Анализ стихотворения фета буря. Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева в литературе и фондах Пушкинской библиотеки

И. С. Тургенев

Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева

И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах Сочинения в двенадцати томах М., "Наука", 1980 Сочинения. Том четвертый. Повести и рассказы. Статьи и рецензии. 1844--1854 "Возвращение к поэзии стало заметно если не в литературе, то в журналах". Эти слова довольно часто слышались в последнее время. Выраженное ими мнение справедливо, и мы готовы согласиться с ним, только с следующей оговоркой: мы не думаем, чтобы поэзия отсутствовала в нашей текущей литературе, несмотря на все упреки в прозаичности и пошлости, которым она часто подвергается; по мы понимаем желание читателей насладиться гармонией стиха, обаянием мерной лирической речи; мы понимаем это желание, сочувствуем ему и разделяем его вполне. Вот почему мы не могли душевно не порадоваться собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением Пушкина -- Ф. И. Тютчева. Мы сказали сейчас, что г. Тютчев один из самых замечательных русских поэтов; мы скажем более: в наших глазах, как оно ни обидно для самолюбия современников, г. Тютчев, принадлежащий к поколению предыдущему, стоит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. Легко указать на те отдельные качества, которыми превосходят его более даровитые из теперешних наших поэтов: на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета, на энергическую, часто сухую и жесткую страстность Некрасова, на правильную, иногда холодную живопись Майкова; но на одном г. Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит и которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине; в нем одном замечается та соразмерность таланта с самим собою, та соответственность его с жизнию автора -- словом, хотя часть того, что в полном развитии своем составляет отличительные признаки великих дарований. Круг г. Тютчева не обширен -- это правда, но в нем он дома. Талант его не состоит из бессвязно разбросанных частей: он замкнут и владеет собою; в нем нет других элементов, кроме элементов чисто лирических; но эти элементы определительно ясны и срослись с самою личностию автора; от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гёте, то есть они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве, и по этому драгоценному качеству мы узнаем, между прочим, влияние на них Пушкина, видим в них отблеск его времени. Нам скажут, что мы напрасно восстаем на сочинение в поэзии, что без сознательного участия творческой фантазии нельзя вообразить ни одного произведения искусства, кроме разве каких-нибудь первобытных народных песен, что у каждого таланта есть своя внешняя сторона,-- сторона ремесла, без которой ни одно художество не обходится; всё это так, и мы нисколько этого не отвергаем: мы восстаем только против отделения таланта от той почвы, которая одна может дать ему и сок и силу -- против отделения его от жизни той личности, которой он дан в дар, от общей жизни народа, к которой как частность принадлежит сама та личность. Подобное отделение таланта может иметь свои выгоды: оно может способствовать к легчайшей его обработке, к развитию в нем виртуозности; но это развитие всегда совершается на счет его жизненности. Из отрубленного, высохшего куска дерева можно выточить какую угодно фигурку; но уже не вырасти на том суке свежему листу, не раскрыться на нем пахучему цветку, как ни согревай его весеннее солнце. Горе писателю, который захочет сделать из своего живого дарования мертвую игрушку, которого соблазнят дешевый триумф виртуоза, дешевая власть его над своим опошленным вдохновением. Нет, произведение поэта не должно даваться ему легко, и не должен он ускорять его развитие в себе посторонними средствами. Давно уже и прекрасно сказано, что он должен выносить его у своего сердца, как мать ребенка в чреве; собственная его кровь должна струиться в его произведении, и этой животворной струи не может заменить ничто, внесенное извне: ни умные рассуждения и так называемые задушевные убеждения, ни даже великие мысли, если б таковые имелись в запасе... И они, и самые эти великие мысли, если они действительно велики, выходят не из одной головы, но из сердца, по прекрасному выражению Вовенарга: "Les grandes pensées viennent du coeur) {"Великие мысли идут из сердца" (франц.). }. Человек, желающий создать что-нибудь целое, должен употребить на это целое свое существо. Начало "сочинения", или, говоря правильнее, сочинительства, риторики, столь сильно развитое в нашей литературе лет пятнадцать тому назад, теперь, конечно, значительно ослабло: никому теперь не придет в голову вдруг, неизвестно почему, соорудить пятиактную фантазию по поводу какого-нибудь итальянского живописца десятой руки, оставившего после себя две-три плохие картины, спрятанные в темных углах третьестепенных галерей; никто теперь не воспоет, скоропостижно повергнувшись в преувеличенный восторг, сверхъестественных кудрей какой-нибудь девы, которой, может быть, даже никогда и на свете не было; но все-таки сочинительство не исчезло в нашей литературе. Следы его, и довольно сильные, можно заметить в произведениях многих наших писателей; но в г. Тютчеве его нет. Недостатки г. Тютчева другого рода: у него часто попадаются устарелые выражения, бледные и вялые стихи, он иногда как будто не владеет языком; внешняя сторона его дарования, та сторона, о которой мы упомянули, выше, не довольно, быть может, развита; но всё это выкупается неподдельностью его вдохновения, тем поэтическим дуновением, которым веет от его страниц; под наитием этого вдохновения самый язык г. Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и почти пушкинской красотой своих оборотов. Любопытно также наблюдать, каким образом зарождались в душе автора те, в сущности немногочисленные, стихотворения (их не более ста), которыми он означил пройденный свой путь. Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. Исключительно, почти мгновенно лирическое настроение поэзии г. Тютчева заставляет его выражаться сжато и кратко, как бы окружить себя стыдливо-тесной и изящной чертой; поэту нужно высказать одну мысль, одно чувство, слитые вместе, и он большею частию высказывает их единым образом, именно потому, что ему нужно высказаться, потому что он не думает ни щеголять своим ощущением перед другими, ни играть с ним перед самим собой. В этом смысле поэзия его заслуживает названия дельной, то есть искренней, серьезной. Самые короткие стихотворения г. Тютчева почти всегда самые удачные. Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно; но он, говоря языком, не совсем принятым в хорошем обществе, не выезжает на нем, не принимается компонировать и раскрашивать свои фигуры. Сравнения человеческого мира с родственным ему миром природы никогда не бывают натянуты и холодны у г. Тютчева, не отзываются наставническим тоном, не стараются служить пояснением какой-нибудь обыкновенной мысли, явившейся в голове автора и принятой им за собственное открытие. Кроме всего этого, в г. Тютчеве заметен тонкий вкус -- плод многостороннего образования, чтения и богатой жизненной опытности. Язык страсти, язык женского сердца ему знаком и дается ему. Стихотворения г. Тютчева, почерпнутые им не из собственного родника, как-то "Наполеон" и др., нам нравятся менее. В даровании г. Тютчева нет никаких драматических или эпических начал, хотя ум его, бесспорно, проник во все глубины современных вопросов истории. Со всем тем популярности мы не предсказываем г. Тютчеву,-- той шумящей, сомнительной популярности, которой, вероятно, г. Тютчев нисколько не добивается. Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостию мысли, не остававшейся слишком долго праздной. Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать ее благовоние. Мы, повторяем, не предсказываем популярности г. Тютчеву; но мы предсказываем ему глубокое и теплое сочувствие всех тех, которым дорога русская поэзия, а такие стихотворения, каковы --

Пошли господь свою отраду...

И другие, пройдут из конца в конец Россию и переживут многое в современной литературе, что теперь кажется долговечным и пользуется шумным успехом. Г-н Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено умереть; а для истинного художника выше подобного сознания награды нет.

ПРИМЕЧАНИЯ

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 1

1 Учитываются сокращения, вводимые в настоящем томе впервые.

Григорьев -- Григорьев Ап. Сочинения. СПб.: Издание Н. Страхова, 1876. Т. I. Добролюбов -- Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч. / Под общей редакцией П. И. Лебедева-Полянского. Т. I--VI. М.; Л.: Гослитиздат, 1934--1941 (1945). Дружинин -- Дружинин А. В. Собр. соч. СПб., 1865. Т. VII. Иванов -- Проф. Иванов Ив. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Личность. Творчество. Нежин, 1914. Истомин -- Истомин К. К. "Старая манера" Тургенева (1834--1855 гг.) СПб., 1913. Клеман, Летопись -- Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева Под. ред. Н. К. Пиксанова. М.; Л.: Academie, 1934. Назарова -- Назарова Л. Н. К вопросу об оценке литературно-критической деятельности И. С. Тургенева его современниками (1851--1853).-- Вопросы изучения русской литературы XI--XX веков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958, с. 162--167. Писарев -- Писарев Д. И. Сочинения: В 4-х т. М.: Гослитиздат, 1955--1956. Рус арх -- "Русский архив" (журнал). Рус беседа -- "Русская беседа" (журнал). Рус Обозр -- "Русское обозрение" (журнал). Сб ГБЛ -- "И. С. Тургенев", сборник / Под ред. Н. Л. Бродского. М., 1940 (Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина). Сб ПД 1923 -- "Сборник Пушкинского Дома на 1923 год". Пгр., 1922. Т. Соч. 1860 --1801 -- Сочинения И. С. Тургенева. Исправленные и дополненные. М.: Изд. Н. А. Основского. 1861. Т. II, III. Т. Соч, 1865 -- Сочинения И. С. Тургенева (1844--1864). Карлсруэ: Изд. бр. Салаевых. 1865. Ч. II, III. Т. Соч. 1868--1871 -- Сочинения И. С. Тургенева (1844--1868). М.: Изд. бр. Салаевых. 1868. Ч. 2, 3. Т. Соч, 1874 -- Сочинения И. С. Тургенева (1844--1868). М.: Изд. бр. Салаевых. 1874. Ч. 2. 3. Фет -- Фет А. А. Мои воспоминания (1848--1889). М., 1890. Ч. I и II. 1858. Scènes, I -- Scènes de la vie russe, par M. J. Tourguéneff. Nouvelles russes, traduites avec l"autorisation de l"auteur par M. X. Marmier. Paris. 1858. 1858. Scènrs, II -- Scènes de la vie russe, par M. J. Tourguéneff. Deuxième série, traduite avec la collaboration de l"auteur par Louis Viardot. Paris, 1858.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф. И. ТЮТЧЕВА

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА

Совр, 1854, No 4, отд. III, с. 23--26. Т, Соч, 1880, т. 1, с. 328--332. Автограф неизвестен. Впервые опубликовано: Совр, 1854, No 4, с подписью: И. Т., в оглавлении -- И. С. Т. (ценз. разр. 31 марта 1854 г.). Печатается по тексту: Т, Соч, 1880. "О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии",-- утверждал Тургенев в письме к А. А. Фету 27 декабря 1858 г. (8 января 1859 г.). Эти слова определяют его отношение к поэзии Тютчева на всем протяжении жизненного и творческого пути писателя. Для Тургенева Тютчев всегда был поэтом не только чувства, но и мысли, "мудрецом" (письмо к Фету от 16(28) июля 1860 г.), поэтом со "светлым и чутким умом" (письмо к Я. П. Полонскому от 21 февраля (5 марта) 1873г.). Отрицательно относясь к славянофильству, Тургенев в письме к Фету от 21 августа (2 сентября) 1873 г., глубоко сожалея о смерти Тютчева, отмечал, что поэт "был славянофил -- но не в своих стихах". По мнению Тургенева, убежденного западника, в Тютчеве "самая сущная его суть <...> -- это западная, сродни Гёте..." (Фет, ч. II, с. 278). Как в произведениях Тургенева ("Фауст", 1856; "Воспоминания о Белинском", 1869), так и в его письмах часто цитируются строки из стихотворений Тютчева, которые писатель хорошо знал и любил (см., например, письма к Фету от 16 (28) июля и 3 (15) октября 1860 г., письмо к В. В. Стасову от 6 (18) августа 1875 г.; письмо к Ж. А. Полонской от 2 (14) декабря 1882 г.). Статья Тургенева о стихотворениях Тютчева отражала общее отношение редакции "Современника" к творчеству поэта. Еще в 1850 г. Некрасов напечатал обширную статью "Русские второстепенные поэты" (Совр, 1850, No 1), посвященную в основном поэзии Тютчева и содержавшую очень высокую оценку ее. В 1854 г. в третьей книжке журнала были напечатаны 92 стихотворения поэта; в пятой -- появилось еще 19 стихотворений. В мае 1854 г. вышло первое отдельное издание стихотворений Тютчева, инициатором и редактором которого был Тургенев {О работе Тургенева как редактора стихотворений Тютчева см.: Благой Д. Д. Тургенев -- редактор Тютчева.-- В кн.: Т и его время, с. 142--163. Ср.: Пигарев К. В. Судьба литературного наследства Ф. И. Тютчева.-- Лит Насл, т. 19--21, с. 371--418.}. В связи с публикацией стихотворений Тютчева в "Современнике" Фет свидетельствует, что они были встречены "в нашем кругу со всем восторгом, которого заслуживало это капитальное явление" (Фет, ч. 1, с. 134). Свидетельство Фета о том, что писатели, близкие к "Современнику", увлекались поэзией Тютчева, подтверждается и следующими словами Л. Н. Толстого, записанными А. В. Жиркевичем: "Когда-то Тургенев, Некрасов и компания едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта" (Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., I960. Т. 1, с. 484). Появление в приложении к третьей книжке "Современника" за 1854 год девяноста двух стихотворений Тютчева вызвало ряд откликов в печати. Весьма критически было оценено творчество Тютчева рецензентом "Пантеона", писавшим, что среди напечатанных в "Современнике" стихотворений поэта есть "десятка два хороших, десятка два посредственных, остальные очень плохи" (Пантеон, 1854, т. XIV, кн. 3, отд. IV, с. 17). По предположению К. В. Пигарева, появление этого "неблагоприятного отзыва", возможно, и побудило Тургенева выступить со статьей (см.: Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962, с. 140). В следующей книжке "Пантеона" был дан отрицательный отзыв о статье Тургенева, которая, по мнению анонимного рецензента, "заключает в себе много странного, ошибочного и изысканного". Недовольный тем, что Тургенев слишком "высоко" оценивает Тютчева, рецензент утверждал, что "критика не далась И. С. Т., и он напрасно оставил для нее род произведений, в которых он так велик" (Пантеон, 1854, т. XIV, кн. 4, отд. V, с. 31). Стр. 524. Вот почему мы не могли ~ завещанною нам приветом и одобрением Пушкина -- Ф. И. Тютчева. -- В приложении к мартовской книжке "Современника" за 1854 г. были напечатаны 92 стихотворения Тютчева. Впервые поэзия Тютчева получила признание еще в 1836 г., когда копии его стихотворений через посредничество П. А. Вяземского и В. А. Жуковского были переданы Пушкину. "Еще живы свидетели того изумления и восторга, с какими Пушкин встретил неожиданное появление этих стихотворений, исполненных глубины мыслей, яркости красок, новости и силы языка",-- вспоминал П. А. Плетнев (Уч. зап. Второго отделения имп. Академии наук. СПб., 1859. Кн. V, с. LVII). Об этом же писал и Ю. Ф. Самарин: "Мне рассказывали очевидцы, в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидал собрание рукописное его (Тютчева) стихов. Он носился с ними целую неделю..." (Звенья, М.; Л., 1933. Кн. 2, с. 259). В "Современнике" (1836, т. III и IV) было помещено 24 стихотворения Тютчева под общим заглавием: "Стихотворения, присланные из Германии", с подписью "Ф. Т." После смерти Пушкина и вплоть до 1840 г. стихотворения Тютчева продолжали публиковаться в "Современнике", причем "за немногими исключениями, это были стихи, отобранные, по-видимому, еще самим Пушкиным" (см. статью К. В. Пигарева в кн.: Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. М., 1957, с. 7). ...на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета... -- Фет сблизился с рядом петербургских писателей, в особенности с Тургеневым, в 1853 г. С этих пор в течение многих лет стихотворения Фета до появления их в печати передавались на суд Тургенева, который был первым литературным советником и руководителем поэта. С 1854 г. стихотворения Фета стали систематически появляться в "Современнике", а в 1855 г. при участии Тургенева и других сотрудников этого журнала было подготовлено к печати собрание стихотворений Фета, вышедшее в свет в 1856 г. {Никольский Ю. Материалы по Фету. 1. Исправления Тургеневым фетовских "Стихотворений", 1850 г. (Русская мысль, София, 1921, август-сентябрь, с. 211--227, октябрь -- декабрь, с. 245--263); Благой Д. Из прошлого русской литературы. Тургенев -- редактор Фета (Печать и революция, 1923, кн. 3, с. 45--64); Бухштаб Б. Судьба литературного наследства А. А. Фета (Лит Насл, т. 22--24, с. 561--600).}. В эти годы Тургенев высоко ценил поэзию Фета. В статье "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А -- ва" имя Фета было названо им рядом с именем Тютчева (наст. том, с. 521). Строки из стихотворений Фета цитировались Тургеневым и в художественных произведениях ("Гамлет Щигровского уезда", 1849; "Переписка", 1854). ...энергическую ~ страстность Некрасова... -- Стихотворения Некрасова в конце 1840-х и на всем протяжении 1850-х годов вызывали интерес Тургенева не только присущими им чисто поэтическими достоинствами, но и благодаря своей отчетливо выраженной социальной направленности. Это подтверждается письмами Тургенева к самому Некрасову. "Стихи твои к *** -- просто пушкински хороши -- я их тотчас на память выучил",-- пишет Тургенев автору 10 (22) июля 1855 г. о стихотворении "Давно отвергнутый тобою". Сравнения стихов Некрасова с пушкинскими (высшая похвала в устах Тургенева) встречаются и в других его письмах. Так, 18 и 23 ноября (30 ноября и 6 декабря) 1852 г., анализируя первоначальный текст стихотворения Некрасова "Муза", Тургенев пишет автору (и И. И. Панаеву): "...первые 12 стихов отличны и напоминают пушкинскую фактуру". Когда вышло в свет собрание стихотворений поэта, Тургенев в письме к Е. Я. Колбасину от 14(26) декабря 1856 г. снова подчеркивал социальную значимость его творчества: "А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,-- жгутся" {Об отношении Тургенева к поэзии Некрасова см. Скворцов Б. И. С. Тургенев о современных ему поэтах.-- Уч. зап. Казанского гос. ун-та им. В. И. Ульянова-Ленина. 1929, кн. 2, с. 389--392; Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. М.; Л., 1950. Т. II, с. 329.}. ...на правильную, иногда холодную живопись Майкова... -- Поэзия А. Н. Майкова, первый сборник стихотворений которого вышел в Петербурге в 1842 г., по-видимому, оставляла Тургенева довольно равнодушным. Ни цитат из стихотворений Майкова, ни отзывов о его творчестве в письмах Тургенева 1850-х годов не найти. Мнение о поэзии Майкова, выраженное в статье Тургенева, близко к тому, что писал о нем В. Г. Белинский (см.: Белинский, т. 10, с. 83). Стр. 525. ...они все кажутся написанными со хотел Гёте... -- Тургенев имеет в виду следующую мысль Гёте, приведенную в книге И.-П. Эккермана "Разговоры с Гёте в последние годы его жизни" (запись 18 сентября 1823 г.): "Все мои стихи -- "стихи по поводу" (на случай), они навеяны действительностью, в ней имеют почву и основание". Стр. 526. ...по прекрасному выражению Вовенарга... -- Вовенарг (Vauvenargues) Люк Клапье (1715--1747) -- знаменитый французский моралист, автор труда "Paradoxes, mêlés de Réflexions et de Maximes" (1746). Тургенев приводит изречение XXV из второй книги этого произведения. ...соорудить пятиактную фантазию по поводу какого-нибудь итальянского живописца ~ третьестепенных галерей... -- Имеются в виду "Джулио Мости", драматическая фантазия в стихах Н. В. Кукольника, в четырех частях с интермедией, написанная в 1832--1833 гг., него же драматическая фантазия в стихах "Доменикино", в двух частях. В обоих произведениях главными героями являются итальянские художники. О резко отрицательном отношении Тургенева к драматургии Кукольника см. также в его статье "Генерал-поручик Паткуль" (наст. изд., Сочинения, т. 1, с. 251--276). ...никто теперь не воспоет со сверхъестественных кудрей какой-нибудь девы...-- Намек на В. Г. Бенедиктова и его стихотворение "Кудри" (1836). Стр. 527. Стихотворения г. Тютчева, почерпнутые им не из собственного родника, как-то "Наполеон" ~ нравятся менее. -- Тургенев имеет в виду строки 6--13 этого стихотворения, навеянные характеристикой Наполеона в публицистических очерках Г. Гейне "Französische Zustände" ("Французские дела"), где говорится, что Бонапарт был гением, у которого "в голове гнездились орлы вдохновения, между тем как в сердце его извивались змеи расчета". (Статья вторая, с датой 19 января 1832 г.) Стр. 528. ...такие стихотворения, каковы --Пошли господь свою отраду... -- Речь идет о стихотворении Тютчева "В июле 1850 года", впервые опубликованном в "Современнике" (1854, No 3, с. 33--34). ...по выражению одного поэта... -- Кому принадлежат приведенные слова -- не установлено.

едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта» (Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1960. Т. 1, с. 484).

Появление в приложении к третьей книжке «Современника» за 1854 год девяноста двух стихотворений Тютчева вызвало ряд откликов в печати. Весьма критически было оценено творчество Тютчева рецензентом «Пантеона», писавшим, что среди напечатанных в «Современнике» стихотворений поэта есть «десятка два хороших, десятка два посредственных, остальные очень плохи» (Пантеон, 1854, т. XIV, кн. 3, отд. IV, с. 17). По предположению К. В. Пигарева, появление этого «неблагоприятного отзыва», возможно, и побудило Тургенева выступить со статьей (см.: Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962, с. 140). В следующей книжке «Пантеона» был дан отрицательный отзыв о статье Тургенева, которая, по мнению анонимного рецензента, «заключает в себе много странного, ошибочного и изысканного». Недовольный тем, что Тургенев слишком «высоко» оценивает Тютчева, рецензент утверждал, что «критика не далась И. С. Т., и он напрасно оставил для нее род произведений, в которых он так велик» (Пантеон, 1854, т. XIV, кн. 4, отд. V, с. 31).

Тютчев и немецкая культура

С таким универсальным положением все знают, что законопроекты не могли пройти. Значит, они. могли ли они установить принцип, противоречащий их собственному намерению? Кроме того, если бы они намеревались установить принцип, согласно которому везде, где Конгресс контролирует, людям следует делать то, что они считают подходящими для рабства, почему они не разрешили народу округа Колумбия при их принятии отменить рабство в пределах эти ограничения? Если бы тогда они устанавливали принцип, позволяющий людям делать то, что им нравилось с рабством, почему они не применяли этот принцип к этим людям?

Стр. 524. Вот почему мы не могли ~ завещанного нам приветом и одобрением Пушкина - Ф. И. Тютчева. - В приложении к мартовской книжке «Современника» за 1854 г. были напечатаны 92 стихотворения Тютчева. Впервые поэзия Тютчева получила признание еще в 1836 г., когда копии его стихотворений через посредничество П. А. Вяземского и В. А. Жуковского были переданы Пушкину. «Еще живы свидетели того изумления и восторга, с какими Пушкин встретил неожиданное появление этих стихотворений, исполненных глубины мыслей, яркости красок, новости и силы языка», - вспоминал П. А. Плетнев (Уч. зап. Второго отделения имп. Академии наук. СПб., 1859. Кн. V, с. LVII). Об этом же писал и Ю. Ф. Самарин: «Мне рассказывали очевидцы, в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидал собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю...» (Звенья, М.; Л., 1933. Кн. 2, с. 259). В «Современнике» (1836, т. III и IV) было помещено 24 стихотворения Тютчева под общим заглавием: «Стихотворения, присланные из Германии», с подписью «Ф. Т.» После смерти Пушкина и вплоть до 1840 г. стихотворения Тютчева продолжали публиковаться в «Современнике», причем «за немногими исключениями, это были стихи, отобранные, по-видимому, еще самим Пушкиным» (см. статью К. В. Пигарева в кн.: Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. М., 1957, с. 7).

Весь народ - живые свидетели, что это единственное, было их мнение. Когда мы заводим новых знакомых, мы, как и прежде, попытаемся каким-то образом управлять ими. А теперь, в свою очередь, позвольте мне задать несколько вопросов. Если по какому-либо или всем этим вопросам было отменено отмену компромисса в Миссури, почему команда раньше не слушалась?

Этот аргумент кажется мне замечательным. Это как если бы можно было утверждать, что белые и черные не отличаются друг от друга. Он признает, однако, что в законопроекте есть буквальное изменение; и что он внес изменения в уважение к другим сенаторам, которые не поддержали бы законопроект.

...на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета... - Фет сблизился с рядом петербургских писателей, в особенности с Тургеневым, в 1853 г. С этих пор в течение многих лет стихотворения Фета до появления их в печати передавались на суд Тургенева, который был первым литературным советником и руководителем поэта. С 1854 г. стихотворения Фета стали систематически появляться в «Современнике», а в 1855 г. при участии Тургенева и других сотрудников этого журнала было

Это доказывает, что эти другие сенаторы считали изменение существенным; и что судья считал, что их мнение стоит отложить. Между адвокатами и противниками рабства возникла разногласие в отношении ее создания в стране, которую мы купили у Франции. Юг, а затем и лучшая часть покупки, уже был в состоянии рабов. Споры были урегулированы путем предоставления Миссури в качестве рабовладельческого государства; но с соглашением, что во всей оставшейся части покупки, к северу от определенной линии, никогда не должно быть рабства.

Что касается того, что должно было быть сделано с оставшейся частью к югу от линии, ничего не было сказано; но, возможно, справедливое следствие заключалось в том, что оно должно прийти в рабство, если оно того пожелает. Южная часть, за исключением упомянутой выше порции, впоследствии вступила в рабство, как штат Арканзас. Наконец, в нем начались поселения. Со временем Айова стала свободным государством, а Миннесоте было предоставлено территориальное правительство, не снимая ограничения на рабство.

подготовлено к печати собрание стихотворений Фета, вышедшее в свет в 1856 г. 2

В эти годы Тургенев высоко ценил поэзию Фета. В статье «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А-ва» имя Фета было названо им рядом с именем Тютчева (наст, том, с. 521). Стр оки из стихотворений Фета цитировались Тургеневым и в художественных произведениях («Гамлет Щигровского уезда», 1849; «Переписка», 1854).

Наконец, единственная оставшаяся часть, к северу от линии, Канзас и Небраска, должна была быть организована; и предлагается и нести, чтобы вычеркнуть старую разделительную линию продолжительностью тридцать четыре года и открыть всю эту страну для введения рабства. Теперь это, на мой взгляд, явно несправедливо. После разгневанного и опасного спора стороны подружились, разделив костяк раздора. Одна сторона сначала присваивает свою долю, вне всякой власти, которая должна быть нарушена во владении ею; а затем захватывает долю другой стороны.

Как будто два голодающих разделили свой единственный хлеб; тот поспешно проглотил свою половину, а затем схватил другую половину так же, как он приложил ее ко рту! Утверждается, что рабство в любом случае не пойдет в Канзас и Небраску. Это паллиация - колыбельная.

...энергическую ~ страстность Некрасова... - Стихотворения Некрасова в конце 1840-х и на всем протяжении 1850-х годов вызывали интерес Тургенева не только присущими им чисто поэтическими достоинствами, но и благодаря своей отчетливо выраженной социальной направленности. Это подтверждается письмами Тургенева к самому Некрасову. «Стихи твои к *** - просто пушкински хороши - я их тотчас на память выучил», - пишет Тургенев автору 10(22) июля 1855 г. о стихотворении «Давно отвергнутый тобою». Сравнения стихов Некрасова с пушкинскими (высшая похвала в устах Тургенева) встречаются и в других его письмах. Так, 18 и 23 ноября (30 ноября и 6 декабря) 1852 г., анализируя первоначальный текст стихотворения Некрасова «Муза», Тургенев пишет автору (и И. И. Панаеву): «...первые 12 стихов отличны и напоминают пушкинскую фактуру». Когда вышло в свет собрание стихотворений поэта, Тургенев в письме к Е. Я. Колбасину от 14(26) декабря 1856 г. снова подчеркивал социальную значимость его творчества: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, - жгутся» 3 .

У меня есть какая-то надежда, что этого не произойдет; но давайте не будем слишком уверенными. Следовательно, это не климат, который оставит рабство на этих территориях. Есть ли что-то особенное в стране? Миссури примыкает к этим территориям по всей ее западной границе, и рабство уже находится в каждом из ее западных округов. Рабство полностью прислонилось к старой западной границе государства, и, когда совсем недавно часть этой границы, на северо-западе, была перемещена немного дальше на запад, рабство следовало совсем по новой линии.

Теперь, когда ограничение удалено, что должно предотвратить его дальнейшее продвижение? Никакая особенность страны не будет - ничего в природе не будет. Будет ли предотвращение этого народа? Ближайшие сцены, все в пользу расширения. Янки, которые против него, могут быть более многочисленными; но в военной фразе поле битвы слишком далека от их базы операций. Но сказано, что в Небраске сейчас нет закона о предмете рабства; и что в таком случае, взяв там раба, действует его свобода. Это хороший книжный закон; но не является правилом реальной практики.

...на правильную, иногда холодную живопись Майкова... - Поэзия А. Н. Майкова, первый сборник стихотворений которого вышел в Петербурге в 1842 г., по-видимому, оставляла Тургенева довольно равнодушным. Ни цитат из стихотворений Майкова, ни отзывов о его творчестве в письмах Тургенева 1850-х годов не найти. Мнение о поэзии Майкова, выраженное в статье Тургенева, близко к тому, что писал о нем В. Г. Белинский (см.: Белинский, т. 10, с. 83).

Где бы ни было рабство, оно было впервые введено без закона. Самые старые законы, которые мы находим в отношении этого, не являются законами, вводящими его; но регулируя его, как уже существующее. Теперь белый человек берет своего раба в Небраску; кто будет информировать негра о том, что он свободен? Кто возьмет его перед судом, чтобы проверить вопрос о его свободе? По незнанию его законной эмансипации он продолжает рубить, раскалывать и пахать. Другие приносят и движутся в одном и том же треке. Наконец, если когда-нибудь придет время для голосования, то по вопросу о рабстве учреждение уже существует в стране и не может быть удалено.

Стр. 525. ...они все кажутся написанными ~ хотел Гёте... - Тургенев имеет в виду следующую мысль Гёте, приведенную в книге И.-П. Эккермана «Разговоры с Гёте в последние годы его жизни» (запись 18 сентября 1823 г.): «Все мои стихи - „стихи по поводу“(на случай), они навеяны действительностью, в ней имеют почву и основание».

2 Никольский Ю. Материалы по Фету. 1. Исправления Тургеневым фетовских «Стихотворений», 1850 г. (Русская мысль, София, 1921, август-сентябрь, с. 211 - 227, октябрь - декабрь, с. 245 - 263); Благой Д. Из прошлого русской литературы. Тургенев - редактор Фета (Печать и революция, 1923, кн. 3, с. 45 - 64); Бухштаб Б. Судьба литературного наследства А. А. Фета (Лит Насл, т. 22 - 24, с. 561 - 600).

Факты его присутствия и сложность его удаления будут иметь право голоса в свою пользу. Держите его до тех пор, пока не будет проведено голосование, и голосование в пользу этого не может быть получено ни в одном из сорока тысяч человек на земле, которые были собраны обычными мотивами эмиграции и урегулирования. Чтобы получить рабов в страну одновременно с белыми, на начальных этапах поселения, это точная доля, которую сыграл и выиграл в этой мера Небраски.

У нас есть некоторый опыт этой практической разницы. Несмотря на Постановление о «87», несколько негров были привезены в Иллинойс и содержатся в состоянии квазиравного рабства, однако недостаточно, чтобы проголосовать за народ в пользу учреждения, когда они пришли к конституции.

3 Об отношении Тургенева к поэзии Некрасова см. Скворцов Б. И. С. Тургенев о современных ему поэтах. - Уч. зап. Казанского гос. ун-та им. В. И. Ульянова-Ленина. 1929, кн. 2, с. 389 - 392; Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. М.; Л., 1950. Т. II, с. 329.

Стр. 526. ...по прекрасному выражению Вовенарга... - Вовенарг (Vauvenargues) Люк Клапье (1715 - 1747) - знаменитый французский моралист, автор труда «Paradoxes, mélés de Réflexions et de Maximes» (1746). Тургенев приводит изречение XXV из второй книги этого произведения.

Но в соседней стране Миссури, где не было постановления о 87 - не было никаких ограничений - они проводились десять раз, сто раз, так же быстро, и фактически делали рабом государства. Если это так, открытие новых стран в учреждение, увеличение спроса и увеличение цен на рабов, и, таким образом, фактически делает рабов свободных людей, заставляя их привозить из Африки и продавать в рабство.

Говорят, что справедливое правосудие на юге требует от нас согласия на расширение рабства в новых странах. Любезно предоставлено то, что из всех тех, кто приходит в мир, лишь небольшой процент - это естественные тираны. Этот процент не больше в рабских государствах, чем в свободном. У подавляющего большинства, как на юге, так и на севере, есть человеческие симпатии, из которых они больше не могут отделяться, чем могут, от своей чувствительности к физической боли. Эти симпатии в грудях южного народа во многом проявляются, их чувство неправы в рабстве и их сознание, что, в конце концов, в неграх есть человечество.

...соорудить пятиактную фантазию по поводу какого-нибудь итальянского живописца ~ третьестепенных галерей... - Имеются в виду «Джулио Мости», драматическая фантазия в стихах Н. В. Кукольника, в четырех частях с интермедией, написанная в 1832 - 1833 гг., и его же драматическая фантазия в стихах «Доменикино», в двух частях. В обоих произведениях главными героями являются итальянские художники. О резко отрицательном отношении Тургенева к драматургии Кукольника см. также в его статье «Генерал-поручик Паткуль» (наст. изд., Сочинения, т. 1, с. 251 - 276).

Если они отрицают это, позвольте мне задать им несколько простых вопросов. Если вы не чувствовали, что это было неправильно, почему вы присоединились к тому, чтобы заставлять мужчин зависеть от этого? Практика была не более, чем приносить диких негров из Африки, продавать их, например, покупать их. Но вы никогда не думали о том, чтобы повесить мужчин на ловлю и продажу диких лошадей, диких буйволов или диких медведей. Если вы не можете помочь, вы продаете ему; но если вы можете помочь, вы вытащите его из своей двери.

Вы не узнаете его как друга или даже как честного человека. Ваши дети не должны играть с ним; они могут свободно кататься с маленькими неграми, но не с детьми «работорговца». Если вы обязаны иметь дело с ним, вы пытаетесь пройти работу, не дотрагиваясь до него. объединиться с мужчинами, которых вы встречаете, но с торговцем рабами вы избегаете церемонии - инстинктивно сокращаетесь от змеиного контакта. Если он становится богатым и уходит от бизнеса, вы все равно его помните и продолжаете соблюдать запрет, -террор на него и его семью.

ГОД ТИГРА Говорят, рожденным в этот год свойственны горячность, увлечение, энтузиазм, безрассудство

МЕНЯЮТСЯ ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Чтобы усилить офицерский корпус сроки выслуги в унтер-офицерских чинах для производства в офицеры сокращены вдвое для всех категорий вольноопределяющихся.
Разрешено принимать молодых дворян в полки в качестве вольноопределяющихся (на правах юнкеров), которые после обучения непосредственно в полку получают офицерские звания. Этот порядок установлен лишь для военного времени.
Впервые появились офицерские галунные погоны на походную шинель с одним просветом у обер-офицеров, двумя – у штаб офицеров и зигзагами у генералов со звездочками по чину.
Рекрутский набор разделен на три вида: обыкновенный (возраст 22-35, рост не менее 2 аршина 4 вершка), усиленный (возраст не определяется, рост не ниже 2 аршин 3.5 вершка), чрезвычайный (рост не ниже 2 аршина 3 вершка) .

Вы не относитесь к человеку, который занимается кукурузой, крупным рогатым скотом или табаком. Как получается, что это огромное количество собственности будет работать без владельцев? Мы не видим свободных лошадей или свободного скота, бегущего в больших количествах.

И теперь, почему вы попросите нас отрицать человечество раба? и оценить его только как равный боров? Зачем просить нас делать то, что вы не будете делать сами? Зачем просить нас делать ничего, что двести миллионов долларов не могли заставить вас делать?

Но один большой аргумент в поддержку отмены Компромисса Миссури, все еще впереди. Этот аргумент является «священным правом самоуправления». Кажется, наш уважаемый сенатор нашел большие трудности в том, чтобы заставить его антагонистов, даже в Сенате, встретить его справедливо на этом аргументе, - сказал какой-то поэт.

ТЕЛЕГРАФЫ МНОЖАТСЯ

Проведены электромагнитные телеграфы между Санкт-Петербургом с одной стороны и Кронштадтом, Варшавой и Москвой с другой.

ЛЕГКОЕ ФИНАНСОВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Приняты меры к ограничению размена кредитных билетов на серебро.

О ВЕРЕ НЕ ЗАБЫВАЮТ

На правом быке Благовещенского моста в Петербурге, в промежутке между крыльями разводного пролета по проекту архитектора А. И. ШТАКШНЕЙДЕРА построена часовня Николая Чудотворца. В следующем году мост будет переименован в Николаевский.

«Дураки спешат туда, где ангелы боятся ступить». Моя вера в то, что каждый человек должен делать то, что ему нравится, со всем, что является исключительно его собственным, лежит в основе чувства справедливости во мне. Учение о самоуправлении правильное - абсолютно и вечно правое - но оно не имеет никакого применения, как здесь пытались. Если он не человек, почему в этом случае тот, кто является мужчиной, может, как вопрос самоуправления, делать то, что ему нравится. Но если негр - человек, разве это не так, полное разрушение самоуправлений, чтобы сказать, что он тоже не должен управлять собой?

Основана Крестовоздвиженская община сестер милосердия для ухода за ранеными на поле сражения. Созданию ее активно содействовали Великая княгиня ЕЛЕНА ПАВЛОВНА, баронесса Э. Ф. РАДЕН и Н. И. ПИРОГОВ. Он будет стоять во главе общины во время Севастопольской обороны. Фрейлина великой княгини Елены Павловны ЭДИТА ФЕДОРОВНА РАДЕН, 1825 г. р., вела всю организационную работу. Она умрет в 1885 году.

Когда белый человек управляет собой, что является самоуправлением; но когда он управляет собой, а также управляет другим человеком, то есть больше, чем самоуправление - это деспотизм. Если негр - человек, то почему моя древняя вера учит меня, что «все люди созданы равными»; и что не может быть морального права в связи с тем, что один человек делает раба другого. Судья Дуглас часто, с горькой иронией и сарказмом, перефразирует наш аргумент, сказав: «Белые люди Небраски достаточно хороши, чтобы управлять собой, но они недостаточно хороши, чтобы управлять несколькими несчастными неграми».

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ

А. И. БУТАКОВ перенес Аральскую верфь в форт № 1 (Казалинск).

ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ КАЗЕННЫХ ЖЕРЕБЦОВ

За 10 лет с казенными жеребцами случено 225295 кобыл, из них помещикам принадлежали 81769, людям разного звания – 40208 и крестьянам – 102718.

ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ

Перед Большим Каменным мостом в Москве стоит будка, около которой похаживает будочник. С наступлением ночи будочник окликает прохожих словами: «Кто идет?» На это надо отвечать: «Обыватель!» Если ответа не следует, блюститель порядка имеет право остановить молчальника и подвергнуть допросу, кто он и куда направляет путь. Такие случаи кончаются обычно по хорошему – вручением пятиалтынного или двугривенного со стороны провинившегося. В торжественные дни будочник одевает парадную форму – полуфрак из серого солдатского сукна и такие же брюки, огромный кивер – и берет в руки алебарду.

Наша Декларация независимости гласит. Мы считаем эти истины само собой разумеющимися: все люди созданы равными, что они наделены своим Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть жизнь, свобода и стремление к счастью. Мастер не только управляет рабом без его согласия; но он управляет им набором правил, совершенно отличных от тех, которые он предписывает для себя. В поддержку его применения доктрины самоуправления сенатор Дуглас пытался помочь ему найти мнения и примеры наших революционных отцов.

Мне нравятся чувства тех стариков; и с удовольствием соблюдают их мнения. Вот в чем вопрос; и мы позволим самим отцам ответить на это. Речь идет о дискриминации между ними и им. Но нет никаких оснований для его утверждения о том, что их мнения - их пример - их авторитет - находятся на его стороне в этом споре. Опять же, это не Небраска, а территория, часть нас? И если мы отдадим контроль над этим, не откажемся ли мы от права самоуправления? Какая польза для правительства, когда ему ничего не остается?

НА МИРОВОЙ АРЕНЕ...

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. В марте открыт Манчестерский чартистский съезд (Рабочий парламент).

ИСПАНИЯ. Началась революция. Она продлится до 1856 года.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ. Заключаются договоры Японии с западными державами. Продолжаться этот процесс будет четыре года.

Добившись заключения Симодского трактата, Япония вступила в совместное с Россией владение Сахалином.

ВОЙНЫ. В марте Англия и Франция, введя свои эскадры в Черное море, объявили войну России и открыто выступили на стороне Турции.

В августе превосходящие силы англо-французского флота дважды пытались высадить десант в Петропавловске, но отражены с большими потерями.

В сентябре более чем 60-тысячная армия союзников, включавшая английские, французские и турецкие войска, высадилась около Евпатории. Главнокомандующий русской армией престарелый князь А. С. МЕНЬШИКОВ сконцентрировал свои войска в районе Бахчисарая, чтобы сохранить связь с внутренними губерниями страны. В Севастополе остался лишь гарнизон крепости (около 45 тысяч солдат и офицеров). Оборону возглавили адмиралы ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ КОРНИЛОВ, ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ИСТОМИН, которые так и погибли на севастопольских бастионах. Строительством укреплений занимался военный инженер Э. И. ТОТЛЕБЕН. Часть русского флота затоплена у входа в Севастопольскую бухту, морские орудия сняты и поставлены на укреплениях, матросы влились в гарнизон крепости. Осада началась в октябре.

США. Образовались два новых штата – Канзас и Небраска. Вопрос о распространении в них рабства передан на усмотрение жителей штатов. Началась гражданская война под руководством Дж. Брауна, Дж. Монтгомери, то есть произошла отмена Миссурийского компромисса. По этому поводу создана республиканская партия.

ВОССТАНИЯ. Эврикское восстание – восстали золотоискатели на золотых приисках в Балларате (колония Виктория).

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...

АНУЧИН ДМИТРИЙ поступил во второй класс Ларинской гимназии.
БУХАРЕВ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ, 1824 г. р., родился в семье диакона в Тверской губ., по окончании Тверской Семинарии поступил в Московскую духовную Академию, которую окончил 22 лет. Незадолго до окончания Академии Бухарев принял монашество - не без колебаний. В Московской же Духовной Академии Бухарев профессорствовал (по кафедре Свящ. Писания), но с этого года занял кафедру догматики в Казанской Академии и одновременно стал инспектором Академии.
БЭР. Экспедиция БЭРА побывала в Сарепте, Камышине, Астрахани, Новопетровском, на островах и в устье реки Урал, отправились опять в Астрахань, затем на западный берег Каспийского моря, Черный рынок при устье Терека и астраханские соленые озера.
ВАСИЛЬЧИКОВ В. И., 1820 г. р. с октября исполняет обязанности начальника штаба севастопольского гарнизона.
ДОБРОЛЮБОВ Н. А., 1836 г. р., в конце года стал во главе кружка студентов, где читают заграничные издания, в складчину выписывают газеты и журналы, выпускают рукописную газету "Слухи". В будущем году он напишет в дневнике: "Я как будто нарочно призван судьбою к великому делу переворота!.."
КЕРН ФЕДОР СЕРГЕЕВИЧ, капитан 2 ранга, командует фрегатом "Кулевча".
КРОПОТКИН. В семью КРОПОТКИНЫХ переехали две сестры жены. У них был дом и виноградник в Севастополе, из-за Крымской войны они остались без крова и имущества. Когда союзники высадились в Крыму, жителям Севастополя объявили, что бояться нечего, но после поражения при Черной речке велели уезжать как можно скорее. Лошадей не хватало, дороги были запружены войсками, двигающимися на юг. Младшая из сестер, тридцатилетняя девица, курит папиросы одну за другой и картинно рассказывает об ужасах дороги.
МАКСИМОВИЧ К. И. с июля изучал неизвестные в научном отношении Приамурье и Уссурийский край. В этом году он экскурсировал вдоль побережья Татарского пролива до устья Амура (Николаевск) - Мариинск - озеро Кизи.
СМИРНОВ Н. П. закончил университет вторым кандидатом (первый - Б. Н. ЧИЧЕРИН, который станет профессором Московского университета) и поступил в Гражданскую палату писцом на семь рублей в месяц.
ТОЛСТОЙ Л. Н. 15 июня пишет в дневнике: "Ровно три месяца праздности и жизни, которой я не могу быть доволен... В последний раз говорю себе: ежели пройдет три дня, во время которых я ничего не сделаю для пользы людей, я убью себя".
ТЮТЧЕВ. Стихотворения Ф. И. ТЮТЧЕВА ранее опубликованные (в 1826 г.) и оставшиеся почти незамеченными изданы в виде прибавления к "Современнику" и вызвали восторженные похвалы критики. В дальнейшем Тютчев будет пользоваться известностью, как поэт преимущественно славянофильского лагеря.
УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ, 1824 г. р., с этого года получил возможность вернуться к педагогической деятельности в качестве преподавателя Гатчинского сиротского института. В 1859 году его назначат инспектором Смольного института.
ХРУЛЕВ С. А., 1807 г. р., с декабря состоит в распоряжении князя А. С. МЕНШИКОВА. Будет председателем комитета по испытанию новых пуль.
ЧЕХОВ П. Е. женился на ЕВГЕНИИ ЯКОВЛЕВНЕ МОРОЗОВОЙ. У него будет шестеро детей: АЛЕКСАНДР, НИКОЛАЙ, АНТОН, ИВАН, МАРИЯ И МИХАИЛ.

В ЭТОМ ГОДУ ПОЯВЯТСЯ НА СВЕТ:

ДОРОВАТОВСКИЙ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ, будущий агроном-общественник, издатель. Он умрет в 1921 году;
ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ, будущий писатель и врач. Он умрет в 1933 году;
ИГНАТОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, будущий народник. Он умрет в 1885 году;
ЛАУР АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, будущий врач-гомеопат, драматург и журналист. Он умрет в 1901 году;
МАТТЕРН ЭМИЛИЙ ЭМИЛЬЕВИЧ, будущий московский мировой судья и переводчик драматических произведений. Он умрет в 1938 году;
будущий беллетрист-юморист и драматург МЯСНИЦКИЙ. Он умрет в 1911 году;
ПАВЛОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, в Москве в семье подпоручика П. А. Павлова будущий геолог, академик, профессор Московского университета, основатель московской школы геологов. Он умрет в 1929 году;
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ, в Тульской губернии в семье священника, будущий митрополит Яролавский и Ростовский Агафангел. Он умрет в 1928 году;
САВИНА МАРИЯ ГАВРИЛОВНА, будущая актриса. Она будет выступать на сцене с восьми лет, станет одним из организаторов и председателей Русского театрального общества и умрет 1915 году;
СЕРГЕЕНКО ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ, будущий беллетрист и публицист. Он умрет в 1930 году;
ЧЕРТКОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ. Он умрет в 1936 году.

В ЭТОМ ГОДУ УМРУТ:

ГОЛУБИНСКИЙ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ,1797 г. р., преподаватель философии в Московской Духовной Академии, священник;
КАРАМЗИН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, 1814 г. р. Кавалерийский отряд под его командованием попал в турецкую заставу и поголовно истреблен;
КОРНИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, 1806 г. р., вице-адмирал, возглавивший оборону Севастополя. 5 октября смертельно ранен ядром на Малаховом кургане на батарее из девяти орудий.
ЛАВАЛЬ ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА, 1800 г. р., в Сибири, жена осужденного на каторжные работы князя Сергея Петровича Трубецкого, графиня, последовавшая за мужем;
ПРОХОРОВ ТИМОФЕЙ, фабрикант, принесший Трехгорке всемирную известность, один из ситцевых королей России.

1854 год. В свет выходит первое отдельное издание стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева, вызвавшее одобрительные отклики у современников. Молодой Лев Толстой, впервые прочитав этот сборник, признался, что «обмер» от величины тютчевского таланта. Впоследствие Толстой, называя его среди своих любимых поэтов, говорил, что «без него нельзя жить».
Удивительно тонкую характеристику поэтического дарования Тютчева оставил И. С. Тургенев, принимавший самое активное участие в подготовке и издании первого сборника. С «нежным запахом фиалки» он сравнивает аромат тютчевских стихов: «Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её аромат».
Тютчева принято называть «певцом природы». В своей лирике он создал превосходные «пейзажи в стихах», проникнутые глубокой философской мыслью.
Поэтический мир Тютчева изумляет всякого, кто хоть однажды раскроет томик его стихов.
Тип речи: рассуждение. Зачин: предварительная информация о предмете рассуждения (в свет выходит первый сборник Тютчева). Основная часть: развертывание тезиса «стихи Тютчева как фиалка». Концовка: вывод.

«Анализ стихотворения» - Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…». Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д. Стихотворение написано с использованием…рифмовки… И. Бунин. Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике.

«Стихотворения Гумилева» - КАРАКАЛЛА (Caracalla) (186-217) римский император с 211, из династии Северов. Выводы исследования. Тема урока: «Тайны поэзии Н.Гумилева». Стихотворение «Мореплаватель Павзаний». Подготовить письменный рассказ на тему: «Мой Гумилев». Цель урока: определить особенности поэтического творчества Н.Гумилева.

«Стихотворение Фета» - Л. Н. Толстой (Из письма к В. П. Боткину. 9 июля 1857г.). Ночь. И заря, заря!.. 2 строфа. Л. Озеров. Лежали лучи … В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. Сделаем выводы. ПОВТОРЫ Синтаксический параллелизм АНАФОРА ЭПИФОРА. Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

«Анализ стихотворения Пушкина Памятник» - Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник». Г.Р. Державин. Классическая концепция лингвостилистического анализа поэтического текста Л.В.Щербы, В.В.Виноградова. Александрийский. ЩЕРБА Лев Владимирович . Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Лингвостилистический анализ поэтического текста.

«Сборник стихотворений» - Составление. Критерии оценки. Варианты оформления сборника. Соберите весь материал Составьте комментарии Расположите стихотворения в нужной последовательности. Обсуждение результатов. Подборка стихотворений. Оформление сборника. Красочный сборник стихотворений «Времена года в творчестве А.С. Пушкина».

«Стихотворения» - Отговорила роща золотая… Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется… Спит ковыль – никакая родина другая… Найдите в стихотворении сравнения и метафоры. Золотой, голубой, сиреневый, красный, желтый. Эпитеты и цветопись стиха. Старый клен головой на меня похож. Долго петь и звенеть пурге… (1918) Я покинул родимый дом…

error: Content is protected !!