Значение слова резонер в литературной энциклопедии. Резонер - это кто? Что такое резонерство - болезнь, психическое отклонение или особенность мышления

РЕЗОНЕР (франц. raisonneur, от raisonner – рассуждать), сценическое амплуа. Тип ролей, представляющий рассудочных людей, склонных к назидательным высказываниям, риторическим сентенциям и т.п.

Это амплуа в максимальной степени отражает особенности дорежиссерского, актерского театра, – не только как сценического искусства, но и одной из его главных составляющих, драматургии. Если в режиссерском театре на главную мысль, идею спектакля работают все его составляющие (актерский ансамбль, музыка, сценическоеоформление, свет и т.д.), то в актерском театре существовала реальная опасность искажения основной идеи за счет неудачного (или, напротив, слишком яркого) исполнения той или иной роли. Главная мысль, «нравственный императив» автора должен быть непременно заложен в текст кого-нибудь из героев спектакля.

Развитие европейской культуры 17–18 вв. в целом сделало актуальным ее ярко выраженный морализаторский характер. На смену Возрождению, с его амбивалентной трактовкой нравственности, мощной карнавализацией действительности, пришла эпоха Просвещения, декларировавшая реставрацию высокой (даже ханжеской) морали, аскетизм, борьбу против «распущенности и нечестивости». Этим тенденциям способствовало увеличение влияния церкви на все области светской жизни. Такие особенности эпохи Просвещения весьма наглядно отразились на развитии театра, как наиболее живого, «сиюминутного» вида искусства. Практически все жанры театра того времени, будь то трагедия, мещанская драма, или комедия , так или иначе обращались к проблемам добродетели. Персонажи драматургии четко делились на «положительных» и «отрицательных»; в финале спектакля добро должно было торжествовать (в трагедии – хотя бы на уровне декларации, нравственного урока уцелевшим персонажам и, конечно, зрителям). Этот этап развития театрального искусства известен под названием классицизма.

Общие тенденции театра классицизма породили особое распространение амплуа резонера. В уста подобных персонажей драматурги имели возможность вложить моральную оценку происходящего на сцене, провозгласить гражданские и нравственные идеалы. Недаром сценическая школа классицизма, следовавшая общей эстетике этого стиля, сложилась как искусство героической декламации, приподнято-поэтического выражения чувств героя. Эта художественная традиция обусловила появление таких персонажей, как, Клеонт в Тартюфе Мольера . По сути противоречащий всей эстетике яркой, почти фарсовой, театральной комедии, резонер Клеонт становится нравственным alter ego драматурга, изобличая пороки и призывая к торжеству добродетели.

Примеры ролей резонеров можно найти практически в каждой пьесе драматургов-классицистов (Ф.Шиллер , Г.Лессинг , П.Бомарше , Г.Филдинг , Р.Шеридан и др.).

Для русского театра классическим, идеальным примером роли резонера можно считать роль Стародума в Недоросле Д.Фонвизина. В театре подобные роли зачастую определялись термином «благородный отец». Однако существовали и иные разновидности амплуа резонера: «герой-резонер», «комик-резонер», «характерный резонер».

По определению Михаила Чехова, «амплуа – категория скорее организационная, чем эстетическая». Этот принцип нашел свое отражение в Таблицах амплуа , составленных в 1922 В.Мейерхольдом, В.Бебутовым и И.Аксеновым по поручению Научного Отдела Государственных высших Режиссерских Мастерских. Определяя функции амплуа «моралиста (резонера)» как «умышленное ускорение развития действия путем введения в него норм морали», авторы предъявляют к необходимым данным актера минимальные требования: «Глубокий бас. Сложение безразлично», что фактически является признанием чисто служебного назначения подобного персонажа. В эпоху актерского театра роли резонеров традиционно считались наименее интересными.

С развитием режиссерского театра творческие возможности «резонерских» ролей коренным образом изменились. Основополагающим принципом театрального воплощения роли становится не «амплуа», но «трактовка». У актеров, следующих замыслу режиссера, появляется возможность придать любому сценическому образу глубину и объем, меняя традиционно сложившиеся представления о той или иной роли. Так, в частности, в конце 1970-х на сцене Ленинградского Театра Драмы и Комедии Л.Додин поставил спектакль Недоросль , ставший одним из ярчайших событий театральной жизни страны. Стародум в исполнении И.Мокеева, явившийся одной из главных удач спектакля, представал перед зрителем отнюдь не «благородным отцом», но изощренным и озлобленным фарисеем, этаким Тартюфом, демагогом, использующим декларацию идеалов как средство достижения собственных целей в ловко сплетенной интриге.

Татьяна Шабалина

РЕЗОНЕР

РЕЗОНЁР

[фр. raisonneur raisonner - рассуждать] - 1) лит. в драматургии: персонаж пьесы, прямо выражающий идеи, морально-этические взгляды автора; 2) человек, который любит рассуждать о нравственности, поучать, наставлять.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

РЕЗОНЕР

(фр., от raison - причина). Любящий рассуждать, говорить в нравоучительном тоне, человек, утомляющий длинными рассуждениями и глупыми противоречиями. Одна из ролей сценического искусства.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

РЕЗОНЕР

ведущий длинные нравоучительные рассуждения, имеющий пристрастие к бесполезным объяснениям и ни к чему не ведущим спорам; так называется одно из подразделений (амплуа) из общей совокупности сценических ролей.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

РЕЗОНЕР

любящий вести рассуждения нравоучительного характера.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

РЕЗОНЕР

франц. raisonneur , от raison , причина. Любящий рассуждать.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Резонёр

(фр. raisonneur raisonner рассуждать)

1) персонаж литературы 17-18 вв. (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций;

2) амплуа актеров, игравших роли таких персонажей;

3) человек, склонный к пространным рассуждениям нравоучительного характера.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Резонёр

резонёра, м. [фр. raisonneur ] (книжн.). 1. Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущ. нравоучительного характера. Нудный резонёр. 2. Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами к-рого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (лит.). 3. Название соответствующего актерского амплуа.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Резонёр

а, м. , одуш. (фр. raisonneur raisonner рассуждать).
1. Человек, который любит вести длинные рассуждения нравоучительного характера.
Резонёрство - склонность к такого рода рассуждениям.
Резонёрский - характеризующий поведение резонёра.
2. Действующее лицо пьесы, романа, обычно выражающее отношение автора к описываемым событиям.
| В литературе 17-18 вв., особенно комедиях, р. - почти непременный персонаж, не принимающий активного участия в действии и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с позиций автора.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "РЕЗОНЕР" в других словарях:

    Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (Ушаков) См. болтливый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.… … Словарь синонимов

    Персонаж пьесы (или романа), не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему. Персонаж Р. (в более широком смысле) встречается и в средневековом, и в возрожденческом, и в… … Литературная энциклопедия

    - (франц. raisonneur) (устаревшее выражение) сценическое амплуа; актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям … Большой Энциклопедический словарь

    Театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее в противоположность увлечениям одних, испорченности других разум.здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы например Клеонт в Тартюфе, Стародум в Недоросле. Современная драма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Род. п. а. Из франц. raisonneur, возм., через нем. Räsoneur … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее в противоположность увлечениям одних, испорченности других разум, здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы, например, Клеонт в Тартюфе, Стародум в Недоросле. Современная драма… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Резонёр I м. Персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные с точки зрения автора суждения. II м. Тот … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    резонер - Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где raisonneur суф. производное от raison «разумное объяснение» < лат. ratio «разум». См. рациональный … Этимологический словарь русского языка

1 ВАРИАНТ

_________________________________________

_________________________________________

2.

А.реализм В. сентиментализм

Б. классицизм Г. романтизм

3 . Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

А. главный герой комедии

Б. подросток 15 – 17 лет

В. ленивый, ограниченный, невежественный человек

Г. дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.

5. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

А. Вральман В. Кутейкин

Б. Цыфиркин Г. Простакова

6.Расскажите о языке персонажей комедии.

_____________________

7.Приведите 2-3 «говорящих» фамилии из произведения, раскройте их смысл.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»

2 ВАРИАНТ

________________________________

1. .К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

А.реализм В. сентиментализм

Б. классицизм Г. романтизм

2. Время, в течение которого развивается действие комедии:

а) неделя б) месяц

____________________________________________________________

4. Вспомните, какую из наук «преподает» Митрофанушке Вральман:

а) грамматику б) историю

в) математику г) географию

__________________________________________________________________

6. :

7. Расскажите о языке персонажей комедии.

__________________________________________________________________

8. Вспомните, кого выбрала себе в мужья Софья:

а) Скотинина б) Митрофанушку

в) Милона г) Правдина

9. Расскажите о композиции пьесы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какое письмо получает Софья? О чём в нём написано?

11. Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

А. воспитания и образования В. любовная

Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием

12 . Кем приходится Митрофану Скотинин?

__________________________________________________________________

13. Перечислите отрицательных героев комедии с говорящими фамилиями, именами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
А) Милону Б) Митрофану В) Правдину Г) Цыфиркину

15. Кто во сне Митрофана попадает под горячую руку его матушки?

__________________________________________________________________

8. Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

А. Стародум В. Милон

Б. Простаков Г. Правдин

9. Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными :

1. «Не хочу учиться, хочу жениться» А. Правдин

2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Б. Стародум

3. «Между свиньями я сам всех умнее» В. Простакова

4. «Тиранствовать никто не волен» Г. Митрофан

5. «При твоих глазах мои ничего не видят» Д. Скотинин

6. «Вот злонравия достойные плоды!» Е. Простаков

10. Укажите количество действующих лиц. Все ли они участвуют в конфликте?

__________________________________________________________________

11. Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?

__________________________________________________________________

12. . Кто учил Митрофана математическим наукам?
А) Стародум Б) Вральман В) Цыфиркин Г) Кутейкин

13. Про какую науку говорит Простакова: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка»?

_______________________________________________________________

14. Расскажите о композиции пьесы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Кем был в прошлом немец Вральман?

__________________________________________________________

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 1 вариант

1 . Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд»,

Которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?


2 . Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?
а) Милону б) Стародуму в) Правдину г) Простакову


3 . Какой герой комедии наиболее близок самому Д. И. Фонвизину?

а) Стародум б) Правдин в) Милон г) Скотинин

4. Жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль»

А) комедия; Б) драма; В) трагедия.

А) Милона; Б) Стародума; В) Правдина.

6. Фонвизин в произведении обличает:

А) невежественных дворян; Б) малообразованных учителей; В) раболепие крепостных.

7. Экспозиция «Недоросля»:

А) сцена примерки кафтана; Б) разговор Простаковой с мужем; В) известие о помолвке Скотинина с Софьей.

8. Простакова решает женить Митрофана на Софье, потому что:

А) ей нравится честность, искренность девушки; Б) других невест нет;

В) она наследница большого состояния.

9. Ставшее крылатым выражение из «Недоросля»:

А) «Суженого конем не объедешь»; Б) «Не хочу учиться, хочу жениться»;

В) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».

10. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу»

Затрагивает проблему:

11. Идейные противники в произведении:

12. Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:

А) «говорящие фамилии»; Б) нейтральная авторская позиция; В) несколько сюжетов.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 2 вариант

1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

А) реализм Б). классицизм В). сентиментализм Г). романтизм

2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?

А). теория «триединства» Б). «говорящие» фамилии В). любовная интрига

Г). односторонность характеристики героев


3. Кто учил Митрофана математическим наукам?
а) Стародум б) Вральман в) Цыфиркин г) Кутейкин

4. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

А) Вральман Б) Цыфиркин В) Кутейкин Г) Простакова

Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

А) Стародум Б) Простаков В) Милон Г) Правдин

6. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу»

Затрагивает проблема:

А) воспитания; Б) патриотизма; В) знатности.

7. Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:

А) «говорящие фамилии»; Б) нейтральная авторская позиция; В) несколько сюжетов

8 . Кому из героев комедии принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
1) Милону 2) Митрофану 3) Правдину 4) Цыфиркину

9. Кто из героев комедии «отошёл от двора без деревень, без чинов... но принёс домой

Неповреждённо... душу, честь, правила?

а) Милон б) Правдин в) Стародум г) Простаков

10. Имя Митрофана в переводе с греческого означает «похожий на мать».

Сходство проявляется:

А) в мудрости; Б) в грубости и невежестве; В) в уважении к другим.

11. Кем был в прошлом немец Вральман?

А) солдат б) кучер в) парикмахер г) учитель


12. Идейные противники в произведении:

А) Простакова и Скотинин; Б) Простакова и Стародум; В) Простакова и Митрофан.


error: Content is protected !!