Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры. Конспект урока по ИЗО "Дом - космос. Единство конструкции и декора в народном жилище". Применение новых знаний и способов действий

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Единство конструкций и декора в народном жилище 5 класс Подготовила Учитель изобразительного искусства Кузнецова Е.С.

Музей – заповедник деревянного зодчества – КИЖИ р асположен на одноименном острове и прилегающих островах в северо-западной части Онежского озера

Новая жизнь – новый дом. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Ведь как говорят – «Мой дом, м оя крепость». Русская изба

Для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу.

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где рань­ше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась полом­ка или - всего хуже - пролилась кровь. После выбора участка хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замк­нутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил камень-валун и ложил под углы дома.

В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог – это граница между мирами. Большое внимание уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть навьи (з лые души). В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой. Схемы символов солнца. Схемы символов земли.

Элементы русской избы

Нарисовать иллюстрацию к сказке Задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....

"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс

Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...

Cлайд 1

Единство конструкций и декора в народном жилище 5 класс Подготовила Учитель изобразительного искусства Кузнецова Е.С.

Cлайд 2

Музей – заповедник деревянного зодчества – КИЖИ расположен на одноименном острове и прилегающих островах в северо-западной части Онежского озера

Cлайд 3

Новая жизнь – новый дом. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Ведь как говорят – «Мой дом, моя крепость». Русская изба

Cлайд 4

Для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу.

Cлайд 5

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где рань ше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась полом ка или - всего хуже - пролилась кровь. После выбора участка хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замк нутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил камень-валун и ложил под углы дома.

Cлайд 6

В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог – это граница между мирами. Большое внимание уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть навьи (злые души). В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой. Схемы символов солнца. Схемы символов земли.

Презентация к уроку по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского по теме: «ДПИ. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище». (слайд 1)

Цель: Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное.

1. Организационный момент.

2. Введение.

Знаете ли вы, как появилось декоративно-прикладное искусство?

С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

(слайд 2)

Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

(слайд 3) Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

3. Формирование новых знаний.

Декоративно-прикладное искусство- это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создавать безопасное пространство.

Зачем людям дом? (учащиеся отвечают на вопрос)

Кров- это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

(слайд 4)

-Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?

-Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

(слайд 5) Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с НЕБОМ, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с ЗЕМЛЕЙ, а подклеть (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.

(слайд 6) Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом. На крыше дома обязательно должен быть конь- охлупень . Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

(слайд 7) Что же украшали резьбой? Доски – полотенца, доски- причелины, наличники на окнах.

Приче́лина - в русской деревянной архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы брёвен повала.

ПРИЧЕ́ЛИНА, в русском домовом декоре наклонная доска, наложенная на торцы подкровельных слег. Помимо чисто декоративной имела и утилитарную функцию, прикрывая щель между повалом и кровлей от дождя и ветра. Концы причелин часто завершались резными полотенцами. Нередки случаи, когда причелины приколачивались в две-три доски со смещением, что позволяло не только увеличить ее ширину, но и придавало дополнительную декоративность.

ПОЛОТЕ́НЦЕ, в русском домовом декоре короткая накладная доска, прибивавшаяся под коньком крестьянского дома и закрывавшая стык между причелинами. По форме декора - пропильным фигурам и «кистям» на конце - напоминала расшитое крестьянское полотенце, откуда и происходит название. Обычно на полотенце вырезались солярные знаки, являвшиеся оберегами дома.

(слайд 8) В украшении фронтона -, «лица» дома, использовались круглые розетки и полурозетки – это символическое изображение солнца, круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также символы небольших отверстий были символами земли.

Слайд 9 - (зарисовать знаки, символы)

(слайд 10) Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно – наряден был декор окон.Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа - русалки, львы- собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и подводный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор - символы земли, выше - в диковинных птиц и образы солнца.

Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.

Слайд 11 – примеры причелин, полотенец

Слайд 12 – Задание.

1. Развивать творческую и познавательную активность.

2. Формировать интерес учащихся через практические навыки работы в конкретном материале (гофрированный картон), умение передавать единство формы и декора избы.

3. Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища.

4. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

5. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование.

1. Зрительный ряд: иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема, схема- таблица с изображением русской избы.

2. Музыкальный ряд: русские народные песни.

3. Материалы и инструменты для практической работы: гофрированный картон, бумага, ножницы, клей

Ход урока

  1. Организационная часть
  2. Игра “Экзамен”

С каждого ряда к столу учителя подходит по одному ученику, каждый берёт по одному билетику из тех, что разложены на столе. В билете по одному вопросу.

1. Что мы называем архитектурой, или зодчеством?

2. Как называется рисунок, если у него есть центр и от центра на равном расстоянии располагаются одинаковые узоры?

3. Что мы называем графикой?

  • Заочное путешествие
  • А сейчас, ребята, мы с вами заочно попутешествуем.

    1. Когда-то люди жили
    Без крыш над головой,
    Защитой скалы были
    И леса кров живой.
    Надёжней дом в пещере,
    Чтоб зверь не мог пройти,
    Был камень вместо двери
    Поставлен на пути.

    2. Мелькает год за годом,
    Идёт за веком век,
    Зависеть от природы
    Не хочет человек.
    Полезные орудия
    Создав своим трудом,
    Сильнее стали люди,
    И вот-построен дом!

    3. Но долгий путь лишь начат,
    Дом прост ещё, суров,
    Пока одна задача-
    Иметь надёжный кров.
    Пройдут тысячелетия,
    И люди разных стран
    Внесут в постройки эти
    Уменье и талант.
    Народные мотивы,
    Обычаи, уклад
    Дом сделали красивым
    На свой особый лад.
    Из брёвен рубили избу мужики,
    Один лишь помощник-топор,
    Но древние избы и нынче крепки,
    И тонок на ставнях узор.
    Рубили тем же топором
    И стены княжеских хором.
    Был разукрашен, как ларец,
    В селе Коломенском дворец.

    4. Беседа о русском зодчестве.

    Как вы догадались, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском зодчестве. Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву. Дерево было доступными практичным материалом, из которого строили дома, делали посуду и орудия труда. Ярким примером искусства народных мастеров могут служить крестьянские избы.

    “Мой дом - моя крепость”, - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далеких предков.

    После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в “худом” месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!

    После выбора участка молодой хозяин “очищал” его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся “во все четыре стороны приносил матерый камень – валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкладываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.

    Фасад избы чётко разделён на два геометрических объёма - сруб и кровлю. Вдоль сруба, в верхней половине, расположены красные окна. Наличники красных окон с раскрытыми ставнями образуют на фасаде дома пышный декоративный пояс. Орнаментальное украшение фасада завершается узором на карнизе и лобовой доске. Последние два элемента не только украшают, они служат практической цели - закрывают место соединения сруба и кровли.

    Верхняя часть фасада, ограниченная двухскатной крышей, имеет треугольную форму-фронтон. Фронтон заполняется резными украшениями так, чтобы зрительно уравновесить богатство кружевного узора сруба. Выразительный орнамент выносится на доски, обрамляющие треугольник фронтона. Центр фронтона выделяет окно светёлки, окружённое богатыми наличниками.

    Невозможно не вспомнить на нашем уроке великого русского художника В.М.Васнецова.

    В.М. Васнецов начал свою творческую деятельность как художник-жанрист, но подлинное своё призвание обрёл, обратившись к сюжетам русских сказок и былин. Русь с её легендами, былинами - вот что постоянно манило к себе, волновало художника. Новый, оригинальный язык его прозвучал в русской живописи свежо, сильно.

    Настоящие чудеса творили умелые мастера из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы, нарядные палаты.

    Глаголем, кошелём и брусом
    Дом строили с резным крыльцом,
    С обдуманным изящным вкусом
    И каждый со своим лицом.

    5. Практическая работа.

    Рассмотрите старинные деревянные постройки там, где ты живешь, рисунки и прочее.

    Посмотрите на конструкцию рубленой избы.

    Этот способ укладки бревен называется “рубка в обло с остатком”.

    Чтобы склеить композицию, которая изображает деревянные постройки, возьми гофрированный картон, упаковочную или другую плотную бумагу.

    Как изобразить полицы?

    Причелины можно сделать по-разному.

    В каком порядке выполняется эта работа?

    Попробуйте изобразить избу сами.

    В конце урока, на заранее подготовленном учителем фоне ученики строят из своих избушек деревню. Придумывают ей название.

    6.Подведение итогов.

    Слайд 2

    ​Музей-заповедник Кижи

    Музей-заповедник деревянного зодчества – Кижи расположен на одноименном острове и прилегающих островах в северо-западной части Онежского озера.

    Слайд 3

    Русская изба

    Новая жизнь – новый дом. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Ведь как говорят – «Мой дом, моя крепость».

    Слайд 4

    Для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу.

  • Слайд 5

    Строительство избы

    • После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где рань­ше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась полом­ка или - всего хуже - пролилась кровь.
    • После выбора участка хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замк­нутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил камень-валун и ложил под углы дома.
  • Слайд 6

    Суеверия

    • В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог – это граница между мирами.
    • Большое внимание уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть навьи (злые души). В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой.
  • error: Content is protected !!