Глубинная психология — основные принципы психоанализа. Что такое глубинная психология и почему глубинная психология «глубинная»

Рассмотрим, чем является глубинная психология человека. Глубинно-психологические виды психотерапии, именуемые также психоаналитическими или психодинамическими, ведут свое начало от различных психоаналитических школ. Они разделяют убеждение, что все чувства и модели поведения человека формируются под влиянием первичных переживаний в раннем детстве и подростковом возрасте, а также зависят от жизненных обстоятельств в настоящее время. Психодинамические виды терапии предназначены для оказания помощи пациенту с использованием различных методик, цель которых обучить больного разбираться в том, как его прошлое влияет на настоящее, чтобы уметь преодолеть существующие в данное время трудности и добиться изменений в собственной личности и в поведении.

Различные психодинамические методики имеют общую для всех теоретическую основу. Среди основных принципов можно назвать следующие:

Существование динамического подсознательного. Значительная часть нашей ментальной жизни протекает без участия сознания, но постоянно оказывает влияние и мотивирует наши сиюминутные переживания. Многие модели поведения, включая так называемые необдуманные поступки (как, например, обещания), симптомы (страхи, депрессия и т. д.), сновидения и фантазии, представляют нам сведения о характере функционирования подсознательного.

Значение опыта и развитие в раннем детстве. Каждый период жизни, начиная со дня рождения, оказывает воздействие на последующий период и влияет на нашу чувственную жизнь и наше поведение. Жизненный опыт, приобретенный в раннем детском возрасте, рассматривается как чрезвычайно важный, так как он основа для более поздних переживаний.

Интрапсихический конфликт. Начиная с самого раннего детства и в течение всей жизни наши потребности и желания часто противоречат друг другу, кроме того, они вытесняются общественными и родительскими запретами. Это происходит потому, что подобные конфликты, будучи слишком болезненными для пациента или вызывающими страхи, подавляются при помощи защитных механизмов, а иногда превращаются в те симптомы (головные боли, фобии и страх), которые побуждают пациента обратиться за помощью к врачу. Эти желания и страхи имеют непосредственное значение для душевной жизни пациента в данное время. Действительно, большинство поступков человека определяется стремлением привести в согласие современный опыт взрослого и подсознательные желания.

Все психодинамические методики пытаются тем или иным способом раскрыть и сделать прозрачными все подсознательные конфликты для того, чтобы выяснить, в какой мере они влияют на жизненный опыт взрослого в настоящее время.

Глубинная психология человека. Защитные механизмы

Каждый человек, начиная с детства, использует множество психических механизмов для того, чтобы переработать эмоциональные переживания, получить удовольствие, устранить из сознания страхи и болезненные конфликты. Теоретики психодинамики, начиная с Зигмунда Фрейда, разработали объемный каталог этих подсознательных механизмов, различая зрелые и незрелые формы защиты. Незрелые защитные механизмы выражаются в особенностях поведения, которые искажают жизненный опыт человека, в то время как зрелые защитные механизмы помогают ему преодолевать все трудности.

Незрелые защитные механизмы

Проекция – приписывание собственных чувств и мотивов другому лицу. Например, есть люди, которые избегают близких отношений, потому что «у мужчин (или женщин) всегда на уме только секс», в то время как они, по-видимому, сами не в состоянии признать собственные сексуальные желания.

Отрицание – это отказ признать реальность, причиняющую душевную боль. Так, некоторые люди настаивают на том, что их следует рассматривать как жертв, при том, что в реальности они страдают от последствий собственных поступков.

Перенос – неправомерное перенесение чувств с одного лица на другое. Например, женщина, у которой имеются проблемы с бывшим мужем, переносит свою злость на детей, или начальник использует подчиненных в качестве «громоотвода» для своих семейных трудностей.

Отказ означает стремление уклониться от жизненных обстоятельств, требований или обязательств.

Зрелые механизмы защиты

Альтруизм – получение радости и удовлетворения при оказании помощи другим.

Юмор притупляет болезненные переживания при помощи смеха и веселого настроя.

Сублимация превращает неприемлемые побуждения, как, например сексуальные стремления или агрессивность, в приемлемую активность: творческие или спортивные занятия.

Подавление означает умение так вытеснить реакцию на безрадостное событие, что появляется возможность увидеть его с положительной стороны, или принимается решение отложить свою реакцию до более благоприятного момента («подумаю об этом завтра»). Подавление существует на уровне сознания.

Идентификация (отождествление) – стремление присвоить себе в известной мере качества, цели, идеалы и амбиции уважаемого лица.

Глубинная психология человека. Психоанализ

Психоанализ, пожалуй, самая распространенная форма психодинамической терапии. Он предъявляет наиболее высокие требования к эмоциональной выносливости пациента, его времени, а также к его финансовым возможностям. Именно поэтому в США психоанализ является наименее востребованной формой глубинно-психологического лечения. Однако он служит предшественником всех разновидностей психоаналитической терапии, поэтому должен быть представлен первым.

Венский невролог Зигмунд Фрейд в конце XIX в. начал лечить пациентов с помощью психоанализа. Последующие поколения психоаналитиков существенно развили его первоначальные теорию и метод. Современный психоанализ притязает на то, что он представляет собой интеллектуальную психотерапевтическую и научную терапевтическую школу.

Существуют многочисленные теоретические варианты психоанализа, вытекающие из учений Зигмунда Фрейда, Карла-Густава Юнга и Мелани Кляйн, – это теории взаимоотношения объектов, психологии Я и др. Они отличаются друг от друга в основном по тому значению, которое придают подсознательной мотивации и конфликтам, а также роли, которую играет опыт, приобретенный в раннем детстве.

Юнгианский анализ основан на трудах Карла-Густава Юнга, современника и первоначально последователя Зигмунда Фрейда. Юнг исходил из предположения о существовании универсальных мифов и символов, формирующих коллективное бессознательное, более всеобъемлющее, чем личное подсознание отдельного индивидуума.

Из всех существующих разновидностей психотерапии психоанализ преследует наиболее широкие и честолюбивые цели: вместо того, чтобы ограничиться решением определенных конкретных проблем, он пытается исследовать личность и воздействовать на глубинные изменения характера поведения. Для того, чтобы добиться поставленной цели, психоанализ использует специальные методики, которые будут детально описаны ниже и которые побуждают пациента, именуемого «анализандом», оказаться способным к оживлению воспоминаний о его детских переживаниях и фантазиях и осмыслить конфликты, которые оказывают влияние на его чувства и поведение в настоящее время.

Психоанализ, как правило, продолжительный и медленный процесс поступательного самопознания, который приводит к зрелости и эмоциональному росту (совершенствованию). Его сравнивали с лепестками луковицы, с процессом, при котором постепенно высвобождаются детские желания и страхи – подсознательные детерминанты современных особенностей поведения и чувств. Как только их удается вскрыть, конфликты теряют актуальность, становятся понятными, приемлемыми и разрешимыми. Как следствие поведение и чувства пациента претерпевают изменения, и он достигает более высокой степени зрелости. Очень часто по окончании курса психоанализа люди выходят с более глубоким пониманием и более дифференцированным представлением о себе и других в своей жизни.

Лечение требует от трех до пяти 45-минутных сеансов в неделю в течение 3 – 5 лет.

Показания для лечения

Психоанализ является непрямой формой терапии, во время которой психоаналитик совместно с анализандом исследует внутренние механизмы его душевной жизни. В связи с тем что психоаналитик не дает никаких советов и подсказок для решения проблем, этот вид терапии не рекомендуется лицам, находящимся в кризисном состоянии, так как они нуждаются в активной неотложной помощи. Однако иногда психоанализ назначается при определенных клинических картинах (как, например, при тяжелых депрессиях) в сочетании с медикаментозной терапией. Такое комбинированное лечение стабилизирует состояние больного и позволяет ему в дальнейшем продолжить процесс аналитической терапии.

Психоанализ требует как минимум среднего интеллектуального уровня, готовности к самопознанию, способности переносить фрустрацию и болезненные переживания, а также известной степени коммуникабельности. Поэтому психоанализ не пригоден при острых психотических, выраженных импульсивных расстройствах, у наркоманов или тяжело депрессивных пациентов. Однако некоторым из перечисленных категорий больных по окончании острого периода болезни этот метод может оказаться полезным для того, чтобы осознать причины их поведения, а также острого течения эмоциональных переживаний, которые усугубляли проблемы, и изменить их.

Приемлемыми показаниями для психоанализа могут быть хронические трудности и фрустрации во взаимоотношениях, тяжелые формы заторможенности и непреходящие проблемы в профессиональной деятельности или в достижении других жизненных целей, а также такие симптомы, как страх и умеренная депрессия. Многие люди с легкими и умеренно выраженными жизненными трудностями могут, вероятно, извлечь пользу из психоанализа.

Несмотря на то что со времен Фрейда психоанализ проделал значительное теоретическое развитие, разработанные им методики во многом остались прежними.

Терапевтический нейтралитет. Терапевтическое поведение аналитика определяется его нейтралитетом, анонимностью и отстраненностью. Это означает, что аналитик всегда отстранен, хотя и проявляет сочувствие, но не принимает сторону анализанда и не вмешивается в его решения и постановку целей. Точно так же аналитик ничего не сообщает анализанду о своих взглядах, чувствах или о своей частной жизни, так как в центре его внимания постоянно остается душевная динамика анализанда.

Пациент лежит на кушетке, поставленной таким образом, что аналитик находится вне поля его зрения. Это условие стимулирует исследование наиболее глубоких слоев сознания и облегчает свободные ассоциации анализанда.

Свободные ассоциации. Основное правило аналитической ситуации предусматривает, что анализанд должен пытаться высказывать без цензуры и контроля все, что приходит ему в голову во время сеанса, – все мысли, чувства, желания, фантазии и ощущения, какими бы неприятными, неловкими или устрашающими, тривиальными или бессвязными они ни казались. Несмотря на то что аналитик внешне остается пассивным и безучастным, он внимательно слушает и проявляет интерес к сновидениям и фантазиям пациента, а также к его чувствам, мыслям, поступкам в данное время. Свободные ассоциации анализанда представляют собой исходную позицию для дальнейшего понимания скрытых значений и подсознательных сил, которые определяют его душевную жизнь.

Истолкование. Аналитик задает вопросы, поощряет пациента как можно конкретнее рассказывать о своем поведении и своих чувствах, и если считает необходимым, то возражает, приводя в качестве примера образец поведения («Когда вы говорите о себе и обо мне, старайтесь это делать более вдумчиво»). Но, что важнее всего, аналитик предлагает пациенту в нужный момент истолкование его чувств и поведения. С помощью этих истолкований главным «творческим продуктом» психоанализа является изложение психоаналитиком своего понимания подсознательных элементов, которые лежат в основе переживаний пациента. Интерпретация сновидений и их функция связующего звена между переживаниями в прошлом и настоящем является характерным элементом психоаналитического истолкования.

Истолкование должно помочь анализанду осознать защитные механизмы, с помощью которых он/она оказывает сопротивление лечению. Нередко происходит так, что пациент забывает дату назначенного сеанса или говорит о том, что аналитик «ничего не говорил» о своем предстоящем отъезде в отпуск. Это забывание может иметь своей целью защиту от возможного раздражения, подавленности или злости из-за того, что психоаналитик оставляет их «на произвол судьбы». Истолкование сопротивления помогает пациенту повысить свою толерантность в отношении неприемлемых чувств и мыслей и обеспечивает ему возрастающее понимание тайных механизмов его душевной жизни.

Реакция переноса. Перенос – нормальный процесс во всех областях жизни, при котором человек бессознательно повторяет образцы детского поведения и взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами в той форме, в какой они развивались в прошлом. При переносе человек направляет на лицо из своего нынешнего окружения те чувства и те отношения, которые он адресовал важным персонам своего детства. Происходит то, что люди бессознательно ведут себя со своим партнером, учителем, работодателем так, будто это их родители, будто они предъявляют те же требования и грозят теми же наказаниями, которыми некогда угрожали родители. Способность научиться понимать механизм переноса часто помогает людям признать, как искаженно они представляют себе восприятия других.

В ходе психоаналитического лечения у анализанда постепенно формируется реакция переноса на психоаналитика. Эта реакция становится важнейшим связующим звеном терапевтического процесса, той линзой, через которую рассматриваются, истолковываются, ревизуются и видоизменяются подсознательные конфликты и динамика чувственной жизни пациента. Пациент постепенно все больше и больше начинает относиться к психоаналитику (который фактически остается нейтральным) как к важной персоне своего детства и заново переживает противоречивые желания, фантазии и боли, фрустрацию и стыд, чувство вины, ярость и страх, т.е. те радости и горести, которые он/она в раннем детстве и в школьные годы испытывали по отношению к ключевым персонам.

С помощью исследования переноса, т.е. того, как анализанд выстраивает свое отношение к аналитику и что тот, по мнению анализанда, думает и чувствует, пациент вскрывает корни нарушенных душевных механизмов, которые хранятся в его «внутреннем детстве».

Переработка. В процессе анализа пациент обучается переживать перенос как на «разделенном экране», т.е. одновременно чувствовать и анализировать то, как эти ранние конфликты повлияли и продолжают влиять на его жизнь в настоящее время. В связи с тем что анализанд все время повторно конфронтирует с вытесненными надеждой, болью и нереальными желаниями своего детства, ему удается постепенно признать их, вместо того, чтобы отвергать.

Наиболее важно то, что в процессе этой переработки, которая составляет главное дело анализа, пациент начинает изменять характер своего поведения и своих реакций, основанных на этих подсознательных, пройденных и перенесенных представлениях. Так, например пациентка начинает постепенно понимать, что ее комплексы и слишком строгая самокритика основаны на потребности видеть своих родителей не столь критически настроенными по отношению к ней, тщетно пытающейся завоевать их любовь и признание. По мере того как это знание углубляется, детские желания могут быть, наконец, оставлены в прошлом и испробованы новые модели поведения.

Психоаналитическая психотерапия

Психоаналитическая психотерапия – дальнейшее развитие психоаналитической методики, – одна из наиболее часто применяемых разновидностей терапии. Она использует те же психодинамические принципы раскрытия подсознательных конфликтов, но ее цели менее претенциозны, а сам процесс лечения менее интенсивен. Главный акцент этой формы психотерапии состоит скорее в том, чтобы помочь пациенту получить нужные знания, которые позволили бы ему найти решение трудных жизненных проблем. При этом психотерапевт играет более активную роль, чем при психоанализе.

Психоаналитическую терапию проводят как специально подготовленные психотерапевты, так и те, кто не прошел специализированного курса обучения.

Терапевтические сеансы проводятся обычно в течение 2 – 5 лет, один – три раза в неделю.

Показания для лечения

Показания те же, что и при психоанализе, хотя психоаналитическая психотерапия показана более широкому кругу пациентов, включая тех, которые нуждаются в более активной поддержке и помощи психотерапевта и которым трудно заново переживать свою несостоятельность – нагрузки, неизбежные в рамках психоаналитического процесса. Эта разновидность терапии, так же как и психоанализ, наиболее эффективна для пациентов, которые интересуются механизмами своей душевной жизни и настроены на то, чтобы самим найти необходимые решения.

Пациент и терапевт сидят лицом друг к другу, хотя при некоторых видах психоаналитической терапии предусматривается лежачее положение больного. Так же как при психоанализе, пациента побуждают говорить все, что придет в голову. Несмотря на то что характер отношений между пациентом и терапевтом имеют важное значение, психоаналитическая психотерапия обычно сосредоточивает свое внимание не на воспроизведении и истолковании интенсивного регрессивного переноса в детство. Скорее всего, психотерапевт использует технику выяснения определенных особенностей поведения и установок и работает над конфронтацией (например, указывая пациенту на несоответствие между его высказываниями и поступками), применяет суггестию и другие методы, которые активно влияют на процесс лечения.

Динамическая краткосрочная терапия

При краткосрочной динамической психотерапии (которую также называют ограниченной во времени краткосрочной психотерапией) психотерапевт и пациент заранее оговаривают количество лечебных сеансов или срок окончания лечения, при чем речь, как правило, идет о 12-20 сеансах в течение 3-6 месяцев. Психотерапевт и пациент фиксируют свое внимание на определенной, четко обозначенной проблеме (например, на трудностях, которые существуют у студента при завершении дипломной работы). При переработке одного этого вопроса могут быть решены определенные, лежащие в его основе конфликты (страх студента стать взрослым и покинуть родительский дом).

Показания для лечения Предпосылкой краткосрочной динамической терапии являются относительное психическое здоровье пациента и высокая степень мотивации – стремление разрешить проблему и уверенность в своей способности быстро довериться психотерапевту. Эта форма терапии, так же как и другие формы динамической терапии, не рекомендуется лицам с тяжелой депрессией, расстройствами, в основе которых лежит импульсивность, при наркомании или с трудностями в коммуникабельности. Но она показана там, где речь идет о помощи в решении конкретной проблемы. Переживание достигнутого успеха нередко освещает всю дальнейшую жизнь пациента. Если кому-то удается решить насущную или угнетающую проблему (например, длительное внутреннее сопротивление при переходе на лучшее место работы), то это повышает его самоуважение и тем самым укрепляет его функциональную способность добиться положительного результата и в других областях жизни. Эта форма терапии пригодна также для понимания психотерапевтического процесса, который в дальнейшем может быть применен с большей интенсивностью при других, более глубоких трудностях.

Уже в начальной стадии психотерапевт идентифицирует неизвестный конфликт, который должен разъяснить конкретную проблему, имеющуюся у пациента. В течение всего курса лечения он держит в центре внимания этот основной конфликт, разъясняет его и истолковывает. При этом перенос важен в связи с тем, что именно раскрывается в конфликте. Например, мужчина ищет помощи ввиду своей несостоятельности в профессиональной деятельности. Психотерапевт устанавливает, что пациент испытывает неоправданный страх перед начальником. Во время сеансов проясняются особенности поведения пациента, свидетельствующие о поиске гармонии в отношениях с психотерапевтом. Психотерапевт истолковывает это поведение пациента как отклонение от центрального конфликта – страха перед начальником.

Глубинная психология это (кратко). Основоположником основных принципов психоанализа был австрийский психиатр и специалист в области психологии Зигмунд Фрейд (1856–1989). В отличие от представителей таких направлений, как бихевиоризм и гештальтпсихология, приверженцы психоанализа не были нацелены использовать в качестве примера для создания научно-психологического познания точные и естественные науки.

Фрейд старался заполнить психические познания о человеке новейшей актуальной истиной, сформировать концепцию и на ее основании приобрести данные необходимые для получения ответов на практические, а в первую очередь на психотерапевтические вопросы.

Термин психоанализ имеет три значения:

  1. Теория личности психопатологии;
  2. Метод лечения личностных расстройств;
  3. Метод неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Это соединение теории с терапией личности человека, связывает все представления о поведении индивидуума. Для начала рассмотрим взгляды Фрейда на организацию психики – топографическую модель уровней сознания. Согласно этой модели, существует три уровня сознания:

  1. Сознание;
  2. Предсознательное;
  3. Бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек испытывает в данный момент. Область предсознательного – включает в себя опыт невостребованный в данный момент памятью.

Стоит отметить, что предсознательное является мостом, между осознанным и неосознанным.

Бессознательное – самая значимая область разума. Оно представляет собой, хранилище инстинктов, эмоций и воспоминаний, которые были вытеснены из сознания, по определенным причинам (стресс, психологическая травма).

Область бессознательного определяет наше поведение.

Понятие и суть психоанализа

Психоанализ относится не только к типу психотерапевтической и медицинской практики. В то же время - это еще и философское теоретическое положение о человеке, общественное философское течение, относящееся к условиям идейного режима. Непосредственно в данном значении психоанализ стал составляющей культуры Запада. И как в свое время утверждал Бергер: «Если бы Фрейда не было, его необходимо было придумать».

Психоанализ в переводе с греческого обозначает (psyche – душа + analysis – расчленение), является частью психотерапии, медицинский способ изучения, сформированный З. Фрейдом с целью диагностирования и излечения неврозов. После чего данный метод был переделан Фрейдом в психологическую имеющую философский характер теорию, нацеленную на исследование тайных взаимосвязей и основ душевной жизни людей. Данная концепция создается на основании гипотезы о том, что знаменитая совокупность патологических взглядов, в особенности сексуального характера, «изгоняется» из области рассудка и функционирует в дальнейшем из области неосознанного, и под видом различных личин и облачений попадает в сознание и грозит внутреннему единству «Я», введенного в находящийся вокруг него мир.

Приверженцы психоанализа приписывают половому влечению основную значимость, рассматривая душевную жизнь людей в полной мере, как область первенства неосознанных сексуальных устремлений к наслаждению либо неудовольствию.

Отталкиваясь оттого, что было написано выше можно говорить о том, что психоанализ возможно анализировать на трех уровнях:

  1. Как способ психотерапии.
  2. Как способ исследования личностной психологии.
  3. Как концепция научных познаний о понимании мира, философии и психологии.

Ключевые понятия концепции

Установлено, что основным регулятором поведения человека является сознание. Фрейд обнаружил, что за оболочкой рассудка спрятан глубокий «бурлящий» слой не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, желаний, вожделений. Являясь лечащим врачом, он осознал, что данные неосознанные волнения и аргументы имеют все шансы основательно обременять жизнь, в том числе и быть той причиной, вследствие которой возникает нервно-психологическое заболевание. Все это отослало Фрейда на поиск средств освобождения собственных больных от инцидентов, происходящих между тем, что диктует им рассудок, и потаенными, незрячими, неосознаваемыми побуждениями. Таким образом, на свет появился фрейдовский способ исцеления души, получивший название психоанализ.

З. Фрейд анализирует организацию психологического существования в виде модели, обладающей собственными элементами, представляющие собой разнообразные психологические инстанции, отмеченные определениями: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Оно (ид) – более простая ступень, включает в себя все без исключения данное от рождения на генном уровне, подвластное принципу наслаждения и ровным счетом ничего не понимающее о действительности и окружающем социуме. Ее условия обязана выполнять ступень Я (эго).

Я (эго) – необходимо принципу действительности, вырабатывая несколько элементов, дозволяющих приспособиться к среде преодолевая ее условия. Я (эго) - посредник среди стимулов, идущих непосредственно как из данной среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и встречными моторными взаимодействиями с другой. В задачи Я (эго) входит: самосохранение, напоминание полученного навыка внешних влияний в памяти, уклонение от угрожающего воздействия на организм, надзор за условиями, выдвигаемыми инстинктами идущие от Оно (ид).

Особая роль отдавалась ступени сверх-Я (супер-эго), которой отводилось место основы нравственных и религиозных чувств, осуществляющей контроль и играющей роль наказательного агента. В случае если Оно (ид) предрешен, на генетическом уровне, а Я (эго) – продукция персонального навыка, то в таком случае сверх-Я (супер – эго) продукция воздействий, исходящих от других людей. Оно появляется на этапе раннего детства - сопряжено, в соответствии с Фрейдом, с Эпидовым комплексом и остается почти постоянным на протяжении последующих лет. Супер – эго образовывается вследствие механизма установления на основании, совпадения признаков отца и ребенка, цель которого являться моделью.

В случае если Я (эго) решает или совершает действие в целях удовлетворения Оно (ид), но идет против сверх – Я (супер – эго), то в таком случае Оно (ид) ощутит наказание в виде угрызений совести, ощущения вины. Так как супер – эго получает энергию от Оно (ид) поскольку супер – эго зачастую функционирует безжалостно. От усилий, переживаемых под нажимом разной мощи, Я (эго) при помощи «предохранительных механизмов» спасается. К таким предохранителям относятся: вытеснения, регрессии, рационализации, сублимации и другие. Желания устремляются к разрядке, однако, достижение удовлетворенности маловероятно.

Виды психологических защит

Вытеснение (подавление) – один из элементов психологической охраны, роль которого заключается в том, чтобы мотивировать на устранение чего-либо из рассудка. Двигаясь к области неосознанного чувства, мысли, стремления к действию заставляют поведение влиять на него, ощущать чувство тревожности.

Сублимация – элемент, с помощью которого запрещенное половое влечение, двигается в сторону не возбуждающих предметов, разряжение происходит в виде деятельности или работы, оптимальной для человека и социума. Как считал Фрейд это наиболее продуктивный метод функционирования индивида. Творческий процесс является разновидностью сублимации.

Регрессия – движение назад, предохранительная система, представляющая из себя некую форму психологической адаптации в условиях конфликта либо беспокойства, в том случае если индивид неосознанно склоняется к наиболее ранним, в меньшей степени зрелым и мало соответствующим стандартам поведения, которые, с его точки зрения, выглядят гарантирующими защиту и безопасность.

Замещение – также является механизмом психологической защиты, цель — заменить предмет, на который ориентированы чувства. Если эмоциональное выражение в отношении данного предмета представляет угрозу, то включается механизм замещения. Например, гнев, направленный в сторону наиболее слабого и беззащитного индивида.

Проекция – присвоение другим, собственных обычно преступных вожделений, идей, тем, мотивов, чувств, черт характера и т. п., думая, что получил и воспринял это не внутри себя, а где-то извне. («Не одному человеку невозможно верить, - говорит человек, поступающий не всегда честно и добропорядочно в собственных действиях»).

Рационализация – дает возможность человеку найти оправдание неприемлемым стремлениям для него, тем не менее, существующих для него желаниям, стремлениям, чувствам и мотивам. Желание подыскать им общественно одобряемое обоснование.

Изоляция – защитный механизм задачей, которого является удаление из сознания психологического волнения, переживания, однако, сохраняя при этом его восприятие.

Подразумевается, что в психодинамической терапии, предохранительная (защитная) система искривляет действительность, тем не менее, она высокофункциональна и нужна, так как способна на некоторое время ликвидировать из рассудка условия травмирующего характера. Но в том случае если её элементы становятся чересчур жесткими, твердыми, то способны вызвать затруднения при формировании, развитии и адаптации индивида.

Инстинкт и поведение человека

Фрейд акцентировал внимание на двух инстинктах, имеющих влияние на поведение, это: самосохранение и половое влечение, гарантирующее сохранение вида, а не только индивидуума. Половое влечение было возведено З. Фрейдом в систему основных, не допускающих возражений и названо – либидо. Неосознанное, трактовалось, как область наполнения энергией влечения незрячего инстинкта, не понимающего ровным счетом ничего, помимо принципа наслаждения, получаемого индивидом во время разряжения данной энергии. Угнетённое, подавленное либидо раскодировалось Фрейдом, согласно независимым от контроля рассудка ассоциациям его больных. Подобную раскодировку он именовал психоанализом. Изучая собственные сновидения, Фрейд пришел к заключению, что они есть не что иное, как «сценарий», представляющийся нелепостью, но несущий в себе код скрытых вожделений, удовлетворяемый в образах – знаках данной формы ночного существования.

Во время военных действий в период Первой мировой войны Фрейд делает поправки к собственной схеме инстинктов. Наравне с половым влечением в психике индивидуума существует желание свести счеты с жизнью (Тонатос, как противоположность Эросу), согласно Фрейду данный инстинкт содержит в себе и самосохранение. Под именованием Тонатос было не только особое стремление к своей смерти, но и смерти других, а именно наличие агрессии и желания убивать, что возводилось в разряд знаменитого, заложенного в человеке природой биологического желания.

Применяя определения энергетического подхода, Фрейд подчеркнул два условия появления невроза – либидо, как основной закон и волнения инфантильного характера. Фрейд описывал пять этапов психосексуального формирования, любой из которых может являться посылом к фиксации.

Этапы психосексуальной теории

  1. Оральный этап (от 0 до полутора лет). Получил свое название в связи с тем, что основным органом чувств ребенка в данный промежуток времени считается рот. Непосредственно с его помощью он не только насыщает свой организм, но и познает окружающий его мир, ощущает массу приятных для него чувств. Данный этап является периодом формирования сексуальности. Итог фиксации – приобретение чувства наслаждения во время табакокурения, сарказма. Кроме того, – оральная враждебность, ощущение зависимости от других.
  2. Анальный этап (от 1,5 до 3 лет). В этот период родители малыша приступают к приучению крохи к горшку. Фрейд полагал, что ребенок приобретает колоссальное наслаждение от действий, связанных с дефекацией, а именно оттого, что способен без помощи других контролировать такую серьезную процедуру. Ребенок испытывает удовольствие сексуального характера от умения контролировать мускулатуру. Фиксация в данном случае может быть двух видов:
    • в первом случае – склонность к разрушению, подавление импульсов, бережливость, скупость;
    • во втором – несогласие, ярость, враждебность, мятеж.
  3. Фаллический этап (от 3 до 6 лет). Выявление присутствия или отсутствия полового члена. Эрогенная область – половые органы. Возникновение эмоций на фоне конфликта – Эпидов (Электры) комплекс. Помимо этого, обнаружение ребенком женского пола отсутствия полового члена приводит к возникновению чувства зависти к мальчикам, возникает желание наличия члена (влечение девочек к отцу базируется именно на этом), перекладывание вины на мать из-за отсутствия пениса. Данная стадия считается в большей степени основной для развития нарушений психического характера.
  4. Латентный этап (от 6 до 12 лет). Сексуальность никак не выражается. Формируются взгляды, направленные на социальную активность и нормы жизни.
  5. Генитальный этап (период полового созревания). Понимание половой принадлежности. Целью подростка является поиск объекта для сексуального общения и генитального сексуального удовлетворения. Индивидуальные желания подчиняются половому влечению (либидо).

Заключение

Фрейд своим учением дал толчок большинству имеющихся на тот момент времени направлениям науки, гарантировал прорыв в небывалые глубины нашей нервной системы, посодействовал в осознании того, что долгие годы являлось загадкой. Наиболее важно то, что психоанализ вплоть до этих времен порождает споры и обсуждения. Формирование, исходящее посредством борьбы суждений, дискуссий и есть настоящий рост и прогресс знания.


Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Она включает в себя психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

К основным тезисам глубинной психологии относятся следующие:

1) ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное;

2) влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры;

3) психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами;

4) баланс между инстинктами и культурными нормами устанавливается посредством защитных механизмов психики;

5) причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения – в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939). После длительных наблюдений за своими больными он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в начале ХХ века.

В частности, Фрейд утверждал, что:

Наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений);

Влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, которые вытеснены в область подсознательного из-за невозможности их удовлетворения на уровне сознания;

Желания, продолжающие действовать без участия сознания, проявляются в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или на творчество.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наибольшей степени ввиду различных социальных ограничений. По Фрейду, именно они побуждают людей действовать. Именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

По мнению Фрейда, причиной невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения является нарушение баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

В таких случаях задачей психоаналитической терапии является осознание пациентом подлинной причины невротического симптома, что должно повлечь за собой его исчезновение.

Учение З.Фрейда находит свое продолжение в неофрейдистских концепциях. Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума (Э.Эриксон).

В целом, достижения психоаналитического направления привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное Альфредом Адлером (1880-1937). Она исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие.

Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения.

Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.

Аналитическая психология Карла Густава Юнга . Карл Густав Юнг (1875-1961) вошел в историю психологии как создатель целого направления – аналитической психологии. Под последней К.Г.Юнг подразумевал интегральную концепцию, объединяющую психоанализ, индивидуальную психологию и многие другие направления. Он считал, что создаваемый им метод охватывает символические области, причем в равной степени как сознательные сферы, так и бессознательные.

К основным положениям аналитической психологии можно отнести следующие:

Каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверт) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверт);

Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению;

Основу коллективного бессознательного составляют архетипы (образы героев, мифы, фольклор, обряды, традиции), которые организуют и направляют психические процессы;

Либидо является универсальным недифференцированным источником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т.д.

По мнению К.Г.Юнга сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Постмодернизм. Поиск новых оснований научного познания социальной сущности человека привел к развитию идей постмодернизма. В научной литературе постмодернизм часто отождествляется с постструктурализмом, хотя эти понятия не идентичны. Постструктурализм в его оригинальном значении – это теория знания и языка (Деррида, французский феминизм), а постмодернизм (Фуко, Бартес, Лиотард, Бодрильяр) – теория общества, культуры и истории.

Идеи постструктурализма и постмодернизма оказали несомненное влияние на развитие социальных наук в целом и психологии в частности. Это влияние, по мнению Б.Егга (B.Agger), выражается в ряде требований к социальным наукам, которые должны:

Быть рефлексивны в отношении утверждений о непогрешимости их методов исследований и безграничности возможностей;

Рассматривать все дискурсивные (в том числе и научные) тексты как риторические, форма изложения в которых направлена на донесение соответствующих систем значений до читателей, обладающих способностью и возможностью собственной их интерпретации;

Проводить мысль, что язык конституирует реальность, предполагает изучение особенностей ее формирования, проявления и развития, определяющих специфику само- и мировосприятия субъекта;

Исключать возможность существования единственно верных, однозначных, универсальных описаний социальной реальности.

Предметом понимающей психологии является процесс взаимопонимания как формирование единого поля значений в межличностном взаимодействии в системах различного уровня сложности (обыденное сознание – обыденное сознание, исследуемый – исследователь и т.п.).

Основной проблемой взаимопонимания является его знаковая опосредованность, которая зачастую приводит к неадекватному восприятию партнерами транслируемых друг другу символических сообщений.

Понимающая психология должна быть диалогической по своей природе. Это требует изменения исследовательской методологии – от интреспективной (методология первого лица) через экстраспективную (методология третьего лица) к диалогической (методология второго лица). Последняя предполагает активный, субъект-субъектный характер взаимодействия исследователя и исследуемого, направленное на взаимопрояснение адекватности сформировавшегося поля значений. К диалогической методологии относятся нарративная методология, многоголосое исследование и совместные исследования.

Основные теории глубинной психологии

Движущие силы

развития личности

Структура

Основные механизмы развития и запиты

3. Фрейд Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти, транс-

формирующиеся либидозное, агрессивное н влечение к суициду

Ид. Эго и Супер-Эго Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
К. Юнг Обобщенная психическая энергия либидо принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций
А. Адлер Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности Компенсация неполноценности - неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
К. Хорни Чувство коренной тревоги

(физиологической и психологической)

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Глубинная психология".

План

1. Введение.

2. Определение, история происхождения глубинной психологии.

3. Основные теории и направления глубинной психологии. Психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, неофрейдизм.

4. Практическое применение глубинной психологии в наши дни.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Что такое глубинная психология и как она влияет на современное общество? Чем именно занимается эта наука, и в какие глубины она заглядывает? Так много вопросов можно задать о столь интересной ветви психологии, но обо всём по порядку. Разумеется, достаточно было бы сказать в двух словах о том, что глубинная психология - это наука, изучающая бессознательные процессы человеческой психики. Однако это было бы слишком грубо, ведь эта наука положила начало новому направлению медицины - психосоматика, которая раскрывает теорию о том, что почти все болезни человека сокрыты в его психическом состоянии, а если быть точным, там и зарождаются. Одним словом, если у человека постоянная хандра, депрессия, или что-то похуже, со стороны может показаться что это просто плохое настроение, или чёрная полоса в жизни. Но это и есть зачаток, положивший начало той или иной болезни. Если рассматривать эту науку структурировано, то основное направление глубинной психологии человека можно разделить на три части.

1. «Эго» или «Я» - сознание;

2. «Супер Эго» - социальные нормы;

3. «Оно» - потребности.

Всё достаточно просто. «Я» - это сознание человека, и конфликты или случаи, которые не имели логического объяснения, вытесняются в бессознательную зону. При возникновении в «Эго» новых таких не состыковок образуются душевные болезни. Оно - это та зона бессознательности, в которой заложены причины человеческого поведения в обществе или с самим собой. Супер Эго - то, каким человек хочет видеть себя.

Глубинная психология сыграла важную роль и в современном мире. Поэтому необходимо изучить её основные направления.

2. Определение, история происхождения глубинной психологии.

Многие могут ошибочно понимать понятие «глубинная психология». Казалось бы, речь идёт о чём-то истинном, правильном, настоящем, но это лишь ложный миф, придуманный кем-то, кто не вникал в теорию. Сами основоположники направления вкладывали другой смысл.

Мозг человека, его личность похожа на сотни разных слоёв. На поверхности находятся интересы, предпочтения, вкусы, желания. Чуть глубже - отношение к людям, религии, окружающему миру. Но самое тайное, неизведанное, объясняющее поведение, находится в нижних слоях. Это и есть подсознание, которое является центральной темой для изучения в глубинной психологии.

До открытия этого направления доминировало мнение, что всё можно объяснить биологическим началом человека. Что его поведение сформировано из желания удовлетворить первичные потребности, такие как поесть и поспать, и всё идёт из этого. Например, человек хочет еды. Его учёба, работа, всё ведет к достижению поставленной цели. За труд платят, а за деньги можно купить еду. И чем больше зарабатываешь, тем более качественную пищу можешь себе позволить. Казалось бы, всё логично. В демонстрацию ставили животный мир, проводя эксперименты на зверях.

Последователи глубинной психологии всё объясняли подсознанием. К примеру, в детстве ребенок рос в семье, где мать и отец постоянно ругались, громко разбирали отношения, и часто поднимали руку на сына. Несозревший мозг травмируется, и вырастает озлобленный человек, который в дальнейшем сам идёт насиловать людей, в частности, уже свою семью. Такой случай сложно объяснить простым биологическим началом.

Само определение «глубинная психология» ввел швейцарский психиатр Э. Блейзер, тесно работающий с З. Фрейдом. Их совместные труды дали начало первым открытиям в мире бессознательного. Позже от классического психоанализа отделилось множество направлений и уклонов.

Несмотря на общую идею бессознательного, течения уходили в совершенно разные стези. Некоторые настаивали на идее массового разума, другие - на том, что главное в жизни человека это служение обществу.

В поисках лучших лечений душевных заболеваний, глубинная психология сделала огромный вклад в жизни общества. Навсегда увековечатся такие имена, как Фрейд, Юнг, Адлер. Каждое из течений остается интересным по сей день.

3. Основные теории и направления глубинной психологии. Психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, неофрейдизм.

Как в и каждой большой теме, в глубинной психологии можно выделить несколько направлений. Каждое из них по своему интересно и оставило свой след в истории.

Психоанализ.

Это направление очень известно и пользуется большим успехом в современном мире. Пожалуй, психоанализ является той темой, которая принесла огромный успех её автору.

Зигмунд Фрейд был новатором в своё время. Его идеи и мысли подвергались жесткой критике и огромному восхищению. Он открыл нечто совершенно новое и не рассматриваемое раньше, и его труды обсуждаются по сей день.

Он родился 6 мая 1873, в небольшом городе Австрии. Он рос в достаточно бедной семье, поэтому выбор направления для дальнейшей жизни у него был весьма скуден: либо юриспруденция, либо медицина. После долгих раздумий, Фрейд всё же остановился на последнем. Помогло в выборе ему эссе Гёте под названием «Природа», оставившее неизгладимое впечатление в сердце юного мужчины.

Впрочем, сам доктор впоследствии не раз говорил, что медицина ему не интересна и чужда. Это был вынужденный выбор, который, к счастью, привёл к по-настоящему интересной теме для Фрейда.

Малоизвестный факт о жизни знаменитого психолога был раскрыт намного позже смерти Зигмунда: он был зависим от кокаина. И в современном мире можно прочитать его статью «о коке», в то время сильно нашумевшую среди граждан.

Кокаин в старые времена не был чем-то постыдным или плохим. Фрейд решил изучить новый препарат, и остался от него в жутком восторге. Позже он не раз использовал его как обезболивающее, подсадив на него и многих своих знакомых. До конца дней Фрейд мучился зависимостью и головной болью.

Психоанализ был открыт доктором вследствие цепочки взаимосвязанных событий. Будучи молодым врачом, он решил принять участие в конкурсе, призом которого являлась стажировка в Париже. Возможность была потрясающая, и Фрейд не мог упустить её. Несмотря на то, что он был далеко не фаворитом, заручившись поддержкой старших профессоров, доктор смог заполучить желанное первое место. Учёба под руководством известного тогда Жана Шарко стало большой удачей для Фрейда.

Осенью 1885 года будущий известный доктор оказался в Париже. Жан Шарко изучал истерию, стараясь избавить от неё своих пациентов. Главным методом лечения был гипноз.

Фрейд увлекся невропатологией, изучая паралич. В частности, он сравнивал тех, кто получил травму вследствие физического повреждения, и тех, кто болел истерией. С помощью Жана Шарко, доктору удалось понять, что истеричные пациенты сильно отличаются между собой по степени паралича. У кого-то парализована нога, у кого-то лицо или рука. Некоторые не могли двигать поврежденным участком вовсе, а другие имели лишь некоторые симптомы. Поняв, что это всё связано с чем-то большим, чем только физикой, Фрейд также открыл связь между истерией и сексуальным развитием человека. Это были первые нотки создания психоанализа.

Позже, женившись и вернувшись в Австрию, будущий профессор увлекся невропатологией, переводил и изучал научную литературу, стремясь найти ту самую идеальную терапию, которая могла бы помогать пациентам. Этим он отличался от врачей, занимающихся в основном научно-исследовательской работой.

Его друг Брейер, с которым связан важный этап жизни доктора, заинтересовал Фрейда использованием гипноза для лечения невротиков. Хотя успехи поначалу были скромные, было ясно, что совместный труд может принести большие плоды.

Основной частью пациентов были женщины, больные истерией. Некоторых преследовали жуткие галлюцинации, других - навязчивые фобии. После нескольких десятков случаев, пара докторов заметила, что больные временно излечиваются, выговариваясь о событиях, повлекших за собой болезнь. Легкий гипноз помогал им в этом.

Только, к сожалению, такой результат не устраивал ученых. Они хотели излечивать больных полностью и бесповоротно.

После месяцев совместной работы, Фрейд начал сомневаться в такой уж действенности гипноза. Он, вопреки Брейру, стал изучать, как можно заставить говорить пациентов без дополнительного погружения в неосознаваемое состояние.

Сначала он прикладывал палец ко лбу, надавливая на точки, но и этот метод был неэффективным. После него Фрейд и сделал одно из своих знаменитых открытий.

Помогло ему в этом эссе Людвига Бёрне «Искусство в три дня стать оригинальным писателем». Произведение заканчивалось словами, призывающими к тому, чтобы люди писали обо всём, что думают, совершенно не задумываясь над смыслом. Эта мысль подвела Фрейда к тому, что можно попасть в душу пациента, при этом, не погружая его в гипноз. Достаточно просто разрешить ему говорить всё, что вздумается, при этом проводя ассоциативную цепочку. Именно таким методом можно добраться до самых глубин подсознания.

Действовало это так: Фрейд предлагал пациенту любую тему, на которую тот мог спокойно говорить. Из-за отсутствия сосредоточенности сопротивления не было, и человек неосознанно подводил мысль к тому, что действительно для него важно. И это «что-то» всегда оказывалось родом из детства.

Метод свободных ассоциации был главным в работе Фрейда. В 1895 году он, совместно с Брейером, издает книгу «Исследования истерии». После этого совместная работа врачей была закончена. Позже говорилось, что это было по причине отказа Брейера принимать важность сексуального развития в становлении психологии.

День выпуска книги и считается датой происхождения психоанализа.

Основные принципы этого направления:

1. Человек имеет рациональные и иррациональные влечения. Именно это определяет его поведение в обществе.

2. Как правило, самим человеком не осознается это.

3. Мозг отказывается выдавать информацию об уязвимостях. Для этого создаются защитные механизмы, не позволяющие самому пациенту осознать собственную проблему, её источник.

4. Формирование личности во многом зависит от событий, происходящих в детстве.

5. Болезни - следствие внутреннего конфликта. Осознаваемая человеком реальность идёт в разрез с вытесненными из памяти мыслями. Довольно жутко, что это может не ощущаться, и приводить к таким болезням, как психоз или невроз.

6. Избавиться от недуга можно через осознание. Но сделать это не так просто, так как в силу вступают защитные механизмы.

В психоанализе есть две модели психического аппарата. Более ранняя модель включает три понятия:

1. Сознание. Это та часть, которая осознается человеком и контролируется. Именно сознание помогает выбрать нужную цепочку поведения в обществе, но лишь отчасти.

2. Предсознательное. Осознаваемое частично, если направить на него внимание.

3. Бессознательное. Самая важная часть психики, определяющая поведение человека, его желания. Её невозможно уловить самому носителю, она словно невидимая, защищенная. Это и есть внутренний мотив поступков, по мнению Фрейда. Бессознательное частично проявляется в речи, снах, высказываниях, хотя человек сам этого не замечает.

Позже, Фрейд предложил новую модель психики:

1. Ид («Оно») - бессознательное. То, что определяет мотив поступков и не осознается.

2. Эго («Я») - человек в настоящий момент времени. Именно на этом уровне срабатывают защитные механизмы, мешающие проникновению в бессознательное.

3. Суперэго («Сверх-я») - желаемое состояние личности, как она себя видит. Самонаблюдение, соответствие социальным нормам относится сюда. Суперэго определяется поведением родителей, желанием быть на них похожим.

Одним из главных элементов в системе психоанализа являются защитные механизмы. Позже, последователи Фрейда выделили более 30 способов отклонения человека от раскрытия подсознания. Фрейдом же были обнаружены следующие механизмы:

Замещение

Реактивное образование

Компенсация

Вытеснение

Отрицание (влечет за собой невроз)

Проекция

Сублимация

Регрессия

Рационализация

Отбрасывание (влечет за собой психоз)

Развитие психосексуального развитие Фрейд делил на 5 стадий:

1. Оральная фаза. Длилась до полутора лет. У личности есть только одна цель - исполнение желаний, таких, как поесть. Ребенок изучает мир ртом, и центром его внимания является грудь матери, являющееся источником питания.

2. Анальная фаза. До трех лет. Ребенок начинает ходить в туалет самостоятельно и испытывает облегчение от этого. Формируются социальные запреты.

3. Фаллическая фаза. До шести лет. Ребенок изучает свои половые органы, впервые интересуется построением тела противоположного пола, начиная видеть отличия. Апогеем является Эдипов комплекс, либо же комплекс Электры.

4. Латентная фаза. До двенадцати лет. Время, когда у подрастающего ребенка сексуальное затишье.

5. Генитальная фаза, или же «взрослая». Сформированы сексуальные влечения и предпочтения.

Психоанализ подвергался жесткой критике из-за своей не научности и необоснованности. Но, тем не менее, он оставил яркий след в истории, и изучается до сих пор.

Аналитическая психология.

Это направление было открыто швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, и оно считается близким родственником психоанализа.

Аналитическая психология делает упор на коллективный разум, рассматривая всё общество, а не отдельно взятого человека. Юнг считал, что индивидуум проявляет бессознательное во снах, а мифы и легенды являются следствием общей психологии.

Густав также дал определения «экстраверсия» и «интроверсия». Экстраверт направлен на внешний мир, в то время как интроверт - больше на внутренний. Индивидуальность личности создавалась с помощью четырех психических функций:

1. Мышление;

2. Чувство;

3. Интуиция;

4. Ощущение.

Аналитическая психология включает в себя следующие определения:

1. Архетип. Это врожденные прототипы идей, что-то, заложенное самой природой в человека, и что можно найти через знаки в мифах, легендах, религии. Воспоминания, собранные вокруг архетипа, образуют комплексы.

2. Коллективное бессознательное. Люди рождаются с врожденной физической предрасположенностью, как, к примеру, два глаза. Юнг полагал, что и в психике существует предрасположенность, какая-то общая идея, свойственная всем народам и временам. Эту идею, архетип, можно найти в коллективных записках. Например, в Библии или мифах, и человек может потратить всю жизнь в поисках символов, открывающих для него истинные знания.

3. Тень. Это бессознательный комплекс, который может, как помочь человеку, так и погубить его.

4. Самореализация. Это процесс становления личности. Именно им Юнг объяснял конфликт родителей и детей. Ребенок пытается отстраниться от общества, найти собственный путь, поэтому враждебно настроен к старшему поколению. Молодому человеку сложно сказать «мне грустно» или «я рад», поскольку это означало бы причисление к общечеловеческому опыту. Позже, в 40-50 лет, уже взрослая личность приходит к гармонии, когда отрекается от личных желаний и переходит к общественным интересам. Именно такого человека Юнг считал зрелым и состоявшимся.

Индивидуальная психология.

Ещё одно из направлений глубинной психологии, открытое Альфредом Адлером в 1920-х. Оно, в отличие от психоанализа, ставит в основу сознательное, социальное. Биологическая природа уходит на второе место. Главным в жизни личности признается «социальное чувство», которое необходимо воспитывать.

Человек, по мнению Адлера, сам вершитель собственной судьбы. Он может менять настоящее и не зависеть от прошлого. Главными пороками человечества являются стремление к власти и комплекс неполноценности. Если преодолеть эту губительные черты, то человек становится свободным и готовым к сотрудничеству. Для воспитания в себе доброты и положительности, личности необходимо осознавать свои потребности, интересы, взгляды в полной мере благодаря интеллекту.

Индивидуальная психология была популярная в 1930-х годах в США, и во многом повлияла на формирования неофрейдизма.

Неофрейдизм

Направление было сформировано последователями Фрейда. Сохранив базовые идеи, они доработали некоторые мысли:

За главное признается социальное, ведущую роль имеют общественно-культурные воздействия, а не сексуальные мотивы;

Сознанию уделяется большее внимание;

Изучаются индивидуальные повадки каждого человека.

Неофрейдизм остается популярным и сейчас.

4. Практическое применение глубинной психологии в наши дни.

Ни для кого не секрет, что в ВУЗах до сих пор изучают Фрейда, Юнга, Адлера. Глубинная психология оставила огромный вклад в историю, пытаясь найти методы лечения для больных пациентов. Много лет понадобилось на это, и итогом стали методы, которые на практике используются до сих пор.

Глубинная психология утверждает, что существует бессознательное. Современные психиатры пытаются добраться до глубин подсознания человека путем сеансов, гипноза, ассоциативных рядов. Рассмотрим два метода применение глубинной психологии в наши дни (в частности возьмем психоанализ):

1. Изучение снов. Когда человек засыпает, мозг, словно шепчет ему о внутренних конфликтах и мотивах. В таком состоянии ничего не мешает расслабиться, поэтому мысли приходят беспроблемно, хоть и в непонятной форме. Например, сниться человеку, что его злая собака не пускает ко двору, где лежат вкусные яблоки. А на приеме выясняется, что фрукты - это мечты, а животное - мать, которая не разрешает парню поступать на художественные курсы.

Существует целая наука толкования снов. В дешевых газетах гадалки предлагают растолковать картины из сознания и предсказать будущее. На самом деле они могут оказаться просто хорошими психологами, потому что сон является ключом к тайнам в мозге человека.

2. Метод свободных ассоциаций. Доктор предлагает пациенту расположиться в удобном кресле и рассказывать всё, что тот думает на определенную тему. Постепенно, в расслабленном состоянии, человек начинает подводить к тому, что для него действительно важно, хоть и не осознает это. Например, человека просят рассказать об отношениях с родителями. Он вспоминает, что мама часто ходила с ним на прогулки, они любили собирать вместе цветы. Из этого можно понять, что отец мало фигурировал в жизни ребенка, и мог нанести этим травму.

После того, как доктор проведет анализ пациента, начинается стадия интерпретации, т.е. разъяснения. Пришедшему человеку объясняют, что значат его слова, уточняют какие-то моменты.

После этого начинается преодоление препятствий, т.е. защиты мозга. Некоторые воспоминания могут быть и вовсе скрыты, переделаны, отрицаемы. Их нужно плавно и аккуратно вывести наружу, тем самым излечивая человека.

Последняя стадия называется «проработка». Она состоит в осознании и признании пациентом исходных (вытесненных) причин психической травмы, а затем, не останавливаясь на этом, в реконструкции всей выявленной структуры своих психических процессов.

В итоге пациент перестраивает всё привычное поведение и отношения, обеспечивая этим устойчивое освобождение от власти созданных шаблонов. Проработка всегда заканчивается на сознательном уровне.

В итоге из двери доктора должен выйти здоровый, счастливый человек. В этом и заключается смысл глубинной психологии - помочь людям.

Сколько бы методов не было придумано в современном мире, прошлое навсегда оставит свой след в истории. Сейчас разработаны новые теории и эффективные способы лечения, но ассоциативные ряды навсегда останутся в учебниках для психологов.

Методы, разработанные глубинной психологией, можно использовать и самостоятельно в домашней обстановке. Например, писать на какую-либо тему расслабленно и спокойно, а затем перечитать, но уже внимательно и анализируя.

В интернете также много различных тестов, пройдя которые можно открыть новые грани собственного подсознания.

5. Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что глубинная психология сделала незаменимый вклад в развитие многих отраслей, как в психологии, так и в медицине, открывая много нового и интересного о самопознании человека, и его связи с физическим состоянием организма. Сама по себе эта наука так же интересна, как и в сплетении с другими теориями.

В своё время она сделала настоящий прорыв, пойдя вопреки устаревшим взглядам. Открытие бессознательного оказало большое влияние на современных последователей. Например, на практике успешно применяются некоторые методы и по сей день. Сложно узнать, как много пациентов оказалось вылеченными благодаря воздействию на бессознательные участки, а ведь в них и кроется основная масса проблем.

Остается только поблагодарить глубинную психологию за все те знания, что она открыла в современном научном мире, и за те методы, которые привнесла в неё.

6. Список литературы:

1. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская - 9-е изд., - Академия, 2009. - 544 с.

2. Психология для студентов вузов. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 560 с.

3. Психология: учебник для бакавлариатов/В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 575 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

4. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе стали глубинные бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой .

Основные положения психоанализа:
1) понимание как мотивационного, личностного;
2) рассмотрение развития как к среде, хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному ;
3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению);
4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы и ее уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом .

Основные теории глубинной психологии


Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду. Ид, Эго и Супер-Эго. Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация.


Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации. Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь. Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Э. Эриксон
Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.). Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности. Стремление к целостности, (с собой, своей культурой, этносом И Т.Д.).

error: Content is protected !!