Работа над художественным образом в фортепианных произведениях. Работа над художественным образом вокального произведения в классе сольного пения

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: « Работа над выразительными средствами и художественным образом в музыкальных произведениях»

Муз. инструмент (аккордеон)

преп. Ильина А.В.

Введение

Работа над выразительными средствами в классе аккордеона является необходимым условием восприятия и воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Она характеризуется тем, что основана на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые представления, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.

Известно, что художественное содержание музыкального произведения выражается посредством мелодии, ритма, темпа, динамики, штрихов, движения меха, что в общем и представляет собой специфический язык музыки. Подготовка учеников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приемами. На уроке я выстраиваю работу с учеником над произведением для проявления эмоционального отклика в музыке и подвожу его к осознанию содержания произведения, с помощью выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Передавая в своём исполнении замысел композитора, учащийся должен научиться выражать своё отношение к исполняемому, выявлять своё понимание произведения.

Бесспорно, это понимание основывается на тексте – его выразительных элементах и авторских указаниях. Помогать “вживаться” в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в сыгранное, конечно, буду я, педагог. Только преподаватель может увидеть, что в каждом конкретном случае требует большего внимания ученика, что надо подчеркнуть, “произнести” более выразительно. Время занимаемое разбором и уровень музыкального произведения будут самыми разными для учащихся различной степени музыкального развития и одарённости.

Методическое сообщение построено на поэтапной работе над музыкальной выразительностью на уроках специальности в классе аккордеона. Музыкальные примеры, использованные в сообщении - из репертуарного плана моих учеников.

Работа над выразительными средствами является необходимым условием восприятия и воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Она характеризуется тем, что основана на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые представления, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека. Мир музыкальных образов чрезвычайно обширен: каждое художественно – полноценное произведение имеет неповторимое содержание, раскрывает свой круг образов – от простейших до поражающих своей глубиной и значительностью. Что бы ни играл учащийся – народные песни, танцы, пьесы современных композиторов или классическую музыку – ему необходимо понимать это произведение, осознавая выразительное значение каждой детали, и уметь исполнить его, т.е. передать в своей игре художественное содержание.

По мнению выдающегося отечественного пианиста и педагога Г. Нейгауза нужно одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте и усвоением нотной грамоты начинать учить ребѐнка понимать музыкальную речь с еѐ закономерностями и составными частями. Работа над музыкальным произведением включает в себя «вживание» в образный мир произведения, постепенное формирование конкретного исполнительского замысла с учѐтом программных названий, образных и эмоциональных ремарок, а также собственных ассоциаций и конкретных образов, возникающих у ученика. Перед всеми педагогами- музыкантами стоит сложная задача: воспитание навыков качественной игры и законченности воплощения художественного замысла у учащихся. Одним из залогов плодотворности преподавательской деятельности является тесный контакт педагога с учеником. Их взаимопонимание основано на творческих интересах к познанию музыки, когда ученик не формально воспроизводит и воспринимает произведение, а вносит что- то своѐ, опираясь на уже имеющийся собственный музыкальный опыт. Художественный образ музыкального произведения- это его неотъемлемая часть. Композитор, сочиняя музыку, всегда видит перед собой тот или иной образ, и всеми допустимыми средствами пытается его изобразить. Путь создания и воплощения художественного образа в музыкальном исполнительстве обычно представляют как цепочку: композитор- исполнитель- слушатель. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь начинающему музыканту увидеть художественный образ произведения, почувствовать характер музыкального произведения, раскрыть его содержание. Для этого уже с первых шагов обучения необходимо прививать учащимся необходимые практические навыки, и учить ребѐнка не только слушать музыку, а также чувствовать и «видеть» еѐ. Репертуар на начальном этапе обучения, как правило, очень прост. Несложные пьесы с названием (например- «Веселые гуси», « Две тетери», « Лошадка» и т.д.) позволяют быстро представить художественный образ произведения. Механическое нажатие нужных клавиш не раскрывает музыкальный образ произведения, а делает игру сухой и бесчувственной. Но естественно, полное овладение всеми средствами музыки, которые необходимы для создания художественного образа произведения, происходит не сразу, а в систематическом процессе обучения.

Подготовка учеников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приемами. На уроке выстраивать работу с учеником над произведением для проявления эмоционального отклика в музыке и подводить его к осознанию содержания произведения, с помощью выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Передавая в своём исполнении замысел композитора, учащийся должен научиться выражать своё отношение к исполняемому, выявлять своё понимание произведения.

Бесспорно, это понимание основывается на тексте – его выразительных элементах и авторских указаниях. Помогать “вживаться” в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в сыгранное, конечно, будет педагог. Только преподаватель может увидеть, что в каждом конкретном случае требует большего внимания ученика, что надо подчеркнуть, “произнести” более выразительно. Время занимаемое разбором и уровень музыкального произведения будут самыми разными для учащихся различной степени музыкального развития и одарённости. При разборе музыкального произведения необходимо погрузить сознание ребёнка в ту атмосферу, в которой было написано это произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию, определить, при помощи каких средств выразительности и технических приёмов будет показана основная тема. Прежде всего, следует рассказать ученику о создателе произведения (будь то композитор или народ); об эпохе, в которую оно возникло; о стиле и требуемой манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете; основных темпах; о форме, структуре, Знакомство с текстом начинается со зрительного охвата нотной партитуры. Сначала я проигрываю мелодию по нотам, привлекаю слуховое внимание ученика к ритмическому рисунку мелодии, характеру. Далее ученик, глядя в ноты, называет длительности нот (если младшие классы) просчитывает наиболее сложные места, а также можно простучать этот ритмический рисунок. Наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для ученикааппликатуру. Об этом необходимо проявлять заботу именно на раннем этапе работы, так как удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений. Но главное – аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Прежде чем окончательно установить аппликатуру для данного ученика, можно предварительно испробовать с ним различные варианты. Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения фразировки. Необходимо, чтобы учащийся с самого начала обязательно обращал внимание на фразировку, воспринимал каждую фразу в развитии и мог исполнить её музыкально. Фразировка является средством выражения музыкального образа произведения, она включает в себя средства звукоизвлечения, синтезирует штрихи, динамику, мех и т.д., и всегда индивидуальна. В результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы. Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства. Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель. Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков. Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Слайд1 Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д. Мелодия – одно из главных средств муз. выразительности. Может быть самое главное.

    В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

    Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Темп очень сильно меняет характер музыки, даже если остальные средства выразительности очень похожи. Когда уч-ся задают по специальности пьесы в быстром темпе, сначала нужно учить их медленно. И часто от этого музыка кажется скучной. И уч-ся хочет сразу попробовать сыграть в темпе. А это вредно. Необходимо играть медленно, но с помощью фантазии представить, как такая пьеса должна звучать в настоящем темпе. Ведь фантазия, которая так необходима музыканту, как ни странно, тоже нуждается в постоянной тренировке. Темп может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Слайд 4

    Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Мы знаем,что мажор и минор могут передавать определённые настроения: мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Динамика –сила звука, динамические оттенки (нюансы)- оттенки силы звука. Выразительность музыкальной динамики сродни динамике речевой. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка может и «кричать», и «шептать». Обычно композиторы обозначают в нотах нюансы, но часто о нужном динамическом оттенке можно догадаться, исходя из характера музыки. Динамические оттенки могут даже создавать впечатление передвижения звука в пространстве. Например, если песня начинается очень тихо, еле слышно, а потом становится всё громче и громче, то кажется, что сначала её поют очень далеко, а потом постепенно приближаются. Этот приём часто используют в операх, когда на маленькой сцене нужно создать впечатление большого пространства. Слайд 6

    Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Мы знаем, что мажор и минор могут передавать определённые настроения: мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

    Регистр – это часть звукоряда, имеющая определённую звуковую краску. Выделяют три регистра: верхний, средний и нижний.

    Жанр – род музыки, муз. произведений, отличающихся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками (песня, танец, марш). Слайд 9

    Особое место в работе над произведением следует уделять штрихам . Штрихи это способ извлечения звуков. От способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит и те образы которые она создаёт. В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего, из их музыкально – выразительного значения и технической сущности. Legato -♫ - связная игра. Пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости. При игре legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Non legato - ♫ - не связно Этот штрих приобретает ровность в том случае, если звучащая часть тона будет равна искусственной паузе, возникающей между звуками мелодической линии. Staccato - ♪♪ - острое, отрывистое звучание. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот штрих может быть более или менее острым, но в любом случае реальная длительность звучания не должна превышать половины ноты, указанной в тексте. Пальцы лёгкие и собранные.

Слайд10 К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести форму –это построение муз. произведения. Простейшие формы муз. пр-ний одночастная, двухчастная, трехчастная. Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Заключение Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного образа музыкального произведения посредством своего инструмента – аккордеона. Концертное исполнение – это итог и кульминационный момент всей проделанной работы ученика над музыкальным произведением в классе. Для того чтобы концерт прошёл успешно нужно, чтобы в результате знакомства с произведением учащийся как можно больше смог узнать о нём, понимать и выполнять предстоящие технические и эмоционально-художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы. Эмоционально-образное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ученик по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его музыкальных и творческих индивидуальных способностей.

Приложение П.И.Чайковский «Старнная француская песенка»

Петр Ильич Чайковский(1840-1893) - великий русский композитор. За свою жизнь Чайковский написал большое количество произведений почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Самым любимым для него жанром была опера: «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др., а так же он писал балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и вместе с тем важное место в жизни композитора занимает симфоническая музыка: 6 симфоний, оркестровые сюиты, концерты, кантаты. Чайковский сочинил так же много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли (прослушивание отрывков из некоторых произведений).Он писал много разной взрослой, серьезной музыки. Но у него есть один уникальный сборник пьес специально для детей. Детский альбом, был написан П.И. Чайковским 1878г. и посвящен своему любимому племяннику Володе Давыдову. В альбом входят 24 маленькие пьесы, которые рисуют один день из жизни ребенка: его игра, прогулки, переживания, сказки, мечты, а так же картины русской природы. это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далеком былом в Одно из этих произведений «Старинная французская песенка» (мелодия этой пьесы используется композитором также в опере «Орлеанская дева»).
«Старинная французская песенка» ней оживает грустный, иск­ренний, простой народный напев. Она похожа на песню - за­душевную, задумчивую, мечтательную, печальную. Темп – спокойный, неторопливый. Характер – грустный. Очень выразительная мелодия. Аккомпанемент мягкий. В пьесе три части. Основная тональность пьесы-ля минор. Мелодия пьесы поручена правой руке, поэтому партия должна звучать особенно певуче, мягко и глубоко, штрих певучее легато. I и III часть - грустное повествование, плавные, напевные по характеру. Затактовое начало мотива ("тихий вздох”), плавное движение восьмых длительностей к длинной (четвертная с точкой) "стонущей” интонационной вершине. Троекратное окончание мотивов на V ступени – передаёт безысходность, щемящую душевную боль. В первой части, поступенное движение мелодии вверх, передают спокойное течение рассказа.
II часть –драматическое событие. Характер второй части – взволнованный. Герой заново переживает воспоминания прошлого. Во второй части, мелодия приходит к кульминации (такты 21-23) Какими средствами добивается композитор изменения характера музыки? Почему нам здесь слышится воспоминание о "драматическом событии”?
Выводы: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменились короткими ("прерывистое дыхание”). Мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. Для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности.

Цель урока: совершенствование приёмов передачи образного содержания в пьесе «Андантино» А. Хачатуряна

Задачи:

  • работать над исполнением мелодии, артикуляцией,
  • уточнить голосоведение, звуковой баланс между мелодией и аккомпанементом,
  • выяснить динамический план,
  • работать над передачей формы пьесы,
  • закрепить навык грамотной педализации.

Данный урок посвящён работе над художественным образом в произведении малой формы кантиленного характера – пьесе «Андантино» А. Хачатуряна.

Урок начинается с работы над гаммами и упражнениями. После проигрывания гаммы до минор (в этой тональности написана пьеса «Андантино») в прямом и противоположном движении надо обратить внимание ученика на точное выполнение аппликатуры. Для исправления ошибок полезно уточнить аппликатуру при игре каждой рукой в одну, затем в две октавы. Поиграть гамму разными ритмическими вариантами, с разной динамикой и штрихами. Эти же приёмы можно использовать для работы над хроматической гаммой, арпеджио, аккордами и т.д.

Гаммы, упражнения являются материалом для работы над техническим развитием ученика наряду с этюдами, пьесами виртуозного характера. На данном уроке ведётся работа над этюдом К. Черни (Избранные этюды под ред. Г.Гермера, ч. 1, Этюд № 23). Ученику предлагается чёткое проговаривание верхних звуков в мелодии, цепкие пальцы при игре стаккато. В работе над пассажами требуется точная аппликатура, умение подкладывать 1 палец. Необходимо контролировать свободу и пластичность руки, активную работу пальцев, точное выполнение штрихов, ритма, пауз.

Основное время урока посвящено работе над художественным образом в пьесе «Андантино» А.Хачатуряна.

С самого начала обучения и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать не только технологические навыки владения инструментом своих учеников. Важно интенсивно «погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею. Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера, т.е. грустную мелодию – грустно, весёлую – весело, торжественную – торжественно и т.д.

Работа над художественным образом начинается со знакомства с пьесой. Рекомендуется выбирать произведения с интересным образным содержанием, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика, его эмоциональное состояние будет положительно влиять на его прилежание, способствовать более целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно прозвучало ярко, осмысленно, выразительно. Надо рассказать ученику об авторе пьесы, его творчестве. После прослушивания пьесы в исполнении педагога поговорить о её характере, художественном содержании.

На этапе разбора текста необходимо подобрать наиболее подходящую для конкретного ученика аппликатуру. Рациональная аппликатура способствует лучшему решению художественных задач, а её переучивание затягивает процесс изучения произведения.

«Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Воображению учащегося предоставлен простор в определении содержания пьесы. Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка. Например, ученик представил такую картину, придумал такой художественный образ: красивый горный пейзаж, осень, на берегу реки стоит молодая девушка. Звучит печальная песня, напоминающая интонации армянской музыки, как воспоминание о весне, о прошедшем счастье, об уехавшем друге. Мелодия грустная, неторопливая, в миноре. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Низкая вторая ступень, использование квинт придаёт музыке восточный колорит. Пьеса написана в 2-х частной форме. Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопированный подголосок. Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато, выразительности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контролировать звучание слухом. Работать над ровностью и мягкостью терций в аккомпанементе в 1 части, причём рука не должна быть застывшей, она как будто «дышит». Затем над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Ее необходимо довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.

Надо определить форму пьесы, её строение, деление на мотивы, фразы, предложения, чтобы правильно фразировать; выяснить особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении). Составляется художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, надо проследить развитие мелодии, найти интонационные вершины. Исполняя пьесу, ученик должен дослушать каждую фразу, научиться брать дыхание перед следующим построением. Для достижения большей яркости исполнения полезно придумать и использовать подтекстовку. Выявляется главная кульминация, которая в «Андантино» находится во 2 части пьесы, определяется единая линия развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. Необходимо добиться в исполнении ученика нарастания эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приводит к яркости и цельности звучания пьесы.

В «Андантино», пьесе кантиленного характера, важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Надо провести детальную работу: найти такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, тщательно продумать момент взятия и снятия, прослушать каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Рекомендуется проставить её в нотах. Надо провести специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. При работе над пьесой «Андантино» полезно сначала выучить педаль по партиям рук, затем обе руки вместе при постоянном слуховом контроле за чистотой звучания.

Перед каждым проигрыванием пьесы учеником надо ему напоминать о необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь непрерывно развивая музыкальность ученика, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Он должен быть увлечён содержанием и образами пьесы, тогда он более настойчиво работает, совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.
Для работы дома надо дать задание продолжить работу, начатую в классе, над исполнением мелодии, аккомпанемента, динамическими оттенками, употреблением педали, работу над художественным образом пьесы.

Использованная литература:

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Издательство "Дека-ВС", 2007
  2. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
  3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье – М.: Музыка, 1978
  4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2011.

Дополнительное образование апрель-май 2018

Работа над художественным образом в фортепианных произведениях

Ероховец Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования

объединения по интересам «Фортепиано»

ГУО "Слуцкий Центр Детского творчества"

Методическая разработка занятия

ТЕМА: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

Цель: раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи:

обучающие

· работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

· совершенствовать образно – художественные и технические навыки исполнительства.

развивающие

· развивать аналитико-синтетические процессы деятельности учащихся на создание первоначального образа пьесы.

· развивать образную сферу восприятия музыкального произведения;

· развивать навыки практического использования полученных знаний.

воспитательн ые

· воспитывать музыкальный вкус.

· формировать целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Оборудование: фортепиано, иллюстрации репродукций, фонотека, компьютер.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Как дела в школе?

С каким настроением вы пришли на занятии?

Тема нашего занятия: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

2. Основная часть

Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин И.Левитана «Осень», «Ранняя весна», «Весна», «Озеро», В. Васнецова «Богатыри» (приложение 1). На картине изображены разные поры года. Какую пору года нарисовал художник? С помощью каких красок он изобразил солнечный весенний день, а с помощью каких - осеннюю непогоду? Как художник В.Васнецов передал настроение героев. Как видите, с помощью светлых оттенков красок художник изобразил солнечный весенний день, а серыми оттенками нарисовал картины осени. А вот в картине В.Васнецова «Богатыри» художник изобразил настроение людей. Мы видим, как сосредоточен Илья Муромец, он нахмурился, а Алёша Попович смотрит вдаль, даже приложил руку к глазам, чтобы солнце не мешало разглядеть что-то важное вдали.

Музыка тоже передаёт настроение, рисует в нашем воображении картины природы, даже какие-то события, только надо прислушиваться к звукам. Композиторы «раскрашивают» свои произведения с помощью средств музыкальной выразительности. Давайте прослушаем музыкальное произведение Э. Грига «Утро» (прослушивание аудиозаписи). Как можно охарактеризовать картину, которую музыкальными звуками изобразил Э. Григ, какую картину нарисовал художник звуками; с помощью каких музыкальных средств композитор передал настроение утра? (медленный темп, мажорный лад, напевная мелодия, динамические оттенки). А теперь послушайте произведение Р.Корсакова «Полёт шмеля» (прослушивание аудиозаписи). Эта пьеса - действие, как вы думаете почему? Как композитор звуками передал жужжание шмеля; почему в конце пьесы создаётся впечатление, что шмель улетел? Какие средства музыкальной выразительности использовал Р.Корсаков, изображая полёт шмеля. (быстрый темп, исполнение на скрипке, её тембр, штрих стаккато, окончание пьесы на piano ). Можно сделать вывод, что композиторы, создавая музыкальное произведение, использует средства музыкальной выразительности. Давайте их перечислим. (темп, штрихи, динамические оттенки, мелодия, мажорный и минорный лад).

А теперь, мы поработаем над упражнением. Наше упражнение на развитие аккордовой техники. Сложность заключается в широком расположении звуков аккорда. Мы проработаем вариантами:

1) сыграем крайние звуки аккорда хватательными движениями пальцев, обрати внимание, кисть после аккорда надо сбросить, рука «здоровается» (показ).

2) поучим вариантами быстро, медленно, но надо постараться подготовить аккорды заранее, добиваясь точности и аккуратности в исполнении.

Сейчас поработаем над пьесой белорусского композитора Е. Глебова «Нэп» (приложение 2). Эта пьеса – картинка. Что изобразил композитор своей музыкой (картину природы, какое-то событие?). Можно представить, что это встреча двух уличных мальчишек. Вступление пьесы передаёт походку этих ребят (пример 1). Басы надо сыграть чётко, твёрдо, напористо, выделяя. Мелодия, которая идёт за вступлением, передаёт разговор мальчишек, их спор и драку (показ). Характер одного героя передан как вопрос, он звучит в среднем регистре одноголосной мелодией, а ответ звучит в верхнем регистре, наскоками аккордов, что придаёт ответу характер спора (пример 2). С помощью каких средств музыкальной выразительности Е.Глебов передал в музыке интонации разговора? Давай мы сейчас сыграем первую фразу с интонацией вопрос - ответ. Проигрывание.

Какой динамический оттенок передаёт интонацию вопроса, а какой ответа? (форте – вопрос, пиано – ответ).

В третьей фразе интонация разговора поменялась и стала просительной (пример 3). Какие средства музыкальной выразительности нам помогут изобразить просьбу? (Оттенок пиано, штрих легато). Проигрывание и отрабатывание легато.

В последней фразе один мальчик как-будто убегает, а второй его догоняет, послушай (пример 4), (показ). Давай придумаем текст к нашей мелодии: «Догони, догони, догони меня скорей». Сыграй эту фразу на крещендо, это прибавит напряжённости и усилит общую кульминацию произведения.

Работа над музыкальным произведением М. Малевича «Золушка грустит» (приложение 3).

Какой образ «нарисовал» композитор звуками (нежный, грустный, образ девушки, которая осталась дома одна, в то время когда её сёстры уехали веселиться на бал). Какими музыкальными средствами отображено грустное настроение героини (минорный лад, мелодия с интонациями вздохов, волнообразная динамика). Проигрывание учащимися пьесы.

Мелодия состоит из коротеньких мотивов, в которых слышны грустные вздохи (пример 1). Чтобы фраза не звучала отрывками, мы будем стремиться к последней ноте мотива, а все мотивы объединим «ведя» звук на крещендо, к кульминации. Давай сыграем с подтекстовкой «а я бегу» на восходящей интонации. Сыграй эту фразу с объединяющим движением руки, рука «ведёт» ноты к верхнему звуку (показ, проигрывание).

Вот видишь, в мелодии появилось движение, и мы передали настроение героини. Давай закрепим этот навык.

Во второй части в партиях ансамбля мотивы голосов перекликаются (пример 2). Проиграйте только те мелодии, где звучат переклички. Проработаем этот фрагмент со словами: «беги со мной» - Вика; «бегу с тобой» - Алеся. Понятно? (Проигрывание).

Теперь сыграйте как написано с аккомпанементом, следите за звуковым соотношением темы и аккомпанемента. Тема должна звучать ярче. Там, где темы звучат в двух партиях одновременно, нам снова поможет подтекстовка: «Вместе идём». Отработаем синхронность звучания. Чтобы вы вместе начали играть, нужно одновременно взять вдох. Понятно? (проигрывание, отработка ауфтакта, синхронности звучания партий).

Немаловажная роль отведена звуковому динамическому развитию произведения. Во вступлении звучит интонация вопроса. Оно состоит из двух коротеньких мотивов. Мы сыграем один первый на форте, а второй на пиано, как эхо. Первая фраза звучит на пиано. Это начало повествования. С каждой новой фразой звучание усиливается к кульминации, нарастает напряжение. Музыка передаёт волнение главной героини, её отчаянье. Кульминация в конце 1-й части написана короткими мотивами, направление движения вниз (пример 4). Динамика тоже нисходящая - от форте к пиано, постепенно затихая к концу фразы. Проиграйте 1-ю часть, старайтесь передать настроение музыки (проигрывание, заучивание выразительного исполнения 1-й части).

Во второй части минорный лад сменяется мажорным, появляется радостное настроение (пример 3). Общая кульминация в конце второй части. Мы начнём её играть на пианиссимо и сделаем крещендо до фортиссимо, чтобы обострить напряжение. Замедление в конце 2-й части усиливает ощущение законченности пьесы. Но композитор добавил окончание (пример 5). Оно похоже на вступление (короткие мотивы-вздохи). В отличие от вступления они звучат каноном, наслаиваясь одной темой на другую. Чтобы слушатель их услышал, первую ноту темы нужно сыграть ярче, глубоко погружаясь в клавиши. (Проигрывание).

Теперь наше музыкальное произведение звучит выразительнее, мы звуками передали настроение, тот образ, который задумал композитор, создавая эту замечательную музыку.

3. Заключительная часть

А сейчас мы с вами закрепим пройденные на уроке теоретические понятия. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Средства музыкальной выразительности». На экране вы увидите задания, на них надо ответить (слайдовая презентация).

4. Рефлексия

Ребята, наше занятие завершается. Вы тоже можете передать с каким настроением вы уходите. На столе лежат картинки. Возьмите картинку с нарисованной тучкой – если вам урок не понравился; Солнышко, если вы хорошо поработали и с хорошим настроением идете домой. Подведение итогов, релаксация.

Использованная литература:

1. Начинающему пианисту. Пьесы современных композиторов. Выпуск 7 – М.: Музыка. 1987.

2. Пьесы для фортепиано. Выпуск 13 – М.: Музыка. 1984.

3. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Павленко Ирина Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г.Усинска
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Этапы работы над художественным образом музыкального произведения в современной школе искусств»
Дата публикации: 21.05.2018
Раздел: дополнительное образование

«Этапы работы над художественным образом музыкального

произведения в современной школе искусств»

Работу над художественным образом музыкального произведения

необходимо начинать на самых ранних этапах соприкосновения

обучающегося с музыкой - с первых уроков и с началом освоения нотной

Даже при первоначальном исполнении самой простейшей мелодии

необходимо стараться, чтобы исполнение было выразительным, и характер

исполнения соответствовал характеру мелодии.

Г.Г.Нейгауз писал: «Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы

он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую - бодро, торжественную

торжественно и т. д. и т. д. и довел бы свое художественно-музыкальное

намерение до полной ясности.»

Перед любым исполнителем всегда стоит сложная задача – необходимо

передать эмоциональный характер, настроение и замысел, заложенный

Как же этого добиться?

\Изучение произведения можно разделить на три этапа:

первый – ознакомительный,

второй – детальная работа над произведением

третий – завершающий, подготавливающий к концертному

исполнению.

На первом и третьем этапах преобладает целостный, обобщенный подход к

произведению, а на втором – более подробное его рассмотрение.

Остановимся на каждом этапе:

первый этап – ознакомительный. На этом этапе необходимо создать

первоначальное обобщенное представления о произведении, о

характере, настроении музыки. Этот этап чрезвычайно важен. Свежесть

и яркость первого впечатления, помимо всего прочего, несут в себе

особое, личностное своеобразие переживания, что впоследствии будет

определять индивидуальные особенности интерпретации. На занятиях

с педагогом первоначальный образ создается в основном с помощью

преподавателя, который знакомит ученика с произведением,

проигрывает его на инструменте, рассказывает о нем.

Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки

быстрой ориентации в нотном тексте, умение читать с листа. При

чтении допускается значительное упрощение фактуры, гармонии,

пропуск технически сложных элементов. В трудных произведениях

можно ограничиться воспроизведением мелодической линии – главного

смыслообразующего элемента музыкальной ткани или, в крайнем

случае, внимательным просмотром нотного текста без инструмента.

Недостаток умений чтения с листа можно и даже нужно

компенсировать активной работой слухового воображения –

мысленным воспроизведением музыкального материала,

проигрыванием наиболее трудных фрагментов «в уме», за счет

воссоздающего воображения. При знакомстве с новым музыкальным

произведением можно также послушать его в исполнении выдающихся

мастеров. Чтобы избежать стремления к буквальному копированию,

желательно прослушать произведение в исполнении разных

музыкантов, познакомиться с различными вариантами интерпретации.

Тогда более ясной станет многозначность музыкального образа,

многовариантность его художественного прочтения. После

предварительного знакомства с произведением за инструментом,

полезно закрепить свои впечатления в словесной форме. При этом

достаточны краткие характеристики, состоящие из нескольких слов и

отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального

образа. Например: лирико-созерцательный, поэтический,

просветленный, мечтательный, решительный, стремительно-страстный,

нежный, чистый, гибкий, грациозный…

При определении характера произведения следует внимательно изучить

обозначения темпа, настроения музыки, характера звучания, динамики и т.п.

Так как эти указания даются по традиции на итальянском языке, нужно знать

точное значение.

Итак, наиболее важные моменты первого этапа работы:

– целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного

проигрывания;

– прослушивание звукозаписи;

– краткая словесная характеристика музыкального образа.

второй этап – детальная работа над произведением. Основной целью

второго этапа является дальнейшее углубление в образный строй

протяженный период работы, совпадающий с техническим,

пианистическим освоением музыкального материала. В раскрытии

художественного содержания произведения первостепенную роль

играет грамотный и всесторонний его анализ. Анализ художественного

произведения по самой сути своей должен быть художественным.

Основные задачи эмоционально-смыслового анализа:

выявить структуру содержания произведения, ее основные разделы,

характер тематических построений, их выразительное значение;

проследить динамику развития в произведении художественно-

напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения;

проанализировать используемые в произведении средства музыкальной

выразительности – гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии,

фактуру изложения, исполнительские штрихи и т.д. – с точки зрения их

эмоционально-смыслового значения.

В практической работе над произведением эмоционально-смысловой анализ

непосредственно переплетается с другими методами: приемами

дирижерского показа, пропеванием, методами ассоциаций, сравнений и

сопоставлений.

Третий этап – завершающий. После того, как проведена детальная

работа над произведением, оно выучено наизусть и освоено

технически, наступает последний – заключительный этап работы,

целью которого является формирование целостного музыкально-

исполнительского образа и его реальное воплощение в исполнении.

Этот этап предполагает, как и период ознакомления, целостный охват

произведения, проигрывание его целиком. Между начальным и

завершающим этапами освоения произведения много общего. И в том,

и в другом случае требуется синтетический, обобщающий подход к

произведению. Но на завершающей стадии целостное представление

формируется на другом, гораздо более высоком уровне, с учетом всей

проделанной работы, всех добытых на предыдущих этапах знаний и

впечатлений. Особое внимание на заключительном этапе

художественной работы над произведением следует уделить

формированию эмоциональной культуры исполнения. Необходимо

соблюдать чувство меры в выражении чувств, стремиться к

естественности и искренности эстетического переживания.

Эмоциональные перехлесты, манерность и преувеличенная аффектация

несовместимы с подлинно художественным переживанием музыки. Об

этом хорошо сказал А.Г.Рубинштейн: «Чувства не может быть слишком

много: чувство может быть только в меру, а если его много, то оно

фальшиво». Поэтому исполнителю необходим контроль со стороны

сознания, умение держать себя в руках, регулировать свое

эмоциональное состояние.

Наиболее важные моменты работы на заключительном этапе изучения

произведения:

создание эмоциональной программы исполнения, плана

интерпретации;

пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении;

ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;

формирование эмоциональной культуры исполнения;

тренировка исполнительской воли и выдержки;

при необходимости - возврат к медленному темпу или перерыв в работе

над произведением.

В современной педагогике для наиболее эффективной работы над

музыкальным образом разработаны следующие типы занятий:

1. Монотематические уроки. Они концентрируются вокруг единого

художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо

одной проблемы. Это может быть разбор нотного текста, значение мелодии,

свобода и непринужденность в обращении с инструментом, разные виды

педальных, гармонических, полифонических, текстологических,

аппликатурных уроков.

2.Политематические уроки. Они сочетают в себе различные, часто

контрастирующие задания. Они направлены на более объемный спектр

познаваемого материала. Нередко это позволяет повысить интерес ученика.

Часто применяется и такая форма организации урока как выделение

«стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником.

Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали,

количество которых должно быть ограничено.

3.Уроки в свободной форме. Они проводятся с учащимися, стоящими на

более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания

педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно

трудной пьесой можно поработать детально и длительно, пока не появится

заметный результат. Если ученик уже находится на пути к достижению цели,

ему представляется возможность здесь же на уроке добиваться улучшения.

При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма

работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так

как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.

В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще

переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В рабочем плане

урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет воспитанию

эстрадного самочувствия молодого пианиста. Еще один момент: во время

работы необходимо давать ученику и некоторую разрядку, например, сыграть

ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях,

поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и

он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.

Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений –

создать условия для художественного исполнения учеником выученных им

сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-

художником.

В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок

обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на эстраде.

Таким образом, работа над художественным образом музыкального

произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог

полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется

индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога

(культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов

работы над художественными образами музыкальных произведений.

Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального

произведения - Казань, 2013 г.

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.:

Классика ХХI, 2004.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984

error: Content is protected !!