Какие струны лучше для акустической гитары. Как выбрать гитарные струны


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

Для такого рода гитар на рынке представлен огромный ассортимент различных струн. Как правило, для классической гитары струны изготавливаются либо из нейлона, либо из карбона. Кроме того, существуют жильные струны кишок. Басовые струны классической гитары производятся также из нейлона, но с добавлением металлических нитей обмотки. В качестве материала обмотки наиболее часто используется бронза с серебряным напылением либо бронза с добавлением фосфора.

Нейлоновые струны

Это довольно популярный вид струн для классической гитары. Струны такого типа износостойкие, долговечные. Размеры нейлоновых струн различны, поэтому силу натяжения необходимо определять из информации на упаковке. Как правило, на пачке со струнами присутствуют следующие надписи: Hard, Normal или Light tension. Данные надписи переводятся, как сильное, нормальное и слабое натяжение соответственно. Для гитаристов обычно советуют струны слабого натяжения. Для более опытных музыкантов рекомендуются приобретать струны сильного и среднего натяжения.

Карбоновые струны

Карбоновые струны производятся, соответственно, из карбона, материала, превышающего по качеству нейлон. Данный материал был создан в Японии и довольно быстро нашел применение во многих областях, в том числе и сфере производства музыкальных инструментов. Струны из карбона очень прочные и более долговечные по сравнению с нейлоновыми. Кроме того, карбоновыми струнами извлекается более звонкий звук. Плотность карбона выше, чем у нейлона, поэтому при небольшом диаметре можно добиться сильного натяжения струны. Основной недостаток такого типа струн очевиден - высокая цена.

Жильные струны

Такие экзотические струны создаются из кишок животных, и ценятся они преимущественно любителями древней музыки. В свободно продаже такие струны не встретить. В процессе их создания используются современные технологии, чтобы увеличить срок их эксплуатации.

Обмотка для басовых струн

Обмотки басовых струн также бывают нескольких типов. Обмотка из бронзы без всяких примесей используется довольно редко, так как такие струны быстро изнашиваются. Стоимость струн с бронзовой обмоткой, как правило, небольшая. Обмотка из посеребренной бронзы на басовых струнах довольно часто используется при производстве. Такое покрытие увеличивает срок службы струн, кроме того, повышается и качество извлекаемого звука. Стоимость такого типа струн немного дороже струн с простой бронзовой обмоткой. Также существуют струны с обмоткой из посеребренной латуни, которые отличаются высокой износостойкостью. Обмотка из бронзы с добавлением фосфора является одной из самых лучших типов обмотки. Такими струнами извлекается очень долгий, мягкий и объемный звук.

Выбирая струны для акустической гитары, любой музыкант, как профессионал, так и тот, кто впервые взял инструмент в руки, сталкивается с одной трудностью. Заключается она в невозможности прослушать звук. То, как будут звучать те или иные струны, станет известно лишь при их использовании, предугадать звук невозможно.

Если профессионалы разбираются в том, за чем пришли в магазин, то есть этим людям знакомы различные бренды, у них есть конкретные предпочтения и любимые производители, то новички такого опыта не имеют и теряются перед витриной.

Как выбирать?

Покупка струн почти всегда - лотерея, однако и в ней есть некоторые определяющие моменты. Во-первых, нужно заранее максимально четко представлять себе, что именно требуется приобрести в плане технических характеристик и материала. Новичку в музыке нет смысла пробовать все подряд наудачу, поскольку человек, не имеющий опыта, может элементарно неправильно натянуть струну, из-за чего не услышит ее истинного звучания.

Определиться с тем, что стоит приобрести, могут помочь учителя музыки, знакомые, имеющие опыт игры. Подобный вопрос можно задать и в тематических группах или на форумах. Единственное, чего делать не стоит, это доверять словам продавца, рассказывающего о том, какие струны лучше для акустической гитары.

Как правило, торговец совершенно не заинтересован в том, как будет звучать инструмент, его волнует продажа дилетанту старого или откровенно некачественного, залежавшегося или же дорогого товара. Лучшие струны для акустической гитары каждый музыкант может выбрать только самостоятельно, как и инструмент. Абсолютно идентичные струны, как и сами гитары, в разных руках звучат совсем не одинаково.

Какими они бывают?

Вопроса о том, какие струны на акустической гитаре бывают, чем они отличаются от классических, новички обычно стесняются, пытаясь разобраться в этом самостоятельно. Однако, выяснив, чем одни отличаются от других, начинающие музыканты не учитывают такой фактор, как сила пальцев, о чем обязательно расскажет опытный музыкант или преподаватель, объясняя, какие струны используются на акустике.

Сами акустические струны могут быть:

  • монолитными на стальной основе;
  • стальными в плоской и полукруглой обмотках;
  • синтетическими на стальной основе.

Услышав о стали, начинающие музыканты почти всегда недоуменно спрашивают у продавцов струны для акустической гитары из меди или латуни. Такие вопросы сразу же выдают полное отсутствие опыта и даже самого факта знакомства с инструментом. Медь, латунь и прочее - материал не самих струн, а их обмотки.

Монолитные

Выполнены из так называемой рояльной стали. В обмотках «монолитов» используют медь, ее сплавы и фосфорную бронзу. Эти струны очень звонкие и обладают хорошим унисоном. Почти все акустические гитары на 12 струн оснащены именно ими.

С плоской и полукруглой обмотками

Так оснащается обычная гитара акустическая на 6 струн. Натягиваются струны плоской стороной под пальцы, а круглой, соответственно, к корпусу инструмента.

Это самый лучший из вариантов для начинающих музыкантов. Специфика данного вида струн в том, что они дают более матовый, чистый и лишенный примесей звук даже при неуверенной технике игры. Особенно важным моментом является ровное звучание на басах, которого добиться сложнее, чем верхнего звона.

Синтетические

Ими наиболее часто укомплектованы не особо дорогие инструменты, которые как раз и приобретают новички. Многих полностью устраивает звучание, и идя в магазин, такие музыканты точно знают, что им нужна "синтетика".

Как правило, только при обращении к продавцу новички в игре на гитаре узнают о том, что этот вид струн бывает двух типов.

Первый тип - струны в металлической обмотке, дополнительно закрытые сверху тефлоном. Эта разновидность хороша для тех, кто интенсивно использует инструмент, поскольку предельно износоустойчива и почти не поддается трению.

Второй тип - струны, в обмотке которых проволока и "синтетика" соединены. Эта разновидность легче в плане прижатия ладов, но быстро загрязняется потом и частичками кожи, так как зазоры между витками не очень плотные. Такая особенность приводит к тому, что эти струны лишены переливчатости, то есть цыганские романсы на них идеально не сыграть, звучание достаточно глухое. А вот для шансона они вполне подходят.

Про обмотку

Перед тем как поменять струны на акустической гитаре на такие же, нужно точно знать, какая разновидность стоит на инструменте, и, самое главное, не забыть, из чего сделана обмотка и по какому типу она выполнена.

От этих факторов в игре зависит буквально все, причем не только для новичка, но и для опытного музыканта. Поскольку гитарная игра основывается на тактильной памяти, то есть памяти пальцев, однотипность струны чрезвычайно важна. Привыкшие к определенным величинам зазоров в витках и выпуклости струн музыканты всегда испытывают дискомфорт и исполняют произведения хуже на новом типе.

Конечно, после некоторого времени, отданного гаммам или другим упражнениям, пальцы привыкают, но свободные часы для собственной «настройки» есть не всегда, особенно у новичков.

Материалы обмоток

Струны для акустической гитары обматываются медью и ее сплавами, фосфорной бронзой, латунью, синтетическими полимерами и серебром.

Среди западных гитаристов в середине прошлого века ходила шутка о том, что серебряные струны защищают их от вампиров в зрительных залах.

На самом же деле такие струны выполнены не из серебра, и от вампира защитить не смогут. Серебряным является лишь распыляемое на готовые струны с любой обмоткой покрытие. На звучание это не влияет никаким образом, но выглядит очень эстетично и даже загадочно. Помимо внешней привлекательности такие струны не оставляют на коже темных следов и не тускнеют при долгой эксплуатации.

Фосфорная бронза и латунь - самые долговечные и прочные из всех существующих обмоток. Но у них есть минус, такой же, как и у полимеров - такие струны для акустической гитары не звенят. Звучание у них густое, насыщенное и глухое, очень основательное и серьезное.

Медь, как и различные ее сплавы, - самый популярный материал для обмотки. Эти струны выдают переливы, они идеальны для испанских музыкальных пьес, для аккомпанемента танцам, исполнения романсов и много другого. Например, качественный бой можно исполнить исключительно на меди. Единственным минусом является недолговечность, у таких струн самая короткая жизнь.

Что еще влияет на звучание?

Начинающие музыканты, пытаясь добиться удовлетворительного качества звука, часто меняют струны, выбрасывая вполне хорошие. И делают это только потому, что «не звучит». Это еще одно отличие новичка в музыке от опытного гитариста.

Помимо материала обмотки и типа на звучание влияет высота струн на акустической гитаре. Регулируется она над грифом, и именно от нее во многом зависит и качество звука, и удобство исполнения, и даже срок службы струн.

Каждый музыкант выбирает этот параметр под себя, единого стандарта «правильной высоты» не существует. Определяется она лично, в процессе игры, разумеется, не за час и даже не за месяц.

Новичкам нужно учитывать при настройке, что слишком низко подтянутые струны обязательно станут цепляться и тереться об лады, а также дребезжать на аккордах. Слишком высоко натянутые потребуют больших усилий от пальцев и в целом от кисти руки, особенно на зажатии центральных ладов.

На параметр оптимальной высоты влияет сам инструмент. Для выпуклого грифа хороша одна высота, для выгнутого - другая. Имеет значение и соотношение порожков.

Как выглядит обычный комплект струн?

В стандартном комплекте для всегда обмотаны только 4-я, 5-я, 6-я. А вот 3-я струна может иметь обмотку самую тонкую в сравнении с другими, но чаще всего бывает «лысой» или «голой». 1-я и 2-я всегда остаются необмотанными.

В магазинах струны продаются исключительно в комплектах, что достаточно часто вызывает недоумение у начинающих музыкантов, которым нужно заменить только одну, лопнувшую. Однако реализация струн комплектами обусловлена не стремлением продавцов и производителей нажиться на начинающих и неопытных гитаристах. Это вызвано тем, что каждая партия струн имеет определенные технические характеристики нюансов звучания. Приобретенные вразнобой, поштучно струны из различных заводских партий практически никогда не звучат в унисон.

А этот момент крайне важен для получения качественного звука. Даже домашняя игра или исполнение в парке на лавочке «для девушек» на струнах из разных наборов часто выдает заметный слушателям резонанс. А уж при занятости инструмента на площадках с усилителями звука, например, в любом из клубов или кафе, дефекты звучания - первое, что «бросается в уши». Поэтому не стоит разыскивать объявления о продаже одной струны или пары, нужно приобретать целый комплект.

Новичкам же при выборе первого в жизни комплекта со струнами не нужно стесняться. Спрашивать следует обо всем, каким бы нелепым вопрос ни казался самому начинающему гитаристу. Музыка невозможна без хорошего инструмента, а он, в свою очередь, требует досконального изучения владельцем.

Многие гитаристы как начинающие, так и более опытные, озабоченны поисками лучшего звука, в следствии чего подвергают свои инструменты разного рода модификациям.

Музыканты проводят замену стоковых звукоснимателей, потенциометров и прочей электроники, замена порожков на латунь, бронзу или кость, а иногда даже заменяют такие существенные части инструмента, как дека или гриф в надежде изменив породу дерева изменить и тон (а подобнее о породах древесины мы говорили в статье ).

Данные манипуляции безусловно сказываются на звуке гитары, однако зачастую такие кардинальные меры бывают излишни, ведь приблизиться к желанному тону можно было всего лишь сменив калибр и сплав струн, однако неизвестно по какой причине многие гитаристы пренебрегают такой простой и недорогой процедурой.

Именно по этой причине в данной статье мы поговорим о различных видах струн, как для электро, так и для акустических гитар, рассмотрим различные сплавы и покрытия, тип обмотки, технологии изготовления, калибры и самое главное влияние этого всего на звук.

Калибр струн

В первую очередь все струны различаются по размеру, как правило для стандартного строя толщина первой струны в наборе может колебаться от 0.008 до 0.012, а для пониженных строев не редко доходит и до 0.013-0.014 дюйма.

От толщины струн в первую очередь зависит богатство тона и громкость инструмента, ведь чем толще струна, тем насыщеннее обертонами и громче звук, особенно это касается акустических инструментов, однако как гласит закон равноценного обмена: если хочешь что-то получить, то нужно пожертвовать чем-то равноценным этому, в данном случае мы напрямую жертвуем удобством игры, ведь чем толще струны, тем больше физических усилий уходит при игре.

В связи с этим нет ничего удивительного, что виртуозные исполнители в музыке которых акцент в первую очередь сделан на филигранную технику, пользуются комплектами с калибром 0.8, как пример Ингви Мальмстин.

Оплетка

Круглая оплетка

Круглая оплетка проста в изготовлении и доступна по цене, как следствие является самым популярным решением как для акустических, так и для электрогитар. Представляет собой круглую в сечении проволоку намотанную по спирали на круглый сердечник. Имеет звонкий тон и среднее натяжение.

За счет шероховатой поверхности делать слайды немного сложнее, чем на струнах с плоской оплеткой, но легче чем с гексагональной, так же и по износу ладов круглая оплетка находится ровно по середине.

Плоская оплетка

Струны с плоской оплеткой имеют сложную технологию производство и довольно высокую цену. Оплетка таких струн наматывается на круглый сердечник, но сама проволока имеет в поперечном сечении квадрат со скругленными углами.

Струны с такой оплеткой имеют богатый бархатистый тон с красивым низом и сглаженным верхом, зачастую используются джазменами. Так же следует отметить, что использование плоской обмотки благотворно сказывается на ресурсе ладов. Однако если вы хотите использовать перегруженный звук гитары, то эти струны не для вас.


Гексагональная оплетка

Изготовление струн с гексагональной оплеткой не намного сложнее чем с круглой, да и цена у них примерно одинаковая. Конструкция представляет из себя, шестигранный сердечник с намотанной оплеткой, чаще всего круглой, в поперечном сечении шестиугольник.

Тон таких струн очень яркий и выразительный за счет более плотного прилегания оплетки к сердечнику. Долговечность тоже на высоте. Однако жесткость и острые ребра оплетки, отрицательно сказываются на ресурсе ладов и могут доставлять дискомфорт при игре.

Виды струн для акустической гитары

Для начала следует отметить, что не смотря на общий термин «акустическая гитара»: классическая-испанская и вестерн (джамбо) — это в сущности два разных инструмента, на которые во избежание поломок следует ставить разные струны.

Струны для классической гитары

Струны изготавливаемые из кишок овец, зачастую именуются жильными. В наше время уже не так сильно распространены, как в прошлом, однако имеются энтузиасты, которые в небольших количествах привозят эти струны в нашу страну. Пользуются ими как правило любители фольклорной музыки.

Синтетические струны (нейлон)

Синтетические струны, запущенные в производство в 40-х годах в США, быстро вытеснили с рынка кишечные, так как были дешевле и обладали большей износостойкостью.

Основой для таких струн является является нейлон, а в качестве внешней металической обмотки используются медные сплавы, которые отличаются долговечностью и матовым звучанием.

Струны для вестерн гитары

Струны из бронзы

Как не трудно догадаться оплетка таких струн изготавливается из бронзы, а точнее 80% меди и 20% олова, вследствие чего цвет таких струн очень похож на золото. Такие струны долговечны и имеют хорошие антикоррозийные свойства. Звук же можно охарактеризовать как звонкий и яркий.

Струны из фосфорной бронзы

Струны из фосфорной бронзы отличаются от бронзовых наличием фосфора 0,3% и большим количеством меди около 90-92%. Благодаря такому количеству меди в составе сплава, струны имеют красный оттенок. Звук таких струн очень мягкий и теплый, не обладающий такой яркостью как чистая бронза.

Виды струн для электрогитары

Вследствие того, что электрогитара передает звукоснимателю не акустические, а электромагнитные колебания, использовать струны для акустических гитар на ней нельзя, однако проблемы в этом никакой нет, так как видов струн для электрогитар просто огромное количество.

Стальные струны

Стальные струны изготавливаются полностью из стали, как сердечник так и обмотка. Обладают ярким и пронзительным звуком, однако имеют большую жесткость и весьма посредственные (особенно без полимерного покрытия) антикоррозийные свойства, добавте к этому сильный износ ладов от таких струн и станет понятно почему они не пользуются особой популярностью.

Обмотка таких струн состоит из никеля, они гораздо мягче стальных, меньше изнашивают лады и обладают мягким, но богатым тоном. Однако никелевые струны довольно быстро теряют свои акустические свойства и перестают звучать в течении 2-3 недель активной игры, но не смотря на это являются самыми популярными струнами для электрогитары в мире.

Как часто нужно менять струны

В первую очередь — это зависит от интенсивности игры, профессионалы меняют струны перед каждым выступлением, но большинство любителей гитары сохраняет свежесть струн от 1 до 1.5 месяцев, конечно если ограничить игру на инструменте то можно увеличить и эти сроки.

Однако, есть несколько факторов, которые помогут вам понять когда следует поменять струны. Часть советов взята из курса Михаила Русакова :

  • В первую очередь — это визуальные признаки износа, такие как разрывы в обмотке, вмятины на струнах и коррозия.
  • Второе — это звук, если ваш инструмент начал звучать не так ярко как обычно или откровенно глухо.
  • И последнее — это строй, если он плывет, настройка гитары становится некомфортной или даже невозможной, следует поменять струны.

Итоги

Такое обилие различных сплавов и калибров говорит о том, что идеальных струн нет. Поэтому нужно подумать, что для вас имеет наибольшее значение: яркость тона, удобство игры, долговечность или даже внешний вид и исходя из этого делать свой выбор.

Не важно, профессионал Вы или только начинаете играть на гитаре, придет момент, когда потребуется замена струн для любимого инструмента и тогда встанет нелегкая задача их выбора. Для того, что б выбрать себе хорошие, а главное “правильные” струны, нужно знать несколько моментов. О них мы и поговорим.

Важно!!! Струны разного типа, можно использовать только на соответствующем инструменте. Использование струн не по назначению может привести к нежелательным последствиям, вплоть до выхода из строя инструмента.

Сегодня мы поговорим о том, как выбрать , которая является очень востребованной на рынке музыкальных инструментов, а также . Но перед этим хотелось бы немного сказать о том, что такое струна. По большому счету за струну можно принять любую проволоку или леску, которая способна не деформироваться и не рваться при многократном использовании.

Но если бы все струны были одинаковой толщины, то и звук у всех 6-ти, 7-ми или 12-ти струн был бы одинаковым. Для того, что б сделать звук каждой струны уникальным, в 18 веке начали применять обмотку, которая может быть изготовлена из различных металлов:

Бронза:

  • Желтая - яркий лязгающий звук с хорошей перкуссией, громкий, красивый, однако желтая бронза требует ухода - она быстро окисляется, обмотка приобретает характерный зеленоватый цвет. Лучше хранить в чехле в сухом помещении.
  • Фосфорная - нет такого характерного лязганья, однако звук более ровный, глубокий, с чистыми басами.

Какую же именно бронзу выбрать - на любителя, но лично я предпочитаю первый вариант. Хочу заметить, что если вы выберете бронзу от хорошего производителя, то точно не пожалеете. Стоимость от 60 - 100 грн. средняя.

Медь - более дешевый вариант струн. Хотя звук у них чистый, с хорошей серединой, но нет такой индивидуальности, как у бронзовых. В общем, у разных брендов звучат они примерно одинаково.

Серебро - достаточно тонкие по структуре. Их звук так же обладает тонкостью и четкостью. Звонкие, прекрасно подходит для переборов исполняемых как пальцами, так и медиатором. Но, как по мне, не обладают такой мощность при игре боем, как бронзовые.

А также быть разного типа:

  • Круглая обмотка . Такие струны имеют звонкое и яркое звучание
  • Плоская обмотка . Эти струны имеют более матовый, немного приглушенный звук

В связи с этим звучание гитар наполнилось большой мощностью, что гарантировало исполнителю незабываемый успех. В 20 веке ассортимент струн становится еще более разнообразным. Их начинают делать на стальном тросике, синтетические, с профильной и многослойной обмоткой, комбинированные, биметаллические.

Выбирая струны на свою гитару нельзя забывать и о том, что все струны делятся на 3 вида: тонкие, средней толщины и толстые (легкого натяжения, среднего и сильного соответственно)

  • Тонкие струны легче прижимать, не так устают пальцы, но и звук у них более тихий
  • Толстые комплекты струн звучат более сочно и насыщенно, но играть на них тяжелее.
  • Средняя толщина идеально подойдет для начинающих музыкантов и сочетает в себе, легкость зажатия струны и приятный звук

В плане толщины - лучше всего передают звук комплекты 0.10 - 0.48, 0.11 - 0.52. Струны 0.12 - 0.56 придают объема, но являются очень твердыми, поэтому строй с ними, желательно, немного опустить.

Синтетические струны используют только для классической гитары, поэтому не удивительно, что такую гитару рекомендуют для обучения начинающим музыкантам. При игре на таких струнах не так устают пальцы, их легче прижимать к ладам. Как правило, три верхние струны представляют собой синтетическую нейлоновую леску, а остальные производятся на полифиламентной основе. Зачастую для обмотки мастера используют проволоку круглого профиля.

Также, хотелось отметить, что синтетические струны бывают повышенной плотности. Их изобретателями считаются японские ученые, которые еще в конце 20 века начали использовать в своей работе карбон, имеющий плотность выше, чем у нейлона. К примеру, 3-я струна такого типа имеет диаметр 0.85-0.92 мм. Главный недостаток таких струн - высокая цена, поскольку такой материал обходится в 5-7 раз дороже, нежели нейлон. Но, не смотря на это, синтетические струны повышенной плотности обеспечат вам приятные уроки игры на гитаре, которые обязательно будут результативными!

  • Синтетические (нейлоновые) струны . В таких комплектах первые три струны изготовлены из нейлоновой лески, а три басовые - из множества нитей такого же нейлона покрыты внешней металлической обмоткой, в основном из меди, иногда из серебра либо латуни (фосфорной бронзы).
  • Синтетические струны повышенной плотности . Эти струны изготавливаются из карбоновой лески, что дает им повышенную плотность и более тонкий диаметр. Такие струны имеют звонкий выраженный звук. Недостаток - высокая цена.
  • Струны на стальном тросике. Эти струны относительно мягкие и имеют разную обмотку струны: три первых - с нейлоновой лентой, а с 4-й по 6-ю - с посеребренной медью. Такие струны очень хорошо держат строй и практически не тянутся. Они не очень популярные, так как цена весьма высока.
  • Синталические струны . Это струны, которым еще на уровне металла характерна высокая яркость звука и привычная мягкость, как у нейлоновых струн. Очень быстро настраиваются, обмотка, от контакта с ладами изнашивается значительно меньше, еще эти струны дают возможность делать «подтяжки». На протяжении нескольких месяцев держат строй и сочный звук без изменений.

Струны для акустических (эстрадных) гитар:

  • Струны на монолитной основе из стали. Обязательно стоит упомянуть о струнах на стальной монолитной основе. Их можно увидеть на акустических гитарах,которые часто используются в эстрадной музыке. В основе этих струн лежит сталь высокой прочности. Обмотку чаще всего делают из меди или фосфорной бронзы и различается она по твердости и упругости. Эти параметры отражаются на звучании гитары и комфортности для пальцев.
  • Стальные струны в оболочке из тонкой синтетики Американцы известны нам не только изобретением новых видов гитар, но и струн. К примеру, созданием стальных струн в дополнении с синтетической оболочкой басовых струн. Это означает, что нижний слой изготовлен из металлического материала, покрытый синтетическими элементами. Такая удачная подборка идеально подойдет для тех гитаристов, которые хотят долго заниматься музыкальным творчеством на своей акустической гитаре.
  • Стальные струны с полукруглой или плоской обмоткой. Такие струны относятся к разновидности струн на монолитной основе из стали. Во время скольжения пальцев по струне нет «свиста», характерного обычным струнам. Имеют матовый звук на басовых струнах и более звонкий на первых трех, которые без обмотки.

Обратите внимание:

  • - на частоту витков обмотки: Один раз купил достаточно дорогой комплект из фосфорной бронзы, имеющий более частую обмотку. В результате - получил совсем другой звук - более глухой, с басами и без моего любимого лязганья.
  • - на производителя: Выбирайте струны подороже и от известных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке - струны прослужат дольше и удовольствия от игры получите больше.
  • Если Вы новичок, и особо не разбираетесь в выборе струн и не видите принципиальных отличий в них, Вам стоит посоветоваться с консультантами в магазине. Они с радостью помогут подобрать именно то, что лучше всего подойдет к вашей гитаре. Очень часто начинающие музыканты ошибочно ставят на гитару не характерные для нее струны, вследствие чего, в лучшем случае Вы получите просто не качественный звук, в худшем - гитара выйдет из строя.
  • Если Вы имеете кумира в музыке (не исключено что у Вас аналог его инструмента), советую узнать, на каких струнах играет именно он. Зная его предпочтения, Вы всегда сможете найти много полезной информации о параметрах его струн и сделать свой выбор, основываясь на этих знаниях. Для каждого стиля музыки надо подбирать свой комплект, а кто, как не известные гитаристы, лучше всех знают, что нужно для хорошей игры.

А вообще, выбор струн - очень индивидуальный процесс: смотрите какими фирмами пользуются ваши кумиры, попробуйте поиграть на комплектах разных толщин и разных производителей, ведь самый лучший опыт - личный. Только перепробовав множество вариантов, Вы сможете выбрать лучший для себя.

P.S. После игры на гитаре, проведите пальцем по нижней части струны, от нижнего порожка до верхнего. Вы увидите грязь, которая скопилась там, ее нужно убирать. Делайте это каждый раз, когда заканчиваете играть - струны прослужат Вам намного дольше. Не советую протирать их тряпкой, не предназначенной для ухода за струнами - микро волокна, которые остаются от нее на струнах, скапливаются между витками обмотки и мешают колебаниям струны, заглушая звук.

Удачи!

error: Content is protected !!