Ранние формы искусства основные памятники. Возникновение и ранние формы искусства. Об-щая ха-рак-те-ри-сти-ка пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва

Изображениями на поверхности земли, дендроглифами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу , а также пиктограммы позитивных и негативных трафаретов рук и анималистические пещерные изображения (Нерха, Южное побережье Испания, Шове , Ардеш, Юг Франции) зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм (Венера из Холе-Фельс и Человеколев - Швабский Альб, Германия) из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35 - 40 тыс. лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11 тыс. лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу - кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами , и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).

Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (закончившейся 11 тыс. лет назад) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом , впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции. Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола , обнаружила на сводах пещеры Альтамира , на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка, шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902-1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) - объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входит более 50 национальных организаций со всего мира. В июне 2012 г., в журнале «Science » были опубликованы новые методы датировки по урану, в 11 испанских пещерах и французской пещере Шове . Международной группе учёных удалось, наконец, получить надёжные серии датировок древнейших пещерных росписей. Изображения «чёрных носорогов» в пещере Шове составили 35,3-38,8 тыс.лет. Древнейшими в мире, из известных, оказались даты охристого пигмента изображений испанской пещере Нерха - 43,5-42,3 тыс. лет. Всё перечисленное с одной стороны, и новые находки образцов портативного искусства в Германии с другой, позволили полностью опровергнуть точку зрения академической науки, представленную 100 летними систематическими исследованиями, в частности, авторитетным мнением Леруа-Гурана.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества . Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150-120 тыс. - 35-30 тыс. лет назад). На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики - намёк на орнамент . Отдельные находки могут свидетельствовать о появлении зачатков искусства - орнамента из ямок и насечек, окраски предметов, и даже изготовления антропоморфных фигурок, - еще в предшествующие эпохи . Так, «Венера из Берехат-Рама » датируется 230 тыс. лет, а «Венера из Тан-Тана » - более чем 300 тыс. лет назад. Изготовление орнамента связывается с т. н. «поведенческой современностью» (behavioral modernity ) Серия находок первобытных украшений может свидетельствовать об относительном раннем начале современной культуры и о времени, начиная с которого Homo sapiens sapiens проявил способности к абстрактному мышлению. Три раковины моллюсков с перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, и изготовленные приблизительно 90 тыс. лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком . В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст - 82 тысячи лет . В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены более 40 раковин со следами окраски и следами, свидетельствующими об использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет .

    Первобытная скульптура

    Наскальная живопись

    Файл:Naskl.jpg

    Бизон атакует человека.

    До наших времен сохранилось множество наскальных изображений, выполненных людьми эпохи палеолита , прежде всего - в пещерах. Большинство подобных объектов найдено в Европе, но их находят также и в других частях света. При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра , оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой . Старейшим известным наскальным изображением является, по-видимому, сцена сражения носорогов в пещере Шове , возрастом около 32 тыс. лет . Наскальные рисунки нередко выполнены с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных, но, как правило, без соблюдения пропорций фигур, перспективы и без передачи объема. На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы и др.).

    Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО .

    Мегалитическая архитектура

    Типы мегалитических сооружений

    • менгир - одиночный вертикально стоящий камень
    • кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг
    • дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

    1879 год – открытие Марселино Саутуолло росписи испанской пещеры Альтамиры.

    Периодизация:

    1. Палеолит (Древнекаменный век)

    нижний средний верхний

    100-40 тыс.до н.э. – 10 тыс. до н.э.

    Мезолит (среднекаменный век) – 10-8 тыс. до н.э.

    Неолит (новокаменный век) – 8 – 5 тыс. до н.э.

    Энеолит (меднокаменный век) -4-3 тыс. до н.э.

    II. Эпоха Меди и Бронзы – 2 тыс. до н.э.

    III. Эпоха железа – 1 тыс. до н.э.

    На рубеже среднего и верхнего палеолита появился Homo Sapuens, разнообразные каменные орудия труда (наконечники, сшитая одежда), исключение из семейных отношений ближайших родственников, появление регулярного брака, складывание семьи, родовых отношений.

    Верхний палеолит – появление речи, религии, искусства. Основные занятия: охота, собирательство, мотыжное земледелие. Орудия труда: копья, дротики, иглы. Появление искусственного жилья. Оседлый образ жизни. Формы первобытной религии : тотемизм – вера в сверхъестественные родственные связи людей с каким-либо видом животных, рыб, насекомых; анимизм (дух, душа) – вера в существование сверхестественных сил в виде духов; фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым предписывалось сверхестественная сила. Магия – действия, основанные на вере человека в свои способности оказывать влияние на сверхестественные силы.

    Неолитический переворот : появление земледелия и животноводства (скотоводства), постоянных поселений, возникновение союзов племен и народностей.

    Общая характеристика искусства первобытной эпохи :

    - Синкретизм (слитность, нерасчлененность), т.е. искусство тесно переплеталось со всеми существующими формами культуры и искусства: религией, мифологией и т.п. Т.О., искусство существует в нерасторжимом единстве, образуя т.н. первобытный синкретический культурный комплекс.

    - Консервативность – все художественные образы – это вариации традиционной темы, устоявшейся веками.

    - Роль животного – зооморфный характер изобразительного искусства, даже в антропоморфной скульптуре Венер. Преобладание изображения животного, т.к. оно обеспечивало человека пищей, одеждой, с ним были связаны все интересы человека.

    В первобытном искусстве утилитарное предшествовало эстетическому: чтобы убить животное, нужно было знать наиболее уязвимые его места, манеру поведения и т.п. В начале человек научился схватывать и запечатлевать очертания и пластические формы предметов, а потом уже различать и воспроизводить цвета.

    Эволюция живописи :

    - отпечатки рук человека

    - линеарный рисунок (макароны) – волнистые линии, выполненные обводкой по контуру или разбрызгиванием краски, заполняющей открытые участки.

    Контурный рисунок, в котором угадывались фигуры животных, звериных голов. Изображения часто не закончены, пропорции не соблюдены, передавались только самые главные особенности тела, головы, внешние признаки предмета. Изображение наносились на камень резьбой или прочерчены на сырой глине.

    Наиболее известные росписи позднего палеолита найдены в конце 19 в. в пещерах: Франция – Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Монтеспан, Нио, 3 брата и др.; Испания – Альтамирская пещера. Всего на конец 20 в. было открыто более 300 пещер первобытного искусства: Франция – 150, Испания – 125, Италия – 21, Португалия -3, Россия – 2.

    Тело животного изображалось в профиль, а копыта и рога – в анфас или ¾. В контурной плоскостной живописи постепенно намечался переход к детализации- штриховки.

    - штриховка – косые штрихи, изображающие шерсть животного.

    В дальнейшем фигуры сплошь закрашивались краской, а контурная линия стала играть подчиненную роль. На первый план выходит

    - цветовое пятно , нанесенное земляной (охристой) краской (коричневой, желтой или черной), что создавало впечатление объема.

    Изображение быков, бизонов, лошадей размером в 1,5 м. с использованием выступов и неровностей стен пещеры. Изображение бизонов в Альтамирской пещере: крутой хребет, видны все выпуклости тела: мускулы, упругости ног; ощущение готовности зверя к прыжку, глаза глядят исподлобья – это уже не элементарный рисунок, а отношение к зверю не только как к добыче – источнику питания, но и восторг перед ним, почтение как к покровителю рода. Однако первобытный реализм остается интуитивно-спонтанным, т.к. состоит из отдельных конкретных образов. В нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле этого слова.

    С переходом человека к сложным формам труда, кроме охоты и рыболовства, появления земледелия и скотоводства, изобретения стрел и лука, появляется глиняная посуда, предметов из металла, происходят изменения и в изо, в котором нарастает

    - схематизация изображений и их повествовательность: попытки передать действие, событие (сцены охоты, военных действий). Изо уже одноцветное (черное или белое). Наскальные росписи в Испании, Южной Африки, Карелии (Россия) изображают человека в действии (сцены сражений, многофигурные композиции). Затем изображения становятся более условными, особенно фигуры человека.

    К концу мезолита, к неолиту условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам, беспорядочным переплетениям линий, точкам, схематичным знакам – такие изображения назывались петроглифами, т.е. каменными письменами (на скалах Карелии, Узбекистана, берега Белого моря, онежского озера). В условной форме повествуются сцены охоты и др.

    Первобытная скульптура :

    Фигурки зверей – тотемы, найденные в поселениях охотников и вырезанные из кости, рога или камня. Скульптурки женщин (5-10 см) – это т.н. Венеры, связанные с культом матери-прародительницы, имеющие магическое значение, на что указывает отсутствие изображения лица. Находки в Виллендорфе (Австрия), Ментоны и Леспюге (Франция), Савиньино (Италия), село Костенки (Воронежская обл.). Палеолитическая Венера из Виллендорфа – вздутый живот, громоздкие груди – сосуды плодородия, т.е. отношение к человеку преимущественно как к животному.

    Жилища: гроты, пещеры, затем поселения-стоянки, состоящие из нескольких жилищ: углубление на 1/3 в землю, без окон, дверей, из ветвей, шкур, тростника, с отверстием сверху. Посуда из бересты, кокосового ореха, тыквы, глины, кожи. Продукты хранили в плетеных корзинках, обмазанных глиной. Так в эпоху мезолита появляется орнамент (лат. «украшение») как следы от плетения, обмазанного глиной. Впоследствии орнамент искусственно наносился с целью придания предметам магических действий (это параллельные полосы, двойные спирали, схематизированные изображения людей и животных).

    Архитектура:

    К концу существования первобытного периода появляются типы архитектурных сооружений, называемых циклопическими, в которых стены крепостей складывались из огромных грубо отесанных глыб – камней (Франция, Сардиния, Балканский п-ов, Закавказье). Кроме циклопических крепостей – оборонительных сооружений, появились и т.н. Мегалитические постройки, т.е. выстроенных из больших камней-валунов:

    - менгиры – вертикально стоящие камни-столбы (идолы). Древнейший из них относится к эпохе Бронзы (2 тыс. до н.э.), высотой более 20,5 м.

    - дольмены древнейшие захоронения – гробницы, к которым вели длинные коридоры. Они были засыпаны землей (холм).

    - кромлехи – древнейшие Святилища солнца (Эвбери и Стоунхендж Великобритания, 2 тыс. до н.э.) Высота «голубых глыб» до 7 м, вес – 50 тонн.

    В лесной полосе Европы во 2-й пол. 1 тыс. до н.э. располагались поселения – «городища», укрепленные валами и бревенчатыми оградами.

    Вопрос о происхождении и сущности искусства чрезвычайно сложен. Он находит в науке неоднозначные толкования:

    Искусство - одна из форм познания и отображения реального мира (марксизм);

    Корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы им «свыше» («искусство ради искусства» - идеализм);

    Искусство - игра, бесцельная деятельность, в которой проявляется свойственный человеку избыток физических и духовных сил (Ф.Шиллер);

    Искусство - игра, вызванная биологически заложенным в человеке стремлением к красоте (Г.Спенсер);

    Художник создаёт произведения искусства инстинктивно, как паук, который плетёт паутину, не осознавая цели (А.Шопенгауэр);

    Искусство происходит из религии, в первую очередь, из магических верований (С.Рейнак);

    Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе (Ф.Ницше). Культурология. Учеб. пос. // Под ред. Н.Н.Фоминой, Н.О.Свечниковой.- СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. - С.102-107.

    Каждая из этих версий имеет своё рациональное зерно, однако, ни одну из них нельзя признать абсолютной. Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхестественные источники.

    Происхождение такого яркого и сложного феномена человеческой деятельности, как искусство, является следствием многих объективных и субъективных причин. Оно зарождалось как часть единой жизнедеятельности и возникло в коллективе из присущей человеку потребности общения, передачи своих мыслей и чувствований. Теории происхождения искусства в приложении 2.


    Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 - 30 тыс. лет до н.э.). Из различных видов художественного творчества первобытного человека археологические памятники непосредственным образом сохранили следы только изобразительного искусства. В эпоху позднего палеолита (ориньяк и солютре) сразу появляются все его виды. Это рисунок, представляющий собой весьма примитивное контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге. Столь же примитивна живопись, также ограничивающаяся контурным изображением на скале, в черную или красную краску, нанесенным, вероятно, пальцем. Сюжетом служит преимущественно животное (лошадь, лев, носорог, олень). Стиль строго реалистичен.

    Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические «венеры», живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. Круглая скульптура представлена почти исключительно фигурками женщины, высеченными из мягкого камня, известняка, реже - из слоновой кости. Они исполнены в реалистической манере, однако туловище иногда вытянуто и сильно подчеркнуты признаки пола. Руки условны, лицо отсутствует. Обычная высота скульптур - 5-10 см. Это так называемые «палеолитические венеры». Фигурки имели магическое значение: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.

    До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Однако, уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей «цивилизации каменного века», проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии.

    Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический (от греч. synkretismos - соединение) комплекс, и все в дальнейшем развившиеся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Известный исследователь психологии искусства Л.С.Выготский пришел к такому выводу: «... искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа».

    Вслед за первыми, но уже достаточно уверенными шагами, конец палеолита дает картину замечательного расцвета изобразительного искусства. Скульптура встречается редко, а вот рисунок достигает поистине замечательного для своего времени совершенства. Сюжетом и здесь в подавляющем числе случаев являются крупные животные - главный объект охоты того времени (бизон, олень, лошадь, реже - мамонт, носорог и еще реже - хищники). Животные изображаются обычно в одиночку, композиции немногочисленны. Весьма редки изображения человека и растений. Живопись представлена высеченными на скалах контурами, расписанными красками (красной, черной, белой и желтой, причем красная преобладает). Краски минеральные, смешанные с жиром и костным мозгом. На стоянках нередко встречаются заготовленные краски, найден даже флакон из кости с сохранившимся порошком красной охры. Размеры изображений обычно довольно велики и доходят до 2,5-4 и даже 6 м. Находятся они преимущественно в глубине пещер. Человек здесь не жил. Это были святилища, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытной общины.

    Как рисунок, так и живопись позднего палеолита отличаются большим реализмом, нередко обнаруживая великолепное знание натуры. В отличие от предшествующих изображений, натура в этих рисунках полна движения. Рисунок не лишен и перспективы. Живопись неплохо передает объем, причем пластичность достигается путем распределения светлых и темных тонов.

    В эпоху мезолита намечается переход от реалистического изображения к стилизации и орнаменту. Изобразительное творчество принципиально меняется. Мезолитические росписи чаще всего исполнялись на открытых местах. В отличие от палеолита, огромное место в них занимает человек. Росписи представляют собой многофигурные композиции.

    Фигуры людей и животных небольшие (редко достигают 75 см), передаются сплошным силуэтом, красной и черной краской. Изображения стилизуются, схематизируются, иногда сводятся почти к знаку. Причиной этого стало то, что человек приобрел способность мыслить более общими, более отвлеченными категориями, отображать более широкие и сложные явления. Наивная вера в изображение «двойника» слабела и на первый план выдвигалась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии.

    Преимущественным направлением в изобразительном искусстве неолита является декоративное, дающее крайне разнообразные формы и достигающее нередко большой художественной высоты.

    Человек стремится украшать все служащие ему вещи, даже самые обыденные и незатейливые предметы каждодневного употребления, например, глиняную посуду. Такое украшение дает орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, которым покрывается оружие, утварь, одежда.

    Декоративный характер приобретают скульптура и рельеф.

    Бронзовый век характеризуется высокими достижениями декоративного искусства, а также мегалитической архитектурой. Из бронзы в это время изготовляли боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки.

    Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник все изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики. Главным изобразительным мотивом остаются звери, каждый из которых имеет определенный магический, символический смысл.

    Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура, тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

    Менгиры - это одиночные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.

    Дольмены - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода.

    Кромлехи - самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. Одновременно они являлись и древнейшими обсерваториями.

    Железный век отмечен дальнейшим расцветом декоративно-прикладного искусства. Произведения искусства не только служили украшениями человека, оружия, конской упряжи, утвари, но и выполняли магическую роль, выражали религиозные представления людей. Появляется так называемый «звериный стиль».

    В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям не промысловых, а хищных животных - львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Большое место занимали фантастические животные - грифоны. Позы животных выражают напряженное состояние или моменты борьбы.

    Все эти особенности звериного стиля выражали стремление придать, прибавить обладателю вещей качества, присущие изображенным животным, а также защитить его от напасти. В произведениях декоративного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. Однако всегда сохранялось высокое композиционное мастерство и выразительность.

    Завершая разговор о первобытном искусстве, хочется подчеркнуть, что «первобытное» никак не означает «упрощенное», невысокое по своему уровню. Напротив, первобытные произведения вызывают изумление и восхищение. В этот период начали свое развитие все основные виды искусства: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм (следование натуре) и условность (та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей). Первобытное искусство, которое стало широко известным лишь в ХХ в., произвело сильное впечатление и оказало большое влияние на искусство этого и нынешнего искушенных столетий.

    Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

    Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

    Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

    Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

    Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

    Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

    Периодизация

    Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
    1. Каменный век
    1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
    1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
    1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
    2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
    3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

    Палеолит

    Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
    1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
    2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
    3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
    3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
    3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

    Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
    Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
    Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

    Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.

    Случилось это так:
    «археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

    Живопись Палеолита

    Пещера Альтамира. Испания.
    Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
    На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.


    Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


    Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


    Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
    Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


    Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
    Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

    Пещера Фон-де-Гом. Франция

    Поздний Палеолит.
    Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


    Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
    Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


    Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
    Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


    Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

    Пещера Нио. Франция

    Поздний Палеолит.
    Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


    Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
    Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


    Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


    Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


    Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
    Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


    Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

    Пещера Ласко

    Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
    «В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
    Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

    Пещера Ласко. Франция.
    Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
    Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
    Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
    Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
    Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


    Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
    Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


    Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


    Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


    Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
    Поздний Палеолит.

    КАПОВА ПЕЩЕРА - на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

    Скульптура палеолита

    Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
    Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
    Это - три типа объектов:
    1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
    2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
    3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
    Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

    Рельеф

    Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
    Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

    Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
    Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

    Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


    "Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
    Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

    Скульптура - мобильное искусство.
    Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


    «Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
    Компактная композиция, нет черт лица.


    «Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
    Проработаны черты лица и прическа.

    В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
    Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

    Выводы
    Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
    Мелкая пластика.
    В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
    Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

    Мезолит

    (Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

    После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
    С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
    Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
    Перемена в области искусства:
    главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
    Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
    Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
    Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


    Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

    Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

    Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

    Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
    Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
    При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

    На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



    Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

    К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
    Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


    Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

    Грот Зараут-Камар
    В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
    Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

    Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


    Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
    "Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов, - я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

    В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.



    Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

    Неолит

    (Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

    Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
    Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
    Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

    Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

    Достижения и занятия
    1. Новые черты общественной жизни людей:
    - Переход от матриархата к патриархату.
    - В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
    - В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
    - Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
    - Стали появляться армии и профессиональные воины.
    - Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

    2. Началось разделение труда, формирование технологий:
    - Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
    Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
    - В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
    развиваются прядение и ткачество.

    В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


    Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


    Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

    Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
    Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
    Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

    Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.





    Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

    Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
    Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
    Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


    «Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

    На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
    «Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
    Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
    «Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
    Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


    Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

    Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
    Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
    Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
    На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


    На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...




    - Острота и точность рисунка, грация и изящество.
    - Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
    - Стремительность жестов, движений.

    Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


    «Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

    Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


    Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


    Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

    Выводы

    Наскальная живопись мезолита и неолита
    Между ними не всегда можно провести точную грань.
    Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
    - Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
    - Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
    - В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
    - В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

    Мелкая пластика:
    - Появляются новые сюжеты.
    - Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

    Достижения

    Палеолит
    - Нижний Палеолит
    > > приручение огня, каменные орудия
    - Средний Палеолит
    > > выход из Африки
    - Верхний Палеолит
    > > праща

    Мезолит
    - микролиты, лук, каноэ

    Неолит
    - Ранний неолит
    > > сельское хозяйство, скотоводство
    - Поздний неолит
    > > керамика

    Энеолит (Медный век)
    - металлургия, лошадь, колесо

    Бро́нзовый век

    Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
    Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
    Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

    Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

    Мегалитическая архитектура

    В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

    Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

    Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
    1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
    На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
    2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
    3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
    Первоначально дольмены служили для погребений.
    Трилит можно назвать простейшим дольменом.
    Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
    4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


    Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.



    Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
    Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

    Эпоха железа (Железный век)

    1 тыс. до н.э.

    В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


    Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
    Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
    Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


    Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
    Эпоха железа.
    Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



    Эпоха железа



    Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

    Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


    Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



    Запорожская обл. Эрмитаж.

    Выводы

    Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

    Страница 1
    Памятники первобытной культуры

    Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, вто есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

    В позднем палеолите почти одновременно появляются различные виды искусства: живопись, скульптура, гравюра, декоративно-прикладное направле­ние. Вероятно, в это же время возникают музыка и танец. Наиболее полно представлена пещерная живопись. Первые художники употребляли четыре краски минерального происхождения: черную, желтую, красную, коричневую.

    Самые важные и многочисленные материалы по живописи и пластике дало исследование декорированных пещер. Эти сокровищницы палеолитического искусства сосредоточены на относительно ограниченной территории, между Уралом и Атлантическим океаном. Наскальные изображения сосредоточены в Испании, Франции и на юге Италии.

    Что прежде всего поражает так это "исключительное сходство художественного содержания: образы очевидно заимствованного характера остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие до н.э. Это позволяет предположить существование единой идеологической системе, системы, которую можно назвать "пещерной религией". Поскольку рисунки находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры, исследователи признают, что мы имеем дело со своего рода святилищами.

    Самыми знаменитыми наскальными росписями можно назвать примеры наскальной живописи из пещер Альтамира и Ласко . Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.). Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария. После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался: рисунки Альтамиры всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании.

    История пещеры Ласко далеко не так драматична, как у Альтамиры, и открыта она была значительно позднее (в 1940 году), зато изображения в ней на несколько тысяч лет старше и более разнообразны. Все историки палеолитического искусства сходятся на том, что пещера в Ляско вовсе не жилье; это святилище. Одним из самых прекрасных портретов животного, причем не только палеолитического искусства, но всех времен, является так называемая «китайская лошадь». Название - это дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско.

    Композиция из пещеры Ласко: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле, по видимости мертвого, человека; его оружие, род копья с крюком, упирается в брюхо животного; подле человека (с клювом вместо рта) сидит на жердочке птица. Эту сцену обычно интерпретировали как сцену охоты. В 1950 г. Хорст Кирхнер предложил рассматривать ее как шаманское камланье.


    Скульптура. Открытие женских изображений, получивших прозвище пелеолитических Венер. Самые знаменитые – Венеры из Леспюжа, Виллендорфа (Австрия) и Лосселя (Дордонь). Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра). Точно определить религиозную функцию женских статуэток невозможно. Едва ли целесообразно предполагать в этих изображениях артефакты первобытных матриархальных обществ (т.е.. обществ, где доминирующее социальное положение занимали женщины). Вероятней всего, в них воплощалась женская сакральность и, следовательно, магико-религиозная сила женских божеств.

    Гипотеза французского археолога Андре Леруа-Гурана: прибегнув к топографическому и статистическому анализу, Леруа-Гуран заключил, что фигуры (формы, лица и т.д.) и знаки повсюду взаимозаменяемы; например, изображение бизона приравнивается к "ранам" или другим "женским" геометрическим знакам. Он отметил и парность женских и мужских знаков: например, бизон (женщина) – лошадь (мужчина). Расшифрованная в свете такого символизма, пещера превращается в мир, строго организованный и многозначный.

    Мегалитическая архитектура (Мегалит (греч. «большой камень») в период неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие - начало 1-го тысячелетия до н. э.) - это сооружения из больших каменных блоков, созданные без применения связывающего раствора.

    Традиционно различаются несколько типов мегалитических сооружений:

    - менгир - одиночный вертикально стоящий камень

    - кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг

    - дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

    Таула - каменное сооружение в форме буквы

    Трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня

    Сейд - в том числе сооружение из камня

    Каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями

    Среди древних монументов Британии ничто не может сравниться по своей известности со Стоунхенджем. Стоунхендж состоит из земляных сооружений окружающих круглую кладку больших менгиров. Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, показаны на плане цветом: серыми - для валунов песчаника (сарсена) и синими - для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это самый ближний каменный карьер. Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи - языческой королевы. Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту.

    Гипотеза философа Рене Генона. Согласно его трактовке большинство менгиров могут быть отнесены к разряду камней, рассматриваемых как "божественные жилища" или, иными словами, как носители некоторых "духовных влияний". Это олицетворение "Центра Мира", который совершенно естественно отождествляется с "божественным обиталищем".
    страница 1

error: Content is protected !!