Евгений Иванович Носов (Evgenij Ivanovich Nosov). Евгений иванович носов Носов е и биография

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской области в семье слесаря.

В 1927 семья переехала в Украину, в г. Артемовск, где отец работал на стройке.

В 1929 вернулись в Курск, отец Носова поступил на завод котельщиком, а мать туда же сетопробойщицей. Мальчик был в курсе всех заводских дел. Позже эпизоды из производственной жизни семьи встретятся не в одном произведении Носова. Так, рассказ «Мост» (1961 ) предваряет посвящение: «Памяти отца моего, Ивана Георгиевича Носова, - рядового котельщика первых пятилеток». Каждое лето Носов проводил в деревне у деда с бабкой: «Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из Пушкина, Некрасова, Кольцова, была неисчерпаема на сказки, но и сам ее повседневный язык <...> был сущим кладезем...».

В школе Носов увлекался математикой и мечтал стать инженером. Но началась война, и в 1943 , после окончания 8 классов, Носов ушел на фронт. Солдатом-артиллеристом воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского, довелось форсировать Днепр, брать Минск, польский город Белосток. Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе «Красное вино победы» (1969 ).

По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа «Шумит луговая овсяница» (1973 ), - детство и война - «из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность».

После окончания школы Носова отправляется в Среднюю Азию, в г. Талды-Курган, устраивается цинкографом и художником-ретушером в газете «Семиреченская правда». Здесь же в 1947 появились его первые публикации.

В 1951 Носов возвращается в Курск, работает в областной газете художником-ретушером. «Судьба моя сложилась так, что я вошел в литературу не через Литинститут, а с полевых дорог журналистики», - вспоминает Носов.

Первый рассказ Носов «Радуга» с его же иллюстрациями был опубликован в одноименном курском альманахе в 1957 .

В 1959 в Курске вышла еще одна книга Носова - «Рассказы».

В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк - неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни. В военной теме Носов никогда не расскажет о «громе победы», о ярком мгновении подвига, в его произведениях большие события звучат либо как в «Живом пламени», метафорично, либо по-крестьянски застенчиво, сдержанно, но обязательно они выявляют свое сущностное значение, как, например, в очерке «Фронтовые кашевары» (1975 ).

Заметной вехой в биографии Носова стала учеба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, которая продолжалась до 1962 . Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В. Астафьевым, Б. Можаевым, В. Беловым.

В 1961 в Курске вышел сборник Носова «Где просыпается солнце?». Адресованный детям, он удивляет и трогает взрослого читателя, В вошедшей сюда повести «Моя Джомолунгма» психологически точно переданы писателем столь далекие юношеские ощущения и мысли, то смятенное состояние души, которое бывает перед входом во взрослую жизнь. В автобиографических рассказах «Дом за триумфальной аркой» и «Мост» герой еще мальчик; Носов как бы вновь проживает свое детство, но при этом видит происходящее глазами умудренного опытом человека и вкладывает в него понимание взрослого человека. Впоследствии этот сборник неоднократно переиздавался в центральных изданиях.

В 1963 часть его рассказов вошла в другую книгу - «Дом за триумфальной аркой». В журнале «Новый мир», «Наш современник», «Огонек», «Смена» в 1960-70-е печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964 ), «Белый гусь» (1964 ), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965 ), «Объездчик» (1966 ), «За долами, за лесами» (1966 ), повесть «Затмение луны» (1966 ), «Пятый день осенней выставки» (1967 ), «Красное вино победы» (1969 ), «Шумит луговая овсяница» (1973 ) и др.

Меру жизненных и философских ценностей Носова ищет в повседневном, будничном бытии героев. (Не случайно критика сопоставляла рассказ «Шуба» с гоголевской «Шинелью».)

Появившийся в 1973 на страницах «Нашего современника» рассказ «Шопен, соната номер два» связал современную жизнь с прошедшей войной живой и горькой памятью.

В повести «Усвятские шлемоносцы» (Наш современник. 1977 . №4-5) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Идея эта выражена не декларативно, она высвечивается через описание трудовой жизни народа, этика которой подразумевает свято чтить и сохранять свое духовное и материальное пространство.

Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 была экранизирована под названием «Родник» (реж. А. Сиренко); в театрах страны успешно прошли постановки спектакля «Усвятские шлемоносцы».

С 1980-х Носов пишет немного, в 1988 попытался дать исторический анализ советского общества (Что мы перестраиваем? // Литературная газета. 1988. 20 апр.).

В 1990-е вышло несколько рассказов Носова, проблематика которых либо перекликается с ранними автобиографическими вещами (НЛО нашего детства // Смена. 1993 . №9), либо в притчево-метафорической форме рассказывает о нынешней жизни села (Темная вода // Новый мир. 1993 . №8). Носов продолжает размышлять о русской классической литературе (Жди ясного назавтра дня // Проблемы изучения жизни и творчества Фета. Курск, 1992 ), активно выражая полное принятие и подчинение себя ее традициям. Как вариация хрестоматийных крестьянских образов Хоря и Калиныча предстали герои рассказа Носова «Костер на ветру» (Москва. 1993 . №10). За спиной у каждого свой жизненный опыт, свои взгляды на мир, но в отличие от своих классических прототипов они оба оказались на обочине жизненной колеи, оба одинаково беззащитны перед крахом крестьянской жизни.

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с. Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К. К. Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кенигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).
Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и “естественному” бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной “деревенской прозы” как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И. С. Тургенева, И. А. Бунина и Н. С. Лескова.
Как и другие видные писатели-“деревенщики” (В. П. Астафьев, В. И. Белов и Б. А. Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960−1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы “Новый мир”, “Наш современник” и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зерен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А. М. Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).
В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и “неправильность” непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости (“…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е…” – И уплывают пароходы, и остаются берега).
Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, “детскому” восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других “деревенщиков”, проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата (“Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…”). Грустная тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в “перестроечном” обществе (в т. ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А. А. Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Вариант 2

Евгений Иванович Носов, русский писатель, родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской области в семье потомственного кузнеца. До 1943 года живет в оккупации в Курске. После окончания 8 классов уходит на фронт, служит артиллеристом в армии Рокоссовского. В феврале 1945 года получает ранение, и День Победы встречает в госпитале. Это событие находит отклик в его работе “Красное вино победы”.

Литературный дебют писателя происходит в 1947 году, он печатает свои стихи, очерки. В 1951 году работает в редакции курской газеты “Молодая гвардия”. В 1957 году писатель публикует свою первую работу для маленьких читателей – рассказ “Радуга”. Первый успех автору приносит опубликованный в Москве сборник рассказов “Тридцать зерен”.

Критики относят творчество Носова к жанру деревенской прозы. В этом жанре автор скептически переосмысливает колхозный опыт, возвращается к традициям Тургенева и Бунина. В период 1960-1962 годов, как и остальные авторы-“деревенщики”, писатель обучается на Высших литературных курсах Союза писателей, активно публикуется в полуофициальном органе “деревенщиков” – журнале “Наш современник”. Также Носов уделяет большое внимание военной тематике, он публикует произведения в стиле “окопной правды”. В 1973 году на страницах “Нашего современника” публикуется рассказ “Шопен, соната номер два”, который живой и горькой памятью связывает современную жизнь с прошедшей войной. В 1980-е годы писатель является членом редакционной коллегии “Роман-газета”.

Творчество Носова отличается глубоким социальным анализом и точным описанием быта современной русской деревни, диалоги героев наполнены красочной крестьянской речью и лаконичной народной мудростью. Особый успех писателю приносит повесть “Усвятские шлемоносцы”, в которой автор с острым реализмом описывает последние мгновения мирной жизни русского села – несколько дней июньского сенокоса 1941 года. Опираясь на традиционный православный быт русской деревни, автор демонстрирует неестественность и греховность превращения мирного русского пахаря в жестокого солдата.

Писатель часто призывал людей подкармливать птиц зимой. Он попросил написать на его могиле “Покормите птиц”. Евгений Иванович Носов умер 13 июня 2002 года в Курске.

Сочинение по литературе на тему: Краткая биография Носов Е. И

Другие сочинения:

  1. Николай Николаевич Носов Биография Николай Николаевич Носов – известный советский детский писатель-прозаик, драматург, родившийся 10 ноября 1908 года в городе Киеве. Воспитывался в семье эстрадного артиста, однако это ему не мешало подрабатывать железнодорожником. Довольно часто детские годы проводил в Ирпени, Read More ......
  2. Его родина – село Толмачево, недалеко от Курска. Отец – рабочий. Носов окончил восемь классов школы, затем воевал, был ранен, награжден орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные Read More ......
  3. Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров Биография Ильф Илья (настоящая фамилия Файнзильберг Илья Арнольдович) появился на свет в семье одесского сотрудника банка 15 октября 1897 года. Первые трудовые годы прошли в Югросте и газете “Моряк”, а с 1923 года Read More ......
  4. Николай Иванович Дубов Биография 22 октября (4 ноября) 1910 года в сибирском городе Омске, в семье простого рабочего родился сын – Николай. С 1922 года семья мальчика живет на Украине. В 1930 году Николай уже работает на судостроительном заводе, как Read More ......
  5. Николай Иванович Новиков Биография Николай Иванович Новиков – известный русский писатель, философ, родившийся 8 мая 1744 года, по старому стилю – 27 апреля в Московской губернии. Пять лет обучался у местного дьяка, поступил в Московскую гимназию, но так и не Read More ......
  6. Леонид Иванович Добычин Биография Увидел свет будущий прозаик 17 июня 1894 года в Двинске, Латвия. Отец его был врачом, а мать – акушеркой. Сначала он окончил Двинское училище, затем, в 1916, получил диплом экономиста Петроградского политехнического училища. Писатель работал в Read More ......
  7. Эйвинд Улуф Вернер Юнсон Биография Эйвинд Улуф Вернер Юнсон родился в селе Свартбьернсбюн, Норрботтен, 29 июля 1900 года. Он родился в многодетной семье, его отец был каменщиком. После тяжелой болезни отца, воспитанием четырехлетнего Эйвинда занялись его тетя и дядя, в Read More ......
  8. Карл Цукмайер Биография Карл Цукмайер родился 27 декабря 1896 года в Наккенхайме (Германия). О юном возрасте писателя ничего не известно. В годы Первой мировой войны юноша сражался на Западном фронте. Дебют его антивоенных стихотворений произошел в журнале “Die aktion”. После Read More ......
Краткая биография Носов Е. И

(1925-2002)

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («… Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Евгений Носов родился в семье потомственного мастерового, кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы ». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу.

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Похоронен в Курске в 2002 году.

Творчество

Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы - военная и деревенская.

В 1957 году - первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.

В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве.

Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году - книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году - книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году - повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году - книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».

Повествование и все описания Носова от­личаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в ткань повествования эпизоды из времён Второй ми­ровой войны. Герои повестей и рассказов Носова - это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное разви­тие характера или раскрытие его в ходе со­бытий, ненавязчиво, шаг за шагом.

Сочинения

  • Берега (1971)
  • Травой не порастёт… Повесть, рассказы. (1985)
  • Где просыпается солнце? (1965)
  • В чистом поле за проселком (1967)
  • Избранные произведения (в двух томах) (1983)
  • Вечерние стога. Рассказы, повесть. (2000).
  • Шумит луговая овсяница (1977)
  • Красное вино победы (1971) сборник рассказов
  • Рождение сфинкса (1990)
  • Рассказы (1959)
  • В чистом поле (1990)
  • Усвятские шлемоносцы (1977)
  • На рыбачьей тропе (1958)
  • Мост (1974)
  • Тридцать зёрен (1961)

Фильмы

Красное вино победы, поставлен в 1988 году.

По повести «Усвятские шлемоносцы» снят кинофильм «Родник» (режиссёр А. Сиренко)

По лирическим рассказам Носова в 1981 году снят фильм «Цыганское счастье» (режиссёр C. Никоненко).

Короткометражный фильм "Варька" (ТО "Экран", 1971) по мотивам одноименного рассказа. Режиссер Т.Папастергиу

Звания и награды

  • Пенсия Президента РФ (с 1995 года)
  • Премия журнала «Юность» (1997 год)
  • Премия газеты «Правда» (1990 год)
  • два ордена Ленина (1984 год, 1990 год)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Премия им. А. Платонова «Умное сердце» (2000 год)
  • Государственная премия РСФСР (1975 год)
  • орден «Знак Почёта»
  • Почётный гражданин Курска
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • Премия Александра Солженицына (2001 год) - «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов»
  • Премии журнала «Наш современник» (1973 год)
  • орден Отечественной войны 2 степени
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1996 год)
  • медаль «За отвагу»
  • Премия «Москва - Пенне» (1998 год)
  • Премия «Литературной газеты» (1988 год)
  • орден Красной Звезды
  • орден Отечественной войны 1 степени (1985 год)
  • Герой Социалистического Труда (1990 год).

Страница:

Носов Евгений Иванович (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 - первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...

Носов Евгений Иванович

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!...» - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

error: Content is protected !!