Общая характеристика больших социальных групп. Что такое социальная группа

Психология больших социальных групп и массовидных явлений

Социальная психология изучает социальные группы, особенности организации деятельности и взаимодействия людей в них, способы воздействия, осуществляемые в группах на личность. Значение групп, так же как и общения, огромно. Включаясь в различные группы, люди осваивают различные формы деятельности. Вся жизнь людей сопровождается постоянным членством в самых разных группах – больших и малых. С точки зрения Г.Г.Дилиненского, внесшего большой вклад в разработку проблематики больших групп, значение больших устойчивых социальных групп определяется тем, что «содержание социально-зна­чимых черт человеческой психики формируется именно на макро-социальном уровне: в больших устойчивых социальных группах созда­ются исторически конкретные социальные нормы, ценности и уста­новки, которые «доводятся» до индивида посредством малых групп и межличностного общения [Дилигенский, 1994]. В отличие от малых групп большие социальные группы этого типа представляют собой психологические общности, формирующие общие жизненные цен­ности и обеспечивающие социально-психологическую безопасность ее представителей.

Большая социальная группа (Г.М.Андреева) –

1) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и т.п.);

2) реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность.

· Большие социальные группы (В.Г.Крысько) – это общности людей, отличающихся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

В чем основные отличия больших социальных групп от малых ?

· большие группы не ограничены по своему количественному составу (в их состав могут входить от нескольких десятков до нескольких тысяч или миллионов людей);

· они формируются на основе какого-то общего признака или выполняемой деятельности (это может быть национальность, возраст, пол и т.д.);

· их члены не имеют постоянных налаженных контактов между собой (например, все мужчины на земле не знают друг друга, также как и все россияне);

· зачастую большие группы оказывают значительное влияние на общественную жизнь (различные митинги, устраиваемые лидерами партий и общественных движений, сказываются на политике государства и т.д.) .

Помимо отличительных признаков, большие группы имеют ярко выраженные особенности , которые также выделил В.Г.Крысько:

  • -они постоянно развиваются и совершенствуются (ежедневно люди рождаются и умирают, соответственно, меняется и возрастной и половой состав населения);
  • - они имеют свои сугубо специфические интересы (например, связанные с профессией);
  • - они вырабатывают для себя и для всех членов набор регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие социальных норм и требований к их представителям (в СССР одной из норм для школьников было вступление в пионерскую организацию и ношение красного галстука на шее);
  • - они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру (в каждой группе есть свои лидеры, их помощники и рядовые члены).

Большие группы постоянно развиваются и изменяются.

Выделяют 3 этапа их развития:

- Типологический этап характеризуется тем, что члены группы имеют определенные общие психологические признаки, отражающие их положение в обществе. Но могут и не осознавать свои общие потребности и интересы (психологический потенциал социализации).

- Идентификационный этап - членыгруппы осознают свою принадлежность к ней, идентифицируют себя с ее сообществом; возникает групповое самосознание (потенциал группового самосознания).

- Этап солидарности происходит осознание членами группы общих потребностей и интересов, что создает основу для выработки сходных социальных установок, готовности группы к совместным действиям во имя коллективных целей(потенциал группового действия).

Например, в современном российском обществе выделяется такая большая группа как бюджетники, к которым относятся учителя, врачи, работники библиотек и т.д. На первом этапе объединяющим признаком будет то, что их организации финансируются из государственного бюджета и являются бесплатными для их клиентов. Однако работники каждой отрасли осознают только на собственные проблемы и не чувствуют объединяющего их фактора. Переход на второй этап может быть связан с осознанием того, например, что всем бюджетникам задерживают зарплату. На третьем этапе все бюджетники могут выйти на забастовку на улицы города, реализовав тем самым потенциал группового действия.

На развитии больших групп, как показывает В.Г.Крысько, сказываются следующие факторы :

- Степень идентификации членов группы , характеризующаяся эмпиричностью, очевидностью, непосредственным отражением в сознании членов группы признаков, выделяющих ее как «свою» в отличие от «чужих». (Это очень ярко проявляется у фанатов отдельных футбольных команд, например, на уровне символики – их шарфы и футболки выкрашены в цвета любимого футбольного клуба, что позволяет им чувствовать себя объединенными.)

- Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций, воздействия средств массовой информации и процессы формирования общественного мнения, задающие критерий оценки большой группой социальных процессов. (Те же самые фанаты одной команды имеют свои кричалки, определенный сленг, устраивают некие сборища. В то же время, встречи фанатов двух команд-соперников часто заканчиваются драками «стенка на стенку».)

- Социальная мобильность возможность перехода из одной социальной группы, существенно влияющая на уровень интегрированности макрогрупп, выработку ориентиров идентификации ее членов, выбор референтных образцов и норм поведения, уровень социально-психологической сплоченности. (Если вдруг игра любимой команды покажется ее фанату нерезультативной или не достойной его внимания, то он сможет найти себе других кумиров, т.е. войти в другую группу.)

- Практика коллективных действий, ее общественно-исторический опыт , результаты которых, обычно идеологизированные, отражаются в характеристиках социальной памяти микрогрупп. (Для фанатов практика коллективных действий часто связана с выражением агрессии против фанатов команды соперников.)

Как и любые социальные субъекты, большие социальные группы классифицируют по различным признакам. По характеру связи различают два вида больших сообществ людей:

1) социальные классы, этносы и т.п.. Основой объективные социальные связи. Принадлежность людей к этим группам не вызывается их воли, сознанием, а является следствием действия объективных факторов;

2) партии, общественные, профессиональные объединения и др.. Человек вступает в них вследствие сознательного стремления к объединению на основе определенных целей и ценностей.

По продолжительности существования выделяют более длительные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, толпа и т.п.) большие социальные группы.

По характеру организованности большие социальные группы делятся на те, что возникли стихийно (толпа, публика и т.д.), и те, которые были организованы сознательно (ассоциации, партии и т.п.).

Социальная психология выделяет также условные (половозрастные, профессиональные) и реальные большие группы . Важным признаком классификации является контактность и взаимодействие.

Так, к реальным больших групп с тесными контактами относят прежде митинги и собрания. Большие группы могут быть закрытыми и открытыми . Наиболее распространенным является разделение больших групп на социальные группы, которые сформировались в процессе исторического развития общества, играют определенную роль в системе общественных отношений и отмечаются продолжительностью, устойчивостью (этнические, профессиональные, половозрастные группы и др.).,

И стихийно образованные сообщества, которые являются неустойчивыми, кратковременными (толпа, публика, аудитория). Общие признаки больших социальных групп

Большие социальные группы находятся в сфере влияния специфических регуляторов социального поведения - обычаев, традиций, морали. Сформированы эти регуляторы общественной практикой, с которой связана группа. Важной характеристикой больших социальных групп является язык. Этнические группы без нее не могут существовать. Признаком других групп (профессиональных, возрастных и т.д.) является жаргон как разновидность языка. Особенности жизненной позиции больших социальных групп вместе с регуляторами поведения формируют их образ жизни.

Образ жизни большой социальной группы - совокупность устойчивых типичных форм жизнедеятельности общности. Типовые формы жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных индивидов проявляются в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. На основе образа жизни можно определить, как люди живут, интересами руководствуются, каков их мышления. Предметом анализа при этом могут быть и особые формы общения, тип контактов и отношений, интересы, ценности и потребности. Образ жизни общности свидетельствует о ее отношении к обществу, к труду, других сообществ и индивидов. Поскольку каждый тип больших социальных групп наделен только ему присущими свойствами, существенно отличается от других (этническая группа отличается от профессиональной), то их общие характеристики должны иметь специфическое содержание. К изучению больших социальных групп привлекают этнографию и этнопсихологии, сравнительные исследования, социологию, статистический анализ, психолингвистике и др..



Структура психологии больших социальных групп Структуру психологии больших групп образуют различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Точнее выделения важнейших элементов психологии больших групп охватывает психический склад как устойчивое образование (национальный характер, традиции, обычаи, вкусы) и эмоциональную сферу как динамическое образование (потребности, интересы). Психический склад группы и психический склад личности, которые к ней относятся, не одно и то же, поскольку на формирование психологии группы влияет коллективный опыт, степень усвоения которого обусловлено индивидуальными психологическими особенностями. Итак, психологические характеристики группы не является простой суммой присущих каждой личности черт, а выражают типичное, свойственное всем индивидам.

Второй вариант ответа на этот вопрос

Большие группы - это сообщества людей, которые существуют в масштабах об-щества и развиваются по социально-психологическими закономерностями проявлений массовой психики и, в отличие от малых групп, не требуют обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, формируются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общее мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), конфессии, иногда крупные партии и общественные организации, возрастные и профессиональные группы и т.д.. Традиционно как ведущую признак больших социальных групп рассматривают их потребности и интересы. В этом случае потребности и интересы предстают не как индивидуальные, а как групповые психологические и социально-психологические явления. Степень удовлетворения потребностей больших социальных групп проявляется в коэффициенте их жизнестойкости. Этот коэффициент определяют, учитывая следующие показатели: средняя продолжительность жизни, детская смертность, распространение генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных расходов на социальные и экономические программы и др.. Коэффициент жизнестойкости больших социальных групп определяют по шестибалльной шкале. Для представления интересов классов, групп общества создают партии. Они возникают в четко структурированном обществе, искусственно их создать нельзя. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно во партией понимают любую политическую группу, которая участвует в выборах и способна через выборы привести своих кандидатов к власти. К большим социальным группам относятся также массовые движения. Стоит отметить, что массовые движения - это объединение людей, как правило, непрочные и неустойчивые, членов которых объединяет только присутствие в одном месте в одно время. Взаимодействие между ними имеет характер взаимного усиления эмоций.

Социально-психологические признаки массовых движений следующие:

а) отсутствие организованности;

б) слабое взаимодействие между членами;

в) анонимность.

Люди объединяются для защиты окружающей среды в движения за гражданские, потребительские и другие права. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Движения разделяют на "реформаторские" и "революционные". Среди них различают: национально-культурные движения. их цель - изучение и попу поляризации традиций прошлого, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, ремесел, социально-этнической самобытности; профессиональные движения, например, ассоциация "Анти-СПИД". Создают их, как правило, чтобы объединить усилия специалистов определенной отрасли, в частности для распространения и развития конкретного направления деятельности. К движениям такого типа близкие ассоциации людей, по какой-либо причине оказались в тяжелом положении и объединились для взаимопомощи; культурно-воспитательные движения, в частности - "Мир через семью"; так называемые фонды. Иногда они созданы по профессиональному признаку, иногда по признаку благотворительной организации; комитеты поддержки, принадлежащих к общинам кратковременной, оперативной действия. Психология больших социальных групп формируется и проявляется в процессе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, групповое мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления. Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, играет решающую роль в институционализации общества. Каждый социальный институт отвечает интересам конкретной социальной группы и служит удовлетворению его потребностей. Именно этим определяются отношения между социальными группами. Интересы одних социальных групп отнюдь не всегда согласуются с интересами других.

Групповое мнение (как форма гражданской мысли) выполняет следующие функции:

Экспрессивную

Контрольную

Директивную.

Как показывает опыт многих стран, важной формой учета общественного мнения, демократическим средством выявления позиций большинства населения по актуальным проблемам жизни общества является референдум. Другие каналы отображения общественного мнения следующие: опрос населения, средства массовой информации, сборы, манифестации, всенародное обсуждение.

Групповое мнение - это публично высказанное и распространенное суждение, содержащее оценку и отношение к определенному событию, которая представляет интерес для сообщества.

Групповое мнение проявляется в ряде функций:

Регулирует и указывает нормы поведения;

Выражает оценке событий и фактов;

Побуждает к определенным поступкам и действиям.

Формы проявления группового мнения:

а) оценка, жалобы;

б) советы, увиние, одобрение;

в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.

При этом различают обоснованные и необоснованные оценки, жалобы, несогласия и т.п..

Религиозные общины . Есть четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация вероучение и культ. Церковь - религиозная организация, которая имеет тесные контакты с широкими слоями общества и действующей внутри него. Секта - организация, отвергает ценности другого общества, то есть небольшая группа представителей церкви отделяется и создает новую религию. Деноминация - промежуточное звено между церковью и сектой. Культ - крайняя форма секты. Несмотря на свою специфику, религиозные группы имеют общие черты. К таким общим характеристикам можно отнести групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели В религиозных группах верующим прививают определенную систему ценностных ориентаций, которые вытекают из веры. В религиозной вере большую роль играет воображение, которое проявляется в ярких религиозных образах, представлениях, которые возникают на основе религиозных мифов, культовых художественных изображений. На базе этого религиозно-художественного материала формируются религиозные представления. Рассмотрим некоторые особенности толпы. Неорганизованную толпу и организована демонстрация могут состоять из тех же людей, но поведение их будет разной, поскольку сущность этих сообществ неодинакова. С социально-психологической точки зрения толпа - это контактное, неорганизованная общность, для которой характерна высокая степень конформизма индивидов, действующих эмоционально и сравнительно единогласно. Толпа оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе, в условиях анонимности, растворяется индивидуальная ответственность ее членов.

Выделяют такие социально-психологические особенности ТОЛПЫ:

Повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрнавиювання;

Повышение эмоциональности восприятия действительности;

Подавление чувства ответственности за свои поступки;

Появление чувства силы и осознание анонимности.

Массовое общение, имея свойство психологического воздействия, оказывает влияние на поведение и деятельность участников толпы. Основным средством психологического воздействия, которое оказывают участники толпы, есть слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы и т.д.. Внушение является одним из основных способов психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (договоренностей, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вербальное. Оно - сознательная деятельность со стороны субъектов влияния.

Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп. Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы: социологического и социально-психологического.

В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен, в первую очередь, для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами социальная психология.

Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; ка­кие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Груп­па здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности. Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.

Назовем основные характеристики, отличающие группу от случайного скопления людей:

Относительно длительное существование группы;

Наличие общих целей, мотивов, норм, ценностей;

Наличие и развитие групповой структуры;

Осознание принадлежности к группе, наличие «мы-чувства» у ее членов;

Наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу.

Таким образом, социальная группа – устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

Классификация групп в социальной психологии может производиться по различным основаниям. В качестве данных оснований могут выступать: уровень куль­турного развития; тип структуры; задачи и функции группы; преобладаю­щий тип контактов в группе; время существования группы; принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней; количество членов группы; уровень развития межличностных отношений и многие другие. Один из вариантов классификации групп, изучаемых в социальной психологии, приведен на рис. 2.

Рис. 2. Классификация групп

Как мы видим, классификация групп здесь задана в дихотомической шкале, предполагающей выделение групп по нескольким, различающимся между собой основаниям.

1. По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные группы.

Условные группы – это искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

2. Лабораторные – естественные группы.

Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.

Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

3. По количеству членов группы: большие – малые группы.

Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин «группа» весьма условен. К организованным, длительно сущест­вующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, т.н. средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).

4. По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые группы.

Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совмест­ной деятельностью в полном смысле этого слова.

Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):

Диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);

- кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

- корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;

- коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

5. По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.

Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп - непосредствен­ность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда класси­фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка­кие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример), но по существу исследуются в дальнейшем именно пер­вичные группы, так как только они удовлетворяют критерию ма­лой группы.

6. По форме организации: формальные и неформальные группы.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены по­нятия формальная и неформальная структуры группы (или струк­туры формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «орга­низация» (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).

7. По степени психологического принятия со стороны личности: группы член­ства и референтные группы.

Данная классификация была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной груп­пы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами.

Дж. Келли выделил две функции референтной группы:

Сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных «систем отсчета», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;

Нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.

В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.

Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.

— количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие социальные группы имеют структурно-функциональную форму организации. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности большая социальной группы — центральные органы управления, групповое сознание , обычаи и традиции . Большая социальная группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой социальной группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Такие личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения .

Средства массовой коммуникации большой социальной группы формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Или этнос (от греч. ethnos — племя), — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру.

Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяется психический склад этноса — его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны восприятия, обусловленные историческим прошлым народа. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизировано в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникает поляризация социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Подобное урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидере, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. clasis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом (кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая социальная группа людей, имеющая общие интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих значимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает субъектом широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей — общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент — массовидные явления (общественное настроение, паника и др.).

Общественное сознание — духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, системы духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социальнопсихологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. п.).

Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями.

Общественное сознание — система духовно-опосредованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание .

Разновидность общественного сознания — массовое сознание . Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение — состояние общественного сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (монизм — от греч. monos — один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и не адекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение — постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения прогрессивности его развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение — эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в большой социальной группе, предпосылка социально-политических сдвигов.

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное сознание, общественное настроение.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи . Обычай выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля. Они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.

Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология;

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп:

1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

1) степень идентификации членов группы;

2) степень гетерогенности и гомогенности группы;

3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;

4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

5) общественно-исторический опыт группы;

6) идеология объединения людей.

Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:

1) элементы мотивационно-потребностной сферы:

а) общегрупповые потребности;

б) общегрупповые интересы;

в) мотивы деятельности;

г) жизненные ценности;

д) цели и социальные установки;

2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:

а) групповое сознание;

б) социальное восприятие и мышление;

в) коллективные представления;

г) общественное мнение;

д) менталитет;

3) элементы аффективной сферы:

а) социальные чувства;

б) общественные настроения;

в) аффекты;

4) элементы поведенческо-волевой сферы:

а) стереотипы группового поведения;

б) групповые навыки;

в) общественные обычаи;

г) групповые умения.

Типы больших групп:

Первый тип - объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения.

Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором - субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной

error: Content is protected !!