Конспект урока изо город сквозь времена и страны. образы материальной культуры прошлого (7 класс). Презентация на тему "социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека". Оборудование для учащихся

Слайд 2

Город сквозь времена и страны.Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Задача: Проследить как в материальной культуре отражается мировоззрение человека. Задание: 1.Применяя образцы архитектуры разных стилей и, анализируя их особенности, сделайте зарисовку здания. 2. Рассмотрев сооружения знаменитых городов мира, создайте коллаж или зарисовку узнаваемого силуэта города. 3. Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох одного стиля и сделайте коллаж.

Слайд 3

Чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и улицами – местом, где мы живем.

Города – это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек – часть этого организма, определяющая его развитие. Современный город – сочетание проблем экономики и транспорта, экологии и здравоохранения. Но главными в этом ряду являются архитектура и дизайн, которые определяют и формируют городскую среду.

Слайд 4

Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского пространства.

Наиболее сложные архитектурные задачи вставали перед зодчими при создании городов. Когда человек перестал видеть в жилище только средство спасения от природных невзгод, а осознал необходимость красоты постройки, тогда и возникло искусство архитектуры в его современном понимании.

Слайд 5

От примитивных укрытий до небоскребов – созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас. В отличие от народного жилища, в котором запечатлен коллективный строительный и художественный опыт, архитектура города – личное авторское творчество. К созданию любого значительного архитектурного сооружения привлекались выдающиеся зодчие, камнетесы и резчики, художники и декораторы. Наша задача – проследить, как в материальной культуре разных эпох – сооружениях, вещах, одежде, отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, к миру. Приобретенные в предыдущие годы знания позволят вам в смене стилей увидеть не только изменения технологий и мастерства художников, но и то, как менялся человек, общество, его эстетические идеалы.

Слайд 6

Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов разных народов. Таковы русская изба, украинская хата, африканская хижина на сваях, горские сакли в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатская юрта среди степных просторов и ветров. ________________________

Слайд 7

Ордер– строго продуманное соотношение размеров и сочетаний конструктивных и декоративных частей здания.Ордера обладают общей конструкцией и композицией, но различаются по стилю и пропорциям.

Три типа ордера: а) дорический; б) ионический; в) коринфский. а) б) в)

Слайд 8

Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох.

В истории культуры особое место занимает античное искусство. Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жесткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни. ______________________

Слайд 9

Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывает не только бытие человека эпохи средневековья, но и стиль архитектуры, называемый романским.

Композиционная простота, грубоватая каменная кладка, компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями. Под стать архитектуре этот стиль находил свое выражение в одежде, мебели, хозяйственной утвари.

Слайд 10

Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве.

Готика – суровый и изящный стиль. Образ города предстает как мир самых разных построек: соборов, ратуш, цехов и каменных жилых домов. Здание рассматривалось в связи с пространством. Его планировка исходила из уже сложившейся среды и той жизни, которая кипела вокруг. Стиль готики то напряженный и жесткий, то утонченно декоративный определил не только силуэты и формы городов, но и костюмы, посуду, украшения.

Слайд 11

Для архитектурыРенессанса характерно создание зданий на основе античных форм и ордерной системы. Взлет искусства в эпоху Возрождения связан с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески, Альберти и т.д. Архитектурные ансамбли, четкость прямоугольных объемов, уравновешенность композиции фасадов, гармония, логика – это архитектура Возрождения.

Слайд 12

Идеи Возрождения распространились по Европе, заложив основы для формирования стиля барокко.

В великолепии дворцов и парков, изысканности украшений отражалось величие не только королей, но и всей нации, ее дух и культура. Пышность форм фасадов в барокко конкурировала с богатством и чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.

Слайд 13

Многообразие идей античности позволило создать архитектурное противопоставление пышному барокко – строгийклассицизм.

Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.

Слайд 14

Определите стиль:

1. Классицизм 2. Барокко 1 2

Слайд 15

3. Готический 4. Античный

4. Античный 3 4

Слайд 16

6. Ренессанс

5.Романский 5 6

Слайд 17

7. Античный 8. Готика 7 8

Слайд 18

9.Классицизм 10.Барокко 9 10

Слайд 19

11. Классицизм 12. Романский 11 12

Слайд 20

Вспомни и определи здание:

Собор Нотр дам де Пари Кельнский собор Пизанская башня Колизей Парфенон

Слайд 21

Коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений.В процессе создания композиции применяются различные типы наложения, смешивания, прозрачности.

Слайд 22

«Человек в современном обществе» - Противоречивость прогресса и его критерии. Основные институты общества. Отличие человека от животных. Общество в широком смысле. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Природное и общественное в человеке. Типы(виды) мировоззрения. Глобальные проблемы современности. Деятельность как способ существования людей.

«Человеческое общество» - Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности. Общество - природа. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое. Интерсоциальные проблемы. Поэтому число голодающих на планете не уменьшается, а увеличивается.

«Социальная роль» - Работник. Джекоб Леви Морено (1892-1974). Гражданин общества. Возрастные роли. Виды ролевых требований. План. Социальные роли в юношеском возрасте. Друг, знакомый. Весь мир – театр. Ребёнок. Совокупность действий, которые человек обязан выполнять. Человек. Ученик. Студент. Начальник. Социальная оценка.

«Человек и общество» - Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства. Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера. Типы обществ. ?? Религия. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств. Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей.

«Положение человека в обществе» - Задачи по социологии. От чего зависит положение человека в обществе. Доля в населении. Социальная роль. А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Основные социальные группы. Как связаны между собой социальный статус и социальная роль. Изучение нового материала. Социальный статус и социальная роль. От чего зависит положение человека.

«Социальные статусы и роли» - Основной статус. По степени формализации. Реальные группы. Между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. Социальный статус и роль. Толкот Парсонс. По масштабу. Статусная несовместимость. Номинальные группы. Виды статусов. Характеристики социальных ролей. Должность, образование, квалификация.

Всего в теме 10 презентаций

Тест по теме «Город сквозь времена и страны. Архитектурные стили» 7 класс(программа
Б.М. Неменского)
Определи архитектурные стили. Ответ запиши в виде комбинации буквы и цифры(А­2)
А) Барокко. Б) Классицизм. В) Романский. Г) Ампир. Д) Классицизм.
Е) Готика. Ж) Модерн. З) Конструктивизм. И) Ренессанс
1. Этот стиль возник в Европе в средние века. Его родиной была Франция. Суровая архитектура
того времени – это архитектура толстых стен и узких окон­бойниц в монастырях, замках,
храмах. Все постройки носят оборонительный характер, крепостной характер. Это архитектура
тяжелых сводов, грузных башен и
массивных выступов стен из тесаного камня. Особое распространение этот стиль
получил в Германии.
2.
Как называется стиль в европейском искусстве 17­19 в., одной из важных черт которого явилось
обращение к образцам и формам античности как к идеальному эстетическому эталону. Для
этого стиля характерны безукоризненная симметрия, торжественная строгость, благородная
простота и спокойное величие.
3. Конструктивной основой данного стиля становится каркас. Стена теперь не является несущей
конструкцией. Вместо глухих стен появляются огромные проемы, заполненные витражами.
Архитектура украшенная каменной резьбой, кажется легче, стройнее, изящнее, ажурнее.
Преобладание вертикальных линий создает впечатление устремленности вверх – к небу, к Богу.
Зародился стиль во Франции.
Главной целью искусства в эту эпоху было восхваление империи и императора, его величие и
военные успехи, что и определило характерные черты стиля. Это проявилось в увлечении
строительством триумфальных арок, памятных обелисков и колонн.
4.
6.
5. Этот стиль пришел в Европу, а затем в Россию из Италии. Его называю «причудливый»,
«странный». Здания этого стиля богато украшены лепниной, живописью, скульптурой. В их
оформлении преобладают криволинейные и дугообразные формы.
В переводе - современный, буквально «новое искусство», «молодой стиль» - художественное
направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его
отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности в архитектуре)
7. Дайте название ордеру
8. Определи соответствие между примерами архитектурных сооружений и стилем. Ответ запиши в
виде комбинации букв и цифр, например А­9
а
б
в
А)Парфенон в Афинах
Б)Пизанская башня
В) Собор Парижской Богоматери
Г) Пашков дом в Москве
Д) Казанский собор в Санкт­Петербурге
Е)Дом Батло в Барселоне
1. античный
2.модерн
3.готика
4.ампир
5.классицизм
6.романский

Конспект урока ИЗО в 8 классе.

Дата проведения: 20.01.2015г.

Тема урока: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры

прошлого.

Цель урока: Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна.

Задачи:

1. Обучающие:

Ознакомить ребят с образно-стилевым языком архитектуры.

Расширить кругозор учащихся новыми знаниями об архитектуре.

2. Развивающие:

развивать воображение;

развивать мелкую моторику рук;

развивать творческие способности учащихся;

способствовать развитию внимательности.

3. Воспитательные:

установить добрые взаимоотношения в группе, сплотить коллектив;

актуализировать умение самостоятельной работы над рисунком;

привитие интереса к занятиям рисованием;

воспитать усидчивость и аккуратность при выполнении работы.

Оборудование и материалы:

1. Презентация по теме урока с иллюстративным, фотоматериалом и звуковым сопровождением классической музыки.

2. План - конспект урока.

Тип урока - комбинированный.

Урок – виртуальная экскурсия, знакомство с новыми знаниями (предполагает конспектирование материала урока).

План урока:

2. Актуализация опорных знаний учащихся (20 - 25 мин.)



4. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи (5 –8 мин)

6. Задание на дом (2 - 3 мин.)

7. Подведение итогов урока. (1 мин.) Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку (1 мин.)

2. Актуализация опорных знаний учащихся (Предполагает конспектирование материала урока. За ведение записей – выставление оценки в журнал) - (20 – 25 мин) (1сл) Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди, имеют свою историю.

Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры, посмотрим какая была архитектура разных народов и эпох, и познакомимся с образно-стилевым языком архитектуры.

Но прежде чем, я начну своё повествование, вы должны вооружиться ручками и листами бумаги, чтобы вести запись. И, забегая вперёд, скажу, что сегодня мы познакомимся с 10-ю стилями архитектуры. Вы должны их услышать, записать и в конце урока сдать мне подписанные листки. Работа выполняется на оценку.

Скажите, пожалуйста, что стало причиной для человека искать жилище? (Ответы учащихся: непогода, хищники, смена дня и ночи, приготовление и приём пищи) (2сл) С древнейших времён человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды, хищников. Искать удобное место для сна, приема пищи. Сделать свое жилище удобным и безопасным. Люди переходили с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди из имеющихся материалов вели строительство удобное для проживания.

(3сл) Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием.

Им потребовались более крепкие, долговечные дома. Постройки для домашних животных, для хранения запасов пищи и разных инструментов для труда.

Рождение архитектурных построек привело к зарождению стилей.

Стиль в искусстве - это сложившаяся под влиянием духовных, нравственных, социальных и эстетических тенденций общественного развития в ту или иную эпоху форма продукта любой отрасли искусств, носящая к тому же отпечаток их взаимного влияния друг на друга.

(4сл) Те сооружения, которые можно назвать праархитектурой, появились в мегалитическую эпоху и дожили до наших дней в нескольких экземплярах в виде сооружений из каменных глыб. Среди них различают менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - вертикально стоящие камни до 20 м высотой. Ставились менгиры по преимуществу на возвышениях, часто были центром поселения, особым местом для общественных церемоний и молений. В общем, это нечто среднее между скульптурой и архитектурой. Находят их и на западе Европы, и в Средиземноморье, и в Армении.

Дольмены представляют собой врытые в землю глыбы-вертикали, перекрытые крупными плоскими камнями. Эти сооружения также имели культово-ритуальную цель.

Предполагают, что это были надгробные «дома» для племенной знати. Находят их в большом количестве на Северном Кавказе, в Прикубанье, а также в Абхазии.

Кромлехи - это те же монолитные каменные столбы, перекрытые плоскими глыбами, но отличающиеся упорядоченной центрической композицией. Самый яркий образец кромлеха - Стунхендж в Южной Англии. Это сооружение имеет скорее астрономический характер, будучи связанным с культом Солнца. Простое внешне сооружение на самом деле выполнено с точным математическим расчётом. До сих пор оно остаётся одной из загадок истории, ставящей под сомнение весь круг традиционных представлений о древнейшей эпохе.

(5сл) Древние цивилизации Египта, Шумер, Америки оставили также большое количество загадок. При всей географической отдалённости архитектурные памятники этих стран имеют очень много общего. Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную жизнь.

(6сл) Древняя Греция с её жарким, средиземноморским климатом породила особый тип архитектуры: открытый, с множеством колонн и портиков, укрывающих от палящего солнца и дающих тень.

Афинский Акрополь - один из выдающихся шедевров античного искусства.

(7сл) Ордерная система (прообраз современной модульной системы, о которой речь шла во второй четверти) - стала важным достижением греческой архитектуры. Можно, пожалуй, сказать, что вся дальнейшая история архитектуры, все стили проникнуты духом диалога с древнегреческой архитектурой.

Ордер представляет собой соотношение эстетических норм и правил, определяющих пропорции и украшения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента).

Существует определения четырёх ордеров - это дорический, тосканский, ионический и коринфский.

Дорический ордер рождает ощущение мужественности и монументальной основательности.

Тосканский ордер- является упрощённым вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

Ионический ордер - более женственный и изящный.

Коринфский ордер - делает строение более лёгким, воздушным и декоративным.

(8сл) В XI-XII вв. на территориях, населённых народами романо-германской языковой группы (Франция, Германия и Италия), возник романский стиль, который основывался на наследии древнеримской и византийской культур. Яркий характерный пример византийской архитектуры - храм Святой Софии в Константинополе (VI в.). В произведениях архитектуры эти традиции проявились в монументальности, в почти крестьянской основательности. Строители заботились о прочности сооружений, от которых веет простой, спокойной мощью.

(9сл) Романский стиль – базилика (прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов), строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения. В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии.

Строгие романские храмы во многом подготовили готику, которая пришла на смену романскому стилю в середине XIII века. В качестве примера среди большого количества сохранившихся и оберегаемых построек этого периода можно назвать церковь СенСернен в Тулузе, Нотр-Дам в Пуатье (Франция); собор в Вормсе (Германия); соборный комплекс в Пизе, церковь Сан-Франческо в Ассизи (Италия) и т. д.

(10сл) Иная духовная страстность породила иные архитектурные творения. С середины XII столетия романский стиль начал сменяться готическим стилем. Самыми значительными сооружениями готики были соборы, в архитектонике которых нашло отражение «устремленности души к небу». Готические храмы примерно вдвое выше романских. Храм стал ажурнее, воздушнее, все архитектурные детали - стрельчатые арки, окна, нервюры сводов - словно устремлялись ввысь. Каменный скульптурный декор, цветной свет витражей и звуки органа создавали неповторимо тонкую, экстатическую атмосферу. Ажурные формы, уходящие ввысь, делают интерьер светлее, он как бы весь наполняется светом и воздухом.

(11сл) На смену готике приходит новый стиль в искусстве – ренессанс (приблизительно XV-XVI вв.). Это положило началу эпохи Возрождения в архитектуре.

Родиной ренессанса считается Флоренция, где в 1436 г. архитектор Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель Фьере.

(12сл) Эпоха Возрождения в Италии в своем развитии прошла три этапа: раннее Возрождение, высокое Возрождение и позднее Возрождение. В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной (соотношение несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции) системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла), разрабатывается теория архитектуры и концепция идеального города. Мастером, хронологически замыкающим эпоху Возрождения в Италии, является Микеланджело Буонарроти, он же - первый архитектор нового архитектурного стиля – барокко, который пришел на смену стилю эпохи Возрождения в Италии в конце ХVI в.

(13сл) Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. Несколько позднее барокко зарождается во Франции, но не получает здесь широкого распространения. Искусству свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. В этом стиле наблюдается слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.

Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью прямолинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором. Просуществовал этот стиль в искусстве Европы с конца XVI - до сер.XVIII в. в.

(14сл) На смену барокко появляется новый стиль – рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Пышность интерьера сочеталась и относительной строгостью внешнего облика зданий. С 1760 – х годов на смену рококо пришел классицизм.

(15сл) Начиная с середины ХVII в., во Франции господствующим стилем становится классицизм, который с конца ХУШ в. широко распространяется в России. Многие отечественные постройки этой эпохи стоят в одном ряду с выдающимися памятниками мировой архитектура. Среди них Дворцовая площадь (архитектор К.И. Росси), Казанский собор (архитектор А.Н.Воронихин), здание Биржи (архитектор Тома де Томон) в Ленинграде и др. Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил столь большое развитие в королевской Франции и в царской России. Вершиной классицизма становится стиль ампир, появившийся в начале XIX века.

(16сл) Новый стиль - ампир выражался, прежде всего, массивностью монументальных форм, богатых украшениях, строгостей линий. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнительное архитектурное оформление зданий.

Возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое.

(17сл) В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.

(18сл) Заканчивается развитие стилевых направлений в наше время – типовой архитектурой.

Всю архитектуру можно разделить на 4 типа:

Жилищная (частные дома, многоквартирные дома).

Общественно-гражданская (школы, банки, библиотеки, больницы, администрации и др.) Промышленная (заводы, комбинаты, фермы и др).

Транспортная (железнодорожное депо, трамвайное, автобусное, троллейбусное, такси и др.)

3. Физкультминутка /Здоровьесберегающие технологии (1-2 мин.)

Сдаём листки с записями.

4. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи (5 –8 мин) О чём шла сегодня речь на уроке? (о стилях в архитектуре)

Какие стили вы запомнили? (Ответы учащихся:)

1. В эпоху Античного искусства зародилось ордерная система

2. Романский стиль

3. Готический стиль

4. Эпоха возрождения - стиль ренессанс

5. Стиль Барокко

6. Стиль Рококо

7. Стиль Классицизм

8. Стиль ампир

9. Стиль Модерн

10. Типовая архитектура Какие отличия или схожесть они имеют?

Как вы думаете, какие главные принципы были заложены в строительство дома?

(Ответы учащихся: «Здание должно быть прочным. Здание должно быть полезным.

Здание должно быть красивым, удобным и др…)

5. Рефлексия «Пословица» / выявление затруднений (1-2 мин)

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:

Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

6. Задание на дом (2 - 3 мин.) Рисунок архитектурного строения: «Афинский Акрополь»

7. Подведение итогов урока. (1 мин.)

Использованная литература к уроку:

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы.

Учебник, Питерских А.С., Гуров Г.Е. Москва. Просвещение.2009 г.

Газета «Искусство» №23-24/2006. – М.: Изд. Дом «Первое сентября».

Город сквозь времена и страны.

Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Презентация для мультимедиа-урока по изобразительному искусству по теме «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры» в 7 классе

Подготовила Сидоренкова Л.И., учитель изобразительного искусства МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»


Отгадайте загадки

  • В ней польза, красота, структура. Строить, украшать дома задача искусства…
  • Каменная летопись мира - …

Архитектура - это огромная книга на страницах которой отражены эпохи жизни человечества

Что такое стиль в архитектуре, искусстве?


Что же такое СТИЛЬ?

  • Слово « стиль» произошло от греческого «стилос», что означает палочка для письма по воску. В стиле и «прописан» высший духовный смысл эпохи.
  • Под стилем подразумевается характерный почерк художников-архитекторов, дизайнеров
  • Стиль – это совокупность признаков, характеризующих искусство определённой эпохи

- Сформулируйте цели урока.


Цели урока:

  • Обобщить знания об истории развития архитектуры, формировать представления об особенностях архитектурно-художественных стилей различных эпох и стран;
  • Научить учащихся передавать графически образ материальной культуры;
  • Научить учеников классифицировать исторические особенности конструкции и декора архитектурных построек;
  • Развивать художественный вкус на основе ознакомления с архитектурными стилями прошлого

Канонический

4тыс. до н.э. 332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность.

Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)


ордерная система (дорический, ионический, коринфский ордена) 8 век до н.э.- 5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Древней Греции, Риме.

Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, практичность, торжественность.

  • (Афинский акрополь, римский колизей)

Романский 11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, крепостной характер.

Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях, базиликах и замках.

Главный элемент композиции замка - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

  • (Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)

Готический 13 - 14 в.в.

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне )


Древне - русский 9 - 17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

  • (храм Св. Софии в Киеве)


Ренессанс («возрождение») 13 - 17 в.в.

Симметрия, уравновешенность, геометрическая правильность форм. Важное достижение - создание новой архитектурной формы - этажа.

Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

  • (храм Санта - Мария дель Фьоре , Купол собора св.Петра. Рим )

Барокко 17 век

Причудливый, динамичный,

богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато украшены лепниной, живописью, скульптурой.

  • (Ансамбль собора Св. Петра в Риме)

Царскосельский дворец

(Екатерининский дворец)

(Зимний дворец)


Классицизм 17 - 19 в.в.

«Классиус» - образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность, строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов.

  • (дворцовый ансамбль Версаля в Париже)

Санкт-Петербург:

стрелки Васильевского

Петергофский дворец

Казанский собор


Рококо 18 век

«Рокайль» - раковина. Утончённость, роскошь, декоративность, орнамент в виде раковины. Мелкая деталировка формы, насыщенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

(дворцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)


Ампир 18 век

Стиль империи эпохи Наполеона: строгость, чёткость линий, сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье

(Арка Звезды в Париже

здание главного штаба в Петербурге)


Модерн 19 -20 века

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка,

даже дверные ручки -

все тщательно проектировалось

в едином стиле

  • (Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди
  • Ярославльский вокзал в Москве)

Современный (конструктивизм, эклектика, органика, хай-тек) 20 век

Конструктивизм- конструирование окружающей среды, использование возможностей новой техники, таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту новых предметных форм

(Московский планетарий; Эйфелева башня Г. Эйфель Франция)


Эклектика

  • Соединение разностилевых элементов.

Секрет эклектики заключается в смешении двух-трёх стилей и объединении их за счет фактуры, цвета

(Исторический музей,

Дом Арсения Морозова

в Москве)


"органическая архитектура"

Утверждение необходимости и приятности для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений

с природным

окружением.

(Оперный театр, Австралия, Сидней)


"хай-тек" ("хайтек")

Максимальная функциональность. Демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций

Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла.

Центр Помпиду в Париже – музей современного искусства


Определите стиль здания Свято-Ильинского храма п. Шумячи (16-17 в.в.)


- Достаточно ли знаний, полученных на уроке, для того, чтобы хорошо разбираться в архитектурных стилях? - Какие современные сооружения, виденные вами, произвели на вас наибольшее положительное или отрицательное впечатление? Что вы можете сказать об их стиле?

  • Практическое задание:

Выполните графически эскиз здания,

способного удивить своей конструкцией и формой или сделайте графическую зарисовку исторического здания, сооружения


« Архитектура - та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничего не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на неё нас осенила мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за её существование» Н.В.Гоголь


Рефлексия урока

Какие запомнили архитектурные стили?

Чем отличается романский стиль от готического?

Есть ли в нашем посёлке Шумячи базилика?

Какие стили соединились в здании собора Святого Петра в Риме?



Используемые источники:

  • Гуров Г.Е. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека / поурочные разработки. 7 класс / Г.Е. Гуров, А.С Питерских. - М.: Просвещение, 2013.-142 с.
  • Классен А.В. Стили в архитектуре / электронный ресурс / - https://nsportal.ru

Фотоизображения:

  • http://www.fiesta.city
  • http://www.facade-project.ru
  • https://harpoon.pro/o-kompanii
  • http://eaculture.ru/
  • https://kopilkaurokov.ru
  • Фотографии из личного фотоархива

error: Content is protected !!