Виды хохломской росписи. Хохломская роспись (Хохлома)

Хохломская роспись

(Хохлома)

Хохломская роспись возникла в XVII веке в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино и Хрящи. В Хохломе была крупная ярмарка, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы.

Техника окраски дерева в золотой цвет без применения золота была известна русским иконописцам еще в XII веке. В Заволжье она проникла с иконописцами - «раскольниками», искавшими прибежища в лесах Заволжья, и их сотоварищами - мастерами, которые владели токарным делом и знали рисунки древнейшего орнамента. Таким образом, искусство хохломы формировалась как драгоценный сплав традиций, сложившихся в народных ремеслах и принесенных мастерами древней живописи.

От народных ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянной токарной посуды и четкие по ритму композиции геометрического орнамента, основанные на тонком понимании пластики вещи. Иконописцы принесли в хохлому мастерство «тонкой кисти» - каллиграфические навыки свободного письма и рисунка богатейшего растительного орнамента, характерные для декоративной живописи XVII-XVIII веков. В орнаменте этого времени можно увидеть те виды растительных узоров, которые впоследствии получили новую жизнь в искусстве росписи хохломской деревянной посуды.

На основе русского растительного орнамента XVII-XVIII веков и сформировались свойственные хохломе разновидности росписи, сохранившиеся до наших дней.

Вероятно, в тот же период мастера хохломы впервые применили в Заволжье при окраске деревянной посуды приемы, позволяющие получить золотистый блеск без золота.

В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где с XVIII-го века до начала XX-го торговали расписной деревянной посудой, изготовленной в деревнях и селах. Для хохломской росписи характерны золотой, черный, красный, зеленый, иногда коричневый и оранжевый цвета.

Секретом «золота» хохломы является применение алюминиевого (серебряного или оловянного) покрытия. Именно этот металлизированный слой в сочетании с лаковым покрытием и прогретым до высокой температуры, дает впоследствии золотистый эффект.

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь.

Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги - главной торговой артерии Заволжья - также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. Суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию.

Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась по Холмогорскому тракту. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», Или просто «хохлома».

Технология изготовления «хохломы»

Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. В основном этот процесс сводится к следующему.

1. Сначала из просушенной древесины вытачивают на на токарном станке белую деревянную посулу («бельё» ).

2. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - «вапой» , как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунал в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирал в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно.

Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

3. Следующий этап - лужение , то есть втирание в поверхность изделия серебра или олова, (в настоящее время используют алюминиевый порошок). Выполняли его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

4. После росписи изделие снова натирали олифой, дважды покрывали лаком и ставили на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 °С. Чтобы краски не потеряли цвет, они должны быть термостойкими. Благодаря прочному лаковому покрытию хохлома не боится ни жара, ни холода, ни воды, поэтому в хохломской посуде можно подавать различные блюда, в том числе и горячие.

Роспись под Хохлому

Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делали из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

В Хохломе используют роспись «верховую» (когда узор наносится красной или черной краской на золотистую поверхность фона) и «фоновую» (наоборот, красным или черным цветом закрашивают золотой фон, а сами узоры остаются золотыми. Его проводят в два этапа: сперва вырисовывают контуры узора, затем закрышивают фон, оставляя сам узор золотистым, под цвет фона. Этот способ еще называют «письмо под фон»).

Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап» (узор «ягодки»), который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.

Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломские изделия

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды".

Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда : чашки, миски, подставцы, бочата, солоницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни - подставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно. В отделке хохломских изделий народные мастера используют несколько вариантов. Все они отличаются температурными режимами, продолжительностью сушки и закалки, тонкостями выполнения приемов. На примере одной из разновидностей отделки видны операции, через которые проходит каждая вещь.

Процесс изготовления Хохломы

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных "стульчиков", распиленных на толстые плахи "кряжей", вытесывают болванки и "чураки". В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, "чурак" как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.

Полуфабрикат сушат при температуре 22-28 °С в течение 3-20 дней, в зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет 6-8 процентов, сушку заканчивают. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоброкачественным: с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.

Просушенные изделия шпаклюют . Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками. Вап - мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера . В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится 6-8 часов.

Грунтуют изделие льняным маслом, которое наносят полотняной тканью. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом, снимая излишки масла. После грунтовки изделие на 4-6 часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40-50 °С. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30-120 °С. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

Следующий ответственный процесс - покрытие изделия олифой . Для этого берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Ее равномерно размазывают на руках и слегка потирают ими изделие так, как будто моют его. После сушки в течение 2-3 часов при температуре 22-25 °С, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало, достаточно проолифить изделие два раза. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

Для нанесения полуды применяют с модельные приспособления - куколки, представляющие собой тампон, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После полудки изделие приобретает ровный металлический блеск. В таком виде оно и поступает на роспись.

Хохломская роспись

К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.

В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность.

Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи. Для нанесения простого орнамента применяют штампики, которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов "ягодка", "цветок" часто используют круглые тычки из свернутой капроновой ткани.

Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.

Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - "верховой" и "фоновый" .

"Верховая" роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.

Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку". Более сложным типом фонового письма является "кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц.

Отделка Хохломы

После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 °С.

Современная Хохлома

В настоящее время хохломская роспись получила большое распространение. Широко известны два ее крупных центра - Семинская фабрика художественных изделий "Хохломской художник" и Семеновское ордена "Знак Почета" производственное объединение "Хохломская роспись", находящиеся в Горьковской области.

Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Они расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду. Семеновские мастера, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи "под фон". Они любят точный контурный рисунок и широко используют разнообразные штриховки для моделирования мотивов. Но наряду с основными центрами хохломской росписи возникло много новых производств, выпускающих изделия "под золото".

Изделия отличаются большим разнообразием. Простые формы деревянной посуды - мисок, чашек и бочат, поставков и кандеек - восходят к традиционной русской утвари. Красивые по пропорциям, крепкие и устойчивые, они создают в доме атмосферу уюта и праздничности. Сельские мастера не склонны к поискам новаторских, эффектных решений, предпочитая набор привычных предметов, оптимальные размеры и пропорции которых стали классическими. Такую отобранную столетней традицией токарного ремесла и уже обладающую высокими художественными достоинствами посуду мастерицы расписывают растительными узорами.

Живописцы великолепно владеют всеми видами хохломской росписи, они знают и любят золотые узоры кудрины, древнее травное письмо с раскидистыми черными и алыми стеблями, нанесенными каллиграфически точными мазками. Однако в своей работе мастера отдают предпочтение росписи с чернолаковым фоном и чаще пишут знакомые и столь близкие сельскому жителю изображения садовых и луговых цветов, плодов и листьев. Художницы соединяют в одном произведении красоту весеннего цветения природы и ее осенней щедрости, в поэтических образах воплощая мечту земледельца о богатом урожае, благодаря чему расписываемые ими предметы становятся своеобразными символами пожелания благополучия. Столь любимый мастерицами черный фон помогает им достигать большей звучности цветовой гаммы росписи, и растительный узор четче выделяется на нем.

В своей работе они широко используют особый прием моделировки - наносят на изображаемые растения цветной контур мягкого оттенка, который сиянием обволакивает мотивы, придавая им сказочность. Такой загадочно мерцающий орнамент покрывает не только вещи подарочного назначения, уникальные произведения, которые мастера готовят на крупные смотры народного художественного ремесла, - вазы, братины, ковши, но и массовую продукцию колхозного промысла.

Поверхность ковша-утицы с навесными ковшиками, расписанного ведущим мастером колхозного промысла Антониной Васильевной Разборовой, снаружи и изнутри покрыта узором ветвей лесной яблоньки-дикуши с маленькими румяными яблочками и золотистыми звездочками соцветий. Подобные пятилепестковые цветы, разные по размерам, написаны рядом с земляникой и яблоком, плодами малины, хмеля и крыжовника, гроздьями рябины. Но они настолько органично входят в орнамент, что не возникает сомнений в правомерности таких сочетаний.

Хохломская роспись имеет долгую историю – она возникла ещё в XVII в. в деревнях на левом берегу Волги.

Несколько деревень освоили это ремесло, а вот сбыт продукции происходил в основном в Хохломе – отсюда и пошло общее название этого художественного промысла.

Понятие «Хохлома» многозначно: это не только название деревни, но и название вида промысла, и все изделия этого промысла, и вид росписи.

В настоящее время центром Хохломы считается город Семёнов в Нижегородской области.

Художественное объединение «Хохломская роспись»

В 1925 г. в Семёнове была создана артель «Кустарь-художник», с 1931 г. это артель «Экспорт». В 1960 г. предприятие стало называться фабрикой «Хохломская роспись», а в 1970 г. фабрику «Хохломская роспись» переименовали в художественное объединение.

Хохлома: семёновская матрёшка

Ещё в 1922 г. появилась на свет традиционная русская сёменовская матрёшка. Она отличается жёлто-красным фоном и ярким букетом цветов на фартуке. На сегодняшний день художественная фабрика отправляет на экспорт более 60 % своей продукции.

Версии и легенды

Когда и где возникла хохломская роспись, более или менее известно. Но главный вопрос: как она возникла? Что послужило толчком к созданию этого яркого и неповторимого колорита, этого сверкающего золотого фона?

И вот здесь мы узнаём, что существует несколько версий и легенд на эту тему. Перескажем одну из легенд.

В давние-давние времена жил в Москве один мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил вольную жизнь. Однажды тайно покинул он царский двор и перебрался в глухие леса.

Срубил мастер себе избу и стал заниматься любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота русской земли. Так и появились первые хохломские чаши.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Приезжали люди полюбоваться работой мастера, многие оставались жить рядом. Дошла слава мастера и до грозного государя. Велел он отряду стрельцов найти и привести беглеца. Узнав о надвигающейся беде, собрал мастер односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда царские посланники вошли в село, увидели они, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Изба сгорела, а мастера нигде не нашли. Но остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени и черноту пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор хохломские краски напоминают всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты.

Эту легенду рассказывают по-разному, но если вы очень любознательны, то можете найти и прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области.

Можно ли верить легенде? Как знать. Но ведь искусство Хохломы сохранилось с тех древних времён, а это возможно только в том случае, если мастерство передаётся от учителя к ученику, дальше и дальше.

А вот другая легенда.

Замечательный иконописец Андрей Лоскут бежал из Москвы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона. Поселился он в глуши Заволжских лесов и стал расписывать деревянные поделки, писать иконы по старому образцу.

Узнал об этом патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Но Андрей отказался подчиниться и сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Существуют и другие версии происхождения этого промысла. Например, вот эта.

Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывают старообрядцам. Старообрядцы отвергают предпринятую в 1650-1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью. Эта реформа вызвала раскол в Русской церкви. Старообрядцы подвергались гонениям, поэтому они прятались в глухих лесах в Заволжье. Среди старообрядцев было много иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

И. М. Баканов «Хохломские художники за работой»

А местные мастера хорошо владели токарным делом, передавали из поколения в поколение искусство изготовления посуды, узорной резьбы по дереву.

Токарный цех

Так лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Фактически здесь соединились два промысла: пластика токарной посуды (резных форм ковшей, ложек) и иконописное мастерство. Здесь родился секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Обилие леса, близость Волги, которая была главной торговой артерией Заволжья, способствовали развитию промысла. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Европейцы также охотно скупали заволжскую продукцию. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома – здесь был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Но существует и другая версия: имитацию позолоты на дереве нижегородские ремесленники использовали в окраске деревянной посуды ещё до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» изготовлялась деревянная посуда (братины, ковши, блюда для праздничного стола), окрашенная с применением оловянного порошка. Считают, что этот способ существовал до хохломского.

Но, как бы то ни было, мы имеем сейчас неповторимую и непревзойдённую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Хохлому знают и ценят во всём мире.

Современные центры хохломской росписи

В Семёнове школу хохломской росписи основал Георгий Петрович Матвеев (1875-1960) .

У хохломской росписи в настоящее время два центра: фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» в городе Семёнов Нижегородской области и деревня Сёмино Ковернинского района Нижегородской области, где действует предприятие «Хохломский художник». Оно объединяет мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В данный момент предприятие испытывает большие трудности. В Сёмино расположено также предприятие ООО «Промысел», которое вот уже 19 лет занимается выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью.

В Семёнове помнят и уважают Матвеева. В его память установлен бюст, а одна из центральных улиц города носит его имя.

Бюст Г. П. Матвеева в г. Семёнове

Павловопосадские шали и другие ремёсла отражают дух и традиции нашего народа. Сегодня интерес к этому виду искусства неустанно растёт. Хохломские игрушки, расписанная посуда и мебель становятся не только музейными экспонатами, но и органичной частью нашей жизни. О них и пойдёт речь сегодня.

Последователи иконописцев

Доподлинно не известно, как появилась хохломская роспись. По современным представлениям, промысел насчитывает уже более 300 лет. Появился он в Заволжье, там, где сейчас располагается территория Ковернинского района Горьковской области. Хохломские игрушки и кухонная утварь отличаются особым медово-золотистым цветом фона или деталей узора. Именно он делает роспись уникальной. Считается, что технология получения такого оттенка была взята мастерами у старообрядцев. Те умели придавать иконам золотистый блеск без использования драгоценного металла.

Технология

Независимо от того, что покрывает хохломская роспись: игрушки, посуду или мебель, — принцип окрашивания один и тот же. Деревянная заготовка покрывается грунтом и олифой, а затем натирается алюминиевым порошком. Раньше вместо него использовалось олово, однако, современные технологии позволяют производить алюминий в большом количестве, а потому именно его теперь применяют в процессе создания хохломской утвари. Покрытое металлическим порошком изделие расписывают. Затем его снова покрываю олифой и двумя слоями лака, после чего заготовка отправляется в печь. Оттуда расписанные предметы выходят уже золотыми. Под воздействием высокой температуры специальное покрытие меняет цвет изделия, а металлический слой придаёт характерный блеск.

Красивые и крепкие

Цвет, характерный для хохломы, получается благодаря особому составу, покрывающему узор. Однако ценность таких изделий не только в их красоте. Лак, защищающий роспись, отличается особой стойкостью. Ему не страшна ни высокая температура, ни механическое воздействие. Хохломские игрушки можно спокойно давать малышам. Даже если дети решат искупать их в ледяной воде, с росписью ничего не случится. То же касается и посуды: чашки, тарелки, кувшины и ложки, покрытые хохломой, не боятся ни кипятка, ни холода.

Хохломская игрушка: история

Конечно, в первую очередь хохломой покрывали посуду и предметы интерьера. В XVII веке, когда, как считается, появился этот оловянный порошок стоил дорого, а потому и изделия выходили не каждому по карману. Однако постепенно появилась и хохломская игрушка. Рисунки с использованием традиционных элементов начали украшать маленькие фигурки животных и людей.

Чаще всего игрушки делали из дерева. Живой материал хорошо поддавался обработке и стоил относительно недорого. Для изготовления своего товара мастера-игрушечники использовали берёзу, осину, сосну и липу. От области к области предпочтения ремесленников менялись в зависимости от распространённости той или иной породы дерева. Из инструментов для изготовления игрушек использовались топор и нож, иногда долото.

Семёновская хохлома

Конечно, разговор о народной игрушке будет неполным, если не вспомнить о матрёшке. Для многих может стать неожиданным открытием история её возникновения. Матрёшка пришла в Россию в конце XIX века из... Японии. Прообразом её был индийский патриарх Джарма, который, по приданию, провёл в посте и медитации девять долгих лет, в результате чего у него отвалились и руки, и ноги. Стойкость мудреца уважалась и в Японии, где его почитали богом и называли Дарумой. Многочисленные статуэтки изображали его без рук и ног. Постепенно появилась традиция одну мини-скульптуру вкладывать в другую — и так до семи «слоёв».

Сувенир получил название Фукуруму и в таком виде попал в Россию. Увидев его, художник Сергей Малютин вдохновился на создание новой игрушки. Вместо старика без рук и ног, он изобразил краснощёкую красавицу в платке. Так и появилась матрёшка. Постепенно традиция изготавливать такую игрушку добралась до города Семёнова и там осталась. Мастера здесь делают и расписывают матрёшек и сегодня. Часто для украшения игрушек используется так называемая семёновская хохлома. От традиционной её отличают крупные и яркие цветы, немного иная цветовая гамма.

Хохлома сегодня

Народные ремёсла и традиции в наше время интересуют не только историков. К ним обращаются самые разные мастера: от простых рукодельниц до именитых модельеров и дизайнеров. Благодаря бурному развитию информационных технологий сегодня достаточно просто найти материал по теме. И на вопрос, как нарисовать хохломскую игрушку, вы легко отыщите правильный ответ. Развивается и ремесленный туризм, когда мастера едут на родину того или иного вида искусства и учатся ему непосредственно у хранителей традиций.

Хохломские игрушки по-прежнему радуют детей, любящих всё яркое и необычное. Многие педагоги с целью развить у своих учеников художественные способности и вызвать интерес к традиционной культуре проводят занятия, обучающие приёмам хохломы. Знают и уважают этот вид росписи и заграницей. Туристы из разных стран, возвращаясь домой, привозят в подарок домашним матрёшки, кухонную утварь и даже мебель, покрытую хохломской росписью. Сейчас можно с уверенностью сказать, что этот вид народного творчества нашёл свою нишу в современном мире и ещё не одно поколение будет вдохновляться его сочными узорами.

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.

Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).

Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.

В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.

Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».

Открытое занятие 01.2012

ТЕМА: «Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции»

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Задание:

украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.

Материалы: формы для раскрашивания, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти,

баночка для воды, салфетка, простой карандаш.

Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы,

таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись», презентация «Хохломская роспись».

    Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.

    Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

    Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

    Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Беседа:

    Из истории возникновения и развития Хохломской росписи .

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.

    Рассматривание образцов изделий (выставка работ).

    Презентация:

    Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

    Особенности Хохломской росписи:

Два приема письма:

верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

    цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

    основной элемент узора: «травка»

    элементы: листья, цветы, ягоды,

    композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

    Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).

    Практическая работа: работа над композициями.

    Викторина.

Где и когда возникла Хохломская роспись?

Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

Основной элемент Хохломской росписи?

Элементы Хохломской росписи?

Цветовая палитра Хохломской росписи?

Композиционное построение рисунка?

Орнамент, декор, украшение?

7. Выставка работ. Подведение итогов.

Список литературы:

    В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

    В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

    С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

    Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

    Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

Золотая Хохлома.

(Литературный ряд)

Хохломская роспись,

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

«Мир волшебной хохломы»

Прорастая,

Как-то празднично жива

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

error: Content is protected !!