Анализ рассказа "дама с собачкой". Рассказ Чехова "Дама с собачкой": анализ, тема, главные герои Дама с собачкой главная мысль

Известный нам как талантливый писатель-сатирик, создал за свою жизнь множество удивительных рассказов, повестей и различных произведений, актуальность которых очевидна и на сегодняшний день. Порой кажется, что своей целью Антон Павлович ставил высветить все стороны человеческой жизни - все ее тонкости и все ее нравственные грани. И нельзя сказать, что он не справился с этим заданием, ведь все его произведения многообразны и глубоки, и затрагивают самые разные стороны жизни.

"Студент"

Несмотря на небольшой объем, этот рассказ поднимает глобальные вопросы нравственности и задевает многие острые темы. Главный герой рассказа приходит к пониманию всего истинного в жизни и за счет этого обретает веру и смотрит на мир совершенно другими глазами.

С самого начала Чехов показывает нам студента, как человека полностью разочаровашегося в мире и в людях. На протяжении рассказа мы наблюдаем за перерождением Ивана, за тем, как он сам меняет себя - наполняет свой внутренний мир чем-то светлым и добрым, и теперь вера ведет его вперед. Второстепенные персонажи рассказа отображают эту же проблему. Лукерия и Василиса тоже знакомы с невзгодами жизни, но их достоинство в том, что веру они так и не потеряли.

"Дама с собачкой"

Этот рассказ поразителен тем, что его освновный мотив - любовь, раскрывается с неожиданной стороны. Чехов, будучи мастером изображения скучной и серой повседневности, позволяет встретиться двум неординарным героям в одном своем рассказе - "Дама с собачкой". Что же такого в этих двух героях, что делает их встречу знаменательной?..

И Гуров, и Анна Сергеевна мучаются повседневностью жизни, неопределенностью своих выборов - они оба не любят и не принимают своих супругов, и жизнь из-за этого кажется им невероятно скучной. Но курортная любовь меняет их мировоззрение и их жизни наполняются красками и новыми ощущениями. И получается, что курортный роман меняет жизни героев раз и навсегда.

Гуров, вернувшись в Москуву, обнаруживает, что его жизнь не просто безобразна, но и то, что он не может больше с этим мириться. И вдруг он осознает, что символом его счастья являлется Анна Сергеевна, которую он думал, что забудет к этому времени. Главное, что хотел показать писатель - это то, что свобода и счастливая жизнь в мечатх представляется совершенно по-другому, а когда наступает реальная жизнь, человек не может справить с ее обыденностью и бытом. Конец рассказа можно назвать открытым, так как новая жизнь для двух главных героев только начинается.

"Вишневый сад"

Когда говорят о пьесе Чехова "Вишневый сад", то всегда упоминают, что это проивзедение контрастное - серьезное сплетается со смешным, и впечатление от этого произведения нельзя назвать однозначным. Чехов желал отобразить в пьесе социальные изменения эпохи и показать то, как дворянство постепенно преобразовывалось и теряло свои позиции... И ему удалось сделать это в полной мере.

С присущим ему стилем Чехов показывал размеренную и тихую жизнь главных героев, а все ключевые и конфликтные события происходили не на глазах у читателя, а за кулисами. И социально-исторический перелом в жизни всей Росси, и в обществе дворян, раскрывается с самой неожиданной стороны - довольно повседневной и блеклой.

Сочинение

Рассказ "Дама с собачкой" был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания - 1889-ый, то есть предпоследний год 19-го века. Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей "Домостроя", уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли. Всего через каких-то 19 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия - государство-тиран, пожирательница человеческих жизней.

Однако в то время (кстати, заметим, что время написания рассказа и время, изображаемое автором, совпадают) еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее, вплотную придвинувшуюся угрозу. Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих. По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги. Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых "просвещенных" женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин "мыслящих", к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.

По-видимому, Чехов недолюбливал женщин, стремящихся искусственно стать выше мужчин. Судя по "Даме с собачкой" и "Дому с мезонином" (где такой героиней была Лидия Волчанинова), такая нелюбовь возникла в результате понимания, что общего положения "мыслящие" женщины не спасут, а возможно и усугубят.

"Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья - вот вам мое убеждение". ("Дом с мезонином"). Думается, что под этой фразой, кроме героя, ее произнесшего, мог подписаться и сам автор.

Надо сказать, что "Дама с собачкой" и "Дом с мезонином" очень похожи. Не по содержанию, но по ощущениям, которые эти два рассказа оставляют после их прочтения. Да и детали - мысли о просвещенных женщинах, о том, что мешает двум любящим соединиться - довершают сходство.

Таким образом, мы подходим непосредственно к тексту, к его тематике и проблематике. Тема проста, а для обывателей она еще и повод для довольно скользкой сплетни: курортный роман и его последствия. Но ведь, зная стиль повествования Чехова, нельзя даже предположить, что его целью было изобразить именно пресловутый курортный роман. Копнуть надо гораздо глубже. На мой взгляд, главная цель произведения - показать читателю (особенно, конечно, читателю того времени) то, чего он не замечал раньше: это кажущаяся безвыходность ситуации, будто бы действительно героям лучше отказаться от своей любви, это боязнь самих героев перебороть взгляды общества, боязнь делать самим шаги к своему настоящему, не украденному счастью, их связанность химерными цепями несуществующих обязанностей. И конечно, вполне ясно, что не только герои виноваты в своем бездействии. Это бездействие породило нечто, подобное "темному царству" в "Грозе" Островского. Но это новое "темное царство" лежит не на самодурстве одних и безгласности других, а на всеобщем равнодушии друг к другу и слепоте по отношению а настоящему положению вещей. Яркий пример тому - следующая сцена:

Однажды ночью, выходя из докторского клуба со своим партнером, чиновником, он (Гуров) не удержался и сказал:

Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!

Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:

Дмитрий Дмитрич!!

А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!

Как мы видим, этот чиновник, партнер Гурова по игре в карты, равнодушен, слеп и глух. Его интересует лишь состояние собственного желудка, а понятие такта, при наличии которого не будешь вот так отвечать на реплику об очаровательной женщине, ему вовсе незнакомо.

Возвращаясь к теме рассказа – курортному роману, - нельзя не заметить, что тема разбивается на две отдельных подтемы, так или иначе связанные между собой и образующие главную.

Первая, с которой мы знакомимся в начале, – поведение мужчин и женщин на курортах вдали от семьи и привычного образа жизни. Мы видим, как Гуровым овладевает «соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной». Позже мы узнаем, что это ему удается осуществить. Теперь мы можем озадачиться: с какой же целью Чехов открывает эту тему? Мне кажется, данная тема предназначена не только для завязки действия, но и служит определенным целям. В самом деле, не просто же так, от скуки, Гуров завязывает это знакомство! Не будь такой предпосылки, как нелюбимая жена, вряд ли бы Гуров изменял ей. Да и Анна Сергеевна не любила своего мужа. Итак, они сошлись от одиночества, инстинктивно ощущая нехватку любви, нуждаясь в ней.

В наше время многим непонятно, как соединяли свои судьбы люди, не испытывающие никаких положительных чувств друг к другу, однако еще в конце 19-го века это было так же реально, как реален сегодняшний день. Вот, я думаю, в чем цель первой подтемы: показать людям, как неправилен семейный союз без любви и уважения, к каким последствиям он может привести.

Вторая же подтема – тема любви и перемен, которые она несет с собой. Встреча с Анной Сергеевной переменила Гурова. Он полюбил ее, полюбил женщину впервые в жизни, испытал в зрелом возрасте все то, что чувствуют юноши: «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему – первый раз в жизни». И еще вместе с любовью к нему пришло понимание:

Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и, в конце концов, остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!

Сама любовь изменила Гурова, будто говорит Чехов, любовь может все. И теперь его герой уже не прожигатель жизни, а настоящий человек, умеющий сострадать, быть искренним, нежным.

Разобравшись с целью рассказа, ради чего он был написан, рассмотрим подробно сюжет произведения, его композицию. Среди гуляющих на набережной Ялты появляется новое лицо – дама с собачкой. Это событие – завязка действия. Кстати, экспозиция в данном случае следует за завязкой, а не наоборот. Через несколько дней в саду главный герой – Гуров – с этой дамой знакомится. Так начинается развитие действия. Вместе они гуляют, проводят много времени. Постепенно наши герои – а их двое – привязываются друг к другу, но, как мы помним, у Гурова по отношению к Анне Сергеевне были свои планы. Он мечтал о курортном романе.

После недели знакомства действие внезапно приблизилось к первой наивысшей точке своего развития – первой кульминации. Гуров и Анна Сергеевна пошли в ее номер, и там, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.

Кажется, что Гуров добился того, чего хотел, и за этим что-то должно последовать. По логике вещей, герои должны либо расстаться и при случайных встречах отводить друг от друга глаза, либо продолжить встречаться.

«Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали, гуляли, восхищались морем».

Развязкой явилось пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо, в котором он умолял жену вернуться домой. Вскоре и Гуров уехал домой, думая, что больше они никогда не увидятся.

Однако действие все еще развивается. По приезде домой Гуров не может забыть даму с собачкой, и воспоминание, очень реальное, как тень следует за ним. Он внутренне меняется и, наконец, созревает для того, чтобы снова увидеть Анну Сергеевну. В декабре, на праздниках, он приезжает в С. и наводит справки о том, где живет Анна фон Дидериц. Не имея возможности повидаться с ней днем, Гуров вечером едет в театр в надежде, что она будет там.

Второй кульминацией явилась их встреча. Опять герои стоят перед выбором – быть или не быть вместе и после короткого свидания они вновь расстаются, но теперь в твердой уверенности, что Анна Сергеевна приедет к Гурову в Москву. Такова развязка.

Заключает рассказ повествование о дальнейших встречах героев, однако в полном смысле заключением это назвать нельзя: последний абзац допускает дальнейшее развитие действия и дальнейшие переживания Анны Сергеевны и Гурова.

До сих пор мы не говорили практически больше ни о ком, кроме Анны Сергеевны и Гурова, будто бы остальных героев не существует. Отчасти так оно и есть. Дело в том, что Чехов выделяет только двоих героев – тех, кто способен развиваться. Таким образом, он подчеркивает разобщенность людей, будто они говорят на разных языках. Все вокруг обезличены; даже если их много – присутствия человека не увидишь. Нам даны только два портрета второстепенных персонажей: жены Гурова и мужа Анны Сергеевны, причем даже внешне эти люди непривлекательны, не говоря об остальных их чертах. И роль, которую эти герои играют, всегда отрицательная: они – сила, разлучающая влюбленных.

Портреты главных героев располагают к себе. Она: невысокого роста блондинка с угловатостью в смехе; тонкая, слабая шея, красивые серые глаза. В ней есть что-то «жалкое» (по выражению Гурова), вернее, при взгляде на нее хочется быть сильным и пожалеть ее. Он: «В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин».

Как ни странно, но показан в развитии только один персонаж. Только Гуров коренным образом меняет свою жизненную позицию, а Анна Сергеевна остается практически неизменна, разве что понимает, что она не падшая женщина, и находит в себе силы для борьбы.

Рассказ охватывает временной промежуток приблизительно от полугода до года, точно установить невозможно. За это время действие переносилось из Ялты в Москву, из Москвы в город С. и обратно. По словам автора, герои точно «две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках». Однако даже на расстоянии друг от друга они продолжают мысленно быть вместе.

Итак, на основании вышеизложенного, мы видим, что перед нами по жанру типичный рассказ – небольшое по объему изображенных явлений и событий, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение, в котором действуют герои, представляющие собой определенные индивидуальности. Нам они показаны в известном законченном (то есть, имеющем начало и конец) моменте своей жизни, наиболее полно раскрывающем нам их характеры. Количество персонажей в рассказе невелико и они все, кроме главных, очерчены бегло.

Чехов пользуется литературным языком на протяжении всего рассказа, чтобы показать, что герои принадлежат к так называемому «порядочному обществу», однако из всего многообразия художественных средств использует только портреты героев и пейзажи, точно отражающие душевное состояние героев, подчеркивающие их.

Мы рассмотрели лишь одно небольшое произведение А.П.Чехова, однако видим, как мастерски автор показывает вроде бы незначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации, обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми их недостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

Рассказ писателя А. П Чехова «Дама с собачкой» написан в 1898 году. Он является одним из ярких произведений писателя, показывающим взаимоотношения между двумя людьми, которые наполнены боязнью общественного осуждения. Подобные книги хорошо поспособствовали раскрепощению общества: они помогли человечеству осознать, как губительно сковывающее его лицемерие.

Первую редакцию рассказа Чехов спланировал в августе в городе Кисловодске с иным названием. Начиная с 1897г, он собирал заметки к рассказу, и уже в 1899 году произведение увидело свет в журнале «Русская мысль». Также известно, что книгу «Дама с собачкой» писатель написал после долгого молчания, творческого затишья, поэтому публика приняла возвращение кумира очень благосклонно.

Рассказ был создан в Ялте 1898 году. После поездки в этот город и встречи со своей любовью, писатель решил сочинить рассказ о двух взрослых людях, между которыми возникает привязанность друг к другу, но ей не суждено развиться по ряду психологических причин.

Жанр и направление

Жанр – рассказ, однако некоторые критики утверждают, что «Дама с собачкой» — это повесть. Все же основные характеристики данной работы указывают на то, что она выполнена в жанре рассказа. Сюжет базируется на одной линии, героев мало, а динамичных действующих лиц и того меньше. Кроме того, объем для повести маловат.

Направление – реализм. В книге описаны будничные ситуации без оттенков вымысла. В действии участвуют обычные люди с типичными характерами, их быт столь же натуралистичен, а проблемы, с которыми они сталкиваются, — это распространенные с трудом решаемые вопросы из нашей жизни.

Суть

Герои из разных городов и все же они однажды встречаются. Он женат, но не верен супруге, она замужем, но не чувствует полноты счастья в супружестве. После нескольких дней общения у дамы меняется мировоззрение, появляется желание изменить свою жизнь и стать счастливей, однако у нее есть свое НО. А вот герой понимает, что эта встреча – очередной курортный роман, который до смерти ему надоедает, однако он вынужден претворяться и играть роль страстного любовника из-за того, что так принято. С помощью этого произведения можно понять психологию зрелых людей: чем люди руководствуются в таких ситуациях? Дмитрий боится разрушить семью, но в то же время неверен жене и ищет любовные приключения на стороне. И эти же приключения надоедают ему, тяготят его. Героя тревожит репутация в обществе, ведь оно вряд ли хорошо воспримет его поступок. Женщина же боится уйти от супруга в неизвестность, где ее ждет позор и клеймо «неверной жены». Однако она решается на отчаянный шаг – измену, в которой тоже разочаровывается, ведь ее идеал оказался обыкновенным кутилой в поисках дешевого удовольствия.

Суть произведения — описание отношений двух влюбленных, их мыслей и расчетов, чувств и поведения на людях. В путах семейной жизни их сковывает страх общественного осуждения, и в минутном самообмане они тоже не находят радости. В финале разочарование побеждает их страсть: Дмитрий и Анна разлучаются навсегда.

Главные герои и их характеристика

  1. Дмитрий Гуров , уже немолод, из Москвы. Он — филолог, работающий в банке, отдыхающий в Ялте. В Москве оставил жену, которой он неверен, троих детей. В его типаже есть что-то привлекательное: интеллигентность, юмор, обходительность, нестандартное мышление. Но Гуров не принимает дам за полноценных людей. Мимолетные любовные встречи с ними – это пристрастие мужчины. Несмотря на удачи в амурных делах, автор показывает его как несчастного человека: работает не по призванию, живет с нелюбимой женщиной, тоскует в объятиях случайных знакомых. По отношению видно, что он делает и свою семью несчастной, оставляя их одних в другом городе. Измена для героя является нормальной ситуацией. Возникает чувство, что он никогда не испытывал настоящей взаимной любви.
  2. Анна Дидериц из Санкт-Петербурга, но проживает с мужем в городе С.. Она жизнью супруга не интересуется, счастья в своей жизни не чувствует, не зная любви и душевной гармонии. При этом Анна ратует за нравственность и измену не признает, считая это грехом. Отношения с Гуровым ей в тягость, но чувства все же к нему есть, поэтому встречи продолжаются. Она воспринимает их серьезно, видимо, женщина полюбила своего соблазнителя, поэтому разлука дается ей очень тяжело. Ее можно назвать совестливой, честной, чувствительной и глубоко несчастной героиней. Ни брак, ни страстное увлечение не принесли ей желаемого родства души с другим человеком.
  3. Тема

    Тематика рассказа вертится вокруг любовных отношений. Автор поднимает тему верности и измены, описывая похождения Гурова на стороне. Он настолько типичен, что можно представить, сколько таких искателей приключений рыскают в поисках легкой добычи. Герой – охотник, который видит в женщинах дичь. Он отказывает им в равенстве с собою, но на самом деле за пренебрежительным отношением к ним скрывает месть судьбе и людям. Именно поэтому он изменяет жене. Он мстит ей за необходимость содержать ее и детей, пренебрегая любимым делом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что автор затрагивает и тему призвания, его роли на нашем жизненном пути.

    Другое дело – измена Анны. В ее поступке автор осветил тему любви, желанной и преступной страсти. Женщина всерьез увлеклась Гуровым, всерьез воспринимала их роман. Для нее эта интрижка – роковой шаг, измена себе и своим принципам. Но полюбила и готова была жертвовать всем, и за свою неразборчивость поплатилась разочарованием. На ее примере Чехов показывает, что человек должен, прежде всего, сохранять верность себе, иначе он рискует быть обманутым, причем очень жестоко.

    Интересно, что автор размышлял еще и о вере в Бога. Его героиня апеллирует религиозными понятиями, объясняя свое отношение к неверности. Она верит в святость брачных уз, а вот Гуров уже не во что не верит, поэтому даже достигнутая цель в виде близости с Анной не приносит ему удовольствия.

    Таким образом, А. П. Чехов поднял в своем произведении очень важные темы:

    1. истинная и фальшивая любовь;
    2. верность и измена;
    3. семейные отношения;
    4. правда и ложь;
    5. искренность и лицемерие;
    6. преданность себе и своим идеалам;
    7. вера и безверие.
    8. Проблема

      1. Проблема счастья . Оба человека были несчастны и смирились с этим. В Ялте главные герои почувствовали свободу, поверили в возможность счастливой жизни, но тщетно: на обмане и лицемерии не построить благоденствия. Пошлость их связи обрекает чувства на угасание.
      2. Проблема лицемерия . Оба героя ежедневно обманывают супругов, окружающих и себя тоже. В итоге они были вынуждены лгать друг другу, повинуясь условиям затеянной игры. Ложь берет людей в плен и заставляет застроить всю жизнь иллюзорными воздушными замками.
      3. Проблема ханжества . Анна и Дмитрий могли бы расторгнуть надоевшие браки, если бы общество не было столь враждебно настроено по отношению к открытому проявлению воли личности. Оно спокойно относится к лицемерию, но вот истинная любовь оказывается вне закона.
      4. Проблема сексизма и безнравственности . Гуров относится к дамам с презрением, поэтому не видит проблемы в своем поведении. Он нагло вред жене, сбивает с пути истинного других женщин, соблазняя их на пошлую и ненужную связь. Именно из-за неуважения к слабому полу он позволяет себе безнравственные поступки.
      5. Смысл

        Чехов помогает выявить причину несчастья многих людей – это неумение и страх воплощать свои мечты в жизнь. Если бы герой изначально пошел работать по призванию, если бы он выбрал более подходящую супругу, если бы он даже остался холост, никого не обманывая и не обнадеживая зря, он жил бы честно, открыто, счастливо. А так он лишь грезит наяву, добиваясь того, что ему же самому не нужно и даже противно. Героиня тоже не в силах объясниться с мужем и начать жизнь с чистого листа. Им легче опутать себя с ног до головы ложью и наслаждаться краткими и иллюзорными мгновениями, издали напоминающими счастье. В этом и заключается причина их разочарований. Такова основная идея рассказа.

        Вывод прост: нужно жить честно, прежде всего, быть честным с самим собой. Нужно уметь признаться себе, что легкая дорога – не всегда верный путь, и она может привести к тупику. Лучше горькая правда, чем сладкий, но бессмысленный самообман. Это главная мысль — простая, но дельная истина, необходимая людям.

        Критика

        Писатель Максим Горький обратился к Чехову с вопросом: «Что же Вы делаете?».

        Вы, словно, убиваете реализм. Вы как никто другой умеете писать о таких вещах, так просто, с такой легкостью. Ваши рассказы затмевают все остальное. Другое кажется грубым, «искусственным». Ваши маленькие произведения вдохновлены жизнью. Читатель всегда уловит эту часть жизни. (А. М. Горький, январь 1900 г.)

        Альбов Вениамин Павлович (р. 1871), педагог (автор статей), прокомментировал произведение Чехова:

        Такая «избитая тема любовь» в Вашем произведении звучит по-новому оригинально, включая обман, ложь, предательство. Смысл его понятен. (В. Альбов, 1903)

        Р. И. Сементковский считал, что нельзя называть главного героя хорошим человеком с его жизненными принципами. Он делает несчастными самых важных людей своей жизни — детей. Развлечение, кратковременные связи, делают его жалкую натуру выше в его глазах. Чехов изобразил его бытие мелкой, пошлой и бессмысленной суетой.

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок 89. Тема: Анализ рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста»

Цели урока:

1.Показать значение рассказа «Невеста»и «Дама с собачкой» в творчестве Чехова; дать представление о художественных особенностях произведения: расширить понятие о нравственных категориях.

2.Обучение анализу произведения.

3. Воспитание эстетического вкуса, бережного отношение к самому прекрасному и удивительному чувству любви.

Ход урока.

1. Подготовка учащихся к восприятию рассказа:
Слово учителя .
Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского

о том, что Пушкин унёс с собой в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова - о тайне, о загадке творчества,- уверена, можно отнести и к Антону Павловичу Чехову.

Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей. Ведь за кажущейся простотой произведений Чехова таится что-то такое, что не поддаётся чёткой критической формулировке. «Враг пошлости?» «Певец сумерек?» «Поэт конца?» Он был близок и понятен и Л. Толстому, и М. Горькому, и Д. Мережковскому… Для А. Белого Чехов был писателем, открывшим новое искусство-«реализм символизма или символизм реализма».


Сообщение ученика о рассказе А. П. Чехова «Невеста».


Рассказ «Невеста» - последний законченный рассказ Чехова - ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности». На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен. Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг - уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы. Нередко проводились параллели: Надя – Саша и Аня – Петя из «Вишневого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что Надя, и Аня идут в революционную борьбу», - писал В. Ермилов. Для него ясно, что в Наде Шумиловой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить Родину в цветущий сад».

А. Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60-70 годов о разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворенной высокими идеалами жизни..(Турков А. Чехов и его время, - М., 1987. – С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов».

2. Беседа с учащимися:


    • что заставляет героиню рассказа Надю Шумину убежать из родного дома почти накануне свадьбы ?


(Примерный ответ:

Из небольшой экспозиции в начале рассказа мы узнали, что Наде Шуминой 23 года, что с 16 лет она « страстно мечтала о замужестве». Но сейчас, когда уже был назначен день ее свадьбы с Андреем Андреичем – «умным, добрым» человеком, который ей нравился, вдруг как-то разом всё переменилось: «радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало». Как бы продолжая известную тему, Чехов показывает, что Надя внезапно почувствовала себя замкнутой в футляр, в котором ей душно и тоскливо. Молодая девушка рвется на простор: «Хотелось думать, что не здесь, а где – то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулось теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека».)


    • Как писатель с помощью деталей создает впечатление «футляра »?


(Звуки, запахи жареной индейки, масляной краски; стук ножей в кухне, кашель Саши).

Учащиеся записывают выводы в тетрадях.


    • Что пытается объяснить Наде друг семьи Александр Тимофеевич ? (учащиеся зачитывают примеры из текста).

3 . Сообщение учащихся об Андрее Андреевиче, Надином женихе . (Примерный ответ.

На первый взгляд, типичный чеховский интеллигент: окончил филологический факультет (как Гуров из рассказа «Дама с собачкой»), «похож на артиста» (как Алехин из «маленькой трилогии»), играет на скрипке (как Андрей Прозоров из «Трех сестер»). Но читатель видит никчемность Андрея Андреича. «Я ничего не делаю и не могу делать», - признается он. Надин жених принадлежит к тому типу людей, о которых Лопахин говорит: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Андрей Андреич не способен трудиться, не желает служить («Отчего мне так противна даже мысль о том, что я когда–нибудь нацеплю на лоб кокарду и пойду служить?»), ему порой даже лень разговаривать: «Он любил скрипку, быть может, потому, что во время игры можно было молчать».

Однако речевая характеристика Андрея Андреича весьма выразительная. «О как я счастлив! Я безумствую от восторга!» - говорит он Наде, а ей кажется, будто что-то подобное она читала в романе – «старом, оборванном, давно уже заброшенном».

« О матушка Русь, - произносит с пафосом Андрей Андреич, - как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!» Для малоразговорчивого героя подобная тирада – посильнее, чем «многоуважаемый шкаф»!)


    Беседа с учащимися :


Как восприняли бабушка и мать Нади ее внезапный отъезд ?

(Бабушка три дня лежала без движения. Нина Ивановна сильно постарела за год.)


    Письменные ответы :

    Что вкладывает Надя в слова: «Ты очень несчастна, мама»?

    Как меняется отношение Нади к окружающим людям?


Индивидуальное задание . Способна ли Надя любить по-настоящему?

- Выборочное чтение письменных ответов .


4 . Заключительная беседа с учащимися :

    что же конкретно толкает Надю на бегство из дома («стремление перевернуть жизнь» или конкретный эгоизм)?


    Какие человеческие пороки обличает А.П. Чехов в своем рассказе «Невеста»? (У Чехова его герои приносят страдания своим близким бессознательно: либо в силу своей духовной ограниченности, либо в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут. Так же и Надя, совсем того не желая, обрекает родных ей людей на горе, тоску и одиночество, не интересуясь тем, что творится в их душах, не чувствуя перед ними никакой нравственной ответственности. Сейчас, в финале рассказа, ей уже не кажется, что она «заедает чью-то жизнь». Она молода, здорова, свободна и имеет средства, чтобы «прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым».)


5. Слово учителя . На прощание писатель оставил нам загадку, разгадать которую пытаемся и мы. В заключительных строках повести читаем: « Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, - как полагала, навсегда». Что означает это «как полагала»? Это принятое Надей решение не возвращаться в родной город или авторская оценка происходящего? Верный своим принципам, Чехов дает читателю возможность самому додумывать и предполагать, как сложится дальнейшая судьба его героини.

6. Беседа по тексту рассказа «Дама с собачкой»

Где происходят события, описанные в рассказе?

Что нам известно про главных героев до момента их знакомства?

Оба героя – семейные люди. Чего не хватает в их семейных отношениях?

На чем строятся их семейные отношения?

С какой целью, кроме отдыха, приехали герои в Ялту?

2) Работа с текстом:

Какой «горький опыт» имел Гуров?

Какое впечатление Гуров производил на женщин?

Как о них отзывался?

Чтение отрывка. Гл.1 « И вот однажды, под вечер» до «Она засмеялась»

С какой целью Гуров решил познакомиться с «дамой в берете»?

Какое впечатление произвела Анна Сергеевна на Гурова?

(« Что-то в ней есть жалкое всё-таки»)

Зачитайте, чем отличалась Анна Сергеевна от предыдущих женщин Гурова!

Почему героиня не хочет и не может оправдать свое поведение?

(По идее, курортный роман должен вызвать радость, но оба героя не испытывают ничего подобного.

Гуров – растерян (а ведь он опытен в делах с женщинами!)

Анна Сергеевна – в отчаянии «я люблю честную, чистую жизнь».)

Как Гуров отнесся к откровению Анны Сергеевны?

(ест арбуз! - неуязвимое безразличие к страданию другого – символизирует безучастного любовника, привыкшего к легким победам)

Расскажите, какими были отношения героев до того, как они разъехались по домам.

(обратить внимание на богатый внутренний мир Гурова, в котором открывается его способность

Зачитайте эпизод, где рассказывается про состояние героя после возвращения домой (гл. 3 – в начале).

Попробуйте ответить на вопросы, которые ставит себе Гуров.

(что случилось? Уже говорит себе о своей любви, хочет кому-то открыться)

Диалог с чиновником про «осетрину с душком» -

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ ГЕРОЯ!

Всё его нутро отвергает существующий уклад его жизни – он хочет большего. Происходит перерождение героя. Понял, что ведет двойную жизнь: скрывает не только свой «роман», но и «настоящую человеческую жизнь».

Зачитайте эпизод от слов «Приехал он в С…» до «Он соображал…».

Расскажите про встречу героев в театре.

Опишите поведение Гурова в гостинице, когда Анна Сергеевна плачет.

(заказал чай! – символ дома, повседневности, покоя)

Слово учителя.

Чехов – тонкий психолог, мастер кратко и лаконично сказать о многом, о важном. Использовал такие приемы, как подтекст, художественная деталь, символ.

Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.

Символ – условный знак, намек.

В рассказе «Дама с собачкой» можно проследить за возникновением подлинной, внутренней близости двух личностей, которую автор подчеркивал художественными деталями, символизирующими важное, существенное, характерное. Надеялся на вдумчивого читателя. Вспоминайте эпизоды: арбуз в Ялте и чай в Москве! От безразличия – к атмосфере домашней интимности, когда Гуров уже любит, понимает, поддерживает.

Докажите цитатами из текста, что герои по-настоящему любят друг друга.

6. Обобщение материала:

Подумайте, почему Чехов назвал рассказ «Дама с собачкой».

(главное событие рассказа – перемена, которая происходит под влиянием любви. Дама с собачкой – символ того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине)

А какое название дали бы вы этому рассказу?

Как вы думаете, что хотел сказать Чехов, описав нам эту историю?

Слово учителя.

Этот рассказ не имеет сюжетного завершения. Такой финал называется открытым. Что хотел этим подчеркнуть Чехов?

Таким образом, можно подвести итог:

Чехову важно сказать не то, куда хотят уйти герои, а то, от чего они бегут.

Судьба героев заставляет задуматься над тем, почему люди несчастны, что надо делать, чтобы привнести в жизнь радость, искренность, любовь.

Для Чехова главным является то, что происходит постепенное «расфутляривание» человека, приобретение истинного смысла жизни, желание людей уйти от тех правил, которые делают их несчастными. По Чехову – можно уважать людей за способность любить!

7. Домашнее задание на выбор:

В последний период своего твор-чества Чехов все чаще обраща-ется к изображению людей, про-тивостоящих окружающему их миру лжи и обмана. Обычно они не решают глобальных проблем, не являются идеологами, подобно некоторым персона-жам Льва Толстого и Достоевского. Но у Чехова свой принцип изображения жизни. Анализ челове-ческих отношений ведется им на уровне быта, часто мелочей, случайных, казалось бы, подробностей. Ведь далеко не всегда через выдающиеся события можно разглядеть характерные явления, совершающиеся в глубине жизни. У Чехова же картина действитель-ности воссоздается не только в общем, но и в частном. И тогда выясняется, что условия жизни становятся невыносимыми даже для самых рядовых, обычных людей. Они не совершают героических поступков, но жить неестественной жизнью, притво-ряться и лицемерить больше не хотят.

Рассказ «Дама с собачкой» посвящен истории ду-ховного прозрения, возрождения двух обыкновенных людей — Гурова и Анны Сергеевны, случайно позна-комившихся во время курортного сезона в Ялте. Писатель нисколько не идеализирует ни Анну Сер-геевну («маленькая женщина, ничем не замечатель-ная, с вульгарной лорнеткой в руках»), ни Гурова, привыкшего к легким победам. Однако образы их даны в развитии.

Первая половина рассказа имеет сюжетную за-конченность. В ней описывается в общем-то обыч-ный «курортный роман». Гуров, простившись с Ан-ной Сергеевной, подумал, что «вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось». Между тем все случившееся в Ялте было лишь экспозицией; «похождение» обер-нулось большой, настоящей любовью, которая «из-менила их обоих».

Внутренний сюжет произведения связан с эволю-цией характера героя, его постепенного перехода от пошлости, опустошенности, даже цинизма к богат-ству переживаний, подлинной духовности. Под вли-янием нового, ранее не изведанного им чувства меняется мироощущение Гурова. У него появляется чувство отвращения к тому, что прежде казалось привычной нормой, ко всему этому безумному миру, где в ответ на попытку исповеди можно услышать только равнодушную и в сущности оскорбительную фразу об «осетрине с душком». Эта испорченная осетрина (не отсюда ли появится в булгаковском романе «Мастер и Маргарита» «осетрина второй све-жести»?) становится символом «куцей, бескрылой жиз-ни», которая сравнивается в рассказе с сумасшед-шим домом или арестантскими ротами, жизни, где господствующим цветом является серый.

Символично, что когда Гуров приехал в город С., чтобы встретиться с Анной Сергеевной, то постель в его гостиничном номере была застлана серым одея-лом, пол покрыт серым сукном, чернильница ока-залась серой от пыли, а напротив дома, где жила Анна Сергеевна, тянулся длинный серый забор. Материал с сайта

Гуров и Анна Сергеевна, полюбившие друг друга «как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья», мучительно думают, «как убе-речь себя от необходимости прятаться, обманывать». Рассказ не имеет сюжетного завершения, что очень характерно для позднего Чехова, но смысл этого и других произведений писателя был совершенно пра-вильно понят Горьким, который писал Чехову в январе 1900 г. по поводу «Дамы с собачкой»: «Ог-ромное Вы делаете дело Вашими маленькими рас-сказиками, возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни — черт бы ее побрал!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

error: Content is protected !!