Тест на знание героя нашего времени. Контрольная работа по повести "Бела", "Максим Максимыч" тест по литературе (9 класс) на тему. В каком звании служил Максим Максимыч
1 вариант
1) Как называется вторая часть романа «Герой нашего времени»?
2) Кто украл у Казбича коня?
3) Чей это портрет: «…мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно в нём было нехорошо: ужасно падок был на деньги»?
4) «Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конём, только за него ты должен отдать мне…»
Что попросил Печорин в обмен на коня?
5) Почему «ундина» хотела утопить Печорина?
6) Кто из героев романа носил солдатскую шинель «по особенному роду франтовства» и «георгиевский солдатский крестик»?
7) В каком городе происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»?
8) Любил ли Печорин Веру?
9) Как закончилась дуэль Печорина и Грушницкого?
10) Кто из героев романа стрелял себе в лоб, пытаясь доказать, что предопределение судьбы существует?
11) «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!...» Какая повесть так заканчивается?
12) Назовите фамилию княжны Мери.
13) В какой части романа звучит песня:
«Везёт моя лодочка,
Вещи драгоценные,
Правит ею в тёмну ночь
Буйная головушка»?
14) Были ли знакомы Максим Максимыч и Бэла?
15) Назовите профессию Вернера.
1 вариант
1. «Максим Максимыч».
2. Азамат.
3. Азамат.
5. Узнал тайну контрабандистов.
6. Грушницкий.
7. Пятигорск.
9. Смертью Грушницкого.
11. «Тамань».
12. Лиговская.
13. «Тамань».
2 вариант
1) Как называется первая часть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
2) В какой части описана история с контрабандистами?
3) Чей это портрет: «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем…»?
4) «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Какая часть романа так называется?
5) «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? ... я не раба его - я княжеская дочь!». Кто так говорит?
6) «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт…». Кого так характеризует Печорин?
7) Кто распустил по городу дурные слухи про Печорина и княжну Мери?
8) Любил ли Печорин княжну Мери?
9) Кто убил поручика Вулича?
10) Что произошло с Печориным по дороге из Персии?
11) В каком городе Печорина чуть не утопили?
12) «… я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то нерусская храбрость!» О ком так сказано?
13) В какой части романа описана дорога на Гуд-Гору?
14) Кто являлся хозяином «нечистого» дома в повести «Тамань»?
15) «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Кто из героев в этом признаётся?
2 вариант
1. «Бэла».
2. «Тамань».
3. Максим Максимыч.
4. «Бэла».
6. Вернер.
7. Грушницкий.
9. Пьяный казак.
11. Тамань.
12. Грушницкий.
13. «Бэла».
14. Старуха.
15. Печорин.
Вариант 3
1) Как называется последняя повесть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
2) Сколько повестей в «Журнале Печорина»? Как они называются?
3) Чей это портрет: «… рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре»?
4) «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков…». Закончите фразу.
5) Контрабандист Янко, «ундина», слепой мальчик - это герои…
Допишите название повести.
6) Что уронил Грушницкий у колодца, чтобы привлечь внимание Мери?
7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мери?
8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?
9) Что обозначает название повести «Фаталист»?
11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?
12) Кого любила Вера?
13) Кто из героев романа поёт песню:
«Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены»?
14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мери?
15) «… эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет…» Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?
3 вариант
1. «Фаталист».
2. Три: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
3. Казбич.
4. Всего поколения.
5. «Тамань».
6. Стакан.
7. Позлить Грушницкого, от скуки.
8. С Грушницким.
9. Верящий в судьбу.
10. Максим Максимыч.
11. Отказал в разговоре.
12. Печорин.
13. Казбич.
15. Печорин.
Вариант 4
1) В какой из повестей действие романа происходит в Пятигорске?
2) Кто рассказывает историю Бэлы?
3) Чей это портрет: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»?
4) «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул?» О ком идёт речь?
5) «… молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оставаться у меня в крепости». Назовите героя, о котором идёт речь.
6) В какой повести описано «водяное общество»?
7) «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» О ком так говорит Печорин?
Тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..
Возвратясь, я нашел у себя доктора. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.
— Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, — и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдений… Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?
Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.
Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, — мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню -в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча.
— Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
— Нет.
— А если будете убиты? ..
— Наследники отыщутся сами.
— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется литературное направление, отражающее закономерности жизни, взаимосвязь человека и среды, к которому принадлежит произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
2. От чьего лица ведется повествование в представленном фрагменте?
3. Какое событие последует непосредственно после описанного в данном эпизоде?
4. Как называется прием психологизма, заключающийся в изображении внешности героя литературного произведения?
Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо…
5. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, завершающий приведенный фрагмент?
Задания с развернутым ответом
6.
7.
8.
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Укажите жанр данного произведения?
2. Как называется глава, из которой взят фрагмент?
3. Какой герой появится в тексте непосредственно после описанного в данном эпизоде?
4. Как называется описание природы в литературном произведении, отражающее душевное состояние героя?
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление…
5. Укажите название художественного определения, обладающего особой выразительностью: миллионы радужных лучей, в дымную даль, непроницаемою стеной.
Задания с развернутым ответом
6. Какова роль доктора Вернера в приведенном фрагменте и в произведении в целом?
7. Какова роль картин природы в приведенном фрагменте?
8. Сопоставьте фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А.С. Пушкина «Цыганы». Чем различаются картины природы и их роль в этих произведениях?
Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Цыганы»
Алеко спит. В его уме
Виденье смутное играет;
Он, с криком пробудясь во тьме,
Ревниво руку простирает;
Но обробелая рука
Покровы хладные хватает —
Его подруга далека…
Он с трепетом привстал и внемлет…
Все тихо — страх его объемлет,
По нем текут и жар и хлад;
Встает он, из шатра выходит,
Вокруг телег, ужасен, бродит;
Спокойно все; поля молчат;
Темно; луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звезд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведет за дальные курганы:
Нетерпеливо он идет,
Ку да зловещий след ведет.
Могила на краю дороги
Вдали белеет перед ним…
Туда слабеющие ноги
Влачит, предчувствием томим,
Дрожат уста, дрожат колени,
Идет… и вдруг… иль это сон?
Вдруг видит близкие две тени
И близкой шепот слышит он —
Над обесславленной могилой.
Ответы на тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. реализм
2. Печорин
3. дуэль
4. портрет
5. диалог
2 вариант
1. роман
2. Княжна Мери
3. Грушницкий
4. пейзаж
5. эпитет
1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?
а) сам Печорин;
б) повествователь;
в) Максим Максимыч.
2. Действие повести «Бэла» происходит»:
а) в Пятигорске;
б) в Крыму;
в) на Кавказе.
3. Печорина звали:
а) Григорий Александрович;
б) Александр Григорьевич;
в) Григорий Алексеевич.
4. Сколько лет Печорину:
а) 20; б) 25; в) 30.
5. Какого цвета были волосы Печорина?
а) чёрные;
б) белокурые;
в) рыжие.
6. Какая черта характерна для взгляда Печорина?
а) проницательный и тяжелый;
б) гордый и заносчивый;
в) решительный и властвующий.
7. Национальность Бэлы:
а) грузинка;
б) осетинка;
в) черкешенка.
8. Что просил Азамат у Казбича в обмен на младшую сестру:
а) шашку; б) кинжал; в) коня.
9. Как погибла Бэла:
а) застрелил Казбич; б) зарезал кинжалом Казбич;
в) бросилась в реку; г) застрелил Печорин.
10. Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максим Максимыча:
а) в Персию;
б) в Турцию;
в) в Россию.
11. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?
«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
а) интерьер
б) пейзаж
в) деталь
12. Назовите средство художественной выразительности
«бахрома снегов»
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение.
М.Ю. Лермонтов. «Бэла». «Максим Максимыч».
Эталоны ответов
Итоговая контрольная работа
1 .Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определенную литературную традицию. Соотнесите повесть и литературный жанр , которому она соответствует.
2
. В какой из повестей романа «Герой нашего времени»
звучит песня
Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.
а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»
3
. Что больше всего
поражает
Максима Максимыча
в характере Печорина
в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Легкомыслие и безответственность.
б) Противоречивость и странность.
в) Смелость и бесшабашность.
г) Равнодушие и душевная чёрствость.
4. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?
а) Грушницкого;
б) Печорина;
в) Вулича.
5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий;
б) Печорин;
в) Вернер.
6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:
«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?
а) Грушницкого;
б) Вулича;
в) Вернера.
7. Кто такой Вернер?
а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.
8. Действие в повести «Княжна Мери» происходит...
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
9. Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»; б) «мне с вами скучно»; в) «я над вами смеялся».
10. Что понял Печорин после расставания с Верой?
а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.
11. С кем сравнивает себя Печорин?
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;
б) с птицей, парящей в вышине;
в) с героем романа.
12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;
б) он ничем не жертвовал ради любимых;
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.
13. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?
а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.
б) по малодушию;
в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.
14. Печорин – герой:
а) положительный;
б) отрицательный;
в) нельзя сказать однозначно.
15. Кому принадлежат слова:
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?
а) Печорину,
б) Грушницкому,
в) Вернеру.
16. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:
а) осуждает; б) анализирует; в) защищает.
17. Укажите проблему, которой нет а романе:
а) проблема отцов и детей;
б) проблема положительного героя;
в) проблема дружбы и любви;
г) проблема смысла жизни.
18. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:
а) историей любви;
б) историей жизни;
в) историей души человеческой.
19. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.
20. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.
1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…» | А) Печорин |
2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…» | Б) Максим Максимыч |
3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием». | В) Грушницкий |
4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…» | Г) Вернер |
5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен» | Д) Вулич |
21. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.
1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…» | А) Бела |
2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…» | Б) Мери |
3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» | В) Вера |
4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках». | Г) ундина |
22. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.
1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая. | А) Бела |
2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая | Б) Мери |
3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой. | В) Грушницкий |
4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый. | Г) Максим Максимыч |
5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный. | Д) доктор Вернер |
23 . Дайте развёрнутый ответ:
Эталоны ответов. Итоговая контрольная работа
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
1 балл | 1 – В 2 – Г 3 – Б 4 - А |
1 балл | 1 – Б 2 – В 3 – Г 4 - А |
1 балл | 1 – Д 2 – В 3 – Г 4 – Б 5 - А |
1 балл | 1 – Г 2 – В 3 – А 4 - Б |
1 балл | 1 – Б 2 – А 3 – Д 4 – В 5 - Г |
Критерии оценки: всего 22 балла
«5» - 0- 3 ошибки
«4» - 4 – 7 ошибки
«3» - 8 – 11 ошибки
«2» - 12 и более ошибок
23. Оценивается дополнительно
"В чём трагичность судьбы Печорина?"
Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он трагически одинок. Трагизм судьбы Печорина связан с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, бремя равнодушие и сомненья, расчётливость, некая внутренняя «раздвоенность» приводят героя к утрате простоты, естественности. Бессмысленно сменяющие друга дни, череда заранее предсказуемых событий делает жизнь Печорина скучной, в ней нет любви, нет дружбы. Печорин не способен любить людей, он приносит им одни несчастья.
Трагичность личности Печорина - в разочарованности жизни, неверии, сомнении во всём, в бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и чувством. Он не жертвовал для тех, кого любил: любил для себя, для собственного удовольствия"
Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1. Кто является героем «своего времени» в романе?
а) Казбич б) Максим Максимыч
в) Вернер г) Печорин
Ответ :
2. Как звали Печорина?
а) Максим Григорьевич б) Александр Григорьевич
в) Григорий Александрович г) Максим Максимыч
Ответ :
3. Кто рассказывает историю Бэлы?
в) Печорин г) Максим Максимыч
Ответ :
4. Кого из героев романа критик так охарактеризовал?
«…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»
а) Максим Максимыч б) Вулич
в) Казбич г) Печорин
Ответ :
5. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?
«…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим…»
а) Максим Максимыч б) Грушницкий
в) Вернер г) Вулич
Ответ :
6. Определите тему романа «Герой нашего времени»
а) жизнь светского общества
б) жизнь военных на Кавказе
в) тема взаимодействия личности, общества и судьбы
г) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»
Ответ :
7. Роман «Герой нашего времени»
а) романтический
б) сентиментальный
в) нравственно – психологический
г) детективный
Ответ :
8. Зачем Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?
а) чтобы разнообразить повествование
б) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени
в) чтобы показать развитие героя, его эволюцию
г) всё вышеперечисленное
Ответ :
9.Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе
а) Вулича
б) Грушницкого
в) Максима Максимыча
г) Доктора Вернера
Ответ :
10. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»
а) проблема положительного героя
б) проблема любви и дружбы
в) проблема современного поколения
г) проблема отцов и детей
Ответ :
11. Кому принадлежат данные слова?
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была
только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?
а) Печорину б) Грушницкому в) Вернеру
Ответ :
12. Кто из героев романа умер по дороге из Персии?
А) Грушницкий б) Печорин в) Вернер г) Вулич
Ответ :
13. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня?
Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.
а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»
Ответ :
14. Что понял Печорин после расставания с Верой?
а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.
Ответ :
15. Чем является роман «Герой нашего времени» (по авторскому определению)?
а) историей любви;
б) историей жизни;
в) историей души человеческой
Ответ :
Ответы: 13 в
14 а
15 в