Восточный менталитет характеристика. Восточный менталитет. Когда у вас неприятности, как вы их переживаете

(к лекции: Этническая психология и культура. Психологическое измерение культур)

Различия между Западом и Востоком глубочайшие. Например, что такое для разных культур человеческая жизнь? Для Запада он как бы считается главной ценностью. А вот на Востоке с этим не все так однозначно. Шахиды взрывают себя в толпе, чтобы попасть в рай, и общество это одобряет. В некоторых азиатских регионах до сих пор существует обычай кровной мести. А в Китае во времена «культурной революции» и вовсе считали, что не жалко уничтожить четверть населения страны, чтобы остальные три четверти зажили счастливо. С другой стороны, что такого дал миру западный образ жизни за последние сто лет? Погоню за сверхбогатством, нравственное разложение, мировые войны и такую бешеную гонку вооружений, что человечество чуть не стерло себя с лица земли. Так что две стороны света явно понимают счастье по-разному. А значит, к разному стремятся и по-разному живут. Будет полезно определить, к какому типу мировоззрения ближе каждый из нас.

1. Что, на ваш взгляд, в большей степени определяет наше будущее?

А) бог, провидение - 0

Б) наши поступки - 1

2. Как вам больше нравится представлять свое значение во вселенной?

А) я всего лишь один представитель огромного множества людей - 0

Б) я - маленькая часть вселенной - 1

3. Когда у вас неприятности, как вы их переживаете?

А) очень расстраиваюсь, проявляю сильные эмоции - 1

Б) стараюсь ничем не выдать свою реакцию, переживаю молча, углубляюсь в

4. В каком случае, на ваш взгляд, человек будет лучше работать?

А) если его хорошо обучили - 1

Б) если его что-либо вдохновляет на этот труд - 0

5. К чему вы больше стремитесь?

А) понять этот мир - 0

Б) достичь успеха в этом мире - 1

6. Как вы относитесь к резким, радикальным переменам?

А) они необходимы - 1

Б) они опасны - 0

7. Есть ли смысл стараться увидеть как можно больше городов и разных стран?

А) надо стараться познать прежде всего самого себя и найти счастье в том месте, которое тебе отведено судьбой - 0

Б) конечно, ведь узнавая о жизни других, мы лучше узнаем самих себя -1

8. Какое определение понятия «судьба» вам ближе?

А) все, что с нами происходит, - это судьба - 0

Б) судьбу мы делаем своими руками - 1

9. Как вы относитесь к давним традициям?

А) общество не может существовать без традиций, наша задача - поддержать их, не менять то, что сложилось годами - 0

Б) традиции придумываются людьми и отменяются ими же - 1

10. К чему вы больше стремитесь?

А) к тому, чтобы узнать как можно больше - 1

Б) к счастью - 0

3 балла и менее. Восточный менталитет . Для вас важнее всего размышления о себе, о собственном месте в этом мире. Понять, кто вы такой и для чего вам дарована жизнь, - вот вопрос, которому вы готовы посвятить годы. При этом к текущим событиям реальной жизни вы относитесь не так серьезно и рассматриваете их немножко издалека. В некоторых восточных религиях рассматривается вопрос о реинкарнации (переселении душ), и это, безусловно, отложило отпечаток на менталитет людей востока. Для них текущая жизнь не является единственной, так что времени на обдумывание и исправление ошибок еще много. Для вас характерны нравственная устойчивость, стабильность взглядов, признание авторитетов. Вы уважаете любую древность, чтите традиции, освященные веками. Вы убеждены, что духовная жизнь важнее материальной. Погоня за мирским успехом не для вас. Ваше лучшее время наступит в старости.


4-6 баллов. Российский менталитет. Название этой категории условно, безусловно, являются представителями западного мира. Однако в угоду теории «евроазиатской цивилизации» следует рассмотреть и этот вариант. Россияне как бы являются носителями моральных ценностей и Востока, и Запада. Почтение к старикам, гостеприимство, стремление к духовности - это у нас от Востока. От Запада же достались открытость, тяга к знаниям, стремление к комфорту и много чего еще. В результате появился народ, интеллект и жизненная энергия которого настолько сильны, что выручают нас в самой сложной ситуации. Если вы попали в эту категорию, то наверняка обладаете незаурядным умом, владеете творческими талантами и, скорее всего, способны на настоящий подвиг. Ибо «в каждом русском есть нечто героическое». Человек с вашим менталитетом часто ценит чужую жизнь выше, чем свою. А сами вы живете так, будто чувствуете на себе какую - то миссию. Если вы уже осознали ее, если вы, допустим, поняли, что ваша миссия - создать семью, вырастить детей, помочь несчастным, завести как можно больше друзей и так далее, то ваше самое продуктивное время - зрелость. А если вы пока еще не поняли, для чего живете, значит, время не пришло. Но оно может наступить когда угодно.

7 баллов и более. Западный менталитет . Вы считаете себя, прежде всего, личностью. Ваша жизненная задача достичь успеха, насколько это возможно. Вы знаете, что жизнь дается человеку всего один раз, поэтому ценен каждый прожитый дейь. Вы рассматриваете жизнь как службу: человек должен служить Богу, себе, своей семье, своим друзьям и даже всему миру. Вы верите в то, что один человек может изменить мир, и не исключаете, что этим человеком можете стать вы. Важнейшим достоинством личности вы считаете образованность, профессионализм. А главной задачей любого живущего на земле - заниматься делом, то есть учиться или работать. Изменить к лучшему окружающую действительность не только полезно, но и приятно. Вы живете в реальном мире и цените прежде всего то, что приносит пользу и успех. Ваше лучшее время - молодость.

Отвечаем на 10 простых вопросов, подсчитываем итоговый балл, и смотрим результаты!

1. Что, на ваш взгляд, в большей степени определяет наше будущее?

а) Бог, провидение – О

б) Наши поступки - 1

2. Как вам больше нравится представлять своё значение во Вселенной?

а) Я всего лишь один представитель огромного множества людей -1

б) Я - маленькая часть вселенной - О

3. Когда у вас неприятности, как вы их переживаете?

а) Очень расстраиваюсь, проявляю сильные эмоции – 1

б) Стараюсь ничем не выдать свою реакцию, переживаю молча, углубляюсь в себя - О

4. В каком случае, на ваш взгляд, человек будет лучше работать?

а) Если его хорошо обучили -1

б) Если его что-либо вдохновляет на этот труд - О

5. К чему вы больше стремитесь?

а) Понять этот мир – О

б) Достичь успеха в этом мире -1

6. Как вы относитесь к резким, радикальным переменам?

а) Они необходимы – 1

б) Они опасны - О

7. Есть ли смысл стараться увидеть как можно больше городов и разных стран?

а) Надо стараться познать прежде всего самого себя и найти счастье в том мест, которое тебе отведено судьбой – О

б) Конечно, ведь узнавая о жизни других, мы лучше узнаём самих себя -1

8. Какое определение понятия «судьба» вам ближе?

а) Всё, что с нами происходит, - это судьба – О

б) Судьбу мы делаем своими руками -1

9. Как вы относитесь к традициям?

а) Уважительно, люди их копят годами годами, наша задача поддерживать их – О

б) Традиции придумываются людьми и отменяются ими же - 1

10. К чему вы больше стремитесь?

а) К тому, чтобы узнать как можно больше -1

б) К счастью - О

Спойлер

3 балла и менее. Восточный менталитет.

Для вас важнее всего размышления о себе, о собственном месте в этом мире. Понять, кто вы такой и для чего вам дарована жизнь, - вот вопрос, которому вы готовы посвятить годы. При этом к текущим событиям реальной жизни вы относитесь не так серьезно и рассматриваете их как бы издалека. В некоторых восточных религиях рассматривается вопрос о реинкарнации (переселении душ), и это, безусловно, отложило отпечаток на менталитет людей Востока. Для них текущая жизнь не является единственной, так что времени на обдумывание и исправление ошибок ещё много. Для вас характерны нравственная устойчивость, стабильность взглядов, признание авторитетов. Вы уважаете любую древность, чтите традиции, освящённые веками. Вы убеждены, что духовная жизнь важнее материальной. Погоня за мирским успехом не для вас. Ваше лучшее время наступит в старости.

4-6 баллов. Российский менталитет.

Название этой категории условно, поскольку россияне, безусловно, являются представителями западного мира. Однако в угоду теории «евроазиатской цивилизации» следует рассмотреть и этот вариант. Россияне как бы являются носителями моральных ценностей и Востока, и Запада. Почтение к старикам, гостеприимство, стремление к духовности - это у нас от Востока. От Запада же достались открытость, тяга к знаниям, стремление к комфорту и много чего ещё. В результате появился народ, интеллект и жизненная энергия которого настолько сильны, что выручают нас в самой сложной ситуации. Если вы попали в эту категорию, то наверняка обладаете незаурядным умом (это не зависит от образования), владеете творческими талантами и, скорее всего, способны на на героическое». Человек с вашим менталитетом часто ценит чужую жизнь выше, чем свою. А сами вы живёте так, будто чувствуете на себе какую-то миссию. Если вы уже осознали её, если вы, допустим, поняли, что ваша миссия - создать семью, вырастить детей, помочь несчастным, завести как можно больше друзей и так далее, то ваше самое продуктивное время - зрелость. А если вы пока ещё не поняли, для чего живёте, значит, время не пришло. Но оно может наступить когда угодно.

7 баллов и более. Западный менталитет.

Вы считаете себя прежде всего личностью. Ваша жизненная задача - достичь успеха, насколько это возможно. Вы знаете, что жизнь даётся человеку всего один раз, поэтому ценен каждый прожитый день. Вы рассматриваете жизнь как службу: человек должен служить Богу, себе, своей семье, своим друзьям и даже всему миру. Вы верите в то, что один человек может изменить мир, и не исключаете, что этим человеком можете стать вы. Важнейшим достоинством личности вы считаете образованность, профессионализм. А главной задачей любого живущего на земле - заниматься делом, то есть учиться или работать. Изменять к лучшему окружающую действительность не только полезно, но и приятно. Вы живёте в реальном мире и цените прежде всего то, что приносит пользу и успех. Ваше лучшее время - молодость..

Честно скажу, прочитанная сегодня новость про похищение очередных туристов на Синае меня напрягла. Вы скажете: "с каких это пор Сашу напрягают такие новости? Туристов и раньше похищали, но ты продолжал ездить в Дахаб и не переживал". Безусловно, что бардак начался не вчера, и мы с вами давно знаем, что большая часть Синайского полуострова не контролируется властями, а север его и вовсе в руках джихадистов. Более того, ровно год назад я публиковал пост "", где подробно затрагивал тему киднеппинга, наркотрафика и даже многочисленных убийств африканских нелегалов на просторах египетского Синая. Что же поменялось сейчас? Две вещи, которые человеку, далекому от Ближнего Востока, покажутся несущественными -

Во-первых, раздолбайская египетская полиция под влиянием общего хаоса в стране потеряла страх и начала у туристов, чего не случалось ранее никогда. Во-вторых, никогда ранее террористы не подбирались так близко к туристической зоне. Обратите внимание, что бандиты остановили такси с туристами на главной трассе, ведущей из Табы на границе с Израилем в молодежный курорт Дахаб. Эта дорога всегда считалась самой безопасной во всем Египте, сам ездил по ней десятки раз. В-третьих, даже визуально деградирует все вокруг, начиная от дорог, которые никто не ремонтировал вот уже два года (со дня свержения Мубарака), и заканчивая инфраструктурой египетских служб безопасности. Следующие кадры вряд ли вызовут у вас ощущение защищенности, равно как и ссущие стражи порядка. За фотографии спасибо curiousalex , который устроил фото охоту на египетских пограничников, патрулирующих границу Египта и Израиля, см. его пост "Вдоль границы с фотоаппаратом " -

Но на самом деле я хотел поговорить несколько о другом -

Особенности восточного менталитета

Более 10 лет назад, будучи простым солдатом в израильской армии, я иногда удивлялся, насколько жестко военные порой обходились с палестинцами. Дело в том, что достаточно часто меня отправляли в качестве водителя патрульного джипа на палестинские территории в поддержку пограничной полиции либо десантников. Я помню много суровых правил в отношении местного населения, которые были вызваны соображениями безопасности, но часто казались мне перегибом. Скажем, в наказание за забрасывание израильских машин камнями, мы могли закрыть выезд из какой-нибудь арабской деревни и весь день не давать им выехать на работу, в больницу, на учебу. Зато потом появлялись встревоженные старейшины деревни и слезно обещали военным обуздать хулиганов, после чего месяц-другой было тихо, и камнями не бросались. А вот еще: было правило, что медленно едущий по дороге патрульный джип никто не мог обгонять, вот за нами и выстраивалась автоколонна арабских машин. Казалось бы, мы едем 30 км/ч и никуда не спешим, зачем делать так, чтобы полсотни машин плелись за нами следом? Пусть обгоняют! Это я так считал. А офицер мне разъяснил, что из обгоняющей машины очень легко расстрелять нас в упор, а когда они плетутся сзади - намного сложнее. Допустим, согласился я, но подобные инциденты случаются крайне редко, мы же по сути наказываем тысячи обычных людей, ничем перед нами не провинившихся. У офицера и на это был ответ -

...Мы научили арабов жить в определенной системе координат, чётко прочертив линии дозволенного. Иногда страдают невинные, да. Но особенностью арабского менталитета является уважение к сильному и презрение к слабому. Любую поблажку они воспринимают как слабость и тут же отвоевывают жизненное пространство, для них нет понятий этики и ценности человеческой жизни. Если мы ослабнем - они нас растерзают...

Идея такая, что по мнению офицера, по-людски договариваться с этой аудиторией нельзя. Ты не можешь встретиться с ними, пожать друг-другу руки и договориться: вот до этого дерева твоя земля, а дальше - моя. Нет! С европейцем можно, а с арабом нельзя. Ибо стоит тебе подать ему руку и отступить шаг назад (как договорились), как он решит "Лошара, да ты слабак оказывается, раз согласился пойти на уступки? Ну-ну, щас я тебя вовсе вышвырну отсюда".

Возвращаясь к Египту

Если честно, то я не согласился с офицером. Ну серьезно, разве можно из-за какого-то числа ублюдков и террористов держать в узде целый народ? Это нелогично и несправедливо. Но жизнь показала, что в части своих доводов офицер безусловно был прав. На Востоке не терпят слабых, их растаптывают и завоевывают жизненное пространство. Египетский президент Мубарак держал в ежовых рукавицах огромное 80-и миллионное государство, основную часть населения которого составляют безграмотные крестьяне, озлобленные на свою нищенскую и бесперспективную участь. Часть крестьян Мубарак одел в военную форму и дал немного денег, следуя принципу "лучший надзиратель - бывший раб". И это быдло, обличенное в форму, стало гнобить своих же сограждан. Но это арабский Восток, где везде такая система, нельзя иначе - затопчут.

Что произошло? Нет больше сурового фараона Мубарака, который мог похвалить, а мог и голову отрубить. И безграмотный народ в первый момент растерялся, как же так? Неужели нас никто больше не будет бить по голове, если мы попросим лишнюю лепешку хлеба? Где-то год народ присматривался, ожидая подвох; вдруг фараон вернется и накажет за неповиновение? Но фараон так и не вернулся. И народ осознал, что наступил звездный час. Теперь можно творить все, что только взбредет в безмозглую голову сексуально озабоченного безграмотного феллаха. Можно ограбить соседа, можно пожечь христианские храмы, можно насиловать женщин, можно похищать туристов. Наконец-то счастье постучалось в дом простых египтян, делай все, что хочешь, и тебе за это ничего не будет!

Как вы видите, ситуация развивается в точности как говорил тот израильский офицер. Как только система тотального контроля и неминуемости наказания развалилась, толпа немедленно потеряла страх и перешла в наступление. Сегодня, похитив туристов прямо из туристической зоны, быдло отвоевало себе еще жизненного пространства. Они будут только наступать, делая аккуратно следующий шаг (тестируя власть на вшивость), если не получили по голове - захватят еще и еще. Вот что такое восточный менталитет.

Навести порядок в Египте за 24 часа

Если бы Мубарака выпустили из каирской тюрьмы и попросили за 24 часа восстановить порядок в стране, он бы начал с напалма. Бедуины похитили туриста? Какое племя? Такое-то? Сравнять с землей все их поселки, расстрелять и сжечь всех поголовно. Что, еще есть проблемы, говорите очереди на заправках и топливо разворовывается? Нет проблем: отрубить голову Мурси и всем исламистам, повесить губернатора Синая, расстрелять главу полиции, без анестезии вырвать по указательному пальцу у каждого из водителей всех нефтевозов, которые сливают бензин "мимо кассы". Потом бы Мубарак пообедал (тяжелый день) и к вечеру восстановил бы порядок в стране. Что, кто-то вспомнил о демократии? Вам шашечки, или поехали?

Ценности демократии на арабском Востоке

Две вещи: демократия это право большинства уничтожить меньшинство и демократия это право сделать выбор. Первый и последний выбор в их жизни. Убрали фараона Мубарака - пришел гораздо более тупой и злобный фараон-исламист Мурси. Будет бардак и кровопролитие. Кстати, в точности тоже самое происходит в эти дни в Сирии.

Сергей Либертэ

Восток - дело тонкое

Когда 35 лет назад в фильме "Белое солнце пустыни" была впервые произнесена фраза "Восток - дело тонкое", мы сразу приняли ее на веру. И образ этого самого востока, а имелся ввиду (и по фильму) восток ближний, мусульманский, сложился у нашего поколения окончательно и бесповоротно.
А что же это значит, как это следует понимать, в чем тут тонкость никто из нас и не знал. Казалось, что "тонкое" значит действовать там надо осторожно, не размахиваясь, прислушиваясь и присматриваясь. "Тонкое" - стало быть, надо смотреть на нюансы и интонации. "Тонкое", это что-то плохо понятное, что нужно разглядывать пристально, под микроскопом, отметая иллюзии первого впечатления.

Получив этот урок, мне оказалось намного легче понимать политические процессы Ближнего Востока. Вот приезжает к нам какой-нибудь политический деятель, лидер или министр европейской державы. Эти уважаемые люди привыкли, что даже в рамках дипломатического протокола собеседники не врут, если затрагивают тему, а лишь слега вуалируют свои мысли, следуя этикету. Посетив Рамаллу (нынешняя столица палестинской автономии) и возвращаясь в Иерусалим, они с воодушевлением сообщают израильскому руководству, что у нас есть надежный партнер для переговоров, что он полон стремлением к миру и лишь хотел бы доказательств ответного стремления израильской стороны.
Я не знаю в точности, как реагируют наши политики, но могу полагать, что по протоколу. За исключением, может быть, Авигдора Либермана, который в бытность свою министром иностранных дел, был и выглядел белой вороной дипломатического мира.
А я вспоминаю Мухаммада, и теперь уже ничему не удивляюсь.

*****

Другие уроки пошли гораздо легче и быстрее. Переговоры Израиля с лидерами Палестинской автономии о постоянном урегулировании чрезвычайно сложны. Они содержат несколько независимых направлений, таких как границы, проблемы безопасности Израиля, наличие палестинских беженцев, наличие израильского населения на контролируемых территориях, статус святых для каждой религии (или для обеих) мест. Отдельной проблемой является статус Иерусалима, аннексированного Израилем в 1967 году, а внутри Иерусалима статус старого города, наполненного святыми местами для иудеев, мусульман и христиан и, кроме того, представляющего жемчужину туризма.
Казалось бы естественно, с точки зрения человека, воспитанного в западной ментальности, что в таком клубке взаимоотношений компромисс неизбежен. Ни одна сторона не сможет получить всего, что считает правильным. Ты уступаешь в одном, тебе уступают в другом, в результате находится компромисс, не удовлетворяющий ни одну из сторон, но решающий главную проблему, ради которой весь сыр-бор, так сказать.
Но это на Западе, а Восток - дело тонкое. Понятие компромисса отсутствует в восточной ментальности. Всегда и любыми средствами следует добиваться выполнения всех своих требований.

Израильтяне готовы к компромиссу. Практически не осталось людей, которые думают, что можно в результате переговоров получить все, что хотелось бы. И эта готовность расценивается как слабость, надо только быть упорными, настойчивыми и можно будет получить все. Так думает значительное большинство населения и лидеры автономии.
Если мы хотим посчитать, сколько компромиссных предложений Лиги Наций, Британии (владелицы мандата на управление Палестиной), ООН и других организаций, комитетов и стран отвергли арабские представители, то в Википедии по этому адресу есть полная информация об этом.
Поэтому, кстати, никогда не заканчиваются конфликты между арабскими семьями и кланами, как в Израиле, так и на контролируемых территориях, а также между арабскими странами. Их требования обычно противоречивы, и согласовать их невозможно.
На востоке есть парочка интересных понятий: одно из них "худна", которое на другие языки переводится как "перемирие" (употребляется в отношениях между странами или организациями). Но это не совсем так, это перемирие, которое временно и для сторон не обязательно по определению. Оно может быть нарушено любой стороной без объявлений и объяснений. Иная его трактовка не носит восточного характера. Последите за историей, например ирано-иракского конфликта . Сколько договоров, сколько, на первый взгляд компромиссных соглашений было заключено, и они всегда денонсировались при первых признаках слабости противника.
Другим понятием является "сульха" - замирение (употребляется в отношениях между людьми). Но и это не совсем так: на западе, когда люди мирятся, предмет их спора исчерпан в процессе примирения. Но восток - дело тонкое, сульха не предполагает решения проблемы спора, а лишь прекращение открытого конфликта, относительно которого стороны согласились, что он вреден для обоих.
Компромисса-то, как понятия, нет.

*******

Израиль сильная держава в военном отношении. Ее армия хорошо обучена и вооружена. Она получает самое современное вооружение от США и добавляет к нему множество таких технологических новинок, которым нет аналогов в мире. Правила службы в запасе позволяют при малочисленном населении в экстренных случаях в считанные часы многократно увеличить вооруженные силы за счет тренированного контингента. Ни одна страна в нашем регионе или террористическая организация (Хамас или Хизбалла) не способны противостоять такой армии.
Подавить ракетные установки террористических организаций, сравнять с землей склады с оружием, уничтожить не только инфраструктуру террора, но и самих террористов, проблемы не представляет. Правда погибнет какое-то количество (скорей всего не маленькое) граждан, террористами не являющихся, тех которых называют "мирные граждане". На развалинах атакованных территорий воцариться хаос, который принесет множество бед тем, кто уцелеет.
Мешало ли это когда-нибудь какой-либо стране или группировке на Востоке? Ответ однозначный: нет, никогда. Что такое на Востоке действовать с позиции силы? Если таковая есть, то нет никакой необходимости в иных средствах убеждения. Против лома нет приема, как гласит известная русская пословица.

А в дополнение к этому: нет, и не может быть такого понятия, как ограничения на войне.
Никакие ограничения не мешали Ираку и Ирану уничтожить порядка миллиона человек в войнах между ними, при этом применяя все доступные им средства уничтожения, включая химическое оружие. Это не мешало в Иордании при подавлении восстания ООП в 1970 году. Никакие ограничения не мешают сегодня ни одной из сторон в Сирии, где уже погибло более ста тысяч человек. Ничто не ограничивает Хамас в намеренном обстреле жилых домов южных израильских городов.

В какой-то момент в арабской среде активно распространялось убеждение о том, что "Израиль это колосс на глиняных ногах" или "Бумажный тигр", ну что-то в этом роде. А на самом деле он, Израиль, панически боится интифады (народного восстания), бросания камней, террористов смертников, ракетных обстрелов юга страны и вообще, всякого нарушения его нормальной жизни. В Ливане, Хизбалла также приняла тезис, что угроза ракетного обстрела остановит Израиль. То есть на востоке бытовало мнение, что на самом деле силы нет , что Израиль это аморфное государство европейского типа, не способное к военным действиям, связанным с нарушением нормальной жизни и большими жертвами гражданского населения.
После ряда операций в Газе и второй ливанской войны, мнение изменилось. Сегодня на палестинской улице считают, что основная причина, по которой Израиль не применяет имеющуюся у него военную силу тотально (так как это делается на востоке) это наличие третьей силы , которой он, Израиль, боится. И такой сдерживающей силой являются европейские страны и США, к мнению которых и следует апеллировать, поставляя им необходимый материал. Эта атака названа в прессе "делигитимацией Израиля". Представить, что есть моральные обязательства перед, непосредственно не участвующим в конфликте, населением, и что именно они и являются основной сдерживающей силой, на востоке не могут. Здесь нет никаких моральных обязательств перед мирными жителями в процессе войны, здесь не понимают, почему израильская армия посылает СМС жителям Газы перед атакой.
Вот еще один, совсем свежий пример: массовые изнасилования в Сирии, как солдатами правительственных войск, так и повстанцами. И, даже, в лагерях сирийских беженцев на турецкой и иорданской территориях зафиксированы такие случаи. Ведь приютившие беженцев страны тоже восточные, а на востоке свои правила игры. Например, такое.

******

Иерархические структуры есть необходимый элемент современного общества. Есть они и у нас, в странах, так называемого, первого мира, на Западе. Но применение их ограничено местом работы, в какой-то степени политикой. В остальном человек западного образа жизни свободен и участвует во множестве отношений построенных на принципе равенства. Давно нет иерархии в семье, даже понятие "глава семьи" исчезает из лексикона, нет иерархии во множестве структур систем образования, общественных групп, организаций некоммерческого характера. Наконец, принципиально нет никакой иерархии в Сети, продукта творчества западной цивилизации. И мой сайт, и сайт Яира Лапида, министра финансов Израиля, равноправны. Они наверняка отличаются популярностью, но это не иерархия.
Но восток - дело тонкое, и ошибиться тут нельзя. На востоке иерархия выстраивается естественно и в любом обществе, и любой организации. И, конечно, в семье: есть отец - непреложный глава семьи, есть мать, постепенно уступающая свою вторую позицию взрослым сыновьям, есть дочери, ни в каком возрасте не поднимающиеся в иерархии выше своих братьев. Немало братьев отправились в израильские тюрьмы за "наказание" своих сестер, совершивших оскорбление семьи, выразившееся в самостоятельном выборе своих партнеров. Есть иерархия клана, иерархия есть в каждой арабской деревне, везде.

Не существует равных отношений, нигде - ни в семье, ни в обществе, ни между государствами. Всегда есть четкая иерархия.

Особенно интересно наблюдать это в межгосударственных отношениях. ООН, в которую входят все государства планеты, имеет слабую иерархичность: постоянные члены Совета безопасности - высшая каста, все остальные формально равны. На востоке это неприемлемо, и иерархию в межгосударственных отношениях приходиться устанавливать, если можно так сказать, де факто. Поэтому столь редки взаимные визиты государственных деятелей на востоке, в отсутствии формальной иерархии бывает крайне трудно решить, кто и к кому поедет первым. Встречи обычно происходят на форумах, где этот вопрос не возникает. А стол - круглый.
Израиль не только в этой ситуации, но и во всех других, выглядит как неадекватная ближневосточная сущность . Наши лидеры, министры и политики едут в любую ближневосточную страну, если это требуется в интересах государства, не требуя взаимности. Этот факт до сих пор вызывает пренебрежительную реакцию принимающей стороны, по протоколу скрываемую, но проявляющуюся в прессе.

*****

К этому правилу примыкает другое. Об уважении. Уважение должно не только оказываться в соответствии с твоим местом в иерархии, оно всегда есть индикатор твоего истинного положения в глазах оппонента. Цветистость и преувеличенность в речах, если вслушаться, имеет свои градации.

А ботинок, полученный Бушем, был указанием на высшую степень национального пренебрежения, ботинок - это не камень, у обуви на востоке есть своя выраженная функция, связанная с пренебрежением.
Наш заместитель министра иностранных дел Дани Аялон пару лет назад поиграл в этот ближневосточный балаган, усадив посла Турции на диван, более низкий, чем кресло, в котором сидел он сам. В то время в Турции была развернута жуткая антисемитская компания, по государственным каналам телевидения демонстрировался турецкий сериал, основанный на лжи и поклепах на израильтян и солдат армии обороны Израиля. Нечто вроде "кровавого навета". Причиной вызова посла был протест Израиля против этих демонстраций. Зам. министра хорошо знал, что делает, когда разрешил фотосьемку с публикацией.
Этот снимок мог стать началом конца дипломатических отношений с любой ближневосточной страной. Но Израиль, эта неадекватная сущность Ближнего востока, не принимает во внимание местные правила игры, а руководствуется исключительно своими интересами. Министр иностранных дел принес извинения, ибо разрыв дипломатических отношений с Турцией не выгоден Израилю. Но этого, по восточным меркам, было не достаточно, и турецкая "Мармара" была их ответом на это унижение.
Турция - член НАТО и страна, хоть и безуспешно, но ожидающая приема в Европейское сообщество. По турецкой классификации Израиль стоит рангом ниже в иерархии, так сказать, младший партнер в отношениях. Поэтому любые его действия, в том числе критика антисемитского телесериала на правительственном уровне уже есть проявления неуважения . А уж низкий диванчик, это все равно что ботинок в лицо!

Свою позицию, ее силу и важность, следует подчеркивать при каждом удобном случае. Слабость позиции противника, прежде всего, относительно моей собственной, следует также подчеркивать при каждом удобном случае. Недавно Израиль принес извинения также за гибель людей на "Мармаре", считая это оперативной ошибкой при задержании. Реальная ситуация, по справедливости, этого, безусловно, не требовала. Турецкий премьер-министр и его министр иностранных дел празднуют большую победу: они утвердили свое место в иерархии, заставив младшего партнера вести себя в соответствии с рангом. Мы услышали по этому поводу множество ближневосточных текстов, восхваляющих силу и важность Турции, характер и мудрость ее руководителей, и слабость Израиля, конечно.
У нас не все согласны с этим поступком. Основной довод: в нем больше вреда (для морали солдат), чем пользы (для действий политиков). Были даже опросы, показавшие, что против больше половины населения. Но наша страна действительно неадекватная сущность на Ближнем востоке, она делает то, что считает нужным и выгодным для себя, а не то, что диктуют нам правила поведения нашего региона.

*****

Любая ложь и любое искажение информации у нас на востоке в принципе допустимо. Между событием и его описанием нет прямой связи. По существу, любая точка зрения является всего лишь точкой зрения, столь же допустимой, как и любая другая.

Мы слышим и видим по телевидению на арабских каналах такой бред, по сравнению с которым утверждение сталинского суда в тридцатых годах прошлого века о том, что подсудимые рыли туннель из Москвы в Лондон, выглядит как невинная шутка. Целью этих утверждений является желание возбудить европейское сознание на осуждение нашей страны. Такое осуждение и есть та самая сила (по мнению арабов) что препятствует применению адекватной силы Израилем, а стало быть, существенно ослабляет его. И даже тогда, когда некий независимый орган, например французский суд, постановляет, что данная информация не основана на фактах и является клеветой, это не меняет отношение к ней на арабской улице. Мнение суда есть всего лишь еще одно мнение. Истину знает один Аллах.
Примеров так много, что жаль загружать ими статью. Ими переполнен интернет, телевизионные каналы, арабские газеты (не только арабские, но те, что получают информацию от своих арабских корреспондентов). Приведу самый смешной. Одно время арабские источники нам сообщали, что "израильские солдаты насилуют арабских женщин". Потом эта информация (по-видимому, не вызвавшая энтузиазма европейцев) была заменена на другую: "израильские солдаты не насилуют арабских женщин, потому что брезгуют". Так сказать - апартеид, расизм и сплошная не политкорректность. А вот сирийские солдаты насилуют, потому что они не расисты.
Да, воистину восток - дело тонкое.

Анна Арданкина
Менталитет Запада и Востока

Введение

1. Менталитет

2. Отличия Запада и Востока

3. Противоречия

Заключение

Список литературы

Введение

Понятия “культура Востока” и “культура Запада” весьма условны . Образно говоря, Восток под которым обычно понимают Азию и Запад представленный Европой и Северной Америкой это две ветви одного дерева, развивающиеся каждая в своем направлении, в одно время, параллельно, но по-разному. Ни одна из них не возвышается над другой. Им присуще определенное сходство, но и различий при этом найдется достаточно.

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур Восток и Запад . Такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире.

Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную . Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную » или «Западную » модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу .

Проблема менталитета Запада и Востока .

Менталитет

Менталитет (лат. mens, mentis - душа, дух, ум и alis - другие) -склад ума и образ мыслей. Совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей мировоззрения и мировосприятия, ценностных установок, присущие социальной или этнической группе, нации.

Еще одно определение менталитета , пожалуй, более полное и простое это взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.

С точки зрения историков, менталитет - это «эфир культуры» , «это как бы тот воздух, которым дышат все члены общества, та невидимая всеобъемлющая среда, в которую они погружены. С точки зрения социальных психологов, менталитет - это представление культуры о себе, её «коллективное бессознательное» , характерные для народного сознания стереотипы восприятия. Это вскрываемая за средой основа, которую историки и литераторы прошлых веков называли «дух народов» .

Отличия Запада и Востока

Культура Запада - культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие. Запад отличается тем , что любые преступления допустимы, если приносят благо своей стране. Эта установка «просвечивает» даже в английском классическом детективе Шерлок Холмс. Для Запада характерно научное , технологичное, рациональное познание мира.

С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада . Культура Востока - культура таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских государств. Отличается устойчивостью , традиционностью, незыблемостью. Культуре Востока свойственно историческое развитие, она основана на древних обычаях, устоях. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему. Человек Востока слит с природой .

Культуры Востока и Запада отличаются по религиозным, философским, временным рамкам, научным и другим вопросам. Основные культурные различия между Востоком и Западом представлены в таблице.

Характерные особенности Восток

Запад

В философии Главенствует идея небытия. Истину невозможно выразить словами. Истинная мудрость демонстрируется не на словах, а на личном примере. Творчество - удел богов и неба Главенствует идея бытия. Стремление подобрать точные слова для выражения истины. Мудрый человек обязательно владеет даром убеждения. Творчество - удел человека и Бога

В религии Ислам, буддизм, языческие культы Христианство

В общественной жизни Приоритет религиозно-нравственных традиций и установок. Консерватизм. Отношение к природе - созерцательное. Нераздельность человека и природы, их единство. Опора на экономику в решении общественных задач. Динамизм. Отношение к природе - потребительское. Человек противопоставляется природе, он повелевает ей.

В искусстве Незыблемость художественных традиций. Вневременная, “вечная” тематика. Различные виды искусства синтезируются, “перетекают” один в другой Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга

В науке Основа - жизненный опыт, интуиция, наблюдение. Большое внимание - развитию и приложению практических знаний Основа - эксперимент , математические методы. Выдвижение фундаментальных теорий

В поведении Строгое следование поведенческим нормам. Пассивность, созерцательность. Уважение к традициям и обычаям. Аскетизм. Человек как представитель целого. Разнообразие норм поведения в социуме. Активность, ускоренный ритм жизни. Расшатывание традиций. Стремление к “благам цивилизации”. Индивидуализм, автономность, уникальность личности.

Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал , что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т. д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом .

Противоречия Восточной и Западной цивилизации

В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока . Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т. д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока , напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации.

Восток очень гибок , он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы . Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов , нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими» , превратившись в те же китайские.

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства , довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями .

Заключение

Подводя итоги сравнения Запада и Востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток , с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.

В процессе работы над этой темой, я выявил отличия между западной и восточной культурами , по которым Запад и Восток противостоят друг другу . Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т. д. Философия европейца и человека востока различны . В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде. Как уже говорилось раньше для европейца природа : «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.

Но для меня трудно выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой. Эти культуры различны, но с другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала.

Список литературы

1. Булдакова Е. И. Буферно – синергийные зоны в пространстве межкультурной коммуникации [Текст]/ Е. И. Булдакова. - Ростов н/Д.: 2008 -23 с.

2. Быстрова A. Н. Мировая культура : уч. - пособие; [Текст]/ А. Н. Быстрова. - Новосибирск,: 2002 - 124с

3. Гутарева Н. Ю. Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы [Текст]/ Н. Ю. Гутарева. - Украина.: 2013 –51с.

4. Гутарева Н. Ю. Современные исследования социальных проблем [Текст]/ Н. Ю. Гутарева. - Красноярск 2015 - 301 с.

5. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления [Текст]/ А. Н. - Омск 2010 -376 с.

6. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс].- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st004.shtml

7. Pirabu [Электронный ресурс].- https://pikabu.ru/story/mentalitet_zapadnyikh_i_vostochnyikh_zhenshchin_1550037

error: Content is protected !!