Рисунки на тему рожденные революцией. Революция для самых маленьких
К 100-летию Революции Государственный исторический музей организовал выставку рисунков, выполненных в первый послереволюционный год учениками двух московских образовательных заведений: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова.
Рисунки и небольшие детские тексты о событиях тех дней начал собирать в феврале 1917 г. ученый, педагог, преподаватель графических искусств Василий Воронов. В 1919 г. он передал коллекцию в Государственный исторический музей.
Евгений Лукьянов, куратор выставки, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного исторического музея:
Очевидно, этому же событию посвящен и еще один рисунок.
Как рассказывал Евгений Лукьянов в интервью «Радио Свобода», рисунки из коллекции Василия Воронова делали мальчики: коллекционер преподавал рисунок и чистописание в гимназиях для мальчиков. Возраст авторов - от 7 до 14 лет.
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга», - это один из текстов коллекции Воронова.
Немало рисунков посвящено митингам и демонстрациям. Особенно интересно читать лозунги, которые мальчики писали на знаменах, - многие из них актуальны и сегодня.
А вот места, изображенные на рисунках, по прошествии стольких лет изменились.
По словам историков, в детских рисунках и текстах, сохранившихся в рукописях Воронова, очень хорошо прослеживается разница в восприятии двух революций 1917 г. - февральской и октябрьской. «Одна революция - это революция, которая освободила страну от тирании, а вторая - это кровавый переворот, который в тиранию страну вверг», - отмечает Евгений Лукьянов.
Революция глазами детей: Исторический музей готовит выставку бесценных документальных материалов. Это рисунки юных художников начала прошлого века — тех, кто был свидетелем революционных событий в России. На бумагу они переносили все, что видели.
- Знаменитые московские — да и петербургские тоже — "хвосты": ребенок изобразил три очереди сразу — и за хлебом, и за мясом и за молоком.
Наивно, по-детски, но очень реалистично. Рисунок из альбома школьника 1917 года с небрежно оторванным краем — не просто творчество, а документальное подтверждение того, как страна переживала революцию.
"Большевик и меньшевик — прежде всего это слово "большой" и слово "маленький" в корне. Это спекулянт. Они примерно представляли себе, кто это такой, но они не видели", — говорит старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Евгений Лукьянов.
Всего 1600 листов хранятся в Историческом музее. Их впервые за 30 лет вытащили из запасников. Мальчики от 6 до 14 лет перенесли на бумагу всё, что видели. Получилась эмоциональная летопись, которую сохранил искусствовед, современник революции Василий Воронов.
"Он им дал домашнее задание. Они даже, может быть, и не знали, что такое революция — они просто от чистого сердца", — рассказывает правнучка Василия Воронова Вера Воронова.
Домашние задания свои учеников Василий Воронов собирал почти четыре года — с 1914 по 1918-й. Он был уверен: эти артефакты спустя век расскажут больше, чем документальная хроника.
"Он еще видел в этом материале уникальный исторический источник тех событий, которые происходили в России в то время. Это рассматривалось наравне с крупными мастерами, крупными художниками", — говорит Евгений Лукьянов.
"Он был в душе прирожденный коллекционер — он собирал вообще всё на свете", — говорит Вера Воронова.
Детские работы, запечатлевшие Первую мировую войну, в Москве выставляли в 1916-м. Успех был невероятный. Потом коллекция пополнилась и в 1918-м была передана Историческому музею. И спустя почти 100 лет ее решили показать уже зрителям XXI века. Увидеть экспозицию "Я рисую революцию" и почитать детские записи можно будет с 4 апреля.
"Очень интересно сопоставить текст с изображением. И вот дети часто пишут, что они запрыгивали в эти автомобили и солдаты их катали по городу. И потом они приходили домой и зарисовывали", — говорит Евгений Лукьянов.
Шестилетняя праправнучка художника и искусствоведа Василия Воронова Катя тоже очень любит рисовать. На альбомном листе она изображает то, что ее окружает.
— Солнышко и речку.
— Уже нарисовала?
— Да.
Эти рисунки, по примеру знаменитого прадеда, семья тоже сохранит — для потомков.
30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.
Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...
Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...
Образы революционной эпохи
1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКИ. 1917
2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917
Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись автора вверху: слева - Иванъ, справа - Каштановъ. Надписи: на знамени - Долой войну, давайте нам хлеба; справа в рамке - Большевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.
Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.
Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.
Между двух революций25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократическая) респуб (лика); Да здравствует республика! Да здравствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади собрались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12—15 августа 1917 года под председательством Керенского в помещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зрителя) — железнодорожников станции Сортировочная Казанской железной дороги].
«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) относится лист “Демонстрация возле Большого театра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстрации направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она поворачивает влево, почти до отказа заполняя площадь. Создается впечатление бесконечности движущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской железной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].
26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на
транспаранте: Долой стар(ое
)
правительство) доздравствует
новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисунком очень маленького ребенка,
несомненно дошкольника. Малыш не может, разумеется, осознанно выявить смысл
происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что
демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования
любой протестующей группы — «далой старое, да
здравствует новое».
Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].
27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫШЕЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует революция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг левых эсеров и название их газеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравствует учред (ительное ) собрание) [Учредительное собрание — представительное учреждение, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует свободная Россия; Долой манархизом .
28.
ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.
Автор Яцкевич. Бумага,
акварель, карандаш.
25,9X
34,4
см. Надписи: на стене — Книжный магазинъ
; на знамени — Да здравствуетъ
свободная
Pocci
я
.
«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней буржуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красными бантиками на груди, с лозунгами “Да здравствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно случайно пристал к демонстрации, фигура его выражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .
29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕННЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: Долой буржуазi ю , да здравствует миръ всего мира.
«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены сознательно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное содержание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескровным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и солдат, открытым проявлением противоречий между солдатскими массами и офицерством. С одним из таких драматических происшествий в казармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытянутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с красными повязками, сочувствующие революции, посредине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская революция победила. Будем думать, что и здесь офицеры были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].
30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.
«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юного художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они прямо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Контурный штрих пером, которым художник заканчивает работу, выполненную цветным карандашом, сообщает рисунку энергию движения, делает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].
31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРОКОЙ УЛИЦЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, графитный и цветной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба городских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева направо) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].
«Иногда рисунок, почти ничего нового не добавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеобразным преломлением психологии эпохи в детском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочисленные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. Например: ДЗСДРП — Да здравствует социал-демократическая рабочая партия; ПВСС — Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стремление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокращения длинных названий были в те годы обыкновением. Сокращенно обозначались партии, организации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .
32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917
Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо.
26,3X
34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа
Александра Пономарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Россия;
рядом с бегущим человеком (полустерто
) — те же
слова.
«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был написан около фигуры, потом стерт, но все же прочитывается), спешит присоединиться к организованной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного оживления художник передает не только иллюстративно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских потоков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмическим повтором цветных занавесок» [с. 58].
33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917
26,0X
34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж
i
е Украi
ана
; Да здраст
(вует
);
Да здравствует Временное правительство и Керенскi
й
; Да здравствует интернацi
онал
;
Да здравствует свободная Рос
i
я; 8 час;
Nex
Polcka
;
Nex
Polcko
. [Слева
— колонна украинцев,
несущих портрет Винниченко, главы Украинской Центральной Рады, и лозунг «Да
здравствует Украина» (на украинском языке).
Посредине — колонна русских с призывом
поддержки Временному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует
Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование восьмичасового
рабочего дня. Правее — угол портика Большого театра.
«Очень интересен по содержанию, хоть и неумел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы рисунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное правительство Керенского, свободную Россию и интернационал, справа идет колонна поляков с лозунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорожскими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа видны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день открытия Московского совещания» [с. 61].
![](https://i2.wp.com/3.bp.blogspot.com/-VkRptuQy-Jo/WH34nNAADZI/AAAAAAAAh5o/nONQXzIy8asyjv1acWZ_meJy08r35CrcACLcB/s640/Untitled-9.jpg)
34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕРЕД КАЗАРМАМИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш.
18,2X
34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло
(й
)..;
Да здравствует демократическая республика.
«Характерной приметой времени с самых февральских дней были автомобили, несущие охранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках романтика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит пространственно и разворачивает изображение в перспективе, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же динамично. Устремлены вперед и автомобиль и седоки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от машины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомобили, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует делать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность рисунков» [ с. 65-66 ] .
36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.
«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демонстрация возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помогая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех улицах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей колонны на фоне фабричной архитектуры, показанной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борьбе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].
37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКОГО СОЮЗА. Весна 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредительное) собран i я; ВЗС.
38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВТОМОБИЛЕ. 1917
39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917
Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши.
25,7X
35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи:
на доме справа — избирательная дума; на знаменах — земля и воля; обновленная
Росс
i
я; долой войну; не автомобиле и разбрасываемых
с него листках —№ 1; на стенах домов — листки с № 1, 3, 4. [На
рисунках 39 и 40 изображены в ыборы в московские думы — городскую (24
июня) и районные (24 сентября).
Цифры на листках — номера списков
кандидатов от разных партий. Список
№
1—кадетов,
N
9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров,
N
4 — объединенцев
(организация
объединенных социал-демократов — интернационалистов),
N
5—большевиков.
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре дине — Да здравствуетъ свободная Росс i я; на воротах по сторонам от проема монограмма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триумфальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтомским в 1753 — 1756 годах (разобрана в 1928 году). Монограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Петровна, в царствование которой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех святителей, построена а 1674 году. Не сохранилась].
42. МИТИНГИ. Март 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Митинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — частный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собственном доме Саламонского . После революции здесь помещался Московский государственный цирк. Цирк Никитина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ныне — пл. Маяковского).
43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917
«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое будущее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — голод, зримое его выражение — очереди. Рисунков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается датировке, но, вероятно, исполнены они до Октябрьского переворота. Во-первых, к Октябрю очереди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надписи исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городовые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, бытовые мелочи меньше занимали детей, происходили слишком серьезные преобразования, выдвигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каждый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизнерадостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в магазин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери табличка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мясной торговлей не занимались, они были крупнейшими чаеторговцами].
45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БОГОМОЛОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: вверху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Знаменский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].
«”Очередь в булочную Богомолова” — рисунок, интересный своей почти протокольной документальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Знаменских переулков. По этому адресу действительно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таблички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали становятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинаковые кружки. Общественное и бытовое неблагополучие — война, голод — не тревожит душевного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрывается многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].
46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИТОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магазина — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].
«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспокойное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуальности, многие очень забавны, особенно гимназист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916
«Другой бытовой темой, где особенно чувствовался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, вероятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изображениях поездов 1917 года! Все размеренно, симметрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .
49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новгородъ ; объявления над дверями в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.
«...Через год тема наполнится острым социальным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Москва — Нижний Новгород — солдаты, отправляющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявления “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непонятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось забраться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосредственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без конца» [с. 71].
Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).
«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все разнотипные. Физически ощущается скорость движения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на гражданскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в революционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].
Продолжение следует...
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из
коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М
.,
1987.
Оцифровка:
Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .
Ровно 99 лет назад, 7 ноября 1917 года произошло одно из самых знаковых событий XX века — большевистский переворот в России, названный позже советской пропагандой 1930-х "Великой Октябрьской социалистической революцией". Я думаю, не будет большим преувеличением сказать, что большевистский переворот оказал немалое влияние на всю дальнейшую и мировую историю, нарушив балан сил на континенте — без него не было бы ни репрессий, ни голодоморов, да и Второй мировой войны, пожалуй, тоже не было бы, не говоря уже о дальнейшем "холодном" противостоянии двух противоборствующих блоков.
Остаётся только сожалеть о том, сколько человеческих сил и средств могло быть потрачено на созидание и строительство общего будущего, а не на разжигание ненависти к "капиталистическим" странам, пропаганду заведомо невозможного "общества коммунизма" и поддержку просоветских режимов по всему миру, каждый из которых в том или ином виде пришел к своему краху. А началось всё ровно 99 лет назад в Петрограде.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ обо всём, что происходило в Петрограде в эти дни почти сто лет назад.
02. К 1917 году в Российской Империи сложилась достаточно сложная ситуация, которую можно охарактеризовать как "отставание политической жизни страны от общественных запросов" — трудовое законодательство РИ было анахроничным, страна была втянута в тяжелую и по сути бессмысленную войну, отсутствовали политические свободы, общество оставалось классовым. Людям хотелось перемен, и большевики в итоге очень умело воспользовались ситуацией в свою пользу. Вот так выглядели плакаты тех дней, можно хорошо увидеть, какие вопросы волновали народ:
03. Первой и относительно бескровной русской революцией стала Февральская, в ходе которой царь Николай II отрекся от престола, передав власть в стране Временному правительству. Что интересно, многие исследователи рассматривают Февральскую революцию в одной связке с Октябрьским переворотом ("одно продолжение другого"), а другие видят в Октябьскому перевороте наоборот "контрреволюцию большевиков", уничтожившую все достижения Февраля.
Баррикады на Литейном проспекте, в Петрограде времен Февральской революции:
03. На протяжении всего 1917 года, с самого его начала и до поздней осени, когда произошел большевистский переворот, в стране происходили манифестациии стычки между двумя параллельно существующими органами власти — органами Временного правительства Керенского и системой Советов рабочих и солдатских депутатов (Советы существовали с 1905 года и развернули бурную деятельность на волне Февральской революции). Нередко стычки перерастали в настоящие уличные бои, как например на этом снимке июля 1917 года:
04. А вот еще манифестации тех дней, снимок лета либо ранней осени 1917 года:
05. Одним из главных требований демонстрантов было прекращение войны — за почти четыре года Мировой войны страна уже устала от бесконечных сводок с фронта затяжных позиционных боёв. Кроме того, Первая Мировая стала, по сути, первой крупной войной, которая широко освещалась в прессе и . Изуродованные шрапнелью люди, страшные трупы солдат, погибших от газовых атак, фоторепортажи из полевых госпиталей — всё это буквально шокировало обывателя, для которого война раньше была чем-то вроде бравурных лубочных картинок.
В общем, люди хотели мира.
06. Партия большевиков решила воспользоваться такой ситуацией в стране и захватить всю власть — промежуточные итоги Февральской революции большевиков категорически не устраивали, и они не собирались ждать всеобщих выборов, решив забрать всю власть в стране в ходе вооруженного переворота. В сентябре-октябре в Петрограде началось формирование отрядов штурмовиков-красногвардейцев, которые должны были принимать участие в восстании.
Отряды было формировать достаточно легко — в Петрограде было множество военных частей, например военных моряков, которые были настроены революционно, а также находилось множество дезертиров с фронта — всего в 1917 году с фронта дезертировало примерно 1,5 миллиона человек, причем часто эти дезертиры бежали из военных частей прямо с оружием и даже с бронетехникой.
07. Переворот начался 6 ноября (24 октября по старому стилю), им руководил ВРК (Военно-революционный комитет), который находился в Смольном. Ка кобъяснили большевики, поводом к началу вооруженного восстания стал налет юнкеров Керенского на типографию большевистской газеты "Труд" — это было воспринято большевиками как сигнал к вооруженному выступлению — редакция газеты была отбита силами красногвардейцев, после чего большевики перешли в открытое наступление.
Патруль большевиков на улицах Петрограда в дни переворота:
08. В тот же день днём к Зимнему дворцу стали стягиваться войска Временного правительства — юнкера из Михайловского артиллерийского училища и рота женского "батальона смерти". Войска стали занимать оборону на подступах к Зимнему и на первых этажах здания.
Войска Временного правительства перед Зимним дворцом:
09. Редкое фото — обриты наголо бойцы женского "батальона смерти" принимают присягу Временному правительству перед отправкой на фронт. Этот же батальон пример активное участие при обороне зимнего — некоторые из его участниц погибнут у импровизированных баррикад из бревен либо на первых этажах дворца, а некоторые попавшие в плен будут изнасилованы отрядами большевиков. Официальные документы сообщают от трех случаях изнасилования, но реальных случаев было намного больше.
10. В ночь на 7 ноября происходит захват ключевых стратегических пунктов — Главпочтамта, Николаевского вокзала, а крейсер "Аврора" стал у Николаевского моста. В советских источниках утверждалось, что якобы именно залп "Авроры" стал сигналом к началу восстания, однако холостой выстрел из орудий крейсера в сторону Зимнего был лишь небольшим эпизодом в масштабном противостоянии, проходившем в течении нескольких дней.
11. Примерно тогда же была окончательно захвачена телефонная станция. Хорошо помню рисунки из советских учебников о том, как это происходило — за коммутаторами сидят барышни-телефонистки в платьях до пола, а у дверей стоят красноармейцы с винтовками-трехлинейками и в папахах с красной перевязью. На самом деле все происходило несколько иначе — большевистские волонтеры работали на коммутаторе уже как минимум с весны 1917 года, а в ходе революции они просто перешли к более открытым действиям в поддержку переворота. Хотя вооруженные части на телефонную станцию действительно прибыли.
12. 7 ноября командующий Петроградским военным округом Полковников направил доклад Керенскому, в котором оценил положение как "критическое" и сказал, что в распоряжении правительства практически нет войск, которые могли бы защищаться от большевиков. Керенский обратился с воззваниям к 1-му, 4-му и 14-му казачьим полкам с приказом принять участие в защите Зимнего, но из казарм вышли всего 200 казаков из 14-го полка, остальные воззвание проигнорировали.
13. Штурм Зимнего начался во второй половине дня. Вначале Дворец был блокирован со всех сторон — с улиц Миллионной, Моховой и Большой Конюшенной улиц, а также со стороны Невского проспекта. Фото Зимнего дворца в осаде:
14. В 20 часов вечера комиссар Чудновский прибыл в Зимний парламентером с ультиматумом о сдаче, который был отвергнут Временным правительством. Ультиматум был отвергнут, и примерно в 21 час началась перестрелка и штурм.
15. Руководили восстанием из Смольного, на крыльце которого в те дни стоял вооруженный блок-пост с пулеметами "максим" на стационарных станках:
16. Кстати, Ленин в те дни выглядел не так, как на "каноничных" снимках (с бородкой и в черном костюме-"тройке), а примерно вот так:
17. Снимки с "классической" узнаваемой внешностью Ленина, выступающего перед толпой, относятся как правило, уже к периоду 1919-1920 годов:
18. Примерно в 1 час ночи Зимний был взят, рота юнкеров и женский "батальон смерти" был разоружен. Фотоснимок со штурма:
19. Стрельба на Невском:
20. Разграбленный восставшими кабинет царя в Зимнем дворце. Подобная же участь постигла и другие комнаты, в которых проживала царская семья:
21. 8 ноября вся власть в Петрограде перешла к военно-революционному комитету, а 9 ноября было оформлено новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным, в состав которого вошли только большевики.
22. Практически сразу после переворота возникло противостояние сторонников "старой" и "новой" власти, позже перетекшее в полноценную гражданскую войну. Фотоснимок с беспорядков в Москве в ноябре 1917-го, на фото дом у Никитских ворот, пострадавший в ходе боевых действий:
23. Первые жертвы переворота:
24. Пленные царские офицеры, задействованные на уборке улиц.
25. Красноармейцы на улице, ноябрь 1917-го.
26. "Беспризорники революции", оставшиеся без родительской опеки. Многие из них попадут в детдома, а когда подрастут — в органы советской власти и в НКВД.
Какое отношение у меня к октябьскому перевороту? Лично я считаю, что перемены в России образца 1917 года были необходимы — главным образом, это касалось скорейшего выхода страны из войны и уравнивания в правах всех сословий, разделение которых к началу XX века было каким-то архаизмом; при этом никакой вооруженный переворот не был нужен. Большевики же вероломно воспользовались ситуацией и незаконно пришли к власти, пользуясь популистскими лозунгами и играя на протестных настроениях, а также на ожиданиях и надеждах простых людей — и в итоге установив диктатуру во много раз страшнее и бесчеловечнее царской.
А как относитесь к Октябрьскому перевороту вы? Расскажите, интересно.