Автором какого произведения является г флобер. Кто такой Гюстав Флобер? Титулы и награды

19-й век в области культуры по праву считали веком романа. Роман был для образованных слоев общества тем же, чем сейчас являются сериалы. И развлечением, и учением. У горьковского призыва «Любите книгу - источник знания!» ноги растут как раз из той эпохи, когда романист не только публику развлекал сюжетом, но и впиндюривал ей заодно массу полезных сведений. Виктор Гюго всегда нам будет в этом примером.

Да что там Виктор Гюго! Не он один! 19-й век - век славы французского романа. Именно тогда литература во Франции стала источником приличного заработка для многих, самых разнообразных, писателей и журналистов. В разы вырос круг потребителей литературы, тех, кто мог читать и получал от этого удовольствие. За что следует сказать отдельное спасибо системе государственного образования и промышленной революции. «Производство» романов тоже стало своеобразной отраслью промышленности, производящей развлечение. Но не только. Литература и журналистика формировали национальное сознание и сам французский язык.

И если уж говорить о языке и о стиле, главных успехов в этой области добился Гюстав Флобер (Gustave Flaubert; 1821 — 1880) . Его иногда называют творцом современного романа.

«Нормандский ус Флобера» помнят все, кто слушал и полюбил появившуюся в 1975 году пластинку Д.Тухманова «По волне моей памяти». Что правда, то правда, усы у Гюстава Флобера были роскошные. И да, был он уроженцем Нормандии.

Гюстав Флобер родился в «столице» Нормандии, Руане. Его отец был главным врачом местной больницы. Учеба в Королевском колледже Руана заставила мальчика полюбить историю и литературу. Причем, не только французскую. Гюстав читал и Сервантеса, и Шекспира. Здесь же, в колледже, он приобрел верного друга на всю жизнь, будущего поэта Л.Буйе.

Сейчас от Парижа до Руана - два часа на поезде. В начале 19-го века это было тоже не очень далеко, так что Гюстав Флобер отправился продолжать учебу в Париж. В Сорбонне он изучал право. После трех лет учебы он не выдержал экзаменов и распрощался с мыслью о карьере адвоката. Зато загорелся желанием стать литератором.

В 1846 году умер отец. После него семье осталось достаточное состояние, чтобы Гюстав смог возвратиться в имение Круассе неподалеку от Руана, которое принадлежало их семье. Здесь он жил, заботясь о своей матери и занимаясь литературой. Отсюда он, случалось, выезжал в Париж, где встречался со знаменитыми коллегами Э.Золя, Г.Мопассаном, братьями Гонкурами и с И.С.Тургеневым. Кстати, русский писатель оказал на всех перечисленных французских литераторов немалое влияние. А перевода для общения не требовалось. Тургенев прекрасно говорил по-французски.

Жизнь Флобера не особенно богата событиями. Хотя были в ней и путешествия. Например, в недавно ставший французской колонией Тунис и на Ближний Восток. Но все же он запер себя в провинции и полностью сосредоточился на литературе. Над ним не висела необходимость постоянно зарабатывать на жизнь писанием. Поэтому он мог в свое удовольствие оттачивать каждую фразу в поисках «правильного слова» («mot juste»). В уже упомянутой песне с диска «По волне моей памяти», написанной по стихотворению М.Волошина, братья Гонкуры названы «чеканщиками». Пожалуй, это прозвище больше подошло бы к великому перфекционисту Флоберу. Короче говоря, Г.Флобер прославился, как выдающийся стилист.

За всю свою творческую жизнь Флобер выпустил пять книг. Его первый роман «Госпожа Бовари» («Madame Bovary») был опубликован в 1857 году. Выход романа сопровождался скандалом, что привлекло к нему дополнительное внимание.

Главная тема этого произведения - конфликт между придуманной жизнью и жизнью реальной. Героиня романа - совсем не героическая личность. Более того, незабвенный М.С.Паниковский назвал бы госпожу Бовари личностью жалкой и ничтожной. Заурядная мещанка из небольшого городка неподалеку от Руана (так сказать провинция провинции) в поисках приключений и «высокой» (в ее понимании) любви растрачивает деньги своего мужа и в конце концов кончает жизнь самоубийством. При этом она травится мышьяком. Кто знает - не самый эстетичный способ свести счеты с жизнью. Долгое и мучительное умирание, черная блевотина... И это все старательно описал Г.Флобер. Да и вообще сочинение Флобера произвело фурор своим реализмом. До того ни один французский писатель не описывал во всех подробностях, как героиню его романа трахают в карете, кружащейся по городу. Ах, нравственность французской нации была этим ужасно травмирована! Автора и редакторов журнала, в котором роман был опубликован, привлекли к суду за оскорбление общественной морали

Судебный процесс писателем и журналистами был выигран. В 1857 году роман «Мадам Бовари» вышел отдельной книгой. Полностью, без купюр. А критики приклеили к Г.Флоберу ярлычок: реалист. Впрочем, реализм французского писателя имеет мало отношения к критическому реализму, процветшему в дореволюционной России, а уж тем более, к реализму социалистическому, которым лет семьдесят пугали студентов-филологов в Советском Союзе.

Вторая книга Г.Флобера вышла через пять лет. Это был исторический роман «Саламбо» («Salammbô»). Действие происходило в Карфагене после первой Пунической войны. То есть, задолго до нашей эры. Экзотика, однако. Сказались впечатления писателя о поездке в Тунис. Карфаген находился именно в этих краях. Кстати, роман был и остается весьма увлекательным чтивом. В нем много эротики, которую по тем временам можно было считать и порнографией тоже.

Третий роман, «Воспитание чувств» («L"éducation sentimentale») вышел в 1859 году. Это - рассказ о молодом человеке, который живет в тяжелое время очередной французской революции. Юноша был воспитан в духе романтическом, но столкнулся с реальной жизнью. Честно говоря, это - явление, происходящее с каждым поколением молодых мужчин в любое, даже не очень революционное, время. Так что роман может показаться интересным многим мальчикам 1990-х годов. (Тоже бурное время было в современной истории России) И да, в этой истории тоже имеется сексуальная изюминка - любовь молодого человека и взрослой женщины, лет на пятнадцать его старше.

В 1874 году вышла книга, которую Флобер писал едва ли не двадцать лет, «Искушение святого Антония» («La Tentation de Saint-Antoine»). Флобер не столько описывает подвиг святого, сколько широко и щедро, по-брейгелевски, живописует все сущие и мыслимые ереси, религии, философии и грехи. Про грехи писать интересно, да и читать не скучно.

Читать все перечисленные романы до сих пор интересно. Флобер - не скучный писатель. Не Эмиль Золя, который раскочегарил топку своего творческого воображения на полнометражный книжный сериал «Ругон-Маккары» (21 «производственный» роман - не шутка!). По тематике он ближе к Мопассану, книги которого во времена моего отрочества школьникам в библиотеке не выдавали. Разница только в том, что Флобер делал один роман на тему, о которой Мопассан писал десяток небольших рассказов. Так что если кто-то Флобера не читал, можно посоветовать восполнить этот пробел. По крайней мере, затраченного на это времени жалко не будет. И переводы на русский язык хорошие, дающие почувствовать мастерство великого стилиста.

Трудно рассказывать о такой жизни, которой жил Г.Флобер в последние свои годы. Никаких приключений, никаких любовных связей. Правда, поговаривают, что была у него любовь с матушкой Ги де Мопассана. Смерть начала подбираться к друзьям и близким, в 1869 году умер его друг поэт Буйе. Во время франко-прусской войны поместье Круассе оккупировали немцы. Критика к его романам относилась с некоторым подозрением. Неприятие вызывали и сюжеты, и язык его романов. Так что коммерческого успеха издание романов Флоберу не принесло. Да и содержание поместья требовало все больше денег, а доходы не увеличивались.

Флобер умер в своем поместье Круассе 8 мая 1880 года. Его влияние на развитие французского романа к тому времени никто не отрицал. А поскольку французская литература в конце 19-го века была образцовой для всех литераторов просвещенного сообщества, можно без преувеличения сказать: творчество Гюстава Флобера оказало влияние на всю мировую литературу. В том числе и на русскую. Так или иначе, Лев Толстой писал с оглядкой на французов. А «Анна Каренина» -- в некотором смысле русский вариант истории госпожи Бовари, дурной бабы которая погналась за так называемой «любовью».

Влияние же французской литературы на литературу советскую еще более сильно и совсем не благотворно. Дело в том, что Союз советских писателей создавали люди, для которых Флобер, Мопассан, Золя были звездами первой величины. И, начав руководить Союзом, они вольно или невольно впихивали бурлящую литературу советских 1920-х годов в уже устоявшуюся и потому скучноватую рамку реализма, сколоченную великими французскими романистами. При этом реализм они разумели совсем не так, как великие французы. Посему рамку эту существенно сузили, обернули кумачом и назвали социалистическим реализмом. А поскольку руководство Союза было единым, и кормежка шла из одних рук, практически никто из литераторов, объявивших себя советскими, сопротивляться давлению не смог. Более талантливые ваяли, как могли, эпопеи про современную жизнь, инкрустируя их в меру своего таланта и нонконформизма жемчужинками и алмазиками. Бесталанные тоже добивались определенных успехов в сочинении по прописям великих. Их издавали массовым тиражом, но читать это варево было сложно. Мазохисты могут почитать Бабаевского, а самоубийцы - М.Бубенова. Некоторые из совписов уже в 1970-е годы воплотили в жизнь то, о чем сплетничали про А.Дюма-отца за сто лет до этого. Огромные «опупеи» вроде «Вечного зова» строчили «литературные рабы». А уж как создавалась многонациональная советская литература - отдельный плач.

Впрочем, Гюстав Флобер в этих «перегибах на местах» нисколько не виноват.

ФЛОБЕР, ГЮСТАВ (Flaubert, Gustav) (1821–1880), французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л.Буйе (1822–1869), который на всю жизнь стал его верным другом.

В 1840 Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М.Дю Каном (1822–1894), который стал его спутником в путешествиях. В 1843 у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. После смерти отца в 1846 он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа. Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И.Тэном, Э.Золя, Г.Мопассаном и И.С.Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной темой были литературные проблемы.

Флобер был воспитан на творениях Ф.Шатобриана и В.Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов – Госпожа Бовари (Madame Bovary , 1857.

Великое творение литературы, Госпожа Бовари обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого «правильного слова» («mot juste». Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре Госпожи Бовари , оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов – Г.Джеймса, Дж.Конрада, Дж.Джойса, М.Пруста и многих других.

Главной темой Госпожи Бовари стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Флобер придал своим недалеким персонажам возвышенно-универсальное значение. Госпожа Бовари была впервые опубликована в журнале «Ревю де Пари» в 1856, однако, невзирая на то, что встревоженные М.Дю Кан и М.Пиша внесли серьезные поправки и сокращения, автора и редакторов журнала привлекли к суду за оскорбление общественной нравственности. После сенсационного судебного разбирательства – одной из самых знаменитых литературных баталий на юридическом поле – Флобер был оправдан, и в 1857 роман вышел отдельной книгой без каких-либо купюр.

Второй роман Флобера, Саламбо (Salammbô , 1862), стал результатом поездки в Африку в 1858, а также серьезных исторических и археологических штудий. Очевидно стремление автора отрешиться от обыденности, создав эпическое полотно на темы седой древности. Действие происходит в Карфагене после 1-й Пунической войны, когда наемники под предводительством Мато взбунтовались против карфагенян, руководимых Гамилькаром.

В третьем романе, Воспитание чувств (L"éducation sentimentale , 1859; рус. перевод 1870 под названием Сентиментальное воспитание ), Флобер пишет историю своего поколения, замороченного романтизмом и щедрыми посулами теоретиков гуманного общественного устройства, однако вынужденного спуститься на землю после катастрофы 1848 и крушения идеализма. Воспитание чувств являет собой нелицеприятный портрет потерянного поколения.

Начатое задолго до Госпожи Бовари и, по совету Буйе и Дю Кана, отложенное в сторону Искушение святого Антония (La Tentation de Saint-Antoine , 1874) обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала Флобера всю оставшуюся жизнь, и ее воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси, религии и философии.

Три повести (Trois Contes , 1877) включают в себя сюжеты двух типов – нарочито заурядного и цветисто-исторического. Краткий и сильный рассказ о жизни деревенской служанки (Простое сердце Un Coeur simple ) весь состоит из цепи утрат, оставивших ее к концу жизни лишь с чучелом попугая, к которому она привязывается до такой степени, что неосознанно начинает относиться к нему как к Святому Духу. В Легенде о святом Юлиане Странноприимце (La Légende de Saint-Jullien l"Hospitalier ) средневековый праведник, раскаявшийся в грехах юности, подвергается последнему высшему испытанию: прокаженный обращается к нему с просьбой о поцелуе. Исполнив его желание, Юлиан оказывается лицом к лицу с Иисусом, вознесшим его на небеса. Иродиада (Hérodias ) повествует о Саломее, требующей голову Иоанна Крестителя.

Восемь последних лет жизни Флобер отдал любимому детищу – роману Бувар и Пекюше (Bouvard et Pécuchet , 1881; рус. перевод 1881), который остался незавершенным. В истории двух мелких служащих, решивших посвятить свой досуг и небольшой доход изучению всех отраслей человеческого знания, главной мишенью являются безумства и неизбывная глупость человеческого рода. Флобер с мрачным наслаждением классифицирует все примеры такого рода, заставляя своих героев посвятить жизнь созданию антологии обнаруженных ими нелепостей.

Одним из величайших творений Флобера, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его Письма (Correspondence , опубл. 1887–1893). В непринужденном общении с друзьями он изливает на бумагу свои мысли, не заботясь о стиле и тем предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд в процессе ежедневного созидания и формулирующего свои идеи о природе литературы. Наряду с ярким автопортретом самого Флобера переписка содержит проницательные наблюдения о людях и нравах эпохи Второй Империи.

В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869, оккупация поместья наступающей вражеской армией во время франко-прусской войны, наконец, серьезные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков. Умер Флобер в Круассе 8 мая 1880.

Гюстав Флобер. Роман "Госпожа Бовари", впервые опубликован в 1856 г.

Не сочтите за еретический поступок – пост о скандально известном романе, когда-то считавшийся откровенно-бесстыдным. О времена, о нравы, знаете ли. Но Госпожа Бовари сама решает куда и когда ей приходить. Если она решила наведаться в Сочельник – пусть будет так.

Как всегда, я отвечаю на вопрос читателя – зачем читать эту книгу? Может быть, оттого, что эта книга включена в программу вашего образовательного учреждения? Не самая плохая причина для чтения.
Но лучше прочитать Госпожу Бовари, если вы – мечтатели и фантазёры. Если вам всегда казалось, что вы – чужой в своей семье. Хотелось убежать из родных опостылевших мест туда, куда глаза глядят. Грезилась большая и чистая любовь, а самое большее, что могли предложить вам – это прийти вечером на сеновал…
Если бы вы не хотели быть запутанным в сети кредитов, долговых обязательств, то лучше узнайте на примере бедняжки Эммы, как попадаются в ловушки ростовщиков.

А если когда-нибудь захотите покончить с этой жизнью, не выбирайте, прошу, в качестве яда, именно мышьяк. Чудовищные страдания неизбежны. Мадам Бовари уже принесла себя в жертву, ради нашего знания. Повтор излишен.

Наконец, если вас интересует безупречная красота слога, оригинальность и затейливость сюжета одного из шедевров мировой литературы – читайте роман «Госпожа Бовари».

P.S. Разумеется, такое совершенство просто так не даётся. Флобер писал роман медленно, мучительно, буквально проживая вместе с героиней ее нелёгкую жизнь. Поэтому не вызывает удивления его знаменитая фраза: «Госпожа Бовари –это я, господа».

Читать полностью

В поисках себя

Очень циничный роман. В этой книги нет положительных героев. А автор своего отношения к действующим лицам не высказывает. По крайней мере я их не нашла. О чем эта книга? О любви, конечно. Есть в ней и чистая любовь (любовь Жульена) и любовь плотская у Родольфа. Эмма искала любви на протяжении романа. У меня она оставила ощущение пустышки, тщущей красивую жизнь. И муж у нее под стать – недалекий. Все же спустя время она разочаровывается в браке, она начинает скучать в обществе мужа и мечтать о принце. Ее мечты начинают ее терзать все больше и больше. Любовь приводит Эмму к пропасти. Она деятельна, не просто мечтательна. И не может сидеть без дела. Роман наталкивает на размышление о жизни, о о любви.
Роман весьма многоплановый, многие образы из романа встречаются и в нашей жизни.

Читать полностью

В поисках настоящей любви. На пути к саморарушению.

«Госпожа Бовари» Гюстава Флобера считается шедевром мировой литературы. Большинство отзывов о книге положительные. Моя рецензия не будет исключением. Однако…
Мои знакомые, рекомендуя книгу к прочтению в один голос твердили: «Книга о сильной женщине!».
Да простят меня друзья-товарищи, но, на мой взгляд, главная героиня не настолько сильная, насколько хотела таковой казаться. Вдохновившись романами о любви, Эмма Бовари начинает жить в грёзах, тяготиться семейной жизнью. Даже рождение ребёнка не приносит ей радости. Сцена, где Эмма толкает свою дочку, поразила эмоциональной сухостью героини, что идет вразрез с ее общим эмоциональным настроем к жизни. В том, что Эмма смогла сделать то, что посчитала правильным и шла на поступки, невзирая на законы чести, духовности и здравого смысла не говорит о силе ее характера, а напротив – подчеркивает слабость.
Казалось бы, всё как и должно быть: преданный любящий муж, дом, семья… Чего ей не хватало? Почему душа требовала страстей, внебрачных греховных связей? Или искушение было слишком сильным?
Не понятно: зачем Эмма выбрала такой путь: в бесконечном поиске острых ощущений и собственной распущенности погубила свою семью? Усталость от провинциальной жизни? Реальность, приземленность и неромантичность быта? Возможно. Однако, все это не давало повода «падать в бездну» безысходности и саморазрушения.
Сложилось впечатление, что героиня не терзается особыми муками совести, а эгоистично делает то, что вздумалось. При этом, ее не хочется осудить или как-то комментировать ее поступки. Ее просто жаль. Вся жизнь прошла в поисках чего-то настоящего: настоящих чувств, настоящих отношений, настоящей любви. Но была ли она сама во всём этом настоящей? В то время как рядом с ней проходила жизнь ее мужа, ее дочери. Какой смысл имели эти поиски настоящего?
Сюжет произведения предельно прост и предсказуем. При этом автор очень точно подбирает правильные слова в каждом предложении, в описании каждой детали, для того, чтобы наиболее полно описать происходящее в жизни героев. Для своего времени произведение, конечно, провокационно и скандально. Да и впрочем, в некоторой степени, актуально и для настоящего.
Главные эмоции, которые возникли после прочтения книги – сожаление. Сожаление не от потраченного за чтением времени, а от событий, описанных в произведении, от того, что ничего не изменить, и время героев не обернуть вспять.
Но есть в этом романе что-то особенное, от чего хочется дочитать его до конца.

Читать полностью

Сильная женщина

Великолепное произведение классика Гюстава Флобера, которое заставляется задуматься.
Молодая Эмма Бовари, хочет любить и летать, но заботы не дают ей возможности: отец ломает ногу, учеба в церковной школе. Но судьба дает ей шанс: знакомство с врачом Шарлем, чувства и свадьба. Девушка мечтает быть счастливой и любимой в браке, представляет себе семейную жизнь, но в реальности все совсем не- так, как в мечтах: мать Шарля постоянно упрекает невестку, муж не способен заработать на достойное существование, а Эмма все время сидит дома и читает женские романы. Она хотела, чтобы в муже было что- то сильное и героическое начало, но муж слаб.
Позже Эмма с мужем переезжают в маленький городок, т.к женщина была беременна. Рождается дочь, но девочка не спасет брак: конфликтов становится все больше и больше: свекровь обвиняет невестку в расточительности, муж все чаще раздражает Эмму и становится ясно, что брак- это ошибка.Женщина знакомится в городке с юношой, моложе себя, но отношения не сложились: возможно, главной героине не хватило любви, сочувствия, вот и искала их на стороне.Леон уезжает учиться, а чтобы заглушать боль, то начинается время покупок у лавочника: под залог, под ипотеку и т.д. Лере был ловким, льстивым и и хитрым человеком. Он давно угадал страсть Эммы к красивым вещам и, постоянно, присылал то отрезы, то кружева, то ковры, то шарфы. Постепенно Эмма оказалась у лавочника в изрядном долгу, о чем муж не подозревал.
Вторая любовь Эммы,закончилась еще трагичней - болезнью и горем. Родольф, с которым она встречалась не был приспособлен к жизни: он требовал решений от нее, а она решила, брала в долг, дарила подарки и жила от встречи к встречи.Женщина мечтала любить и быть любимой, жить с Родольфом и уйти от мужа. Но чем больше привязывалась Эмма, тем более остывал к ней Родольф. Когда- то он пропустил три свидания подряд, и, даже. не извинился. В тот момент, самолюбие влюбленной женщины было задето, даже, возникают мысли полюбить мужа, но Шарль не понял ее чувства.
Вскоре готов план побега с Рудольфом и все готово к побегу, но любовник отказывается в последний момент и присылает корзину с абрикосами. С отчаянием приходит и воспаление мозга. В то время, когда жена болеет-муж берет у лавочника в долг. Вскоре, болезнь отступает и в театре ее ждет встреча с первым возлюбленным- Леоном, на которого приходится сильно тратиться, чтобы обманывать мужа.Она оплачивает гостиницу и дарит ему подарки,но хитрец Лере принялся настойчиво напоминать о долгах. По подписанным векселям накопилась огромная сумма и ей грозит опись имущества. Не выдержав испытаний, она выпивает мышьяк и умирает.
Что привело к страшной трагедии: во- первых, слабость мужа, который не способен был решить проблемы, который брал в долг, когда Эмма болела, а ей говорил, что обо всем договорился; а получается, что за все она платила сама: во- вторых., молодые любовники, которые жили за ее счет и не могли решить проблем. Приходилось ей быть все время сильной, вот душа и не выдержала, что привело к самоубийству.

Гюста́в Флобе́р (фр. Gustave Flaubert ) - французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste ). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари » (1856).

Родился 12 декабря 1821 года в Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребенком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1836 году он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Его молчаливую страсть он пронес через всю жизнь и отобразил ее в романе «Воспитание чувств».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в 1843 после первого эпилептического удара. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.

В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.

Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.

С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, таких как братья Гонкуры, Бодлер и встречается с Тургеневым.

В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буле. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 годе и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает свое имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.

Последние годы жизни писателя, омраченные финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.

Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.

Творчество

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» - философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

Первое издание романа «Госпожа Бовари» 1857.Титул

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари » (1856 ), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма, однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Как отмечал Б. А. Кузьмин,

в самом творчестве Флобер как бы стыдится проявить своё сочувствие к людям, не стоящим этого сочувствия, и в то же время считает ниже своего достоинства показать свою ненависть к ним. Как равнодействующая этой потенциальной любви и вполне реальной ненависти к людям и возникает флоберовская поза бесстрастия .

Некоторые отмеченные литературоведами формальные особенности романа - очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Гастон Бюсьер . Саламбо. 1907

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857 ). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Так роман появился в 1862 году. Это исторический роман, в котором повествуется о восстании в Карфагене в третьем веке до н.э.

Саламбо. Альфонс Муха (1896 )

Через два года в сентябре 1864 года Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Третий роман «Воспитание чувств» (1869 ) был насыщен социальными проблемами. В частности, в романе описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюбленность. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сот экземпляров.

В 1877 году публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным.

С 1877 по 1880 год он занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881 году.

Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.

Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев , связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».

Главные произведения

Гюстав Флобер,современник Шарля Бодлера, занимает ведущую роль в литературе XIX века. Ему приписывали аморальность и восхищались им, а сегодня он один из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе и элементы психологизма, и натурализма. Сам он считал себя реалистом.

Работу над романом «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер начал в 1851 году и работал пять лет. Роман опубликован в журнале Revue de Paris. Стиль роман похожий на стиль в романах Бальзака. Сюжет романа рассказывает о Шарле Бовари, который закончил обучение в провинциальном лицее. Так, он получает должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа у его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.

Роман «Саламбо» был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провел в Тунисе изучая исторические источники. Когда он появился в 1862 году его восприняли с большим энтузиазмом. Роман начинается с того, что наемники празднуют победу в войне в садах своего генерала. Разозлившись на отсутствие генерала, и вспоминая свои обиды, они громят его имущество. Саламбо, дочь генерала, приходит чтобы угомонить солдат. Двое предводителей наемников влюбляются в эту девушку. Освобожденный раб советует одному из них завоевать Карфаген, чтобы заполучить девушку.

Работа над романом «Воспитание чувств» началась в сентябре 1864 и закончилась в 1869 году. Он состоит из автобиографических элементов писателя. Роман рассказывает о молодом провинциале, который отправляется на учебу в Париж. Там он познает дружбу, искусство, политику и не может решиться в своих воззрениях между монархией, республикой и империей. В его жизни появляется много женщин, но все они несравнимы с Мари Арну, женой торговца, которая была его первой любовью.

Замысел романа «Бувар и Пекюше» появился в 1872. Автор хотел написать о тщеславии его современников. Позднее он пытался понять саму природу человека. В романе рассказывается, как жаркого летнего дня двое мужчин, Бувар и Пекюше, случайно встречаются и знакомятся. Позднее выясняется, что у них одинаковая профессия (копировальщик), и даже совместные интересы. Если бы они могли, то жили бы за городом. Но, получив наследство, они все-таки покупают ферму и занимаются сельским хозяйством. Позднее выясняется их неспособность к этой работе. Они пробуют себя в области медицины, химии, геологии, политики, но с одним и тем же результатом. Таким образом, они возвращаются к своей профессии копировальщиков.

(1821-12-12 )

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции , которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В году Флобер поступил на факультет права в Париже, но бросил учёбу в .

Личная жизнь Флобера складывалась непросто. Не желая подвергать риску заболевания (в детстве у него была выявлена эпилепсия) свое потомство, он не женился и не продолжил свой род, хотя у него и было несколько любовниц. Ведь, несмотря на свой средний рост, Флобер производил впечатление на женщин, которым нравились его зеленые глаза и слегка вьющиеся волосы. Слыл спортсменом, увлекался плаванием, греблей на каноэ и верховой ездой.

В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869 году, оккупация поместья наступающей вражеской армией во время франко-прусской войны , наконец, серьезные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков. Умер Гюстав Флобер 8 мая года в результате инсульта .

Библиография

Сочинения:

  • Собр. соч.: в 8 т. - М., 1933-1938;
  • Собр. соч.: в 5 т. - М., 1956;
  • О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи.: в 2 т. - М., .

Критическая литература:

  • Трэнчекова В.Д. - "Кинематографический потенциал в романе Флобера «Госпожа Бовари»
  • Дежуров А. С. Объективный роман Г.Флобера «Госпожа Бовари» // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. М., . – С. 304-319.
  • Иващенко А. Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции . - М., ;
  • Моруа А. Литературные портреты. - М., . - С. 175-190;
  • Пузиков. Идейные и художественные взгляды Флобера // Пузиков. Пять портретов. - М., . - С. 68-124;
  • Реизов Б. Г. Творчество Флобера. - М., ;
  • Храповицкая Г. Н. Гюстав Флобер // История зарубежной литературы XIX века. - Ч. 2. - М., . - С. 215-223.

Ссылки

  • Русскоязычный сайт Гюстава Флобера Биография, библиография, тексты произведений, письма, галерея, форум.
  • Библиотека французской литературы - романы на русском и французском ; Моруа, Набоков о «Госпоже Бовари»
  • Собрание сочинений на французском - по-видимому, наиболее полное собрание Флобера в интернете
  • «Искушение святого Антония», Письма - вариант 1856 года, перевод М. Петровского, Переписка 1830-1880

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Флобер" в других словарях:

    Гюстав (1821 1880) французский писатель, один из классиков буржуазного реализма. Р. в Руане, в семье главного врача городской больницы, являвшегося также землевладельцем. В 1840 сдал экзамен на баккалавра, затем переселился в Париж, чтобы изучать … Литературная энциклопедия

    - (Gustave flaubert) знаменитый франц. романист, главареалистической школы во Франции, род. в 1821 г., в Руане, ум. в 1880 г.Отец его был очень известный врач, заведовавший хирургическим отделениемв руанском госпитале; мать была родом из старинной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (1821 1880) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. На ряду с ярко реалистическими произведениями Флобер писал и фантастические романы, как, например, роман Саламбо. Первоклассный мастер стиля, Флобер создал… … 1000 биографий

    - (Flaubert) Флобер (Flaubert) Гюстав (1821 1880) Французский писатель романист. Афоризмы, цитаты Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня. Если женщина любит хама,… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Flaubert) Гюстав (1821 1880), французский писатель. Блестящий стилист, мастер реалистического письма. В романе Госпожа Бовари (1857) и Воспитание чувств (1869) показал моральное ничтожество героев из среды провинциальной и парижской буржуазии,… … Современная энциклопедия

    - (Flaubert) Гюстав (12.12.1821, Руан, – 8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский писатель. Родился в семье врача. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в 1844 нервная… … Большая советская энциклопедия

    Гюстав Флобер Gustave Flaubert Писатель романист Дата рождения: 12 декабря 1821 … Википедия

    - (Gustave Flaubert) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции; род. в 1821 г., в Руане, умер в 1880 г. Отец его был очень известный врач, заведовавший хирургическим отделением в руанском госпитале; мать была родом из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Флобер - (1821 1880) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. Наряду с ярко реалистическими произведениями Флобер писал и фантастические романы, как, например, цитируемый в тексте роман Саламбо. Первоклассный мастер стиля,… … Исторический справочник русского марксиста

    ФЛОБЕР - (Гюстав Ф. (1821 1880) франц. писатель) О, спутник вечного романа, Аббат Флобера и Золя От зноя рыжая сутана И шляпы круглые поля. ОМ915 (102.2); (Хоть он (юноша) юристом был, Но поэтическим примером Не брезговал: Констан дружил В нем с Пушкиным … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

error: Content is protected !!