Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII - XVI в. Куликовская битва. Начало возрождения Руси

РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVII–XVIII ВЕКА)

Основная характеристика периода

В XVII в. расширяются контакты России с западными странами, в том числе с государствами Юго-Восточной Европы, благодаря чему в Россию пребывает все больше иностранцев. Формируется первое "окно в Европу". Это был век расширения Русского государства во все стороны. На западе – воссоединение с Украиной, на юге – присоединение области Войска Донского, на востоке – присоединение Сибири, на севере – освоение районов, близких к Северному Ледовитому океану. Спокойное накопление мощи прерывалось бунтами: крестьянским под руководством Степана Разина, медным и в конце века стрелецким, связанным с борьбой за власть. Эти бунты не были такими страшными, как Смутное время, и царской власти удавалось их быстро подавлять. С присоединением Казанского и Астраханского ханств, Украины и Сибири Русь становится Россией , а жители ее уже могут быть названы россиянами , поскольку в состав России в большом количестве входит и нерусское население. Впрочем, русские всегда выступали в России как государствообразующая нация.

Период с конца XVII столетия до золотого века русской культуры (XIX в.) называют русским Возрождением , находя в русской культуре этого времени наиболее характерные черты эпохи Возрождения: двуединый процесс национального самосознания и одновременно приобщения к мировой культуре (В. В. Кожинов).

Такое понимание русского Возрождения хорошо вписывается в контекст общевозрожденческого движения. Возрождение возникло на юге Италии в XIV в. (Данте, Боккаччо, Петрарка). На север Европы – во Францию, Испанию, Англию оно пришло в XVI – начале XVII в. Еще дальше в Россию Возрождение пришло в XVII–XVIII вв. под непосредственным влиянием петровских реформ. Оно возникло не сразу на всей территории, а последовательно шло с запада и, начавшись в южной России, к концу XVII в. достигло центра. Многие деятели Возрождения в Великороссии были выходцами с Украины и Белоруссии, куда Возрождение пришло раньше. Это соответствует общему движению Возрождения, которое, возникнув в Италии, затем двигалось на север и на восток. И если в Западной Европе Возрождение кончилось в XVII в., переходя в следующем веке в эпоху Просвещения, то в России Возрождение окончательно утверждается в XVIII в., соединяясь с Просвещением. Реформы Петра I были подготовлены в XVII в., когда произошло присоединение Малороссии, укрепились отношения с западными странами и в Москве появилась обширная Немецкая слобода, которая произвела на жившего по соседству в Измайлове мальчика – будущего российского императора – огромное впечатление. Те культурные изменения, которые произошли в России в XVII в. и перешли во многом благодаря Петру в XVIII в., подготовили в дальнейшем золотой век русской культуры.

Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь становлением самодостаточной личности. В России, где не было развитого гражданского общества и торжества закона, это привело к становлению специфически русского явления – интеллигенции. Для эпохи Возрождения характерно обособление и увеличение веса светского искусства. То же происходит и в России: возникают светская литература и архитектура, парсуна в живописи. В Европе с эпохи Возрождения начинается развитие капитализма и становление нации. В России в эпоху Возрождения также начинается зарождение капиталистических отношений и становление национального самосознания, чему способствовали и внутренние причины.

В начале XVII в. Россия испытала губительный социальный и государственный кризис, в результате которого остро встал вопрос о соотношении государства и народа. В Смутное время царской власти или вообще не было, или она переходила из рук в руки нескольких конкурентов. В подобных условиях неизбежно возникал вопрос о том, что делать населению, кому служить и служить ли вообще. Те, кто не желал никому служить, пополняли шайки разбойников, которые, увеличиваясь в объеме, доходили до масштаба народного восстания против государства как такового и всей высшей элиты и установленных ею порядков. В качестве примера можно привести восстание под руководством Ивана Болотникова. Такую же функцию ниспровергателей существующих порядков выполняли казаки, роль которых на Руси в Смутное время резко возросла. Сторонники порядка выбирали себе одного из претендентов на престол: Лжедимитрия I, Лжедимитрия II, Василия Шуйского, польского царевича Владислава, польского короля Сигизмунда. Но были и те, кто осознал в условиях отсутствия твердой власти, что помимо дилеммы: не служить вообще или служить одному из претендентов на трон – существует альтернатива: служить родной стране, отечеству, русской земле. Это способствовало росту национального самосознания, пониманию того, что есть единая нация и единая страна, которую должен защищать каждый. Рост национального самосознания привел к возникновению освободительного движения под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Национальное самосознание было важно и в культурном отношении. Оно способствовало не только возрождению государства, но и русскому Возрождению в духовном смысле. На вершине русского Возрождения оно привело к созданию особого социального слоя – интеллигенции, призванной сыграть огромную роль в развитии России в последующие века.

Главный момент, отличающий русское Возрождение, как и Возрождение вообще, – усиление индивидуального личностного начала, которое проявляется во всех изображаемых событиях и произведениях. Происходит "открытие характера", внутреннего мира человека. Люди уже не делятся на абсолютно добрых или злых. Они становятся многообразными и изменчивыми, как разнообразен и изменчив окружающий мир. "Не бывает же убо никто беспорочен в житии своем" – говорится в хронографе 1617 г. Основу ренессансной лирики, по В. В. Кожинову, составляет единство личностного и национального. В эпоху Возрождения появляются нравственность, личный внутренний мир, личность в полном смысле этого слова.

Главные признаки русского Возрождения: появление новых видов и отраслей культуры – поэзии, парсуны, московского барокко, партесного пения, философии. В формальном смысле появляется авторство.

По утверждению Η. Н. Бахтина, "роль чужого слова, цитаты, явной и благоговейно подчеркнутой, полускрытой, скрытой, полусознательной, бессознательной, правильной, намеренно искаженной, ненамеренно искаженной, нарочито переосмысленной и т.д. в средневековой литературе была грандиозной. Границы между чужой и своей речью были зыбки, двусмысленны, часто намеренно извилисты и запутаны. Некоторые виды произведений строились, как мозаики, из чужих текстов".

Но вот человек вспомнил, что он создан по образу и подобию Бога, и решил возродить в себе божественный образ. Это и есть подлинное Возрождение, которое началось в XVII в. с украинского философа Григория Сковороды, а наибольшего развития достигло в конце XVIII в. у А. Н. Радищева в его "Путешествии из Петербурга в Москву". Без русского Возрождения не было бы золотого века русской культуры.

В середине XVII в. возникло движение ревнителей благочестия , которые предлагали "спасаться в миру", заводили школы и богадельни. Социальный элемент сближал это движение с европейской Реформацией. Но "боголюбцы" стремились к оцерковлению всего русского быта, в то время как Реформация двигалась в направлении обмирщения религиозной жизни. Из кружка "боголюбцев" вышли будущий патриарх Никон и главный его противник протопоп Аввакум. Когда Никон стал патриархом, он провел реформу русской церкви с целью приближения ее богослужения к обрядовой традиции других православных государств. Тех, кто не принял реформу Никона и придерживался в религиозной практике прежних правил и обычаев, стали называть старообрядцами. От четверти до трети населения сохранило верность древней традиции. Старообрядцы считали, что ничего в святоотеческих книгах исправлять не надо; напротив, во всех других странах все должно быть изменено в соответствии с правилами русской церкви.

Церковная реформа , разделившая народ на ново- и старообрядцев, была связана с тем, что, но мнению Никона, после воссоединения Украины с Россией и в предвидении дальнейшего расширения русских земель, следовало готовиться к созданию вселенской православной империи под эгидой русского государства. Различия между русским и греческим обрядами казались Никону препятствием к этому. Он решил унифицировать обряд, взяв за основу греческую практику, которая, кстати сказать, была введена на Украине и в Белоруссии. Реформа облегчила культурную ассимиляцию Великороссии и соединенных с нею других ветвей единой русской нации. Она также усилила влияние на Великороссию Украины, в которую возрожденческие тенденции проникли раньше.

В свое время культура распространилась из Киева на центральную Россию, теперь, в эпоху Возрождения, можно было говорить о второй волне влияния. В XVII в. было основано целое общежитие малороссийских ученых монахов в Андреевском монастыре, основанном в 1648 г. на берегу Москвы-реки близ Воробьевых гор (назван по находящейся в нем церкви Андрея Стратилата). Именно эти монахи приняли активное участие в переводе и исправлении богослужебных книг, в развитии просветительского и книжного дела в России. При монастыре была образована школа. В 1764 г. монастырь был упразднен.

Петр I, по словам А. Тойнби, "всколыхнувший нечеловеческим усилием всю Россию", ответил на польско-литовское давление, достигшее пика в Смутное время, когда поляки оккупировали и два года (с 1610 по 1612) удерживали Москву. Преобразования Петра I в культурном отношении не были переворотом в полном смысле слова. Европейский Ренессанс достиг пределов русского государства еще до рождения Петра, а первый театральный спектакль в России прошел в год его рождения. После Смутного времени на Печатном дворе (единственной тогда русской типографии) и в московских приказах (особенно в Посольском, имеющем дело с иностранцами) образовался круг людей, для которых литературная работа стала основной профессией. Это была как бы протоинтеллигенция, в конце русского Возрождения ставшая полноценной интеллигенцией.

"Чтение книг вошло у нас в великое употребление: ибо ныне не только просвещенное науками благородное общество, но и всякого звания люди с великою охотою в том упражняются: чего ради и выходит в публику немалое количество разного сочинения книг, наполненных или нравоучениями, или служащих для увеселения и препровождения от тоски праздного времени, которые охотно читают и самые поселяне, обучавшиеся грамоте, которых ныне уже довольно". Эти слова принадлежат писателю конца XVIII в. Матвею Комарову.

До Петра русский Ренессанс был в основном словесным, гуманитарным, Петр же придал ему практическую направленность. Поэтический "музей слов" Симеона Полоцкого дополняется Кунсткамерой, реальным музеем монстров и курьезов. При Петре были созданы флот, общедоступный театр, Академия наук, парки и парковая скульптура. Произошла секуляризация культуры. Петровские преобразования в культурном отношении ценны тем, что дали возможность развиваться русскому Возрождению в полном объеме. Главное культурное событие русской империи – появление интеллигента .

Хотя интеллигенция в полной мере сформировалась только в XIX в. с выходом на арену разночинцев, начало ее породил указ Петра III от 1762 г., по которому дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. Тем самым из среды дворянства теперь могли выделяться свободные образованные люди, не являющиеся ни воинами, ни чиновниками. Они и создавали интеллигентские кружки. В интеллигенте соединились европейская образованность с русской сострадательностью и отзывчивостью. Недаром слово "интеллигенция" во всех словарях обозначается как специфически русское. Первым русским интеллигентом, по словам Н. А. Бердяева, был А. Н. Радищев, без которого не было бы великой русской литературы (а если выйти за рамки культуры, то, может быть, и русских революционеров тоже). Ф. М. Достоевский писал, что все мы (имея в виду писателей второй половины XIX в.) вышли из "Шинели" Гоголя. Но из чего вышла (была сшита) гоголевская "шинель"? Той боли за простого человека не могло бы возникнуть, если бы до Гоголя не было "Путешествия из Петербурга в Москву". Так что вся русская литература XIX в. – от Η. М. Карамзина до Л. Н. Толстого – это следствие "Путешествия" Радищева. Или, если сказать иначе, "Путешествие" Радищева и великая русская литература имеют один источник, коренящийся в специфически русской интеллигентности, – таланте сострадания и сочувствия к человеку как таковому. Таким образом, русская интеллигенция, в которой соединились европейская образованность с русским сочувствием, стала источником великой русской литературы XIX–XX вв.

Термин "интеллигенция" (лат. intelligentia, intellegentia – понимание, познавательная сила, знание), включенный в литературный обиход писателем П. Д. Боборыкиным в 1860-е гг., из русского перешел в другие языки. Стало быть, он обозначает российское явление – наличие большого числа образованных людей, находящихся в оппозиции к государственной власти (никто не причислит к интеллигенции Бенкендорфа). Интеллигенция в России – это посредница между государством и народом в условиях, когда нет самостоятельных законодательных учреждений и не действует закон как таковой. Русский человек внутренне свободен. Его свобода идет от широты Великой русской равнины. Уже при Ярославе Мудром Русь территориально превосходила всю Западную Европу. Чтобы внедрить необходимую организацию на таком обширном пространстве, требуется давление сверху, государственный авторитаризм. Но тогда становится необходим посредник, заменяющий отсутствующие социальные институты, – его роль и выполняет интеллигенция. Первым, кто открыто осуществил эту функцию, был А. Н. Радищев.

Смутное время показало слабость русского государства. Необходимость сопротивляться давлению Запада привела к русскому Возрождению и достойному ответу Петра I. Русские взяли у Запада то, что им было нужно для победы над ним, и реванш Петра I состоялся. Энергии Петра хватило на два века, а затем, после поражения в Крымской и Японской войнах, понадобился новый ответ на вызов. В диалектике внутренней свободы русского человека и внешней его организации таится разгадка того парадокса, о котором писал Н. А. Бердяев: "Почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность?"

Интеллигенция появилась под влиянием секуляризации литературы и, в свою очередь, способствовала ей. Как русскому человеку интеллигенту свойственна широта, как представителю гонкого культурного слоя интеллигенции – сострадание. Вот две основные черты русского интеллигента.

А. Ф. Лосев, размышляя о природе интеллигентности, писал: "Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования... ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него... Интеллигентность – это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное".

Начавшись с А. Н. Радищева, про которого Екатерина II сказала: "Это бунтовщик, хуже Пугачева", но который революционером не был, русская интеллигенция способствовала революции 1905 г., что ей поставили в вину "веховцы", а затем и революции 1917 г.

Тема урока: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.

Цель: используя современные образовательные технологии создать у учащихся возможность познакомиться с возрождением культуры Руси на основе национального подъёма, вызванного победой в Куликовской битве.

Задачи урока:

1.Образовательная: познакомить учащихся с выдающимися достижениями культуры Руси 13-14 веков, показать важность сохранения культурных памятников истории нашей страны

2.Развивающая: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; продолжить развитие умений, работать с заданиями в форме ОГЭ; находить ответы на вопросы в учебнике.

3.Воспитательная: воспитывать чувство толерантности, патриотизма.

Виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, проблемно-поисковая.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевать целостными представлениями о культурном пути Руси; описывать и оценивать памятники материальной и художественной культуры, объяснять их значение; характеризовать основные жанры литературы XIII-XIV вв.; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;

Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение искусства в жизни человека.

Оборудование: Учебник История России А.В.Торкунова часть 2. «Просвещение» 2016 Проектор. Презентация «Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.» Карта «Русь 12-15вв» Рабочая тетрадь. И.А.Артасов, А.А.Данилов и другие. «Просвещение» 2016 Индивидуальные задания. Сообщения учащихся. Задания. Предметы из школьного музея (рушник, корзинка, глиняный горшок…)

Тип урока: усвоение новых знаний.

План урока

1. Начало возрождения культуры в русских землях.

2. Книжное дело, летописание.

3. Устное народное творчество, литература.

4. Зодчество.

5. Живопись.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний

1. Игра-повторение. Я зачитываю депеши, а вы отгадываете, кто, кому и по какому случаю их мог послать…

1. «Хочу восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над Русскими землями»? /Мамай/

2. В битве с Мамаем нас поддерживает церковный деятель, основатель Троице -Сергиева монастыря? /Сергий Радонежский/

3.Осмотрел я местность, приказал переправить свои полки на правый берег реки? /Дон/. 4.Пространство между Доном и рекой Непрядвой называлось? /Куликово поле./

5.Татар он с Руси прогнал. Слава добрая за ним до наших дней живёт. И князя этого народ нарёк? /Донским/

Вопрос? О каком событии идёт речь? Найдите и назовите подтверждения (слайд) Позади у воинов Непрядва, Слева - затуманившийся Дон И простор великий только на два, Только на два стана разделён. Вот сейчас - не в дальней дали где-то Здесь сойдутся, как гроза с грозой... Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир-Мурзой

2.Устный опрос. - Москва – центр объединения северо-восточных земель. Какие факты об этом свидетельствуют? (запрет междоусобиц, отразила литовского князя Ольгерда, роль Сергия Радонежского)

Куликовская битва и её значение. - Событие 1382 года.

Каковы причины и последствия похода Тохтамыша на Москву?

III . Мотивационно-целевой этап

Определим тему урока. В этом нам поможет высказывание Владимира Солоухина (слайд) «Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти!» И предметы из школьного музея.

Памятники культуры учёные иногда называют памятниками истории. Справедливо ли это? Не противоречит ли истине? Попробуем ответить на эти вопросы на нашем уроке.

Тема урока: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в. (записывают в тетрадь) (слайд)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Какие цели мы ставим на сегоднешнем уроке?

Как мы можем достичь поставленной цели?

Проблемный вопрос: (слайд) Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

IV . Открытие нового материала

1. Начало возрождение культуры в русских землях

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси? (Ответы учеников)

После нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

«Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени.

Ответьте на вопросы п.1 § 22 учебника. (Проверка выполнения задания)

Работая с п.1 § 22 учебника, предположите, какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры. (освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии, усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси, идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством)

2. Книжное дело, летописание

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи. Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. (слайд)Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов. В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше. (слайд)

Работа в группах:

1 группа - Заполните схему «Материал для письма». В скобках укажите века их внедрения.

2 группа - Заполните схему «Изменение типа письма». В скобках укажите века их внедрения.

Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись.

Попробуйте написать по одной букве каждым типом письма.

Какой тип письма наиболее простой в написании?

Вспомните, для чего применялся устав

Предположите, для чего применялась скоропись.

В XII-XIII вв. существовали те же литературные жанры, что и во времена Киевской Руси, а вот число произведений выросло во много раз. Во время политической раздробленности возникло множество летописных центров: Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Галич, Рязань, Ростов, Суздаль и др.

Почему летописи являются важнейшими источниками по истории Руси? (Ответы учеников)

Авторами хроник в Киевской земле были не только монахи, но и светские люди. Так, киевский боярин Пётр Бориславич, человек близкий к киевским князьям, составил как предполагают, свод 1146-1196 гг. Он включил в текст свои личные впечатления, письма Изяслава и его противников и союзников, договоры. Киевский свод содержал яркие описания личностей многих русских князей. В целом получился увлекательный рассказ, который был одновременно и военской повестью, и походным дневником, и романом в письмах.

Из северорусских письменных источников мы узнаём о новгородских и псковских вольностях, междоусобных войнах, в которых северные республики принимали участие. Новгородско-псковским хроникам было присуще внимание к бытовым деталям. Они подробно описывали наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен, башен и т.д.

3. Устное народное творчество, литература

Наивысшего расцвета достиг в 14 веке былинный героический эпос.(стр 63) Сохранились былины Былины: -сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей); -достаточно большой объем; - герои - лирические богатыри. (слайд)

Вспомните былины о Садко. Как вы полагаете, почему в Новгородской земле появились именно такие герои? (Ответы учеников)

Работая с п.3 § 22 учебника, определите, какие новые литературные жанры стали популярны в XIII-XIV вв.

Появился и такой новый жанр устного народного творчества, как исторические песни . Главными героями здесь были обычные люди, которые боролись с захватчиками, либо девушки, попавшие в ордынский плен.

Примером таких песен является «Песнь о Щелкане», в которой рассказывается о восстании жителей Твери в 1327 году против баскака Щелкана.

Вспомните, кто такой баскак (это представитель ордынского хана на Руси)

Песня так описывает поведение Щелкана:

Брал он, млад Щелкан,

Дани-невыходы,

Царские невыплаты.

С князей - по сто рублей,

С бояр - по пятидесяти.

У которого денег нет,

У того дитя возьмёт;

У кого дитяти нет,

У того жену возьмёт;

У кого жены нет,

Того самого головой возьмёт.

Ещё один пример исторических песен – «Песнь об Авдотье Рязаночке»,которая освободила из плена ордынцев жителей Рязани и возродила город.

Основными жанрами в литературе Руси XIII–XIV веков стали воинская повесть и жития святых .Воинские повести основывались на реальных исторических фактах и рассказывали о боевых подвигах русского народа, а жития описывали жизнь и заслуги выдающихся деятелей русской церкви и князей, причисленных к лику святых.Одним из таких памятников русской литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате.

В основу этой повести легли подлинные события 1237 года, когда войско Батыя взяло Рязань и убило много горожан и княжескую семью.Уцелевшие жители собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат « И погнались вслед безбожного царя… И начали сечь без милости.И смешались все полки татарские. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали.»

Одними из самых известных и популярных жизнеописаний того времени являются “Житие Александра Невского” и “Житие Михаила Тверского”.Восхваляли Александра Невского здесь, например, за победу на Чудском озере:

«…И возвратился князь Александр с победою славною,

и было много пленных в войске его,

и вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”»

В чём отличие былины от исторической песни? Стр.58 учебник

ФИЗМИНУТКА (Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

РАБОТА С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ И УЧЕБНИКОМ Рабочая тетрадь, страница 96, учебник страница58-59 Заполнить таблицу «Устное народное творчество».

4. Зодчество. (слайд)

Представьте, что мы совершаем экскурсию по Золотому Кольцу России. Поможет нам воссоздать облик древнерусской архитектуры мультимедийная презентация.

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («Липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке нов новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор.

Архангельский собор. (Сообщения учащихся)

Новый Московский Кремль (Сообщение учащихся)

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы.

Особенности зодчества Пскова (слайд)

В тридцати километрах севернее Курска в местечке Свобода находится один из первых монастырей в курском крае - Святыня земли курской - Коренная Пустынь. Основание Коренной пустыни восходит к XIII веку. Предание гласит, что однажды в 1295 году некий охотник, житель города Рыльска, проходя берегом реки Тускари, обнаружил у корней дерева (отсюда название пустыни - Коренная) лежащую ликом вниз икону Богоматери «Знамение». Так была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская – Коренная, сыгравшая большую роль в истории курского края.

Охотник с несколькими товарищами построил на месте явления иконы деревянную часовню. Об этом событии узнал Рыльский князь Шемяка, который велел перенести икону в Рыльск, но она чудесным образом возвратилась обратно в часовню. К иконе часто приходил молиться священник по имени Боголюб. Однажды на него напали татары, сожгли часовню, а явленный образ Богоматери раскололи на две части и бросили их в разных местах. Священника увели в плен. Через много лет он сумел вернуться на родину и стал искать рассеченную икону. Найдя обе части, он сложил их вместе, и икона тотчас соединилась и стала совершенно целой. Слава о чудесной иконе дошла до царя Федора Иоанновича, который повелел устроить на месте явления иконы обитель.(слайд)

Предлагаю учащимся отметить самый понравившийся памятник архитектуры и объяснить свой выбор. Какие особенности русской культуры XIII–XIV веков в нём прослеживаются? (Ответы учеников)

Посмотрите на парты. Что вы там видите? (Картинки с изображением памятников). Вам необходимо определить, из какого он города и кто его автор и как называется. Эти сувениры вы оставите у себя и спросите родителей, знают ли они эти памятники культуры.

5.Живопись.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. (Сообщение учеников) (слайд)

Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий порядок, образовали единую композицию.

Работа с учебником стр. 61и Презентацией (слайд)

Описание иконы Донской Божьей Матери.

Что нового внёс в изображение Феофан Грек?

Работая с историческим документом на с. 62 учебника, ответьте на вопросы после него

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

Возвращение к проблемному вопросу поставленному в начале урока.

Русь отличает стремление к коллективности творчества, соборности, в то время как в Европе проявляется стремление к индивидуальности личности, искусство рано приобретает светские черты, поэтому там произойдет взлет человеческого гения в эпоху Возрождения. Русь же будет отстаивать свой путь развития. Православие вплоть до XIX века останется главной доминантой русской культуры

V .Подведение итогов урока

Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал

Выполнение тестовой работы.

VI . Рефлексия

Упражнение «3+1»: назвать три своих удачных действия на уроке и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

VII . Домашнее задание: п.22,

Рабочая тетрадь задания №2,3,6. Задания для самоконтроля.

Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

VIII . Закрепление:

Рабочая тетрадь задание №1

Этот урок я хочу закончить стихотворением Леонида Зеленского


Как русская душа она бездонна,
Понять её нельзя пытаться вскользь.

От чувства совести она неотделима,
Славянской веры, ценностей её,
Она как воздух нам необходима,
Как благодатное целебное питьё.

Культура русская щедра и многолика,
Разнообразна, как природная краса,
Талантами и мудростью велика,
И необъятна словно небеса.

Её всечеловечность помогает
Объединять народы матушки-земли,
А искренность сердца их согревает,
Как днём весенним в небе журавли.

Культура русская богата, животворна,
Духовностью пропитана насквозь,
Как русская душа она бездонна...
С ней никогда не буду жить я врозь.

Тест по истории Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV века, 6 класс

1 вариант

1. С какого времени, по мнению историков, после нашествия Батыя началось возрождение культуры в русских землях?

1) с начала XIII в.
2) со второй половины XIII в.
3) с начала XIV в.
4) со второй половины XIV в.

2. Новый материал для письма - бумага - заменил другой, более дорогой материал, который использовался ранее. Это

1) береста
2) пергамент
3) тростник
4) глиняные таблички

3.

А) летопись
Б) былина
В) устав
Г) эпос

Значение

1) тип письма, форма кириллицы с чётким геометрическим ри­сунком букв
2) совокупность произведений на­родного творчества
3) русская народная эпическая песня о богатырях
4) запись исторических событий по годам

4. Установите соответствие между литературными произведениями и городами, в которых они были созданы.

Произведения

А) Песня о Щелкане
Б) Былина о Садко

1) Новгород
2) Рязань
3) Тверь

5. Когда после нашествия Батыя возобновилось каменное строительство в русских городах?

1) в конце XIII в.
2) в начале XIV в.
3) во второй половине XIV в.
4) в начале XV в.

6. При сооружении новых зданий в Московском княжестве зодчие ориентировались прежде всего на архитектуру

1) Киева
2) Владимира
3) Новгорода
4) Рязани

7. Церковь Фёдора Стратилата, церковь Спаса Преображе­ния на Ильине улице - это памятники архитектуры го­рода

1) Новгорода
2) Москвы
3) Киева
4) Рязани

8. Известный иконописец Феофан Грек приехал на Русь из

1) Италии
2) Византии
3) Франции
4) Китая

9. Укажите произведение Феофана Грека.

1) фрески Успенского собора Владимира
2) иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
3) икона Владимирской Божьей Матери
4) киевская икона Богородицы Софии

10. В какое время в культуре Руси оформились иконостасы?

1) в первой половине XII в.
2) в начале XIII в.
3) в конце XIV в.
4) в начале XV в.

2 вариант

1. В чём выразился урон, нанесённый Батыевым нашестви­ем русской культуре?

1) появлении новых традиций, заимствованных на Востоке
2) развитии языка, появлении новых слов
3) исчезновении отдельных видов ремесла
4) складывании единства Русской земли

2. Новым материалом для написания книг, который ввозили на Русь с XIV в., была

1) береста
2) глина
3) бумага
4) каменная плита

3. Установите соответствие между термином и его значением.

А) эпос
Б) летопись
В) житие
Г) полуустав

Значения

1) жанр древнерусской литературы, рассказывающий биографии святых
2) форма кириллицы, которая исполь­зовалась с XV в., пришла на смену уставу
3) совокупность произведений народно­го творчества
4) исторический жанр произведений, представляющий собой погодовую запись событий

4. Установите соответствие между героями древнерусской литературы и городами, в которых появились произведения о них.

А) купец Садко
Б) Житие Михаила Ярославича
В) «Повесть о разорении Батыем…»

1) Тверь
2) Рязань
3) Новгород

5. Единственной постройкой конца XIII в., созданной после нашествия Батыя и сохранившейся до настоящего време­ни около Новгорода, является

1) церковь Фёдора Стратилата
2) церковь Спаса Преображения
3) церковь Николы на Липне
4) Изборская крепость

6. Единственный в XIV в. белокаменный Кремль в Северо­-Восточной Руси был построен в

1) Новгороде
2) Москве
3) Рязани
4) Тамбове

7. Чтобы подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы, зодчие Москвы строили здания в стиле архитектуры города

1) Новгорода
2) Рязани
3) Владимира
4) Пскова

1) Сергий Радонежский
2) Феофан Грек
3) Симон Ушаков
4) Дионисий

9. Новой чертой оформления русского храма в конце XIV в. стало появление

1) скульптур
2) витражей
3) мозаики
4) иконостаса

10. К особенности культурного возрождения Руси в отличие от Возрождения в Европе относится

1) необходимость реформирования правил церковного бого­служения
2) критика папы римского и его окружения
3) культурное сближение Русских земель, национальный подъём
4) возрождение языческих культов

«Материал для письма»

«Изменение типа письма»

Русь XIII века. В 1237-1240 гг. в пределы русской земли «посекая людей как траву» вторглись полчища монголо-татар.

Враг разорил большую часть Руси, а также Галицию, Волынь, Польшу, Силезию, Моравию и Венгрию. Было разрушено 49 русских городов. На месте прекрасных городов оставались развалины и пожарища, на месте деревень – пепелища. Врываясь в города, захватчики в считанные дни уничтожали то, что создавалось десятилетиями: дворцы и терема, храмы и жилые строения. Не успевшие спрятаться в лесах горожане и сельские жители безжалостно истреблялись или угонялись в плен, в рабство. Многие ремесла пришли в упадок. Русь была вынуждена платить дань Золотой орде. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги («серебро»). У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника.

Монголо-татарское нашествие в Самарском крае. Не избежал разорения и Самарский край. В нем враги встретили жестокое сопротивление. По преданию, на их пути оказался хорошо укрепленный Муромский городок (настоящее название неизвестно). Его окружали глубокие рвы и высокие земляные валы. Защитники города были хорошо вооружены. Не один раз бросал хан Батый все свои силы на приступ города. Но люди не сдавались. Однако силы были не равны. Город пал, был разрушен и сметен с лица земли. Все жители были убиты.

Нашествие монголо-татар внезапно прекратило блестящий расцвет культуры Руси. И прошло немало времени, прежде чем освободившиеся русские люди стали творить как раньше.

Культурная деятельность русских монастырей XIII века. В тринадцатом веке на Руси в монастырях создается немало летописей. В них записывали все главные события страны. Летопись – описание событий по годам. Из этих летописей мы узнаем историю нашей Родины – России. Начинается создание литературы прославляющей ратный подвиг русских людей. Наибольшую известность получило «Сказание о житии Александра Невского» . Оно повествует об истории Руси и судьбе великого полководца.

В монастырях Ярославля, Новгорода, Москвы за XIII век было написано немало икон. Христос, Апостолы, Пророки, Мученики и Святители приобретают черты человека. Известно имя одного из иконописцев, который творил в Новгороде в это время. Подпись Алексы Петрова былаобнаружена на иконе святого Николая Липного.

Музыка XIII века. В тринадцатом веке музыкальное искусство включало два направления: народное и духовное.

Народное творчество скоморохов по-прежнему необходимо было русским людям. Их песни, танцы и шутки сопровождали княжеские пиры. Появляется театр петрушки, в котором веселый и предприимчивый персонаж храбро решает все проблемы.

Особую известность приобретает жанр исторической песни. Часто по деревням и селам скоморохи пели историческую песню «Сказание о граде Китеже» . В песне говорится о древнерусском, «чудном» городе. Он стоял на берегу озера Светлояр. Напали враги на город. Защитники все погибли у стен своего города. Хан Батый приказал сжечь его утром. Но когда солнце поднялось, никакого города на берегу уже не было. Он опустился ночью на дно озера, чтобы избежать разорения и огня.

В XIII веке развивается храмовая музыка, или, как ее принято называть - духовная музыка . В храмах пели не только русские певцы, но и греческие, болгарские.

Каменное строительство на Руси XIII века. На Руси ведется каменное и храмовое строительство. Многие русские города на окраине страны, такие как Киев и Владимир, были разрушены. Строительство вели в основном в центре страны. Русские зодчие использовали все достижения своих предков. Крепли русские города Тверь и Москва.

Таким образом, несмотря на огромные потери, которые понесла Русь в XIII веке, но страна сохранила единство народа, языка и культуры.

1. Прочитай текст рассказа и ответь на вопрос. Как повлияло монголо-татарское нашествие на русскую культуру XIII века?

2. Расскажи о русском искусстве XIII века (литературе, иконописи, музыке, архитектуре).

Русская культура XIV века

Русь XIV века. В четырнадцатом веке началось постепенное возрождение Руси. Восстанавливается сельское хозяйство и развивается ремесло. Если в тринадцатом веке на Руси количество ремесел равнялось 90, то в четырнадцатом веке их было более 200.

Начинается возвышение Москвы, а вместе с этим и возрождение русской культуры. Московское княжество окружено лесами. Врагу трудно было дойти до Москвы. Московским князем стал Иван Данилович (1325-1340). Народ дал ему меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную суму для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во–первых, удалось ему скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Он покупал села и города, увеличивая свои владения. В наследство своим сыновьям он оставил почти сто сел и городов. Во–вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита известен как князь-строитель. При нем Москву обносят крепким дубовым Кремлем, сооружают дворец самого князя. Возводит князь новые каменные соборы.

Расширяя и укрепляя свое княжество, Иван Калита начал объединение вокруг Москвы русских земель. Это объединение продолжили его дети и внуки. Начинается возрождение русской культуры.

Сергий Радонежский. В XIV веке Русь одержала решающую победу за свое освобождение на Куликовом поле. Перед тем как отправиться на бой Дмитрий Донской взял благословение у Сергия Радонежского - основателя Троицкого монастыря под Москвой.

По свидетельству современников, Сергий Радонежский предсказал победу русского войска и воодушевил мужеством князя и его дружинников. Он страстно выступал за объединение Руси. Сергий стремился примирить враждующих русских князей и сплотить их для борьбы с Ордой. Необычно, согласно одному из преданий, закончилась жизнь Сергия Радонежского. Убедившись, что он не в силах искоренить зло на земле, ложь и недостатки людей, он дает клятву замолчать и ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Сергий Радонежский так и умер в безмолвии, но память о великом русском деятеле жива. После его смерти он был причислен к лику святых на Руси.

Русские монастыри XIV века. В монастырях жили монахи – люди, которые посвятили свою жизнь Богу.

Они сообща владели строениями и землей. Возглавлял монастырь настоятель. Сначала монастырь был маленьким и бедным: деревянная церковь и несколько келий (комнат) для немногочисленных монахов. Жили они в больших трудах и лишениях. Бывало, не имелось ни куска хлеба и приходилось несколько дней голодать.

В монастыре были свои строгие правила – устав . Человек, принятый в монастырь, должен был их выполнять. Со временем он становился монахом, при этом отрекался (отказывался) от всего, что его окружало прежде. Даже имя менял. Все монахи были равны и называли себя братьями, лишь к настоятелю почтительно обращались: отец.

Монахи в монастыре жили трудом рук своих: возделывали огороды, растили хлеб, пасли скот. Даже ложки и ножи они делали сами. Сами рубили в лесу деревья и строили церкви и жилые помещения. Грамотные монахи переписывали церковные книги и летописи, некоторые писали иконы. Так в трудах и молитвах день за днем проходила жизнь монахов.

1. Почему Москва в четырнадцатом веке становится центром русской культуры?

2. Объясни, кто такие монахи? Что такое монастырский устав? Расскажи о деятельности Сергия Радонежского.


Похожая информация.


Культура русского возрождения.

С XIV века идея объединения русских земель становится доминирующей. Об этом говорит рост национального самосознания, что в немалой степени способствует расцвету русской культуры, это период синтеза локальных культур, государственно-политических институтов, собирание и осмысление ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития. XV – XVI века – это время не только формирования единого русского государства, но и время становления русского национального характера. Для русского национального характера характерно проявление негативных крайностей. Большинство исследователей обозначают их как два начала: святого, человеческого и звериного. Наличие этих двух начал объясняется рядом культурологов тем, что русский человек не прошел трудностей морального выбора, взяв сразу из византийского православия идеал аскетизма и святости. Такая моральная позиция человека, не искушенного жизненными соблазнами, может легко вызвать переход на противоположные позиции, легко свалиться в отрицании морали вообще (отсюда русская смута XVII века, безнравственность нашего времени). Еще одна особенность: ненависть ко всему формальному и официальному, ко всему бюрократическому. Русский человек готов получить отказ и потерпеть неудачу, если с ним хорошо поговорили. Одним из отрицательных последствий этого качества является пьянство, распространенное в русском народе веками. Это способ дойти до такой степени расслабленности, при котором любая социальная форма в отношениях людей уходит прочь и позволяет общаться напрямую, на стыке душ, без оглядки. Еще одна черта: патриотизм, никогда в прежней истории, ни при каких режимах не оспаривался. Постоять за Отечество, пожертвовать собой ради Отечества – были главной ценностью русской нации. И только сегодня лозунги патриотизма и демократии разделились. Это привело к появлению национал-демократических движений, лишило демократию народной поддержки, в моральном плане позволило проявиться тем самым звериным чертам русского народа: частое присвоение общественных богатств, воровство, расхищение национального достояния, раболепие перед заграницей, работу на себя государственных чиновников, не прикрытые цели наживы наших предпринимателей и бизнесменов, сострадательность, чувство справедливости. Справедливость имела также негативные черты в русском народе, так как всегда вела к фактическому равенству по принципу «не то плохо, что моя корова сдохла, а что она у соседа жива», отсюда анекдоты, негативное отношение к новым русским.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII- XIV В.

Вопросы в тексте параграфа

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

Освоение новых территорий, объединение земель вокруг Москвы, десятилетия отсутствия набегов Орды, успехи в хозяйственном развитии способствовали возрождению русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. В культурном развитии Руси начался период переосмысления роли русского человека, его мироощущения и жизни в едином русском государстве.

Что такое эпоха Возрождения?

Эпоха Возрождения или Ренессанса представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

В этот период на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно, от этого и происходит термин «Возрождение». По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения. Быстрыми темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. На новый уровень выходят литература, живопись, музыка. Закладывается основа будущих значимых научных теорий и открытий.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага

Около 1100 года производство бумаги было завезено в Испанию маврами, впервые появляется бумажная мельница в Хативе (Испания). Также в X-XI веках бумага уже активно использовалась в скрипториях Византии.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

В чем вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Каменный храм, заложенный в 1292 году, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей - церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий. Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке церкви Николы в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.

Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков.

В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского периода храм Николы отличается легкостью, нарядностью и торжественностью форм. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Феофан стал признанным мастером в Византии, но его искусство «переросло» строгие византийские каноны. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Многие талантливые люди Византии того времени стремились уехать в Италию, где зарождалась эпоха Возрождения. Феофан так же мог уехать в Италию, но не смог отказаться от своей православной веры и поехал реализовывать свои творческие амбиции на Руси.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено и неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.

Конечно живопись Феофана Грека была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.

  • освоение новых территорий;

2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII-XIV вв.?

В устном народном творчестве XIII-XIV веков наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос. Создатели обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

Наряду с героическим эпосом, былинами, сформировался новый жанр устного творчества – исторические песни. В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.

Повесть о разорении Рязани Батыем посвящена реальному историческому событию, поражении русских князей и о разорении Рязани ханом Батыем. Все герои повести - реальные исторические персонажи. Евпатий Коловрат показан в образе былинного богатыря, уважение к подвигу которого выказал даже сам Батый. Произведение создано в жанре военной повести и прославляет героизм русских людей, их веру, стойкость, готовность к самопожертвованию ради своей страны.

4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.

Русское зодчество конца XIII-XIV века развивало и переосмысливало традиции Древней Руси. Именно в этот период возникла национальная русская архитектура, потому что появились первые русские зодчие, способные самостоятельно вести строительство. Также в этот период увеличилось количество построек, и особенно каменных зданий. Русские мастера выбирали место для строительства, учитывая окружающий ландшафт.

Памятники русского зодчества в основном рассказывают о мире средневекового православного человека. Все они строились по единым канонам – храмы были крестово-купольными. Венчал храм крест. Несмотря на каноны на Руси сложились уникальные архитектурные школы. Так, для владимиро-суздальской архитектуры были характерны резьба по камню, аркатурные пояса из полуколонн. Новгородскую архитектурную школу отличала простота и строгость форм и внутреннего убранства, отсутствие резных элементов.

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. Построен Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля. Все здания в Москве возводились в духе традиций владимирского зодчества (пышность, торжественность), что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Своеобразием отличалось зодчество Пскова. Поскольку эта земля находилась на окраине Руси, то распространение получило именно оборонное строительство. Примером тому служит каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. Вся архитектура самого города Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?

Полное название церкви - Собор Спаса Преображения на Бору. Это монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Сама история праздника Преображения Господня предполагает наличие горы или холма, поэтому храмы, посвящённые этому празднику, стараются строить на возвышенности. Стоял он на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал.

6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в.

В конце XIV века самым известным художником считался Феофан Грек. Его работы - фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, в частности фреска Спасителя на куполе церкви, Икона Донской Божьей Матери, Иконостас Благовещенского собора стали шедеврами конца XIV века. В начале XV века в русском живописном мире появляются новые имена – Андрей Рублев, Дионисий.

7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Монументальная живопись пришла на Русь в конце десятого века вместе с христианской верой. Князья возводили храмы и церкви, которые требовалось расписывать и украшать иконами. Своих мастеров ещё не было, и волей-неволей приходилось приглашать греческих художников. Так византийская школа живописи и церковные каноны надолго вошли в культуру древней Руси. Однако, после свержения монголо-татарского ига сложились, наконец, свои, русские традиции изобразительного искусства.

С начала двенадцатого столетия начинается период политической раздробленности на Руси. Именно тогда начинает складываться самобытная русская школа иконописи и монументальной живописи. Княжества были разделены, Русь потеряла культурные связи с Византией, и поэтому в каждом городе искусства развивались независимо друг от друга и внешнего мира. Культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Там греческие каноны приобрели новый, самобытный вид. Иконопись обрела монументальный и торжественный вид, но потеряла плавность линий византийской техники. Одним из таких шедевров является икона св. Дмитрия Солунского.

Следующий период знаменуется монгольским владычеством. Русь по сути была изолированной. Культура пришла в упадок. Новые церкви почти не строились, и поэтому искусство мозаики и фрески уступило место иконописи. И только в Новгороде, куда не дошли разорительные орды кочевников, сохранилась и даже продолжала развиваться живопись. Некоторые учёные считают, что новгородская иконопись 13-15-ых веков просто упростила византийские образцы: изображаемые образы потеряли объём, стали простыми и грубоватыми. Считается, что именно так живопись обрела национальный колорит. Новгородские иконы этого периода отличаются более выразительными, эмоциональными образами. Также в них прослеживается европейское влияние. Линии фигур стали жёсткими, цвета контрастными, преобладает красный фон. Примером новгородской иконописи 13-15-ых столетий является икона «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием».

После освобождения от зависимости от Орды и объединения Руси наступило время расцвета и возрождения культуры. На русскую живопись оказали своё влияние новгородская школа, работы таких великих мастеров, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. В этот век окончательно сложилась настоящая русская школа живописи. Ей свойственна смесь византийского искусства с национальным колоритом.

Работаем с картой

Рассмотрим карту на странице 27 атласа

1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в.

Названия городов, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в . подчеркнуты синим цветом. Это Тверь, Москва, Коломна, Великий Новгород, Псков.

2. Покажите на карте города, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Названия городов, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания подчеркнуты зелёным цветом. Это Ростов, Суздаль, Псков и Москва.

Изучаем документ

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени?

Феофан Грек был гением в живописи и как положено всем гениальным художникам он не просто делал роспись, он творил. Автор текста о Феофане Греке подчеркивает именно умение художника создавать картину сначала в своей голове, а потом воплощать ее на холсте или штукатурке храма. Феофан свои картины творил, а не копировал. Этим он, по мнению автора, отличался от большинства художников того времени. В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Страстное, вдохновенное искусство Феофана Грека первоначально было созвучно мироощущению русских людей и, несомненно, оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников. Они начали творить. Высокое мастерство Феофана, его умение подчинять многофигурные росписи храма единому замыслу, живой динамизм и психологическая глубина созданных им образов нашли отклик и у русских мастеров.

Правда, тема сурового аскетизма, которую столь блестяще разработал византийский мастер, не получила дальнейшего развития. Она не соответствовала новым настроениям русского народа, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызывало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII-XIV вв. вы можете указать?

Развитие культур Руси и стран Западной Европы в XII-XIV веках условно можно назвать одним общим словом – Возрождение. Вернее, этот период знаменуется началом эпохи возрождения культуры, переосмысления места человека в мире, роли церкви и государства.

Конечно же развитие культуры на Руси и в странах Западной Европы шло своими собственными путями, однако есть и некоторые общие тенденции. Например, в европейской литературе начинает прослеживаться тенденция к развитию так называемой «городской» или «крестьянской» литературы, которая по сути является народной песней, записываемой на бумаге. В таких произведениях главными героями являются простые люди с их достоинствами и недостатками. В них отражается народная мечта о свободе, достоинстве, благородстве простого человека. Широко стали распространены героические баллады - большую известность получил цикл баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. Похожие тенденции мы видим и в развитии русской литературы и устного народного творчества.

2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур. Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

Скорее да, мы можем говорить о некотором взаимопроникновении культур разных народов. Влияние монголо-татар в большей степени выражено в элементах русской бытовой культуры, привнося изменения в быт, одежду, украшения, сферу торговых отношений. Изменилась одежда: наряду с длинными белыми славянскими рубахами и длинными штанами в обиход вошли были золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги, женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д. Монголы привнесли в русскую культуру счеты, валенки, пельмени.

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с народами Орды не могло не повлиять и на язык. Так, в русский язык пришло множество тюркских слов, которые современниками уже и не расцениваются как заимствованные. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому устройству (казна, тамга (откуда таможня), товар). Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). К лексическим заимствованиям этого периода относятся и такие широко известные слова, как барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма.

О тесном переплетении двух культур свидетельствует и обогащение истории родословных русских семей вкраплением монголо-татарских корней. Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить, выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Вот примеры известных русских фамилий, происходящие от татаро-монгольских корней: Бунины, Карамзины, Рахманиновы, Скрябины, Тургеневы и т.д.

Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию. Помимо прямых последствий ордынской политики здесь наблюдаются структурные деформации, которые в конечном счете привели к изменению типа феодального развития страны. Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя, что проявилось культуре этого периода.

Заимствования у монголов сказались и на военном деле, прежде всего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий. Также в русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Кроме того, московские правители восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

Но самое главное, что нам удалось почерпнуть или скорее даже воспитать в себе во время Ордынского владычества – это терпимость к вероисповеданию и традициям других народов, что позволило на этих принципах в дальнейшем построить новую многонациональную Россию.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси?

Серьезнейший удар был нанесен по культуре русских княжеств. После Батыева нашествия строительство каменных зданий на Руси надолго прекратилось.

Какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры?

Факторы, способствовавшие возрождению русской культуры:

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.
error: Content is protected !!