Философское понятие психика. Определение психики человека

Понятие о психике

Психика, как и сознание, относится к числу понятий, значимость существования которых никто не отрицает, но и дать которым однозначное толкование очень сложно. По крайней мере, как и в ученой среде, так и на обывательском уровне существуют весьма разные определения того, что есть психика.

В обиходе слово "психика" в основном употребляют при объяснении поведения конкретного человека. То есть психика рассматривается как главный источник поведения, ну и, соответственно, как источник личностного разнообразия. Часто слово "психика" используется для общей характеристики человека или его поведения: "у него неуравновешенная психика", "обладает устойчивой психикой".

В науке под психикой обычно понимают свойство высокоорганизованной живой материи, свойство центральной нервной системы, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Поэтому в каком-то смысле под психикой можно понимать что-то вроде содержательного наполнения деятельности центральной нервной системы. Можно провести довольно грубую аналогию: как у компьютера есть операционная система и программы, так и у нашего организма есть психика.

В психологии обычно считают синонимами слова "душа" и "психика". Само название науки психологии происходит от древнегреческого составного слова, которое можно перевести как "наука о душе". Кстати, "психо" происходит от "псюше" - зеркало. Существует огромное количество житейских, околонаучных и псевдонаучных концепций о человеке, в которых используется слово "душа". Это, в общем-то, единственная причина, по которой в научной психологии утвердилось именно "психика", а не "душа".

Что все же конкретно входит в понятие "психика"? Очевидно, что психика присуща не всякому материальному объекту во вселенной. Нет психики, например, у камня или травинки. Это мы можем утверждать довольно смело, потому что у них нет ни нервной системы, ни чего-то такого, что напоминало бы ее.

Если ли психика у автомобиля? Тут уже так просто не ответишь, потому что у всех автомобилей есть провода и электронные компоненты, такие как транзисторы или микросхемы, по функционалу напоминающие нейроны. К тому же у многих автомобилей имеются компьютеры и управляющие ими программы, что значительно повышает "интеллектуальность" машины и еще приближает ее к человеку.

Обычно в общей психологии, антропологии и других науках этот вопрос решается весьма грубо. Постулируется, что психика это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Другая существенная характеристика психики заключается в способности отражать объективный мир. То есть высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. При этом получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. И важен не столько факт способности получить этот образ, сколько способность выстроить из образов целостную картину мира.

Получаемая психикой информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Это определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Другим признаком психики, который вытекает из способности формировать целостную картину мира, является способность организма к обучению, значимость этого обучения для жизнедеятельности конкретного организма. То есть чем более опытен организм, тем более сложно его поведение.

Есть множество врожденных схем реагирования. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Амеба, например, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой. Однако она удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде.

Сложное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Даже у растений обнаруживаются первичные формы раздражимости - существует тропизм (вынужденное движение).

Элементарные организмы реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, на биотические раздражители. Растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д. Эти организмы реагируют лишь на очевидно значимые для них факторы, и эти реакции происходят лишь в ответ на изменение факторов. Поэтому такие организмы можно назвать "простыми автоматами".

У развитых организмов значительно более сложное строение, и это позволяет их поведению быть более сложным и менее предсказуемым для внешнего наблюдателя. Живые организмы данного уровня развития занимают экологическую нишу, в которой они вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Как считает А. Н. Леонтьев, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

По сравнению с раздражимостью чувствительность подразумевает возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму. Это позволяет формироваться одному из главных свойств психики - способности к опережающему и целостному отражению реального мира.

Эта способность предполагает моделирование окружающей действительности "в режиме реального времени". Например, если одно животное видит двигающееся другое животное, то оно может предположить: где это животное было некоторое время назад, где оно может оказаться, какую пользу или вред оно может нанести. А для этого предположения необходимо "прокрутить в голове" события прошлого и предполагаемые события будущего.

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. У собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать осознанное и целенаправленное поведение. Человек, например, может потратить много усилий для достижения цели, не имеющей в данное время актуальной значимости. Скажем, он занялся изучением японского языка, намереваясь лет через десять посетить страну восходящего солнца.

Столь сложное поведение возможно благодаря наличию в составе психики человека развитого сознания. Сознание - высший интеграционный психический процесс, объединяющий другие: память, внимание, мышление, речь и пр. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно перемешивающихся между собой и предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание - и соответственно психика - человека позволяет ему выделять себя из окружающей среды и осознавать свою индивидуальность, формировать так называемую "Я-концепцию" (совокупность представлений о себе. Я-концепция позволяет глубже понимать объективную действительность, разделяя собственные мнения и объективные факты. Человек может относиться к объекту несколько предвзято. Например один вид самолета может ассоциироваться с авиакатастрофами, и человек тогда боится летать. Он однако довольно четко понимает природу своего страха, понимает при этом, что реальная вероятность разбиться очень мала, понимает, что лететь все равно необходимо. И приходит к сознательному, аргументированному выводу. Если животное испытывало бы подобный страх перед самолетом, оно вообще наотрез бы отказалось приближаться к самолету.

Психика человека, благодаря наличию развитого сознания, позволяет относиться к получаемой информации критически. Любое знание, любую идею мы можем оспорить, выдвинув альтернативные, пробные точки зрения. Слыша, например, в джунглях крик какой-то птицы, человек может усомниться: а птица ли это? возможно, какой-то другой человек изображает этот крик? С развитием социальных отношений, коммуникаций роль критики только вырастает, потому что люди научились лгать, и делают это весьма охотно.

В общей психологии, таким образом, выделяется четыре основные уровни развития психики живых организмов:

Раздражимость,

Чувствительность,

Поведение высших животных,

Сознательное поведение.

Психика отдельного индивида не находится в стагнации. В процессе онтогенеза она проходит ряд этапов своего формирования. Даже в зрелые годы она развивается, корректируется, и происходит это весьма быстро. На формирование и развитие психики влияет ряд факторов: наследственность, здоровье и физико-физиологические особенности жизнедеятельности, социальное окружение, опыт, случайные и иные факторы.

Один из самых сложных вопросов для науки - каковы функции психики? Ее проявления столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Нельзя, например, ограничиваться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды. Известно, что человек может не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и действовать творчески, новаторски, часто с риском для жизни. Если бы человек только приспосабливался, то не было бы выдающихся ученых и изобретателей, писателей и художников, политиков и революционеров, инженеров и программистов, других активных личностей. Тем не менее, безусловно, адаптация - главнейшая функция психики. Психика обеспечивает тонкое приспособление к окружающей среде.

Психология – современная и многогранная наука. В переводе с древнегреческого «психология» - это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых , психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых , главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих , получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость . Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.


Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь па непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности .

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики – способность опережающего и целостного отражения реального мира . Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, – процессов поведения.

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию» , заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.

Итак, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов :

1. раздражимость,

2. чувствительность (ощущения),

3. поведение высших животных (внешне обусловленное поведение),

4. сознание человека (самодетерминированное поведение).

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, "проигрывать" варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:
1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

  1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
  2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
  3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.
  4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).

Структура психики человека

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.

Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

  • сила: устойчивость клеток к раздражению;
  • подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;
  • уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;
  • резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;
  • лабильность – гибкость нервной системы.

Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

  1. Психические процессы

Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

Познавательные процессы:

  • ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;
  • восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;
  • внимание – состояние концентрации;
  • память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;
  • воображение – способность к созданию несуществующего образа;
  • мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей.

Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

Эмоционально-мотивационные процессы:

  • чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;
  • эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;
  • мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
  • воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.
  1. Психические качества (личностные характеристики)

Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психическое состояние

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.

Психикой называют функцию мозга, которая заключается в выражении посредством определенных образов На основе этих образов осуществляется регулирование жизнедеятельности организма. Психология, в свою очередь, занимается исследованием того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении действительности, результатом которого является формирование образов. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма и среды, его окружающей.

К последним относят устойчивые проявления, имеющие генетическую природу. Они передаются по наследству и на протяжении жизни почти не изменяются. К свойствам психики относят и характеистики нервной системы: силу, устойчивость клеток к продолжительному возбуждению либо раздражению, скорость перехода от одного состояния к другому (от торможения к возбуждению, например), уравновешенность. К этой же категории следует относить и подвижность тех или иных нервных процессов, относительную степень сбалансированности явлений торможения возбуждения, лабильность (гибкость изменений под влиянием разных раздражителей), резистентность (степень сопротивляемости к влиянию раздражителей неблагоприятного характера).

К относят относительно устойчивые формирования, которые возникают и развиваются под влиянием внешних факторов. В эту категорию входят такие процессы, как восприятие, ощущение, мышление, представление, воображение, воля, эмоции, внимание.

К психическим качествам относят образования, отличающиеся относительной устойчивостью и возникающие под влиянием учебно-воспитательных мер и жизнедеятельности. Наиболее явно эти качества представлены в человеческом характере.

Кроме всего прочего, существуют также и функции психики. Специалисты выделяют три основные задачи.

  1. Осознание человеком собственного положения в окружающем мире.
  2. Отражение влияния окружающих условий.
  3. Регуляция деятельности и поведения.

Следует отметить, что для второй функции психики характерно постоянное изменение. Другими словами, выражение отношения человека к действительности является достаточно сложным процессом, а не однонаправленным и непротиворечивым. Кроме того, для этой функции психики свойственно некоторое преломление в процессе выражения индивидом своего отношения к действительности. Как правило, человек пропускает информацию через сознание, при этом задействованы сложившиеся ранее состояния и особенности. В связи с этим, одно и то же внешнее влияние, благодаря данной функции психики, может выражаться по-разному разными людьми, а в некоторых случаях по-разному и одним человеком, в зависимости от условий, в которых он пребывает в тот или иной момент.

error: Content is protected !!