Церетели зураб константинович и усыновленные дети. Пять работ скульптора, о которых не велось горячих споров. Награды международных организаций

Имя Зураба Церетели известно во всем мире. Его никого не оставляет равнодушным: его либо любят всей душой, либо так же страстно ненавидят. Скульптор прожил исполненную творчества, и сегодня он продолжает интенсивно работать, ведет активную общественную деятельность.

Происхождение и детство

Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Его отец принадлежал к старинному княжескому роду, так же как и мать. Отец будущего скульптора работал инженером-строителем, мама вела домашнее хозяйство. Много времени в детстве Зураб проводил в доме своего дяди по материнской линии - Георгия Нижарадзе, художника-живописца. В его доме царила особая творческая атмосфера, здесь часто бывали грузинские художники: Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Давид Какабадзе. Они разглядели в мальчике талант и стали его первыми учителями.

Образование

После школы будущий скульптор Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств на факультет живописи. И всю жизнь он считает себя в первую очередь живописцем, а уж потом уже скульптором, монументалистом. Окончил учебу Зураб в 1958 году. Спустя шесть лет, в течение которых он работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии при Грузинской академии наук, он отправляется на учебу во Францию. Во время этой поездки Церетели удается пообщаться с большим количеством известных художников и деятелей искусств, в том числе с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, которые дали высокую оценку таланту начинающего грузинского художника.

Путь в большое искусство

С конца 60-х годов Церетели привлекает монументальное творчество и мозаика. Скульптор отличается большим трудолюбием и высокой продуктивностью, поэтому ему удается создавать такое большое количество произведений. Среди первых работ, принесших ему известность, был проект оформления курортного комплекса в Пицунде (1967), серия мозаичных и витражных композиций в Тбилиси (1972), оригинальный детский курортный городок в Адлере (1973). Выполнение таких серьезных проектов открыло Церетели доступ к еще более серьезным работам. Он выполняет заказы для Министерства иностранных дел СССР, где работал главным художником. Значительной была работа Зураба Константиновича по оформлению Олимпиады и по разработке проекта гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве в 1980 году.

В следующие 10 лет многочисленные памятники Церетели появляются в России и за рубежом. Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами. В начале 90-х годов Церетели переезжает в Москву, где при активной поддержке мэра Юрия Лужкова создает множество монументальных композиций для столицы России.

Также на протяжении многих лет Зураб Константинович создает скульптурные портреты современников, которые установлены во многих города страны и мира.

Важнейшей частью своего творчество сам Церетели считает живопись. За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира.

Религиозная тема в творчестве Церетели

Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике. Так, он создал памятник Папе Римскому Иоанну Павлу Второму. Но самой масштабной стала Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Позже Иисус Христос Зураба Церетели пытались установить в Санкт-Петербурге, но и там он не вписался в ландшафт. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров.

Петр Первый

Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру. Так появился Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник. Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве.

Знаменитые работы

В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным. Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие:

Мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве;

Торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве;

Монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской ;

Скульптуры на Манежной площади в Москве;

Композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке;

Две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье;

Скульптура «Заяц» в Баден-Бадене;

Общественное мнение и критика

Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии. Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место. Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям.

Музей современного искусства

Зураб Церетели, работы которого представлены уже во многих странах мира, создал музей для пропаганды собственного творчества. Мэр Лужков выделил под музей Церетели несколько зданий в самом центре Москвы. Здесь разместились личная коллекция скульптора, состоящая из 2000 произведений искусства, и собрание регулярно пополняется. Сегодня музей обладает обширной коллекцией произведений отечественного искусства, в том числе интересным набором работ советских нонконформистов и современных художников. Отдельное здание занимает постоянно действующая выставка Зураба Церетели, разместившаяся на трех этажах музея-мастерской. Здесь можно проследить тенденции развития дарования мастера. Музей ведет большую образовательную и просветительскую деятельность.

Общественная деятельность

Зураб Церетели всегда много сил и времени тратил на общественную деятельность. Он считает своим долгом помогать людям, воспитывать молодое поколение. Некоторое время он преподавал в Тбилисской академии художеств, сейчас дает мастер-классы в учебных заведениях мира. Церетели является президентом Международного фонда Содействия, почетным академиком многих академий художеств мира, его назначили послом Доброй воли ЮНЕСКО, президентом Российской академии художеств. Он побывал даже депутатом Государственной Думы и членом Общественной палаты РФ.

Награды

Скульптор Церетели за свою бурную и продуктивную деятельность награжден невероятным количеством знаков отличия, премий и призов, перечислять их все можно очень долго. К наиболее значительным наградам относятся звание Героя Социалистического труда, Народного художника Грузии, СССР, Российской Федерации, Ленинская и Государственные премии. Церетели - кавалер орденов Ленина, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» первой, второй и третьей степени. Также он обладатель орденов г. Москвы, Чеченской республики, православной церкви и многих государств мира. Он носит более десяти различных почетных званий, обладатель более десяти различных премий, 12 знаков отличий от иностранных государств.

Семья

Скульптор Церетели - счастливый семьянин. Его жена, Инесса Александровна Андроникашвили, также принадлежит к старинному княжескому роду. У пары есть дочь Елена, сегодня работающая искусствоведом. У Церетели трое внуков и четверо правнуков.

Детство и семья

Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного времени Константин Иванович трудился в Народном Комиссариате Грузии в должности главного технического инспектора. После отец Церетели был назначен главным горным инспектором республик Закавказья.

Церетели-старший принимал участие в Великой Отечественной войне. За отличную службу был награжден орденами, медалями и благодарностями. Но из-за ранения его уволили в запас в звании полковника. Церетели Константин Иванович после войны принимал участие в восстановлении разрушенных объектов. В это же время он преподавал в Политехническом институте в Тбилиси.

Мать Зураба – Нижарадзе Тамара Семеновна происходила из княжеского рода. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию своих детей, как это принято на Кавказе. Зураб рос в обстановке художественного творчества. Его дядя, брат матери – Георгий Нижарадзе – известный художник-живописец, постоянно брал племянника к себе в дом. Здесь Георгий познакомил мальчика Зураба с деятелями культуры, грузинскими художниками: Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Аполлон Кутателадзе, Чико Казбеги, Дурсун Имнашвили. Общение с таким контингентом людей не прошло для Зураба Церетели бесследно.

На уроках в школе юный Зураб много рисовал. Во многих его работах уже тогда зародилось ощущение принадлежности к истории, к жизни страны. Часто на летние каникулы Церетели уезжал в Западную Грузию к своей бабушке, она жила в селе Губи. Здесь будущий художник увидел народную культуру, красоту бытовых предметов, разнообразие природы. Только в Губи Зураб чувствовал себя свободным без городской суеты. Его поражало разнообразие красок, какие невозможно было увидеть в Тбилиси. Все это образовало для художника фундамент творчества.

Академия художеств

Зураб Константинович Церетели еще в детстве понял, какую профессию ему выбрать. Он поступил в Тбилисскую академию художеств. Во время учебы в вузе молодой человек много работал. Часто вместе со своими однокурсниками, которые в будущем стали известными художниками: Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Кенделаки, Зураб путешествовал по Грузии.

В свободное время Зураб Церетели посещал музеи, где изучал представленные экспонаты. Он много странствовал по, познавал новое, много ездил на лошадях, ходил пешком. Церетели, чтобы ближе познать природу, слушал журчание горных рек, запоминал запах земли. Таким образом, Церетели обошел привлекавшие художников места: Кахетия, Имеретия, Тушетия, Сванетия, Рача, Хевсуретия, Абхазия, Аджария, Гурия.


Все это сыграло важную роль в становлении Зураба Константиновича как художника. В 1958 году художник окончил академию художеств. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси». Но до защиты она не была допущена из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель написал новую картину «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку.

Работы Зураба Церетели

После института Зураб устроился на работу в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. В круг его обязанностей входило участие в археологических экспедициях, подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Первые годы работы были для Зураба Церетели временем совершенствования профессиональных навыков. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. Большой успех художник Церетели имел на выставке «На страже мира», проходившей в Москве.

В 60-е годы Зураб Церетели быстро занял позиции в советском искусстве. Как-то архитектор Шота Каландаришвили дал задание Зурабу, расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Художник прочувствовал детскую фантазию, где присутствуют сказки, выдумки, но роспись не была выполнена в натуре.

Галерея искусств Зураба Церетели

Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Именно Церетели был приглашен в качестве главного художника этого уникального объекта. В этой работе он предстал как художник-монументалист. Все Зураба Церетели в Пицунде стали новым шагом в развитии монументального искусства России.

Далее следовали крупные мозаичные работы художника Церетели во многих районах Грузии. Знаменитой работой стало мозаичное панно «Человек, труд - смысл и красота бытия», расположенное на фасаде Дворца культуры профсоюзов. После появилось декоративное оформление ресторана в Тбилиси «Арагви». Эта работа была отмечена Государственной премией. Зураб Церетели принимал участие в оформлении курорта «Боржоми» . В 70х годах скульптор участвовал в создании парка Победы в Тбилиси, его работа «Знамена» вывешена в парке на облицованной стене. Зураб Константинович так же работал в Адлере над монументальным комплексом. Художник применял новую технику работы по металлу. Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели рисовал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед. Рельеф был крупным и хорошо воспринимался с большого расстояния.

Зураб Церетели и его творчество

По новой технологии были сделаны работы: монумент в Абаши, композиция «Колхида», «Человек и солнце», «Узы дружбы». Зураб Церетели принимал участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве. Скульптор широко известен за границей. Он был лично знаком с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, встречался с Робертом Раушенбергом, Кэндзо Тангэ и многими другими известными художниками и архитекторами XX века. Политики и деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них. Церетели работал в разных странах мира. Он оформил интерьер здания представительства СССР при ООН в Нью-Йорке. Огромное панно «Москва-столица, моя Москв» из нержавеющей стали украшает посольский зал в Токио. В США успех работ Церетели был огромен. Творец работал преподавателем на факультете искусств. За преподавательскую работу Церетели Церетели в Москве создал монументальные произведения.

Он принимал участие в реставрации Храма Христа Спасителя. По мнению представителей Русской Православной Церкви, Зураб Церетели блестяще выполнил все стоявшие перед ним задачи, и внешний вид воссозданных им элементов художественного убранства храма соответствует старым.

Награды

Скульптор удостоен большого количества наград и званий. Художник является Героем Социалистического труда. Зураб Константинович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 1,2,3 степени. Ему был вручен орден «Дружбы народов». Церетели является народным художником РФ, народным художником СССР, народным художником Грузинской ССР. Зурабу Константиновичу вручили «Государственную премию РФ», «Ленинскую премию». Художник является кавалером ордена «Почетного легиона», офицером ордена «Искусств и литературы». Церетели имеет в своей копилке медаль «Во славу Осетии», знак отличия «За заслуги перед Москвой».

Личная жизнь Зураба Церетели

Церетели Зураб Константинович в браке с Инессой Александровной Андроникашвили. У супругов есть дочь Елена. Также художник счастливый дедушка. У него два внука: Василий и Зураб. Внучка Виктория.

Скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия).

В 1958 году окончил факультет живописи Тбилисской академии художеств.

После окончания академии художеств был принят на работу в Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии на должность художника-архитектора.

В 1963-1964 годах работал старшим мастером оформительского цеха Тбилисского художественно-производственного комбината Художественного фонда Грузии. В этот период стал художественным руководителем и председателем монументальной секции Союза художников Грузии.

С конца 1960-х годов Церетели начал активно работать в области монументального искусства.

В 1967 году он стал главным художником курортов Грузии. Оформлял курортные комплексы в Пицунде, Гаграх, Сухуми, Боржоми. В том же году в Тбилиси прошла первая персональная выставка Зураба Церетели.

В 1967-1968 годах работал над дизайнерским оформлением Дома кино в Москве, в 1969 году создал мозаичные композиции во Дворце профсоюзов в Тбилиси, мозаичный бассейн "Морское дно" в мемориальном комплексе в Ульяновске.

В 1970-1980 годах являлся главным художником министерства иностранных дел СССР.

В 1979 году был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1980 году был назначен главным художником XXII Олимпийских игр в Москве.

В 1981-1982 годах являлся художественным руководителем по монументально-декоративному искусству Художественного фонда Грузии, возглавлял творческую мастерскую монументального искусства Академии художеств СССР в Тбилиси.

В 1983-1985 годах заведовал кафедрой монументально-декоративного искусства Тбилисской академии художеств.

В 1987 году был избран председателем Союза дизайнеров Грузии, в 1990-1992 годах занимал должность академика-секретаря отделения дизайна Академии художеств СССР.

В 1992 году стал президентом Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО.

В 1994 году был назначен вице-президентом Российской Академии художеств (РАХ), в 1996 году — и. о. президента РАХ, с 1997 года возглавил Академию.
Зураб Церетели участвовал в ряде архитектурно-монументальных проектов: в 1993-1995 годах возглавлял проект по созданию мемориального комплекса на Поклонной горе; в 1994-1999 годах осуществлял художественное руководство и координацию работ по воссозданию Храма Христа Спасителя; в 1996 году работал над созданием художественной концепции оформления Московского зоопарка; в 1997 году разработал общее художественно-дизайнерское решение Манежной площади.

В 1998 году в Малом Манеже прошла первая персональная выставка Зураба Церетели в Москве — "Посвящается Инессе". В 2007 году состоялась персональная выставка художника в выставочных залах штаб-квартиры ЮНЕСКО (Париж). Персональные выставки Церетели прошли также в Брисбене (Австралия, 2007), Харбине (КНР, 2008), Пловдиве (Болгария, 2009), Нью-Йорке (2010), Париже (2010), Палермо и Риме (2011).

В 1999 году Церетели стал инициатором создания Московского музея современного искусства, занял пост его директора и передал в музей свою личную коллекцию произведений искусства XX века. В 2001 году открыл музейно-выставочный комплекс "Галерея искусств Зураба Церетели".

Монументальные работы художника находятся в России, Грузии, США, Испании, Франции, Италии и многих других странах мира. Среди самых известных работ мастера: композиции "Счастье детям всего мира" (Брокпорт, США, 1979), "Добро побеждает зло" (Нью-Йорк, 1990), "Рождение нового человека" (Севилья, Испания, 1995), памятники "300 лет Российского флота. Петр I" (Москва, 1997), Николаю Гоголю (Рим, 2002), Николаю Чудотворцу (Бари, Италия, 2003), княгине Ольге (Псков, 2003), генералу Де Голлю (Москва, 2005), Ахмаду Кадырову (Грозный, 2005), Георгию Победоносцу (Тбилиси, 2006), Папе Римскому Иоанну Павлу II (Плоэрмель, Франция, 2006), Олегу Рязанскому (Рязань, 2007).

Зураб Церетели - автор Монумента, посвященного борьбе с международным терроризмом (Байонн, США, 2006), композиций — "Ипатьевская ночь" (Москва, 2007), "Жены декабристов. Врата судьбы" (Москва, 2008), "Мушкетеры" (Кондом, Франция, 2010), "Мимино" (Тбилиси, 2011), памятников Марине Цветаевой (Сен-Жиль Круа де Ви, Франция, 2012), Петру Столыпину (Октябрьский, Ульяновская обл.,.2012), Основателям Евросоюза (Мец, Франция, 2012), Апостолу Павлу (Верия, Греция, 2013).

Церетели — профессор ведущих отечественных и зарубежных вузов — Тбилисской академии художеств, Брокпортского университета изящных искусств (США, 1979), Московского государственного университета им М.В. Ломоносова (2004).

Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид, 1998). Член-корреспондент Академии изящных искусств Франции (2002). Член Европейской академии наук и искусств (2009).

Член Национальной академии искусств Украины (2011). Действительный член Грузинской академии наук.

С 2006 года Зураб Церетели — член Общественной палаты РФ. Входит в комиссии по развитию благотворительности и волонтерства, а также — по культуре и сохранению историко-культурного наследия.

Зураб Церетели — Народный художник СССР и РФ (1979, 1993), посол доброй воли ЮНЕСКО (1996), Герой Социалистического труда (1991). Лауреат Ленинской премии (1976), Государственных премий СССР (1978, 1983) и РФ (1996), премии Пикассо (1994), Государственной премии Грузии (2004).

Кавалер орденов "Дружбы народов" (1994) и "За заслуги перед Отечеством" III, II и I степеней (1996, 2006, 2010).

За вклад в культуру и искусство награжден медалью "Вермей" (Франция, 1998), орденом Габриэлы Мистраль (Чили, 2002), Орденом искусств и литературы (Франция, 2005), Золотой медалью почета Национального общества искусств США (2010).

Кавалер Ордена Почетного легиона Франции (2010), Ордена "За Гражданские заслуги" (Испания, 2012), Императорского Ордена Святой Анны (Россия, 2013).

Зураб Церетели был женат на Инессе Андроникашвили (умерла в 1998 году).

У скульптора есть дочь Елена (1959 года рождения), трое внуков — Василий (1978), Зураб (1987) и Виктория (2000), правнуки: Александр (2003), Николай (2005), Филипп (2008) и Мария Изабелла (2009).

Материал подготовлена на основе информации открытых источников

За глыбу деньги

Как Зураб Церетели стал богатым художником

Деньги-«зурабки», московские казино, вагоны с медью и парк развлечений, в котором основательно развлёкся только один человек. Журнал «Деньги» разбирался, как скульптору Зурабу Церетели удаётся дарить городам памятники, в которых только бронзы на несколько сотен миллионов рублей.

Жители Санкт-Петербурга собирают подписи под петицией против установки в городе памятника Христу работы Церетели . Статуя была отлита скульптором в 2013 году, имеет высоту 33 метра – по числу прожитых Христом лет – и поначалу предназначалась в дар городу Сочи, но там не нашлось для неё места. Теперь Церетели утверждает, что изваял статую специально для того, чтобы подарить её Санкт-Петербургу, причём не одну, а в составе композиции из 17 работ, из которых 14 являются восьмиметровыми памятниками членам царской семьи Романовых.

Против Христа, превосходящего размерами даже памятник в Рио-де-Жанейро (он без постамента – всего 30 метров), высказалась не только светская общественность, но также представители дома Романовых и даже Русская православная церковь. Последняя сообщила, что в христианстве нет практики поклонения памятникам.

Журнал «Деньги», со своей стороны, обсуждать этические или художественные аспекты не берётся, но впечатлён стоимостью подарка. Опрошенные нами скульпторы подсчитали, что, по самым скромным расчётам, без логистики, монтажа и постаментов себестоимость 17 скульптур составляет 320 млн. руб . Щедро, учитывая, что всего месяцем раньше был установлен другой подарок Церетели людям – 92-метровый памятник Колумбу в Пуэрто-Рико. Тоже ведь, наверное, миллионов 150 потратил. Впрочем, биография самого успешного российского скульптора доказывает, что обеднеть, раздавая такие подарки, нельзя.

Перспектива быть бедным художником Зураба Церетели не увлекала никогда

Как Тициан

Много лет назад, отвечая на вопрос журналиста, Зураб Церетели говорил, что бедным художником он быть никогда не хотел, а хотел быть, например, как Тициан, которого «обожал весь венецианский сенат, вся Венеция, все императоры иностранные».

Как известно, Тициан был неприлично богат, устраивал роскошные балы в своём палаццо, а не попавшие на эти балы злопыхатели писали о нём как о «наиболее алчном из людей, когда-либо созданных природой».

Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд ., на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Благодаря своему обаянию и умению договариваться, он пережил в качестве «придворного» скульптора несколько поколений власти и не растерял своего.

Звание «грузинского миллионера» Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это время в Грузии называли «зурабкой» , потому что мельче денег молодой скульптор не признавал. Состояние пришло к нему просто: рано возглавив монументальную секцию Союза художников Грузии, Зураб Константинович получил доступ к заказам на оформление главных партийных здравниц. Его скульптуры, а также мозаичные и декоративные панно украсили Гагры, Сухуми, Боржоми, Адлер, Сочи, Мисхор и Пицунду.

В Пицунде случился первый в его биографии скандал. Ходили слухи, что у ОБХСС МВД Грузинской ССР возникли претензии к скульптору: якобы смета работ была необоснованно завышена. А подвели Церетели бамбуковые шторы: по документам они были оформлены как уникальные художественные произведения.

Но всё обошлось: у Церетели довольно рано появились высокие покровители, среди которых были и первый секретарь ЦК компартии Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе , и Михаил Посохин , главный архитектор Москвы.

Дружба с последним, кстати, переросла в родство: дочь Церетели вышла замуж за сына Посохина, тоже не последнего человека в архитектурной среде Москвы. С 1993 года он возглавляет «Моспроект-2», который с лёгкой руки архитектурного критика Григория Ревзина в конце 90-х годов был прозван «придворной мастерской» мэра Москвы Юрия Лужкова. В «эпоху Лужкова», конечно, и началось превращение миллионера в миллиардера.

О том, что Церетели в начале 90-х имел отношение к двум московским казино, стало известно совсем недавно

Казино и медь

В середине июля этого года в Москве арестовали вора в законе Шакро Молодого (Захария Калашова), и в результате на свет всплыли многие истории. Одна из них касается Церетели. Как выяснилось, уже в середине 90-х годов он вместе с американцем грузинского происхождения Алексом Крейном и бывшим сотрудником Минобороны СССР Карленом Азизбекяном являлся совладельцем двух московских казино – «Кристалл» и «Голден Палас». Предполагается, что в 2000 году банда Шакро отобрала оба казино у предпринимателей, а юрист Церетели Владимир Духнов и Алекс Крейн были убиты.

К началу 90-х относится и ещё один «лихой» эпизод, приписываемый Церетели. Речь идёт о скульптуре Колумба – скорее всего, о том самом Колумбе, который только что счастливо укоренился в Пуэрто-Рико . В 1992 году он только начинал свой нелёгкий путь: Россия хотела подарить его США. В связи с этим Лужков просил Бориса Ельцина освободить от таможенных сборов материалы для композиции. Ваять Колумба предполагалось из бронзы .

Но работники таможни, вскрывшие вагоны, идущие с комбината «Уралэлектромедь» под Екатеринбургом, обнаружили там 85 тыс. тонн меди , что составляло 10% годового медного экспорта России. По факту контрабанды было возбуждено уголовное дело, но корыстного интереса Церетели следствие не обнаружило.

Через два года «дело о русской статуе» обсуждалось уже в Испании: фигуру Голиафа работы Церетели мэрия Москвы преподнесла в дар испанскому городу Марбелья. Некоторое время спустя член оппозиционной испанской Социалистической рабочей партии Исабель Гарсиа Маркес заявила, что на самом деле это был никакой не подарок. Мэра Марбельи Хесуса Хиля обвинили в том, что он заплатил за статую из бюджета около $1 млн ., но не напрямую. Лужков и Церетели якобы получили оплату земельными участками, которые скульптор позже обменял на апартаменты в коттеджном посёлке Лос-Гранадос.

Однако испанская газета El Mundo снова утверждала, что статуя – только вершина айсберга , а на самом деле это была ширма, под прикрытием которой из России контрабандой вывозились медь и бронза. Правоохранительные органы Испании возбудили по этим обвинениям уголовное дело, оно было не единственным против мэра Марбельи – всего он обвинялся по 70 уголовным делам. Через несколько лет «дело о русской статуе» было прекращено: материалы по делам Хиля были украдены, а испанский служащий, которого обвинили в краже материалов, погиб при загадочных обстоятельствах.

Попасть в «придворные скульпторы» Лужкова, несомненно, было большой творческой удачей Церетели. С Юрием Михайловичем у скульптора была не просто дружба, а тоже (как и с советским покровителем Посохиным) практически родство: Церетели является крёстным отцом его дочери Ольги, родившейся в 1994 году. Скульптор лично дважды ваял Лужкова: один раз – в образе дворника (по мнению Церетели, это очень символично, поскольку работа дворника схожа с работой мэра), второй раз – в образе спортсмена, одновременно играющего в футбол и теннис. Обе скульптуры стоят в галерее Церетели на Пречистенке.

Монумент Победы на Поклонной Горе в Москве. Установлен в 1995 году. Высота 141,8 метра (по 1 дециметру за каждый день войны)

Заказы в Москве – один масштабнее другого – сыпались на скульптора как из рога изобилия. Церетели руководил работами по созданию мемориального комплекса на Поклонной горе, участвовал в реконструкции Московского зоопарка, но больше всего, конечно же, запомнится москвичам тремя вещами – реконструкцией Манежной площади, возведением памятника Петру I и проектом воссоздания храма Христа Спасителя.

В отличие от предшественников (Колумб в Америке и Голиаф в Марбелье), монумент Петра I Москве был не подарен, он был изготовлен по заказу московского правительства. Неважно, что горожане от подарка всеми силами отпихивались. Из бюджета было уплачено 100 млрд . неденоминированных рублей ($16,5 млн .) за создание и установку памятника.

По поводу гонораров, запрошенных Церетели за работы мастеров по отделке храма Христа Спасителя, между ним и мэром пробежала первая кошка. Услышав запрошенную за работу сумму (для начала Церетели потребовал $1,2 млрд .), Лужков высказал готовность за такие деньги уволиться и лично залезть на леса с кисточкой.

Примечательна и история о том, как храм стараниями Церетели пытались отделать синтетическими материалами. Лужков заверил, что на мрамор для скульптур денег не пожалеют, однако Церетели стал продвигать идею использования материала декоративит, который прочие специалисты упорно называли пластиком.

Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке. Установлен в 1997 году к празднованию 850-летия города. Высота – 98 метров

В случае с ХХС от пластика удалось отбиться: в оформлении использована главным образом бронза, зато эту идею удалось масштабно реализовать на следующем проекте – торговом комплексе «Охотный ряд» . Вообще-то изначально конкурс на реконструкцию Манежной площади выиграл архитектор Борис Улькин , который предлагал создать на площади целый город под землёй с музеем, театром, кинотеатром и детским игровым центром. Но потом Улькин из проекта каким-то образом пропал, и за него взялся «Моспроект-2» во главе с зятем Церетели .

В итоге, культурные заведения из проекта исчезли тоже, остался один торговый комплекс. По стоимости строительства он стал одним из самых дорогих в мире – квадратный метр обошёлся в $5 тыс ., чего не скажешь о его отделке: исторический декор «Охотного ряда» был выполнен из пластмассы.

После бала

Отношения Лужкова и Церетели стали портиться ещё до отставки мэра. В 2007 году московское правительство отобрало у Фонда детского парка чудес, учреждённого Церетели, 330 га земли в Нижних Мневниках. Участок фонду был выделен в 1994 году в бессрочное пользование для строительства «русского Диснейленда», но за 13 лет ни парка, ни инвесторов в проекте так и не появилось. Зато, как заявил в 2007 году заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь, на участке были построены бензоколонка, ресторан «Ермак», байк-клуб Sexton , цементный завод и рынок. При этом фонд, сдавая участки в аренду сторонним компаниям, пользовался льготами по налогу на землю. Налоговики требовали от него доплаты 800 млн. руб. налога , но фонду удалось оспорить это в суде.

Монумент «Рождение нового человека» в Севилье. Установлен в 1995 году. Высота 45 метров

Как писала газета «Коммерсантъ», Церетели собирался построить в Нижних Мневниках и торговый комплекс. Привлечь в проект скульптор намеревался крупнейших московских девелоперов – Года Нисанова и Зараха Илиева, владеющих, в частности, ТК «Европейский» и гостиницей «Украина». Церетели был связан с бизнесменами ещё по строительству «Европейского»: скульптор выступал соучредителем ЗАО «Киевская площадь» (доля в 12%), которое являлось заказчиком и инвестором строительства торгового комплекса.

Для застройки Мневников в 2005 году было создано ООО «Город чудес»: согласно данным СПАРК, Фонд детского парка чудес выступал его совладельцем, а Год Нисанов – гендиректором.

Реализовать планы партнёры не успели, а вскоре московская эра Церетели и вовсе закончилась: в 2010 году Лужков был снят с формулировкой «в связи с утратой доверия». Церетели, в отличие от своего покровителя, ни доверия, ни состояния не утратил.

Он остаётся владельцем нескольких зданий в Москве. Так, скульптор занимает несколько зданий на Большой Грузинской. Дом под номером 15 ещё в 90-х был передан ему под жильё и мастерскую. Соседние строения (под номерами 1 и 3), которые числятся за Музеем современного искусства, созданным «под Церетели» ещё при Лужкове, также находятся в собственности скульптора. Принадлежат ему и три других здания музея – на Петровке, в Ермолаевском переулке и на Тверском бульваре.

Памятник «Слеза скорби» в городе Байонн в США. Установлен в 2006 году в память жертв 11 сентября. Высота 30 метров

Общественное движение «Архнадзор» несколько лет назад нашло у Церетели особняк в Волковом переулке – в историческом здании незаконно велась реставрация. Тем не менее, по данным «Архнадзора», сегодня она почти завершена.

У скульптора также обнаружились здания в Товарищеском переулке и на улице Брянской – городские власти судились с Церетели из-за того, что в первом случае он незаконно провёл реконструкцию, а во втором незаконно построил ювелирный магазин, аптеку и кафе, хотя участок был предоставлен всего лишь в аренду.

Столичные власти подали в суд на Зураба Церетели

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…


4 января скульптору Зурабу Церетели исполняется 82 года. Свой день рождения мастер встречает на строительной площадке. На берегу Атлантического океана в Пуэрто-Рико, где начинается завершающий этап сооружения самого высокого памятника человеку на Земле. Об этом памятнике ещё предстоит услышать миру, а мы решили вспомнить 10 самых известных работ Зураба Константиновича.

1. Монумент «Дружба народов»



В 1983 году в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией в Москве был установлен «парный» памятник - монумент «Дружба народов».. Это одна из самых известных ранних работ Церетели.

2. Монумент «Добро побеждает Зло»


Скульптура установлена перед зданием ООН в Нью-Йорке в 1990 году и символизирует окончание холодной войны.

3. Монумент Победы



Эта стела была возведена в рамках мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, открытого в 1995 году. Высота обелиска составляет 141,8 метра – по 1 дециметру за каждый день войны.

4. Статуя Георгия Победоносца на Поклонной горе



У подножия Монумента Победы установлена ещё одна работа Зураба Церетели – статуя Георгия Победоносца, одного из важных символов в творчестве скульптора.



В городе Севилья в 1995 году была установлена одна из самых известных в мире работ Церетели – монумент «Рождение нового человека», достигающий в высоту 45 метров. Уменьшенная копия этой скульптуры находится в Париже.

6. Памятник Петру I


Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота монумента составляет 98 метров.

7. «Святой Георгий Победоносец»



Эта скульптура установлена на 30-метровой колонне на площади Свободы в Тбилиси – Святой Георгий является покровителем Грузии. Монумент был открыт в апреле 2006 года.

8. «Слеза скорби»



11 сентября 2006 года в США был открыт памятник «Слеза скорби» - подарок американскому народу в знак памяти жертв 11 сентября. На церемонии открытия присутствовали президент США Билл Клинтон и президент России Владимир Путин.



В 2010 году на пересечении улиц Солянка и Подколокольного переулка был установлен монумент в честь погибших во время захвата школы в Беслане в 2004 году.



Установлен вблизи Тбилисского моря. Композиция состоит из трёх рядов 35-метровых колонн, на которых в виде барельефов изображены грузинские цари и поэты. Работа над ним продолжается.
error: Content is protected !!