Что такое Орф-педагогика? Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития

Волшебный мир музыки – путь гармоничного развития дошкольника Что такое ОРФ – ПЕДАГОГИКА? (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ») Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93 « Эллюки » Музыкальный руководитель: Переход Надежда Александровна НИЖНЕКАМСК

1. Теоретическая часть Кто такой Орф? Карл Орф - немецкий композитор и педагог, разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах.

Что такое Орф-подход? Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. Главный принцип орф-педагогики - «учимся, делая и творя». Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, она должна соответствовать психологии ребенка. Это музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Ее назвал Орф элементарной музыкой. Шульверк - это пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов.

ЗАДАЧИ ОРФ – ЗАНЯТИЙ? Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. Приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. Создание «ситуации творчества», которая должна быть реализована через игру. Акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все виды деятельности (ритм, движение, танец, пение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое. ПРИНЦИПЫ ОРФ – ОБУЧЕНИЯ? 1. Обучение нужно для развития. 2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются. 3. Процесс важнее результата. 4. Практика важнее теории (нот).

2. Практическая часть КРУЖОК «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» (дети 5-6 лет)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ШУМОВОЙ ОРКЕСТР ПЕНИЕ РИТМИКА Смена деятельности не даёт малышам почувствовать усталость

Методологическая основа работы Методика «Музыка для детей» Карл Орф; Авторская программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной; «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение, импровизация» Т. Э. Тютюнниковой; «Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой; «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева; «Звуки, ритмы и слова» Татьяна Боровик.

Танцевальная ритмика - в основном даются самые базовые упражнения на ритмику и координацию. Детки учатся слушать музыку, находить в ней ритм и делают свои первые танцевальные шаги (речевые упражнения, звучащие жесты, пальчиковая гимнастика).

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Жук Я ленивый майский жук. Я немного пожужжу – жж. На ромашке полежу – жж. Муха в воздухе летает – вз. Я на муху погляжу – жж. Поглядел и есть пора - жж ням. На обед у нас кора - ням ням. И улягусь до утра-а-а-а, Потому, что спать пора – тс-с-с-с. (стих. В. Фишкина) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «На елке» Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.) И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.) После добрый Дед Мороз (Дети «шагают» средним и указательными пальцами обеих рук по столу.) Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.) В них же - вкусные предметы. (Делают ритмичные хлопки.) Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.) Орешки рядом с ними, груша, Яблоко, один золотистый мандарин.

Звучащие жесты (ЗЖ) – термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Инструменты, которые всегда «с собой». Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Лиса. Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям) Нашла книгу под сосной.(Поочерёдно шлепки по коленям) Она села на пенёк (Притопы) И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу») Скок – скок – поскок. Скок,скок,поскок (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Сколочу мосток. (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Серебром замощу (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Всех ребят пущу. (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.)

ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ работа над развитием музыкального слуха, голоса; работа над дикцией и артикуляцией; различные упражнения и игры, развивающие певческое и речевое дыхание. дыхание; звукообразование; дикция; чистота интонирования; ансамбль. Песенный репертуар: «От носика до хвостика» М. Парцхаладзе, «Песенка - чудесенка » А. Берлин, «Песенка о гамме» Г. Струве, «Солнечный зайчик» В. Голиков, «Я умею рисовать» Л. Абелян, «Зеленые ботинки» С. Гаврилов. ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР Карл Орф разработал целую серию шумовых инструментов для обучения детей и использование этих инструментов является частью всей методики обучения. Все инструменты обладают уникальными тембрами, их использование помогает детям стать внимательными слушателями и участниками увлекательного процесса игры вместе в ансамбле. В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы. Мышиная история Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. БАРАБАН / ПУСТАЯ КОРОБКА И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. МЕТАЛЛОФОН Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ? Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ ОРЕХИ грызли зёрнышки ТОН - БЛОК (рубель) И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. ШУРШАТЬ БУМАГОЙ / ПАКЕТ Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. РАСЧЁСКА / (Рубель) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. ПОДУТЬ (В БУТЫЛКУ) ИЛИ МУНДШТУКИ ОТ ФЛЕЙТ Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Классическое Орф — занятие — это движение и музицирование на Орф-инструментах. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию .
Орф-общества есть в десятках стран мира. Некоторые из них насчитывают несколько тысяч членов (США). Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары и многоуровневые курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте в Австрии.

Кто такой Орф?
Карл Орф — немецкий композитор и педагог. Он наиболее известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937).

Что такое Орф-подход?
Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. Она не предполагает только одну ограниченную цель или фиксированный набор шагов для её достижения.

Каковы задачи Орф- уроков?
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. При этом мама знакомится с массой новых идей и инструментов для игры с ребенком.

Из чего состоит урок?
— движение и танец (традиционный и художественный;
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— пение;
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Какие инструменты используются на Орф-уроке?
— барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
— ксилофоны;
— звучащие жесты (body percussion) — это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.

Каковы принципы Орф-обучения?
1. Обучение нужно для развития.
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются.
3. Процесс важнее результата.
4. Практика важнее теории (нот).

В музыкальной школе все наоборот:
1. Обучение оторвано от развития.
2. Все предметы сразу отдельные — движения вообще нет, дети сидят весь урок.
3. Важен только результат
4. Сначала теория – ноты.

Значит ли это, что Орф-подход противоречит академическому? Нет. Просто академический подход рассчитан на взрослых, сознательных и замотивированных детей. А с малышами не работает. Орф-уроки дополняют, предваряют и готовят к академическому образованию.

Примеры занятий с мамой
«Звуки»
Исследование звуковых миров разных стихий: вода, дерево, бумага, металл, ткани.
1. Идем в ванную, начинаем слушать звуки воды – как она капает, льется, журчит. Придумываем разные способы производить эти звуки.
2. Другой день – газетный: рвем газеты, делаем из них разные фигуры, клеим газетные костюмы. Играем газетную музыку – придумываем разные способы звукоизвлечения – шуршание, хлопание, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

«Катя шла»
Катя шла шла шла.
Апельсин нашла.
Апельсин какой?
Апельсин большой!

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— заменяя имя (Маша Саша Варя);
— заменяя предмет (мандарин, самолет, магазин, огурец, чемодан);
— заменяя качество (большой, сухой, живой).
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Катя шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Катя шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

«Винни-Пух»
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от- тирлим-бом-бом
Скажите от- чего так мерзнут ноги!

(из «Винни-Пуха», перевод Б. Заходера)
1. Ходим и читаем вслух это стихотворение, пока не выучим наизусть.
2. Хлопаем на «тирлим-бом-бом».
3. Хлопаем вместо «тирлим-бом-бом».
4. Делимся на две партии. Один читает основной текст, другой произносит или хлопает «тирлим-бом-бом». Меняемся ролями.
5. Вместо хлопания стучим по любому предмету.
6. Под основной текст тоже стучим или хлопаем, попадая ударами в слоги.
7. Делимся на те же две партии и только стучим, а слова произносим беззвучно.
8. Основную часть произносим, вместо «тирлим-бом-бом» прыгаем (бегаем, садимся на корточки – каждый раз разное). Поняв правила игры, ребенок каждый раз придумывает новое задание.

Сайты
Орф в Москве
Музей и фонд Орфа
Орф-Шульверк Форум — международная организация, координирующая Орф-движения во всем мире

Литература
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сб. Статей под ред. Л. Баренбойма. — М., 1978
Леонтьева О. Карл Орф. — М.. 1984.
Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000.

Курсы
Обо всех курсах, проходящих на территории России можно узнать на сайте.
__________________________________________________________________________

Статья подготовлена по материалам Вадима Каневского , композитора и Орф-педагога.

Сегодня существует множество самых разных методик развития ребёнка. И почти в каждой уделяется внимание музыке. Рассказываем об одной из самых популярных творческих систем воспитания.

Автором орф-педагогики, которая направлена на всестороннее развитие ребёнка, является Карл Орф (собственно, отсюда и название метода). Этот немецкий композитор и педагог прославился благодаря кантате «Кармина Бурана», а также за счёт изобретения собственной педагогической концепции, получившей название Орф-Шульверк. Классический «шульверк» Орфа - это обучающие занятия с детьми, во время которых юные музыканты не только играют на инструментах, но и поют, танцуют, а также учатся аккомпанировать.

Орф-воспитание: суть системы

Согласно концепту орф-педагогики, эта система не предполагает чёткий набор правил и обязательных ступеней развития - в отличие, например, от музыкальной школы, где ребёнку нужно пройти «нотную грамоту», и по мере обучения сдавать обязательные экзамены.

Главная задача орф-педагогики - помочь малышу раскрыть и развить собственный творческий и . Именно поэтому в этой методике большое внимание уделяется импровизации и активации фантазии.

При этом на «уроках» нет как такового строгого алгоритма: дети слушают различную по жанрам музыку, воспроизводят звуки, приплясывая или отбивая ритм, учатся , двигаться в пространстве и общаться с другими детьми.


Орф-практика: урок - импровизация

Как правило, каждое занятие имеет определённую тему. К примеру, море. Чтобы обозначить тему, педагог создаёт визуальный ряд (рисует картинку), который дополняет звуковой схемой, передающей особенности выбранного аспекта. А потом начинается самое интересное: учитель предлагает дошколятам придумать свой собственный вариант воплощения темы «моря». В помощь малышам - весь арсенал выразительных средств: музыка и самые разные звуки, пение, движение и танец, театральные приёмы и речь. Можно использовать самые разные музыкальные инструменты (а такими может стать и самый обычный стакан или кусок ткани), хлопать в ладоши и топать ногами, превращая заданную тему в музыку, а затем - и в движения, слова.

Продолжительность урока в среднем не превышает часа, и, как правило, он длится не менее 20 минут. Что касается возраста, когда можно приобщать кроху к креативным занятиям, то жёстких рамок нет: орф-педагогика рекомендована для детей от 0 до 3 лет, ведь эти музыкальные занятия не являются академическим образованием, зато отлично подготавливают ребёнка к «классическим урокам».


Орф-педагогика: домашние уроки

Занятие «Звуки»

С помощью этой практики малыш сможет изучить различные стихии и те звуки, которые им соответствуют: вода, дерево, бумага, металл, ткани.

Начните с ванной: вместе со своим чадом послушайте звуки воды - как она льётся, стекает, капает. Попробуйте воспроизвести услышанные звуки разными способами. Выберите наиболее схожий и самый удачный приём.

18.05.2017 Вебинар: «Современные формы работы с дошкольниками на музыкальном занятии Недирективные, латентные формы обучения »

Дата проведения: 18 мая 2017 года
Категория участников: музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций, преподаватели музыки в школе, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Ведущая: Грот Ольга Эдуардовна-музыкальный руководитель гимназии 1505, орф-педагог

Анонс:
Мировая музыкальная педагогика выработала множество синкретических подходов и форм музыкально-танцевальной работы с дошкольниками. Все их можно определить как общее поле креативно-развивающей педагогики, которая становится все более востребованной в современном образовании. А как быть с привычной на этом поле директивно-наглядной?
Вопросы для обсуждения:
- Учим или играем?
- Репетируем или придумываем варианты?
- Готовимся к утреннику или прекрасно проводим время?
- Утренник - это отчет для руководства или праздник для души детей?

11.05.2017 Вебинар: «Все поют с удовольствием. Современные формы работы по пению с дошкольниками»
Категория участников: музыкальны руководители, воспитатели, педагоги дошкольного и начального образования, педагоги дополнительного образования
Ведущая:

Анонс:

Природа наградила человека тонким и чутким инструментом - голосом. Наша задача сделать так, чтобы пение было очень интересным и увлекательным процессом. Ведь в процессе пения у детей развивается большое количество способностей, такие как слух, чувство ритма, память, дикция. Развивается эмоционально-нравственная сфера дошкольника и его творческая любознательность. Благодаря пению укрепляется здоровье. Важно, чтобы уже в детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту искусства. Взрослый, который сможет передать свою любовь к пению и музыке.

Прослеживается тенденция, что в настоящее время в детских садах пением занимаются по шаблону. Занятие пением сводится к натаскиванию к праздникам. Как сделать занятия интересными и полезными? Какие игровые приемы можно использовать в музыкальном развитии детей?

Своими находками я поделюсь в ходе вебинара.

  • Мы рассмотрим цикл упражнений и игр на развитие дыхания.
  • Обсудим возможные варианты развития голосового аппарата, артикуляции и интонации в игре.
  • Поговорим о том, как разнообразить вводную и основную часть музыкального занятия. Как мотивировать застенчивых детей к пению.
  • Как сохранить голосовую работоспособность педагога при большой нагрузке.
  • Поговорим о различных вариантах исполнения песен.
  • Об участиях в конкурсах и концертах.
  • Мы покажем методические приемы, которые позволят вам в игровой форме раскрыть перед детьми увлекательный мир пения. Будут показаны видео с практическими приемами.

Обсу ждаемые вопросы:

1 «Петь приятно и удобно?» Как сделать пение любимым видом деятельности.
2. Игры, сказки, упражнения для развития голоса.
3. Водная и основная часть занятия. Вариативный и индивидуальный подход.
4. Варианты исполнения песен. Приемы и идеи.
5. Показ методических видеофрагментов


25.01.2017 Вебинар: «Мониторинг и диагностика в свете реализации ФГОС ДОО. Как наблюдать за детьми на музыкальных занятиях и праздничных мероприятиях?»

Дата проведения: 25 января 2017 года
Категория участников: музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций, преподаватели музыки в школе, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Ведущая:

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна

Канд. искусствоведения,доцент МПГУ, зав. Лабораторией Элементарного музицирования, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России, автор и ведущая семинара «Учусь творить».

Методист-эксперт международного класса в области детского музыкального образования, соавтор Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом музицировании « Тутти».

Научно-практический интерес автора связан с темой всестороннего творческого развития детей 3-7 лет средствами элементарного музицирования. По этой теме в России издано более 70 публикаций и более 20 книг и пособий по методике начального музыкального обучения.

Анонс:
Данный вебинар проходит в рамках проекта «Дневник музыкального руководителя (ссылка на проект ). Наша сегодняшняя тема – « Мониторинг и диагностика в свете реализации ФГОС ДОО. Как наблюдать за детьми на музыкальных занятиях и праздничных мероприятиях?»

  • Как соединить систематическую работу и подготовку к празднику?
  • Как наблюдать за детьми на музыкальных занятиях и праздничных мероприятиях?
  • Мониторинг и диагностика в деятельности музыкального руководителя, как их трактует ФГОС.
Ответ на эти вопросы мы попытаемся дать во время вебинара.
Мы будем говорить о том, что сложно найти в какой-то методической литературе или «умных» книжках. Умение понимать «суть невыразимого» это компетенция, приобретаемая с годами. Научиться правильно наблюдать – вот задача нашего вебинара.
Слова «смотреть» и «видеть» - разные по смыслу. Как смотреть и что видеть? Музыкальному руководителю важно также еще и «правильно слышать». И не только музыку в исполнении детей. Он должен уметь «видеть душой» и «слышать сердцем».
В деятельности музыкального руководителя наблюдение за детьми – это инструмент анализа и оценки своей педагогической деятельности. Если проводить аналогии, то «мониторинг» и «диагностика» соотносятся между собой как «путь, во время которого собирается информация», и «карта, на которой она фиксируется».
Что наблюдать? Для кого? Для чего? Где фиксировать? Об этом поговорим на вебинаре.
Мы будем учиться смотреть и видеть на примере методических видео и дискуссионных размышлений.

Творческие упражнения из журнала «Орф-фокус» №1:

  • «Чепуховая считалка» (Т.Э. Тютюнникова);
  • Озвучиваем сказку «Наступила осень» (Е. Чуйкова);
  • «Мышка снов» сказка со звуками (Байба Брице);
  • «Уж как шла лиса по травке» (Т.Э. Тютюнникова);
  • «Гусята и цыплята» (Т.Э. Тютюнникова).

18.05.2016 Вебинар: «Современные подходы к слушанию музыки в дошкольном возрасте»

В рамках вебинара:

О принципах развития способности к восприятию музыки;

О приоритетности слушания музыки в детском саду в связи со словом и движением;

О том, что такое моторное звено восприятия музыки и что такое слушание музыки с помощью движения;

О том, как речевое музицирование, связь со словом и детскими музыкальными инструментами формируют основы понимания музыкальных интонаций;

О том, какую музыку способны воспринимать дошкольники и какой продолжительности;

О том, почему разговоры о музыке не помогают ее понять; невербальное понимание музыки;

О приоритетности активных форм слушания музыки - в процессе музицирования.

11.05.2016 Вебинар: «Обучение пению дошкольников»

В рамках вебинара:

О возможностях и особенностях детского голоса; связи между голосом и музыкальным слухом в дошкольном возрасте;

В 30-х годах прошлого столетия мир узнал замечательного немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа, который стал известен на весь мир благодаря кантате «Кармина Бурана» и педагогической концепции Орф-Шульверк. Шульверк Карла Орфа основан на обучении детей через игру на музыкальных инструментах, аккомпанировании, пении, создании танцевальных движений.

Смысл орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. При этом Орф не был сторонником ограничения музыкального развития детей только классической музыкой, которая, как считают многие, единственная возможность развить правильный музыкальный слух и творческое начало. Он считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств. Кроме того, когда ребенок слышит все музыкальные стили: джаз, авангард, классика и т.д. – он учиться ее правильно воспринимать.

Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.

Как строится урок по орф-педагогике?

Качество и результат урока зависит от педагога, от его умения создать правильную атмосферу в группе. Сначала педагог выбирает тему урока, например, аквариум. Затем он демонстрирует детям нарисованных рыбок и звуковую схему. После этого он предлагает детям импровизацию – придумать свой собственный «аквариум». При этом можно, например, демонстрировать морскую волну, которая должна сопровождаться пением буквы «А»: педагог рисует волну - дети поют, педагог остановился – дети остановились и т.д.

Тематика уроков обширная, при этом можно использовать практически все музыкальные инструменты и не только – в ход можно пустить и ладоши, и ложки, и свист и т.д. Одним словом – необходимо превращать придуманную тему в музыку, или музыку превращать в движения. Можно также делить детскую группу – одни поют или играют, а другие демонстрируют движения.

Продолжительность урока от 20 минут и до часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы малыш и весело провел время, и получил необходимые навыки для дальнейшего развития.

Достоинства орф-педагогики

  • Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
  • В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
  • Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
  • Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
  • Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
  • Развитие слуха, восприятия;
  • Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

С какого возраста можно заниматься с ребенком орф-педагогикой?

Как уже было сказано выше, никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только вы видите, что малыш уже проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, вы можете начать занятия. Обычно в специальных группах по орф-педагогике проводятся занятия для детей от 0 до 3 лет. Разумеется, группы разделены между собой по возрасту.

Орф-педагогика в домашних условиях

Конечно, лучше всего отдать ребенка в надежные руки профессионального педагога. Но и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.

Предлагаем вам два примерных урока.

«Звуки стихий»

1. Идем с малышом в ванную, включаем кран и начинаем слушать звуки воды. Сначала включаем совсем маленький напор и слушаем, как она журчит и льется, затем практически полностью закрываем, даем возможность ей только капать. Придумываем разные способы производить эти звуки. Также можно включить душ и попробовать изобразить звук дождя или водопада.

2. Придумываем разные способы звукоизвлечения из бумаги или газеты – шуршание, хлопанье, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

«Маша шла»

Маша шла шла шла.

Апельсин нашла.

Апельсин какой?

Апельсин большой!

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.

Пробуем разные варианты текста:

Меняем имя;

Меняем предмет, например, самолет, чемодан, пирожок и т.д.;

Соответственно меняем качество предмета - сухой, большой, смешной и т.д.

2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.

3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.

4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.

(«Маша шла» – левая, «шла шла» – правая)

5. Делим ритм между частями тела.

(«Маша шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

error: Content is protected !!