Греческий театр: описание, история и интересные факты. История появления театрального здания Сроки проектирования и форма представления

Технологическая карта

давать словесное описание местоположения объекта; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работах в группах; воспитание интереса к культуре другого народа

Основные понятия, изучаемые на уроке

театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, сатиры

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Актуализация знаний

Познавательные :

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует беседу по вопросам:

1)Кто такой педагог? В чем состояли их обязанности.

2)Охарактеризуйте основные этапы обучения в афинской школе.

3) Сравните афинскую школу и современную школу

2. «Этапы обучения в школе»

1.всестороннее развитие личности 2.учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи

3.каникулы 4.праздничные дни, в которые не посещали школу 5.уровни образования (начальное. среднее, высшее)

Различия

Афинская школа

Современная школа

1)платное образование в школе

2)бесплатное школьное образование

2)учились только мальчики

2)учатся и мальчики, и девочки

3)с 7 лет

3) с 6,6 лет

4)педагог –сопровождающий ребенка

4) педагог – обучает ребенка (ЗУН)

5)наказание розгами

6)каникулы весной

6)каникулы осенью, весной, летом

7)материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо

7)материал письма: бумага и шариковая ручка

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Назовите современные зрелища, которые вы посещаете?

Некоторые из этих зрелищ пришли к нам из Древней Греции. Известно, что особое место у древних греков занимали Олимпийские игры, однако помимо этого греки очень любили представления в театре.

Задание на урок : что общего между современным и древнегреческим театром. Заполнить сравнительную таблицу (см. ниже)

Определяют тему урока, цели

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Возникновение театра.

2.Здание театра, актеры и хор.

3.Трагедии и комедии.

1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «театр»?

Объяснение учителя. У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха). Осенью,после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов-сатиров.

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В VI в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1-ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места- театры (от греч. «место для зрелищ»)

Театры строились на холме, чтобы с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

2. Работа с текстом учебника на странице 186 – 187. Работа с рабочим листом . Задание: Напишите, из каких частей состоял театр.

Назовите виды представлений:

Трагедия – герои мифов, «песнь козлов» (Софокл)

Комедия – герои мифов и современные зрители, «веселое шествие» (Аристофан)

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Организует работу по рядам с текстом учебника с.187-189

1-й ряд – читает трагедию Софокла «Антигона» (с.189). Задание : в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

2-й ряд – читает комедию Аристофана «Птицы».Задание: опишите здание театра и представление комедии по рисунку на с.190. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

Сравните древнегреческий театр и современный

1. Ассоциации: актеры, костюмы, зрители, представления

З/Т Театр – с греческого «место для зрелищ».

Вакханалии – шествия греков, изображавших богов-сатиров.

Дифирамбы - песни, прославляющие Диониса.

2. Самостоятельная работа с текстом и подписать на плане основные части театра и их предназначение (см. приложение)

1. Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации, а внутри хранились костюмы.

2. Орхестра – площадка, где выступали актеры и хор.

3.Места для зрителей.

4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

3. Самостоятельно изучают текст и отвечают на вопросы.

могущество человека – речь, мысль, законы, недуг побеждает, грядущее предвидит.

осуждает в людях – не умеет порою отличить добро от зла, правду и законы попирают, цари насправедливые.

2-й ряд: сцена когда летит вестница богов – Ирида.

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует выполнение заданий.

1.Театральный жанр представления.

3.Кулисы в древнем театре.

4.Сцена в театре.

5.Жанр театрального представления.

6.Название пьесы.

8.Богиня – вестница богов.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Ответы:

1. Комедия

2. Аристофан

3. Скене

4. Орхестра

5. Трагедия

6. Софокл

7. Птицы

8. Ирида

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 39 о/в

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке .

Организует заполнение листа самооценки работы на уроке (см. приложение)

Оценивают свою работу на уроке.


Тема «В афинском театре»

Театр

1.___________________________________________________________ _

2. _________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Аристофан

Тема «В афинском театре»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Театр - с реческого_____________________________________________

Перед вами план древнегреческого театра. Как назвались эти части? Каково назначение каждой из этих частей?

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Эсхил - ______________________________________________________

Софокл –____________________________________________________

Аристофан - _________________________________________________

Найдите ошибки в тексте и подчеркните линией. Сверху напишите правильный вариант.

Представления в древнегреческом театре проходили раз в неделю по вечерам. Все роли исполняли только мужчины. Они надевали различные маски и выступали босиком. Изредка на сцене появлялся хор, он изображал горожан, воинов, не редко животных и птиц. Билеты для бедняков помогало приобретать государство, а остальные граждане покупали бумажные билеты с указанием номера места в определенном ряду.

Зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.

История

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.

Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания - орхестре - и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.

Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон - особые места для публики.

Особенности постановок

Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.

В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру - круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах - до 44 тысяч.

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах - эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами "сражались" лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.

Таормина

Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.

В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.

Актеры и хор

В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.

Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица - архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.

Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.

Стоимость билетов

Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.

Влияние

Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра. Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра - эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, - драматический диалог и участие живого актера.

Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.

В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.

В греческом театре не было занавеса.

До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х.Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

В 1920-х гг. "Большой" становится площадкой Всероссийских съездов Советов, заседаний ВЦИК, конгрессов Коминтерна, однако сохраняет за собой право функционировать по назначению. Осенью 1941 г. в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Зимой 1942 г. начались восстановительные работы, а осенью 1943 г. театр возобновил свою деятельность.

В конце XX века необходимость в проведении реставрационных работ стала критической, и Правительство страны приняло решение о реконструкции здания. Работы длились на протяжении 6 лет с 2005 по 2011 гг. Специалисты сохранили исторический облик театра и вместе с тем усовершенствовали его техническое состояние.

Сейчас Большой театр является главной культурной доминантой столицы.

Курсовая рнабота

по типологии на тему:

«Многоэтажный жилой дом»

Вып. ст. гр. АР-31 Запорожченко Карина

Харьков 2015 г.

Введение

Типология зданий - это научная дисциплина, изучающая развитие и формирование типов зданий в связи с их функциональным назначением, определяемым в свою очередь социальными запросами общества, изменениями демографического состава населения, повышением материального благосостояния народа, достижениями строительной техники.

Типология в переводе означает обучение по образцам. Таким образом, под типологией понимается научный метод, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их последующая группировка с помощью обобщенных моделей или типов. Одним из первичных признаков в типологии зданий является классификация зданий по четырём основным группам, соответствующим основным видам деятельности людей:

Общественные здания и сооружения;

Жилые дома;

Промышленные здания и сооружения;

Здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Типология зданий и сооружений включает в себя решение следующих задач:

· создание и постепенное уточнение классификации и номенклатуры типов общественных зданий и сооружений в современных условиях;

· требования к типам общественных зданий и сооружений;

· принципы проектирования;

· определение нормативов, расчет площадей и состава помещений.

Целью данного реферата является рассмотрение примеров как жилых, так и общественных зданий, выявление их особенностей, изучение истории формирования и развития, а так же анализ нынешнего положение в системе города.

Общественные здания.

Общие сведения.

Общественные здания предназначаются для временного пребывания людей при осуществлении в этих зданиях определенных функций, процессов связанных с образованием, здравоохранением, зрелищами, спортом. Общественные здания содержат разнородные структурные элементы: очень крупные (зрительные, торговые, спортивные), средних размеров (учебные помещения, больничные палаты), и мелкие (конторские, лечебные кабинеты).

Общественные здания (административные, детские учреждения, учебные, культурно-просветительные, торговые, коммунальные, учреждения здравоохранения и др.) в соответствии с назначением обладают специфическими планировочными, объемно-пространственными и конструктивными особенностями, специальным оборудованием.

В соответствии с функциональным назначением общественные здания разделяются на различные виды: учебные, общественного питания, зрелищные, лечебные и др.

Специализированные здания: школа, музей, больница, театр и др.

Универсальные здания предназначены для многофункционального использования - киноконцертные залы, дворцы спорта, здания торговли, проектных организаций.

Общественные здания сооружают в комплексе с жилыми домами. На территории микрорайона создают подъезды к домам, озеленение, площадки для детских игр, спорта и отдыха. Здания культурно-бытового назначения по принципу удобства обслуживания делят на четыре группы:

Первичного обслуживания (детские комнаты, самодеятельные прачечные), их располагают в непосредственной близости от жилого дома или в нем;

Учреждения повседневного обслуживания (детские ясли, сады, школы, продуктовые магазины, кулинарии, приемные пункты прачечных, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды и т.п.) размещают в удалении от жилищ не более 400-500 м, а детские учреждения - не более 250-300 м;

Учреждения периодического пользования (столовые, кафе, гастроном, универмаг, почта, Сбербанк, кинотеатр, клуб, стадион, бассейн) могут находиться вне микрорайона;

Общегородские учреждения (административные учреждения, театры, музеи, большие стадионы и т. п.) располагают еще реже из расчета на определенное число жителей.

Небольшие бытовые и торговые предприятия объединяют в одном здании - общественно-торговом центре микрорайона. Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы - в отдельно стоящих зданиях, строящихся по типовым проектам.

Примером общественного здания является также театральное здание.

Театральное здание.

Театральное здание - сооружение, предназначенное для репетиций и показа театральных представлений. Обычно театральное здание состоит: - из публичных помещений: смотровой зал, фойе, вестибюль; - из блока сцены: сцена, склады декораций и реквизитов; и - из засценных помещений: гардеробы, пробные залы, мастерские. греч.theatron - место для зрелищ.

История появления театрального здания.

Как особый тип строений, театр появляется в Древней Греции. Первоначально театр представлял собой открытое сооружение с возвышением в центре (сценой) и рядами мест для зрителей, которые были расположены секторами так, что каждый следующий ряд находился немного выше предыдущего. Такая особенность расположения зрительских мест необходима для предоставления каждому зрителю возможности видеть происходящее на сцене и сохранилась в большинстве современных театров.



Театральное здание классической Греции - устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.

· Орхестра

Первая орхестра (букв. «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов - сценических гимнов в честь бога Диониса. Она располагалась при склоне Акрополя над храмом Диониса (то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса) и представляла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела - алтарь Дионису (впоследствии - обязательная принадлежность любого театрального здания даже тогда, когда посторонние сюжеты окончательно вытеснили дионисийский репертуар из греческого театра). На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет (флейстист, игравший на флейте-авлосе - инструменте, который в представлении греков связывался с дионисийским культом), а также - первоначально - актёр-протагонист (исполнитель главной, первоначально - единственной роли в пьесе).

· Театрон (места для зрителей)

На склоне холма полукругом располагались места для зрителей, сначала - только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. Зрительные места назывались «театрон» (букв. «место для зрелищ»). В V веке в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. С IV века, начиная с театра в Эпидавре (архитектор - Поликлет Младший), проходом могут разделяться группы передних и задних рядов сидений (то есть зрительный зал разделяется на нечто подобное современному партеру и, собственно, амфитеатр в современном понимании). Обычно в театроне первые - почётные - места со спинками и балдахином (этот ряд именовался проэдрия) предназначались для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом (в театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные - без спинок и на открытом солнце - для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало каноническим; в театре помещались все жители города.

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V-IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

· Проскений

Проскений (от греч. proskenion - место перед сценой) - передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии - фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4-1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку.

· Пароды-Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале

· Представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

Театры ‑ древнейшие общественные сооружения едва ли не у всех народов мира. Современное театральное строительство впитало в себя, в неравной правда степени, и продолжает использовать различные формы театров прошлого. Античные открытые театры, театры с портальной глубинной сценой, родившиеся в эпоху Ренессанса, елизаветинский английский театр, различные формы народного театра служат истоками современных форм спектакля. Театральная архитектура в своей эволюции создала широкую панораму композиционно образных решений. Среди них немало шедевров, без знания которых проектировать сейчас театр трудно.

Театральная деятельность, развиваясь и усложняясь, распалась на много жанров, каждый из которых в большей или в меньшей степени может диктовать свои требования к зданию, его устройству, вместимости, образной характеристике и пр. Стали отчетливыми различия театров драматических, оперно-балетных, детских, кукольных.

Помещения театра делятся на два взаимосвязанных сложных комплекса: демонстрационный или сценический и зрительский. В сценическом комплексе спектакль или концерт подготавливается и осуществляется, в зрительском ‑ посетителей принимают, обслуживают, создают им наилучшие условия восприятия представления. Соотношения этих двух частей различно. Оно составляет 60-70%общей кубатуры здания и примерно такую же долю его стоимости.

Ядро демонстрационного комплекса ‑ сцена, ядро его зрительской части ‑ зрительный зал. Вместе они составляют основной сценографический узел, обе части которого нерасторжимо взаимосвязаны. Его устройство определяет основу композиции всего здания.

В демонстрационный комплекс театра, кроме сцены, входят: помещения театрального персонала, состоящие из группы артистических уборных и художественного руководства, группы административных помещений, вестибюля со своим отдельным входом, фойе, буфета, санузлов и пр., группа репетиционных залов и помещений, группа технических помещений по управлению спектаклем, светом, звуком, наблюдению за безопасностью и механизацией и т.п., группа мастерских ‑ живописных, столярных, костюмерных и т. п., сюда же может быть причислена подсобная буфета или кухня, склады объемных и скатанных декораций, бутафории, костюмов и пр. Расположение перечисленных помещений диктуется для каждого из них технологическими требованиями.

Зрительская часть. Включает кроме зрительного зала кассовый и входной вестибюли, гардероб, фойе, и кулуары, курительные, буфеты, туалетные. В некоторых случаях включаются помещения выставки или музея.

Иногда в театрах предусматривают отдельные изолированные подъезды для почетных гостей, отдельный подъезд должен быть предусмотрен для творческого и рабочего персонала, иногда выделяют отдельный вод в дирекцию и управление театром. Кроме того должен быть обеспечен подъезд и подвоз материалов ко всем мастерским, складам, кухне, или подсобной буфета и т.д., причем габариты автомобилей с объемными и скатанными декорациями длиной до 20м. требуют соответствующих разворотов. Противопожарные нормы требуют обеспечения подъезда пожарных машин со всех сторон здания театра. Главный фасад здания должен отступать от красной линии застройки не менее чем на 30м что позволяет создать перед входами буферную зону, которая служит для рассредоточения зрителей при эвакуации. Около здания или в подземном уровне, должна быть обеспечена стоянка для легковых автомобилей и автобусов из расчета 1 машина на 10 зрителей или работников театра. Площадь стоянок принимается 30м2 на легковой автомобиль (вместе с проездами). При расположении автостоянок под землей желательно устройство теплых выходов из них непосредственно в вестибюли для зрителей и работников театра.

Поскольку помещения театра в подавляющем большинстве не требуют дневного света, не исключена возможность устройства театра целиком под землей.

В крупных городах театрально ‑ зрелищные здания иногда группируются в зрелищные или культурные центры. Классическим примером может служить постройка трех театров в Москве на Театральной площади. В Линкольн центре Нью-Йорка три здания ‑ оперного и драматического театров и концертного зала ‑ дополнены зданием театрального училища, для которого театрально-концертные сцены служат своеобразной производственно-лабораторной базой. Создание в городе культурного центра, обладающего наряду с центрами торговыми, административными, спортивными и другими своими индивидуальными чертами, обогащает и разнообразит жизнь и структуру города. Группа зрелищных зданий может создать заметный и важный градостроительный узел даже в окружении жилых массивов.

Театральная сцена и зрительный зал

В истории театра сложились две основные системы организации театрального действия. Одна, идущая от античности, объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зала. Зрители при этом располагаются с трех сторон открытой сценической площадки. Устройство выхода для актеров и установка декораций возможны только у задней стены. Другая идущая от ренессанса и барокко, отделяет рамой портала действие на глубинной сцене от зрительного зала.

Практика театрального проектирования и строительства последующих эпох, особенно 20 в., богата непрекращающимися попытками создания различных форм сценического показа, кроме открытой и глубинной портальной сцен. Здесь прежде всего надо сказать о сцене-арене, подобно цирковой арене со всех сторон окруженной зрителями. Существуют попытки создания кольцевой сцены, охватывающей зрительный зал. Известны и некоторые промежуточные решения сценического узла (например трехпортальные или панорамные сцены).

Современная техника позволяет добиться трансформации сопряжения сцены со зрительным залом и даже изменения их формы и размеров в зависимости от постановочных нужд. Настойчивые поиски максимального мобильного решения основного сопряженного ядра театра - сцены со зрительным залом характерны для нашей эпохи. В течении более трех столетий портальная сцена получила преобладающее распространение в проектировании и строительстве театров.

Портальная или глубинная театральная сцена и зрительный зал. Общепризнанное преимущество портальной сцены состоит в том, что она создает наиболее широкие возможности замены декораций, среди которых происходит театральное действие. Спектакль развивается в иллюзорной среде декораций, проще становится применение различных аксессуаров, обостряющих восприятие действия. Портальный проем позволяет при помощи специального огнезащитного занавеса создать необходимую защиту зрителей от пожара на сцене. Недостатком этой системы является ограниченность общения со зрителем, так как действие происходит за порталом, в другой среде, и спектакль воспринимается зрителем как зрелище в котором он не принимает непосредственного участия.

Основным параметром, определяющим габариты и форму глубинной сцены, как и зрительного зала, является размер игровой площадки. Практика показывает, что активное действие большинства драматических спектаклей происходит на площадке шириной от 8 до 14 м и глубиной от 5 до 10 м. Уменьшение этих размеров ведет к невозможности организации даже самого простого спектакля. Увеличение же их, особенно глубины, затрудняет зрительное и слуховое восприятие игры актера с последних мест зрительного зала. Размеры сцены для музыкальных театров с участием балета определяются теми же соображениями, но игровая площадка должна быть не менее 12 х, 12 м, что влечет за собой соответствующее увеличение остальных размеров сцены. Исходя из размеров игровой площадки назначаются размеры портального проема, ширина которого в свою очередь определяет форму зрительного зала. Обычно ширина портала в драматическом театре составляет 10-14 м, в оперно-балетном ‑ от 14 до 16 м.

Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны сцены (кулис), объемных декораций, мест для накопления актеров, размещения световой аппаратуры и т.д., Обычно ширина сцены должна не менее чем в два раза превышать ширину портального отверстия. Глубина сцены определяется необходимостью создания в ряде спектаклей иллюзорных перспективных пространств, расположением писанных декораций, которые оптимально воспринимаются с расстояния примерно 20 м от первого ряда зрителей, а также рядом других факторов, связанных с принятой системой механизации планшета сцены. На практике глубина сцены делается в 1.5 раза более ширины портала. Высота сцены должна позволять устраивать павильоны с объемными декорациями в несколько уровнях и применять живописные задники (завесы), верхний край которых при расположении их в глубине сцены не должен быть виден из центра зала под рамой портала. Высота задника принимается в полторы высоты портала. Сменяемые задники поднимаются в верхнюю часть сцены.

Глубинная сцена, как правило, оборудуется колосниками и подъемниками ‑ устройствами для быстрой смены декораций. Колосники, ограничивающие высоту сцены, представляют собой решетчатый настил, подвешенный к нижнему поясу ферм или ниже его на 2-2.5 м. Над колосниками укрепляются блоки, к которым подвешиваются тросы подъемов, поднимающих или опускающих декорации. Ручные или механические подъемы для вертикальной транспортировки декораций к колосникам имеют противовесы, скользящие по направляющим, укрепленным на боковых стенах сцены. Высота сцены (в глубине) до колосников определяется из расчета полного подъема задника и равна двум высотам этого задника или трем высотам портального отверстия. В верхней части сценической коробки хранятся в подвешенном состоянии писанные (плоские) декорации текущего репертуара. На высоту сценической коробки влияет также огнезащитный железный занавес, защищающий портальное отверстие от зрительного зала. Он как правило, располагается над порталом сцены или над барьером оркестровой ямы, и в случае возникновения пожарной опасности автоматически опускается и изолирует зал от сцены.

Сценическая коробка оборудуется по периметру рабочими галереями через каждые 2.5-3 м высоты. Для работы на галереях и колосниках должны быть предусмотрены специальная лестница и подъемник.

Кроме основной сцены для ускорения смены оформления спектакля предусматриваются боковые, нижняя и задняя сцены.

Боковые сцены (карманы) служат для размещения в них передвижных платформ ‑ фурок, на которых заранее подготавливаются объемные декорации следующего действия. Размеры фурок принимаются равными игровой площадке или ее половине. Из боковой сцены производится накатка целой или половинных фурок с обеих сторон главной сцены. Карманы могут располагаться либо по обе стороны сцены, что удобнее, либо с одной стороны. Проемы, соединяющие карманы с основной сценой, должны быть не ниже портала и на 2 м. ниже накатной фуры.

Нижняя сцена ‑ трюм также используется для ускорения смены декораций и создания сценических эффектов. По площади он равен игровой площадке. В трюме размещаются устройства для механизации планшета сцены. Наиболее простым и универсальным типом такой механизации для драматических театров является врезной или накладной вращающийся круг, диаметр которого должен позволять располагать на нем две или более объемные декорации для различных сцен спектакля. Обычно диаметр круга составляет не более 1.4 ширины портала, но не менее его ширины. Круг позволяет производить почти полную смену декораций даже на глазах у публики, и поэтому наиболее часто употребляется в драматических спектаклях. В музыкальных же театрах врезной круг, как правило, не устраивается, так как он мешает исполнению балетных номеров. Вместо него планшет оборудуется сложной системой подъемно ‑ опускных площадок.

Для увеличения маневренности и отчасти для постановочных целей основную сцену часто дополняют задней сценой или арьерсценой. Ширина ее принимается равной ширине игрового пространства (на 3-4 м. шире портала), а глубина ‑ близкой к глубине игровой площадки сцены (от 6 ‑ до 15 м.). Арьерсцена служит также для размещения в ней аппаратуры для проекции на просвет, а иногда для размещения площадки со врезным кругом, который накатывается в этом случае на игровую часть главной сцены сзади. Сочетание главной сцены с дополнительными пространствами со всех четырех сторон (с трех сторон в плане и снизу) придает сцене максимальную мобильность и как правило, удовлетворяет основным требованиям постановки спектакля на глубинной сцене.

Однако при постановке целого ряда спектаклей возникает необходимость в дополнительной площадке в самом зрительном зале перед занавесом (в так называемом просцениуме). Периодический вынос действия непосредственно в зрительный зал приближает к зрителю объект наблюдения, а это изменяет условия видимости из всех рядов зрительного зала.

Построение зрительного зала тесно связано со сценой и с принятой организацией сценического действия. Театральный зрительный зал должен создавать максимальный комфорт всем зрителям, обеспечивать им хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене.

Форму и размер его определяют ряд факторов. Мимику актера считают различимой при удаленности зрителя в драматическом театре на 25 м, а в оперно ‑ балетном, где большее значение имеет восприятие общих движений актера, на 32 м. от красной линии. Красной линией сцены называется проекция внутренней грани портала сцены на ее планшет. Эти условия определяют предельную удаленность зрителя и максимальную вместимость зрительных залов. При глубинной сцене, независимо от приема размещения зрителей в зале, это не более 1200 мест в драматическом театре и не более 1800 в музыкальном и оперно-балетном.

Для удовлетворительной видимости недостаточно приближения зрителя к сцене. Не менее важно обеспечить необходимое превышение его зрения над головами впереди сидящих. По нашим нормам оно должно быть не менее 6 см. Допускается уменьшение превышения до 4 см. на балконах и ярусах.

Театральное действие, происходящее за порталом в глубиной сцене, полностью и беспрепятственно воспринимается с тех мест, которые расположены в плане в прямоугольнике шириной, равной ширине портала. Условия видимости принято считать также приемлемыми на местах, расположенных в пределах горизонтального угла, стороны которого касаются краев портального проема и пересекаются на оси сцены и не превышают 35 градусов для драматических и 30 для музыкальных спектаклей. Различная величина угла объясняется различной глубиной игровой площадки в драматических и оперно-балетных постановках.

По тем же условиям видимости места должны располагаться в пределах вертикального угла, верхний предел которого обычно нормируется в 30 градусов но не выше портальной рамы. Построение этого угла ведется на ноги актера стоящего на красной линии сцены.

За пределами указанных углов, как показывает практика, действие искажается резким ракурсом, и значительная часть сцены скрыта от глаз зрителей.

Различают два основных типа зрительного зала ‑ ярусный и амфитеатр. Наибольшее приближение зрителей к сцене дает многоярусный зал. Однако при чрезмерном количестве ярусов (4-5), доведенных к тому же по боковым стенам до портальной стены, большая часть мест находится за пределами приемлемых условий видимости. Лучшей видимости удается добиться в залах с двумя-тремя ярусами, расположенными только у задней стороны зрительного зала. Основным недостатком многоярусного зала остается сложность вертикальных коммуникаций для зрителей и необходимое для этого увеличение площадей и объемов здания. При амфитеатральном зале все зрители располагаются на одной поверхности партера и амфитеатра, т.е. сравнительно невысоко от планшета сцены. Загрузка зала и эвакуация зрителей при этом значительно упрощаются. Ряд постановщиков (особенно драматических спектаклей) считают одним из достоинств амфмтеатрального зала также то, что такое расположение зрителей усиливает их контакт с актером. Однако задние места, расположенные в едином партере ‑ амфитеатре в зале вместимостью более 600 мест, оказываются слишком удаленными от сцены, и действие в глубине сцены становится плохо видимым и слышимым.

Из сказанного можно сделать вывод что для театров малой вместимости (до 600 мест) более желателен зал в виде амфитеатра, а для театров большей вместимости ‑ балконного или ярусного типа, что однако нельзя считать правилом. Решение следует принимать в каждом случае в зависимости от авторского замысла.

Театральные залы строятся с искусственным освещением и вентиляцией. Кроме того, зал должен быть оборудован специально регулируемым освещением сцены со стороны зрительного зала софитами а также боковым светом из щелей в стене или осветительных лож. Наилучшей позицией источников такого света признается такая, при которой лучи света падают на сцену под углом около 60 градусов к горизонту.

Залы оборудуются и специальными помещениями или ложами для управления и наблюдения за спектаклем ‑ светопроекционной, теле, радио, иногда киноаппаратами и пр. Располагаются они обычно на задней стене над зрительскими местами. Эвакуация их персонала и связь со сценой предусматривается по особым изолированным лестницам через чердак или подвал. В некоторых случаях допускается устраивать выходы непосредственно в фойе.

Площадь зрительских мест зала (не считая просцениума и оркестровой ямы), т.е. площадь занимаемая креслами и проходами, ориентировочно можно принимать от 0.7 до 0.8 м. 2 на одного зрителя. Площадь ярусов и балконов подсчитывается отдельно по той же норме.

Другие виды сцены и зрительного зала

Наиболее близкими к портальной сцене по своему устройству являются трехпортальная и панорамная сцены ‑ редко используемые виды сцен со значительно расширенным портальным отверстием. Постановочный эффект на таких сценах в сравнении с обычной портальной можно уподобить широкоформатному экрану по сравнению с обычным. Устройство же сцены здесь принципиально сходно с обычной портальной.

При панорамной, как и при трехпортальной сцене надо стремиться к достижению видимости со всех мест зала боковых участков сцены, хотя бы на глубину 2 ‑ 3 м. Ширина зрительного зала при этом может быть увеличена, пределом же расширения надо считать просматриваемость с боковых мест противоположных стен глубинной сцены: маскировать их кулисами становится трудно.

Известны попытки режиссеров и театральных архитекторов создавать кольцевую сцену, охватывающую зрителей со всех сторон, что нужно рассматривать как стремление расширить о предела обозреваемую сферу. На разных участках кольца сцены подготовлено оформление разных мизансцен, кольцевая сцена вращается вокруг круглого в плане диска зрительских мест, или последний вращается внутри неподвижной сцены. Кольцевая сцена позволяет быстро менять обстановку действия вплоть до непрерываемого движения ее на глазах зрителей. Кроме того, зритель оказывается как бы охваченным действием, происходящим вокруг него, что увеличивает эффект присутствия. Однако такой планировочный прием таит в себе немало трудностей, особенно при вращающихся местах зрителей. Трудности эти касаются в основном попадания зрителя на свое место и его эвакуации, а также транспорта декораций в требуемую точку кольца сцены. В зрительный зал с колцевой сценой можно войти только через люки снизу, где должны находиться фойе и вестибюль. Проход в него осуществляется под сценой. Наличие под ней трюма еще сильнее усложняет пути движения зрителей. При вращающемся же амфитеатре зрительских мест планировочное решение усложняется необходимостью создать свободную эвакуацию зрителей из зала через кольцевую платформу ‑ дебаркадер, или «берег». Очевидно монтаж картин предстоящего спектакля должен готовится до его начала или в антрактах, когда нужные участки кольцевой вращающейся сцены сопрягаются с местом подачи дежурных декораций и бутафории. При неподвижной кольцевой сцене зарядка картин может происходить с верхней и с нижней кольцевых сцен даже во время действия. Отсутствие разработанных приемов решения всех этих задач препятствует внедрению кольцевой сцены на практике. Летние же театры под открытым небом с вращающимися амфитеатрами зрительских мест существуют и функционируют.

В современной практике театрального строительства получает распространение и другой путь преодоления известной отчужденности зрителя от действия протекающего за портальной рамой. Таким путем режиссеры считают открытую трехстороннюю, или просцениумную сцену, ведущую свою родословную от античного, греческого театра. Театральное действие при этом приближено к зрителям, и они могут воспринимать его как объемное, происходящее среди них и вовлекающее их в активный контакт с актером. Просцениумные сцены с частичным охватом места действия зрителями позволяют играть актерам на фоне декорации и производить смену декораций с помощью вращающегося круга или накатных фурок на задних планах сценической площадки. Встречается много видов таких сцен, начиная от сцены с небольшим просцениумом, который периодически создается внутри зрительного зала театра с глубинной сценой, и кончая обширным просцениумом на весь размер игровой площадки, когда от глубинной части сцены остается только фоновая стена, откуда выходят актеры и начинает развиваться действие. На таких сценах можно использовать декорации, поэтому портальное отверстие, несмотря на его большой размер и криволинейную форму, должно быть, как в обычной глубинной сцене защищено огнезащитным занавесом подъемно ‑ опускного или иного типа.

Пределом развития идеи включения театрального действия непосредственно в среду зрителей нужно считать сцену ‑ арену, подобную цирковой арене. Радикальному изменению подвергается при этом построение и оборудование сценического пространства: исчезают боковые и задняя стены, а иногда и верхняя и нижняя стены. При сцене ‑ арене практически остается только игровая площадка. Размер сцены для этих спектаклей совпадает с размером игровой площадки и ее диаметр равен 7-8 м., а при квадратной площадке сторона равна 6-7 м.. На такой сцене актер попадает на сценическую площадку через специальный проход, или снизу, из трюма или просто из публики, а немногие элементы реквизита и бутафории поступают либо снизу же, либо сверху, что, конечно, сильно ограничивает постановочные возможности. Зато, по мнению приверженцев сцены этого вида, эффект присутствия зрителя и его как бы участие в действии при таком решении ‑ наибольшие. Открытая сцена, получившая распространение главным образом в американских университетских театрах, подходит больше всего для драматического действия. Особо важное значение здесь приобретает освещение сцены, так как свет становится основным элементом оформления спектакля. Источники света устанавливаются над всей сценой и вокруг зрительного зала.

При сцене ‑ арене актер с некоторых мест зала воспринимается и на фоне зрителей. Зрители за спиной актера требуют специальной организации сценического пространства и специфических приемов игры актеров, а размещение декораций (бутафории) внутри зрительного зала повышает требования к пожарной безопасности.

При сцене с развитым просцениумом условия обозрения меняются, что влечет за собой изменения формы зрительного зала. Возрастает свободный периметр просцениума. Вдоль него в непосредственной близости от актеров можно разместить (с трех сторон) большое число зрителей, сто позволяет при той же вместимости зала приблизить последний ряд зрителей к сцене. Чем больше угол охвата зрителями сцены, тем меньше будет удаленность зрителя от красной черты сцены, тем лучше, естественно, видны и слышны актеры. Так при сцене ‑ арене, когда зрители целиком охватывают игровую площадку, и при обычной вместимости зала в драматических театрах расстояние от кромки сцены уменьшается до 10-12 м.

Наиболее простым при просцениумных сценах и сценах ‑ аренах является амфитеатральный зал, но не исключено, конечно, и применение ярусов и балконов при условии соблюдения достаточной видимости актера (его ног) на переднем крае сцены. Требования к планировке зрительских мест и к объемно-планировочной структуре в театрах со сценами неглубинного типа принципиально совпадают с требованиями, изложенными раньше. Однако вслед за изменением формы сцены и условий восприятия действия изменяется и форма зала. Отсутствие достаточно обоснованных нормативов не позволяет на данном этапе дать конкретных рекомендаций.

Вынос действия в зал влечет за собой расширение угла, ограничивающего боковые места. Можно считать, что места в зале с сильно вынесенным просцениумом и трехсторонним размещением зрителей ограничиваются сторонами угла, вершина которого лежит у задней стены сцены. Таким образом, чем шире зал, тем меньше глубина сцены (точнее глубинная ее часть).

error: Content is protected !!