IMind Map — настоящие интеллект-карты. Интеллектуальная карта - шаг к успеху. Зачем нужна интеллектуальная карта и как ее создать

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя английского языка.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

СЛАЙД с изображениями.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так:

11

Сократ сказал: “

I cannot teach anybody anything . I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова

Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшиекартографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты.

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “

How to Mind Map ”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей, поднявшихся на сцену на 2 группы, в центре доски расположить символ воды, подписать словом “

water ”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).

Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.

Пример созданной учителями интеллект-карты:

11

Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать. Задание учителям английского языка: “Составьте рассказ по теме “Вода”.

Спасибо за прекрасные эссе.

Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике

Happy English . ru )

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) При подготовке к ЕГЭ в части С.

6) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например:

  • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;
  • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
  • на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.

Учащиеся могут

, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Сегодня я покажу вам, как легко можно составить интеллект-карту с помощью программы

iMindMap . Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.

Пример составления интеллект-карты по теме

My friend ” с помощью программы
iMindMap .

11

11

Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.

Творите сами и вместе с детьми!!!

В новом тысячелетии, когда объемы и характер информации приобрели колоссальный размер, стали крайне необходимы новые методы и программы для их быстрого усваивания. Такие методы вскоре появились и были названы "интеллектуальные карты". Их создатель - Тони Бьюзен, и автор множества книг по самосовершенствованию, и мышления. Его самая знаменитая работа - книга "Супермышление", созданная совместно с его братом, является хитом и точкой опоры многих его последователей.

Для чего нужна интеллект-карта?

(с англ. mindmap, или - это творческий способ раскрытия темы, концепции, идеи, любого объекта мышления или даже истории. Они помогут вам в:


Интеллектуальные карты от Тони Бьюзена приобрели широкий размах благодаря простоте их исполнения. Их эффективность заключается в увеличении производительности работы, часто в довольно широких масштабах.

Как создать?

Интеллектуальная карта очень легко создается - вам необходимы будут всего лишь ручка и листок, также можно использовать экран компьютера, планшета, ноутбука. Мозг легче усваивает разноцветную и многомерную интеллект-карту, чем обычный серый конспект со схемами и таблицами, поэтому лучше использовать разноцветные ручки или карандаши.


Как видите, интеллектуальная карта легко дополняется дополнительными ветвями-элементами и ассоциациями, проста в чтении, легкодоступна в понимании.

Как работает мозг?

Для того чтобы понять, как работает интеллектуальная карта, нам необходимо для начала понять принципы Мы все знаем: мозг состоит из двух полушарий, каждое отвечает за свойственный только ему функциональный набор. Например, левое полушарие отвечает за логические смыслы и последовательности, слова, числа, формулы, схемы и анализ. В то время как правое - это восприятие ритма и и пространства, воображение и представление образов. Большинство людей при решении своих задач полагаются в основном на левое полушарие, и постоянная нагрузка только на одну долю мозга атрофирует вторую, в результате чего проигрывает весь мозг, так как основной потенциал не задействован.

Карты нагружают весь мозг

Мозг отлично функционирует при подключении обоих полушарий, чего и пытался достичь Тони Бьюзен, создавая свой новый метод. Рисунки подключают к работе правое полушарие, а связи между ними - левое, грамотное соотношение того и другого позволяет использовать те резервы, которые раньше не были востребованы. Так интеллектуальная карта поможет работать всему вашему мозгу, а постоянное ее использование сделает привычным работу с образами, что является ключевым моментом во всех сферах жизни. Т

ак, многие люди отмечают, что, проработав с картами длительное время, они замечают, что достраивают их в голове уже при чтении или общении, причем это не вносит хаос, а, наоборот, увеличивает понимание. Используя ваш мозг с такой интенсивностью, вы сможете обеспечить его нормальное функционирование и работоспособность.

Интеллектуальные карты: программы

Сейчас в мире пользуются огромной популярностью специальные программы, с помощью которых можно быстро и грамотно создавать ментальные карты. В мире сейчас создано около двухсот самых разных программ по разным категориям:

  • платные;
  • бесплатные;
  • онлайн-сервисы.

Работать на них достаточно просто: для начала вам необходимо зайти в меню редактора и начать с "Создания новой интеллект-карты". Сразу возникнет удобное в котором вам необходимо будет начать создание ментальной карты с введения ключевого слова - программа сразу создаст раскрашенный центральный символ с вашим словом. После этого вам необходимо будет вводить дополнительные ключевые слова, которые будут отвечать за ветви, исходящие от центрального символа. Каждую ветвь программа будет прорисовывать и окрашивать сама, причем можно будет редактировать все моменты, начиная от цвета и заканчивая схемой строения всех ветвей. Также можно копировать и размножать ветви, перемещать их, удалять по желанию. Очень удобно, не правда ли?

В чем преимущества программ?

Интеллектуальная карта поможет вам грамотно распределить всю информацию и расписать ее ключевые моменты. Но что же делать, если объем информации просто огромен и не сможет войти в стандартные схемы, расписанные на листе бумаги? Именно поэтому программы приобрели такую популярность - они помогут вам создавать объемные и многомерные карты, с большими объемами информации и разделами.

Мегаинтеллект-карты - это масштабные интеллектуальные карты, примеры которых вы сможете найти в программе-редакторе или онлайн-сервисе. Такой метод пользуется популярностью в промышленности и крупных компаниях, но это может оказаться полезным каждому, кто прибегнет к такой технике. Они помогут вам повысить работоспособность, а вашей карте обрасти гиперсвязями с многоуровневой информацией, развитием идей-центров для новых карт - ведь каждая такая интеллект-карта будет являться частью большого целого, созданного для помощи вам в любом начинании.

Школьное обучение требует от детей, чтобы они хранили в памяти огромный объем информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта. Пример ее составления, назначение и особенности мы рассмотрим в данной статье.

Описание

Интеллект-карты нередко называют диаграммами связей или Это схематическое изображение информации. В центре такой карты находится главная идея (ядро), а от нее идет разветвление (древовидная схема). Каждая ветвь может быть отсылкой к слову-понятию, событию, задаче, дате и т. п. Составление интеллект-карт в обучении используется обычно для закрепления изученного материала, реже в качестве приема мозгового штурма. Как правило, это касается емких тем, которые имеют систему классификаций, терминов и дополнений.

Интеллект-карта - пример эффективного графического запоминания. Она может быть составлена индивидуально или коллективно. Для ее реализации необходимы лишь лист бумаги, фантазия и карандаши.

История

Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации. Так, первая интеллект-карта, пример которой относится к 3-му веку, принадлежит философу Порфирию из Тироса. Внимательно изучая воззрения Аристотеля, он графически изобразил их основные категории, концепцию развития. Его опыт в 13-м веке повторил другой философ, Раймунд Луллий.

Метод интеллект-карт, разработанный Бьюзеном, в своей основе содержит идеи общей семантики польского исследователя Альфреда Коржибски и ориентируется на работу обоих полушарий головного мозга.

Назначение

Как показывает многолетняя практика педагогов, диаграммы связей - наилучший способ конспектирования новой информации. Это великолепный инструмент в опытных руках специалистов и школьников, который позволит:

  • Быстро и эффективно работать с любым объемом информации.
  • Развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию.
  • Использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции.
  • Принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.

Интеллект-карта - пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Особенности

Интеллект-карты нередко отождествляют с концептуальными картами. Однако это является ошибкой. Последние были разработаны американскими психологами в 70-х годах прошлого века и изображают взаимосвязь между понятиями, представлениями, событиями. Концептуальные карты имеют логическую структуру (один элемент выходит из другого), а диаграммы связей - лучевую (т. е. все элементы концентрируются вокруг одной идеи).

Надо отметить, что такое графическое конспектирование имеет свои преимущества и недостатки перед другими методами. К плюсам его относятся и простота прочтения и запоминания ее. Идеи становятся более четкими и понятными, их можно охватить единым взором. К недостаткам относится ограниченный масштаб и использование только одного центрального понятия.

По возрасту и дисциплинам метод практически не имеет ограничений. Особого внимания требует использование интеллект-карты в начальной школе. Во время такого игрового усвоения новых знаний дети должны научиться выделять главную идею, развивать связную речь, обогащать словарный запас. Поэтому масштаб их диаграмм минимален и расширяется по мере интеллектуального развития ребенка.

Применение

Раньше применение интеллект-карт встречалось только в школьном образовании. Сегодня такой прием помогает не только учащимся и педагогам, но и людям разных специальностей. Диаграммы связей эффективны в бизнесе, социологии, гуманитарных, технических науках и даже в повседневном планировании дел. Таким образом, их можно использовать не только при конспектировании лекций, книг, но и для решения создания презентаций, разработки проектов различного уровня сложности, составления органограмм.

Сравним две работы:

  1. Первым примером является интеллект-карта по истории России 17-18-го вв. Ключевым понятием-словом является «Петр I». От него отходит четыре большие ветви: «Семья», «Реформы», «Крестьянские восстания», «Экономика». Каждая категория имеет еще разветвления, которые заполняются более конкретной информацией: именами, датами, событиями. Данная карта представляет собой сжатый, но довольно емкий конспект темы, который можно использовать для повторения материала или в качестве мозгового штурма перед началом изучения новой темы.
  2. Второй работой является диаграмма анализа жизни человека. В центре помещается личное фото, а от него отходят ветви, соответствующие основным сферам жизни: личной, профессиональной, творческой, интеллектуальной, физического здоровья и т. д. Такая карта помогает адекватно оценить настоящее положение дел и по результатам спроектировать будущие шаги и решения, которые помогут восполнить пробелы и справиться с определенными недостатками.

Как видно, цели применения метода интеллектуальных карт различны, но эффективность может быть одинаково высокой.

В теории диаграмм связей все выглядит практически безупречно. А что делать с практикой? Как правильно составлять интеллект-карту, чтобы она дала максимальный эффект? Здесь следует учитывать ряд моментов:

  • Как правило, в центре карты помещается ключевое понятие. Если же необходимо отобразить шкалу времени, то по левую сторону размещается прошлое, а по правую - будущее время.
  • От ядра - центральной идеи - лучше отводить максимум 5-7 веток. Иначе карта будет сложной для восприятия. Если же тема требует большего масштаба, то элементы должны быть сгруппированы по какому-либо признаку.
  • Третьим моментом является логичность или последовательность карты. Она касается взаимосвязи элементов. Вернемся к примеру, обозначенному выше, - интеллект-карта по истории. При разветвлении элементы расставлены в определенном, не случайном порядке: «Семья», «Реформы», «Крестьянские восстания», «Экономика». Они отождествляют собой цепь событий, которые связаны с жизнью и царствованием Петра I.
  • Симметричная интеллект-карта - пример быстрого и прочного запоминания информации. Не стоит забывать и об этом.
  • И еще один совет, касающийся оформления диаграммы. Лист бумаги лучше располагать горизонтально. Так больше места для графических манипуляций, и есть возможность дальнейшего моделирования карты. Для ассоциативного восприятия можно использовать символы, рисунки, разные цвета ручек или карандашей.

В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным. Вот некоторые простые правила, которые описывают такой процесс мышления.

Итак, мы решили нарисовать интеллект-карту. Последовательность наших действий такова:

1.Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес-план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок.

3.От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

4.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5.Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

6.Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Итак, резюмируем: вы начинаете с основной темы, задаете наиболее важные общие идеи, относящиеся к ней, и располагаете их как ветви вокруг нее, а затем развиваете эти темы в под-ветви (ветви 2, 3 и т.д. порядков), на которых помещаете ваши идеи или ключевые слова.

Для создания интеллект-карт можно воспользоваться программой Free Mind , входящей в состав репозитория AltLinux. Подробнее о программе можно прочитать на странице .

Примеры интеллект-карт:

Интеллект-карты, как графический метод, требуют не работы только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.

Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.

Как сделать сайт

Этапы составления интеллект-карты

Для работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.

  • Этап 1. Центральная идея – образ.

Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы. Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.

Этап 2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.

Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д. Кстати, похожий метод используется для .

Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.

error: Content is protected !!