Развитие живописи 20 х годов презентации. Культура первой половины XX века: расцвет или деградация. Живопись XX века – новый язык искусства

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные направления развития живописи 20 века

Общая характеристика 20 век отмечен чрезвычайным разнообразием художественных направлений в изобразительном искусстве, которые невозможно объединить каким – либо одним стилем. Живопись 20 века характеризуется многообразием стилей и направлений., поисками новых путей в ИЗО.

Направления в изобразительном искусстве Фовизм (Анри Матисс); Кубизм (Пабло Пикассо); Сюрреализм (Сальвадор Дали); Абстракционизм (Василий Кандинский); Супрематизм (Казимир Малевич); Аналитизм (Павел Филонов).

Фовизм Одним из первых художественных течений 20 века стал фовизм (дикость). Фовизм характеризуется плоскостью изображений, толстыми линиями, сочетанием желтого и зеленого цветов. Изначально фовизм считался чужеродным искусством, лишь позже исследователи нашли в них своеобразный творческий метод.

А. Матисс «Танец»,1910 г. Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им народные пляски. Другая версия - "Танец" - написана под впечатлением от греческой вазовой живописи. Основное выразительное средство полотна - сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. "Танец" написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым - тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма.

Кубизм Пикассо Кубизм – художественное течение, в основе которого лежат пирамидальные конструкции, геометрические тела. Кубизм прошел несколько этапов своего развития: - аналитический кубизм; -синтетический кубизм; Основные деятели кубизма – Жорж Брак, Пабло Пикассо.

Жорж Брак (1882 – 1963) «Скрипка и палитра»,1910 г. Ж. Брак был представителем аналитического кубизма. В 1908 г. организовал выставку в Париже. Основным его приемом было наложение одного изображения на другое – многогранность картины. Расшифровка авторского замысла представляет большую сложность для зрителей.

Пабло Пикассо (1881 – 1973) Истинное возмущение вызвала картина Пикассо « Авиньонские девицы», бросающая вызов распущенному обществу.

Натюрморт с соломенным стулом, 1912 Картина принадлежит к синтетическому кубизму, использующему различные предметы из реальной жизни.

П. Пикассо «Портрет Воллара », 1910 г.

Сюрреализм Сюрреализм – сверхреальность. Официально возник в 1924 г. В творчестве сюрреалистов особое значение приобретали фантазии, грезы, сны и воспоминания. В картинах сюрреалистов сочетались реальность с нереальностью. Основные приемы сюрреалистов – гротеск, ирония, парадокс. Представители – Макс Эрнст, Рене Магритт, Сальвадор Дали.

Макс Эрнст. «Эдип – царь»,1922.

Рене Магритт «Терапевт»,1937

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931 г.

Абстракционизм Абстракционизм относят к русскому авангарду. Главный принцип абстракционизма – это познание пространства и отвлеченность написанного. Представитель абстракционизма – Василий Кандинский (1866 – 1944).

Абстракционизм

В. Кандинский «Композиция 6»,1913 г.

В. Кандинский. «Доминирующая кривая», 1936 г.

Супрематизм Супрематизм – высшая степень искусства. Основоположником и, пожалуй, единственным из его деятелей стал Казимир Малевич. Главными составляющими супрематизма являются цвет и геометрические формы. Супрематизм сложен в своем понимании и его восприятие полностью зависит от фантазии человека.

Супрематизм Малевича «Уборка ржи», 1912 г.

«Черный квадрат», 1913 г.

«Крестьянка», 1932 г.

Вопросы и задания Разбейтесь на группы. 1. Сформулируйте основные принципы вашего направления. 2.Попробуйте создать произведение живописи, подходящее для вашего направления. 3. Подготовьте связный ответ о сюжете вашей картины.


авангард
абстракционизм
футуризм
кубофутуризм
супрематизм
лучизм
символизм

Авангард

Расцвет приходится на 1914-1922 гг
Основные направления
- абстракционизм
- футуризм
- кубофутуризм
- супрематизм
Предпосылки возникновения: переосмысление
традиционных культурных ценностей, развитие научнотехнического процесса

Объединение «Бубновый валет»

Дата появления: 1911 г.
Сначала были только московские живописцы, затем
петербургские, позже из разных городов.
Отрицание традиций реализма XIX века, стиль: фовизм и
кубизм, приёмы русской народной игрушки
В 1912 году откалывается ряд художников, тяготевших к
абстракционизму, кубофутуризму.
Участники:
– Н. Гончарова
– П. Кончаловский
– А. Куприн
– М. Ларионов

Направления авангарда

Абстракционизм
Отказ от реального изображения форм
Создание нереальных форм, определённых цветовых
сочетаний для вызывания у зрителей разнообразных
ассоциаций
Основоположники:
- Василий Кандинский
- Казимир Малевич
- Наталья Гончарова
- Михаил Ларионов
Первая абстрактная картина написана Кандинским в конце
1900 г.

Полотна В. Кандинского

Казаки (1917)
Жёлто-красно-голубое (1925)
Акцент
розового (1926)
Наплыв импровизации
(1913)

Футуризм
Приходится на 1910-1920 гг
Художников привлекало не содержание, а форма
Главные художественные принципы – это скорость, движение
энергия
Для живописи характерно:
– энергические композиции
– преобладание зигзагов, спиралей, скошенных конусов
– наложение фигур друг на друга

Кубофутуризм
Приходится на 1911-1915 гг
Картины составлены из цилиндро-, конусо-, колбо- форм,
имеющих металлический блеск
Художники остро ощутили наступление нового этапа жизни и
поняли, что для его выражения требуются новые средства

Супрематизм
Направление основано Казимиром Малевичем в 1910 г
Особенности живописи:
– комбинации различных цветов
– Простейшие геометрические фигуры (прямая линия, квадрат,
круг, прямоугольник)
Супрематические картины – первый шаг «чистого творчества»
(уравновешивание творческой силы человека и Бога)
Малевичем создана группа «УНОВИС» (Утвердители Нового
Искусства), которая развивала идеи супрематизма, вела
революционную деятельность.

Полотна К. Малевича

Супрематизм
(1916)
Лесоруб
Чёрный квадрат
Конница

Лучизм

Направление появилось в 1910 х гг.
Художники изображали не сам предмет, а лучи света,
отражённые от него (которые воспринимает глаз)
Лучи передаются с помощью цветных линий
Художники – участники объединения «Ослиный хвост»:
– Н. Гончарова
– М. Ларионов

Полотна М. Ларионова и Н. Гончаровой

Красный
лучизм
Ларионова
Лучистые
линии
Ларионова
Лучизм
Гончаровой
Лучистые
лилии
Гончаровой

Объединение «Ослиный хвост»

Основатели:
– М. Ларионов
– Н. Гончарова
Вышли из состава «Бубнового Валета» и решили создать
своё объединение
Художники стремились совместить «крайние течения»
живописи (кубизм и т.п.) с традициями народного искусства

Символизм

Для художников главное выражение красоты
Темы картин мифологические, сказочные
Религиозные сюжеты
Художники изображали моменты жизни
Художники-символисты:
– Э. Борисов-Мусатов
– М. Нестеров
– М. Врубель
– К. Петров-Водкин
– А. Васнецов
– В. Верещагин

Один из видов композиторской техники XX века. Метод сочинения (теоретически разработан А. Шенбергом), при котором музыкальная ткань произведения выводится из 12-тоновой серии определенной структуры, причем из 12 звуков хроматической гаммы ни один не повторяется. Серия может появляться как в горизонтальном изложении (в виде мелодии-темы), так и в вертикальном (в виде созвучий), или и в том и в другом одновременно.Возник в процессе развития атональной музыки. Известны различные роды додекафонной техники. Из них наибольшее значение приобрели методы шёнберга и Й. М. Хауэра. Сущность шёнберговского метода додекафонии состоит в том, что составляющие данное произведение мелодические голоса и созвучия производятся непосредственно или в конечном счёте из единственного первоисточника - избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы, трактуемых как единство. Эта последовательность звуков называется серией.Представители додекафонии – арнольд шенберг, антон веберн, альбан берг, й. М. Хауэр, хиндемит, игорь стравинский, шостакович, пьер булез и т.Д.

– презентация по мхк, продолжающая тему «Искусство XX века». Это попытка дать представление о разнообразии направлений в европейском изобразительном искусстве XX столетия.

Живопись XX века – новый язык искусства

Иллюстрации в презентации «Живопись XX века – новый язык искусства» , познакомят с некоторыми основными направлениями в изобразительном искусстве XX века. Ни одна эпоха не подарила мировой художественной культуре столько имён и творений, сколько двадцатое столетие. Наряду с реалистическим искусством, продолжающим развиваться вопреки призывам авангардистов уничтожить старое искусство, появляются такие направления, как фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм и прочие «измы «. Новый язык искусства многими был не понят, часто вызывая возмущение или насмешки. Кардинальные перемены в жизни общества привели к рождению новых форм в искусстве.

Новый язык искусства

Есть ли нечто, что объединяет эти многочисленные направления в живописи? Главное, на мой взгляд, это стремление создать новые формы, отрицание «старого искусства», тенденция к разрушению традиций. В этом плане характерны манифесты дадаистов и футуристов, в которых они стремились обосновать появление творений, часто шокирующих и вызывающих недоумение и возмущение у любителей искусства:

Манифест футуризма

1909 г., Италия, Филиппо Маринетти

Из Италии мы провозглашаем всему миру этот наш яростный, разрушительный, зажигающий манифест. Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров…

Музеи – кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу. Музеи – общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи – абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!…

Поднимите голову! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

Живописцы XX века не ставят перед собой цели отображать действительность, они убеждены, что

«Цель искусства не передача впечатлений от действительности, а пропущенное через личность художника изображение её трагической и хаотической, враждебной человеку сути »

Таково, например, искусство экспрессионистов, на чьё творчество оказали сильнейшее влияние политические события в Европе первой половины XX столетия.

А искусство ли это?

“Каннибальский манифест Дада”

1918 г., Париж, Франсис Пикабия

«…Дада ничем не пахнет, он – ничто, ничто, ничто.

Как ваши надежды: ничто,

как ваши райские кущи: ничто,

как ваши кумиры: ничто,

как ваши политические мужи: ничто,

как ваши герои: ничто,

как ваши художники: ничто,

как ваши религии: ничто»

«Дадаизм — это великолепно!!!

«Дада − это Искусство! Это, на мой взгляд, одно из тех течений, имевших громкую славу; непринятое большинством и, как следствие этого, прожив бурную и короткую жизнь.
Дадаизм − это памятник пластиковой бутылке, это картины с наклеенными на ней предметами… Это философский абсурд, это камень преткновения, это отрицание всего классического и принятого большинством. Дада − это всё и ничто. Это есть и этого нет.
Это есть в каждом, но не все это принимают. Наверное, у Дада есть запах: запах мятежной весёлости, запах вечного поиска абсурда»

Понять труднопонимаемое и часто не принимаемое многими искусство XX века поможет замечательный фильм, созданный умниками (в прямом смысле) АрзамасАкадемии:

Порой, в поисках новых форм в искусстве живописцы XX века приходят к отрицанию содержания, которое было бы понятно ценителям традиционного искусства, эпатируя и шокируя зрителя, как это делали некоторые дадаисты и сюрреалисты.

Антонова Юлия Александровна

Исследовательский проект - презентация по русской живописи начала 20 века по литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская живопись начала 20 века. К.А. Коровин, В.А. Серов, М.А.Врубель Исследовательский проект к уроку литературы ученицы 11 класса Антоновой Юлии; МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа № 17 » Ефремовского района Тульской области». Учитель Антонова Надежда Николаевна

Русская культура - одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. В художественной жизни России начала 20 века значительную роль сыграли объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников». Новое слово на рубеже веков предстояло сказать К.А. Коровину, В.А. Серову и М.А. Врубелю.

Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) Щедро одаренный от природы, Коровин занимался и портретом, и натюрмортом, но любимым его жанром оставался пейзаж. Он принес в искусство прочные реалистические традиции своих учителей из Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Саврасова и Поленова, но у него другой взгляд на мир, он ставит другие задачи. Его французские пейзажи, объединенные названием «Парижские огни», – это уже вполне импрессионистическое письмо, с его высочайшей культурой этюда. Острые, мгновенные впечатления от жизни большого города: тихие улочки в разное время суток, предметы, растворенные в световоздушной среде, лепленные «дрожащим», вибрирующим мазком, потоком таких мазков, создающих иллюзию завесы дождя или городского, насыщенного тысячами разных испарений воздуха,– черты, напоминающие пейзажи Мане, Писсарро, Моне.

Париж. Бульвар Капуцинок. 1906 В отличие от французских художников признающих лишь «светлые краски природы, рожденные солнцем», он стремился выбирать не дневное, а сложное утреннее и вечернее освещение, показать «характер города, меняющийся на протяжении суток»

Париж ночью. Итальянский бульвар. 1908, ГТГ Говорили, что для большей красочности Коровин специально покупал для ночных пейзажей очень дорогие краски шведской фабрики Блекса, отличающиеся отменным качеством, яркостью. Они были, по выражению самого художника, «настоящими павлинами».

Рыбы, вино и фрукты. 1916 Те же черты импрессионистической этюдности, поразительный артистизм сохраняет Коровин и во всех других жанрах, прежде всего в портрете и натюрморте, но также и в декоративном панно, в прикладном искусстве, в театральной декорации, которой он занимался всю жизнь.

Валентин Александрович Серов (1865-1911) Одним из самых крупных художников, новатором русской живописи на рубеже веков явился Валентин Александрович Серов (1865-1911) . Серов воспитывался в среде выдающихся деятелей русской музыкальной культуры (отец – известный композитор, мать – пианистка), учился у Репина и Чистякова, изучал лучшие музейные собрания Европы и по возвращении из-за границы вошел в среду абрамцевского кружка. . В Абрамцеве и были написаны два портрета, с которых началась слава Серова, вошедшего в искусство со своим собственным, светлым и поэтичным взглядом на мир. Его « Девочка с персиками» (портрет Веруши Мамонтовой, 1887, ГТГ) и « Девушка, освещенная солнцем» (портрет Маши Симанович, 1888, ГТГ) –целый этап в русской живописи.

В. А. Серов «Девочка с персиками» Вера Мамонтова сидит в спокойной позе за столом, перед ней на белой скатерти раскиданы персики. Она сама и все предметы представлены в сложнейшей световоздушной среде. Солнечные блики ложатся на скатерть, на одежду, настенную тарелку, нож. Изображенная девочка, сидящая за столом, находится в органичном единстве со всем этим вещным миром, в гармонии с ним, полна жизненной трепетности, внутреннего движения.

Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович). 1888 Еще в большей мере принципы пленэрной живописи сказались в портрете кузины художника Маши Симанович, написанном прямо на открытом воздухе. Цвета здесь даны в сложном взаимодействии друг с другом, они прекрасно передают атмосферу летнего дня, цветовые рефлексы, создающие иллюзию скользящих сквозь листву солнечных лучей. Серов отходит от критического реализма своего учителя Репина к «реализму поэтическому» (термин Д.В. Сарабьянова).

Особенности творчества Образы пронизаны ощущением радости жизни, светлого чувства бытия, яркой победной юности. Это достигнуто «легкой» импрессионистической живописью, лепкой формы динамичным, свободным мазком, создающим впечатление сложной световоздушной среды. Но в отличие от импрессионистов Серов никогда не растворяет предмет в этой среде так, чтобы он дематериализовался, его композиция никогда не теряет устойчивости. Серов был глубоко думающим художником, постоянно ищущим новые формы художественного претворения реальности. Навеянные модерном представления о плоскостности и повышенной декоративности сказались не только в исторических композициях, но и в его портрете танцовщицы Иды Рубинштейн, в его эскизах к «Похищению Европы» и «Одиссею и Навзикае » . Знаменательно, что Серов в конце жизни обращается к античному миру. В поэтической легенде, интерпретированной им свободно, вне классицистических канонов, он хочет найти гармонию, поиску которой художник посвятил все свое творчество.

«Похищение Европы» Трудно сразу поверить, что портрет Веруши Мамонтовой и «Похищение Европы» писал один и тот же мастер, столь многогранен Серов в своей эволюции от импрессионистической достоверности портретов и пейзажей 80–90-х годов к модерну в исторических мотивах и композициях из античной мифологии.

«Одиссей и Навзикая ». 1910 г. Как-то Одиссея во время бури выбросило на один из островов в Средиземном море, где он встретил царевну Навзикаю, стиравшую бельё. Царевна приказала накормить и напоить героя, дать ему чистую одежду, ведь возвращение героя Троянской войны на родной остров Итаку было долгим и мучительным.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) Мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры. Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого. Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.

Демон (сидящий). 1890 г. ГТГ. Взявшись за иллюстрации к «Демону», он скоро отходит от прямого иллюстрирования и уже в этом же 1890 году создает своего «Демона сидящего» –произведение, по сути, бессюжетное, но образ вечный, как и образы Мефистофеля, Фауста, Дон Жуана. Образ Демона –центральный образ всего творчества Врубеля, его основная тема.

«Демон сидящий» В письме к сестре от 22 мая 1890 года читаем: "Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а демоническое полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами." Это и есть картина, известная под названием "Демон сидящий" - первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру. "Демон Врубеля" - существо прежде всего страдающее. Страдание в нём превалирует над злом. Современники видели в его "Демонах" символ судьбы интеллигента, романтика, пытающегося бунтарски вырваться из безобразной реальности в ирреальный мир мечты, но повергаемого в грубую действительность земного. Тоска по музыке цельного человека – его внутренний камертон. Мощный торс с напряжённо сомкнутыми руками как бы "сдавлен" узким вытянутым прямоугольником холста; стихийная сила героя скована кристаллами фантастических цветов; его лик таит величие и вместе с тем человеческую беззащитность. Взгляд Демона, обращённый к вечным тайнам природы, устремлён вдаль, туда, где багрово-золотой закат разрывает темноту неба. Мозаичная кладка светоносных мазков создаёт образ возвышенно-поэтического мира. В 90-е годы, когда художник обосновывается в Москве, складывается полный таинственности и почти демонической силы стиль письма Врубеля, который не спутаешь ни с каким другим. Он лепит форму как мозаику, из острых «граненых» кусков разного цвета, как бы светящихся изнутри. Цветовые сочетания не отражают реальности отношения цвета, а имеют символическое значение. Он творит свой собственный фантастический мир, мало похожий на реальность.

«Сирень» 1900г. На украинском хуторе, где художник проводил лето, буйствовала сирень. Чтобы передать на холсте этот сиреневый мир, Врубель выбрал поздний час, когда миром овладевает ночь. Воздух словно густеет, становится лиловым, и в нём будто сами собой начинают светиться крупные гроздья цветов. Большой холст, целиком заполненный этими мерцающими на фоне чёрно-зелёной листвы цветами, поначалу кажется именно сиреневым. Но глаз художника различает в сиреневом облаке великолепное богатство красок: то густо-лиловые, то бледно-фиолетовые, то серебристо-голубые, цветы словно вступают в перекличку друг с другом. На первом плане - девушка с распущенными волосами, будто выплывающая из глубины куста. Может быть, Врубелю явилась Душа сирени?

«Сирень» Прекрасные стихи написаны Осипом Мандельштамом после одной из выставок: Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст, как струпья положил. Он понял масла густоту- Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето Расширенное в духоту

«Летящий Демон» 1899г. ГРМ. Снова и снова Врубель возвращался мыслями к своему Демону, задумав написать его летящим. Для этой картины художник выбрал узкий длинный холст. Необозримо раскинулся на нём земной простор. Демон написан крупно, его лицо, плечи, тяжёлые с серебристым блеском крылья - совсем рядом. А земля - снежные вершины гор, долины, намеченная полоса реки - далеко внизу. Художник, и с ним зрители, глядя на неё с высоты, словно парят рядом с Демоном.

«будить душу величавыми образами от мелочей обыденности». У этого Демона лицо совсем другое, чем у «Сидящего»: гордое, неприступное. Но в глазах его - тоска, безысходное одиночество. О его полёте писал в своей поэме М.Ю. Лермонтов: И дик и чуден был вокруг Весь Божий мир; но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье Бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего... Отвергнутый Богом, Демон плывёт высоко над землёй, где ему нет места, как на небе. Врубель оставил работу неоконченной. В его воображении возникал уже новый замысел... Этот трагизм художественного мироощущения определяет и портретные характеристики Врубеля: душевный разлад, надлом в его автопортретах, настороженность, почти испуг, но и величавую силу, монументальность – в портрете С. Мамонтова (1897, ГТГ), смятение, тревогу –в сказочном образе « Царевны-Лебедь » (1900, ГТГ), даже в его праздничных по замыслу и задаче декоративных панно «Испания» (1894, ГТГ) и «Венеция» (1893, ГРМ). Врубель сам сформулировал свою задачу – «будить душу величавыми образами от мелочей обыденности».

Демон поверженный. 1902 г. ГТГ. Самое трагическое произведение Врубеля. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя красотой последнего заката.

«Портрет В.Я. Брюсова». 1906 г. не окончен ГТГ Совершенно слепой, он мог без отрыва руки от бумаги нарисовать силуэт лошади или чей-то другой, но отрывая руку не мог продолжать – не видел. Последняя картина, которую он смог написать - прекрасный портрет поэта В. Я. Брюсова. Впечатления о встрече с Врубелем у поэта делятся на первое тяжелое: «Вошел неверной тяжелой походкой, как бы волоча ноги… хилый больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза - как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший!» Но далее Брюсов рассказывает, как преображался художник во время работы. «В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство… Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить».

В. Брюсов и А. Блок о Врубеле Брюсов был очень доволен портретом и даже шутил, что стремится быть таким, как изображен Врубелем. Затем появились прекрасные стихи: От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод. Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил, К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл. Из теремов страны хрустальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе. И в час на огненном закате Меж гор предвечных видел ты, Как дух величий и проклятий Упал в провалы с высоты. И там, в торжественной пустыне, Лишь ты постигнул до конца Простертых крыльев блеск павлиний И скорбь эдемского лица! Поэты – символисты восторгались творчеством художника, им была понятна и созвучна трактовка Демона, образный стиль произведений. Александр Блок, давний почитатель художника, выступая на панихиде, сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Михаил Александрович Врубель умер 1(14) апреля 1910 года, 54 лет. Непосредственной причиной смерти было воспаление легких.

error: Content is protected !!