Биография муслима магомаева и его личная жизнь. Любовная история Муслима Магомаева: его жизнь с женой была полна драматических эпизодов, но супруги выстояли и прожили вместе тридцать лет. «Юноша из Баку покоряет мир»

Несостоявшаяся певица Марина Магомаева проживает в США с мужем Александром Козловским и сыном Алленом.

Дочь знаменитого советского и российского певца Марина могла сделать блестящую карьеру певицы. Об этом когда-то мечтал ее прославленный отец. Однако еще в 16-летнем возрасте вместе с мамой она уехала в Америку и с тех пор живет за океаном, предпочтя жизнь домохозяйки, занимающейся семьей и сыном.

Марина Магомаева-Козловская родилась в первом браке певца. Еще учась в Бакинском музыкальном училище, Магомаев страстно влюбился в свою однокурсницу Офелию. Молодому артисту тогда было восемнадцать лет. Пара поженилась, но через год брак распался, его не спасло даже рождение дочери.

В одном из интервью Марина рассказывала: «В Баку снег редкое явление, а когда я родилась выпал снег, и папа назвал меня Снегурочкой. Это имя прикрепилось ко мне. Я была маленькой, а папа казался мне высоким и очень веселым. Он любил балагурить».

Марина окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Отец мечтал выступать на одной сцене с дочерью, и хоть она его и разочаровала, Магомаев никогда не упрекал Марину. Дружеские отношения с ней он ценил больше всего.

В настоящий момент она живет в Америке вместе с близкими - мужем Александром Козловским (сыном автора слов песни «Синяя вечность») и наследником Алленом.

В эфире передачи «Сегодня вечером» показали интервью с внуком знаменитого артиста. «Помню дачу, помню Муслима, хотя мне было всего четыре года. Помню, как я купался в бассейне, а Муслим ходил рядом и дирижировал», - вспомнил внук Магомаева Аллен.

Певица считает дочь мужа от первого брака очень талантливой. После того, как Магомаев развелся с ее матерью Офелией, он продолжил общаться с наследницей.

«Это не то слово. Но это уже было общение взрослого человека с подрастающей дочерью, которая уже стала соображать, что такое музыка. Она очень музыкальная, но закончила почему-то географический институт... А Алекс, между прочим, певец. У него в молодости был звонкий, красивый голос. Но потом он вырос и решил стать мужем дочери Муслима. Алекс уехал в Америку и увез туда Марину. Сейчас она работает мамой», - рассказала Синявская в программе «Сегодня вечером», которая была посвящена памяти легендарного исполнителя и композитора.

В студии передачи собрались родные и близкие артиста, которые поделились воспоминаниями о нем.

Муслим Магомаев. "Сегодня вечером"

Представляем читателям Trend Life историю взаимоотношений великого азербайджанского певца Муслима Магомаева с первой женой Офелией и единственной дочерью Мариной. Первый брак длился всего год, родилась дочь... Сейчас Марина живет в США с мужем и маленьким сыном. Мальчику дано несколько имен, и одно из них - Муслим.

Муслиму Магомаеву было 18 лет, и уже в эти годы юноша пользовался бешеным успехом у девушек. Он учился в Бакинском музыкальном училище, где познакомился с однокурсницей, красавицей с романтическим именем Офелия, и решил на ней жениться. Бабушку Байдигуль Муслима это так напугало, что она спрятала паспорт любимого внука, чтобы тот "сдуру не женился".

Спрятанный паспорт и тайный брак

"Беззаботная юность кончилась - я влюбился, - вспоминал Муслим Магомаев. - Все как в песне: я встретил девушку, полумесяцем бровь... Мы стали встречаться. Дядя и тетя, зная о моем увлечении и зная мой характер, почувствовали неладное. Но по своей природной деликатности дядя Джамал не решался затевать со мной мужской разговор, а я еще не считал нужным открываться дяде. И вот в один прекрасный день у меня исчез паспорт. Похоже, это была рука бабушки: она вовремя уловила опасное мгновение - мы с Офелией как раз решили по¬жениться. В нашем дворе жила некая Ольга Каспаровна Чарская, в прошлом известная исполнительница старин¬ных романсов. Она была весьма общи¬тельная женщина и, если что-то рассказывала, то крича¬ла на весь двор. И вот бабушка спрятала мой паспорт именно у нее, так как понимала, что дома я все равно разыщу его. Соседка, в силу своей общительности, не могла долго хранить доверенную ей тайну, и все кончи¬лось тем, что я каким-то хитрым способом вернул пас¬порт".

19-летний Муслим все равно женился, причем тайно...

"Мы с Офелией расписались, ничего и никому не сказав. Я поставил перед фактом свою семью. Реакция сдер¬жанная, думал, будет хуже. Бабушка была расстроена, а погрустневший дядя ворчал:

Хочешь быть самостоятельным? Хорошо, давай по¬пробуй, ты уже взрослый. Но имей в виду, будешь пла¬каться - не поймем.

Я стал жить в семье Офелии. Ее отец, человек интеллигентный, ученый-химик, работал в Академии наук. Был он деликатный, скромный, а теща... Теща есть теща. Все полу¬чалось по закону семейных качелей. Очень скоро началось выяснение отношений. Мне надо было кормить нашу ма¬ленькую семью, пришлось срочно устраиваться на работу".

"Из тебя не выйдет хорошего мужа!"

В юношеском браке Муслиму приходилось, прямо скажем, несладко. Родня жены считала, что он не щадя себя должен зарабатывать деньги. Юноша же мечтал тогда петь в оперном театре, пусть и в маленьком. Но родственники супруги встречали эти желания Муслима в штыки. Самым невыносимым для певца были всегдашние упреки: "Из тебя не выйдет хорошего мужа!". Муслим был принят в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО. Но после этого, Офелия стала тяготиться сумасшедшим гастрольным графиком восходящей звезды. Молодая женщина хотела, чтобы муж всегда был с ней.

"С ансамблем мы ездили по разным городам, в том числе и по курортным. Везде был успех. В ансамбле мне платили по тем временам прилично. Гастрольная круговерть отвлекала меня от домашних неурядиц. Из поезд¬ки возвращаться домой не хотелось, разыгрывать роль благопристойного семьянина не позволял характер".

Затем в жизни певца зазвучали чеченские мотивы. По приглашению друзей вместе с Офелией он переехал работать в Грозный, на родину прадеда Ма¬гомета. Солиста Грозненской филармонии ждал успех... Но из-за жадности директора Муслим впервые в жизни оценил вкус обычного черного хлеба с килькой.

"В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы кормили клопов... Я напростужался в разъездах по аулам, наорался в горах так, что у меня пропал голос. Нашли для меня в Грозном хорошую врачиху - специалистку по иглоукалыванию. Через две недели от ее иголок или от молчания голос вернулся. Я запел. Но Офелия не выдержала такой нашей жизни и уехала домой, в Баку".

Ни¬щенское существование в Грозном надоело певцу, и через несколько месяцев он вернул¬ся в Баку, но не в семью Офелии, а поселился у Рамазана Халилова (дирек¬тор Бакинского оперного театра), племянника Узеира Гаджибекова, сына одной из сестер бабушки Байдигюль.

"После отъезда Офелии из Грозного в Баку я решил, что наша совместная жизнь закончилась, но, узнав, что жена ждет ребенка, вернулся в ее дом. У нас родилась дочка (1961 год), мы назвали ее Мариной... Но наша семейная жизнь не получалась... Впоследствии мы расстались..."

Это имя было выбрано отцом неслучайно. Еще в 13-летнем возрасте Муслим был влюблен в школьницу Марину и даже написал в ее честь песню, которую исполнял на школьных праздниках и вечеринках. В 70-х годах эта композиция стала хитом.

"Что тут сказать? - со вздохом вспоминал Муслим Магомаев об этой странице жизни. - Мальчик в 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Но я благодарен тем временам - наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу, чтобы не травмировать Марину... Жить мне стало совсем невмоготу. Меня стали заставлять где-то зарабатывать деньги. А я знал одно: мне надо петь в оперном театре, пусть в маленьком. А от меня ждали, что я уйду в какой-то коллектив, где больше платят. Но самое невыносимое - вечные причитания: "Из тебя не выйдет хорошего мужа".

"Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего..."

По свидетельству многих, за единственную дочку Муслим всегда платил "бешеные алименты". Сейчас Марина вместе с супругом Александром Козловским и матерью Офелией живут в США, в Огайо. У них растет семилетний сын - Ален, внук Муслима. Кстати, отец зятя Геннадий Козловский был другом Муслима, вместе они даже написали две песни.

"Потом друг уехал в Америку с семьей. К сожалению, он уже умер. Алик - очень хороший парень. Сначала они с Мариной долго общались по телефону, каждый день он звонил ей в Баку, а закончилось все свадьбой. Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего..."

Марина была очень близка с отцом, а Муслим бесконечно ценил дружеские отношения с дочерью. Хотя Марина окончила школу как пианистка, и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Отец с нежностью говорил: "У меня пре¬красная дочь Марина, уже взрослый человек. В свое вре¬мя дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии: видно из-за меня в семье жены появилась аллергия на музыку. Марина с отличием закончила школу как пиани¬стка, ей прочили прекрасное будущее музыканта, она по¬трясающе играет с листа... Но профессиональным музы¬кантом дочь не стала. Решила найти себя в другом. Я не имел права что-то навязывать ей, давать советы, а тем более вмешиваться в ее судьбу. У нас с ней дружеские отношения, и я бесконечно ценю это..."

Муслим мечтал выступать с дочерью на одной сцене.

"Если бы она жила со мной... Впрочем, как она могла жить со мной, ведь я очень долго вел скитальческую жизнь? Да и с ребенком на руках я был бы не свободен в творческой жизни. Так сложилось - Марина не стала музыкантом... Я убеждал дочь бросить свою географию, идти в консерваторию. Выступала бы со мной в концертах, аккомпанировала".

Они часто встречались. Или Марина с внуком прилетала в Москву или в Огайо любил приезжать знаменитый отец вместе с супругой Тамарой Синявской.

"У нас с Тамарочкой прекрасные отношения, - говорит Офелия. - То, что нас с Муслимом связывало, - было давно. Она же не уводила у меня мужа. Они встретились после нашего развода. Да и Марина ей как дочь. Она с внуком часто ездила к отцу..."

Марина попрощалась с отцом в Баку

29 октября... В зале Азербайджанской Государственной филармонии, в центре сцены, на постаменте, убранном белыми розами, установили закрытый гроб. Вдова - Тамара Синявская - с трудом сдерживает слезы. Ее успокаивает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Рядом навзрыд плачет Марина. Она из-за проблем с визой не смогла приехать на прощание с отцом в Москву, а прилетела сразу в Баку. Ее поддерживает муж - Алекс. Офелия очень хотела поехать на похороны, чтобы еще раз увидеть человека, которого так любила в молодости. Но осталась в США с внуком, говорят, здоровье не позволяет совершать дальние перелеты.

Тамара Синявская, вдова легендарного певца, категорически запретила рассказывать семилетнему Аллену о смерти его дедушки. Аллен очень любил своего дедушку и родные боялись, что для ребенка известие о его кончине станет сильнейшим стрессом. Аллен, у которого есть еще имя Муслим, пока не знает, что больше никогда не увидит своего доброго и великого дедушку...

В статье использованы материалы из книги Муслима Магомаева "Любовь моя - мелодия" и интервью певца из "Московского комсомольца"

Детство и юность

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Его отец - Магомет Магомаев , театральный художник, погиб на фронте за 15 дней до Победы, мать - Айшет Магомаева (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка. Дед по отцу - Абдул-Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки. О происхождении матери Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе, её отец по национальности был турком, а мать наполовину адыгейкой, наполовину русской. О происхождении отца он говорил, что мать его была татаркой (его бабушка Багдагуль-Джамал была родной сестрой Али и Ханафи Терегуловых), а кем по происхождению были предки по его отцу, неизвестно. Журналист Саид-Хамзат Гериханов в одной из своих статей пишет, что предки его отца, из тейпа вашендорой чеченского тукхума Шотой. Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать».

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, а сына оставила на воспитание дяде Джамалу Муслимовичу Магомаеву. Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист В. Ц. Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике». Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956-м году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя А. А. Милованова и его многолетнего концертмейстера Т. И. Кретинген (закончил в 1959 году).

Творческая деятельность

Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.

В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.

В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).

В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров - Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В конце 1960-х, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тысяч человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна, и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Выступление в Ростове-на-Дону стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.

Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.

Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.

В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах в 1968 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ) - «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.

В 1973 г. в возрасте 31 года, Магомаев получает звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР.

С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е и 1970-е популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

Гастролировал за рубежом (Франция, НРБ, ГДР, ПНР, Финляндия, Канада, Иран и др.).

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе - американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.

В 1997 г. в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт в Интернете. По поводу прекращения выступлений Муслим Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Был личным другом Гейдара Алиева. Входил в руководство Всероссийского азербайджанского конгресса.

Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.

Уход из жизни

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца, на руках у своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины подлинно великого артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии. Своё соболезнование выразили и многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали Муслима Магомаева и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, а 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. М Магомаева в Баку прошли церемонии прощания с певцом. В тот же день он был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.

Память

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника - народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева а территории Крокус Сити в Красногорске. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.

6 июля 2011 года в Баку на доме, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима Магомаева..

Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству приняла решение об установке памятника Муслиму Магомаеву в сквере по Леонтьевскому переулку, напротив здания посольства Азербайджана в Москве. Памятник должен был быть установлен за счёт ЗАО «Крокус-Интернешнл» с последующей передачей в дар городу. 3 февраля 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего памятника. Авторы памятника скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Воскресенский. 15 сентября 2011 года памятник М. Магомаеву был торжественно открыт.

Семья

Был женат на Тамаре Ильиничне Синявской, певице, народной артистке СССР. От первого брака с Офелией (1960), который распался через год, у Магомаева есть дочь - Марина. В настоящее время Марина живёт в США вместе с семьёй - мужем Александром Козловским и сыном Алленом.

Награды и звания

Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1964)
Народный артист Азербайджанской ССР (1971)
Народный артист СССР (1973)
Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР
Орден Почёта (17 августа 2002) - за большой вклад в развитие музыкального искусства
Орден Трудового Красного Знамени (1971)
Орден Дружбы народов (1980)
Орден «Независимость» (Азербайджан, 2002) - за большие заслуги в развитии азербайджанской культуры
Орден «Слава» (Азербайджан, 1997)
Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой»
Нагрудный знак «Шахтёрская слава» III степени
Орден «Сердце Данко» («Международный центр духовного единения» и «Совет общественных организаций Санкт-Петербурга и Москвы»), за выдающиеся достижения в деле развития российской культуры
Орден М. В. Ломоносова (Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, 2004)
Национальная премия имени Петра Великого (2005) - за выдающийся личный вклад в развитие культуры России
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Легенда» (2008).
Избирался депутатом ВС Азербайджанской ССР.

Роли в оперных театрах СССР

«Свадьба Фигаро» В. Моцарта
«Волшебная флейта» В. Моцарта
«Риголетто» Дж. Верди
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Отелло» Дж. Верди
«Тоска» Дж. Пуччини
«Паяцы» Р. Леонкавалло
«Фауст» Ш. Гуно
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского
«Князь Игорь» А. П. Бородина
«Алеко» С. В. Рахманинова
«Кёроглы» У. Гаджибекова
«Шах Исмаил» А. М. М. Магомаева
«Вэтэн» К. Караева и Д. Гаджиева.

Эстрадный репертуар

«Азербайджан» (М. Магомаев - Н. Хазри)
«Атомный век» (А. Островский - И. Кашежева)
«Бэлла Чао» (итальянская народная песня - русский текст А. Горохова) - звучит на итальянском и русском языках
«Берегите друзей» (А. Экимян - Р. Гамзатов)
«Благодарю тебя» ((А. Бабаджанян - Р. Рождественский))
«Будь со мной» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Бухенвальдский набат» (В. Мурадели - А. Соболев)
«Вечер на рейде» (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин)
«Вечерний эскиз» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Верни мне музыку» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский)
«Возвращение романса» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Восковая кукла» (С. Генсбур - русский текст Л. Дербенёва)
«Время» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Герои спорта» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Голубая тайга» (А. Бабаджанян - Г. Регистан)
«Давным-давно» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Далеко-далеко» (Г. Носов - А. Чуркин)
«Двенадцать месяцев надежды» (С. Алиев - И. Резник)
«Девушку чайкой зовут» (А. Долуханян - М. Лисянский)
«Долалай» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Донбасский вальс» (А. Холминов - И. Кобзев) (в дуэте с Э. Андреевой)
«Есть глаза у цветов» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнева)
«Загадай желание» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Звезда искусственного льда» (А. Ойт - Н. Добронравов)
«Звезда рыбака» (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов)
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Кони-звери» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Королева красоты» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Королева» (Г. Подэльский - С. Есенин)
«Кто отзовётся» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Лунная серенада» (А. Зацепин - О. Гаджикасимов)
«Лучший город земли» (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв)
«Любви негромкие слова» (В. Шаинский - Б. Дубровин)
«Любимая женщина» (И. Крутой - Л. Фадеев)
«Любимый город» (Н. Богословский - Е. Долматовский)
«Малая земля» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Маритана» (Г. Свиридов - Е. Аскинази)
«Марш нефтяников Каспия» (К. Караев - М. Светлов)
«Маскарад» (М. Магомаев - И. Шаферан)
«Мелодия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мир дому твоему» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Мне тебя не понять» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мой дом» (Ю. Якушев - А. Ольгин)
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Начало начал» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Наша судьба» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Не спеши» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Нет, так не бывает» (А. Островский - И. Кашежева)
«Нет худа без добра» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Новый день» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) - с Большим детским хором Гостелерадио п/у В. Попова
«Ноктюрн» (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)
«Огонь» (О. Фельцман - Н. Олев)
«Огромное небо» (О. Фельцман - Р. Рождественский)
«Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв - И. Макаров) - дуэт с супругой - Тамарой Ильиничной Синявской
«Падает снег» (С. Адамо - Л. Дербенёв)
«Передний край» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Песенка Гениального сыщика» (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Песенка Лепелетье» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Песенка Паганеля» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Песне моей поверь» (П. Бюль-Бюль оглы - М. Щербаченко)
«Песня о дружбе» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Песня прощения» (А. Попп - Р. Рождественский)
«Подмосковные вечера» (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский)
«Позднее счастье» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Позови меня» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский)
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Потому, что ты любишь меня» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Добронравов)
«Прекрасная, как молодость, страна» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) - дуэт с супругой - Тамарой Ильиничной Синявской
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Прощай, Баку!» (М. Магомаев - С. Есенин)
«Разве тот мужчина» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Раздумье» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Хазри)
«Романс Лапина» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«С любовью к женщине» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Свадьба» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Сердце на снегу» (А. Бабаджанян - А. Дмоховский)
«Серенада Дон Кихота» (Д. Кабалевский - С. Богомазов)
«Серенада Трубадура» (″Луч солнца золотого…″) (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Синяя вечность» (М. Магомаев - Г. Козловский)
«Скажи глазам твоим» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Рза, пер. М. Павловой)
«Слушай, сердце» (А. Островский - И. Шаферан)
«Солнцем опьянёный» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Стадион моей мечты» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Сумерки зелёные» (А. Мажуков - Е. Митасов)
«Сыновья Революции» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Торжественная песня» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Ты ко мне не вернёшься» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Улыбнись» (А. Бабаджанян - А. Вердян)
«Цветные сны» (В. Шаинский - М. Танич)
«Чёртово колесо» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Что взгрустнулось тебе» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Шаланды, полные кефали» (Н. Богословский - Н. Агатов)
«Широка страна моя родная» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Шло письмо» (В. Шаинский - С. Островой)
«Элегия» (М. Магомаев - Н. Добронравов)
«Я о Родине пою» (С. Туликов - Н. Доризо)
«Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (А. Островский)

Песни на музыку М. Магомаева

«Баллада о маленьком человеке» (Р. Рождественский)
«Вечный огонь» (А. Дмоховский)
«Грусть» (В. Авдеев)
«Далёкая-близкая» (А. Горохов)
«Дорога разлуки» (А.Дмоховский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский) с В. Толкуновой
«Жизнь моя - моя Отчизна» (Р. Рождественский)
«Жила-была» (Э.Пашнев)
«Земля - родина любви» (Н. Добронравов)
«Колокола рассвета» (Р. Рождественский)
«Колыбельная падающих звёзд» (А. Дмоховский)
«Маскарад» (И. Шаферан)
«Мы для песни рождены» (Р. Рождественский)
«Песня джигита» (А. Дмоховский)
«Последний аккорд» (Г. Козловский)
«Приснившаяся песенка» (Р. Рождественский)
«Приходят рассветы» (Р. Рождественский)
«Принцесса снежная» (Г. Козловский)
«Прощай, Баку» (С. Есенин)
«Рапсодия любви» (А. Горохов)
«Ревнивый Кавказ» (А. Горохов)
«Синяя вечность» (Г. Козловский)
«Соловьинный час» (А. Горохов)
«Старый мотив» (А. Дмоховский)
«Торжественная песня» (Р. Рождественский)
«Тревога рыбачки» (А. Горохов)
«У того окна» (Р. Гамзатов)
«Хиросима» (Р. Рождественский)
«Шахерезада» (А. Горохов)
«Элегия» (Н. Добронравов)

Дискография

Благодарю тебя, Мелодия, 1995 г.
Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни), Мелодия, 1996 г.
Любовь - моя песня (Страна грёз), 2001 г.
Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском (Серия «Звезды, которые не гаснут»), Park Records, 2002 г.
Муслим Магомаев (Избранное), Bomba Music , 2002 г.
Арии из опер, Park Records, 2002 г.
Песни Италии, Park Records, 2002 г.
Концерт в зале Чайковского, 1963 г (Фонд Рашида Бейбутова, Азербайджан), 2002 г.
Великие исполнители России XX века (Муслим Магомаев), Moroz Records, 2002 г.
С любовью к женщине, Park Records, 2003 г.
Спектакли, Мюзиклы, Кинофильмы, Park Records, 2003 г.
Рапсодия любви, Park Records, 2004 г.
Муслим Магомаев. Импровизации, Park Records, 2004 г.
Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты., Park Records, 2005 г.
Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и С. Рахманинова. Партия фортепиано - Борис Абрамович. Park Records, 2006 г.

Виниловые пластинки

Было издано более 45 пластинок с песнями Магомаева. Информации о точных тиражах этих изданий нет.

Фильмография

Роли в кино

1962 - «Осенний концерт» (фильм - концерт)
1963 - «Голубой огонёк-1963» (фильм-концерт) (исполняет «Песню о любви»)
1963 - «До новых встреч, Муслим!» (музыкальный фильм)
1964 - «Голубой огонёк-1964» (музыкальный фильм)
1964 - «Когда песня не кончается» - певец (исполняет песню «Наша песня не кончается»)
1965 - «В первый час» (исполняет песни «Будь со мной» и «Солнцем опьяненный»)
1966 - «Сказки русского леса» (исполняет песню «Я люблю только тебя», с Л. Мондрус)
1967 - «Я люблю тебя, жизнь!..» (короткометражный) - певец
1969 - «Москва в нотах» (исполняет песни «Вдоль по Питерской», «Чёртово колесо»)
1969 - «Похищение» - артист Магомаев
1970 - «Бушует „Маргарита“» (исполняет песню)
1970 - «Ритмы Апшерона» (фильм - концерт)
1971 - «Концертная программа» (фильм - концерт)
1971 - «Поет Муслим Магомаев» (фильм - концерт)
1976 - «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой» (короткометражный) (исполняет песню «Мелодия»)
1979 - «Прерванная серенада» - артист
1982 - «Низами» - Низами
2002 - «Муслим Магомаев».

Вокал

1963 - «Любит - не любит?» (исполняет песню «Гюльнара»)
1968 - «Белый рояль» (исполняет песню «Пусть она светит всем, как волшебная лампа в ночи…»)
1968 - «Улыбнись соседу» (исполняет песни «Лариса», «Любовный треугольник»)
1971 - «По следам бременских музыкантов» (Трубадур, Атаманша, Сыщик)
1972 - «Руслан и Людмила»
1973 - «Невероятные приключения итальянцев в России»
1981 - «О спорт, ты - мир!»
1988 - «Игла» (в фильме использована песня «Улыбнись»)
1999 - «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» («Королева красоты», 7-я серия)
2000 - «Два товарища».

Музыка к фильмам

1979 - «Прерванная серенада»
1984 - «Легенда Серебряного озера»
1986 - «Водоворот» («Загородная прогулка»)
1989 - «Диверсия»
1999 - «Как прекрасен этот мир»
2010 - «Стамбульский рейс».

Участие в фильмах

1977 - «Композитор Муслим Магомаев» (документальный)
1981 - «Поющая земля»
1979 - «Баллада о спорте» (документальный)
1984 - «Страницы жизни Александры Пахмутовой» (документальный) (исполняет песню «Ты ко мне никогда не вернёшься»)
1989 - «Песня сердца» (документальный)
1996 - «Рашид Бейбутов, 20 лет назад».

Муслим Магометович Магомаев во всех источниках именуется азербайджанским (и, конечно же, советским) певцом и композитором. Родился прославленный баритон, действительно, в столице Азербайджанской республики, Баку. Но были ли у него вообще предки-азербайджанцы, это большой вопрос.

Происхождение матери

Мама Муслима Магометовича, Айшет Ахмедовна, тоже принадлежала к артистической среде. Она была актрисой, лауреаткой Сталинской премии 1941 года. Сценический псевдоним Айшет Ахмедовны - Кинжалова. Родилась она в столице Республики Адыгея, Майкопе. Отец Айшет Ахмедовны был турком, мать - на 50% русская, на 50% адыгейка.

Феликс Киреев, историк осетинского происхождения, исследовал родословную известного певца и сделал очень любопытный вывод. Дедом Айшет Кинжаловой мог являться осетин Иван Александрович Ханжалов. Он был дворянином высокого происхождения, белогвардейским полковником и начальником Владикавказского военного округа.

Естественно, в советское время «блистать» таким «не рабоче-крестьянским» происхождением известная актриса не могла. Да и сам Муслим Магомаев никогда не упоминал о том, что его прадед был осетином и царским подданным. В имя сохранения жизни своей и своих детей предкам Магомаева пришлось забыть об этой части своей родословной.

Происхождение отца

Отец Магомаева был театральным художником. По официальным данным, по национальности он являлся азербайджанцем. Дед Муслима Магометовича по отцу, Абдул-Муслим, был прославленным азербайджанским и чеченским композитором. Его именем названа филармония в Баку. Но происходил он из старинного чеченского рода, или по-чеченски тейпа, вашендорой. Родился в Грозном, столице современной Чеченской республики.

Сам Муслим Магомаев говорил, что его бабушка по отцовской линии (Багдагуль-Джамал) была татаркой. Вопросов о национальной принадлежности дедушки певец избегал. Но в Чечне отлично знают и его деда, и прадеда. Прадед Муслима Магометовича был чеченским мастером-оружейником, рожденным в селении Старые Атаги. Именно там находится родовое гнездо Магомаевых, и оттуда происходит их фамилия. Таким образом получается, что в роду Муслима Магометовича были русские, осетины, татары, турки, адыгейцы и чеченцы.

Несмотря на столь пеструю смесь разных кровей, сам Муслим Магомаев всегда однозначно определял свою национальную принадлежность. Он считал себя только азербайджанцем, вероятно, отдавая дань любви и уважения земле, которая стала для него родной. О себе певец говорил так: «Азербайджан - мой отец, а Россия - моя мать». Чеченцы же считают Муслима Магомаева своим и гордятся им.

Читайте также: выбор редакции "Русской Cемёрки "

Муслим Магомаев - эстрадный и оперный певец, Народный артист СССР и обладатель очень красивого баритона.

Детство и юность Муслима Магомаева

Муслим Магомаев родился в столице Азербайджанской Советской Социалистической республики - городе Баку в страшное для Советского Союза военное время. Род Магомаевых прославился задолго до рождения Муслима.


Дед, в честь которого получил имя будущий певец, был самобытным гением - композитором и дирижером, основоположником национальной классической музыки. Магомет Магомаев, отец, унаследовал гениальность своего родителя, но в ином проявлении - он стал талантливым художником и до самого ухода на фронт работал декоратором-оформителем в театрах Баку и Майкопа.

Айшет Магомаева (сценический псевдоним - Кинжалова), мать, была талантливой драматической актрисой с незаурядным музыкальным даром.


Отца Муслим совсем не помнил. Магомет погиб под Берлином за несколько дней до окончания войны. Айшет, потеряв мужа, вернулась в Майкоп, а затем отправилась в Вышний Волочек, оставив Муслима в Баку под опекой брата погибшего супруга - Джамала Муслимовича. Заменивший мальчику отца и деда дядя был человеком строгим и справедливым.

Джамал не баловал племянника, но сделал все, что от него зависело, чтобы ребенок не чувствовал своего сиротства. Ему удалось воспитать в Муслиме гордость и преданность своим корням, стране, и наконец, музыке, которая сопровождала мальчика с самого рождения. Джамал не получил музыкального образования, но неплохо играл на рояле.

Подросший Муслим поступил в музыкальную школу при консерватории по классу фортепиано и композиции. Иного пути для одаренного мальчика с абсолютным музыкальным слухом и голосом невероятной чистоты и силы просто не существовало.

Истосковавшись по сыну, Айшет решила забрать его к себе, в Вышний Волочек. Девятилетний Муслим с радостью поехал с матерью в небольшой российский город, совершенно непохожий на его родной, яркий и солнечный Баку.

Помимо беспредельного счастья от воссоединения с мамой и множества новых впечатлений, мальчика ждало знакомство с Театром, не из зрительного зала, а совсем иное, очень близкое - с долгими репетициями, звуками настраиваемых инструментов в оркестровой яме и таинственным запахом закулисья.

Муслим Магомаев - Лучший город Земли. 1988-9. Muslim Magomaev

В Вышнем Волочке Муслим продолжал учиться в музыкальной школе, быстро завоевал популярность у своих одноклассников, заразив их идеей создания собственного кукольного театра. Именно в то время у мальчика проявился дар к рисованию и лепке - он сам делал для спектакля кукол.

Спустя год Муслим вернулся в Баку. Таким было решение Айшет, которой казалось, что в родном городе музыкальное образование сына будет более полноценным. Через некоторое время мать снова вышла замуж.

В Баку Муслим вновь с головой погрузился в музыку. Он мог часами слушать пластинки с голосами Энрико Карузо , Маттиа Баттистини, Беньямино Джильи, Титта Руффо... В послевоенные годы появилось множество трофейных фильмов, где царила совсем иная атмосфера, звучали незнакомые мелодии и новые голоса.

По-соседству с Магомаевыми жила семья знаменитого азербайджанского исполнителя Бюльбюля, и мальчик самозабвенно слушал, как распевается певец. Дружбу с сыном Бюльбюля Поладом Муслим Магометович сохранил до конца жизни. Школьные успехи были неоднозначны: все, что касалось музыки - фортепиано, сольфеджио, музлитература, хор - в идеале, но остальное... Позднее Муслим Магометович с улыбкой вспоминал, каким суровым испытанием для него были общеобразовательные дисциплины - физика, химия, математика. Тогда школьнику даже казалось, что при виде формул у него отключается мозг.


В 1956 году Муслим поступил в Бакинское музыкальное училище им. Асафа Зейналы, где преподавали опытный вокалист А. А.Милованов, солист Бакинского оперного театра В. А. Попченко. Огромную признательность певец всю жизнь испытывал к концертмейстеру Тамаре Исидоровне Кретинген, которая занималась с неординарным студентом в свободное время, находила для него редкие произведения малоизвестных композиторов.

Творчество Муслима Магомаева

В 1961 году Муслим Магомаев стал солистом Ансамбля песни и пляски Бакинского военного округа, который гастролировал по Закавказью. Спустя год певец оказался в составе делегации СССР на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и, исполнив песню "Бухенвальдский набат", стал его лауреатом.

В 60-х прекрасный мощный голос Магомаева обрел славу сначала в Советском Союзе, затем и в мире. В 1962 году Магомаев в рамках фестиваля азербайджанского искусства выступил в Кремлевском дворце съездов. Год спустя он, не прекращая выступлений на эстраде, стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова.

В ноябре 1963 года певец выступил с первым сольным концертом в Концертном зале им. Чайковского. 1964-1965 гг. Магомаев провел в Италии, где проходил стажировку в театре Ла Скала в Милане. С огромным успехом прошли гастроли молодого лирического баритона в 1966 и 1969 в концертном зале "Олимпия" в Париже.

Перед Магомаевым открывалась замечательная перспектива заключить контракт на год с директором "Олимпии", но вмешалось Министерство культуры СССР, которое запретило певцу принимать самостоятельные решения. Магомаев не посмел вступать в конфронтацию с руководством: в те годы это было чревато серьезными осложнениями, вплоть до обвинения в предательстве родины.

Муслим Магомаев - Свадьба

После возвращения в Советский Союз Муслим получил предложение войти в состав труппы Большого театра, но отклонил его, поскольку не хотел оставаться в жестких рамках оперных спектаклей.

Репертуар одного из самых популярных певцов страны был чрезвычайно разнообразен - эстрадные песни, оперные арии, русские романсы, популярные шлягеры западных композиторов, неминуемая для того времени патриотическая патетика. Государственные награды и премии чередовались с международными - первая премия на фестивале в Сопоте, "Золотая пластинка" в Каннах. Магомаев в течение десятилетий был незаменимым исполнителем на правительственных концертах, участником всех праздничных телепередач.

Звание Народного артиста он получил в 1973 году, когда ему был 31 год. В 1975 певец создал Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр и был его бессменным художественным руководителем до 1989 года. Магомаеву удалось популяризовать современные западные направления в музыке, которые подвергались остракизму со стороны высшего партийного руководства страны. Именно в его исполнении с большой сцены впервые в Советском Союзе прозвучала песня "Yesterday" легендарной группы "The Beatles".

Магомаев сочинял музыку, принимал участие в съемках фильмов "Поет Муслим Магомаев", "Низами", "Москва в нотах", часто гастролировал за рубежом. Песни в его исполнении - "Элегия", "Благодарю тебя", "Мелодия", "Ноктюрн" и сотни других стали хитами, которые благодаря Магомаеву будут популярны еще много лет. Певец исполнял ведущие партии в операх "Тоска" Дж. Пуччини, "Волшебная флейта" и "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Севильский цирюльник" Дж.Россини, "Отелло" и "Риголетто" Дж. Верди, "Фауст" Ш. Гуно, "Алеко" С. В. Рахманинова, "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, "Паяцы" Р.Леонкавалло.

Личная жизнь Муслима Магомаева

Рослый симпатичный молодой человек с уникальными вокальными данными пользовался огромной популярностью у однокурсниц, на одной из которых он женился в 1960 году. Юную жену звали Офелией.

Брак распался вскоре после рождения дочери Марины. Девочка унаследовала музыкальный дар Магомаевых, закончила музыкальную школу по классу фортепиано и могла стать не менее известной, чем отец, но предпочла другую профессию. Сейчас она живет в США, но до самого конца жизни Муслима Магометовича сохраняла с ним самые теплые отношения.

М.Магомаев «Ты моя мелодия»

В 1972 году в Баку Муслим познакомился с молодой актрисой Большого театра Тамарой Синявской, гостившей на декаде русского искусства в Азербайджане. Встреча оказалась судьбоносной... Тамара в тот период была замужем и не собиралась чего-либо менять, но вопреки здравому смыслу, молодые люди стали неразлучны. Идиллия была нарушена, когда Синявская уехала на стажировку в Италию. В 1974 году Муслим и Тамара встретились вновь и решили зарегистрировать свои отношения. 23 ноября в московском ресторане состоялся грандиозный свадебный банкет, который оказался полной неожиданностью для молодых - они хотели устроить лишь скромное застолье.

Совместная жизнь не всегда была безоблачной. Оба супруга были знаменитыми артистами, обладали сильным характером и крайне неохотно шли на уступки. Однако Магомаев и Синявская были очень привязаны друг к другу и не нашли в себе сил расстаться навсегда.

Последние годы жизни Муслима Магометовича они вновь стали неразлучны, вместе ездили отдыхать в Баку, купались в Каспии, смаковали шашлыки. На подмосковной даче, где супруги разбили замечательный сад с альпийской горкой и огромным количеством растений, Магомаев продолжал заниматься любимыми делами: сочинял музыку, писал аранжировки, много рисовал.

Последние годы и причина смерти Муслима Магомаева

В 60-летнем возрасте Магомаев твердо решил покинуть сцену и уйти на покой. Голос был по-прежнему сильным, но сердце уже не выдерживало больших нагрузок. 25 октября 2008 года певец скончался на руках Тамары Ильиничны...

Причиной его безвременного ухода был атеросклероз сосудов и ишемическая болезнь сердца. После церемонии прощания с великим артистом в Концертном зале им. Чайковского в Москве, прах покойного был доставлен в его родной Баку, где Магомаев нашел свое последнее пристанище рядом со знаменитым дедом, на Аллее почетного захоронения.

error: Content is protected !!