Здание театра и представление комедии. Большой театр. Сроки проектирования и форма представления

Курсовая рнабота

по типологии на тему:

«Многоэтажный жилой дом»

Вып. ст. гр. АР-31 Запорожченко Карина

Харьков 2015 г.

Введение

Типология зданий - это научная дисциплина, изучающая развитие и формирование типов зданий в связи с их функциональным назначением, определяемым в свою очередь социальными запросами общества, изменениями демографического состава населения, повышением материального благосостояния народа, достижениями строительной техники.

Типология в переводе означает обучение по образцам. Таким образом, под типологией понимается научный метод, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их последующая группировка с помощью обобщенных моделей или типов. Одним из первичных признаков в типологии зданий является классификация зданий по четырём основным группам, соответствующим основным видам деятельности людей:

Общественные здания и сооружения;

Жилые дома;

Промышленные здания и сооружения;

Здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Типология зданий и сооружений включает в себя решение следующих задач:

· создание и постепенное уточнение классификации и номенклатуры типов общественных зданий и сооружений в современных условиях;

· требования к типам общественных зданий и сооружений;

· принципы проектирования;

· определение нормативов, расчет площадей и состава помещений.

Целью данного реферата является рассмотрение примеров как жилых, так и общественных зданий, выявление их особенностей, изучение истории формирования и развития, а так же анализ нынешнего положение в системе города.

Общественные здания.

Общие сведения.

Общественные здания предназначаются для временного пребывания людей при осуществлении в этих зданиях определенных функций, процессов связанных с образованием, здравоохранением, зрелищами, спортом. Общественные здания содержат разнородные структурные элементы: очень крупные (зрительные, торговые, спортивные), средних размеров (учебные помещения, больничные палаты), и мелкие (конторские, лечебные кабинеты).

Общественные здания (административные, детские учреждения, учебные, культурно-просветительные, торговые, коммунальные, учреждения здравоохранения и др.) в соответствии с назначением обладают специфическими планировочными, объемно-пространственными и конструктивными особенностями, специальным оборудованием.

В соответствии с функциональным назначением общественные здания разделяются на различные виды: учебные, общественного питания, зрелищные, лечебные и др.

Специализированные здания: школа, музей, больница, театр и др.

Универсальные здания предназначены для многофункционального использования - киноконцертные залы, дворцы спорта, здания торговли, проектных организаций.

Общественные здания сооружают в комплексе с жилыми домами. На территории микрорайона создают подъезды к домам, озеленение, площадки для детских игр, спорта и отдыха. Здания культурно-бытового назначения по принципу удобства обслуживания делят на четыре группы:

Первичного обслуживания (детские комнаты, самодеятельные прачечные), их располагают в непосредственной близости от жилого дома или в нем;

Учреждения повседневного обслуживания (детские ясли, сады, школы, продуктовые магазины, кулинарии, приемные пункты прачечных, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды и т.п.) размещают в удалении от жилищ не более 400-500 м, а детские учреждения - не более 250-300 м;

Учреждения периодического пользования (столовые, кафе, гастроном, универмаг, почта, Сбербанк, кинотеатр, клуб, стадион, бассейн) могут находиться вне микрорайона;

Общегородские учреждения (административные учреждения, театры, музеи, большие стадионы и т. п.) располагают еще реже из расчета на определенное число жителей.

Небольшие бытовые и торговые предприятия объединяют в одном здании - общественно-торговом центре микрорайона. Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы - в отдельно стоящих зданиях, строящихся по типовым проектам.

Примером общественного здания является также театральное здание.

Театральное здание.

Театральное здание - сооружение, предназначенное для репетиций и показа театральных представлений. Обычно театральное здание состоит: - из публичных помещений: смотровой зал, фойе, вестибюль; - из блока сцены: сцена, склады декораций и реквизитов; и - из засценных помещений: гардеробы, пробные залы, мастерские. греч.theatron - место для зрелищ.

История появления театрального здания.

Как особый тип строений, театр появляется в Древней Греции. Первоначально театр представлял собой открытое сооружение с возвышением в центре (сценой) и рядами мест для зрителей, которые были расположены секторами так, что каждый следующий ряд находился немного выше предыдущего. Такая особенность расположения зрительских мест необходима для предоставления каждому зрителю возможности видеть происходящее на сцене и сохранилась в большинстве современных театров.



Театральное здание классической Греции - устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.

· Орхестра

Первая орхестра (букв. «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов - сценических гимнов в честь бога Диониса. Она располагалась при склоне Акрополя над храмом Диониса (то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса) и представляла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела - алтарь Дионису (впоследствии - обязательная принадлежность любого театрального здания даже тогда, когда посторонние сюжеты окончательно вытеснили дионисийский репертуар из греческого театра). На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет (флейстист, игравший на флейте-авлосе - инструменте, который в представлении греков связывался с дионисийским культом), а также - первоначально - актёр-протагонист (исполнитель главной, первоначально - единственной роли в пьесе).

· Театрон (места для зрителей)

На склоне холма полукругом располагались места для зрителей, сначала - только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. Зрительные места назывались «театрон» (букв. «место для зрелищ»). В V веке в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. С IV века, начиная с театра в Эпидавре (архитектор - Поликлет Младший), проходом могут разделяться группы передних и задних рядов сидений (то есть зрительный зал разделяется на нечто подобное современному партеру и, собственно, амфитеатр в современном понимании). Обычно в театроне первые - почётные - места со спинками и балдахином (этот ряд именовался проэдрия) предназначались для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом (в театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные - без спинок и на открытом солнце - для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало каноническим; в театре помещались все жители города.

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V-IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

· Проскений

Проскений (от греч. proskenion - место перед сценой) - передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии - фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4-1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку.

· Пароды-Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале

· Представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

Театры обычно располагаются в городских обществ, центрах, на площадях или городских магистралях и в большинстве случаев главенствуют в архитектурном ансамбле. Для обеспечения свободной эвакуации зрителей и соблюдения противопожарных требований желательно, чтобы здание театра было полностью открыто к обществ, проездам или площади с главного и боковых фасадов (к заднему фасаду допускается примыкание служебного корпуса с устройством хоз. двора). Здание театра со стороны главного входа должно отстоять от др.зданий не менее чем на 40 ж, ас остальных сторон - не менее чем на 20 м. Разгрузочные площади у входов и выходов из театра устраиваются по норме 0,25 м2 на одного зрителя. На участке Т. размещаются площадки для стоянки автомашин из расчета 1 легковая машина на 20 мест в зале. В соответствии с градостроительными нормами, действующими в СССР, сеть театров планируется из расчета ок. 5 мест на 1000 жителей.

Совр. здания театров но назначению (сценическому жанру) подразделяются на здания драматических, музыкально-драматических и oneрно-балетных театров. Помимо этих традиционных Т., в СССР также получили распространение спец. детские театры (театр юного зрителя), кукольные театры и театры теней. В последнее время в практику стр-ва в СССР внедряется новый тип театрального здания, трансформируемого в концертный зал, напр. Т. в гг. Туле и Норильске. Такие трансформируемые здания театра распространены и в нек-рых зарубежных странах.

По эксплуатационным и архитектурно-строит. особенностям различают здания Т. постоянного и сезонного (летние театры) функционирования. Последние бывают открытыми и закрытыми. Вместимость зрительных залов театра зависит от их назначения. В практике стр-ва совр. театральных зданий как в СССР, так и за рубежом вместимость зрительных залов драматических Т. принимается от 500 до 1200 мест, музыкально-драматических - от 800 до 1500 и опер- но-балетных - от 1500 до 2000. В СССР в соответствии с действующими нормами вместимости зрительных залов Т. данного назначения соответственно принимаются от 500 до 900 мест, от 1000 до 1200 мест и от 1400 до 1600 мест, что позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия видимости и слышимости спектаклей. Вместимость детских Т. не должна превышать 800 мест, кукольных - 500, Т. теней - 300.

Состав помещений театральных зданий зависит от назначения, вместимости, условий эксплуатации. Помещения театра подразделяются на след. осн. группы: зрелищную, включающую зрительный зал и обслуживающие его помещения (вестибюль с гардеробом, фойе, буфет, кулуары, сан. узлы); сценическую, включающую сцену и обслуживающие ее помещения (артистические уборные, мастерские, склады, сан. узлы, помещения технич. назначения); адм.-хоз., в состав к-рой входят помещения администрации, а также производственного и хоз. обслуживания.

На участке театрального здания обычно сооружается подсобно-производственный корпус, в к-ром размещаются резервные склады и ряд др. вспомогательных помещений (красильная, прачечная, бутафорская и др.). С целью удешевления стоимости рядом условий.

Наиболее сложной частью театрального здания (по объемно-пространственной композиции и оборудованию) является демонстрационный комплекс, состоящий из зрительного зала п сцены. Его устройство и эксплуатационные качества зависят от многих нормативных и технич. требований (акустических, оптических, эвакуационных, постановочных, технологич. и противопожарных). Размеры демонстрационного комплекса определяются вместимостью зрительного зала, к-рый рассчитывается по норме 0,65-0,7 м2 на 1 зрителя.

Хорошая слышимость в зале зависит от его акустических качеств. Форма и соотношение сторон зрительного зала должны обеспечивать равномерное распределение звука, исключать возможность возникновения акустических эффектов «фокусирования» и «эха». Оптимальное время реверберации определяется с учетом особенностей сценического жанра. Объем зала на 1 зрителя рекомендуется принимать для драматических Т. от 3,8 до 5,0 м3 и для музыкально-драматических и оперно-балетных - от 5,0 до 6,0 м3. Для равномерного распределения звука форма зала должна быть компактной, простой, без большого преобладания одних размеров над др. и без значит.впадин и выступов. Следует обращать особое внимание на формы стен в плане и потолка, в особенности над просцениумом и оркестром. Во избежание появления «глухих» мест отношение выноса балкона к высоте отверстия под ним, открытого в сторону зала, не должно быть более 2. Хорошей акустике зрительного зала и исправлению ее дефектов способствуют обработка стен, потолка n пола зала акустическими отделочными материалами, применение специальных акустических конструкций (экраны, складки, ребра), поглощающих или отражающих звук. Одно из основных требований к акустике залов всех сценических жанров - естественное восприятие звука всеми зрителями.

Планировка зала и обслуживающих его помещений, расположение мест для зрителей и проходов должны обеспечивать удобное заполнение зала, беспрепятственный выход из него в антрактах и быструю эвакуацию зрителей в случае аварии. В соответствии с противопожарными требованиями ширина эвакуационных проходов п выходов принимается из расчета 100 человек на 0,6 ж, при этом миним. ширина прохода-0,9 м и максим.- 2,4 м. Длина непрерывного ряда мест для зрителей в зале при двухсторонней эвакуации принимается не более 40 мест и при односторонней - 20 мест. Расстояние между спинками кресел ряда - от 85 до 90 см в зависимости от количества мест в ряду и от конструкции кресел.

По принципу расположения мест для зрителей и объемно-пространственной композиции залы совр. театры делятся на партерные (до 500 мест), амфитеатральные (до 1000 мест) и залы с балконами или ярусами (от 1000 мест и более). В зависимости от сценического жанра и вместимости залы могут иметь различную форму. Наиболее благоприятны по акустическим соображениям залы прямоугольной и трапециевидной форм. Наиболее вместительны залы овальной или эллиптической формы и залы с балконами или ярусами, однако в акустическом отношении они уступают залам прямоугольной и трапециевидной формы и требуют спец. акустической обработки. Устройство и размеры сцены целиком зависят от сценического жанра театра и вместимости зрительного зала. Размеры обычной глубинной сцены, ее планшета, декорационных карманов и арьерсцены определяются шириной и высотой отверстия игрового портала, связывающего зрительный зал со сценой.

Для быстрой смены декораций верх сцены оборудуется колосниками с блочными устройствами для подъема и спуска софитов с осветительной арматурой и штан- кетов, к к-рым прикрепляются декоративные полотна и занавесы. На боковых стенах сцены устраиваются рабочие галереи с переходными мостиками для управления штанкетнымп подъемами и софитами. Низ сцены оборудуется трюмом, вращающимся кругом для смены декораций и системой подъемно-опускных площадок для постановочных эффектов (провалы, спуски, подъемы) и изменения рельефа планшета. В практике стр-ва Т. применяются бесколосниковые сцены, на планшет к-рых декорации подаются только из карманов и трюма при помощи спец. подъемно-опускных устройств. В оперно-балетных театрах вращающийся круг применяется не всегда. Перед сценой обязательно устраивается просцениум глубиной не менее 1,5 м от границы антрактового занавеса до оркестрового рва; размеры просцениума зависят от жанра театра.

Помимо софитов, на сцене для ее освещения устраиваются спец. осветительные ложи и выносные софиты в зале, обычно скрытые в конструкциях потолка.

В целях противопожарной безопасности сцена оборудуется клапанами для вытяжки дыма, системой автоматически действующего противопожарного водопровода (спринклер, дрейчер), а в Т. с залом свыше 600 мест также и огнезащитным противопожарным занавесом, отделяющим зал от сцены.

В театральном зодчестве последних лет глубинная сцена-коробка с колосниками и трюмом - не единственный тип сцены. Наряду с ней устраиваются и комбинированные сцены, сочетающие закрытую сцену-коробку традиционного типа с открытой сценической площадкой, к-рая сильно выступает в зал и окружена с трех сторон зрителями (ТЮЗ в г. Ленинграде, театр в Туле и др.), а также открытые сценические площадки для игры в окружении зрителей (театр в г. Мангейме и др.).

Состав помещений, обслуживающих сцену, принимается в зависимости от вместимости зала и сценич. жанра Т. Театральные здания имеют сложное электротехнич. оборудование - силовое (для механизмов сцены), осветительное (для сцены, зала и др. помещений), слаботочное (для режиссерской и пожарной сигнализации); оборудуются вентиляцией, кондиционированием воздуха (залы от 800 мест) и горячим водоснабжением. В зданиях Т. применяются наиболее совр. и долговечные конструкции из железобетона, металла, а также разнообразные отделочные (пластики, алюминий, стекло, керамика, дерево и др.) и акустические (перфорированные древесноволокнистые плиты, алюминиевые панели, ас- бестоцементные плиты и др.) материалы.

Летние закрытые театры строятся обычно в местах массового отдыха - в парках культуры и отдыха или пригородных зонах отдыха крупных городов. Летние театральные здания, возводимые из облегченных конструкций (дерево, железобетонный каркас с легким заполнением), имеют вместимость залов, аналогичную Т. круглогодичного действия. В отличие от Т. круглогодичного действия, в летних Т. состав помещений, обслуживающих зрителей и сцену, значительно сокращается; в осн. сохраняет свои размеры только демонстрационный комплекс - зрительный зал и сцена. Значительно упрощается механич. оборудование сцены.

Открытые летние театры предназначаются обычно не только для сценических выступлений, но и для концертов, демонстрации кинофильмов. Их вместимость в СССР принята от 600 до 10 000 мест. Эти Т. бывают с открытой сценой-площадкой и с закрытой сценой с порталом. Такие сцены имеют обычно упрощенное колосниковое оборудование для подвески декораций и софитов, карман для хранения и монтажа декораций, а также врезной или накладной поворотный круг.

Римский театр , как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых … Лучшие лондонские Т., как напр. "Lyceum-Theatre " Ирвинга, не стесняются обращать в феерию...

Политика европеизации сыграла значительную роль в судьбах японского народа. Падение сёгуната и увлечение всем европейским в первую очередь, сказалось на популярности театра Но.

Самым значимым достижением японкой культуры стало создание театра Но. Впервые высокое драматическое искусство сочетается с большой литературной ценностью театрального репертуара...

Сёгунат Токугава. Литература и театр . Развитие городов определило их роль в развитии культуры как … Театр Ёсэ, избравший в качестве излюбленного жанра что-то наподобие варьете, был самым...

Во время директории, консульства и империи кукольный театр оправился, но никогда уже не играл такой роли, как раньше, служа почти исключительно забавой детей.

История театра Петрушка. Камедь о Петрушке Русский театр и драма · Театр Шекспира. В 1613 году когда Россия.

ТЕАТР И ЖИВОПИСЬ Theatre et peinture. Художники в театре . Античность. и средние века. Стену, окружающую. сцену античного театра иногда укра- шали живописным декором, часто ил

Итальянский театр в Санкт-Петербурге при Анне Иоанновне. (1733-1735) Сиповский В.В. «Итальянский театр при Анне Иоанновне». Журнал Русская Старина.

Буква Т. Театр начинается с вешалки. Приписывается одному из основателей Московского Художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863- 1938).

После смерти Кунста, в 1703 г. его место занимает Отто Фюрст, золотых дел мастер. При нем только что поставленный на ноги театр стал приходить в упадок, и в 1707 г. спектакли прекратились.

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

Технологическая карта

давать словесное описание местоположения объекта; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работах в группах; воспитание интереса к культуре другого народа

Основные понятия, изучаемые на уроке

театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, сатиры

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Актуализация знаний

Познавательные :

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует беседу по вопросам:

1)Кто такой педагог? В чем состояли их обязанности.

2)Охарактеризуйте основные этапы обучения в афинской школе.

3) Сравните афинскую школу и современную школу

2. «Этапы обучения в школе»

1.всестороннее развитие личности 2.учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи

3.каникулы 4.праздничные дни, в которые не посещали школу 5.уровни образования (начальное. среднее, высшее)

Различия

Афинская школа

Современная школа

1)платное образование в школе

2)бесплатное школьное образование

2)учились только мальчики

2)учатся и мальчики, и девочки

3)с 7 лет

3) с 6,6 лет

4)педагог –сопровождающий ребенка

4) педагог – обучает ребенка (ЗУН)

5)наказание розгами

6)каникулы весной

6)каникулы осенью, весной, летом

7)материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо

7)материал письма: бумага и шариковая ручка

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Назовите современные зрелища, которые вы посещаете?

Некоторые из этих зрелищ пришли к нам из Древней Греции. Известно, что особое место у древних греков занимали Олимпийские игры, однако помимо этого греки очень любили представления в театре.

Задание на урок : что общего между современным и древнегреческим театром. Заполнить сравнительную таблицу (см. ниже)

Определяют тему урока, цели

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Возникновение театра.

2.Здание театра, актеры и хор.

3.Трагедии и комедии.

1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «театр»?

Объяснение учителя. У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха). Осенью,после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов-сатиров.

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В VI в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1-ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места- театры (от греч. «место для зрелищ»)

Театры строились на холме, чтобы с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

2. Работа с текстом учебника на странице 186 – 187. Работа с рабочим листом . Задание: Напишите, из каких частей состоял театр.

Назовите виды представлений:

Трагедия – герои мифов, «песнь козлов» (Софокл)

Комедия – герои мифов и современные зрители, «веселое шествие» (Аристофан)

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Организует работу по рядам с текстом учебника с.187-189

1-й ряд – читает трагедию Софокла «Антигона» (с.189). Задание : в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

2-й ряд – читает комедию Аристофана «Птицы».Задание: опишите здание театра и представление комедии по рисунку на с.190. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

Сравните древнегреческий театр и современный

1. Ассоциации: актеры, костюмы, зрители, представления

З/Т Театр – с греческого «место для зрелищ».

Вакханалии – шествия греков, изображавших богов-сатиров.

Дифирамбы - песни, прославляющие Диониса.

2. Самостоятельная работа с текстом и подписать на плане основные части театра и их предназначение (см. приложение)

1. Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации, а внутри хранились костюмы.

2. Орхестра – площадка, где выступали актеры и хор.

3.Места для зрителей.

4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

3. Самостоятельно изучают текст и отвечают на вопросы.

могущество человека – речь, мысль, законы, недуг побеждает, грядущее предвидит.

осуждает в людях – не умеет порою отличить добро от зла, правду и законы попирают, цари насправедливые.

2-й ряд: сцена когда летит вестница богов – Ирида.

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует выполнение заданий.

1.Театральный жанр представления.

3.Кулисы в древнем театре.

4.Сцена в театре.

5.Жанр театрального представления.

6.Название пьесы.

8.Богиня – вестница богов.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Ответы:

1. Комедия

2. Аристофан

3. Скене

4. Орхестра

5. Трагедия

6. Софокл

7. Птицы

8. Ирида

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 39 о/в

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке .

Организует заполнение листа самооценки работы на уроке (см. приложение)

Оценивают свою работу на уроке.


Тема «В афинском театре»

Театр

1.___________________________________________________________ _

2. _________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Аристофан

Тема «В афинском театре»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Театр - с реческого_____________________________________________

Перед вами план древнегреческого театра. Как назвались эти части? Каково назначение каждой из этих частей?

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Эсхил - ______________________________________________________

Софокл –____________________________________________________

Аристофан - _________________________________________________

Найдите ошибки в тексте и подчеркните линией. Сверху напишите правильный вариант.

Представления в древнегреческом театре проходили раз в неделю по вечерам. Все роли исполняли только мужчины. Они надевали различные маски и выступали босиком. Изредка на сцене появлялся хор, он изображал горожан, воинов, не редко животных и птиц. Билеты для бедняков помогало приобретать государство, а остальные граждане покупали бумажные билеты с указанием номера места в определенном ряду.

error: Content is protected !!