Пасхальная неделя с какого по какое. Пасхальная неделя: традиции по дням, что нужно делать

Пасхальная неделя, смысл каждого дня
Пасха – один из самый значимых и больших праздников в христианстве. Поэтому издревле было принято праздновать его не только в само Светлое воскресенье, но и всю неделю, следующую за ним.Пасхальная неделя в 2016 году начинается 2 мая, и продлится до 8-го. Каждый день имеет свой смысл и значение, поэтому ниже расписана вся Пасхальная неделя по дням.

В православии традицию столько длительного празднования принято связывать с библейским представлением о воскрешении Иисуса Христа. По легенде, солнце не опускалось за горизонт в течение недели – так природа радовалась Воскресению.

Радость и праздничное настроение сопровождало православных христиан всю Пасхальную неделю Ведь недаром же все семь дней за Великим воскресеньем назывались Светлой Седмицей, Красной или Радостной седмицей. Далее мы написали для вас про смысл каждого дня Пасхальной недели.

Пасхальная неделя по дням

Понедельник

Первый день Пасхальной недели носил название Поливального понедельника. Связано это название с традицией поливать молодых девок на деревне «на красу». Девушка должна была подарить понравившемуся ей парню крашенку, то есть расписное пасхальное яичко. Причем не просто подарить, но отдать в шуточной борьбе – словно бы парень силой вырвал у нее дорогой подарок. За это он обливал девушку водой с реки или колодка – чтобы сделать ее еще краше и здоровее, смыть зимнюю хворобу.

В понедельник же было принято ходить в гости к старшим членам семьи – дедам, бабушкам, престарелым родителям. Традиционно обменивались крашенками, дарили друг другу пасхальную выпечку и «христосовались» - троекратно целовали в щеку со словами «Христос воскресе» - «Воистину воскресе».

Вторник кое-где в православном мире называли Купалищем. И конечно, меткая народная молва не зря назвала так второй праздничный день – по возвращении с церкви обливали холодной водой те, кто проспал заутреню. А после понедельничных заигрышей такое случалось со многими… особенно с молодыми парнями и девушками.
Во вторник начинались основные пасхальные гуляния – катания на качелях, хороводы, вечерние посиделки и прочие.

Названий у этого дня много – Хороводница, Ледовый день, Градова середа. И каждому названию есть свое объяснение. Хороводница – по причине того, что во многих местностях с этого дня и до самой Троицы начинались ежевечерние хороводы. Ледовый день или Градова середа – такое название третий день праздника получил за начавшиеся молебны о весеннем дожде и спасении от града.

В этот день молодожены, поженившиеся после прошлой Пасхи и не прожившие вместе еще года, отправлялись в гости к тестю и теще, причем часто гостевание затягивалось на три-четыре дня. Христосование и взаимное дарение крашенок было повсеместной традицией.

В некоторый районах первый четверг после Пасхи назывался Навьим днем. В этот день было принято поминать умерших, относя им на кладбище крашеные яйца.

Прощеный день – пятница – отмечался совместным распитием молодого пива. В этот день тесть приглашал зятя и его родных пить пиво перед сливанием его в просмоленные бочки. Веселые хороводы, песни и девичьи посиделки в пятницу были повсеместной традицией.

День носил название Хороводницы. На субботу приходился пик веселья сельской молодежи. Перед началом весенних работ, в предпоследний день выходной недели радость била ключом. Катание на качелях, прятки, обливания водой, хорводы, пляски, веселые песни – где, как не в совместных празднованиях можно было приглядеть себе пару?

Воскресенье

День провода Пасхи, последний день отдыха и безудержного веселья. Смолкал колокольный звон, прекращалась праздничная заутреня в церквях. В этот день проводили обряды зазывания весны и завершали праздничные гулянья.

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской )

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками . Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Навский , Светлый чт .)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки . Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт .)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия . Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.

Слово «страсть» в церковнославянском языке означает «страдание». В это время верующий народ вспоминает, какие муки испытал Спаситель перед смертью, как произошло его распятие и счастливое воскресение. Все дни этой недели принято называть Великими. Каждый посвящён определённому евангельскому событию и расписан в церковных канонах и у православных верующих.

Всю Великую неделю христиане проводят в строжайшем воздержании и усердной молитве, в совершении добрых дел и проявлении милосердия. В народе сложилось огромное множество примет и поверий, связанных с Великой седмицей.

В Страстную неделю во всех храмах священники проводят особые церковные службы. С понедельника по среду они готовят верующих к тому, чтобы достойно созерцать и искренне соучаствовать Крестным мукам Спасителя. В утренних молитвах и литургиях они воспроизводят картины последних дней жизни Иисуса Христа, напоминают Его наставления и призывают верующих к терпению и умиротворению.

Великий понедельник

Великий понедельник знаменует собой приход Иисуса в Иерусалим. Поэтому верующие творят молитвы на встречу Спасителя. После утренней молитвы люди начинают подготовку своего дома и двора к предстоящему празднику. Мужчины проводят мелкий ремонт жилых и подсобных помещений, мебели. Женщины мажут и белят печи, моют потолки, стены, окна, снимают занавески, выносят на улицу и выколачивают постели и ковровые изделия. В домах начинают большую стирку, перебирают одежду. Зимнюю - убирают на хранение, а летнюю - достают и готовят к носке.

Чистое небо и яркое солнце в Великий понедельник предвещало урожайное лето и щедрую осень. Молодые люди, которые поженятся в предстоящем году, будут жить счастливо, в согласии и достатке. Чтобы сохранить молодость, здоровье и быть с деньгами, люди умывались из серебряного или золотого блюда.

Великий вторник

В Великий вторник церковь и верующие вспоминают, как Господь обличал фарисеев и книжников. В этот день принято воспроизводить его беседы и притчи, которые он произносил в Иерусалиме. Во вторник женщины и девушки заканчивают стирать, гладят бельё, вешают занавески, шьют и готовят одежду для праздника. Особенно тщательно выбирают скатерти и полотенца. Они должны быть светлых оттенков, а лучше белыми. Приветствуется орнаментальная вышивка красной, зелёной, золотистой нитью. Скатертью будет покрываться праздничный стол, а с лучшим полотенцем пойдут на Пасхальную службу в храм.

Великая среда

Великая среда – день, когда вспоминается факт согласия Иуды, совершить предательство против Господа за 30 серебренников. В молитвах Храмов порицается сребролюбие, корысть, мнимая забота о ближних. Священники воспроизводят притчу о великой грешнице, которая омыла своими слезами и помазала миром ноги Господа, чем приготовила его к погребению. В этот день православные христиане заканчивают уборку в доме и занимаются его украшением к празднику. На окна вешают белые тюлевые занавески. По карнизам и дверным проёмам крепят венки из цветов и зелени. Повсюду ставят букеты с тюльпанами, нарциссами или другими растениями. Если в Вербное воскресенье удалось принести распустившиеся веточки ивы (вербы), то они становятся первым декором дома. В Великую среду покупают яйца для праздника. Считается, что они долго не испортятся, хорошо окрасятся и будут особенно вкусными.

Великий четверг – чистый четверг

На четвёртый день Страстной седмицы церковь вспоминает 4 Евангельских события: Тайную вечерю, Причащение, умовение Спасителем ног своим ученикам, Молитву Господа в Гефсиманском саду и Предательство Иуды. Это особый предпасхалный день, когда миряне могут покаяться в грехах и получить прощение, изменить жизнь к лучшему. Большую роль в этом играет вода.

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:

В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

«Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ

и сущим во гробех живот даровав»!

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость прообразует нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!

Так же на пасху в Иерусалиме в храме Гроба Господня возгорается Благодатный Огонь, который миллионы верующих разносят по всему миру. Этот Огонь привносится в каждый храм нашей страны. А верующие, благоговейно приняв его в светильники несут к себе домой, как святыню и знак чудесного и непостижимого явления божественной силы.

Богослужебные особенности

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым - Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день - Светлая Суббота.
В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Всю неделю, после Литургии, совершаются крестные ходы около церкви, в которых, носится крест Христов. В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где « времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Во всю Пасхальную Седмицу Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Во всю Пасхальную Седмицу Царские врата в иконостасе остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! На это приветствие отвечают: Воистину воскресе!».

Земные поклоны отменяются до дня Святой Троицы.

На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв.

Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно - разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи на 9-м Часе Царские врата в храмах затворяются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.

error: Content is protected !!