Художники рисующие индейцев. Индейцы северной америки (native americans). Изобразительное искусство и орнаментика североамериканских индейцев


Давным-давно в бескрайних прериях Америки не было ни асфальтовых дорог, ни городов со стеклянными небоскребами, ни заправок и супермаркетов. Было только солнце и земля, трава и звери, небо и люди. И люди эти были индейцы. Давно растоптаны в прах их старые вигвамы, а самих аборигенов Америки осталась горстка; так почему же до сих пор они живут в культуре и искусстве? Попробуем решить загадку в этом обзоре.

Тотемы и шаманы

Индейская Америка - мир, с головы до пят пропитанный магией. Духи сильных животных и мудрых предков слились в одно целое - поклонение родовому животному, тотему. Люди-волки, люди-олени и люди-росомахи встретили изумленных европейцев в лесах дикой Северной Америки.


Но мистическую связь с духами животных и праотцов нельзя поддерживать без Посредника - шамана. Власть его огромна, и уступает только власти вождя - если только он не соединяет в себе обе эти роли. Шаман вызывает дождь и разгоняет тучи, он приносит жертвы и защищает от врагов, он поет и заклинает мир.


Шаманизм и тотемизм, давно забытые европейцами, потрясли белых людей: это было как возвращение к почти изгладившемуся в памяти глубокому детству человечества. Поначалу пришельцы из Европы презрительно насмехались над "дикарями"; но спустя века они узнали в индейцах самих себя тысячи лет назад, и смех сменился благоговейным ужасом перед древними тайнами.


Мистическая культура Америки жива и сейчас. Это она дала миру великого шамана Карлоса Кастанеду - и в то же время кокаин и галлюциногены. В изобразительном искусстве индейская Америка проникнута колдовством; полупрозрачные тени и животные с человеческими глазами, молчаливые грозные шаманы и ветхие тотемы - вот излюбленные образы арта на индейскую тематику.


Чужие глаза

Искусство всякой великой цивилизации особенно, непохоже на иные традиции. В Америке великих индейских цивилизаций было несколько - и все они удивительно отличались от всего известного и привычного в Евразии и Африке.


Чудесный и странный индейский стиль не интересовал жадных до золота конкистадоров; когда же они ушли в прошлое, люди искусства с любопытством всмотрелись в картины и украшения, в храмы и наряды аборигенов Америки.


Нельзя так сразу сказать, в чем разгадка этого стиля. Может быть, это "примитивный" минимализм: на картинах индейцев нет лишних деталей, их зарисовки поражают своей лаконичностью и невероятной убедительной силой. Кажется, будто какие-то боги отбрасывают мелочи, оставляя в первозданном виде саму суть своих творений: нематериальные идеи воронов, оленей, волков и черепах...


Грубые и угловатые линии в сочетании с ярчайшими красками - вот еще одна примета индейского искусства, взятая на вооружение современными стилизаторами. Порой такие творения напоминают что-то среднее между наскальной живописью и брачной пляской павлина.



Ностальгия по Золотому веку

Но все это еще не объясняет притягательности наследия индейской Америки для современного искусства. Чтобы получить ответ, нам придется пойти дальше.


Самым главным и страшным разочарованием древнего человечества был переход от вольной охоты и собирания плодов к земледелию и скотоводству. Мир, построенный на отношении к природе, как к матери, безвозвратно рухнул: чтобы прокормиться, людям пришлось превратить землю в дойную корову, насильно вспахивая ее и безжалостно срезая стебли пшеницы.


Человек, доселе свободный и неотделимый от окружающего мира, стал его хозяином - но одновременно и рабом. Горький плач по утрате доверительных отношений с природой и Богом - вот содержание всех мифов и легенд о былом Золотом веке, о потерянном рае, о вкушении греха и падении человека.


Но индейцы не изведали до конца этой катастрофы, такой же неизбежной, как прощание с детством. Когда европейцы пришли к ним, простодушные аборигены были намного ближе к лику первозданной природы; они еще могли и имели право чувствовать себя ее любимыми детьми. И европейцам осталось только завидовать и разрушать.


Художественный мир индейской Америки - последний подарок навсегда ушедшей первобытной культуры. Нам остается только бережно хранить его. Так же, как наши далекие потомки сохранят последние картины и фильмы с животными и деревьями - тогда, когда мы окончательно уничтожим природу на планете, и станем плакать о потерянном зеленом мире. Ведь история человечества - это история неизбежных потерь и постоянного захода Солнца: без этого не было бы рассвета.


Но не стоит переживать; лучше послушайте эту песню.

искал раскраску, нашёл весьма занимательный текст

Й.Г.Коль,Путешествие вокруг Великой Воды.1850
перевод Вешки

Наблюдать дикаря перед зеркалом – самое комичное зрелище для европейца. Тщеславие и восхищение собой видны в нем, как в парижской кокетке. Он даже превосходит ее. Тогда как она меняет фасон своей шляпки и цвет платья три или четыре раза в год, индеец меняет цвет своего лица – так как его внимание приковано к этой части своего тела – ежедневно.
Я наблюдал здесь за тремя или четырьмя молодыми индейцами и видел их каждый день с новой раскраской на лицах. Они принадлежали к аристократии своего бэнда и были явными франтами. Я видел их праздно слоняющимися с большим достоинством и с видом очень серьезным, с зелеными и желтыми полосами на носах и с трубками подмышкой, завернутыми в широкие одеяла-плащи. Они всегда были вместе и видимо образовывали клику.
Ежедневно, когда мне представлялась возможность, я зарисовывал раскраску на их лицах, и через какое-то время получил коллекцию, разнообразие которой поразило меня самого. Странные сочетания, возникающие в калейдоскопе, можно назвать невыразительными в сравнении с тем, что воображение индейца производит на его лбу, носу и щеках. Я попробую дать некоторое описание, насколько позволят слова.
Больше всего в их расположении цветов меня поразили две вещи. Первое, что их не волновало естественное разделение лица на части. И второе – экстраординарная смесь изящества и гротеска.
Временами, правда, они использовали естественное разделение, создаваемое носом, глазами, ртом, и т.д. Глаза обводились правильными цветными кругами. Желтые или белые полосы располагались гармонично и на равном расстоянии ото рта. По щекам наносился полукруг из зеленых точек, центром которого было ухо. Иногда также лоб пересекался линиями, идущими параллельно его естественным очертаниям. Это всегда выглядело как-то по-человечески, так сказать, потому что основные формы лица оставались неизменными.
Обычно, однако, эти правильные узоры приходятся не по вкусу индейцам. Им нравится контраст, и они часто разделяют лицо на две половины, к оформлению которых подходят по-разному. Одна будет темной – скажем, черной или синей – а другая достаточно светлой, желтой, ярко красной или белой. Одна будет пересечена жирными полосами, оставляемыми пятью пальцами, тогда как другую причудливо раскрасят тонкими линиями, наносимыми с помощью кисти.
Это разделение производится двумя разными способами. Разделяющая линия иногда проходит по носу, и правая щека и половина погружаются во мрак, а левая выглядит, словно цветочная клумба под лучами солнца. Временами, однако, они рисуют линию поперек носа, так что глаза сверкают на фоне темного цвета, а под носом все яркое и блестящее.
Я часто спрашивал, если ли какое-либо значение у этих разнообразных узоров, но меня всегда заверяли, что это дело вкуса. Это были просто причудливые арабески, подобные вышивке их скво на мокасинах, поясах, кисетах и т.д.
Однако, существует определенный символизм в использовании цветов. Так, красный обычно представляет радость и веселье, черный – скорбь. Когда случается чья-нибудь печальная кончина, они растирают пригоршню угля по всему лицу. Если покойный только дальний родственник, всего лишь решетка из черных линий наносится на лицо. У них так же есть и полутраур, и они красят в черный цвет только половину лица по прошествии определенного времени.
Красный – это не только их радость, но и их любимый цвет. В основном они покрывают лицо ярко красным цветом, на который наносят другие цвета. Они используют в этих целях вермильон из Китая, привозимый им индейскими торговцами. Однако, этот красный ни в коем случае не обязателен. Часто цветом, на который наносятся другие цвета, является ярко желтый, для которого используется желтый крон, также приобретаемый у торговцев.
Они также очень неравнодушны и к берлинской лазури и используют этот цвет не только для раскраски своих лиц, но и в качестве символа мира на своих трубках и в качестве оттенка неба на своих могилах. Очень любопытный факт, между прочим, что вряд ли какой индеец отличает синий от зеленого. Я видел небо, которое они изображают на своих могилах в виде круглой арки, одинаково часто и того, и другого цвета. На языке сиу «тойя» означает и зеленый и синий, а много путешествовавший отец-иезуит рассказал мне, что подобное смешение преобладает среди многих племен.
Мне также рассказали, что у разных племен есть свой любимый цвет, и я склонен верить этому, хотя и не смог заметить никакого такого правила. В основном все индейцы видимо относятся к своему собственному медному цвету кожи с особым вниманием и усиливают его вермильоном, когда он кажется им недостаточно красным.
Я обнаружил во время путешествия к сиу, что существует определенный национальный стиль в раскраске лица. Сиу говорили о бедном индейце, который сошел с ума. И когда я спросил у некоторых из его присутствовавших соотечественников, каким образом проявлялось его безумие, они сказали: «О, он наряжается в перья и ракушки так смешно, и раскрашивает лицо так комично, что от этого можно умереть со смеху». Это было сказано мне людьми, настолько разукрашенными перьями, ракушками, зеленым, вермильоном, берлинской лазурью и желтым кроном, что я с трудом смог сдержать улыбку. Однако, я сделал из этого вывод: должно существовать что-то общепринятое и типичное в их пестром стиле, что легко может быть нарушено.
К тому же немного позже на американской государственной ярмарке я смог сделать из своих рисунков грандиозное открытие. Там показывали гигантского индейца, и хотя его лицо было раскрашено, я настаивал на том, что его раскраска фальшивая. Я, разумеется, получил лишь общее впечатление, и не мог показать, в каких линиях состояла ошибка, но я был в этом уверен. И точно подтвердилось, что это был псевдо-индеец, никто иной, как англосакс, неуклюже наряженный дикарем.

От древнего искусства сохранился обычай геометризации растительных и животных форм в орнаменте. Встречается орнамент, похожий на греческий меандр. Особенно интересны резные тотемные столбы из цельного ствола дерева. Геометризация их изобразительных элементов настолько сильна, что в процессе приспособления к объемной форме столба происходит отрыв отдельных деталей друг от друга, нарушение естественной, природной связи и возникает новая компоновка, связанная с мифологическими представлениями "мирового дерева". В подобных изображениях глаза рыбы или птицы могут оказаться на плавниках или хвосте, а клюв - на спине. В Бразилии рисунки американских индейцев изучал знаменитый антрополог К. Леви-Стросс. Он исследовал приемы симультанных изображений и "рентгеновских" .

Индейцы виртуозно владели техникой обработки дерева. У ни были свёрла, тесла, топоры из камня деревообрабатывающие и другие инструменты. Они умели пилить доски, резать фигурные скульптурки . Из дерева они изготовляли дома, каноэ, рабочие инструменты, скульптуру тотемные столбы. Искусство тлинкитов отличаю еще две особенности: многофигурность - механическое соединение разных образов в одном объекте, и полиэйконичность - перетекание, подчас зашифрованный, скрытый мастером плавный переход одного образа в другой.

Проживая в дождливом и туманном климате морского побережья, тлинкиты делали специальные накидки из волокон травы и кедрового лыка, которые напоминали пончо. Они служили надежным укрытием от дождя. К произведениям монументального искусства принадлежали наскальные рисунки, росписи на тенах домов, тотемные столбы. Изображения на столбах созданы в стиле, который получил название билатерального (двустороннего). Индейцы Северной Америки применяли для нанесения рисунков на ритуальных предметах, керамике, а также при создании наскальных изображений так называемый скелетный стиль. В области живописи, как и в ювелирном деле, изготовлении плетеных изделий и керамики, юго-западный район шел во главе индейского Возрождения, которое наблюдается в последнее время. Его лидерство отчасти объясняется тем, что жители этого района избежали уничтожения своего образа жизни и культуры, с чем столкнулись племена Восточного и Западного побережья, а также полного выселения и сгона с родных земель, которые пережили индейцы Равнин и юго-востока. Индейцы юго-запада прошли через унижение и нищету и периоды горькой ссылки и изгнания; но в целом они сумели остаться на землях предков и смогли сохранить определенную преемственность образа жизни и культуры. В меньшей по масштабам стране подобное самобытное направление безусловно получило бы немедленное и долгосрочное признание. В течение полувека индейские художники юго-запада создавали замечательные работы, полные яркой самобытности. Интерес к ним, а также к индейской литературе дает надежду на возрастание роли индейского искусства во всей американской культуре.

Вскоре после окончания Первой мировой войны небольшая группа белых художников, ученых и жителей Санта-Фе и его окрестностей создали движение, получившее название движение Санта-Фе. Они ставили задачей познакомить мир с тем мощным творческим потенциалом, которым обладали индейцы. В результате их усилий в 1923 г. была создана Академия индейского изобразительного искусства. Она всячески помогала художникам, организовывала выставки, и в конце концов Санта-Фе стал одним из важнейших центров изобразительного искусства США, причем имеющим одинаково важное значение как для индейских, так и для белых художников.

Как ни удивительно, колыбелью современного индейского искусства стал Сан-Ильдефонсо - небольшое поселение пуэбло, где именно в это время восходила звезда знаменитых мастеров керамики Хулио и Марии Мартинес. Даже сегодня Сан-Ильдефонсо является одним из самых маленьких пуэбло; его население - всего 300 человек. Еще более удивительным является то, что основателем движения по возрождению индейского искусства считается Кресченцио Мартинес, двоюродный брат Марии Мартинес. Кресченцио (Обитель Лося) был одним из молодых индейских художников, которые в начале XX в. экспериментировали с водяными красками по примеру белых живописцев. В 1910 г. он уже работал очень плодотворно и привлек внимание организаторов движения Санта-Фе. К несчастью, он безвременно умер от испанского гриппа во время эпидемии; это произошло в 1918 г., когда ему было всего 18 лет. Но его почин был продолжен; вскоре в Сан Ильдефонсо работали уже 20 молодых художников; вместе с талантливыми гончарами они плодотворно трудились в этих маленьких Афинах на берегах Рио-Гранде.

Их творческий импульс проник в окрестные пуэбло и в конце концов достиг апачей и навахо, вовлекая и их в эту "творческую лихорадку". В самом Сан-Ильдефонсо появился еще один знаменитый художник - это был племянник Кресченцио по имени Ава Цире (Алфонсо Ройбал); он был сыном знаменитого гончара, и в его жилах текла кровь навахо. Из других выдающихся мастеров искусств периода настоящего всплеска творческой энергии, наблюдавшегося в 20-30-х гг. XX в., можно назвать таоских индейцев Чиу Та и Еву Мирабаль из пуэбло Таос, Ма Пе Ви из пуэбло Зия, Руфину Виджил из Тесуке, То Пове из Сан-Хуана и индейца хопи Фреда Каботи. Одновременно выдвинулась целая плеяда художников из племени навахо, известного своей способностью к быстрому усвоению и оригинальной, самобытной переработке творческих идей; вот имена наиболее выдающихся из них: Китс Бигэй, Сибил Яззи, Ха Со Де, Куинси Тахома и Нед Нота. Говоря об апачах, следует упомянуть Алана Хаузера. И как бы в довершение к упомянутому, в это же время на Равнинах была создана собственная художественная школа кайовов при финансовой поддержке белых энтузиастов; основателем этой школы считается Джордж Кибоун. А художник из индейцев сиу Оскар Хауи оказал влияние на развитие всего индейского изобразительного искусства.

Сегодня индейское изобразительное искусство является одной из самых быстро и буйно растущих ветвей на дереве американской скульптуры и живописи.

Современному индейскому художнику близки абстрактные и полуабстрактные мотивы, хорошо знакомые ему по традиционным индейским узорам на кожаных изделиях из бисера и игл дикобраза, а также на керамике. Проявляя все более растущий интерес к своему прошлому, индейские художники пытаются переосмыслить таинственные геометрические изображения на древних керамических изделиях и найти на их основе новые творческие подходы и решения. Они изучают такие направления в современном искусстве, как реализм и перспектива, чтобы на их основе найти свою собственную самобытную стилистику. Они пытаются соединить реализм с фантазийными мотивами, навеянными природой, поместив их в ограниченное двухмерное пространство, что еще раз вызывает аналогию с искусством Древнего Египта. Издревле индейские художники использовали яркие, чистые, полупрозрачные краски, часто только главных составляющих цветовой гаммы, придерживаясь при этом индивидуальной цветовой символики. Поэтому если, на взгляд белого человека, он видит лишь обычный узор, то смотрящий на картину индеец проникает в нее гораздо глубже и пытается воспринять истинный посыл, исходящий от создавшего картину художника.

В палитре индейского художника нет места для мрачных тонов. Он не использует тени и распределение светотени (то, что называется игрой света и тени). Вы ощущаете простор, чистоту окружающего мира и природы, кипучую энергию движения. В его работах чувствуются бескрайние просторы американского континента, что очень сильно контрастирует с мрачной, замкнутой и тесной атмосферой, исходящей от картин многих европейских художников. Работы индейского художника можно, наверное, сравнить, пускай только по настрою, с жизнеутверждающими и открытыми в бесконечность полотнами импрессионистов. Более того, эти картины отличает глубокое духовное содержание. Они только кажутся наивными: в них присутствуют глубокие импульсы традиционных религиозных верований.

В последние годы индейские художники успешно экспериментировали с абстрактным направлением современного искусства, сочетая его с теми абстрактными мотивами или, по крайней мере, могущими таковыми казаться, которые присутствуют в плетеных изделиях и керамике, а также аналогичными мотивами религиозных знаков и символов. Индейцы проявили способности и в области скульптуры; они успешно выполняли пространные, переходящие друг в друга фрески и лишний раз доказали, что практически в любом виде современного искусства их талант и фантазия могут быть востребованы и в любом из них они смогут проявить свою самобытность.

Индейское искусство - это эстетика сосредоточенная на деталях, даже казалось бы простейшие картины и гравировки, могут содержать в себе глубочайший внутренний смысл и нести скрытый замысел автора. Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) практически угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.

искусство мифология индеец орнамент

Разнообразная домашняя утварь североамериканских индейцев, изготовленная из дерева или камня, бывает также украшена головами животных или людей или же имеет искаженную форму живых существ. К такой утвари относятся праздничные маски, фантастические гримасы которых свидетельствуют о склонности фантазии этого народа к ужасному; сюда же относятся серые глиняные трубки с изображенными на них искаженными фигурами животных, похожими на находимые в Меланезии; но прежде всего к этому роду произведений принадлежат горшки, употребляемые для пищи и жира, а также чаши для питья, имеющие форму зверей или людей. Звери (птицы) часто держат в зубах (клюве) других животных или даже крошечных людей. Животное то стоит на ногах, причем спина его выдолблена в виде челнока, то лежит на спине, и тогда роль самого сосуда играет выдолбленное брюхо. В Берлине хранится чаша для питья, представляющая собой человеческую фигуру с впалыми глазами и со скорченными ногами.

Изобразительное искусство и орнаментика североамериканских индейцев.

Изображения на плоскости у этих народов вообще более грубы и неумелы, чем их пластические произведения. Рисунки на индейской палатке из буйволовых кож (Берлинский музей народоведения) изображают охоту трех племен, но эта сцена отличается бессвязностью и незаконченностью. Впрочем, некоторые животные нарисованы так живо, что невольно напоминают нам о соседстве эскимосов.

В искусстве североамериканских индейцев важнейшее значение имеет орнаментика: это во всем мире наиболее разработанная орнаментика из глаз, символизм которой, наитеснейшим образом связанный с религиозными представлениями, сразу поражает всякого. Головы животных и людей, как они ни стилизованы и ни превращены в линейные фигуры, отличаются гораздо большей непосредственностью, чем орнаментика группы Раротонги-Тубуая. Глаза этих голов - особенно видная часть всей орнаментации - являются в ней во множестве. По своему мотиву, как подробно объяснил Шурц, они - ничто иное, как сокращенная форма головы, из которой они произошли. Сами же головы - только сократившиеся формы целых фигур животных и людей, изображавшихся первоначально и долженствовавших представлять собой ряды предков. Глаза глядят на нас отовсюду: со стен и оружия, с одежды и трубок, с сидений и покрывал. Как позволительно судить по стулу вождя (Берлинский музей народоведения), ворон, считающийся у северо-западных индейцев воплощением творца мира, солнца и глаз, постоянно повторяясь и странным образом сочетаясь, составляют основу богатой системы красно-сине-черно-желтой орнаментики. Убедительный пример преобладания глаза в орнаментике представляет индейское покрывало, находящееся в том же музее (рис. 54); сходное с ним имеется в Бременском музее.

Рис. 54 – Индейское покрывало орнаментированное глазами.

Наскальные рисунки индейцев в Калифорнии

Не покидая пока Западной Америки, обратимся на юг, в Калифорнию. Здесь мы тотчас наталкиваемся на многочисленные рисунки, нацарапанные на скалах, встречающиеся во многих местностях Америки и бросающие луч света на культуру цивилизованных индейцев, живших во времена нашествия европейцев. Калифорнийские "петроглифы" и североаргентинские "кольчакви" покрывают камни и скалы так же, как и шведские Hдllristningar и их предшественники, ямочки и знаки на так называемых "долбленых камнях". Но тогда как в доисторических шведских рисунках на камнях преобладает картинный, пиктографический характер, в американских изображениях такого рода господствует характер письменный, идеографический, замечаемый и в других рисунках индейцев.

Но наряду с этими рисунками на скалах вроде фигурного письма в Калифорнии встречаются также на скалах, под их навесами и при входах в пещеры настоящие картины битв и охоты, написанные черной, белой, красной и желтой земляными красками и в некоторых местах покрывающие большие площади скал. Животные в этих изображениях далеко не столь натуральны и живы, как животные в подобных же картинах бушменов. Люди представлены по большей части спереди, с поднятыми вверх руками, но неумело, в виде силуэтов. Любопытно, что некоторые фигуры выкрашены наполовину в черный цвет, наполовину в красный, причем эта окраска произведена то вдоль, как, например, в пещере Сан-Боргиты и под навесом скалы Сан-Хуана, то поперек, как в Пальмарито, на восточном склоне Сьерра-де-Сан-Франсиско. Связь между неловко помещенными рядом фигурами приходится по большей части угадывать. Леон Дике насчитывает в Нижней Калифорнии не менее тридцати мест, где найдены подобные изображения.

error: Content is protected !!