Может ли простое предложение быть спп. Сложноподчиненные предложения примеры со схемами

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Сложноподчинённым называется предложение , части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения , подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением . Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением . Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков . (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок , слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтиче н, не было бы искусства слова - поэзии. (С. Маршак.)

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

[=], (которые =).

[-= и, (когда --), =].

(Если - =), [=]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга , я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение - Живопись важна ещё и тем ; первое придаточное - что художник часто замечает то - поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным - чего мы совсем не видим .

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения , а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.

В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.

Особого комментария требует союзное слово который . Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который , нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.- Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других - как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) - Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например: Когда (- если) труд - удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей ) и словом песни (Вспомни песни : эти песни пел соловей ).

Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами

Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:

1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;

2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. - Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. - Дом, который стоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда - союз:

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.

Во-первых , они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).

Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Во-вторых , соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.

Указательные слова являются членами главного предложения.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:

- одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня , где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал , что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая , куда надо стрелять. (М. Бубеннов.) ;

- словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал... (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко , что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

- всё главное предложение: Дом стоял на косогоре , так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо . (К. Паустовский.)

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте

СПП – это конструкции, состоящие из 2 и более предикативных частей, связных подчинительной связью (с помощью союзов и союзных слов).

*** К истории вопроса:

История изучения СПП начинается с работ Ф.И. Буслаева. Он отождествлял ПЧ с членами предложения. Т.о.., Буслаев выделял подлежащные (Тот, кто идет мне навстречу. хорошо мне знаком), сказуемостные (Каков поп, таков и приход), определительные, дополнительные и обстоятельственные ПЧ.

Ф.Ф. Фортунатов делил в зависимости от средств связи на союзные и местоименные.

Н.С. Поспелов и его последователи (Белошапкова, Максимов) избирают за основание для классификации структурно-семантический принцип. Учитываются средства связи как в ПЧ, так и в ГЧ. Поспелов также находит место для БСП в системе СПП. Именно классификация Поспелова лежит в основе современной классификации.

Специфика СПП в том, что между частями СП обнаруживаются отношения неравноправия. Одна часть оказывается грамматической доминантой, другая – подчиненной частью, зависимой только в грамматическом отношении, но не в смысловом.

СПП различаются характером синтаксической связи между придаточной и главной частями : Сс присловной, соотносительной (коррелятивной) и прифразовой связью.

По структуре СПП делятся на расчлененные (двучленные предложения, т.е. предложения с прифразовой связью) и нерасчлененные (одночленные предложения, это предложения с присловной и соотносительной связью).

Семантико-структурная классификация может быть представлена следующим образом: сложноподчиненные предложения с придаточной частью

Определительной,

Изъяснительной,

Обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, степени, меры, условной, уступительной, следствия, цели);

Сложноподчиненные предложения с придаточной присоединительной;

Сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной;

Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями;

Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями.

1. Спп с присловной связью

Это предложения, в которых придаточные обнаруживают присловную зависимость, т.е. распространяют слово как лексико-морфологическую единицу, такие сложноподчиненные предложения по сути своей как бы находятся на границе между простыми и сложными предложениями, и отношения между частями в них напоминают отношения словоформ в составе словосочетания.

В конструкциях с присловной связью можно выделить контактную рамку, т.е. место соединения главной и придаточной части.

Это [дом, который] построил Джек.

К предложениям с присловной связью относятсякак к самому древнему и поэтому наиболее богатому с т.зр. ср-в связи типу предложений.

К СПП с присловной связью относятся:

1.1. СПП с прид. ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ

Ср-ва связи : союзы что, чтобы (в сочетании с глаголом прош. вр. – усл. накл.), как и все союз. слова (мест.-нар. зачем, почему, как, когда и др., отн. мест. кто, чей, который, каков и др.), союз. частица ли (может располагаться дистантно по отношению с контактным словом).

Контактным словом в главной части являются глаголы (со значением речи, мысли и интеллектуального действия, чувств и воздействия, волеизъявления, модальные глаголы и др.), требующие обязательного восполнения, краткие прилагательные и слова категории состояния.

Часто прид. изъясн. передает косвенную речь, поэтому активно используются союзные слова.

Прид. часть (ПЧ) обычно располагается в постпозиции, но может находиться в интерпозиции (Проверьте, правильно ли напечатаны ваши данные, и распишитесь ) и перед гл. частью (ГЧ) (Когда начнутся экзамены, студенты не знали ).

1.2. СПП с прид. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ

Ср-ва связи : союзы что, чтобы и все союз. слова.

Контактным словом является существительное.

Опред. СПП делятся на

Опред.-выделительные

Подчеркивается индивидуальность предмета, входящего в ряд однородных (Это была та маршрутка, которую я ждал. )

Опред.-описательные

Это был человек, чей взгляд меня смущал.

В большинстве случает союзы и союзные слова находятся контактно . Исключение составляет союзное слово который , оно может находиться дистантно

если относится к деепр. обороту: Это задача, решив которую можно двигаться дальше

если относится к инфинитиву: Это задачи, решить которые мы с вами обязаны.

ПЧ находится в постпозиции или в интерпозиции, но никогда не в препозиции (в кодифицированной речи).

1.3. СРАВНИТЕЛЬНО-ОБЪЕКТНЫЙ тип прид. (КОМПАРАТИВНЫЙ)

Ср-ва связи : союзы чем, нежели .

Контактное слово:

Сравнительная степень прилагательного или наречия: Его взгляд был теплее, чем вчера; Мы натопили комнату теплее, чем вчера

Слова местоименного происхождения иной, другой, иначе, по-другому: Теперь я думаю иначе, чем три года назад

Любая часть с союзами чем и нежели – придаточная часть, а не сравнительный оборот.

error: Content is protected !!