Какие бывают режиссеры. Профессия режиссер, ее основные плюсы и минусы. Важные личные качества

Профессия режиссера относится к разряду творческих, и ее суть заключается в руководстве творческим процессом по созданию произведения - фильма, спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и т.д.
Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания произведения. Этим режиссер отличается от продюсера , который добывает деньги на проект, решает финансовые, технические, организационные вопросы. Однако есть мастера, совмещающие обе роли и избегающие возможных конфликтов интересов (коммерции и творчества).

Какие бывают режиссеры
Режиссер-постановщик
Режиссер-постановщик - это главное лицо, которое отвечает за все происходящее на съемочной площадке или на сцене. Ему подчиняются актеры, операторы, звукорежиссеры , сценаристы , декораторы и прочие специалисты - он их организует и отвечает за конечный результат. Потому слово «постановщик» в его отношении употребляется не всегда.
Режиссер театра
В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля - от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).

Режиссер монтажа
Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.
Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.

Места работы
Должность режиссера предусмотрена во многих организациях, производящих зрелищно-развлекательную продукцию:
в кинокомпаниях и киностудиях;в театрах и цирках;в крупных рекламных агентствах.

История профессии
До появления кино, профессия режиссера относилась к театральной сфере. Во все времена существовали люди, которые ставили пьесы, спектакли и различные шоу. Это могли быть драматурги, актеры или кто-то еще, но именно они были прародителями будущих режиссеров.
Популярность театра, более сложные постановки примерно во второй половине XIX века родили на свет профессию режиссера. Местом ее рождения можно считать Мейнингенский театр, которым руководил Людвиг Кронек.
В кино режиссеры появились почти сразу с его возникновением: в документальном жанре - сами изобретатели кинематографа братья Люмьер, в игровом - Жорж Мельес, в анимационном - Эмиль Рейно.
Со временем это занятие стало разнообразнее, появились не только режиссеры кино и театра, но и режиссеры цирка, организаторы крупных общественных мероприятиях и т.п.

Обязанности режиссера
Перечень и объем конкретных задач и обязанностей режиссера может серьезно различаться в зависимости от направления и специфики деятельности. Например, режиссер кино занимается следующими вещами:
пишет или подбирает сценарий;определяет общий художественный стиль картины;подбирает актёров и руководит ими;руководит работой декораторов, художников по костюмам, сценаристов, операторов, монтажеров, ассистентов и других специалистов;руководит процедурой монтажа (иногда участвует в ней).
Для сравнения опишем некоторые функции режиссера телевидения, создающего программы и передачи:
создает сценарии;принимает готовые сюжетов и программы;участвует в монтаже телепередач и рекламных видеоматериалов;работает в прямом эфире.
Требования к режиссеру
Основные требования к режиссеру просты:
высшее профильное образование;опыт работы в определенной сфере режиссуры: в кино, театре, на телевидении и т.д.
При этом от «профильных» специалистов (режиссеров по монтажу, звукорежиссеров и пр.) порой требуется знание соответствующей аппаратуры и программного обеспечения.


Как стать режиссером
Стать режиссером, тем более высокого уровня, не так уж просто. Для этого необходимо получить высшее образование по специальности «режиссер» - например, закончить режиссерский факультет ВГИКа, театральную академию, институт культуры или иной профильный вуз.
Причем выбирать учебное заведение желательно сразу по желаемой специальности: переквалифицироваться, например, из театрального режиссера в кинорежиссера в ходе карьеры удается совсем немногим.
Зарплата режиссера
Сколько зарабатывает режиссер - это большой вопрос. Известные мастера делают миллионы, но всегда рискуют тем, что их очередное творение провалится и они окажутся в минусе.
Помимо известных режиссеров есть еще масса специалистов без имени. Их доходы, как правило, не очень высоки. Зарплата режиссера может колебаться от 30 до 250 тысяч рублей в месяц (в зависимости от работодателя и уровня проектов).

Несмотря на то, что режиссёр-постановщик всегда остаётся за кадром, он играет наиболее важную роль в создании киношедевров. Словно дирижёр, он задаёт ритм фильму - его собственную, неповторимую мелодию. Именно поэтому так важно, чтобы режиссёр полностью выкладывался на съёмках. Однако, не стоит забывать о профессионализме, ведь только хорошо обученный специалист сможет довести начатое дело до своего логического конца. А посему, давайте поговорим о том, где можно обучиться киноремеслу? Какова роль режиссёра-постановщика на площадке? И чем отличаются гении режиссуры от простых работников кино и театра?

Кто такой режиссёр-постановщик?

Наверное, самое точное описание этой профессии указывает на то, что этот человек является главным руководителем постановочного процесса. То есть, режиссёр-постановщик - это та фигура, которая отдаёт приказы сценаристам, актёрскому составу, операторам, звукорежиссерам и так далее. При этом именно его слово является решающим в принятии окончательных решений. Однако, подобная власть требует от режиссёра-постановщика максимальной самоотдачи. Ведь именно от того, насколько качественно он выполнит свою работу, зависит будущий успех премьеры. Следовательно, если картина окажется провальной, то вся вина ляжет на главного руководителя, то есть, на режиссёра-постановщика.

Немного истории

Первые упоминания о режиссёрах датируются серединой XIX века. В те времена это понятие относилось к человеку, управляющему театральными постановками. По большому счёту, единственной его задачей было грамотно расставить актёров на сцене и следить за тем, чтобы они не напутали слова. И лишь в начале XX века полномочия режиссёра расширились до управления всем происходящим на представлении. При этом следует запомнить один важный момент: все обязанности и права режиссёра-постановщика были учреждены в стенах театра. То есть, изначально эта профессия появилась именно там, и нигде иначе. А значит, театр - это истинный дом всех режиссёров.

Выбор специализации

Начнём с того, что профессия "режиссёр-постановщик" - это весьма обширное понятие. Ведь есть специалисты, которые работают исключительно с документальными фильмами. А есть те, кому намного ближе мультипликация. Поэтому давайте разберёмся в том, на какие же узкие специализации делится профессия:

  • Театральное направление. В этом случае специалист изначально учится управлять атмосферой, царящей на большой сцене. Все его навыки будут нацелены на организацию спектаклей и театральных постановок.
  • Цирковое искусство. Работа с артистами на манеже сильно отличается от создания привычных постановок в театре. Например, неправильная подготовка к выступлению гимнастов может привести к серьёзным травмам. А если сделать номер слишком простым, то зритель не получит тех эмоций, ради которых он пришёл на представление.
  • Телевиденье. Это направление весьма многогранно - оно включает в себя ряд отдельных категорий. Например, некоторые режиссёры-постановщики специализируются исключительно на ТВ-шоу, другие создают фантастические блокбастеры, а третьи, и вовсе, снимают музыкальные клипы.

Где и как можно выучиться на режиссёра-постановщика?

Увы, в нашей стране не так много учебных заведений, способных обучить режиссёрскому мастерству. И, тем не менее, при большом желании и упорстве любой желающий может заполучить одно из мест в следующих вузах:

  • им. Герасимова.
  • Российском университете театрального искусства.
  • Государственном университете культуры и искусства в Москве.
  • Театральном институте им. Б. Щукина.
  • Санкт-Петербургском гуманитарном институте профсоюзов.

При этом следует помнить о том, что перед поступлением нужно будет выбрать определённое направление: режиссуру театра, анимационного фильма, эстрады и так далее.

Обязанности и права

Режиссёр-постановщик выполняет очень важную роль на Перечислить весь спектр его обязанностей попросту невозможно, так как на этой уйдёт довольно много времени. Поэтому давайте обсудим лишь его основные права и задачи:

  • Прежде всего, режиссёр должен посмотреть на свой проект глазами зрителей. Только так он сможет понять, что у него есть, а чего нет. И лишь после этого он принимается за редактирование сценария и набор актёрского состава.
  • Работа со сценаристами. Сегодня лишь немногие режиссёры-постановщики самостоятельно пишут сценарии. Зачастую эта задача ложится на плечи более умелых писателей и художников. Однако, именно режиссёр утверждает окончательную версию текста, а при желании, и вовсе может заставить сценаристов переписать его.
  • Управление актёрским составом. Режиссёр-постановщик не только подбирает артистов на роль, но и руководит ими во время съёмочного процесса. Он объясняет им, какие эмоции должны быть обыграны, в каком месте нужно упасть, а где, наоборот, необходимо импровизировать.
  • Помимо этого, режиссёр раздаёт различные рекомендации специалистам по освещению, декорациям, гриму, звуку и так далее.

Подводя итог, скажем, только благодаря стараниям режиссёра сотня специалистов может работать как один слаженный механизм. А посему, именно он является их сердцем и душой, без которых фильм не сможет стать по-настоящему живым.

Известные режиссёры-постановщики

В завершение давайте поговорим о самых При этом обсудим не только их славу, но и то, как они смогли её достичь:

  1. (1899-1989) - американский мастер ужаса. Несмотря на скудность спецэффектов, фильмы этого режиссёра всегда завораживали публику. А всё потому, что он умел заставить зрителей прочувствовать сюжет так, словно они сами находятся на месте событий.
  2. Чарли Чаплин (1889-1977). Многие знают этого человека как превосходного комика, но лишь единицы осведомлены о том, что именно он был постановщиком всех сцен в своих фильмах. Что касается секрета его успеха, то он весьма прост: отменный юмор и превосходная игра.
  3. Стивен Спилберг (род. 1946) - самый известный режиссёр современности. Из-под его руки вышли лучшие блокбастеры XXI века. Как уверяет сам Спилберг, его успех кроется в неутолимой жажде удивлять людей, которой он всегда следует.
  4. Федор Бондарчук (род. 1967) - российский актёр и режиссер. Наверное, сегодня Бондарчук является одним из самых ярких постановщиков фильмов в России. А всё потому, что его работы наполнены не только красками Голливуда, но и доброй российской душой, которая так приятна зрителям.

Как видите, стать режиссёром-постановщиком не так просто. Для этого необходимы не только знания и умения, но и врождённый талант.

Одной из наиболее интересных и творческих профессий считается профессия режиссера. Именно он руководит всеми процессами на съемочных площадках, при записи телепередач и съемок кино. Какие особенности имеет данная профессия, какие у нее есть плюсы и минусы?

Режиссера можно без преувеличения назвать самым главным человеком во время съемок или репетиций театральных постановок, так как именно его решение становится заключительным.

На него возлагается широкий круг обязанностей, ведь управление съемочной группой, актерским составом, работа со сценарием, сотрудничество со сценаристами и продюсерами – все это должен делать режиссер. В зависимости от поля деятельности различают несколько направлений режиссуры:

  1. Режиссер — постановщик . Это глава съемочной группы, он отвечает за работу операторов, осветителей, костюмеров и актеров. Режиссер-постановщик последним принимает решение по спорным вопросам и может вносить коррективы в сценарий. Помогают ему в работе ассистенты режиссера.
  2. Режиссер . Это помощник режиссера-постановщика. Он отвечает за кастинг актеров из массовки и снимает второстепенные сцены.
  3. Режиссер монтажа . От его работы зависит конечный результат, так он обрабатывает отснятый материал и выбирает лучшие кадры.
  4. Театральный режиссер . Его работа проходит в бесконечных репетициях сцен, подборке костюмов и работе с театральными актерами.

В чем плюсы работы режиссера

Данная профессия подходит людям творческой натуры, сильным лидерам, которые не бояться брать на себя ответственность за конечный результат работы. В чем состоят преимущества работы режиссером?

  • Востребованность . Поскольку кино, телевиденье и телевиденье – главное развлечение для миллионов людей, очень часто режиссера приглашаются на различные телепроекты, реалити-шоу, съемки концертов. Снимается достаточно много клипов, фильмов, короткометражных кинолент, в театре часто происходят постановки. Для того чтобы стать известным и востребованным, режиссеру достаточно принять участие в каком-то проекте с высоким рейтингом.
  • Перспектива . Занимаясь режиссурой, можно построить успешную карьеру. Режиссер может начать со съемок малобюджетных картин или клипов и постепенно искать инвесторов и спонсоров, которые были бы согласны вложить свои деньги в реализацию более дорогих теле – и кинопроектов.
  • Раскрытие своего потенциала . Поле деятельности режиссера велико, если он видит себя в съемках интересной телепередачи о знаменитостях, он может создать уникальный проект таким, как он его видит, подбирая съемочную команду и ведущих, корректируя сценарий и управляя всем процессом. То же касается различных жанров кино – мелодрамы, триллеры, детективы и тому подобное.
  • Работа с группой интересных креативных людей . Творчество собирает ярких уникальных личностей, с которыми работать всегда интересно.
  • Престиж . Конечно, для того чтобы стать известным режиссером, нужно много работать, но потом это открывает много возможностей. Данная профессия престижна потому, что делает человека знаменитым и известным, со времен он может создавать свой уникальный продукт. Если в начале карьеры режиссеру приходилось самостоятельно искать спонсоров и предлагать известным актерам роли в своих фильмах, то приняв участие в нескольких популярных проектах, после ему самому начинают поступать предложения от инвесторов и ведущие актеры дают ему согласие на сотрудничество. Режиссер имеет свой статус в кинематографе и от результатов его работы зависит вклад в культуру.
  • Признание . После того как он станет известным, режиссера приглашают на различные фестивали и светские мероприятия, на которых он в рамках конкурсной программы может получать награды и премии.

Минусы профессии

Работа режиссером имеет ряд существенных недостатков, среди которых:

  • Широкий круг обязанностей и необходимость полной самоотдачи . На режиссеров возлагается большая ответственность, потому выполнять такую работу может только сильный организованный и ответственный человек. Корректировка сценария, работа с актерами, постановка освещения, ежедневный просмотр материала, подбор костюмов и решение вопросов по организации процессов – все это возлагается на плечи режиссера, которому приходится много времени и сил тратить на свою работу.
  • Ненормированный рабочий день . Если у актеров есть время отдохнуть, то режиссер постоянно должен быть на съемочной площадке и контролировать происходящее. Стать известным деятелем культуры невозможно, если уделять своей работе по 8 часов в сутки. Потому порой приходится большую часть своего времени тратить на работу, на общение и знакомства с нужными людьми.
  • Небольшой заработок . Не всем удается зарабатывать большие гонорары. Нередко для того, чтобы снимать кино или телепроекты, сначала требуется принимать участие в конкурсах на бесплатной основе. Успешные режиссеры, добившиеся славы и известности, действительно могут зарабатывать миллионы, но некоторым приходится трудиться за копейки в местных театрах и домах культуры.
  • Отсутствие стабильности . Режиссеры могут находиться некоторое время без работы, если их не приглашают на участие в каком-нибудь проекте. Фиксированную ставку могут иметь только сотрудники местных театров, но это небольшие гонорары. Проценты за театральные постановки, фильмы и телепроекты могут достигать тысячи рублей, но они не гарантируют стабильных выплат.

Выводы

Режиссер – интересная и творческая профессия, которая помогает реализовать свой потенциал и добиться признания. С успехом к деятелям искусств приходит и соответствующий статус в обществе и поступают предложения принять участие в крупных проектах, что позволяет получать хорошие гонорары. Но вместе с тем работа режиссером требует больших усилий и траты времени, так как приходится контролировать весь съемочный процесс.

Имена и фамилии ведущих режиссёров мира и страны у всех на слуху. Однако мало кто знает, как можно получить эту профессию, где надо учиться и как устроиться на работу. Узнайте об этом, прочитав подробный обзор.

Средняя заработная плата: 25000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Профессии в сфере искусства обычно не сулят хорошего заработка, но неизменно привлекают талантливых людей. Режиссер - это человек, который управляет всеми творческими процессами в театре, кино и на телевидении. Спектр его обязанностей весьма широк. Первые постановщики появились еще в эпоху античного театра, а вот само понятие «режиссер» возникло сравнительно недавно. К нам слово пришло из французского языка, и Владимир Даль дает ему следующее определение: «человек, управляющий актерами, игрой, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли». Как профессию режиссуру стали воспринимать лишь в конце XIX века. Естественно, поначалу ее связывали только с театром, но уже в первые годы XX столетия, когда кинематограф стал стремительно развиваться, постановщики потребовались и там. Затем дошла очередь и до телевидения.

Специальности

За последние сто лет представления о профессии несколько изменились и возникли следующие специальности:

  • Режиссер-постановщик. Человек, который возглавляет съемочную группу, но администрированием как таковым не занимается. Он отвечает за все творческие процессы в кинопроизводстве и на телевидении.
  • Театральный режиссер. Эту специальность стоит выделить как отдельную, поскольку в сценических искусствах своя специфика работы, и мыслит постановщик спектаклей не так, как автор кинофильмов. Тем не менее мастера из театра порой достигают больших успехов и в кино (Марк Захаров, Михаил Казаков).
  • Режиссер монтажа. Специалист, который просматривает отснятый материал, выбирает вместе с постановщиком удачные дубли и занимается склейкой. Именно в монтажной рождаются фильмы и телепередачи в том виде, в каком их показывают зрителям.
  • Звукорежиссер. Отвечает за музыкально-шумовое оформление, а также запись речи актеров в кино и на ТВ. Тесно сотрудничает с композитором, в крупных проектах руководит командой операторов.

Есть в рамках профессии и более узкие специальности: режиссер анимационных фильмов, неигрового кино, эстрады, массовых представлений. В масштабных проектах постановщику часто помогает помощник. Он участвует в подборе актеров, репетирует второстепенные сцены. Несколько иная работа у ассистента режиссера - сотрудника, который исполняет мелкие поручения и решает возникающие проблемы. В этой должности часто работают студенты творческих вузов, стремящиеся подготовить почву для будущей карьеры в кино или на телевидении.

В целом работа связана одновременно с творчеством и управлением. В театре чистого искусства больше, поскольку на телевидении и в кинематографе много времени уходит на работу с техникой. Кроме того, сцена дает больше творческой свободы: в кино фантазию режиссера зачастую ограничивают продюсеры, думающие в первую очередь о финансовом успехе фильма. Поэтому люди, которых интересует искусство в чистом виде, обычно стремятся в театр.

В чем заключается работа

В рамках творческого процесса режиссер решает одновременно множество задач: корректирует сценарий, назначает актеров на роли, проводит репетиции, руководит съемкой в кино и на телевидении. Конечно, непосредственно операторской работой, звукозаписью, освещением и разработкой декораций занимаются специалисты с соответствующим образованием. Но они, как и все участники творческого процесса, действуют сообразно с волей постановщика. Он - источник всего, что происходит на сцене или съемочной площадке.

Где учиться

Творческих вузов, в которых можно освоить профессию режиссера, у нас в стране относительно немного. Примеры:

  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК);
  • Российский государственный институт сценических искусств;
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов;
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения;
  • Челябинский государственный институт культуры;
  • Казанский государственный институт культуры;
  • Северо-Кавказский государственный институт искусств.

Кому подходит профессия

Режиссер - лидер, который руководит одновременно множеством людей, а значит в профессии найдут себя те, кто способен не только творить, но и управлять. Также постановщику необходим широкий кругозор, поэтому в вузах экзаменаторы проверяют общую эрудицию поступающих на режиссерские факультеты с особым пристрастием.

Заработок и профессиональные перспективы

Как и большинство творческих профессий, режиссура не относится к числу востребованных. Устроиться постановщиком в местный дом культуры или в театральную студию несложно, однако на оклад выше 30 тысяч рублей в месяц рассчитывать не стоит. По-настоящему высокие зарплаты и гонорары получают лишь сотрудники телеканалов и режиссеры коммерчески успешных проектов - в частности, популярных фильмов и шоу-программ. В театрах постановщики в среднем зарабатывают меньше, но конкретная сумма зависит от региона и от того, насколько известен режиссер в России и за ее пределами.

Труднее всего в профессии приходится новичкам. Продюсеры стремятся делать ставку на опытных мастеров, поэтому выпускники вузов часто остаются не у дел. Многое решают связи. В то же время не стоит забывать, что режиссер - профессия творческая, и успех в ней немыслим без таланта, который раскрывается только за счет упорного труда. Верно и то, что даже наиболее одаренные выпускники редко становятся постановщиками сразу и начинают карьеру с должности ассистента или, в лучшем случае, второго режиссера. И это нормально, поскольку такая работа погружает молодого специалиста в творческий процесс и готовит к ответственности, которая ляжет на его плечи, когда он станет постановщиком сам.

Пишет музыку такую, «как он слышит»;

  • пишет звук;
  • следят за тем, чтобы на посте все правильно клеилось;
  • если что, все поправят ;
  • вообще берет на себя все риски, если вдруг что-то пойдет не так?
  • В таких условиях режиссер может вообще не париться, а ездить по фестивалям, получать призы, собирать лавры и чувствовать себя гением, если так считают рецензенты, кинокритики и жюри различных фестивалей.

    А на самом деле?

    Вышеизложенная точка зрения очень популярна среди массового потребителя. Серьезно, я не шучу. Сравнить работу режиссера-постановщика можно с работой дирижера. Тот тоже, казалось бы, ничего не делает: у каждого человека из оркестра есть партитура, каждый играет ровно то, что написал композитор. Дирижеру остается размахивать палочкой и кланяться перед публикой. «Что тут сложного?» - спросит рядовой зритель.

    Сравнение в какой-то мере вполне уместно. И в том и в другом случаях во главе угла стоит следование творческому замыслу. Или, если хотите, видение произведения. Творческий замысел и его воплощение - это главное в работе режиссера. Будь это короткий независимый метр или большой фильм-эпопея - разницы никакой.

    Почему все так ругают российские телесериалы? Потому что, чаще всего, режиссеров приглашают на готовенькое: уже есть группа, привыкшая снимать быстро, уже подобраны актеры, чаще всего соответствующие одному и тому же амплуа, уже готов сценарий, который давно утвержден руководством телеканала. Режиссеру (а порой - и нескольким постановщикам, снимающим одновременно разные сцены или разные серии одного сериала) ничего не остается, кроме как работать по спущенной сверху схеме. О каком творческом замысле здесь может идти речь?


    Надо признаться, что в таком конвейере ничего плохого нет. Это просто другой жанр, востребованный публикой, и работа режиссера здесь сводится к тому, чтобы соответствовать запросу аудитории. Будь то стотысячесерийная «Санта-Барбара» или «Богатые тоже плачут» - если их снимали, значит кто-то это смотрел?

    Расскажу историю, как моего знакомого известного режиссера позвали снимать заключительный сезон очень популярного в конце нулевых сериала. Тот как человек, уже почувствовавший веяние хороших зарубежных телефильмов, сразу поставил условие: снимать по принципу кино. С одной-двумя камерами, с репетициями, с , возможностью и так далее. Канал согласился, но первое же, с чем режиссер столкнулся, это с неприятием такого стиля несколькими актерами. «Мы снимаемся в этом сериале уже пять лет, нам виднее, как и что играть», - примерно так звучала их точка зрения.

    И хотя режиссер был непреклонен и даже завершил съемки, его отстранили от окончательного монтажа, но на посте ничего не клеилось: никто не знал режиссерской концепции. Сериал закрыли, не показав этот последний сезон (хотя, говорят, в недрах телеканала он где-то все-таки лежит в разобранном виде).

    Как воплотить этот самый «творческий замысел»?

    Мы плавно переходим от общего к частному. «Фильм готов, осталось его снять», - очень удобная фраза, приписываемая Рене Клеру - всего лишь отговорка для ленивых. Есть такие режиссеры, которые в задумчивости ходят по студии, и не дай бог кто-то прервет их мыслительный процесс: «Он готовит фильм!» На деле, подготовка к съемкам - не в мыслях, а в тяжелом безостановочном круглосуточном труде.


    Допустим, у вас уже есть готовый, не важно кем написанный, сценарий (на самом деле, это очень важно, кто написал сценарий - вы или другой человек; от этого зависит многое: от атмосферы на площадке до жанра фильма). Следующим вашим шагом будет написание режиссерского сценария. После того, как он будет принят оператором, режиссером монтажа и, возможно, но не обязательно, продюсером, далее будет следовать .

    Как пишется , многим объяснять не нужно, но мы повторимся. Это техническая разработка, горизонтальная версия в форме таблицы, где каждая строка делится на ячейки: номер сцены, номер кадра, в идеале - отдельный фрейм для вставки рисунка из раскадровки (сейчас такое внимание к деталям все чаще уходит в прошлое), крупность, хронометраж, действие, реплики из сценария и отдельные замечания к различным цехам. Это не так сложно, как кажется. Сложно будет, если вы на съемках начнете отходить от режиссерского сценария. На монтаже такие вольности грозят перейти в катастрофу.

    Кстати, не забудьте, что копия режиссерского сценария должна быть у второго режиссера и ассистента для ведения монтажного листа.


    Но что, если в процессе подготовки к съемкам вы все-таки решаете отойти от уже утвержденного режиссерского сценария? Допустим, на вашей локации началось возведение дачного поселка или, как на « », строящийся небоскреб перекрывает утвержденный кадр. Или в павильоне прорвало трубу. Или все что угодно. Вот здесь вам поможет экспликация. Стандартного образца для нее нет, и многие начинающие режиссеры очень сильно переживают из-за этого: у Михалкова она написана чуть ли не как роман, у кого-то другого - как технические задания. И главное: для кого ее писать?

    Здесь есть разные точки зрения. Некоторые пишут экспликацию для того, чтобы актеры понимали, как играть ту или иную сцену, некоторые - для операторов, чтобы они передали настроение кадра. Иные вообще предпочитают никому ее не показывать, и тогда экспликация служит подсказкой режиссерам, которые в процессе лихорадочной подготовки к съемкам забыли, о чем снимают. В любом случае, это очень полезная штука для творческой работы над фильмом.


    Актер Михаил Ефремов на съемках фильма режиссера Александра Баршака «День выборов - 2» (2015) / Фото: Артем Геодакян/ТАСС

    Например, во время (а это следующий этап) ассистенту по актерам будет проще найти нужного артиста, если в экспликации будет прописан типаж, которого вы ищете. Хотя типажи лучше всего прописывать на этапе презентации проекта для продюсеров.

    Кстати, о кастинге. Еще 10 лет назад сама мысль о подборе актеров через Skype казалась невероятной, да и сейчас для многих добросовестных режиссеров это чуть ли не преступление. Но в 2019 году это уже нормально.

    Должен ли режиссер присутствовать на кастинге? Лично моя точка зрения - обязательно, даже если идет речь о поиске актеров массовых сцен. Как известно, правильно подобранный кастинг - это уже половина составляющей успеха вашей ленты. Например, такие столпы, как или , были, как кажется некоторым, не очень рукастыми режиссерами, но актеры, которых они подбирали, являлись той самой огранкой, делавшей их работы бриллиантами на века.


    Надо ли режиссеру делать «кастинг пленки, объективов и камеры»? Все зависит от вашего доверия операторской группе. Как долго нужно готовиться к съемкам? Вот здесь мы переходим к производственному процессу.

    Сколько должно быть режиссера в фильме?

    От того, как долго и тщательно вы подготовите всех и каждого к производству, зависит практически все. Поймите, что, допустим, если вы хотите снять однокадровый фильм, то нельзя уповать на оператора. Если работаете над боевиком, нельзя надеяться на . У вас ? Нельзя перекладывать все лишь на . Сай-фай? Не надейтесь на -специалистов.

    Потому что все это чушь. На подготовительном периоде вы должны контролировать все: выбор , репетиции с операторами, грим, превизы. Все, абсолютно. Чем тщательнее подготовка - тем быстрее вы все снимете. Чем быстрее - тем дешевле. Чем дешевле - тем проще вы найдете деньги на свой следующий фильм. Дело тут не во фразе Рене Клера, дело в вас самих.

    Если ваш метод - импровизация на площадке, то флаг вам в руки. Это только кажется, что Винтенберг в своих ранних работах пускает все на самотек, или на самом деле доверяет съемки какой-то компьютерной программе. Это они так шутят.


    И не забудьте о вашей главной задаче. От того, насколько вы тщательнее продумаете темпоритм каждой сцены (а, значит, и всего фильма), тем лучше удастся передать свой творческий замысел. Помните сравнение с дирижером оркестра? Дирижер видит все произведение целиком, сохраняет темпоритм, держит амплитуду развития каждой музыкальной темы. Помните «Одержимость»? «Не в моем, сука, ритме!» - кричит герой Джей Кей Симмонса и кидает в ударника тяжеленную тарелку. Надо ли режиссеру быть таким же тираном? Вопрос риторический, у каждого свой подход, но этот фильм как никакой другой является метафорой творческого процесса вообще, будь то кино, музыка или литература.

    Чем не должен заниматься режиссер?

    В первую очередь, на ум приходит то, что режиссер не должен заниматься опасными для производства вещами, вроде . Или вместо пиротехников лезть под бомбы. Или ему лучше не думать о тележке, пускай его голова будет занята чем-то более насущным.


    Есть, конечно, вундеркинды, вроде Стивена Содерберга, - на все руки мастера. И сценарист, и оператор, и художник, и монтажер, и колорист, и музыкант. Но распространеннее всего мнение, что каждый должен заниматься своим делом. Знайте главное: чем лучше вы сплотите вокруг себя людей, чем сильнее заставите поверить, что все занимаются общим делом, тем больше на выходе вы убедите зрителей, что режиссер в этом фильме ничем не занимался. Это лучшая похвала любой картине, поверьте.

    И знаете, почему? Мы все это время говорили, чем должен заниматься режиссер. Но суть его профессии не в этом, главное в его профессии - кинематографическими средствами внятно рассказать понятную зрителям историю. Впрочем, это дело таланта, а это совсем другая тема.
    Обложка: режиссер Майкл Бэй на съемках фильма «Трансформеры: Последний рыцарь» (2017) / Paramount Pictures

    error: Content is protected !!