ещё один конкурс. Посмотрите на карту и назовите острова, которые проплывал Иван Татаринов (За правильный ответ– жетон).

Подводятся итоги. Победителю вручается приз.

Библиотекарь: Вот и подошло к концу наше знакомство с творчеством Вениамина Александровича Каверина, который помог нам узнать о жизненном подвиге русских первооткрывателей Севера. Я надеюсь, что вы прочитаете и другие его замечательные книги.

Викторина “Безвременно ушедшие”

  1. Назовите выдающихся русских полярников начала 20 века (Эдуард Васильевич Толь, Владимир Александрович Русанов, Георгий Львович Брусилов, Георгий Яковлевич Седов)
  2. В 1900 году экспедиция Академии наук на небольшой шхуне вышла в море. Как она называлась? (“Заря”).
  3. Где был похоронен Г. Я. Седов? (о. Рудольфа)
  4. Как называлось судно, на котором путешествовал офицер Г. Я. Седов? (“Святой Фока”)
  5. Судно экспедиции лейтенанта Брусилова “Святая Анна” стало жертвой Карского моря. В каком году это произошло?(1914)
  6. В 1912 году учёный Русанов на парусно-моторном боте отправился на Шпицберген для обследования там месторождений каменного угля. Как назывался бот? (“Геркулес”)
  7. Для поиска исчезнувших экспедиций был направлен самолёт. Назовите фамилию лётчика, осуществившего первые полёты над арктическими льдами. (Нагурский).

Викторина по роману В. А. Каверина “Два капитана”

  1. Назовите имя главного героя романа. (Саня Григорьев)
  2. Почему книга называется “Два капитана”? (капитаны Татаринов и Григорьев)
  3. Как называлась шхуна, на которой И. Татаринов совершил своё путешествие? (“Святая Мария”)
  4. Какова была цель путешествия И. Татаринова? (пройти Великий Северный морской путь за одну навигацию)
  5. Кто был прототипом И. Татаринова? (лейтенант Георгий Седов – его характер, лейтенант Г. Л. Брусилов-история путешествия)
  6. Кто был виновником неудачной экспедиции И. Татаринова? (Николай Антонович Татаринов)
  7. Назовите время – начало и конец северной экспедиции И. Татаринова (май 1912 года – июнь 1915 года)
  8. Как называла И. Татаринова его жена Мария? (Монготимо Ястребиный Коготь)
  9. Вспомните книги, которые написал И. Татаринов? (“Причины гибели экспедиции Грили”, “Женщина на море”)
  10. Какое открытие сделал И. Татаринов? (Открыл Северную Землю, доказал, что Земли Петермана не существует)
  11. Татаринов был капитаном шхуны, а кем был по профессии С. Григорьев? (полярным лётчиком)
  12. Как звали учителя С. Григорьева (Иван Павлович Кораблёв)
  13. Назовите имя человека, который был одноклассником С. Григорьева и его врагом? (Ромашов)
  14. Как звали друзей С. Григорьева (Петя и Валя)
  15. Какая мечта была у Сани Григорьева? (Найти экспедицию капитана Татаринова)
  16. Какими словами заканчивается роман? (Бороться и искать, найти и не сдаваться)
  17. Когда был написан роман? (с 1936 по 1944 гг.)

Морские термины

Навигация:

1) наука о вождении судов и летательных аппаратов,
2) время, в течение которого возможно судоходство.

Цинга – тяжёлое заболевание кожи и дёсен, вызванное нехваткой витамина С.
Нарты – длинные узкие сани для езды на собаках или оленях.
Каяк – лёгкие лодки из тюленьих шкур.
Шхуна – быстроходное двухмачтовое судно.
Бот – небольшое парусное, гребное или моторное судно.
Вахтенный журнал – журнал с ежедневными заметками о всех подробностях путешествия.

Список литературы

  1. Зубов Н. Н., Черненко М. Б. Русские люди в Арктике и Антарктике. – М.: Воениздат, 1951. -143 с.
  2. Обручев С. В. Русские поморы на Шпицбергене в 15 веке.– М.: Наука, 1964. – 141 с.
  3. Под небом всех широт. – М.: Детгиз, 1961. – 602 с.
  4. Фрадкин Н. Г. Путешествия И. И. Лепихина, Н. Я. Озерецковского, В. Ф. Зуева. – М.: ОГИЗ Географгиз, 1948. – 93 с.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Воронежской области

Литературная гостиная

Роман В.Каверина

«Два капитана» - книга

на все времена.

Конспект внеклассного мероприятия

VIII класс

Учитель русского языка и литературы

Лахина Юлия Петровна

МОУ Подгоренской СОШ №1

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

П.г.т. Подгоренский

2008 год

Цели:

    Расширить представления учащихся о художественном мире В.Каверина на материале романа «Два капитана».
    Формировать у школьников представления о смысле человеческой жизни, ее ценностях.
    Воспитание чести и долга.
    Воспитание эстетического вкуса средствами художественного слова и музыки .

Эпиграф:

Чтение хороших книг открывает нам

затаенные в нашей собственной душе

мысли.

Ш.Пьермон

Ход занятия.

    Оргмомент.
    Вступительное слово учителя.

Приложение. Презентация. Слайд 2.


Дорогие ребята! На свете существует великое множество книг: научных и художественных, русских и зарубежных, старинных и современных, интересных, познавательных, ярких, запоминающихся…
В наш век высоких технологий и всеобщей компьютеризации, несмотря ни на что, ни один из нас не может обойтись без чтения. Великий мыслитель Д.Дидро как-то сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Это удивительно, но случайная встреча с хорошей книгой может навсегда изменить судьбу человеку. Ведь в книге заключена лучшая часть человека: его душа, и поэтому книга – это такой же предмет необходимости для людей, как хлеб, сон, воздух и солнце. Нельзя не согласиться с Шарлем Пьермоном, который утверждал, что чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли. Эти слова, ребята, станут эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору об одной замечательной книге и удивительном русском писателе, создавшем это уникальное произведение. Конечно, вы догадались, что речь идет о романе Вениамина Каверина «Два Капитана». Ребята, готовясь к нашей сегодняшней встрече, я вновь перечитала этот роман и вновь волновалась и радовалась встрече с книгой. Очень хочу, чтобы эта хорошая книга стала и для вас открытием, заставила вас остановиться и оглянуться, посмотреть на себя со стороны: каким я расту и живу на земле? Что со мной происходит? Пришла пора, дорогие друзья, ставить такие вопросы и отвечать на них. На сегодняшнем занятии мы с вами поучимся этому, а еще будем формировать свой читательский вкус и умение понимать писателя. III. Слово о Вениамине Каверине.

Приложение. Слайд 3.


Ребята, давайте поближе познакомимся с писателем Вениамином Александровичем Кавериным. Вот его портрет. Обратите внимание, как ласково и мудро на этом серьезном, сосредоточенном лице светятся глаза, каким добром и вниманием веет от всего облика этого удивительного человека. Девизом жизни Вениамина Каверина стали слова: «Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах». Именно этими жизненными принципами дорожил писатель и руководствовался ими всю свою жизнь. Сообщение ученика о биографии В.Каверина.

Каверин Вениамин Александрович (1902 - 1989), прозаик.

Родился 6 апреля 1902 года в Пскове в семье музыканта. В 1912 поступил в псковскую гимназию. "Друг моего старшего брата Ю.Тынянов, впоследствии известный писатель, был моим первым литературным учителем, внушившим мне горячую любовь к русской литературе", - напишет Каверин. Шестнадцатилетним юношей он приехал в Москву и в 1919 закончил здесь среднюю школу. Писал стихи. В 1920 перевелся из Московского университета в Петроградский, одновременно поступив в Институт восточных языков, окончил оба. Был оставлен при университете в аспирантуре, где в течение шести лет занимался научной работой и в 1929 защитил диссертацию.. В 1921 вместе с М.Зощенко, Н.Тихоновым, Вс. Ивановым был организатором литературной группы "Серапионовы братья". Впервые напечатался в альманахе этой группы в 1922 (рассказ "Хроника города Лейпцига за 18... год"). В это же десятилетие им написаны рассказы и повести ("Мастера и подмастерья" (1923), "Бубновая масть" (1927), "Конец Хазы" (1926), повесть о жизни ученых "Скандалист, или Вечера на Васильевском острове" (1929). Решил стать профессиональным писателем, окончательно посвятив себя литературному творчеству В 1934 - 36 пишет свой первый роман "Исполнение желаний", в котором ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Это удалось, роман имел успех. Самым популярным произведением Каверина стал роман для юношества - "Два капитана", первый том которого был завершен в 1938. Начавшаяся Отечественная война остановила работу над вторым томом. Во время войны Каверин писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. По его просьбе был направлен на Северный флот. Именно там, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом "Двух капитанов". В 1944 второй том романа был опубликован. В 1949 - 56 работал над трилогией "Открытая книга", о становлении и развитии микробиологии в стране, о целях науки, о характере ученого. Книга завоевала популярность у читателя. В 1962 Каверин опубликовал повесть "Семь пар нечистых", рассказывающую о первых днях войны. В этом же году была написана повесть "Косой дождь". В 1970-е создал книгу воспоминаний "В старом доме", а также трилогию "Освещенные окна", в 1980-е - "Рисунок", "Вечерний день". Умер В.Каверин 2 мая 1989.

Приложение. Слайд 4.

Учитель: О ком бы и о чем бы ни писал Каверин, он повествует о том, что его увлекает, и о том, что он хорошо знает. Дружба – главная тема, на протяжении всей жизни писателя она слишком много значила для него самого. «Потерянное время – это не неудавшаяся работа или неисполнившееся желание, а годы, когда не видишь друзей». Книги В.Каверина (по слайду 4).
IV. «Два капитана» - книга на все времена». Книжная выставка.

Приложение. Слайд 5.


Вы прочли одно из лучших произведений В.Каверина. Роман «Два капитана» - возвышенная и романтическая история о любви молодых людей, в которой, как в капле воды отразилась великая история великой страны. В ней переплелись любовь и ненависть, героизм и предательство, романтика и вера в справедливость. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» - под этим девизом мальчик- сирота Саня Григорьев, преодолев все трудности, находит свое место в жизни.
Сообщение ученика о книге «Два капитана».
Первый том романа В. Каверина "Два капитана" был впервые опубликован в 1938 году, второй том вышел в свет в 1944 году. Книга издавалась несколько сот раз; была переведена более чем на 10 иностранных языков; ею зачитывались дети и взрослые. В 1946 году за книгу "Два капитана" Каверин был удостоен Государственной премии СССР. Сюжет книги основан на реальных событиях. История Сани Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева, впоследствии известного генетика, профессора Ленинградского университета. В. Каверин познакомился с ним в середине 30-х годов, и эта встреча подтолкнула писателя к созданию книги. "Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною", - признавался автор. Еще одним прототипом главного героя стал военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. именно он посвятил писателя в тайны летного мастерства. Образ капитана Татаринова заставляет вспомнить сразу о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: одну, на судне "Св. Фока", возглавил Георгий Седов; вторую - Георгий Брусилов на шхуне "Св. Анна", и третьей, на боте "Геркулес", руководил Владимир Русанов. Все три закончились трагически: их руководители погибли, а вернулся из плавания только "Св. Фока". Экспедиция на шхуне "Св. Мария" в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут "Св. Анны", но внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым. Слова "Бороться и искать, найти и не сдаваться" являются цитатой из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона. Они высечены на могиле полярного исследователя Роберта Скотта, погибшего в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса. V. Листая страницы великой книги…

Приложение. Слайд 6.



Ребята, я надеюсь, что вы получили удовольствие, читая «Двух капитанов». Знаете, несомненный признак всякой хорошей книги заключается в том, что она нравится тем больше, чем человек чаще к ней обращается. Давайте сегодня, мои дорогие, полистаем еще раз страницы этой удивительной книги, вспомним понравившиеся эпизоды, испытаем радость от общения с любимыми героями. Я предлагаю вам разбить наши воспоминания на несколько частей, названия которых вы видите на экране. 1. Итак, «Старые письма»… Сообщение ученика. Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях… Саня живет в Энске с родителями и сестрой Сашей. По нелепой случайности Саниного отца обвиняют в убийстве и арестовывают. О настоящем убийце знает только маленький Саня, но из-за немоты, от которой лишь позже избавит его чудесный доктор Иван Иванович, он ничего не может сделать. Отец умирает в тюрьме, через какое-то время мать выходит замуж. Отчим оказывается жестоким и подлым человеком, который мучает и детей, и жену. После смерти матери тетя Даша и сосед Сковородников решают отправить Саню с сестрой в приют. Тогда Саня и его друг Петя Сковородников бегут в Москву, а оттуда - в Туркестан. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - эта клятва поддерживает их в пути. Мальчики пешком добираются до Москвы, но Петькин дядя, на которого они рассчитывали, ушел на фронт. После трех месяцев почти бесплатной работы у спекулянтов им приходится скрываться от проверки. Петьке удается бежать, а Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда - в школу-коммуну. Сане нравится в школе: он читает и лепит из глины, у него появляются новые друзья - Валька Жуков и Ромашка. 2. Татариновы. Сообщение ученика. Однажды Саня помогает донести сумку незнакомой старушке, которая живет в квартире заведующего школой Николая Антоновича Татаринова. Здесь же Саня встречает Катю, хорошенькую, но несколько склонную «задаваться» девочку с косичками и темными живыми глазами. Через некоторое время Саня вновь оказывается в знакомом доме Татариновых.. Квартира Татариновых становится для Сани «чем-то вроде пещеры Али-Бабы с её сокровищами, загадками и опасностями». Нина Капитоновна, которой Саня вовсю помогает по хозяйству и которая кормит его обедами, - «сокровище»; Марья Васильевна, «ни вдова, ни мужняя жена», которая всегда ходит в черном платье и часто погружается в тоску, - «загадка»; а «опасность» - Николай Антонович, как выяснилось, двоюродный дядя Кати. Любимая тема рассказов Николая Антоновича - двоюродный брат, то есть муж Марьи Васильевны, о котором он «всю жизнь заботился» и который «оказался неблагодарным». Николай Антонович уже давно влюблен в Марью Васильевну, но пока та «безжалостна» к нему, скорее её симпатию вызывает иногда приходящий в гости учитель географии Кораблев. Хотя, когда Кораблев делает Марье Васильевне предложение, он получает отказ. В тот же день Николай Антонович собирает дома школьный совет, где Кораблев резко осуждается. Решено ограничить деятельность учителя географии - тогда он обидится и уйдет, Саня сообщает Кораблеву обо всем услышанном, но в результате Николай Антонович выгоняет Саню из дома. Обиженный Саня, заподозрив Кораблева в предательстве, покидает коммуну. Пробродив по Москве целый день, он совершенно разболевается и попадает в больницу, где его вновь спасает доктор Иван Иванович. 3. Катин отец. Сообщение ученика. Прошло четыре года - Сане семнадцать лет. В школе идет театральное представление, именно здесь Саня вновь встречает Катю и раскрывает ей свою тайну: уже давно он готовится стать летчиком. Саня наконец узнает от Кати историю капитана Татаринова. В июне двенадцатого года он, заехав в Энск попрощаться с семьей, вышел на шхуне «Святая Мария» из Петербурга во Владивосток. Экспедиция не вернулась. Мария Васильевна безрезультатно посылала прошение о помощи царю: считалось, что если Татаринов погиб, то по собственной вине: он «небрежно обращался с казенным имуществом». Семья капитана переехала к Николаю Антоновичу. Саня часто встречается с Катей: они вместе ходят на каток, в зоопарк. На школьном балу Саня и Катя остаются наедине, но их разговору мешает Ромашка, который затем обо всем докладывает Николаю Антоновичу. Саню больше не принимают у Татариновых, а Катю отправляют к тетке в Энск. Саня избивает Ромашку, оказывается, и в истории с Кораблевым именно он сыграл роковую роль. И все же Саня раскаивается в своем поступке - с тяжелым чувством он уезжает в Энск. В родном городе Саня находит и тетю Дашу, и старика Сковородникова, и сестру. Еще раз Саня перечитывает старые письма - и вдруг понимает, что они впрямую относятся к экспедиции капитана Татаринова! С волнением Саня узнает, что не кто иной, как Иван Львович Татаринов, открыл Северную землю и назвал её в честь своей жены Марьи Васильевны, что именно по вине Николая Антоновича, этого «страшного человека», большая часть снаряжения оказалась негодной. Строки, в которых прямо названо имя Николая, размыты водой и сохранились лишь в памяти Сани, но Катя верит ему. Саня твердо и решительно обличает Николая Антоновича перед Марьей Васильевной и даже требует, чтобы именно она «предъявила обвинение». Только потом Саня понимает, что этот разговор окончательно сразил Марью Васильевну, убедил её в решении покончить с собой, ведь Николай Антонович к тому времени уже был её мужем… Врачам не удается спасти Марью Васильевну: она умирает. На похоронах Саня подходит к Кате, но та отворачивается от него. Николаю Антоновичу удалось убедить всех в том, что речь в письме шла совсем не о нем, а о каком-то «фон Вышимирском» и что Саня виновен в смерти Марьи Васильевны. Сане остается только усиленно готовиться к поступлению в летную школу, чтобы когда-нибудь найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту. 4. Дневник штурмана. Бороться и искать! Сообщение ученика. Последний раз увидевшись с Катей, Саня Григорьев уезжает учиться в Ленинград. Он занимается в летной школе и одновременно работает на заводе. Наконец Саня добивается назначения на Север. В городе Заполярье он встречается с доктором Иваном Ивановичем, тот показывает ему дневники штурмана «Святой Марии» Ивана Климова, умершего в 1914 году в Архангельске. Терпеливо расшифровывая записи, Саня узнает о том, что капитан Татаринов, отправив людей на поиски земли, сам остался на корабле. Штурман описывает тяготы похода, с восхищением и уважением отзывается о своем капитане. Саня понимает, что следы экспедиции нужно искать именно на Земле Марии. От Вали Жукова Саня узнает о некоторых московских новостях: Ромашка стал «самым близким человеком» в доме Татариновых и, кажется, «собирается жениться на Кате». Саня постоянно думает о Кате - он решает поехать в Москву. А пока они с доктором получают задание лететь в глухое становище Ванокан, но попадают в пургу. Благодаря вынужденной посадке Саня находит багор со шхуны «Святая Мария». Постепенно из «осколков» истории капитана составляется стройная картина. 5. Найти и не сдаваться! Сообщение ученика. В Москве Саня планирует выступить с докладом об экспедиции. Но ему мешает Николай Антонович Татаринов. Катя покидает дом Татариновых. Теперь она геолог, начальник экспедиции. Саня возвращается на Север. Проходит пять лет. Саня и Катя, теперь Татаринова-Григорьева, живут то на Дальнем Востоке, то в Крыму, то в Москве. В конце концов они поселяются в Ленинграде. Саня участвует в войне в Испании, а затем, когда начинается Великая Отечественная война, отбывает на фронт. Однажды Катя вновь встречает Ромашку, и тот рассказывает ей о том, как он, спасая раненого Саню, пытался выбраться из окружения немцев и как Саня пропал. Катя не хочет верить Ромашке, в это трудное время она не теряет надежды. И действительно Ромашка врет: на самом деле он не спас, а бросил тяжело раненого Саню, отобрав у него оружие и документы. Сане удается выбраться: он лечится в госпитале, а оттуда отправляется в Ленинград на поиски Кати. В Ленинграде Кати нет, зато Саню приглашают лететь на Север, где уже тоже идут сражения. Саня, так и не найдя Катю ни в Москве, где он просто разминулся с ней, ни в Ярославле, думает, что она в Новосибирске. Во время успешного выполнения одного из боевых заданий экипаж Григорьева совершает вынужденную посадку недалеко от того места, где, по мнению Сани, нужно искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня находит тело капитана, а также его прощальные письма и отчеты. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю. Летом 1944 г. Саня и Катя проводят отпуск в Москве, где видятся со всеми друзьями. Сане нужно выполнить два дела: он дает показания по делу осужденного Ромашова, а в Географическом обществе с большим успехом проходит его доклад об экспедиции, об открытиях капитана Татаринова, о том, из-за кого эта экспедиция погибла. Николай Антонович с позором изгоняется из зала. В Энске семья вновь собирается за столом. Старик Сковородников в своей речи объединяет Татаринова и Саню и говорит о том, что «такие капитаны двигают вперед человечество и науку». VI. Капитан Татаринов.

Приложение. Слайд 7.


Друзья, перед нашими глазами пролетела история жизни героев Каверина и история всей страны. На мой взгляд, нельзя не остановиться подробнее на образе человека, который не пожалел собственной жизни во имя Родины. Это настоящий герой капитан Татаринов. Сообщение ученика. Каверин не просто придумал героя своего произведения капитана
Татаринова. Он воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. Одним из них был Седов. У другого он взял фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф «Святой Марии» совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской «Святой Анны». Итак, как рос Иван Львович Татаринов? Это был мальчик, родившийся в бедной рыбачьей семье на берегу Азовского моря. В юности он ходил матросом на нефтеналивных судах между Батуми и Новороссийском. Потом выдержал экзамен на «морского прапорщика» и служил в Гидрографическом управлении, с гордым равнодушием перенося высокомерное непризнание офицерства. Татаринов много читал, делал заметки на полях книг. Он спорил с великим путешественником Нансеном. То капитан был «совершенно согласен», то «совершенно не согласен» с ним. Он упрекал его в том, что, не дойдя до полюса каких-нибудь четырехсот километров, Нансен повернул к земле. Гениальная мысль: «Лёд сам решит свою задачу» была записана там. На листке пожелтевшей бумаги, выпавшей из книги Нансена, было написано рукой Иван Львович Татаринова: «Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». Он хотел, как Нансен, пройти возможно, дальше на север с дрейфующим льдом, а потом добраться до полюса на собаках. В середине июня 1912 года шхуна «Св.Мария» вышла из Петербурга во Владивосток. Сначала корабль шел по намеченному курсу, но в Карском море «Св.Мария» замерзла и медленно стал двигаться на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей капитан должен был отказаться от первоначального намерения – пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. «Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня», - писал он в письме жене. Лед был даже в каютах, и каждое утро приходилось вырубать его топором. Это было очень тяжелое путешествие, но все люди хорошо держались и, вероятно, справились бы с задачей, если бы не задержались со снаряжением, и если бы это снаряжение не было таким плохим. Всеми своими неудачами команда обязана была предательству Николая Антоновича Татаринова. Из шестидесяти собак, которых он продал команде в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить. «Мы шли на риск, мы знали, что идем на риск, но мы не ждали такого удара», - писал Татаринов - «Главная неудача – ошибка, за которую приходится расплачиваться ежедневно, ежеминутно, - та, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю…» Среди прощальных писем капитана оказались карта заснятой местности и деловые бумаги. Одной из них была копия обязательства, согласно которому капитан заранее отказывается от всякого вознаграждения, вся промысловая добыча по возвращении на «Большую землю» принадлежит Николаю Антоновичу Татаринову, капитан отвечает всем своим имуществом перед Татариновым в случае потери судна. Но несмотря на трудности, он успел сделать выводы из своих наблюдений и формулы, предложенные им, позволяют вычесть скорость и направление движения льдов в любом районе Северного Ледовитого океана. Это кажется почти невероятным, если вспомнить, что сравнительно короткий дрейф «Св.Марии» проходил по местам, которые, казалось бы, не дают данных для таких широких итогов. Капитан остался один, все его товарищи погибли, он больше не мог идти, мерз на ходу, на привалах, даже за едой не мог согреться, отморозил ноги. «Боюсь, что с нами кончено, и у меня нет надежды даже на то, что ты когда-нибудь прочтешь эти строки. Мы больше не можем идти, мерзнем на ходу, на привалах, даже за едой никак не согреться», - читаем мы его строки. Татаринов понимал, что скоро и его очередь, но совершенно не боялся смерти, потому, что сделал больше, чем в его силах, чтобы остаться в живых. Его история окончилась не поражением и безвестной смертью, а победой. В конце войны, делая доклад в Географическом обществе, Саня Григорьев сообщил, что факты, которые были установлены экспедицией капитана Татаринова, не потеряли своего значения. Так, на основании изучения дрейфа ученые предположили существование неизвестного острова между 78-й и 80-й параллелями, и этот остров был открыт в 1935 году. Постоянный дрейф, установленный Нансеном, был подтвержден путешествием капитана Татаринова, а формулы сравнительного движения льда и ветра представляют собой огромный вклад в русскую науку. Были проявлены фотопленки экспедиции, полежавшие в земле около тридцати лет. На них он предстает нам - высокий человек в меховой шапке, в меховых сапогах, перетянутых под коленями ремешками. Он стоит, упрямо склонив голову, опершись на ружье, и мертвый медведь, сложив лапы, как котенок, лежит у его ног. Эта была сильная, бесстрашная душа! Все встали, когда он появился на экране, и такое молчание, такая торжественная тишина воцарилась в зале, что никто не смел даже вздохнуть, не то, что сказать хоть слово. « …Горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то, что помогли, а хотя бы не мешали. Одно утешение – что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли…» - читаем мы строки, написанные отважным капитаном. Он назвал землю именем своей жены, Марьи Васильевны. Учитель: Мужественный и ясный характер, чистота мысли, ясность цели - все это обличает человека большой души. И похоронен капитан Татаринов, как герой. Заходящие в Енисейский залив корабли издали видят его могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек. Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца. На высоте человеческого роста высечены следующие слова: «Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Вот почему все герои повести считают И.Л. Татаринова героем. Потому что он был бесстрашным человек, боролся со смертью и,несмотря ни на что. добился своей цели.
VII. Саня Григорьев. Ребята, после всего сказанного о жизни и подвиге второго капитана из книги Каверина, Сани Григорьева, лучшим дополнением к характеристике этого образа будет песня «Капитаны собственной судьбы».

Приложение. Слайд 8.


    Береги честь смолоду.
- Ребята, к какому произведению русской литературы относится эпиграф: «Береги честь смолоду»? - Да, конечно же, это повесть Пушкина «Капитанская дочка». Что общего в этих двух произведениях? Что объединяет главных героев А.С.Пушкина и В.А.Каверина? - Давайте попытаемся провести параллели между героями произведений и найти соответствие между образами в повести Пушкина и в «Двух капитанах» В.Каверина.

Приложение. Слайд 9.


- Размышляя о поступках, которые совершают герои произведений, мы постоянно возвращаемся к слову «честь». В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет слово «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». - Является ли честь качеством сугубо дворянским или же то общечеловеческое понятие? Докажите свою мысль, опираясь на роман «Два капитана». IX. Музей великой книги.

Приложение. Слайд 10.


Такое бывает редко. Но если случается, то это свидетельство всенародной любви и признательности. Я говорю о памятнике героям романа В.Каверина «Два капитана». Памятник установлен в 1995 году в Пскове, родном городе писателя. А в Псковской областной библиотеке создан музей этой книги…

X. «Норд-ост»

Приложение. Слайд 11.


19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-ост», созданного по мотивам «Двух капитанов» Каверина. Этот мюзикл доказал на собственном примере, что не только на Бродвее, но и в Москве можно годами играть спектакль, каждый день собирая полные залы. На «Норд-ост» принято было приходить всей семьей: люди разных поколений находят в этом спектакле важное и интересное для себя. До сих пор никто в нашей стране не повторил такого успеха: в Москве в течение 15 месяцев мюзикл был показан 411 раз. В 2003 году «Норд-ост» получил театральную премию «Золотая маска».

XI. Послесловие…

Приложение. Слайд 12.


Чтение текста по слайду.

Ребята, надеюсь, что вы получили удовольствие от нашей встречи с романом «Два капитана». А главное, мне очень хочется надеяться, что книга никого из вас не оставила равнодушным…

Краткая биография

Каверин Вениамин Александрович (настоящая фамилия Зильбер) (1902- 1989), писатель.

Родился 19 апреля 1902 г. в Пскове в семье военного музыканта. Учился в Псковской гимназии, школу закончил в Москве.
В 1920 г. переехал в Петроград; занимался одновременно на историко-философском факультете Петроградского университета и в Институте восточных языков (окончил в 1923- 1924 гг.).
С молодости Каверин дружил с писателем Ю. Н. Тыняновым, на сестре которого был женат; именно Тынянов посоветовал ему после неудачных поэтических опытов обратиться к прозе.
Уже первый его рассказ «Одиннадцатая аксиома» (1920 г.) привлёк внимание М. Горького. В 1921 г. Каверин вошёл в группу «Серапионовы братья», объединившую молодых литераторов. В их альманахе появилась повесть «Хроника города Лейпцига за 18… год», написанная Кавериным в духе Э. Т. А. Гофмана.
Напряжённую писательскую работу Вениамин Александрович совмещал с занятиями наукой; в 1929 г. он защитил кандидатскую диссертацию по филологии.
В годы Великой Отечественной войны Каверин был фронтовым корреспондентом на Северном флоте. Многие эпизоды военной жизни позже легли в основу его рассказов. После победы писатель жил в Москве.
В литературе он занимал независимую позицию, его высказывания в защиту свободы творчества, о необходимости уважения к писательскому труду вызывали недовольство у властей. В своих книгах он ставил вечные вопросы борьбы добра и зла, любви и ненависти, научной честности и приспособленчества. Его произведения отличаются захватывающими сюжетами, в них действуют яркие герои, причудливо переплетаются судьбы и обстоятельства.
Славу Каверину принесли романы «Исполнение желаний» (1934-1936 гг.), «Два капитана» (1938-1944 гг.), «Открытая книга» (1949-1956 гг.).
За «Два капитана» он получил Сталинскую премию (1942 г.); книга выдержала десятки изданий, две экранизации. На сюжет романа поставлен мюзикл «Норд-Ост» (2002 г.).
Каверину принадлежат также повести «Двойной портрет» (1964 г.), «Школьный спектакль» (1968 г.), «Верлиока» (1982 г.), «Загадка» (1984 г.); романы «Перед зеркалом» (1972 г.) - о русской художнице- эмигрантке, «Двухчасовая прогулка» (1978 г.) - о проблеме нравственности в науке, «Над потаённой строкой» (1989 г.) - о военной поре.
До конца жизни он писал мемуары «Письменный стол».
Умер 2 мая 1989 г. в Москве.

Цитаты

Правду трудно доказывать именно потому, что она не требует доказательств.

Когда в жизни случается неприятность, нужно только объяснить себе ее причину - и на душе станет легче.

В основе одиночества лежат разочарование, ненависть, злоба.

Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению.

Каждый человек – загадка не только для других, для себя. Увидеть себя со стороны удается немногим, и те, кому это удается, иногда приходят к ложным представлениям, оправдывая то, что не заслуживает оправдания.

Интересные факты о романе В.А. Каверина «Два капитана»

Девиз романа - слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения «Улисс» английского поэта Альфреда Теннисона (в оригинале: To strive, to seek, to find, and not to yield).

Эта строка также выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу, на вершине холма Обсервер.

Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым, которая произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство - с удивительной определенностью цели, - вспоминал писатель. - Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашёв рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

И история Сани Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева впоследствии известного генетика, профессора Ленинградского университета. «Даже столь необычные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною», - признался автор- «Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, потом юноши и взрослого человека сохранены в «Двух капитанах». Но детство его проходило на Средней Волге, школьные годы – в Ташкенте – места, которые я знаю сравнительно плохо. Поэтому я перенёс место действия в свой родной городок, назвав его Энском. Недаром же мои земляки легко разгадывают подлинное название города, в котором родился и вырос Саня Григорьев! Мои школьные годы (последние классы) протекли в Москве, и нарисовать в своей книге московскую школу начала двадцатых годов я мог с большей верностью, чем ташкентскую, которую не имел возможности написать с натуры.»

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Яковлевич Клебанов, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства. Из биографии Клебанова писатель взял историю полёта в становище Ванокан: в пути неожиданно началась пурга, и катастрофа была неминуема, если бы лётчик не использовал придуманный им тут же способ крепления самолёта.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна» под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес» с участием Владимира Русанова.

«Для моего «старшего капитана» я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – всё, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей «Св. Марии» совершенно точно повторяет дрейф брусиловской «Св. Анны». Дневник штурмана Климова, приведённый в моём романе, полностью основан на дневнике штурмана «Св. Анны», Альбакова – одного из двух, оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции» - писал Каверин.

Несмотря на то, что книга вышла в годы расцвета культа личности и в целом выдержана в героической стилистике соцреализма, имя Сталина упоминается в романе всего один раз (в главе 8 части 10).

Героям романа «Два капитана» в 1995 году установлен памятник в родном городе автора, Пскове (выведен в книге под названием Энск).

18 апреля 2002 года в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана».

В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа Площадью «Двух капитанов». Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова. Кроме того, именно в Полярном состоялась финальная встреча главных героев романа - Кати Татариновой и Сани Григорьева

Программа VI Каверинских чтений, посвященных 110-летию В.А.Каверина и 10-летию музея романа «Два капитана»

10.00 Возложение цветов к памятнику «Два капитана».
10.30 - 13.00 Открытие чтений. Пленарное заседание . Место проведения: г. Псков, ул. Некрасова, дом 24, актовый зал филологического факультета Псковского государственного университета.
  • Приветственное слово председателя Государственного комитета Псковской области по культуре Голышева Александра Ивановича;
  • Приветственное слово внучки В.А.Каверина Бердиковой Татьяны Владимировны.
В.КАВЕРИН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
  • «Пушкинское происхождение псевдонима «В.Каверин». Степанова Татьяна Алексеевна, заведующая отделом, Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина
  • «Честь и бесчестие: к проблеме концепции личности в ранних романах В.Каверина». Лавренева Любовь Трифоновна, докторант Даугавпилсского Университета (Латвия)
  • «Сады Пскова в творчестве Каверина и его современников». Разумовская Аида Геннадьевна, доктор наук, доцент кафедры литературы Псковского государственного университета
  • «Образ музыканта в творчестве Каверина». Эйвазова Жанна Рагифовна, аспирант кафедры литературы Псковского государственного университета
  • «В.Каверин. 1963 год: новое зрение». Азере Дина, докторант Даугавпилсского университета (Латвия)
  • «Сложные страницы советской истории в творчестве Вениамина Каверина: «Черная книга». Пасман Татьяна Борисовна, координатор образовательных программ Центра гражданского образования ПОИПКРО, г. Псков
  • «Айсберг художественного текста». Круглова Татьяна Эдуардовна, главный библиотекарь, Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина

13.00-14.00 Перерыв на обед


14.00 - 18.00 Продолжение пленарного заседания . Место проведения: г.Псков, Октябрьский пр., дом 7А, Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина, читальный зал, II этаж

ОЧАРОВАННЫЕ ПСКОВОМ

  • «Очарованные Псковом». Медников Михаил Михайлович, председатель Клуба краеведов, Псков
  • «Культурная жизнь провинции в конце 19 - начале 20 века: издание кадетских журналов». Старовойтова Ольга Рафаэльевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств
  • «Архиепископ Арсений (Стадницкий): к истории создания церковного музея». Медникова Татьяна Викторовна, ученый секретарь Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея - заповедника
  • «Подвижница. Памяти Аллы Алексеевны Михеевой». Волкова Наталья Степановна, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина
  • «Улице Каверина - быть!». Левин Натан Феликсович, почетный гражданин г. Пскова, краевед
  • «Десять лет музея романа «Два капитана». История успеха». Чернокожева Галина Артуровна, главный библиотекарь, руководитель Музея романа «Два капитана», Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина
  • «Ученица ленинградской школы Лариса Михеенко - псковская партизанка: результаты исследовательской и поисковой работы музея школы № 106 Санкт-Петербурга в Пустошкинском районе Псковской области». Король Алиса Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе УВР ГБОУ школы № 106 Приморского района Санкт-Петербурга
  • «Общественная жизнь Пскова начала ХХ века». Торгашева Елена, студентка 5 курса филологического факультета Псковского государственного университета
  • «Культурная жизнь Пскова начала ХХ века». Магера Никита, студент 5 курса филологического факультета Псковского государственного университета
  • «Литература начала ХХ века. Псковские авторы». Саломатова Екатерина, студентка 5 курса филологического факультета Псковского государственного университета

12.00 Заседание клуба «Два капитана», посвященное памяти Станислава Золотцева

Место проведения: Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина, читальный зал, II этаж 27 апреля 11.00 Подведение итогов и награждение победителей регионального литературно-художественного конкурса «Сумка почтальона»


12.00 - 15.00 Экскурсия в Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей - заповедник «Изборск».

18 февраля в детской библиотеке-филиале № 4 (ул. Видова, 123) прошла литературная игра «По страницам романа В.Каверина «Два капитана» . Главный библиотекарь Исаенко Маргарита Владимировна на предыдущем мероприятии «Во имя истины», прошедшем 21 января, рассказала читателям 8 «В» класса МАОУ СОШ № 40 о замечательном писателе Вениамине Александровиче Каверине (настоящая фамилия Зильбер) и его самой известной книге «Два капитана», ставшей настоящим учебником жизни для нескольких поколений наших соотечественников. Роман был настолько популярен, что в те годы многие школьники на уроках географии доказывали, что Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а герой Каверина капитан Татаринов. Конечно, нынешние школьники не так эмоционально реагируют на события, описанные в романе, и не любят читать толстые книги, тем не менее, их тоже заинтересовали сюжет и герои. После месяца подготовки в стенах библиотеки встретились две команды восьмиклассников: «Святой Фока» и «Святая Мария». Капитаном первой стал Каминский Александр, второй – Морозова Ирина. Разминка с помощью блиц-вопросов сразу же дала возможность команде Александра выдвинуться вперед. Второй этап игры «Ответьте на вопросы» показал, что чтение текста книги и знакомство по Интернету с содержанием романа – все-таки разные вещи. Не запомнили восьмиклассники школьное прозвище Сани Григорьева, не смогли применить логику и эрудицию в ответе на вопрос: «Откуда Каверин взял свой псевдоним?».
Однако были и такие участники игры, которые порадовали нас не только знанием содержания романа, но и вниманием к отдельным деталям и предметам, окружавшим главных героев. Они-то и помогли команде Александра вновь отличиться в конкурсе «Узнайте предмет». Легко узнали компас капитана Татаринова, монтерский нож Сани, из-за потери которого был арестован и умер в тюрьме его отец. Но возникли сложности с фотографией Валерия Чкалова, не смогли участники игры вспомнить книгу И.Тургенева «Записки охотника», которую Саня все же прочитал, хотя она ему не нравилась. Конкурс капитанов заставил задуматься Александра и Ирину. Они не смогли полностью ответить на вопросы: «Какие правила Саня установил для развития своей воли?», «Заслуги капитана Татаринова перед страной» и воспользовались помощью команд. Конечно, невозможно такой объемный и многоплановый роман, как «Два капитана», охватить двумя мероприятиями: осталось много недосказанного. Желание продолжить игру и азарт, с которым подростки искали ответы, показал, что книга Каверина заинтересовала восьмиклассников, хотя путь к ней лежал не через собственное желание ее прочитать, а через рекомендации и эмоции библиотекаря и преподавателя литературы Нарижней Александры Львовны.

error: Content is protected !!