Не стоит без праведника. Не стоит село без праведника. «Не стоит село без праведника»

Тема: «Не стоит село без праведника».

Цель: глубоко проанализировав рассказ Солженицына «Матрёнин двор», помочь

учащимся сделать правильные нравственные выводы, увидеть

художественное мастерство писателя;

развивать навыки самостоятельного осмысления текста художественного

произведения, устную речь, умение работать с книгой;

воспитывать нравственные качества, стремление быть полезным

людям, гуманным, сострадательным;

1. Орг.момент.

2. Слово учителя о трудностях времени тоталитарного режима в стране в 50-е годы,

когда государство практически обезличивало людей, делало их равнодушными, не способными к состраданию. А.И.Солженицын был одним из первых, кто смело и открыто заговорил об ужасах лагерной жизни и о разложении души человеческой.

В чём же мастерство писателя?

Это мы узнаем, пролистав рассказ «Матрёнин двор». Но сначала немного о писателе…

3. Биографические сведения о Солженицыне.

4. Анализ рассказа «Матрёнин двор»:

Основа рассказа «Матрёнин двор».

Основные приёмы характеристики: примеры из текста!

Портрет Матрёны - улыбка «У тех людей всегда лица хороши,

кто в ладах с совестью своей»

(приёмы характеристики - речь - какие новые слова узнали? С

к ужоткому – к ужину, любота – красота,

молонья –молния, порция - порча

поступок, косвенная хар-ка, авт. хар. (2)

Художественные детали – изба, фикусы, кошка, коза, мыши, тараканы.(3)

История жизни (4)

вывод: Все испытания жизни закалили Матрёну.

Матрёна в системе других образов. (5)

вывод: У Солженицына главное не социальное, а духовное (6)

(не результат важен, а дух…)

О ложных нравственных основаниях общества бьёт тревогу

Отношение жителей деревни к Матрёне (сёстры, подруга, золовки, Фаддей)

Судьба человека в тоталитарном государстве. (7) (колхоз)

Сцена похорон (плачи, поведение, мысли людей во время поминок)

вывод: Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств ? (8)

Монологи ребят по данному выводу (9)

Суровая и жестокая правда 50-60 лет (деревня перестала быть хранительницей

духовных и нравственных ценностей)

Смысл названия (11) Первоначальное название рассказа –

«Не стоит село без праведника» несло в себе основную идейную нагрузку.

Но Твардовский предложил ради публикации более

нейтральное название – «Матрёнин двор». Но и в этом

названии есть глубокий смысл:

Матренин двор - Матренин мир - особый мир праведника

Она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное…

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице. Не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Так кто же такой праведник?

В прошлом веке это понятие было в чести, так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Больше того, оно приобрело иронический оттенок:

По словарю Ожегова – кто такой праведник? (12)

ВЫВОД: «…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца» - «Архипелаг ГУЛаг»

5. Слово Солженицына – статья «Жить не по лжи!» (13)

Писатель призывает каждого из нас жить по совести, жить по правде.

« Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара».

Автор убежден, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

И заканчивает свою статью словами пословицы:

«Одно слово правды весь мир перетянет»

6. ВЫВОД: Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7. Дом.зад. : по одному из высказываний на доске составить развёрнутый ответ на вопрос.

Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год –
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони все скачут и скачут…
А избы горят и горят.
Наум Коржавин (1960)

Ход урока

1. Слово учителя

“Не стоит село без праведника”. Такова тема сегодняшнего урока, посвященного знакомству с рассказом А. Солженицына “Матренин двор”. Справедливости ради надо отметить, что именно

Так назвал свой рассказ писатель, а название “Матренин двор” придумано А. Т. Твардовским, редактором журнала “Новый мир”, где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение.

Замена эта объясняется цензурными соображениями. Давайте заглянем в Толковый словарь.

2. Работа с Толковым словарем

В “Толковом словаре русского языка” С. Ожегова и Н. Шведовой читаем: ” Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам”.

“Полный православный богословский энциклопедический словарь” дает такое толкование: ” Праведники – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью”.

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

Сообщение “Праведники Н. С. Лескова”.

В 1879 году Н. С. Лесков публикует рассказ “Однодум”. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своем несогласии с А. Ф. Писемским, утверждавшим, что “ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни”. Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала об ином: он пошел искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, пока не найдет трех праведных, “без которых несть граду стояния”.

В следующем году Н. С. Лесков издает сборник – цикл, в который вошли рассказы “Однодум”, “Пигмей”, “Кадетский монастырь” и др. Циклу предпослан эпиграф: “Без трех праведных несть граду стояния”. По Лескову, “праведник проживает изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага”.

Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, деятелен, но суть его деяний состоит не в преобразовании мира, поскольку мир создан Богом и, следовательно, совершенен, а в доброделании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.

На то, что А. И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника, указывает и название, и финал рассказа: “…Она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

4. Аналитическая беседа

Следуя традиции Н. С. Лескова, А. И. Солженицын строит свой рассказ как воспоминание о жизни героини и приходит к открытию: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник…”

Заметим также, что, создавая рассказ, писатель обращался не только к опыту Н. С. Лескова, но и к творчеству Н. А. Некрасова. В ходе урока мы обязательно установим сходство героини А. И. Солженицына и ее предшественниц.

Обратимся к началу рассказа. Как случилось, что повествователь, Игнатьич, стал жильцом Матрены?

Шел 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”.

(По ходу урока группа лингвистов, которая дома работала над языком рассказа, выступает с комментариями. Нутряной – перен. Глухой.)

Он поселился на станции “Торфопродукт” во Владимирской области. Поутру на базаре увидел он женщину, торговавшую молоком, услышал ее напевную русскую речь с владимирским говором:

– Пей, пей, с душой желадной. Ты, потай, приезжий.

(Желадный – диалектное: возможно, “жаждущий, желающий” ; Потай – диалектное: вводное слово “наверное” .)

Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: “везде было тесно и лопотно”.

(Лопотно – от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Возможно, лопотно – значит, шумно.)

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашел их в избе Матрены Васильевны Григорьевой. “Здесь была кондовая Россия”.

(Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои – устар.)

Заметим, кстати, что рассказ автобиографичен и достоверен. В нем описана жизнь Матрены Васильевны Захаровой из деревни Мильцево Владимирской области.

Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу?

Выборочно читается описание избы Матрены, внутреннего интерьера, попутно дается лингвистический комментарий.

(Некрасная сторона – северная; Мосты – то же, что сени – помещение между жилой частью и крыльцом; Горница – отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже (устар.); Подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома.)

Как же устроила Матрена Васильевна свой быт? Какие черты характера героини выявляются? Каково отношение автора к героине?

Выборочное чтение: об утренних хлопотах Матрены; о ее незамысловатом хозяйстве (колченогая кошка, тараканы и коза), о пенсионных хлопотах.

Все тяготы сносила терпеливо, не жалуясь. Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни: “у нее не так уборно, в запущи живет”, у других будет “угожей”.

(Уборно – убрано, чисто; Запущь – от запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства (разг., прост.); Угожей – сравнительная степень, то же, что и лучше.)

Но зато “деликатна”, не вмешивалась в чужую жизнь, и это очень устраивало Игнатьича. Она была щедра душой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глинки), незлобива. И была в ней какая-то беспритульность, блаженность.

Понаблюдаем за речью героини и рассказчика.

Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки.

“Не умемши, не варемши – как утрафишь”, – предупреждала она квартиранта.

(Утрафить – диалектное: от потрафить – угодить.

На завтрак готовилась “картофь необлупленная” (картошка в мундире, неочищенная) или “суп картонный (так выговаривали все в деревне)”. Надо полагать, “суп картофельный”. А еще в речи героини встречаются слова: “к ужоткому”, то есть к вечеру (прост.); “летось” – в прошлом году; “бывалоча” – бывало, раньше; “пособить” – помочь; “иззаботилась” – устала от забот, приставка Из – придает значение многократности действия, слово образовано по модели “избегалась”, “испереживалась”.

Очень интересно в речи героини слово “дуель”. Оно образовано наложением двух слов: ” Ду Ет” и “мет Ель “. Коня Матрена называет “стиховым”, буйным, трудно поддающимся обузданию. Видимо, от слов “стихия, стихийный”. Героиня боялась “молоньи”.

Это просторечное слово, употребляемое деревенскими людьми.

Владимирский диалект (“яканье”) нашел отражение в словах М Я Тель, Сем Я Чки.

Из уст тети Маши слышим слово “вязоночка”, что означает “вязаный платок, шаль”.

Игнатьич порой сам стилизует речь под деревенскую:

“изба не казалась доброжилой” (из контекста: “богатой”, в которой нажито много добра, богатства);

“печь топилась досветьи”, то есть на заре, еще до свету;

“ветер выдувал печное грево”, то есть тепло;

“тараканов менело”, то есть становилось меньше;

“попадалось неурядное” (из контекста: “несъедобное”).

Какой мы видим Матрену в работе?

Выборочное чтение о заготовке торфа (в день шесть мешков по два пуда притаскивала (192 кг); немудрено, что “спина никогда не заживает”), о помощи колхозу, о помощи односельчанам (“Ни одна пахота огорода не обходилась без Матрены”). Все окружающие пользуются ее добротой, безотказностью, а сами обнаруживают корысть, бессовестность, бессердечие.

Как всякая крестьянская женщина, Матрена бoльшую часть времени проводила в работе. Работа была для нее верным средством вернуть хорошее расположение духа.

Мы уже говорили в начале урока, что у героини А. И. Солженицына есть предшественницы. Обратимся к эпиграфу. О героинях каких произведений вы вспомнили?

Учащиеся без труда вспоминают поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” и “Кому на Руси жить хорошо”. Заранее подготовленные учащиеся представляют материал и сопоставляют образы Дарьи, Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой. Совместно приходим к горькому выводу, что за сто лет “ключи от счастья женского” так и не отыскались, а “долюшка женская” не стала легче.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. И мыслить устаю. Я, сделав шаг От легкой грусти В мир Ужасающих предчувствий Над черной бездною стою. В. Федоров Александр Исаевич Солженицын пришел в литературу в шестидесятые годы много видевшим и пережившим, со сложившимся характером и своей темой. Первый его рассказ “Один день из жизни Ивана Денисовича” произвел эффект разорвавшейся бомбы. Рассказ “Матренин двор” иного […]...
  2. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  3. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это в рассказе. “Матренин двор”. Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычная послевоенная жизнь русского села. […]...
  4. Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается […]...
  5. В рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” образ праведника является ключевым. Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрена предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и “странностями” – желанием постоянно помогать людям. Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице. Матрена была одной из немногих, кто всегда […]...
  6. О чем говорить с девушкой Для начала быстро сообрази, что ты знаешь уже об этой девушке. Если ты с ней знаком уже давно (пусть и не обращал внимания) – ситуация проще. Просто подумай, что ей может быть интересно по жизни – и спроси ее мнения об этом. Вообще, вопросы – это идеальный способ получить много […]...
  7. Сколько стихотворений написано о селе! Сколько песен спето! Сколько прекрасных слов сказано! Ведь сельская местность – это особое место на земле, где можно отдохнуть душой. Особенно хорошо здесь летом. Когда город изнывает от зноя и духоты, так хорошо отправиться в сельскую местность, где есть речка или озеро, родник, лес. Село чаще всего расположено возле водоема, […]...
  8. Я считаю, что Откладывать жизнь на завтра не нужно. Не стоит отодвигать свои добрые поступки на потом. Все мудрые люди говорят, что жизнь коротка, поэтому важно успеть сделать все хорошее, что хотелось бы. Любить и влюбиться стоит сегодня. Достигать своих целей – тоже сегодня. Говорить близким людям теплые слова необходимо, не задерживаясь во времени. Я […]...
  9. Стоит ли изобретать велосипед? Такое случается: казалось бы авторы пишут о вещах мало связанных между собой, но вдруг каким-то невообразимым образом они выстраиваются в единую цепь и заставляют задуматься. Я говорю о статьях Е. Гуцула (“2000” 04.09. 2009г.), Л. Чайка (“2000”, 23.10. 2009г.) и Н. Кичигиной (“2000” 30.10. 2009г.) Начну со статьи Е. Гуцула “Три […]...
  10. Художник ХХ века Н. Ромадин написал множество картин, которые находятся в крупных музеях России. В одном из них я недавно побывал. Это Государственная Третьяковская галерея. Там я увидел картину “Село Хмелевка”, которую написал этот живописец. На ней он изобразил природу Поволжья. Этот сельский пейзаж произвел на меня приятное впечатление. На картине пейзажиста видно село. Оно […]...
  11. Человек в определенный момент своей жизни озадачивается вопросом, связанным с целью его существования. Каждому свойственно индивидуально решать, зачем ему и, для чего жить? Все люди разные, следовательно, некоторым присуще подобный вопрос вообще отбрасывать прочь, пребывая в суете и состоянии поиска материальных благ, а иные мучаются пока не найдет ответа. По признанию Льва Толстого Лев, ему […]...
  12. Я считаю, что на долю жаловаться не стоит. Каждый человек и в самом деле, образно говоря, держит свою Судьбу своими собственными руками. Конечно, это выражение-метафора: просто за свою судьбу каждый, когда становится взрослым, отвечает сам. Свое мнение я могу обосновать, тем, что личность имеет право выбора. Например, каждый человек может свободно выбирать свою будущую профессию. […]...
  13. Маленькая капелька величественного государства – мое село, много есть таких! Испытало и бедствия и славу. Оно живое и вечно будет жить! Нашему селу лет триста пятьдесят, разные версии есть о его названии. Что чумаки возили соль из Крыма и заезжали часто в корчму. И что первый переселенец дал название свое. Что княгиня София Кантимировна правила […]...
  14. Сегодня многие люди задумываются над вечными нравственными вопросами: предать или быть преданным, поступить по совести или соврать, продать Достоинство или достойно и преданно самостоятельно идти к своей цели. Конечно, на эти вечные человеческие вопросы у каждого есть свой ответ, но всегда ли мы придерживаемся своих мнений и суждений? В любом случае каждый имеет право на […]...
  15. Жанровая форма – “семейный роман” в драматической и водевильной версиях: драматическая история отношений дядюшки Егора Ильича Ростанева с гувернанткой его детей Настей, их тернистый путь к семейному счастью не составляют сущности содержания романа так же, как и водевильная история – интрига вокруг сватовства к безумной, но богатой Татьяне Ивановне, на которой хотят женить дядю, но […]...
  16. Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы). Приступая к работе над сочинением, вспомните, что тип праведника представлен в русской деревенской прозе вариативно и многоаспектно. Назовите произведения, в которых этот тип проявляет себя наиболее ярко (“Матренин двор” А.И. Солженицына, “Последний поклон” В.П. Ас­тафьева, “Последний срок” и “Прощание с Матерой” В. Г. Распутина, “Светлые […]...
  17. “Мой край родной, тебе поклон земной” Родное село Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лунных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Сегодня знаменательный день для всех нас – Алтайскому краю семьдесят лет. Наш край молодой и очень красивый. На Алтае есть и густые леса, и бурные горные реки, и […]...
  18. Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского Советского района” Ставропольского края Исследовательская работа по экологии: “Бытовые отходы человечества. Как спасти свое село от мусора”. Работа выполнила: Кашина Ю. С. Ученица 11 класса Руководитель: учитель Биологии Наумова Л. М. 2015 год Введение 3 Теоретическая часть: 1.1.Классификация мусора 4 1.2.Причины увеличения мусора 7 1.3.Способы утилизации […]...
  19. В марте 2011 года я с мамой ездила в Москву. Мы пробыли там четыре дня, и когда у нас выдался свободный день, решили посетить исторические места, такие как Красная площадь, Воробьевы горы, Манежная площадь. Побывали мы и в Государственной Третьяковской галерее. Экскурсовод, собрав небольшую группу людей, пригласил нас в огромный зал, увешанный множеством картин. Мы […]...
  20. Сочинения по картинам Картина Село Хмелевка. Сочинение по картине “Село Хмелевка” – это Сочинение по известной картине русского художника Н. М. Ромадина. Читаешь сочинение старшеклассницы – и ощущаешь испытанные ею эмоции: настолько живо описана картина “Село Хмелевка”. Увидеть описанное собственными глазами, пережить восхищение от общения с подлинным искусством – думается, такое желание посетит каждого, кто […]...
  21. В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. “Листок для светских людей” без подписи опубликовал стихотворение “Бор сосновый в стране одинокой стоит…”. В тексте видно явное влияние творчества Лермонтова. Конкретнее – его известного стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…”. В обоих случаях прекрасный пейзаж становится поводом для размышлений лирического героя, проникнутых элегическими настроениями. У […]...
  22. Дмитрий Миронов в своем произведении рассуждает над нерешенной проблемой войн на планете. Они постоянно вспыхивают в разных концах мира, несмотря на многочисленные горькие уроки истории. Казалось бы, все осознают ужасные последствия противостояния, но разрывы снарядов продолжают уносить жизни людей. Автор видит истоки жестокого процесса в разуме человека. Миронов убежден, что причины “порыва безумств” – во […]...
  23. Здорово провести время можно в сельской местности. Я очень люблю мое село. В селе я часто хожу в лес, на речку или озеро. Самое лучшее место в моем Селе это лесное озеро. Именно здесь можно отдохнуть, позагорать, покупаться. А рыбачит здесь, одно удовольствие. На песчаным берегу можно наслаждаться живописностью озера. Озеро, как волшебное зеркало, скрывает […]...
  24. Книга. Жила-была Книга. Очень умная и мудрая вещь, но многими позабытая. И вот однажды встретился я с Нею: – Здравствуй! – Здравствуй! – Кто ты? – спрашиваю я, удивляясь красивой обложке. – Я – Книга. – Книга? Что это? Зачем ты нужна? – Почитай меня, и ты многое узнаешь. Я покажу самые яркие картины! – […]...
  25. Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. А. С. Пушкин В 1903 г. в Самаре в семье железнодорожного служащего родился Николай Михайлович Ро­мадин. Учился живописи в Художественном те­хникуме в г. Самара, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские в Моск­ве (ВХУТЕМАС), где его […]...
  26. Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте, потому что война, бушующая по всей России, не коснулась ее. Удивительное расположение Хмелевки в рельефном месте обусловливает разбросанность деревенских домиков то тут то там. Однако, справа […]...
  27. Федор Михайлович Достоевский Село Степанчиково и его обитатели Из записок неизвестного. Повесть (1857-1859) Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом […]...
  28. Украинское село… Сколько ему было посвящено произведений нашими выдающимися писателями и поэтами; сколько ему пришлось вынести! Из пьес Николая Кулиша предстает передо мной оно, распятое голодом, одичавшее, нищенское; село, где, как всегда, идет борьба между богачами и бедняками. Последние верят, что пришло, наконец, их время, что судьба улыбнулась им, что ждет их коммуна или колхоз, […]...
  29. В село Іду в село і бачу, як тополі Мене вітають поглядом здаля. Як легко дихать у квітучім полі, Коли під сонцем ніжиться земля… Мене в селі завжди чекає мати, Там квітнуть мальви, білі спориші… І як цей край Лучанський не кохати, Коли він будить струни у душі? І я іду, зітхають легко груди, В […]...
  30. Я вижу перед собой очень яркую картину русского художника Александра Яковлевича Головина. Она называется “Цветы в вазе”. Это натюрморт, который получился у автора очень живым и радостным. В нем много белого цвета, домашней утвари и цветов. Автор изобразил в работе много деталей: вазу для конфет, керамический стакан золотого цвета, статуэтку из глины, банку с розами […]...
  31. Н. М. Ромадин – известный российский худож­ник, член Академии художеств РСФСР. Большая часть его работ – пейзажи, посвященные изобра­жению русской природы. В своем творчестве он про­должает традицию классического живописного сти­ля. Полотна Ромадина – глубоко эмоциональны, трогательны, полны искренних, не наигранных и чистых чувств и ощущений. Творческий путь художника начинался с прои­зведений, посвященных раскрытию историко-ре­волюционных тем, […]...
  32. “По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит…” – утверждает Базаров, герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он нигилист, а потому отвергает все, что может быть авторитетным. Но, быть может, он прав? Кто такой Рафаэль, что он вообще сделал такого, чтобы войти в историю живописи? Или мы преклоняемся перед его творчеством по традиции, заведенной предками, […]...
  33. Сторонец-Путилов – село давней гуцульской славы. Здесь подавали свои кличи повстанцы, а легенды повествуют о Довбуше, пещерах и тропах, которыми ходил. Разбросанное по взгорьям и в долине Путиловке, село вобрало в себя отдельные подсела – Сергий, Тороки, Киселицы. Сторонец стал заметным в Русско-Кимполунзской округе, границы которой достигают аж Белого Черемоша. Большой двор Федьковичей упирается в […]...
  34. Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно сколько ему лет – он все уже понимает, даже по интонации. Когда ребенок плачет и капризничает, постарайся сохранить спокойствие. У ТЕБЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ – ДАЙ СДЕЛАЮ Я! Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее програмирует малыша и заранее программирует на […]...
  35. В своем романе “Отцы и дети” Тургенев вывел на сцену перед читателями несколько интересных образов. Самыми запоминающимися из них являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно между ними завязывается и раскрывается вечный спор между отцами и детьми. Но самое главное, что автор романа показывает перед нами не столько противников по возрасту, сколько противников по […]...
  36. Українське село… Хто не був зачарований його мальовничими краєвидами, біленькими хатинками, пахощами трав, багатими врожаями. Коли я думаю про сучасне село, уявляю безмежне поле, теплий вітерець, який хвилює важке колосся. А воно, вклоняючись до землі, шепоче: “Не розлюби, не розлюби…” Однак селянин, зайнятий важкою непосильною працею з ранку до вечора, не чує цього шепоту землі. […]...
  37. Ф. М. Достоевский Село Степанчиково и его обитатели Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом наполнен приживальщиками, среди которых выделяется […]...
  38. Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом наполнен приживальщиками, среди которых выделяется Фома Фомич Опискин, ранее бывший шутом “из-за куска […]...
  39. Недавно я увидела эту картину, и не смогла пройти мимо. Ни один из художников, кто хотя бы раз бывал на Волге, не смог остаться равнодушным, не нарисовав хотя бы природу, которая окружает ту местность. Автор создал это произведение в 1944 году, это полотно являлось одним из лучших в цикле полотен о реке Волге. Мое внимание […]...
  40. Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из “Лирического цикла” Генриха Гейне, которое […]...
“Не стоит село без праведника”

В 1963 году Александр Исаевич Солженицын заканчивает работу над одним из наиболее выдающихся, с моей точки зрения, произведений- «Матрёнин двор». Эта повесть оказывает сильное влияние на всех читателей без исключения, заставляет задуматься как о своих поступках, так и о деятельности общества в целом. «Матрёнин двор» полон нравственных и духовных ценностей, воплощением которых, безусловно, является главной героиня произведения - Матрёна Васильевна.

Матрёна- женщина лет 60, жительница деревни Тальново.

Её жизнь - это череда неудач и разочарований. Первый возлюбленный, Фаддей, ушел на войну, и Матрёна была вынуждена выйти замуж за его младшего брата- Ефима. Все 6 детей женщины умерли, а затем Великая Отечественная война забрала жизни Ефима. С каждым годом её одолевают тяжёлые болезни, и печаль усиливается. Однако, несмотря на все несчастья, Матрёна было неким «стержнем», «основой» всего поселка. Благодаря таким качествам, как трудолюбие, честность, храбрость и невероятная доброта, она стала олицетворять собой идеал русской женщины. Не щадя ни собственных сил, ни времени, Матрёна шла помогать соседкам выкапывать картошку, при этом никогда не просила ничего взамен. Впечатление усиливает тот факт, что все действия произведения основаны на реальных событиях. Эта особенность заставляет нас поверить в существование в жизни абсолютно открытых и доброжелательных людей, настоящих праведников. Да, Матрёна не была глубоко верующим человеком, но из-за своего характера, отношения к жизни и другим людям, ее по праву можно считать праведником. Интересно также то, что первоначальное название произведения отличался существующего – «Не стоит село без праведника». Таким образом Солженицын сразу акцентировал внимание читателя на главной идее повести. Матрёна была настолько благоразумным человеком, что её доброте мог позавидовать даже самый интеллигентный гражданин. Но, к сожалению, односельчане не ценили Матрёну, а наоборот, пользовались характером. Так, Фадей и его родственники уговорили женщину перевести горницу её воспитаннице, Кире. При перевозке одни из саней застряли в железнодорожных путях, и эта ситуация стоила Матрёне жизни. Она погибла под поездом, и вся деревня лишилась, не побоюсь этого слова, лучшего и со всех точек зрения человека.

Таким образом, Матрёна - образ праведника, человека, умеющего сплотить весь народ, приободрить и помочь каждому в трудную минуту. В наши дни количество таких людей сократилось, но они есть, и каждый человек должен уважать праведников и, что ещё важнее, стараться воспитывать в себе те же благородные качества.

«Таким образом мы научаемся, каким даром для отчизны является праведный муж,
и что не следует завидовать святым мужам и по неразумию отказывать им в доверии.
Ибо их вера спасает нас, их праведность защищает от истребления.
Если бы Содом имел даже десять праведников, он мог бы избавиться от погибели»

(Амвросий Медиоланский. Об Аврааме)

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного (Быт. 18, 1).

Сказанное: он сидел (иврит. яшав ) более правильно перевести как: «он сел». То есть попытался встать (чтобы почтить явление Господа), но из-за боли обрезания не удержался и сел. Что научает нас тому, что даже великие стоят перед ложем больного, а ему (больному) вставать не обязательно.

В явлении Господа Аврааму нам является пример сострадания

События, описанные здесь, продолжают события, описанные в 17-й главе, где говорилось об обрезании Авраама и его семейства, на что указывает уточнение: во время зноя дневного . Так как именно во время зноя любая болезнь обостряется и причиняет большие страдания имеющему рану на теле. После обрезания, даже на третий день, обрезанный испытывает боль, пребывая в болезни (ср. Быт. 34, 25). Таким образом, в явлении Господа Аврааму нам является пример сострадания к страдающим и создается прецедент в важном и необходимом деле – посещении больных. Был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36).

Данное утешительное и, возможно, врачующее явление не продолжалось долго и быстро прекратилось, когда "Бог явился ему, и, ничего не сказав ему, скрылся" . Что подтверждается и тем, что далее Авраам сможет стоять перед Ангелами (ср. Быт. 18, 8) и даже, поспешая, бегать (ср. Быт. 18, 2, 6–7), выказывая заботу о них как о странниках.

Уточнение, что Авраам сидел при входе в шатер, может косвенно указывать на то, что он высматривал, нет ли путников, которых он может пригласить в свой гостеприимный шатер.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 2–3).

Здесь раскрывается еще одна добродетель Авраама – странноприимство. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13, 2).

«Далее прибавляет (то есть апостол Павел в Послании к Евреям – О.С.) то, что особенно могло ободрить их: ибо через него некоторые , говорит, не зная, оказали гостеприимство Ангелам . Видишь, какая честь, какая польза? Что значит: не зная? Угостили (Ангелов), сами не зная того. За то Авраам и удостоился великой награды, что угостил Ангелов, не зная, что они Ангелы; а если бы он знал, то это было бы нисколько не удивительно. Некоторые думают, что апостол разумеет здесь и Лота и о нём говорит это (то есть то, что и он примет Ангелов в свое жилище – О.С.)» .

Авраам здесь действует как бы в двух измерениях собственного человеческого бытия, душой созерцая в Трех, пришедших к нему, Господа Владыку, расторопностью плоти пытаясь обеспечить достойный прием Трем странникам: поклонившись Трем им, он обращается к Одному: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего .

«Авраам, охотно принимающий странников, верный Богу, неутомимый в таинстве (то есть в таинстве веры в Единого – О.С.), ревностный в служении, узрел образ Троицы и приумножил гостеприимство благочестием, принимая Трех, но поклоняясь Одному. Сохраняя различие лиц, он называл их Единым Господом и, воздавая почесть Трем, обозначал одну Силу. Ибо в нем говорило не знание, а благодать, и, потому что не учился, он верил сильнее, чем мы, которые учимся. Ибо никто не подделал образ истины (что бывает свойственно неопытным учителям – О.С.), и поэтому Авраам видит Трёх, но поклоняется Единству. Он берет три меры лучшей муки, но закалывает одного теленка, веря, что достаточно одной жертвы, но трех приношений, одного жертвенного животного, но трех благодеяний» .

Более христоцентричное истолкование предлагает :

«Бог явился вновь Аврааму возле дуба Мамре в виде трех мужей, которые, вне сомнения, были Ангелами, хотя некоторые полагают, будто один из них был Христос, и утверждают, что Он был видимым до того, как явился во плоти. Вопрос относится к могуществу божественного, невидимого, бестелесного, непередаваемого по природе; к способности, не меняя сколь-либо своей сущности, являться даже смертным не как есть, а в одухотворенном образе чего бы то ни было. Доказывая, что один из этих трех был Христос, основываются на том, что, хотя Авраам видел Троих, к Богу он обращался в единственном числе» .

И действительно, Бог творит мир и собеседует со Своими избранными от сотворения мира в Сыне Своем как в Логосе – Слове. И православная икона именно так и изображает собеседование Христа – Логоса с Адамом и Евою в Раю, собеседования Господа с Авраамом и Моисеем (которые Логосом – Христом созерцали тайны будущего). К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал... (1 Пет. 1, 1–11).

Необъяснимые и таинственные действия!

И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь (Быт. 18, 4–5).

Праведники, в отличие от нечестивых, обещают мало, но всегда делают много

Авраам говорит: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши , но в результате устраивает, по понятиям того времени, настоящий пир. И дело не в том, что хлеб – эвфемизм различных видов пищи, а в том, что праведники, в отличие от нечестивых, обещают мало, но всегда делают много. В то время как нечестивые много обещают, но почти ничего не делают.

Ангелы не возражают, говоря: сделай так, как говоришь , таким образом, научая и нас считаться с обычаями тех или иных людей в их местности. Особенно это необходимо тогда, когда понятийный аппарат других людей отличается от нашего. Так, например, писал о миссионерских приемах в диалоге с нехристианами:

«Почему он [апостол Павел в своей проповеди] приводит свидетельства языческих писателей? Потому, что язычников мы изобличаем особенно тогда, когда приводим близкие к ним свидетельства и обвинения, когда уважаемых ими авторов представляем их обличителями. Поэтому и в другом месте он воспользовался словами: неведомому Богу . Афиняне, принявшие не всех богов своих с самого начала, но впоследствии признавшие и несколько других, как например, гиперборейских, также Пана и великие и малые мистерии, заключая отсюда, что, вероятно, есть еще иной бог, непознанный ими, и, желая также в отношении к нему быть благоговейными, поставили ему жертвенник с надписью: неведомому Богу, как бы выразив следующее: если есть еще какой-либо неведомый Бог. Поэтому (апостол) и сказал им: Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян. 17, 23). А слова: мы Его и род (Деян. 17, 28) сказаны о Зевсе Аратом, который, сказав сначала: «Зевсом полны пути, напол­нено море», потом прибавил: «мы его и род», выражая этим, как думаю, то, что мы произошли от Бога. Для чего же Павел сказанное о Зевсе прилагает к Богу всего? Не о Зевсе сказан­ное он прилагает к Богу, а приличествующее Богу, но не­справедливо и неточно приписанное Зевсу он воздает Богу; и самое имя «Бог» принадлежит только Ему одному, но беззаконно прилагается к идолам. Да и откуда ему следовало бы заим­ствовать доказательства в беседе с такими слушателями? Из пророков? Но они не поверили бы. Потому и иудеям он не говорит ничего из Евангелий, но из пророков: для Иудеев я был, – гово­рит он, – как Иудей, для подзаконных был как подзаконный, для чуждых закона – как чуждый закона (1 Кор. 9, 20, 21)» .

Удивительно, как каждый стих Библии приносит нам новые наставления и увещевания.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18, 6–8).

Здесь поражает чередование слов: он побежал навстречу... поспешил Авраам в шатер... побежал Авраам к стаду . Поражает стремительность пожилого, 99-летнего Авраама в стремлении почтить Господа и позаботиться о пришедших под его кров путниках. И все это вскоре после тяжелой для пожилого человека операции обрезания, когда совсем недавно он на ногах не мог стоять и позволил себе по немощи сидеть в присутствии Божественного явления. А теперь, исполнив всё для пришедших к нему, он и сам стоял подле Них под деревом.

Некогда и царь Давид восклицал: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем (Пс. 91, 14–16).

И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? (Быт. 18, 9–13).

Здесь мы видим, что старица Сарра стоит позади его, то есть позади своего мужа – старца Авраама. Ориген, вдохновленный таким ее поведением, предлагает нам рассуждение:

«Пусть же жены научатся по примеру патриархов, пусть научатся следовать своим мужам. Ведь не без причины написано, что Сарра стояла сзади Авраама, но для того, чтобы ясно показать, что, если муж идет навстречу Богу, жене надлежит следовать. Я имею в виду, что жене надлежит следовать за мужем, если она видит приверженность своего мужа Богу... Но мы также можем почувствовать нечто таинственное в данном месте, если посмотрим, как в Исходе Господь же шел перед ними днем в столбе облачном, показывая путь, а ночью в столбе огненном, светя им, дабы идти и днем, и ночью, и паства Господа следовала за ним» .

Аналогия Оригена, сравнившего смирение и послушание Сарры Аврааму с повиновением верующих евреев Богу во дни Исхода, вполне допустима. Подобное мы находим и в посланиях апостола Павла: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5, 22–24).

Здесь поражает и то, что Бог ради согласия мужа и жены меняет слова, сказанные Саррою в ее сердце, при передаче их ее мужу, опуская фразу: и господин мой стар . Так Господь научает нас не быть переносчиком чужих слов между членами одной семьи, если они могут породить чье-то неудовольствие и ссору.

В Законе Божием сказано: Не ходи переносчиком (то есть сплетником – О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь [Бог ваш (Лев. 19, 16). И действительно, пущенный слух или сплетня на человека сравнима с покушением на жизнь ближнего твоего, так как пущенный слух может разрушить благополучие и счастье жизни оклеветанного или опозоренного человека. (Притч. 20, 19–20). Премудрый царь Соломон предостерегает и от общения с такими злобными людьми: Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. Кто злословит... того светильник погаснет среди глубокой тьмы (Притч. 20, 19).

Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась (Быт. 18, 14,15).

Нет ничего трудного и невозможного для Бога

Поистине, нет ничего трудного и невозможного для Бога!

Здесь мы видим спор Сарры с Ангелом, когда она отрицается того, что уже позволила себе, ибо она испугалась. Но будучи облеченной Ангелом – нет, ты рассмеялась , – она уже не спорит.

«Но Сарра, вместо того, чтобы принять данное ей знамение (то есть то, что ее мысли открыты Богу – О.С.), истинное это знамение прикрывает ложью: Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ангел же, давая ей уразуметь, что напрасно оправдывается ложью, говорит: нет, ты рассмеялась в сердце твоем. Вот, сердце твое опровергает суесловие языка твоего» .

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем (Быт. 18, 16–19).

Здесь, в этом отрывке, раскрывается тайна: почему Бог избрал именно Авраама? Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним . Оказывается, Авраам избран Богом потому, что может создать подлинную религиозную семью и заповедать сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним.

Ибо великое назначение религиозной семьи – родить и воспитать праведного и святого! Только тогда род приобретет Божественное благословение на многие и многие поколения. И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20, 6)!

По обычаю той местности, Авраам же пошел с ними, проводить их. И далее Бог открывает тайну избрания Авраама.

Затем Книга Бытия повествует о том, как уже Авраам начинает препираться с Создателем. Но здесь будет идти речь уже не о страхе за себя, как в случае с Саррой, но о страхе за других людей и их возможной погибели.

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18, 20–21).

Указание на вопль Содомский и Гоморрский создает некую экзегетическую проблему: то ли это вопль насилуемых, то ли – торжествующий вопль насильников.

«Бог сказал: вопль Содомский и Гоморрский, велик он. Он прекрасно сказал, что грехи несут в себе вопль, и, несомненно, велик вопль грешников, что восходит от земли к небесам... Поскольку Бог говорит, что уши Его оскорблены воплями грехов, то наказание грешников не должно быть отложено. И это действительно вопль, и вопль великий, когда вопли грешников настолько одолевают милосердие Божие, что Он вынужден наказать грешников. Однако Господь показал, как неохотно Он наказывает даже самых тяжких грешников, говоря, что вопль Содомский дошел до Него. Тем самым Он говорит: Хотя Мое милосердие убеждает Меня их пощадить, однако вопль их грехов вынуждает Меня их покарать» .

Так как обвинения в сексуальных преступлениях широко распространены из-за трудности их опровержения или доказательства (подтверждения), то данное уточнение сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них , – Божий призыв не принимать доносы, слухи и сплетни к рассмотрению без должного исследования дела (при правильном оформлении обвинения). Данный антропоморфизм имеет целью преподать нам некий поведенческий урок и назидание, а не указать на то, что Всеведущий Бог якобы может что-то и не знать, ведь в глазах Создателя все мы абсолютно прозрачны!

«Господь это сказал не потому, что не знал их грехов, – Он еще ранее сказал: грех их, тяжел он весьма. Но Он хотел этим показать пример судьям, чтобы они не произносили приговора прежде, чем рассмотрят дело вполне. Если Знающий всё представил Себя как бы незнающим, чтобы не определить наказания прежде суда, то насколько более судьи должны сознаваться в своем незнании и не изрекать приговора прежде исследования дела!»

Подобно наставляет и святитель Иоанн Златоуст:

«Вразумляя весь род человеческий, что, даже если чьи-либо грехи весьма велики и известны, не следует произносить над ними приговора до того, как представятся очевидные доказательства, – Господь говорит: сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. Что это за размышление в словах? Сойду, говорит, посмотрю. Неужели Бог всего переходит с места на место? Нет, да не будет! Не то Он выражает, но, как я уже часто говорил, чувственным образом выражения Он хочет нас вразумить, что нам следует иметь великую осторожность и согрешивших не осуждать только по слуху, не произносить приговора без доказательств. Да услышим это все: ведь не одни только заседающие в суде обязаны соблюдать этот закон, но и каждый из нас никогда не должен по одному пустому навету осуждать ближнего» .

И далее мы читаем о непостижимом человеколюбии Авраама, который, как подлинный праведник в своем поколении, вступается за нечестивых грешников, входя, как мы говорили и выше, в некое препирательство с Богом с великим страхом и трепетом, «как бы страшась далее испытывать неизреченное долготерпение Божие и опасаясь, чтобы не показаться уже преступающим границы» .

И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти (Быт. 18, 22–32).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет действие патриарха Авраама:

«Кто по достоинству восхвалит Бога за такое долготерпение и снисхождение или кто по справедливости ублажит праведника, получившего такое дерзновение? Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он (то есть Господь – О.С.) сказал: не сделаю того и ради сорока. Потом, как бы страшась далее испытывать неизреченное долготерпение Божие и опасаясь, чтобы не показаться уже преступающим границы и не зайти со своим ходатайством далее надлежащего, говорит: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Так как он видел, что Бог приклоняется к милосердию, то уже не понемногу стал уменьшать и, убавив еще число праведных не на пять, а на десять, продолжает таким образом свое ходатайство и говорит: может быть, найдется там тридцать? Он (Господь – О.С.) сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Смотри, какая настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о том, чтобы избавить народ содомский от угрожающей ему казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же осуждению. Вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он (Господь – О.С.) сказал: не истреблю ради двадцати. Выше всякого слова и всякого ума такая благость Господа! Разве кто из нас, живущих среди бесчисленных зол, произнося суд над подобными себе людьми, показал бы такое снисхождение и человеколюбие?»

Праведники и святые не злорадствуют по поводу возможного наказания грешников

То есть праведники и святые не злорадствуют по поводу возможного наказания грешников, не ищут для них дополнительного обвинения, но стремятся всячески облегчить их возможную печальную участь и, если возможно, протянуть руку помощи, воспринимая проблемы других как свои собственные.

И в этом они уподобляются Создателю, о Котором сказано Им Самим: Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам? (Иез. 33, 11); и еще: Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 3–4).

И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место (Быт. 18, 33).

Диалог между Богом и Авраамом окончился...

После того как Господь сказал: не истреблю ради десяти , Авраам уже не занижал планку возможного количества праведных, потому что знал, что во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет. 3, 20).

error: Content is protected !!