Что находилось в яйце фаберже. Пасхальные яйца карла фаберже. Яйца императорской коллекции

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже? Пасхальное яйцо от А до Я: все о пасхальном яйце

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже? Пасхальное яйцо от А до Я: все о пасхальном яйце

Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи. Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до десятков миллионов долларов. В нашем обзоре малоизвестные факты о самых известных в мире яйцах.

1. Императорские пасхальные традиции

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом. Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в восторг, а Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.

2. Главное правило - сюрприз внутри


Автором пасхальных яиц, которые заказывали российские императоры, был ювелирных дел мастер Петер Карл Фаберже. Ему была предоставлена полная свобода творчества, драгоценные яйца он мог создавать на любую тематику. Но одно правило всё же было: каждое яйцо должно быть с сюрпризом. Поэтому в каждом яйце о Фаберже было спрятано крошечное чудо: крошечная алмазная копия королевской короны, миниатюрная рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая миниатюра дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и многое другое.

4. Петер Карл Фаберже – русский ювелир с европейскими корнями


Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец - Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки.

В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там-то и заметил работы Петера Карла Фаберже император Александра III и его жена Мария Федоровна. Так Фаберже-младший получил получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".

Изделия Фаберже славились и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству.

Революция 1917 года заставила Фаберже закрыть фирму. Он эмигрировал в Швейцарию, где в 1920 году и скончался.

5. Большевики, сами того не желая, спасли яйца Фаберже


После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну "первого в мире коммунистического государства" распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж" и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этого яйца Фаберже были спасены от переплавки. . Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже - яйцо "Павлин". Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

6. Пропавшее яйцо-несессер

Всего для российской императорской семьи было изготовлено 50 драгоценных яиц. Судьба семи из них сегодня неизвестна, скорее всего, они находятся в частных коллекциях. Тайной овеяна и судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году. В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250. Сегодня стоимость яиц Фаберже доходит до $ 30 млн.

7. Одно яйцо было приобретено как лом драгметалла


Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Американец купил золотое яйцо, усыпанное драгоценными камнями, за $ 14 000 на слом и хотел его перепродать по более выгодной цене. Но когда покупателей не нашлось, он решил поискать диковинный сувенир в Интернете и с удивлением обнаружил, что это работа Фаберже. После экспертизы было подтверждено, что это одно из давно утерянных императорских пасхальных яиц. Вместо $ 500 прибыли дилер получил около $ 33 млн, продав яйцо частному коллекционеру.

8. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже


В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: "Колоннада", "Корзина цветов" и "Мозаика". Особое внимание привлекает "Цветочная корзина", цветы в которой выглядят свежими и удивительно реалистичными.

Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.

9. Яйца семьи Кельхов


Когда чета Кельхов развелась, бывшая жена предпринимателя взяла свою коллекцию Фаберже с собой в Париж. Шесть яиц в конечном итоге оказались в Соединенных Штатах. Изначально яйца ошибочно принимали за предметы из императорской коллекции, и только в 1979 году было установлено, что все семь яиц относятся к коллекции Кельха.

10. Возвращение Фаберже


После революции бренд Фаберже перепродавался несколько раз. К сожалению, громкое имя использовалось компанией по производству средств чистки туалета, шампуня и одеколона. Последняя компания, которая приобрела бренд, Pallinghurst Resources, в 2007 году решила вернуть ему былую славу, возобновив выпуск ювелирных изделий. Два года спустя, стараниями внучек Петера Фаберже Сары и Татьяны, мир впервые с 1917 года увидел новые украшения Фаберже. Этим изделиям явно далеко до тех, что изготавливали в начале 20-го века, но, нем не менее, сегодня можно купить украшения от по цене $ 8000 - $ 600 000.

История пасхального яйца началась в библёйские времена. По преданию Мария Магдалина преподнесла простое яйцо в дар римскому императору Тиберию. При этом она сказала: «Христос Воскрес!». Император не поверил словам о воскресении Христа из мёртвых и заявил, что так же как яйцо из белого не может стать красным, так и мертвые не воскресают. Сразу же после этих слов императора подаренное ему яйцо окрасилось в красный цвет. Это было свидетельством истинного воскресения Христа.

Окрашенное в цвет жизни и победы яйцо, как символ Пасхи, стало обязательным атрибутом с ХII века.

Освящённому в храме пасхальному яйцу приписывали магические свойства. По поверьям наших предков яйца, положенные в красный угол избы, защищали домочадцев от болезней, а сам дом – от пожаров. Согласно другому поверью, можно было потушить пожар, если трижды обежать пожарище со словами «Христос Воскресе!», держа в руках освящённое в церкви яйцо. Но человек этот человек должен быть истинным праведником.

Особой силой обладало освещённое яйцо, которым обменивались в день Пасхи с первым, встретившимся на улице, человеком. Его давали съесть больному.

В советские времена моего детства нам, детям, особо не рассказывали об истории пасхального яйца и традициях с ним связанных. Не рассказывала мне даже моя бабушка, которая была верующим человеком. По своему оберегала внуков, потому что очень хорошо помнила сталинские времена и репрессии по отношению к верующим.

Но Пасха жила! Нашей любимой забавой на Пасху и всю пасхальную неделю было «катание яиц». Забава заключалась в следующем: по специально сделанным для этого лоточкам, у которых один конец был приподнят над землёй, мы катили вниз, каждый своё, окрашенное яйцо. А внизу перед лотком на земле уже лежали другие яйца участников действия. Если моё яйцо задевало яйцо соседа, он забирал моё. В этом катании с удовольствием принимали участие и взрослые.

Уже позднее, став взрослой, я заинтересовалась историей этого обычая и выяснила, что катанием яиц люди будили Землю от зимнего сна. Когда-то для этой игры выбирали место, где была небольшая возвышенность, чтобы яйца катились. Уже позже для удобства стали мастерить лоточки с бортиками.

Обычай обмениваться яйцами существует и в наши дни. А в некоторых сёлах устраивают «битки» - битьё крашеными яйцами.

Крашеные яйца называли «крашенками», а расписные – «писанками». История пасхального яйца говорит о том, что самым распространённым способом окраски яиц на Руси всегда был способ окраски с помощью луковой шелухи. Цвет яиц получается разным в зависимости от времени варки и количества шелухи. Чтобы он был более насыщенным, народная мудрость советует сначала в течение получаса кипятить луковую шелуху, а потом варить в ней яйца. Чтобы скорлупа при варке не лопнула можно положить в воду столовую ложку соли. Готовым яйцам дают высохнуть и натирают для блеска подсолнечным маслом. Хотя, этот заключительный аккорд, не обязателен. Он на любителя.

Для получения красивого жёлтого цвета наши предки использовали отвар берёзовых почек. Когда на Руси появился рис, его стали применять для окраски яиц «в крапинку». Мокрые яйца обваливали в сухом рисе, заворачивали в ткань и обвязывали ниткой. Рис при этом плотно прилегал к яйцу. Варили их как обычно в луковой шелухе или берёзовых почках.

История пасхального яйца продолжается. Сегодня есть специальные сувенирные несъедобные пасхальные яйца, изготовленные из разных материалов: дерева, стекла, хрусталя, фарфора, драгоценных металлов. Есть и съедобные, сладкие из шоколада.

И всё же истинно пасхальное яйцо, на мой взгляд, то самое крашеное в луковой шелухе куриное яичко, которое возвращает нас ко времени возникновения традиции. Всё, что стоит у истоков, всегда более близко к истине.

Кто хочет стать миллионером? 07.10.17. Вопросы и ответы.

* * * * * * * * * *

«Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы:

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?

2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?

3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?

5. Из чего делают строганину?

6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?

7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?

8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?

9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?

10. Флаг какого государства не трёхцветный?

11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?

12. Как называется модель человеческого тела - наглядное пособие для будущих врачей?

13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Правильные ответы:

1. развалился

2. не вешать нос

3. «Поехали!»

4. на своих двоих

5. из лосося

7. «В Багдаде все спокойно»

8. на верхней палубе

9. Константина Станиславского

10. Албании

11. Александра Рукавишникова

12. фантом

13. золотая курочка

Игроки не стали отвечать на 13 вопрос, а забрали выигрыш в размере 400 000 рублей.

_____________________________________

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?

3. Что используют для просеивания муки?

4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?

5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?

6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?

7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?

8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?

9, сообщает сайт. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?

10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?

11. Кто убил огромного змея Пифона?

12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?

13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Правильные ответы:

1. профиль

4. И лучше выдумать не мог

5. видеоповторы для судей

6. в Барселоне

7. Где же ты была?

8. пел куплеты

10. спектакль «Юнона и Авось»

11. Аполлон

13. взлетно-посадочные полосы

Игроки не смогли правильно ответить на 13 вопрос, но ушли с несгораемой суммой.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня в эфире Первого канала идёт телеигра под названием. Обзор игры, а также все вопросы и ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 07.10.2107 можно посмотреть, пройдя по ссылке выше.

А в этой статье мы подробнее рассмотрим тринадцатый вопрос для игроков первой части сегодняшней телеигры. Игроки отказались отвечать на этот вопрос и решили забрать деньги.

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Верный ответ на вопрос о первом пасхальном яйце, которое изготовил знаменитый Карл Фаберже, выделен синим цветом и полужирным шрифтом. А пока немного информации из Википедии.

Яйца Фаберже - серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании семидесяти одного экземпляра, из которых императорскими являются пятьдесят четыре.

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемая «Курочка» снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

  • перстень с изумрудом
  • портрет императрицы
  • пшеничное зерно
  • золотая курочка

Правильный ответ на вопрос телеигры: золотая курочка.

Пасха, Велик день - самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день. Традиционно праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной (когда совершались приготовления к празднику) и следующей за ней Радоницкой недель.

Здравствуйте, гости блога Алтынай! Очень приятно, что в преддверии дня Воскресения Христова Вас заинтересовал вопрос, что же находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже.

Яично - пасхальная эпопея знаменитого ювелира это необыкновенно интересная и познавательная тема. А знаете что нужно делать, что – бы вникнуть в нее и докопаться до истины? Не поверите, но нужно искать женщину! Да, да, дорогие друзья. Шерше ля фам, как бы выразились французы.

Не удивляйтесь, пожалуйста. Сейчас мы с Вами постепенно расставим точки над буквой «и». И, в конце концов, заглянем внутрь прекрасного творения Фаберже.

Так кто же эта дама, которая явилась вдохновительницей создания 1 пасхального шедевра Фаберже? Кому мы должны быть благодарны за появление исторических ценностей, которые и поныне радуют нас? Да это никто иная, как Мария Федоровна Романова. Супруга Российского императора Александра Третьего.

Исторические факты гласят о том, что Император испытывал к своей жене самые нежные чувства. И в 1885 г., перед Великим праздником Христова Воскресения, решил сделать ей подарок – пасхальное яйцо, подобное тому, каким она любовалась в родной Дании. Кстати, это яйцо, которое сотворили еще в середине 18 века, и поныне хранится в датском замке Розенборг.

Работу над подарком влюбленный супруг доверил мастерам фирмы Карла Фаберже, которого сделал ювелиром своего Императорского Величества тремя годами раньше. Задачу поставил такую – сделать яйцо со своей изюминкой и обязательными сюрпризами внутри, но за основу взять датский экземпляр. Дабы подарок навевал дражайшей супруге приятные воспоминания о юности и девичестве на Родине.

Ювелирных дел мастер выполнил просьбу царя, создал великолепное произведение искусства. В историю оно вошло под названием «Курочка». Первое пасхальное яйцо очаровало Императрицу, привело в истинный восторг. И с тех пор у династии Романовых появилась новая традиция – ежегодное праздничное яйцо Фаберже в дар царствующим императрицам.

Всего их было у Романовых пятьдесят два. Каждое удивляло оригинальностью и помпезностью. Но первое, без сомнения, самое знаменитое. «Курочка» и сейчас поражает своим изяществом и красотой посетителей музея именитого ювелира, который находится в северной столице России.

Сюрпризы 1 пасхального яйца Фаберже

Женщину – вдохновительницу мы с Вами нашли. Теперь впору ответить на самый интригующий вопрос – что – же она обнаружила внутри первого пасхального яйца? Какие такие сюрпризы подготовил ей муж?
Что – бы испытать всю торжественность ситуации, давайте, на минуточку, представим себе картину вручения роскошного подарка.

Вот Мария Федоровна принимает в лилейные ручки яйцо, которое так похоже на настоящее. Оно изготовлено из золота, но для натуральности покрыто матовой эмалью. И размеры соответственные. Если в миллиметрах, то в длину 65, а в ширину 35.

Посередине пробегает тонкая золотая каемочка – это место штыкового соединения двух половинок скорлупы. Императрица легким движением рук разворачивает половинки в разные стороны. Яйцо открывается, и изумленному взору дамы предстает золотой желток.

Но и это еще не все. В желточке находится разноцветная золотая курочка, которая смотрит на мир рубиновыми глазками и содержит в себе главную интригу. Что – то подсказывает Марии Федоровне, что птичка имеет шарнирный механизм в хвостовом оперении, который и откроет доступ к главным сюрпризам.

И вот наступила самая радостная минута, апогей торжества - извлечены золотая миниатюрная императорская корона, усыпанная бриллиантами и цепочка с кулоном, увенчанным шикарным рубином. Все рады и счастливы. И получившая бесподобный подарок жена, и муж, доставивший этакое удовольствие.

Жаль только, что потомки не смогут лицезреть содержимое первого пасхального красавца. И корона, и цепочка пропали. Будем надеяться, что не безвозвратно. Надежду нам вселяет послереволюционная история 1 пасхального яйца от Фаберже.

Как «Курочка» путешествовала по свету 58 лет

Лихолетье революционных событий перенесло первый пасхальный подарок из Аничкова дворца, где его бережно хранила царствующая династия, в Кремлевскую оружейную палату. Отсюда он был выкуплен в 1920 г. английским бизнесменом.

С этого времени и вплоть до 1978 г. яйцо путешествовало по частным коллекциям Лондона, Парижа, Нью - Йорка. Неизвестно где бы оно находилось сейчас, если бы не российский предприниматель Виктор Вексельберг. Он выкупил первый пасхальный экземпляр и еще восемь других, и вернул их в Россию.

Триумфальное возвращение произведений искусств на Родину позволяет надеяться на то, что, может быть в скором времени отыщутся и сокровища, которые находились внутри самого первого яйца, созданного знаменитым ювелиром.

Правда, красивая и захватывающая история? А еще она побуждает творчески подойти к покраске яиц на Пасху. Меня уж точно. А вас? Подписывайтесь на наш блог, узнаете много - много интересного и увлекательного. А пока до новых встреч и приятной подготовки Вам к пасхальным праздникам!

О.БУЛАНОВА

Одни из самых ценных и известных произведений ювелирного искусства в мире – это пасхальные яйца Фаберже. Создателем этой роскоши является российский по происхождению ювелир, немец по национальности Петер Карл Фаберже (1846-1920), глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.

Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 г. он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Фаберже получил покровительство царской семьи и звание “ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа”.

Его самые знаменитые творения – серия пасхальных яиц – создавались между 1885-м и 1917 г. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54.

Самое первое яйцо было заказано царем Александром III Карлу Фаберже и ювелирам его фирмы в 1885 г. как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.

Т.н. “Куриное” яйцо снаружи было белым – гладким и покрытым эмалью, размером 6,5 на 3,5 см. Посередине него проходила золотая полоса. По этой полосе яйцо открывалось.

Внутри находился желток из золота, а в нем обнаруживалась такая же золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона с рубиновой же подвеской. Сделано это было, как нетрудно заметить, по традиции складывающихся матрешек.

Кстати, сама идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной, однако уровень исполнения превзошел все ожидания. Первое пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII в.

Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней – кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Дизайн Фаберже должен был держать в тайне.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца – одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе – Александре Федоровне, новой императрице.

Кстати, Александре Федоровне было однажды подарено очень скромное яйцо, но которое, тем не менее, ей очень нравилось. Случилось это в 1916 г. Этот подарок сделан из обычной стали и в украшении его не использовалось ни одного драгоценного камня. Яйцо стояло на четырех подставках в форме гильз.

Некоторые специалисты связывали такой скромный декор подарка с трудностями военного времени – шла Первая мировая. Но, скорее всего, яйцо этот получилось подчеркнуто скромным, потому что Фаберже был хорошо осведомлен об образе жизни своих августейших заказчиков, непритязательный и в мирное время, а в тяжелые годы и вовсе аскетичным.

В яйце “Память Азова”, сделанного из зеленого гелиотропа, украшенного золотом и бриллиантами, находился маленький золотой фрегат. В сувенире императрицы Александры Федоровны из прозрачного горного хрусталя вращались вокруг оси двенадцать маленьких миниатюр с пейзажами.

Самое известное яйцо в мире – “Коронационное”. Сделано оно в форме императорской кареты. Императрице Александре больше нравилось розовое яйцо “Ландыши”. В нем были спрятаны портреты Николая II и его дочерей.

Самое большое изделие сделано как музыкальная шкатулка и называется “Кремль”.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них – Фаберже, не следует).

Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август и Альберт Хольстромы, Генрик Вигстром, Эрик Колин, Алма Пил и др.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что вскоре все окружение царя хотело иметь дома такие яйца, а известность Фаберже дошла и до других стран.

Однако Фаберже не стал массово выпускать свои сувениры. Его фирма выполнила всего несколько изделий для частных заказчиков.

Среди них стоит особняком серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Кельхом своей супруге. Кроме того, существует еще 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены еще какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов.

Пример неожиданного открытия – выставленное на продажу осенью 2007 г. “яйцо Ротшильдов”, которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

“Яйцо Ротшильдов” сделано в виде часов, внутри находится механический петух, инкрустированный драгоценными камнями. Каждый час птица поет и размахивает крыльями.

Из императорских яиц только одно – “Георгиевское” – смогло покинуть большевистскую Россию вместе с его законной владелицей, императрицей Марией Федоровной, в ее багаже. Случилось это в 1918 г., когда императрица уехала через Крым на свою родину, в Данию.

Остальные остались в Петрограде. Там они хранились запакованными примерно до 1930 г., когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств по приказу Сталина 14 из них было продано, причем Ренессансное яйцо и яйцо с миниатюрами, изображающими дворцы и яхты, были оценены соответственно в 400 и 500 рублей.

Рубль тогда, конечно, стоил намного дороже, чем теперь, но все равно сумма была смехотворной. Для сравнения: стоимость одного яйца Фаберже по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3000-8000 рублей.

Такой продажей большевистские власти убивали двух зайцев – и необходимые средства появлялись, и избавлялись от наследия “проклятого прошлого, наследия реакционного искусства”.

Продажей занималось учреждение под названием Контора “Антиквариат”. Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.

Что касается серии из семи яиц для жены А.Кельха, то над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Их бы, может, было бы не семь, а больше, но Кельх после с 1905 г. прекратил заказы подарков: супруги официально начали жить отдельно, да и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи крахом на русско-японской войне.

После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось составить нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных “сюрпризов” из неизвестных или несохранившихся яиц, а также четыре частных яйца.

В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом.

Яйца Фаберже изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и других ценных материалов. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами – горным хрусталем, драгоценными сортами древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Надо отметить, что иногда яйца гораздо крупнее, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз.

Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Яйца Фаберже всегда представляли огромный интерес для желающих изготовить подделку ювелиров. Потому что в случае успеха сумасшедшая прибыль была бы гарантирована.

Впрочем, иногда настоящие яйца известной фирмы выдавались за другие изделия. Один из примеров: “Курочка Кельха” была продана Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило ее цену. Прием был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы.

Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность. После приобретения Вексельбергом коллекции Форбса в ней было выявлено еще несколько сомнительных вещей, в частности, на официальном сайте собрания больше не фигурирует зеленое “Яйцо с копытами” из боуэнита на золотых ножках-копытцах, с миниатюрным портретом-сюрпризом Александры Федоровны, которое, как считалось раньше, было подарено императрицей одному из ее приближенных. Также больше нет упоминаний о “Яйце-Конфетнице”.

Известно довольно много подделок яиц Фаберже, причем некоторые из них, сделанные неизвестными талантливыми мастерами, сами по себе представляют истинные произведения искусства.

Любопытно, что из-за большого количества подделок во второй половине 90-х Метрополитен-музей (Нью-Йорк) провел выставку подделок миниатюр Фаберже. Выставка пользовалась сумасшедшим успехом, потому что изделия на ней представленные были изумительными.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного К. Фаберже?

  • A. перстень с изумрудом
  • B. портрет императрицы
  • C. пшеничное зерно
  • D. золотая курочка

Правильный ответ D. Золотая курочка

«Курочка» («Первое императорское пасхальное яйцо») - это ювелирное яйцо, ставшее первым в серии из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано по заказу императора Александра III в 1885 году. Яйцо настолько сильно понравилось императору и императрице, что Александр III сделал традицией заказ яиц Фаберже для своей супруги каждую Пасху.

В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.


Яйца Фаберже одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире. Воистину царский подарок. Первое яйцо Фаберже появилось в 1885 году. Оно было заказано российским императором Александром III как пасхальный подарок для своей супруги Марии Фёдоровны. И за создание этого подарка взялись Карл Фаберже и ювелиры его фирмы.



Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге. Родился он в 1846 году в семье немца из Эстонии Густава Фаберже и дочери датского художника Шарлотты Юнгштедт. Ещё в 1842 году его отец основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, Карл также с юных лет обучался ювелирному мастерству и в 24 года возглавил фирму отца. А в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III, фирма Фаберже стала получать заказы от императорского двора. Славились изделия фирмы Фаберже и в Европе, так в Париже Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров». После революции Фаберже закрывает свою фирму и эмигрирует в Лозанну, Швейцария, где и умирает в 1920 году. Его сыновья в 1923 году основали в Париже фирму «Фаберже и К».


Карл Фаберже производил разнообразные , но славу принесли ему именно ювелирные яйца, известные на весь мир как яйца Фаберже.



Кстати, первое созданное им яйцо 1885 года имело свой прообраз. В XVIII веке изготовлялись ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри, а в самой курочке находилась корона, а в короне – кольцо. Именно таким и было первое, созданное Фаберже в 1885 году, яйцо. Яйцо, подаренное императрице Марии Фёдоровне, которая, как и сам Карл Фаберже, имела датские корни. Ведь одно из трёх подобных сохранившихся от XVIII века яиц как раз таки и хранится в датском замке Розенборг (Копенгаген).


Позже фирмой Фаберже был изготовлен ещё ряд пасхальных яиц. Всего в мире существует 71 одно яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них были императорскими. Александр III стал основателем традиции, на Пасху он дарил своей супруге Марии Фёдоровне яйца Фаберже, после его смерти эту традицию продолжил его сын – Николай II. Он дарил пасхальные яйца Фаберже как своей супруге , так и своей матери – Марии Фёдоровне.



Также существует и около 15 яиц сделанных фирмой Фаберже для частных лиц. И если императорские яйца каждый раз были новыми, каждый раз с новым сюрпризом внутри, и их изготовлением фирма начинала заниматься за год до следующей Пасхи, то яйца Фаберже для частных лиц чаще копируют сюжеты императорских. Так известно 7 яиц, принадлежащих семье Кельха. Предприниматель, золотопромышленник, Александр Кельх, как и император, на Пасху дарил своей супруге яйца Фаберже. Первое яйцо Кельха, которое так и называется «Курочка Кельха» копирует сюжет первого императорского «Куриного» яйца. Но вскоре супруги Кельх разошлись, да и их финансовое положение ухудшилось. Яйцами Фаберже они более не интересовались. Также не императорские яйца Фаберже были сделаны на заказ для Феликса Юсупова (представителя достаточно богатой знатной семьи, в будущем убийцы так ценимого императрицей Александрой Фёдоровной Распутина), племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо.


Императорские яйца Фаберже имели достаточно разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с различными фигурками внутри, в самих яйцах также в качестве сюрприза могли находиться различные миниатюры, к примеру, существовало «Яйцо с вращающимися миниатюрами», внутри которого находилось 12 миниатюр с изображениями памятных для императора мест. Самым дорогим из яиц Фаберже, оплаченных Романовыми, считается яйцо «Зимнее». Оно было выполнено из , хрусталя и опалов. Сюрпризом этого яйца была корзина с анемонами.



Пасхальные яйца Карла Фаберже после октябрьского переворота.


В годы революции некоторые из яиц Фаберже были утеряны, большинство – перевезены в Кремль, где они и хранились до 1930 года. В 1930 году началась распродажа многих предметов, которые, несомненно, составляли русское культурное наследие, из-за нехватки финансовых средств у советской власти. Были проданы и многие яйца Фаберже. Многие из них были куплены Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким. Ярым коллекционером яиц Фаберже был и Форбс. Его коллекция состояла из 11 императорских и 4 частных яиц Фаберже. В 2004 году эта коллекция была выставлена на аукцион, до начала которого и была полностью выкуплена российским олигархом Виктором Вексельбергом. Так некоторые из яиц Фаберже вновь вернулись на родину.



Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате (10 штук), собрание Вексельберга, Русском национальном музее и Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН.


Многие из яиц Фаберже находятся в различных коллекциях в США. Несколько штук этих миниатюрных сокровищ присутствуют и в коллекциях английской королевы Елизаветы II, Альбера .


У каждого из яиц Фаберже своя судьба, своя история. Только одно из яиц Фаберже «Георгиевское» смогло покинуть революционную Россию вместе со своей законной владелицей, императрицей Марией Фёдоровной, матерью последнего российского императора Николая II.


«Георгиевское» яйцо было создано в 1915 году, после получения Николаем II награды «Орден Святого Георгия». Ранее этой награды был удостоен и его сын Алексей, за свои посещения линии фронта. Николай II заказал это яйцо специально для своей матери. Сюрпризом служил его портрет. Мария Фёдоровна горячо благодарила сына за подарок и писала:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успех во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».





Сегодня существует целый сайт коллекции Вексельберга (https://www.treasuresofimperialrussia.com/r_explore.html), на котором можно подробно ознакомиться с историей каждого из яиц Фаберже, находящихся в этой коллекции.


Нельзя утверждать, что все яйца создал именно сам Карл Фаберже. Ведь как только поступал новый заказ, над ним сразу же начинала трудиться целая команда ювелиров фирмы. Имена многих из них сохранились. Это и Август Хольстром, и Генрик Вигстром, и Эрик Коллин. И Михаил Перхин, который работал над созданием яиц Кельха.


Но кроме подлинных яиц Фаберже известны и их многочисленные подделки, которые иногда по своему изяществу ничуть не уступают оригиналам. Так в середине 1990-ых в Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) проходила целая выставка, посвящённая поддельным яйцам Фаберже.


С 1937 года бренд Фаберже не принадлежит потомкам самого Карла Фаберже, которые продали его американцу Сэмюэлу Рубину. В XX веке под этим брендом выпускались самые различные товары: от парфюмерии и одежды до кинофильмов. А в 2009 году появился ювелирный дом Faberge, который принадлежит южноафриканскому бизнесмену Брайну Гилбертсону. Он в 2007 году приобрел все права на бренд. В 2011 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг пытался выкупить бренд Faberge, но ему это не удалось.


Такова история самых известных, самых роскошных, самых сказочных и самых дорогих пасхальных яиц.

Яйца Фаберже - уникальная серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, создававшаяся между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей.
В XIX веке Русская православная церковь сохранила традицию Пасхальных празднеств. После нескольких покушений на жизнь император Александр III желал, чтобы его супруга отбросила печальные мысли в Пасху. В качестве традиционного подарка в день Пасхи 1885 года яйцо Карла Фаберже было преподнесено Марии Фёдоровне.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Фёдоровне, новой императрице. Это положило начало традиции, которая продолжалась 32 лет.
Пасхальные яйца, созданные Карлом Фаберже для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства.



«Курочка» («Первое императорское пасхальное яйцо»)


Яйцо «Пётр Великий», 1903г. Внутри модель Медного всадника. 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К двухсотлетию основания города. Стиль рококо.


Яйцо «Гризайль» (Екатерины Великой). Яйцо известно и под другими названиями - «Розовые камеи». Яйцо изготовлено на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже. Дата изготовления -1914 год. Мастер- ювелир - Генрих Вигстрем. Горный хрусталь, золото, красная эмаль.


«Синее яйцо-часы со змеёй» было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марие Фёдоровне. Император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году и оно было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года.


Яйцо, посвященное коронации императора Николая II – «Коронационное».
Изготовлено в 1897 году. Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты – сюрприз. В этой карете император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы.


Яйцо «Ландыши» изготовлено на придворной императорской ювелирнй фирме Карла Фаберже в 1898 году. Мастер-ювелир - Михаил Перхин. Золото, прозрачная золотая и розовая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость. Яйцо украшено любимыми цветами императрицы и ее любимыми драгоценными камнями.


«Кавказское яйцо», 1893 г
Внутри яйца - миниатюры мест Кавказа, где жил великий князь Георгий Александрович.


«Конный памятник Александру III», 1910 год. Внутри модель памятника императору работы Паоло Трубецкого.


Яхта «Штандарт» Изображение яхты императора Александра III. Используется горный хрусталь и ляпис-лазурь. Яхта из золота.


«Память Азова»,
Внутри модель фрегата«Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний восток в 1890 -1891 годах. Ювелиры -Михаил Перхин Юрий Николай. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо.


«Транссибирская магистраль»,1900 г
Яйцо, созданное в честь строительства и открытияТранссибирской магистрали. На яйце отчеканена карта империи с магистралью. Сюрприз - модель поезда. Ювелир - Михаил Перхин



Яйцо «Московский Кремль», самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы.
Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году


Яйцо «Пеликан». Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан - символ благотворительности.


Яйцо «Ренессанс» было создано и передано императоруАлександру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне.


«Яйцо с решеткой и розами». Яйцо было создано по заказу Николая II в 1907, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на третью годовщину рождения царевича Алексея.


«Колыбель с гирляндами» («Трофеи любви»), 1907 год. Создано в стиле Людовика ХVI. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне по случаю рождения царевича Алексея Николайевича, долгожданного наследника престола Романовых.


Яйцо «Царевич Алексей»


«Мозаичное», 1914 год. Сюрприз - камея с профилями детей. Последнее яйцо предвоенного времени. (Коллекция королевы Елизаветы II) «Мозаичное».


Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн в 1902 году. Его форму образует узор из стеблей и листьев левера. Часть листьев заполнена светло-зеленой прозрачной эмалью, а некоторые листки украшены мелкими алмазами. Между листьев вьются тоненькие ленточки, изложенные рубинами.


Яйцо Фаберже «Цветы яблони» 1901г. Крупное яйцо «Яблоневый цвет» сделано в виде шкатулки для драгоценностей.


Яйцо «Павлин». На изделии стоит клеймо придворной ювелирной фирмы Карла Фаберже. Сделано в 1908 году.


«Корзинка цветов», 1901 г. Цветы выполнены из золота и раскрашены разноцветной эмалью. "Сюрприз" яйца был утерян. Ножка поломана и утрачена, реставрированная позже. Яйцо было подарено императором супруге - императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года. Яйцо хранится в коллекции Английской королевы – Елизаветы.


Яйцо «Анютины глазки» сделано в 1899 году по заказу Николая II, подарищего его своей матери, императрице Марии Фёдоровне. На данный момент оно находится в Новом Орлеане, США.


Пасхальное яйцо «Весенние цветы» , изготовленное около 1899. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственников.


Яйцо «Херувим и колесница»
Подарочная копия яйца Фаберже. Пасхальное яйцо
было создано и передано императору Александру III в 1888 году. Малахитовое яйцо «Херувим и колесница» является одним из утерянных императорских пасхальных яиц, поэтому доступных сведений о нём мало


Яйцо « Александровский дворец»
Нефритовое пасхальное яйцо изготовлено в 1908 году по заказу Николая II. Ювелирное яйцо «Александровский дворец», состоит из двух шарнирносоединённых частей, инкрустировано золотом и драгоценными камнями, украшено пятью миниатюрными акварелями - портретами детей Николая II, обрамлёнными алмазами.

error: Content is protected !!