Цитаты. Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах Ермил гирин как зовут героя

В рассказе о Ермиле Гирине и его печальной судьбе большую четкость и остроту обретает высокий этический и злободневно-политический смысл спора мужиков о счастье. Уже композиционная отчлененность эпизода с Ермилом (он включается после реплики: «Эй, счастие мужицкое!..») подготовляет читателя к тому, что счастье его принципиально отлично от «дырявого с заплатами» мужицкого. В рассказе о Гирине нарисован высокий идеал счастья по народным представлениям:

Да! Был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья...

Ермил обладает тем материальным достатком, который, с точки зрения мужика, необходим для счастливой жизни. «Кому на Руси жить хорошо» — не бытовая повесть, это «философия народной жизни», произведение, где правда жизни раскрывается с помощью художественной условности. Поэтому автор ничего не говорит о том, как, какими путями пришел Ермил к этому «богачеству». Для решения социальной и нравственной задачи, над которой бьются правдоискатели, дано: Гирин богат и стыдиться этого ему нечего, так как все, что он имеет, нажито честным трудом.

Ермил имеет и другое необходимое условие счастья: почет.

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Своей многолетней бескорыстной деятельностью («В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал»), своим «умом и добротой» Ермил заслужил глубокое уважение и доверие народа, что и проявилось в сцене с покупкой мельницы. Силу «над округою» Гирин взял «не колдовством, а правдою», его облик воплощает в себе правдолюбие народа, его нравственную требовательность. Только жизнь на основе строгой правды и может дать человеку ощущение радости — вот смысл рассказа Федосея.

Так было и с Ермилом, пока он не поставил свое личное благополучие выше «правды», выше интересов другого человека, пока не сдал в рекруты вместо своего брата Митрия сына старухи Власьевны. Однако глубокое раскаяние Ермила в своем поступке, невозможность для него жить с сознанием своей вины перед «миром» делают этот образ еще более привлекательным. Недаром он после всего случившегося стал «пуще прежнего / Всему народу люб».

Ну, так что же? Дана норма жизни, к которой нужно стремиться? Нет, иную цель имел автор, вводя в поэму эпизод с Ермилом Гириным. Дав мужикам возможность выслушать рассказ Федосея (с дополнениями седенького попика), автор содержанием этого рассказа приводит к мысли, что высокий идеал счастья, мыслимый как свободная зажиточная трудовая жизнь, утопичен, недостижим при современном общественном строе. Во-первых, в этих условиях зажиточность крестьянина (если он не мироед) может быть только счастливым исключением. Мы ведь даже не знаем, как удалось Ермилу разбогатеть, в то время как никто из жителей деревень Босово, Горелово, Неелово и др. добиться этого не сумел... А во-вторых... Рассказ Федосея вторично перебивает «попик седенький», сообщив, что Ермил Гирин сидит в остроге. Эта реплика сразу переводит повествование из этического и несколько умозрительного в остро политический план.

Вот она реальность-то! Бунтует в борьбе за справедливость нищая мужицкая Русь. Бунтует «в избытке благодарности» к освободителям. Поднимаются от невыносимой жизни на борьбу даже самые забитые, поднялась даже вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки...

И хотя рассказчик, крестьянин Федосей, говорит, что причина бунта «осталась неизвестною», Некрасов, используя символику названий, раскрывает ее: до того обрубил помещик крестьянские наделы, что мужики веками испуганной губернии, не смевшие при крепостном праве дыхнуть (Недыханьев уезд), застывшие в вековом оцепенении (Столбняки!), — и те взбунтовались. Осторожным упоминанием о бунте в Столбняках автор дает понять читателю, что народному терпению приходит конец, что борьба, на которую поднимается крестьянство, и есть единственный путь к достижению того идеала жизни, который так пленяет слушателей в рассказе о Ермиле.

За что попал Ермил в острог, в поэме прямо не говорится, но и по намекам об этом нетрудно догадаться: во время бунта в деревне Столбняки Гирин, видимо, встает на сторону восставших. Иначе и не мог поступить человек с таким обостренным чувством справедливости. Ермил сознательно жертвует личным благополучием во имя идеи общей справедливости, «правду» предпочитает «богачеству» и попадает в острог. В условиях помещичьего государства непрочным, временным, призрачным оказалось его бытовое благополучие.

Отчленив композиционно рассказ о Гирине от изображения судьбы других «счастливцев» и тем подчеркнув исключительность его судьбы, Некрасов, однако, оставил его в пределах главы «Счастливые», ибо иронический смысл ее заглавия может быть распространен и на судьбу человека, кончившего свою жизнь в остроге.

В рассказе Федосея с неменьшей четкостью, чем духовный облик героя, вырисовываются нравственные понятия и требования крестьянской массы. Мужики Адовщины ценят Ермила за честность, бескорыстие, строгую прямоту. Сторицей платит за добро отзывчивое мужицкое сердце, доказательством чему служит эпизод с покупкой Ермилом мельницы. В основу его Некрасов положил подлинный факт, описанный П. И. Мельниковым-Печерским. Богатый нижегородский раскольник Петр Иванович Бугров за полчаса до переторжки о казенном подряде на перевозку соли «опрометью бросился на нижний базар и там, сказав торговцам: „Братцы, давайте денег скорее", снял перед ними свой малахай, в который через четверть часа было накидано 20000 рублей серебром». С деньгами Бугров успел на переторжку. Подряд остался за ним. Некрасов использовал этот, может быть и исключительный, факт, чтобы показать не только безграничное доверие и уважение мужиков к Ермилу, но и (и это главное!) чувство локтя, чувство мужицкой солидарности, более того — социальной солидарности, т. к. купец Алтынников им социально враждебен и поддержка Ермила по существу равносильна защите собственных интересов. Знаменательно, что темой народной солидарности начинается (покупка мельницы) и заканчивается (бунт в Столбняках) история Ермила Гирина.

«Кому на Руси жить хорошо». В поэме речь идет о том, как семь крестьянских мужиков отправились бродить по Руси, чтобы найти хоть одного счастливого человека. Ермил Гирин - один из второстепенных героев, крестьянин, чья история рассказывается в главе под названием «Счастливые».

История создания

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов писал в течение десяти лет, с 1866 по 1876 год, а возможно и дольше. Автор потратил много времени на сбор материала, и первые наброски могли быть сделаны еще в 1863 году. Впервые отрывок поэмы появился в печати в 1866 году, в январском номере литературного журнала «Современник». К этому моменту Некрасов как раз закончил работу над первой частью. Публикация готовых материалов растянулась на долгие четыре года, и все это время Некрасов подвергался гонениям и нападкам цензоров.

В 70-х годах XIX века Некрасов возобновил работу над поэмой и стал писать продолжение. С 1872 по 1876 год появились части, озаглавленные автором «Последыш», «Крестьянка» и «Пир - на весь мир». Автор собирался работать и дальше и растянуть поэму еще на три или четыре части, однако состояние здоровья не позволило Некрасову эти планы осуществить. В итоге автор ограничился тем, что постарался придать законченный вид последней из написанных частей поэмы и на этом остановился.

«Кому на Руси жить хорошо»

Ермил Ильич Гирин - простой крестьянский мужик, однако человек гордый и решительный. Герой содержит мельницу, где честно работает, никого не обманывая. Крестьяне доверяют Гирину, а помещик относится к герою с уважением. Фамилия «Гирин», вероятно, отсылает читателя к физической и душевной силе героя.


Гирин молод, однако умен и обучен грамоте, благодаря чему пять лет служит в конторе писарем. Когда приходится выбирать бурмистра, крестьяне единодушно выбирают Гирина на эту должность. На этом посту герой оставался семь лет и проявил себя справедливым и честным человеком, заслужив уважение народа.

Герой неплохо обеспечен для крестьянина, однако окружающие ценят Гирина не за богатство, а за доброту к людям, ум и правдивость. Когда крестьяне обращаются к Гирину за помощью, тот неизменно помогает советом или делом, выступая своего рода народным заступником. При этом герой не требует от людей благодарности и отказывается принимать плату за собственные благодеяния.

Гирин не присваивает чужого. Однажды у героя остается «лишний рубль», с которым Гирин обходит всех, чтобы вернуть деньги хозяину, но так и не находит владельца. При этом сам герой не наивен и видит, когда другой человек пытается юлить и обманывать, не покупается на лесть.


Гирин совестлив и правдив, с негодованием относится к крестьянам, которые «вымогают копейку» у других таких же мужиков, и судит по совести окружающих. Обостренное чувство справедливости не позволяет Гирину попустить виновному или обидеть правого. Герой также весьма самокритичен и готов назвать злодеем самого себя, когда поступает против совести.

Случай, когда герой покривил душой, в жизни Гирина был всего один. Гирин «выгородил» собственного младшего брата из «рекрутчины» (помог откосить от армии). Сам герой считает этот поступок нечестным и мучается от того, что совершил его, едва в результате не наложив на себя руки. В конечном счете, герой отдает-таки собственного брата в солдаты, а другой крестьянский сын возвращается домой из армии.

Не чувствуя, что вина искуплена, Гирин уходит с должности «бурмистра», берет в аренду мельницу и принимается там работать. Герой трудится честно, по совести берет за помол. Гирин считает, что люди равны, и поэтому отпускает муку в порядке очереди, не глядя, кто перед ним - бедный мужик или управляющий. Героя уважают в округе, поэтому обращающиеся к нему честно, вне зависимости от статуса, придерживаются установленной Гириным очереди.


Позже к мельнице начинает «присватываться» некий купец Алтынников. Мельницу решают продать, и бойкий Гирин участвует в торгах, которые выигрывает. Однако у героя на руках не оказывается денег, которые нужны, чтобы внести залог. Тут проявилась любовь простого народа к Гирину, потому что крестьяне, присутствовавшие на базаре, всего за полчаса собрали для Гирина тысячу рублей - громадную по тем временам сумму.

У героя есть все, что нужно для счастья, однако Гирин затаил обиду на тех, кто пытался отнять у него мельницу. Обида толкает героя на то, чтобы отказаться от счастливой судьбы и спокойной жизни и поддержать народное восстание, которое вспыхнуло в вотчине. Герой отказывается усмирять крестьян и в конце концов попадает в острог. Дальнейшая биография Гирина неизвестна.


Есть в поэме и другие примечательные персонажи, например, Яким Нагой - антипод Гирина. Это до полусмерти пьющий мужик с впалой грудью и бурой шеей, кожа героя похожа на древесную кору, а лицо - на кирпич. Некрасов изображает изможденного человека, которого пьянство и изматывающая работа лишили здоровья и сил.

Яким пьет, потому что не находит ничего хорошего в жизни. Некогда герой жил в Петербурге, но разорился, оказался в тюрьме и вынужден был вернуться в деревню, где у Якима не было альтернатив, кроме изматывающей работы пахаря. В образе Якима воплощена трагическая сторона крестьянского уклада.


Интересен также образ - «губернаторши» и «доброумной» бабы, о которой окружающие думают, что живется ей весело и вольготно. Сама же героиня придерживается иного мнения и считает, что «ключи от счастья женского» на Руси потеряны.

Ярок и образ - поповского сына и поэта, который мечтает поднять простой народ с колен. Гриша вырос в крайней бедности и едва не умер с голоду, поэтому смысл собственной жизни видит в служении крестьянам и в облегчении участи простого народа, чья жизнь полна бед и невзгод.

Цитаты

«Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!»
«Он до смерти работает,
До полусмерти пьет».
«Толпа без красных девушек,
Что рожь без васильков».
«Как молод был, ждал лучшего,
Да вечно так случалося,
Что лучшее кончалось
Ничем или бедой».

Ермил Гирин – один из положительных крестьянских образов поэмы. Появляется в главе «Счастливые».

Из рассказа седоволосого попа мы узнаем, что сначала Г. 5 лет служил писарем в конторе. Уже тогда односельчане любили его за честность. При старом князе его уволили, а при молодом единогласно избрали бурмистром. За 7 лет честной и справедливой службы Г. лишь один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он». За этот поступок героя замучила совесть и чуть не довела его до самоубийства. Благодаря вмешательству князя справедливость восстановили: Митрий отправился служить, причем сам князь обещал о нем заботиться. После этого случая Г. уволился, арендовал мельницу «и стал он пуще прежнего Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Г. выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести залог. И тогда «чудо сотворилося»: крестьяне на базаре за полчаса собрали Г. 1000 рублей. Но Г. затаил обиду на тех, кто пытался отобрать у него мельницу: «Не дорога мне мельница, Обида велика». Поэтому герой, имея «все, что надобно Для счастья: и спокойствие, И деньги, и почет», принял участие в крестьянском восстании. Он отказался усмирять бунтующих крестьян. За это Г. посадили в острог.

Ермил Гирин-ещё один претендент на звание счастливого человека. Его любят в народе, его уважает помещик. Он не обладает высоким чином или несметным богатством, всё, чем выделяется Ермил-это честность и благородство.

А кто такой Ермил?

Князь, что ли,граф сиятельный?

"Не князь, не граф сиятельный,

А просто он-мужик!"

Примерно в двадцать лет Ермил Гирин состоял писарем в конторе. Он не имел особых полномочий, однако рад был помочь неграмотным крестьянам.

К нему подходишь к первому,

А он и посоветует,

И справку наведёт;

Где хватит силы-выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмёт!

Таким образом Ермил Гирин стал знаком всей вотчине. Вскоре его избрали на должность бурмистра. Свою работу он всё так же исполнял честно и добросовестно.

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не допустил виновному,

Душой не покривил...

Но и такому прекрасному человеку, как Ермила Гирин не чуждо ничто человеческое-он воспользовался своими привелегиями, но всё не для личной пользы, а для блага его младшего брата Митрия.

Свихнулся: из рекрутчины

Меньшого брата Митрия

Повыгородил он.

Однако он раскаялся, и чуть было не поконочил жизнь самоубийством. Он добровольно решил отдаться под суд народу.

Пришёл, сказал: "Была пора,

Судил я вас по совести,

Теперь я сам грешнее вас:

Судите вы меня!"

За провинность с Гирина взяли штраф.

Однако последнее что мы о нём узнаём, это то, что он сидит в остроге, так как не захотел обманывать народ по приказу посланного государем человека.

Образ Ермила Гирина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - один из наиболее колоритных, поскольку в этом персонаже автор воплотил свое видение лучших черт в русском народе: честность, прямота, бескорыстие и любовь к правде. Вместе с тем Некрасов описал своего героя очень правдоподобно, вложив рассказ о нем в уста крестьян, которые рассказывают странникам о нем. Поэт не зря передает повествование о нем чужим людям, стремясь таким образом подчеркнуть правдивость рассказа.

Общая характеристика

Образ Ермила Гирина весьма символичен в философском смысле. Вся суть поэмы заключается в поисках семью странниками счастливого человека на Руси. И в главе «Счастливые» автор устами простого народа повествует о людях, которые, по мнению крестьян, по своим моральным и нравственным качествам заслуживают того, чтобы о них все знали. Но прежде чем рассказывать о героях, необходимо отметить некоторые факты создания и написания поэмы. Некрасов начал писать свое, пожалуй, самое известное произведение в первой половине 1860-х годов, хотя, возможно, начал делать наброски и раньше. Создание текста и его публикация растянулась на несколько лет и продолжались вплоть до смерти автора. Поначалу он хотел написать восемь частей, однако в связи с болезнью он сократил количество частей, и в конечный вариант вошли четыре части.

Особенности

Образ Ермила Гирина воплощает общий замысел автора - создание широкой панорамы народной жизни на Руси. В условно сказочной форме Некрасов повествует о путешествии семи странников, которые ищут по всей стране подлинно счастливого человека. Характерной особенностью данного произведения является то, что оно стало настоящим эпическим полотном народной жизни Руси. Поэт постарался охватить основные сферы общественной и социальной жизни, показать слои населения и для этого выбирает в качестве героев представителей различных социальных слоев, каждый из которых представляет странникам свою историю и повествует о своих бедствиях и проблемах. Автор неспроста пошел по такому пути, так как именно таким образом повествование получало особенную убедительность и правдивость. Сам же он как бы намеренно отстранился от повествования и выступает лишь в качестве наблюдателя, предоставляя своим героям самим о себе рассказывать.

Герои

Образы Якима Нагого и Ермила Гирина занимают одно из центральных мест в повествовании по нескольким причинам. Во-первых, это простые люди из народа, обычные крестьяне. Во-вторых, они упомянуты в главе «Счастливые», что сразу выделяет их среди остальных персонажей, так как по названию главы предполагается, что именно те, которых ищут странники во время своего путешествия по Руси. В-третьих, они не сами о себе рассказывают, но читатель узнает о них со слов жителей села, которые хорошо их знали. Таким образом, автор следует народной традиции, согласно которой молва о добром и хорошем человеке распространяется по всей земле, о нем узнает весь мир и жизнь его становится известной очень многим людям.

Характеры

Образ Ермила Гирина отличается тем бо́льшей правдивостью и выразительностью, что о нем рассказывают странникам всем миром. Какие же черты выделяют крестьяне при его характеристике? В первую очередь правдивость: Ермил - честный человек, который никогда не пользовался своим положением для собственной выгоды. Работая писарем, он всегда помогал крестьянам, не брал взяток, действовал в их интересах. За это все в деревне его любили и уважали, выбрали бурмистром.

Когда ему срочно понадобились деньги для выкупа мельницы, он обратился ко всему народу за помощью, и все присутствующие на ярмарке помогли ему: каждый, даже не знакомые ему люди, дали денег для выкупа мельницы. Именно в этом эпизоде, пожалуй, ярче всего раскрывается образ Ермила Гирина. Кратко о нем в связи с этим эпизодом можно сказать следующее: он - человек подлинно народный по духу, и поэтому крестьяне всем миром ему помогают. И только один раз он злоупотребил своей властью: послал в рекруты вместо своего брата сына бедной крестьянки. Однако, будучи по природе человеком совестливым и правдивым, он раскаялся в своем поступке, ушел со своей должности, каялся перед всем народом. Итак, образ Ермилы Гирина, кратко о котором повествуется в данном разделе, - один из наиболее ярких в поэме.

Яким Нагой - также простой крестьянин, вся жизнь которого проходит в тяжелом физическом труде. Он много пьет, и на первый взгляд кажется, что он человек конченый. Однако Яким - человек с богатым внутренним миром. У него есть чувство прекрасного: так, он покупает красивые картинки, которые стали его единственным утешением, так что во время пожара он спасает именно их. Итак, в своей поэме Некрасов убедительно показал образы простых крестьян, каждый из которых трогателен и симпатичен читателю.

Меню статьи:

Литература 50-60 годов обозначилась активным интересом к фольклорным мотивам «народной тематики». Исключением не стали и произведения Некрасова, который часто «бывал в русских избах» и знал много о жизни крестьян не понаслышке.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед читателем открывается широкая панорама крестьянской жизни со всеми ее хлопотами и сложностями.

Все герои этого произведения отличаются непростой судьбой и необычными жизненными ситуациями. Одним из таких персонажей является Ермила Гирин.

История жизни Ермилы

Семеро мужиков продолжают свои поиски счастливого человека на Руси. Будучи на празднике, они расспрашивают людей, и вскоре крестьянин Федосей из деревни Дымоглотово подсказывает им, что нужно спросить Ермилу Гирина, если этот человек не сможет себя назвать счастливым, то больше на празднике им можно никого уж и не спрашивать.

Гирин был простым мужиком, но довольно странным – в нем было слишком много честности и бескорыстия, и это всегда удивляло. В молодости он был писарем при конторе. Ермила хорошо исполнял свои обязанности, всегда по возможности помогал крестьянам и при этом не брал за свою помощь ничего:

Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит.

Отношение простых людей к Ермиле

За пять лет крестьяне привязались к молодому человеку. Однако вскоре такое милостивое отношение к простым людям со стороны писаря не понравилось главному управляющему, и он взял вместо Гирина другого человека.


Прошло немного времени, и старый помещик умер. Молодой же не стал держать ни управляющего, ни его секретаря, ни контору. Он приказал людям выбрать себе бурмистра. Общим голосованием определили, что таким человеком будет Ермило Гирин. Эту службу молодой человек выполнял не менее качественно. Через некоторое время подошла очередь младшему брату Гирина Митрию идти в рекруты. Ермила воспользовался своим положением и отправил вместо брата сына односельчанки Власьевны. Однако вскоре раскаялся в своем поступке и даже хотел повеситься из-за этого инцидента, но его все дружно отговорили. Сына Власьевны вернули домой, а брата Ермилы отправили в армию. Князь лично позаботился о том, чтобы служба младшего Гирина не была сложной. Ермила же себе не смог простить такой поступок. Он решил купить себе мельницу и уйти от общественных дел.

С мельницей дела выглядели не лучшим образом: было два основных покупателей на мельницу, он – Гирин – и купец Алтынников. Без предупреждения были объявлены торги и Ермила их выиграл, но у него не было с собой денег, чтобы заплатить, поэтому Ермила попросил отсрочку в пол часа и пошел на базарную площадь. Там он попросил людей выручить его и таким образом собрал нужную сумму. Через неделю Ермила вернулся на эту же площадь с деньгами и отдал их людям. Впрочем, один рубль у него остался – за ним никто не пришел. Гирин долго ходит и искал владельца, но, так и не найдя, отдал рубль слепым, просящим милости.

Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Характеристика личности

Ермила Гирин с юных лет отличался умом и рассудительностью. Он был образованным человеком, так как служил в канцелярии. В это же время проявляется и бескорыстие Гирина – он часто помогает простым людям советом, рассказывает как им лучше поступить, чтобы лучше и быстрее разобраться с возникшими вопросами. Никакого вознаграждения за свои услуги Ермила не просил, и даже не брал ничего, в том случае, когда ему предлагали сами:

Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
За пять лет его работы секретарем люди смогли разглядеть в Гирине хорошего человека, поэтому, когда нужно было выбирать бурмистра, все единогласно решили, что таким человеком должен быть Ермила – он хоть и молод еще, но лучше чем он, с обязанностями не справиться никто:
Кричим: - Ермилу Гирина! -
Как человек един!
Мужик проворный, грамотный,
Одно скажу: не молод ли?..»
А мы: - Нужды нет, батюшка,
И молод, да умен!



Ермила – честный и порядочный человек, он всегда поступает по совести, ни раз «не покривил душой». Семь лет он пробыл бурмистром и никто не предъявлял претензий к его работе. После случая с армией Ермила не может успокоиться – его совесть мучает за такой бесчестный поступок:

Сам Ермил,
Покончивши с рекрутчиной,
Стал тосковать, печалиться,
Не пьет, не ест: тем кончилось,
Что в деннике с веревкою
Застал его отец.

Гирина глубоко оскорбляет тот факт, что в мире нет справедливости – за все нужно бороться. Ввязавшись в торги за мельницу, Гирин показывает свою принципиальность – чувство обиды не позволяет ему лишиться мельницы уже после выигранных торгов. Он верит в силу народа и его великодушие.

Таким образом, Ермила Гирин – человек, который в своей жизни пытался руководствоваться честностью, справедливостью и гуманностью. Однако, как показывает автор, даже те люди, которые заслужили себе состояние и уважение честным путем, на Руси не бывают счастливыми – множество сопутствующих факторов и влияние нечестных людей делают жизнь таких «Гириных» печальной.

error: Content is protected !!