Всё, что нужно знать о Палехе. История Палеха. "Артель древней живописи" Художник палех биография

Сокровища русского искусства.

Палех. Палехская лаковая миниатюра.


стория Палеха уходит в глубокую древность.В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.


1693 году в Палехе была построена и освещена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста, в 1696 году был освящен придел в честь иконы Казанской Божьей Матери, а в 1742 году - во имя Святого Николая Чудотворца. В 1774 году на средства прихожан Егором Дубовым был построен ныне действующий Крестовоздвиженский каменный храм.В конце XIX века Палех был небольшим селом. Население, в основном, занималось иконописанием и промыслами: резьбой по дереву, льняным ткачеством, вышивкой,выделыванием овчины. По провославным праздникам здесь устраивались богатые ярмарки.


Баканов И.М. "Село Палех"
1934, шкатулка

Палех - название угро-финского происхождения.Результаты археологических раскопок бескурганного могильника VIII века подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племен.Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо - восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Сезух, лух, Люлех.


охранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех:
"…Глухие леса стояли, населения никакого не было…случился в лесу большой пожар…от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились - и с тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Паленой нарекли, а то - Палихой, И село стали Палехом называть".
Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.

The Masquerade

Сказочный мир вымысла, поэзии - искусство миниатюры нового Палеха. Его история как искусства декоративного начинается после Октябрьской революции, когда иконописные мастерские были закрыты, а мастера в поисках средств к существованию растеклись в разные концы страны. Одни стали малярами, другие - декораторами клубных сцен, многие обратились к земледелию и мелкому промыслу: расписывали деревянную посуду, игрушки. Чаще всего роспись представляла собой грубые копии лубка, крестьянских прялок или образцов, взятых из альбома "Орнамент всех стран и народов".

В 1923 г. по инициативе А. В. Бакушинского в Палехе предпринимается несколько опытов росписи деревянных изделий с использованием иконописных традиций. Сохранились шкатулки и тарелки на темы русских песен художников И.В. Маркичева, И.М.Баканова и "Пастушок" А.В.Котухина. В эти же годы в Москве, в бывшей иконописной мастерской палешанина А.А.Глазунова, велись аналогичные поиски. Но работавший там мастер, в будущем известный художник И.И. Голиков, выбрал для применения иконописной техники папье-маше.

Опыты И.И. Голикова поддержал московский Кустарный музей; первые произведения с подписью А.А. Глазунова были показаны в 1923 году на выставке Государственной Академии художественных наук, где они получили диплом 1-ой степени. Вскоре у Глазунова, кроме Голикова стали работать и другие палехские иконописцы - И.П.Вакуров и А.В.Котухин. Затем Котухин поехал в Палех, где с лета 1923 г. вместе сним уже работали на папье-маше лучшие старейшие мастера - И.М.Баканов и И.В.Маркичев.

Для показа на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в 1923 году палехские мастера И.М.Баканов, И.И.Голиков ("Игра в шашки", "Деревенская гулянка", "Петухи"), А.В.Котухин и И.В.Маркичев выполнили заказы Кустарного музея Всесоюзного совета народного хозяйства произведения, за которые также получили диплом 1-ой степени. В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Пришел успех. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы. Художники отказались покинуть Родину.

5 декабря 1924 года в Палехе была организована "Артель древней живописи". Первоначально в нее вошли семь человек: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.И. Зубков, И.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев. Вскоре к ним присоединились Д. Н. Буторин, А.И. Ватагин и другие. И уже в 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

Март 1935 г. - "Артель" преобразована в "Товарищество художников Палеха" Председатель до 1938 г. - А.И.Зубков.

1940 г. - "Товарищество" закрыто.

1943 г. - восстановлено.

1954 г. - "Товарищество" преобразовано в Художественно- производственные мастерские (ПХПМ). Директор - А.Г.Баканов.

1954 г. - создание Палехского отделения Союза художников РСФСР. Председатель правления - Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно -производственные мастерские были закрыты.


The Couple


"Rapunzel"


"August"


"On The Volga River"


"Twelve Months"


"The Autumn Nocturne"


"The Golden Hair Lady


"Cinderella"


"Cinderella"




"Ruslan & Ludmila"



"Warm Summer"


"Boldino Autumn (A.Puskin)"


"Happy Childhood"



"Autumn. The Holiday of The Last Sheaf"





"The Scarlet Flower"

В 1935 году "Артель древней живописи" была преобразована в "Товарищество художников Палеха", председателем которой до 1938 года был А.И.Зубков.

В 1940 году "Товарищество" было закрыто и восстановлено в 1943 году.

В 1954 году "Товарищество художников Палеха" преобразовано в Художественно - производственные мастерские во главе с А.Г.Бакановым.

В 1954 году создано Палехское отделение Союза художников РСФСР. Председатель правления - Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские прекратили свое существование.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации:

  • АО "Товарищество Палех",
    председатель правления С.И.Каманин,
  • Кооператив "Объединение художников Палеха",
    председатель правления А.В.Дудоров,
  • Малое предприятие "Мастера Палеха",
    директор М.Р.Белоусов,
  • МП."Традиции Палеха",
  • АОЗТ "Палех"
    директор А.М.Зубков,
  • творческая мастерская Б.Н.Кукулиева "Палешане"

"Fairy-Tale About Tsar Gvidon"




"The Scarlet Flower


"The Miracles Come To Those With Pure Souls"


"Sadko \& The Tsar of The Sea"


"The Winter Spring"





"The Snow Quenn"


"The Spring & The SnowMaiden"


"Under The Apple Tree"





"Tsar Of The Sea"


"Winter Time"




"The Frog Princess"






"Morozko"

"Ruslan & Ludmila"



"Russian Hunting"


"The Greek Tales"


"Meeting of Two Worlds. Aelita (after Belov)"


"Skiing in the Winter Forest"


"After The Work"


"The War Time"


"Ivan Tsarevitch & The Fire-Bird"


"Winter Troika"


"Battle With Swedish Knights"


"Bella (by Lermontov)"


"Alenushka"


"Morozko"


"Near The Bank Of The River"

"The SnowMaiden"


"The Red Hat Fairy-tale"


Палех - древнее поселение на Владимиро-Суздальской земле, первые упоминания о котором восходят к началу XII века. Слава Палеха началась с иконописания, когда к середине XVIII века в промысле сформировался самостоятельный палехский стиль в иконописании. Палехские иконы этого времени причислены к золотому фонду русской иконописи.

, Copyright

Традиционное мастерство древней иконописи Палеха соединилось с искусством бытового предмета, образовав новый вид декоративного творчества - палехская лаковая миниатюра. Богатый опыт иконописи с её линейностью и узорностью претворился в декоративно - прикладное искусство.


Кооператив «Объединение художников Палеха» , Copyright

В 1989 г., после ликвидации единственной организации художников в Палехе Палехских художественно-производственных мастерских, по решению Совета трудового коллектива, был организован кооператив «Объединение художников Палеха», в который вошли большинство художников, подсобных рабочих и инженерного персонала.


Кооператив «Объединение художников Палеха» , Copyright

Начав свою деятельность практически с нуля, кооператив стал ведущим предприятием промысла. Сегодня в объединении работают мастера по изготовлению традиционного полуфабриката из папье-маше и около 120-ти художников лаковой миниатюры, среди которых немало членов «Союза художников России».


Кооператив «Объединение художников Палеха» , Copyright

В коллективе сложилось много семейных династий потомственных художников, таких как Кукулиевы, Кочупаловы, Парамоновы, Куркины, Петровы, Сивяковы, Кривцовы, Лебедевы, Федотовы, Бокаревы, Жиряковы и другие. Ведущие мастера - постоянные участники выставок. Возглавляет объединение сегодня потомственный художник Парамонов Виктор Владимирович.

Объединение на сегодня - единственное предприятие в Палехе, где полностью сохранена уникальная традиционная технология производства папье-маше. Абсолютно все изделия объединения являются авторскими, на каждом из них золотом обозначена фамилия художника.

Все работы предприятия проходят оценку Художественного совета, защищены торговым знаком и имеют сертификат качества, что позволяет отличить их от всевозможных подделок и другой недоброкачественной продукции. Перечень образцов изделий зарегистрирован в министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации 20 декабря 2001 года за №147.

Веяние времени не обошло стороной художников Палеха. Мастера лаковой миниатюры из «Объединения художников Палеха» вновь занялись написанием икон. Сегодня «ОХП» готово принимать заказы на изготовление не только изделий лаковой миниатюры, но и на написание различных икон с любыми сюжетами.

Изделия

«Объединение художников Палеха» выпускает широкий ассортимент изделий папье-маше с большим разнообразием форм: шкатулки, очешники, портсигары, пудреницы, ларцы, письменные приборы, панно, тарелки и многое другое. Изделия отличает строгая красота пропорций, соответствие формы материалу.

Фотогалерея




Контакты

Название : Производственный кооператив «Объединение художников Палеха»
Руководитель : Виктор Владимирович Парамонов
Адрес : Ивановская область, Палех, ул. Ленина 23
Тел : +7 (49334) 2–20–76
Эл. почта : [email protected]

Технология производства

Технология изготовления шкатулок из папье-маше пришла в Палех из Федоскино, где с XVIII века существовал промысел миниатюрной росписи масляными красками на основе реалистической живописи. С тех пор эта технология принципиально не изменилась.

Процесс изготовления собственно папье-маше и изделий из него очень длительный и трудоёмкий, включающий в себя несколько этапов.

Нарезанные по определенным размерам листы картона склеиваются мучным клейстером в многослойные пластины, либо навиваются на специальные болванки и спрессовываются, образуя трубки различных форм и размеров. После сушки эти пластины и трубки пропитываются горячим льняным маслом и подвергаются термической обработке по определенному режиму в течение не менее 20 дней. Вся работа выполняется вручную.

Из готовых трубок и пластин мастера изготавливают непосредственно сами изделия, именуемые «бельём». Используются все приемы столярных работ применительно к папье-маше. Это самый трудоемкий процесс, требующий от исполнителя высочайшего мастерства, точности и опыта работы с этим материалом. На данном этапе применяется оборудование: шкуровальный станок, фрезерный и пропиловочный станки, однако 90% работ - ручной труд.

Следующий этап - заготовка. Изделия промасливают, грунтуют, шпаклюют, покрывают снаружи черным лаком, внутри - красной эмалью, отлачивают. После каждой операции - сушка в печи в течение суток. Вся работа выполняется вручную.

Технология темперной миниатюрной живописи полностью перенята у бывших иконописцев и не изменялась в течение всего существования промысла. Используются те же материалы: яичная темпера и твореное сусальное золото. Художник самостоятельно выбирает тему будущего произведения и подходящий полуфабрикат.

На отпемзованную шкатулку наносится рисунок будущей работы, делается белильная подготовка, роскрыш в цвете, прорись. Живопись покрывается лаком и просушивается, а затем по лаку наносится роспись твореным сусальным золотом. Золото полируется и вновь закрепляется лаком.

В отличие от родственных промыслов (Холуй, Мстера) в Палехе не пишут копий. Широко используется метод творческого варьирования в рамках традиций палехского искусства, художник в рамках одной и той же темы в сочетании с разнообразием полуфабриката создает неповторимые уникальные произведения.

Каждое расписанное изделие проходит экспертную оценку художественного совета предприятия на соответствие традициям, канону, технике исполнения и определения художественного достоинства.

Изделие, одобренное художественным советом, передается для окончательной доводки.

Его поверхность укрывается 6-ю слоями лака, зачищается, оттирается и шлифуется на специальных кругах, а затем полируется вручную. Окончательная полировка производится непосредственно ладонью руки, что дает основание считать эту работу поистине уникальной.

Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи .

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

Палехский иконописный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской иконописных школ. Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное - всю композицию, кроме ликов - их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик, заканчивал работу над иконой олифщик.

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых.

После революции 1917 года перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 году мастера объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 году они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома второй степени.

Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой Федоскинской миниатюры. При поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.

Днем рождения палехского искусства принято считать основание "Артели древней живописи".

Первоначально в "Артель" вошли семь человек : Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в "Артели древней живописи" работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в "Товарищество художников Палеха". В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году - восстановлено.

В 1954 году "Товарищество" преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО "Товарищество Палех", кооператив "Объединение художников Палеха", Малое предприятие (МП) "Мастера Палеха", МП "Традиции Палеха", Акционерное общество закрытого типа "Палех", творческая мастерская "Палешане".

С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года - в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (лаковая миниатюрная живопись).

Был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея : Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами небольшой обзор русских народных промыслов. Ну,во всяком случае, самых известных из них:-)) В прошлый раз мы вспоминали красивую федоскинскую миниатюру: , ну а сегодня самое время немного поговорить о более "раскрученном бренде"- а именно о Палехе.

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее. Очень популярна, особенно среди иностранцев:-) Хотя искусство росписи Палеха еще совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет.


Само поселение Палех очень старое. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.


В поселке всегда тяготели к искусству и место славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века

Вначале роспись Палеха строго подчинялась устоявшимся канонам изображения икон, но постепенно они стали меняться: изображения людей, пейзажных очертаний, зданий, животных, одежды, предметов интерьера приобрели свой собственный, неповторимый стиль. Художники Палеха, наконец, обрели творческую свободу, в которой так нуждались, и с удовольствием ею пользовались. Они выработали уникальный стиль иконописи, который характеризовался подробнейшей детализацией и использованием золотой и темперной палитры.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше.


Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало.


Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» - проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.


В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.


Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.
В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха — жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха - выпускник Палехского художественного училища им. А.М.Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.
Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов, - все в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям.

Чёрный лак стал основным цветом фона, условным пространством палехской миниатюры и её отличительной чертой. Чёрный фон лаковой миниатюры или «чистый лист» как бы собирает в себе, содержит все цвета и воплощает сущность вещи. Он символизирует собой тьму земного начала, из которого рождается свет. Кроме того, чёрный цвет обладает ещё внутренним объёмом, глубиной.
Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие ещё от средневековых представлений о двух началах жизни - светлом и тёмном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществлённой Божественной ясностью.

Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен.
Думаю, работы мастеров будут радовать еще не одно поколение россиян и зарубежных гостей.

Приятного времени суток.

Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са-мом деле этой художественной тради-ции несколько веков. Палех стал центром еще в XVII веке; палехская икона до револю-ции была не менее знаме-ни-та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю-ции, палехские потомствен-ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ-нерусскую художе-ст-венную традицию в новой, атеисти-ческой культуре. Масте-ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар-ки-чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере-несли иконопис-ные стили в лако-вые миниатюры Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор-ских произведений в миниатюре, монумен-таль-ном искусстве, книжной графике, сцено-графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё-ра занимаются исключительно лаковой ми-ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен-тирован на массовое копи-рование с образцов; там был создан жанр миниатюр-ного пейзажа. Мстёра любит реали-стичную живопись, полностью заполняет чер-ный фон и предпочитает теплый золоти-стый или голубовато-серый цвето-вой тон. . Разумеется, советская власть не называла палехских худож-ников наследниками многовековой тради-ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре-стьянами. Навязанная идеологией «народ-ность» диктовала сюжеты и их вос--приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет-ской мифологии многообразное искус-ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим-во-ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч-ные сюжеты вроде «Жнитвы » или «Поце-луя » и от-правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев-ший палехское искус-ство на вы-ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион-ная же тематика произведе-ний была в основном ситуативной: шка-тулки создавались к все-союз-ным вы-ставкам или как эксклюзивные подар-ки партийному руководству. Напри-мер, одна из самых интересных композиций с совет-ской тематикой — пластина Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII века Дом-музей П. Д. Корина, Москва / palekh.narod.ru

Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год Музей-квартира А. М. Горького, Москва / Wikimedia Commons

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби-мый , отсюда разнообразие нового искусства. В произведе-ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо-зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга-новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на-йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро-мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч-ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо-бра-жения людей и коней подверглись большей трансфор-мации, потому что авто-ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век Государственный музей палехского искусства

Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год

Размер бисерницы - всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на-зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней Минея (от греч. «длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения. , двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо-зиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было со-хра--нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир-туозная иконописная техника, но глав-ное — на небольшой поверхности икон-ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра-зов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи-сывали кро-шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе-ством героев.

Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века

Клеймо - это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иван Зубков. Портсигар c росписью « Из-за острова на стрежень…». 1927 год Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше-ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство-вали эти иконографические решения и развивали их коло--ристи-чески и пла-сти-чески для решения новых задач.

Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…» Государственный музей палехского искусства

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк-турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано-ну: в центре оказывается Пушкин, записы-вающий сказки кота, а все остальные груп-пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год Государственный музей палехского искусства

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века Государственный музей палехского искусства

Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год Государственный музей палехского искусства

В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо-том расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской жи-вописи, с помощью которого достигается ощу--щение объема фигур; штрихи, написан-ные белилами, золотом или краской в не-сколь-ко слоев. , узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).

Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века

Государственный музей палехского искусства
error: Content is protected !!