Постмодернизм в искусстве. Особенности и влияние. Основные направления постмодернизма в искусстве: сложное, важное и интересное Направления постмодернизма в искусстве

«Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 го­ду Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории » придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует ко­нец западного господства в религии и культуре .

Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy . Американ­ский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке , широко пользуется понятием «постмодернистская теоло­гия». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу . В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и приме­нялось в американской литературной критике 60-70-х го­дов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновы­вая свой антирационализм, антифункционализм и анти­конструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс наста­ивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта . Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида , Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

Основные трактовки понятия

В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер :

Отличие постмодернизма от модернизма

Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) - демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация - все это не просто термины современного искусства, но его сущность», - (Ж. Бодрийяр).

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность . Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «ди-джейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта - все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония - ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм - как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна - это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии .

Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.

Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).

Примечания

См. также

  • Постмодернизм в литературе

Литература

Работы классиков постмодернизма
  • Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна = La condition postmoderne / Шмако Н.А. (пер.) с фр.. - СПб. : Алетейя, 1998. - 160 с. - (Gallicinium). - 2000 экз. - ISBN 5-89329-107-7
Изучение постмодернизма На русском языке
  • Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. - М.: ИФ РАН, 2006. - с. 199-214.
  • Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. - СПб., 2007.
  • Берг М. Ю. Литературократия (Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе) . - Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
  • Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998.
  • Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с. - (Gallicinium). - 1600 экз. - ISBN 5-89329-237-5
  • Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. - Минск, 1999.
  • Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года », Серия Symposium, выпуск 16.
  • Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература . - Москва: Флинта, 1999.
  • Сокал А. , Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы - М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 248 с.
На иностранных языках
  • Stanley Trachtenberg, Ed. The Postmodern Moment. A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts. - Westport-London., 1985.
Энциклопедии
  • Постмодернизм: Энциклопедия / Грицанов А.А., Можейко М.А.. - Мн. : Интерпрессервис; Книжный Дом; Яндекс, 2001; 2006. - 1040 с. - (Мир энциклопедий).

Ссылки

  • Архитектура постмодернизма на Здания.ру
  • Бизеев А. Ю. Переход и переходность в культуре постмодерна. Философствование постмодернизма и современная культура // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 4 - Культурология .
  • Болдачев А. В. Дряхлый папик постмодерна - Философский памфлет
  • Воронцова Т. И. «Письма» Джона Барта как постмодернистский роман
  • Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца XX века
  • Хазин М. Л. Постмодерн - реальность или фантазия? - Постмодерн в экономике

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Постмодерн – это та эпоха, в которую мы живем, а постмодернизм – это культура этой эпохи. Постмодерн = «после модерна». Модерн – рубеж 18-19 веков, осознание современности, отделение себя от средних веков, изменение ценностной системы. От Бога к Человеку. Прогресс, восхождение разума, ответственность и свобода человека (никто не навязывает образ жизни и веру, человек решает сам для себя). Модерн всегда в кризисе, ему всегда надо утверждать себя «здесь и сейчас». Есть человек, раньше у него была некая инстанция над ним, нормы, правила, разум там был отключен. Это все устранили, решение верить ли в бога остается за человеком. Включили разум. Но когда его включили, пробудилось нечто иное, и вот это самое иное бунтует против разума (Фрейд «оно», Фуко маргиналы). Постмодерн – попытка перейти от разума в высшей инстанции к "иному разума".

Постмоде́рн - социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Постмодернизм как специфическое явление в истории и социологии был выделен западными социологами в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французские философы-постструктуралисты: М. Фуко,Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, опираясь на концепцию о преобладании «страха и трепета» в менталитете жителя постиндустриальной цивилизации.

Постмодерн как этап развития общества, как культурная «эпоха» свя­зан с разрушением непримиримого социального противостоя­ния, с падением идеологических, национальных, религиозных барьеров, с эпохой создания информационного общества и универсальных коммуникаций.

Постмодернизм не является оформленной, систематизированной философской или научной школой, это, скорее, новое мировоззрение, мировосприятие и мирочувствование, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, литературоведении, философии, социологии.

Постмодерн - попытка перейти от разума в высшей инстанции к "иному разума". Бог--> Человек --> Оно Граница модерна - человек заканчивается, разум его бессилен. Постмодерн - Борхес, Эко, Кальвино. Барт, Кристева.

Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Т. е. эклектизм. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования. Интертекстуальность.

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала XX века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов исубкультур.

Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры , постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.

Постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы

Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» - это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов - это хаос .

В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

Гваттари и Делез уделяли внимание шизофринии - это главный принцип мышления современного общества. Сознание расщеплено - можно быть одновременно хоть кем. Разные идеалы не находятся в конфликте. Старая культура - культура паранойи. В совр. мире человек - кочевник странник , у него нет цели, он просто все время движется, нет родины.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции - освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.

Главный метод познания мира - деконструктивизм.Кристева, Деррида. Суть: в тексте обнаруживается внутренняя противоречивость, метафоричность любого знака. Надо рассыпать текст, разрушить структуру . Надо показать, что он порождает многообразие смыслов. Находим другой центр, смещается смысл. Деконструкция - открытие множества смыслов. Это одновременно деструкция и деконструкция текста. Мир структурирован за счет человеческой деятельности. Поструктурализм отрицает структурализм.

Важную черту постсовременности составляетигровой характер культуры в целом и театрализация, котораяохватывает сегодня все области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу.

Бодрийяр - "симулякр" - знаковая сущность, которая не отсылает к реальности а подменяет реальность. Значима сама по себе, меняет реальность. Подлинности нет. Войны в заливе не будет. Пример симулякра - события 11 сентября - важно, что это катастрофа, ужас, смерть, огонь - важны не судьбы людей, а этот симулякр, который запускает политические процессы. Кризис реальности. Вокруг одни симулякры.

Суть постмодернизма - ощущение состоявшейся смерти, игра посмертных масок. Подлинности нет, смысла нет. Разум не работает. Конец истории.

Фукуяма "Конец истории?“ - истории больше не будет, не будет новизны, мир не будет принципиально меняться. Парадигмально ничего не изменится. Культуры нет а только музей человеческой истории.

Хантингтон "Конец человечества?"

Почему мир распался, остались только конструкты? Когда изымают высшее начало, то Все можно деконструировать. Все общество есть обмен по Строссу, но - обменивать можно, пока ты что-то хранишь. Всегда есть то, что не обменивается - это сакральные вещи. В современном мире все меньше вещей, которые можно обменивать.

Социальный конструкционизм - все знания и идеи, которые воспринимаются как естественные и очевидные, суть изобретения или искусственно созданные культурные артефакты - социальные конструкты.

Что такое постмодернизм?
Постмодернизм – это направление в искусстве во всех его сферах, более подробно представляющее собой преодоление модернизма, начавшего постепенно изживать себя.
Время начала эпохи постмодернизма – 50-е годы ХХ века. Время окончания – 80-е годы XX века. Затем наступит эпоха постпостмодернизма, еще более запутанная и непредсказуемая.
Постмодерн возникает повсеместно в мире, сразу охватывает все сферы существования человека как социального существа. Лучшие умы проектируют теоретические предпосылки его возникновения и развития, а творческие люди уже создают свои бессмертные творения в соответствии с формирующимися концепциями этого непростого периода.
Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Бодрийар – это основные идеологи постмодернизма. Но впервые это понятие появляется у Р. Панвица.
Постмодернизм предполагает особое состояние искусства, раздробленного и противоречивого.
Ученые выделили несколько характеристик постмодернизма:
- эпистемная неуверенность
Мировоззрение в эпоху постмодерна, как правило, преимущественно негативно. Оно сомневается в том, что новое знание сможет чего-то достичь. Следовательно, сомнению подлежит все. На веру теперь ничего не принимается.
- мир представляется в роли текста
Все знаки, совокупность которых и есть текст, уже не способны отражать действительность в той форме, какая она на самом деле.
- невозможность больших проектов
Если традиционное индустриальное общество объединяло людей, имеющих идентичные цели, то в постмодерне «великие истории» терпят поражение.
- смерть бога, провозглашенная Фр. Ницше.
Так как мир представляет собой текст, то и все, созданное богом, - тоже текст. Человек в том числе.
- постмодернистская философия и ее альтернативная характеристика
В постмодернистском дискурсе философия тесно сближается с не с наукой, как бы стремительно она не развивалась, а с искусством. Философия теперь включает в себя хаотичные, трудноперевариваемые концепции. Литература и философия вступают в перекличку. В моде лингвистические дискуссии, литературные игры, все необычное и непонятное, доступное лишь тем, кто основательно увлекся и проникся идеями постмодернизма.

Основные направления постмодернизма выделяются следующие:
1. Историзм. Он обобщает все стилистические направления в искусстве во всех его формах, они могут быть многозначными. Все доступные средства отсылают в прошлое. Так выражается историческая память.
2. Полуисторизм, или точное воспроизведение исторического образца. Это могут быть реминисценции из прошлого или откровенные вариации на тему давно минувших лет.
3. Традиционализм. Типичный постмодернистский прием. Он характеризуется своими межстилевыми особенностями. Хотя этот метод значительно серьезнее историзма, который может допустить иронию и многозначные ситуации.
4. Контекстуализм. Название говорит само за себя. При нем соотносятся все решения каждого конкретного постмодернистского продукта, например цвет, стиль или масштаб. Контекстуализм вариативен по отношению к тому или иному объекту.
5. Метафора – еще и средство выразительности всего, что попадает в угол его зрения. Получаются образы, символы и прочие элементы выражения иносказательного смысла.
6. Новое усложненное пространство. Это особое направление, ориентирующееся на то, чтобы постоянно создавать чего-то нового и более сложного по сравнению с предыдущим. Но при конструировании создается пространство с четкой структурой, всем понятной и простой. Новое пространство ориентируется соответственно на старое пространство, преобразуя его в новые формы, более качественные, чем прежде.

Постмодернизм достаточно быстро пришел на смену новейшему модернизму, и представляет собой антитез этому уходящему в прошлое достаточно необычному периоду во всех сферах творчества. Формы творчества получили игровую или даже саркастическую форму, нивелируя при этом разницу между массовым потребителем и элитой общества. От модернизма существенно отличается тем, что в нем имеются классические и традиционные мотивы и нотки, а также присутствует пересмотр традиционных взглядов.

Философия постмодернизма

В основе направления не столько "новые мотивы", сколько ярко выраженные сомнения в правильности устаревших традиций в искусстве. На фоне невозможности объективности познания, а также отсутствии различных критериев достоверности устанавливается четко выраженное сомнение касательно позитивных истин, установок или убеждений.

Философские мотивы постмодернизма направлены на сближение не с научными сферами деятельности, а с искусством. Постмодернисты стараются выражать относительность всех существующих в жизни ценностей и иллюзорности воспринимаемого мира. Кроме того, делается акцент на неограниченных возможностях научных исследований.

Нужно отметить, что если модернизм позиционирует себя, как полную противоположность традиционному искусству, то постмодернизм уже сочетает в себе и традиционные, и новейшие тенденции и мотивы. При этом все так же направление предполагает полный отказ от рационализма и универсализма.

Постмодернизм часто характеризуют открытость и разорванность смысловых структур и форм, а также игровые, хаотичные мотивы. По сути, это неклассическая трактовка традиционных сюжетов и мотивов с применением антисистематичных и адогматичных элементов и построений сюжетной линии.

(Дома-кубы, постмодернизм в архитектуре )

В качестве символики эпохи можно привести лабиринт и ризому, которые, как нельзя кстати, выражают позицию философов и мыслителей постмодернизма. Актуально смешение творчества и искусства с научными тенденциями и мотивами, а стремление авторов к оригинальности своего творчества привели к пересмотру классических позиций о созидании и процессе разрушения, а также понятий порядка и хаоса.

Постмодернизм в живописи

В живописи это направление появилось немного позже, чем в сфере архитектуры. Впрочем, развивался он достаточно стремительно, и уже в 80-х годах двадцатого века прошло сразу несколько масштабных выставок работ разнообразных художников в этом жанре. Авторы часто использовали для конструирования артефактов в художественном творчестве методы аппликации, а изображению подвергалось все, начиная от самих людей и природы, и заканчивая Вселенной и космической тематикой картин.

Отличительные особенности этого стиля:

  • наличие готовой формы в композиции, что резко отличает постмодернизм от модернизма;
  • заимствование классических образов и традиций, но придание им новых интерпретаций;
  • комбинирование форм, достаточно сильно выраженная ироническая нотка в картинах;
  • полное отсутствие каких-либо строгих правил и свобода самовыражения.

Именно свобода самовыражения становится отличной основой для поиска свежих творческих идей и оригинальных мыслей. В живописи течение не имеет каких-то очень характерных особенностей в технике написания картин, но при этом является крупнейшим и популярнейшим на сегодняшний день в мировом творчестве художников.

Постмодернизм в театральном искусстве

Театральные постановки в стиле постмодернизма появились во второй половине двадцатого века, и они использовали те же философские мотивы, которые характерны для живописи или литературы данного направления. Направление сочетает в себе сразу несколько элементов:

  • деконструкция образов;
  • ироничность, выражение сарказма;
  • классическое цитирование;
  • демонстрация смерти автора.

Для этого стиля характерно достаточно сильное отступление от публичности в разряд элитарности. Такой театр переносится на маленькие, часто импровизированные, площадки, а спектакли нередко имеют форму инсталляции. При этом активное развитие технологий также наложило отпечаток на развитие театрального искусства, и это приводит к появлению соответствующего реквизита и образов.

Давно замечено: человек не способен изнутри оценить время, в котором живет, состояние общества, стиль жизни и искусства. Только спустя время, с расстояния точки обозримости можно осознать и поведать «о времени и о себе». «Внутри времени» вряд ли Леонардо да Винчи осознавал себя титаном Возрождения, а человек эпохи Барокко не знал, что живет во времена величайшего мирового стиля. Само-то это слово и название стиля пришло 200 с лишним лет спустя барочных будней.

Постмодернизм (от фр. Postmodernisme , т.е. то, что после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины ХХ века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве.
Классический тип мышления в период Модернизма в начале ХХ века меняется на неклассический. А в конце века – на постнеклассический. Воплощение нового типа мышления требует преобразования социальной структуры общества. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф.Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна это 60 - 70-е гг., связано и логически вытекает из процессов Модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности). Термин появляется в период Первой мировой вой­ны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин «Постмодернизм» не приживается. В 1947 го­ду Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует ко­нец западного господства в религии и культуре. Хабермас, Белл трактуют постмодернизм как постиндустриальное общество с характерным эстетическим эклектизмом. Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy

Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения

Данный текст поначалу был написан в помощь студентам вузов, чтобы помочь разобраться и составить системное представление о сложном и практически не структурированном в учебниках материале. Типология и систематизация – мои собственные, как результат изучения специальной литературы и наблюдения явлений жизни и искусства. Впоследствии этот текст был положен в основу статьи «Постмодернизм» в Википедии, где и находится по сей день, возможно «исправленный» и подпорченный другими авторами, поскольку Википедия – это открытый проект и все зарегистрированные авторы в ней могут писать и править любую статью. Иногда это делается не из добрых побуждений

В текст, приведенный ниже, положен оригинал этой статьи

В настоящее время можно сказать, что мы существуем в обществе состоявшегося постмодернизма. Его проявления пронизывают буквально все структуры нашей жизни, общества, культурные зоны и слои. Можно говорить о состоянии постмодерна не только общества, но и науки, философии, искусства, массовой культуры. Тип мышления человека постмодернизма характеризуется как постнеклассический и сильно отличается от классического мышления человека конца 19- начала 20 века,т.е. эпохи «ДОмодернизма», если можно так выразиться. Это значит что мы все видим иначе, в ином свете, с позиций иных моральных оценок, чем было прежде. И то, что человек и вместе с ним искусство стало другим – очевидность, не требующая дополнительных доказательств.

Уже можно говорить о том, что в постмодернизме сложился стиль искусства со своими типологическими признаками. Вот эти признаки стиля:

использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала»(В. Брайнин-Пассек).

Йозеф Бойс. Рояль в войлоке

Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», - вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.

Эффектная «металлическая графика» Дмитрия Гутова, где рисунки Рембрандта воспроизведены сваркой железных отходов и в зависимости от ракурса смотрятся абстракцией, Йозеф Бойс и его рояль, укутанный в войлок (к слову, он в своих акциях заворачивал в войлок стулья, кресла, рояли, сам закутывался в него и обкладывался салом), звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми «ди-джейскими сводками» [смиксованных] готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и проститутка(вариант - Ленин и Микки-Маус) в произведении соц-арта - все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского дискурса.


Дмитрий Гутов. Из цикла «Рисунки Рембрандта». Этюд мужчины в тюрбане

Таким странным образом постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней-это не производитель, а апроприатор… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс). Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) - демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация - все это не просто термины современного искусства, но его сущность» (Ж. Бодрийяр). При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая

  • маргинальность .

Замечу в скобках, что «маргинальность» в данном контексте не ругательство и не отрицательная оценка, а официальный безоценочный культурологический термин, обозначающий оторванность человека или объекта от его естественного окружения и помещённость в новую среду. Таким образом, маргиналами являются, к примеру, деревенские жители в современном мегаполисе; люди, живущие в смешанном браке; представители старшего поколения с «молодой душой»; женщина-мать с ориентацией на карьеру; бисексуалы и т. д.). Исследователь маргинальности Э. Стоунквист еще в 30-е годы прошлого века заметил, что в результате перехода из одной культурной ниши в другую формируются «культурные гибриды», которые объективно оказываются в ситуации периферийности, вторичности по отношению к обеим культурам.

Эти вышеназванные свойства позволяют некоторым исследователям ставить знак равенства между постмодернизмом и китчем. Трудно согласиться с такой радикальной интерпретацией. Китч, как стилистическая основа массовой культуры, мэйнстрима, безусловно заимствует, но не из лона мировой традиции и классики, а фактически из самого себя, опираясь при этом исключительно на сиюминутную массовую моду. Кроме того, в китче подражание высокой культуре (без использования при этом ее достижений и духовного потенциала) носит принципиально серьёзный, можно сказать, пафосный и высокопарный характер, несомненно придающий китчу явный налёт пошлости (являющейся его неотъемлемым стилистическим признаком). Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

  • ирония - вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.

Отмечаются аналогии постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции. Таким образом, постмодерн наследует

  • синтетичность как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна - это


Леонид Пурыгин. На кладбище

  • сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте.

Вот, например, работы российской художницы Анны Шубиной. По ее собственному мнению ее авторская форма это сплав стилей Питера Брейгеля, Роджера Ван дер Вейдена и Леонида Пурыгина, ее первого мужа – можно сказать «классика» постмодернизма, работы которого могут быть представлены как самостоятельный пример явления постмодернизма в изобразительном искусстве. Этот сплав стилей, как мировых, так и личных, заимствование, сращение различных манер самых разных как художников прошлого, так и современных очень характерен, можно сказать типичен, встречается сегодня постоянно, повсеместно, это просто способ мышления современного художника. Можно сказать, что любой художник, работающий в современной манере представляет как свое новое нечто такое, что «срослось» из всевозможных традиций прошлого и существующего настоящего. Все это, в том числе и массовость проявлений говорит за то, что в постмодернизме сложился новый стиль искусства


Анна Шубина. Натюрморт с лошадью в окне

В настоящее время постмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. «Для того, чтобы вторичность формы воспринималась как новизна, указывает Б.Гройс, в современном состоянии искусства скрыта заинтересованность в культивации дилетантизма потенциального зрителя (точнее было бы сказать, потребителя артпродукции). Не имеющий представления о формах прежнего искусства (по его выражению – собственного «культурного архива» в голове), неискушённый потребитель воспринимает современную художественную продукцию как новую для себя и волнительную, вследствие чего отпадает необходимость в поиске действительно нового: «Современное искусство обращается с художественным наследием в целом, как Дюшан с писсуаром: оно помещает это наследие в другие условия, чтобы привлечь новую публику к старому продукту» (Б. Гройс).

Между тем, критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть Автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand. Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что "искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения” (Турчин). Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, хочется обратить внимание на его бесспорные обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века и представляет зрителю новую фигуративность. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим. Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф.Ницше)

error: Content is protected !!