Фредерик Францишек Шопен. Биографическая справка. Фредерик шопен - биография, фото, личная жизнь композитора Какие произведения шопена называют копилками национальных образов

Страница 4 из 6

Ф. Шопен – это выдающийся польский композитор I половины XIX века. Композитор – романтик, известный пианист.
Он основоположник польской национальной композиторской школы.
Ф. Шопен – уникальный композитор, так как писал практически только фортепианную музыку.
Характерной чертой шопеновского стиля является соединение камерной лирики, поэтической импровизационности с блестящей виртуозной техникой.

Основные жанры:

Мазурки – около 60-ти (второй период творчества)
Полонезы – около 20-ти (1829-1846 года)
Ноктюрны – около 20-ти (1829-1846 года)
Этюды – 27 (1828-1839 года)
Экспромты – 4 (1834-1842 года)
Вальсы – около 15 (второй период творчества)
Прелюдии – Цикл из 24-х прелюдий + 2 (1836-1839 года)
Скерцо – 4 (1831-1842 года)
Баллады – 4 (1831-1842 года)
Сонаты – 3 (все периоды)
Соната для виолончели и другие камерные произведения
Концерты для фортепиано с оркестром – 2 (1829-1830 года)
Песни

Особенности музыкального стиля Ф. Шопена:

Синтез романтических и классических традиций
Новая система интонирования:

  1. «фортепианность» интонаций (фортепианная фактура, тембры, колористика), импровизационность
  2. народные истоки интонаций – народные лады, ритмы, гармония, орнаментика, изображение народного оркестра, вариантность развития,
  3. элегический характер мелодики, истоки – оперные арии, речитативы

Краткая справка о народной музыке Польши

Уже в 7 веке в записках арабских купцов есть свидетельства про существование польской музыки.
В основном польский фольклор составляют одноголосные песни, с тесной связью песни и танца . Для них характерны синкопы, акценты на слабых долях.
Существуют также различные народные инструменты и кочующие инструментальные ансамбли.
Популярные старинные народные танцы: ходзоны (предшественник полонеза), мазурка, куявяк, оберек, краковяк и другие. Для танцев характерна смена медленного движения быстрым (вариации).
Элементы польского фольклора широко использовались разными композиторами. Например И.С. Бах и Г.Ф. Телеман писали полонезы.

Мазурки

Для Шопена мазурка – символ родины. Этот жанр очень важен для него.
Большинство мазурок он написал будучи в Париже.
Мазурка, как жанр является органическим обьединением нескольких народных танцев (трехдольных):

  1. Мазур (Мазовия) – зажигательный и темпераментный танец, «танец порывистых движений» (Пасхалов), импровизация первой пары. Для него характерна прихотливость ритма и непредсказуемость резких акцентов.
  2. Куявяк (Куявия) – плавный танец, похожий на вальс. Период – 4 такта с акцентом на четвертом такте.
  3. Оберек (часть Куявяка) – веселый танец. Акцент на третьей доле каждого второго такта.

Национальные черты мазурок Шопена:

  1. Остинатность танцевальных фигур + вариационность.
  2. Пунктирная ритмика на первой и других долях, акценты, синкопы, полиметрия.
  3. Народные лады: лидийский, фригийский, переменный, с увеличенной 2, полиладовость.
  4. Фактурные обороты, имитирующие народный оркестр – скрипку, контрабас и волынку. Органные пункты на простых гармониях (Т-D-S), квинты, мелизматика, характерная для народной скрипки.
  5. Соединение песенности и танцевальности.

Шопен практически не цитирует настоящие народные мелодии.
Его мазурки – это лирико-жанровые миниатюры. В них наиболее ярко проявились национальные черты музыки Шопена.
По образному содержанию их можно поделить на несколько типов:

  1. obrazki – картинки, жанровые сценки (№5, 34) - имитация народного оркестра, движений танца, мажор, картинность.
  2. zal - лиричкеские, психологические (№6, 13, 49) - «воспоминания о мазурке», минор, печаль.
  3. соединение обоих типов
  4. концертные – очень мало

Прослушать и посмотреть ноты мазурок Ф. Шопена, а также других его произведения (полное собрание сочинений) можно на сайте Chopin: complete music .

Список мазурок, которые чаще всего предлагаются по программе:

op. 7 #1 [№5] B-Dur
op. 7 #2 [№6] a-moll
op. 17 #2 [№11] e-moll
op. 17 #4 [№13] a-moll
op. 24 #2 [№15] C-Dur
op. 30 #3 [№20] Des-Dur
op. 56 #2 [№34] C-Dur
op. 63 #3 [№41] cis-moll
op. 67 #3 [№44] C-Dur
op. 68 #2 [№47] a-moll
op. 68 #4 [№49] f-moll
без op. [№52] D-Dur

Полонезы

Это новый жанр в профессиональной фортепианной музыке. Его истоки – польский фольклор.
Полонез – старинный танец, который сформировался в XVII веке в придворной среде. Получил обобщенный интернациональный характер, мало что оставив от фольклора (эпоха классицизма). Существовал также и народный полонез, но предшественником и истоком полонезов Шопена стал именно бальный полонез.

Полонезы Шопена повторяют эволюцию его мазурок: от музыки танца-ритуала с обьективными образами к свободной поэмности, лирическим настроениям. Также в полонезах присутствуют образы национально-эпической героики.

Характерные черты полонезов Ф. Шопена:
Трехдольный торжественный танец-процессия (обычно полонезом открывались балы). Характерна ритмическая фигура:
Маршевость, картинность (виртуозность стиля), сложная фактура и гармония, оркестровое звучание фортепиано.

Полонезы по программе:

Этюды

В жанре этюда Шопен стремится к пианистической выразительности, художественности миниатюры, а не просто к технической сложности, которая является обязательным условием этого жанра.
Предшественники этюдов Шопена – произведения Н. Паганини, аккомпанементы в песнях Ф. Шуберта и сонаты Д. Скарлатти.
Каждый этюд – это новый технический прием, законченная миниатюра, один художественный образ.

Этюды по программе:

Ноктюрны (в переводе ноктюрн – ночная песнь)

В XVIII веке ноктюрном называлось оркестровое произведение сюитного типа, предназначенное для исполнения в вечернее или ночное время ансамблем духовых или струнных инструментов. Родоначальником же романтического типа сольных фортепианных ноктюрнов считается Джон Фильд (ирландец, живший в России).
Ноктюрн был одним из любимейших жанров в XIX веке, благодаря своему интимному, лирическому характеру, камерному пианизму.
Для ноктюрна характерны кантиленные темы, близкие итальянским оперным и песенным мелодиям и аккомпанирующий фон, покачивающийся аккомпанемент, построенный по «обертонному принципу».
В ноктюрнах Шопена можно проследить различные жанровые связи – песня, серенада, дуэт, хорал, марш.
В ноктюрне №13 образы перерастают характерную для ноктюрнов интимную тематику, и обобщают трагические образы, скорбь многих людей.
Анализ жанровых основ темы ноктюрна №13 c-moll.

Ноктюрны по программе:

Экспромты

Гибридный жанр (этюд + ноктюрн), но ближе к ноктюрну.
Истоками экспромтов Ф. Шопена являются экспромты Ф. Шуберта

Фантазия-экспромт op. 66 [№4] cis-moll

Вальсы

Вальсы Ф. Шопена – это концертные поэтические миниатюры. В них признаки салонности, быта и программности, характерные для вальсов того времени (это время расцвета бального вальса) просматриваются сквозь призму поэтической лирики.

Вальсы: по программе

op. 18 [№1] Es-Dur (большой блестящий вальс)
op. 64 #1 [№6] As-Dur
op. 64 #2 [№7] cis-moll
op. 69 #2 [№10] h-moll

Прелюдии

Жанр прелюдии появился в органно-клавирной музыке позднего ренессанса. Прелюдия представляла собой свободную импровизацию перед исполнением основного произведения, которая не записывалась.

В эпоху И.С. Баха прелюдия представляет собой введение и контраст к основной части (фуге или хоралу), или вступление к инструментальному концерту А. Корелли, Г. Генделя. Так постепенно формируется жанр прелюдии.

В XIX веке прелюдия превращается из вспомагательного, эпизодического жанра в один из ведущих жанров, становится носителем романтических тенденций в музыке. В XIX веке это свободная, импровизационная, тонально неустойчивая, гармонично-колористическая миниатюра.

Прелюдии Ф. Шопена соединяют романтическую образность с классической логичностью и ясностью. Жанровые основы рельефно проявлены в прелюдиях Шопена.

Цикл: 24 прелюдии для фортепиано

Прелюдии расположены тонально по квинтовому кругу: мажор + параллельный минор, они все разнообразны по образности и средствам выразительности.
Есть единая линия развития, хотя прелюдии друг с другом контрастно сопоставляются по принципу «прилив – отлив».
Каждая прелюдия – это только один образ, одно психологическое состояние. Она лаконичная и содержательная.
После Шопена к жанру прелюдии (и цикла прелюдий) обращались многие композиторы: С. Рахманинов, К. Лядов, А. Скрябин, К. Дебюсси, Д. Шостакович и другие.

24 прелюдии для фортепиано op. 28:

№1 C-Dur, №2 a-moll, №3 G-Dur, №4 e-moll, №5 D-Dur, №6 h-moll, №7 A-Dur, №8 fis-moll, №9 E-Dur, №10 cis-moll, №11 H-Dur, №12 gis-moll, №13 Fis-Dur, №14 es-moll, №15 Des-Dur, №16 b-moll, №17 As-Dur, №18 f-moll, №19 Es-Dur, №20 c-moll, №21 B-Dur, №22 g-moll, №23 F-Dur, №24 d-moll

Сонаты и скерцо

У Шопена представляют собой принцип обновления классических форм.
Скерцо у Шопена впервые становится самостоятельной крупной формой.

Соната №1 ор. 4 c-moll (1827-1828 года)
Соната №2 ор. 35 b-moll (1837-1839 года)
Соната №3 ор. 58 h-moll (1844 год)

Соната №2 b-moll

Это «инструментальная драма» в которой все части взаимосвязаны. Развитие идеи проходит от ощущения личного к ощущению всемирной безнадежности.
Кстати, сам Шопен, если исполнял траурный марш из 2 части сонаты, то после него уже ничего не мог играть, и хотел, чтобы после его смерти марш сожгли.

Соната op. 35 [№2] b-moll:

1 часть, 2 часть, 3 часть (Траурный марш), 4 часть

Баллады

Шопен – создатель жанра инструментальной баллады.

Баллада, как жанр, возникла в эпоху Ренессанса. В XVI веке – ballade во Франции и народные баллады в Англии.
В конце XVIII века английский писатель Томас Перси в своем сборнике "Реликвии древней английской поэзии" (1765) издал старинные народные баллады, сюжеты которых позже широко использовались в музыке.

Баллада очень привлекала композиторов и писателей романтиков:

  1. идеализация древности
  2. обращение к национальным и народным темам в творчестве
  3. фантастические и мистические образы
  4. синтез музыки и поэзии

Жанр музыкальной баллады, черты:

  1. Развитие подчиняется сюжету
  2. Должны быть драматические эпизоды
  3. Трагическая развязка в конце
  4. Фантастическая образность

Отсюда проистекает свободная форма баллады, и поиск новых средств музыкальной выразительности, характерных для фантастических, народных, эпических и драматических образов.

У Ф. Шопена баллада является взаимодействием романтических черт и «шопеновских».
В польской литературе жанр баллады представлен в творчестве Ю. Немцевича, А. Мицкевича, часто это баллады патриотической тематики.
В балладах Шопена музыкальное развитие обобщенное, нет прямых ассоциаций с литературными балладами, остался только «дух».

  1. контрастные эпизоды на разных образных планах (фантастика – реальность)
  2. синтетическая реприза (синтез контрастных тем)
  3. эпические речевые интонации
  4. синтез различных музыкальных форм

Концерт op. 11 [№1] для фортепиано с оркестром e-moll

Биография и эпизоды жизни Фредерика Шопена. Когда родился и умер Фредерик Шопен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Фредерика Шопена:

родился 22 февраля 1810, умер 17 октября 1849

Эпитафия

«В душе моей мелодия твоя,
В ней радость и печаль,
И жизнь, и мечты.
Когда закат ложится на поля,
Одевшись в свет и тень,
Приходишь ты».
Из песни Анны Герман «Письмо к Шопену»

Биография

Биография Фредерика Шопена - история жизни великого польского композитора, прославившего культуру своей страны на весь мир. Шопена можно без какого-либо преувеличения назвать гением. И гениальность эта начала проявляться еще в самом детстве композитора. Он всегда невероятно тонко чувствовал музыку и был буквально ей одержим. Когда мальчику еще не было восьми лет, в одной из варшавских газет написали о его первой пьесе, назвав Шопена «настоящим гением музыки» и «вундеркиндом».

Занятия в музыкальном училище и школе музыки давались Шопену легко. Вскоре он стал виртуозным пианистом. Однажды педагог Шопена, пианист Войцех Живный, отказался заниматься с двенадцатилетним Фредериком, сказав, что ему больше нечему научить этого ребенка. В двадцать лет Шопен уже гастролировал по Европе. Во время его турне в Польше возникло восстание, и композитор, поддавшись уговорам друзей и близких, предпочел остаться в изгнании. Тем не менее эта разлука с семьей и родиной очень тяготили его всю жизнь. В Европе Фредерика ждали любовь и слава - Шопена с радостью принимали во всех салонах и аристократических кругах. У него также не было недостатка в учениках, тем более, что преподавание музыки было еще одной страстью композитора помимо ее сочинения и исполнения.

Известность Шопена привлекала к нему множество людей, в том числе и влюбленных в него женщин, но официально женат он не был. В свободном браке он прожил несколько лет с писательницей Жорж Санд. Но первым серьезным объектом любви Шопена была полька Мария Водзинская, с которой он заключил тайную помолвку. Увы, ее зажиточные родители не захотели в зятья музыканта, зарабатывающего себе на жизнь тяжелым трудом, пусть и всемирно известного. После разрыва Шопена с Водзинской Жорж Санд буквально «прибрала» к рукам скромного и интеллигентного поляка. Годы отношений Шопена и Жорж Санд были годами расцвета творчества композитора, но затем Санд разбила хрупкое сердце возлюбленного, который и без того был ослаблен болезнью. Тоска по родине, смерть отца, разрыв с Санд и плохое самочувствие (последние исследования говорят, что у Шопена был муковисцидоз) лишили композитора сил бороться.

Последний год жизни Шопен не давал концертов и уроков. Смерть Шопена наступила в Париже, причиной смерти Шопена стал туберкулез. Похороны Шопена состоялись на кладбище Пер-Лашез, куда с гениальным композитором и пианистом пришли проститься тысячи его почитателей. Сердце Шопена было извлечено из его тела, помещено в урну и замуровано в одной из колонн церкви в Варшаве. Память о Шопене не угасает во всем мире и по сей день. Постоянно проводятся фестивали и конкурсы его имени, пополняются коллекции его музеев, а музыка Шопена - остается вечной, как совершенный и прекрасный дар одного из лучших композиторов за всю историю человечества.

Линия жизни

22 февраля 1810 г. Дата рождения Фредерика Франсуа Шопена.
1818 г. Первое публичное выступление Шопена в Варшаве.
1823 г. Поступление в Варшавский лицей.
1826 г. Окончание Варшавского лицея, поступление в Варшавскую Высшую школу музыки.
1829 г. Окончание школы музыки, поездка в Вену с выступлениями.
1830 г. Первый самостоятельный концерт Шопена в Варшаве.
11 октября 1830 г. Последний концерт Шопена в Варшаве.
1830-1831 гг. Жизнь в Вене.
1831 г. Переезд в Париж.
26 февраля 1832 г. Первый концерт Шопена в Париже.
1836-1837 гг . Расторжение помолвки с Марией Водзинской, сближение с Жорж Санд.
1838-1846 гг. Наивысший расцвет творчества Шопена.
зима 1838-1839 гг. Жизнь в Вальдемосском монастыре в Испании.
май 1844 г. Смерть отца Шопена.
1847 г. Разрыв с Жорж Санд.
16 ноября 1848 г. Последнее выступление Шопена, прошедшее в Лондоне.
17 октября 1849 г. Смерть Фредерика Шопена.
30 октября 1849 г. Похороны Фредерика Шопена.

Памятные места

1. Деревня Желязова-Воля, где родился Шопен.
2. Дом Фредерика Шопена в Желязовой-Воле, где он родился и где сегодня работает музей Шопена.
3. Музей Фредерика Шопена в Маленьком салоне семьи Шопен в Варшаве.
4. Усадьба Ноан (имение Жорж Санд), где Шопен жил со своей возлюбленной.
5. Памятник Шопену в Киеве.
6. Памятник Шопену и Санд в Ботаническом саду Сингапура.
7. Парк Шопена в Познани, где установлен памятник Шопену.
8. Музей Шопена и Жорж Санд в Вальдемосском монастыре в Испании, где пара жила в 1838-1839 гг.
9. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Шопен.
10. Базилика Святого Креста, где в одной из колонн замуровано сердце Шопена согласно его воле.

Эпизоды жизни

Шопена все считали невероятно добрым и воспитанным человеком. Его любили все - от коллег по искусству до знакомых и учеников, ласково называли ангелом или наставником. Цитата о Шопене из одного из рекомендательных писем - «лучший из людей».

Шопен не сразу был очарован Санд. Наоборот, при первой встрече она и вовсе показалась ему неприятной. Но Санд решила завоевать гениального композитора, несмотря на то, что у нее постоянно были другие любовники. Когда, наконец, Шопен был очарован, он полностью попал под власть своей возлюбленной. Жорж Санд любила композитора, но это было эгоистичное, истощающее чувство. За спиной Шопена его друзья обсуждали, что Фредерик тает прямо на глазах, а Жорж Санд «наделена любовью вампира». Когда Жорж Санд, воспользовавшись удобным предлогом, рассталась с Шопеном, это сильно подкосило его и без того ослабленное здоровье.

Завет

«Вежливостью достигнешь больше, чем насилием».

«Время есть лучший цензор, и терпение - верховный учитель».


Биография Фредерика Шопена

Соболезнования

«Чтобы его до конца понять и передать, надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу».
Генрих Нейгауз, русский пианист

«Все, что я смогла бы сказать на своем жалком французском языке, будет столь далеко от него, столь недостойно его памяти. Глубочайшее почитание, обожание, подлинный его культ восторженно сохранились у всех, кто знал его и слышал. Никто не похож на Шопена, никто даже отдаленно не напоминает его. И никто не сможет объяснить все, чем он был. Какая смерть мученика, какая мученическая и сама жизнь - у существа столь совершенного, столь чистого во всем! Наверняка он на небе… если только…»
Соланж Санд, дочь Жорж Санд, падчерица Шопена

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

для фортепиано:

Семён Петлюра? Степан Бандера? Нет. В эти дни мы отмечаем двухсотлетний юбилей автора этих слов - одного из величайших композиторов XIX столетия - Фридерика Шопена. Фрыдерык Францышек, а именно так назвали младенца, родился в местечке Желязова Воля, что около Варшавы, в семье подданных Российской империи - французского эмигранта Николя Шопена и Юстины Кржижановской. Произошло это событие в 1810 г., а вот точную дату определить затруднительно. Метрика не сходится с семейными архивами - то ли 22 февраля, то ли 1 марта. Как бы там ни было, мальчику повезло - его мать была большой любительницей музыки и незаурядной пианисткой. По её настоянию муж Николя приобрёл довольно дорогую по тем временам вещь - фортепиано.

Гений нечистых кровей

И Фрыдерык ещё в восьмилетнем возрасте осознавал, что своей карьерой он обязан прежде всего матери. На первом же публичном выступлении в Варшаве, где Шопен играл полонез собственного сочинения, он был удостоен восторженных оваций публики. После концерта он подбежал к матери со словами благодарности. «Мама, ты слышала, как они хлопали? Это потому, что ты пришила к коричневой курточке белый кружевной воротничок - очень красиво!» - сцена, как будто списанная с нынешней рекламы отбеливающих средств.

Официальная же реакция на этот музыкальный прорыв отнюдь не страдала детской наивностью: «Шопен - настоящий гений музыки, сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе настоящее, большое внимание».

Похоже, что родители Шопена, да и он сам, были с этим вполне согласны - последующая музыкальная карьера композитора складывалась вдали от Польши, в тогдашней «столице мира» - Париже. Там же его застают события, заставившие произнести речи, которые сейчас можно квалифицировать как разжигание межнациональной розни. Польское восстание 1830-1831 гг. начиналось довольно бодро и радостно. Гордым шляхтичам вполне успешно удалось вырезать русские гарнизоны, личный состав которых проходил по армейским ведомостям как «инвалидная команда». Но потом москали вновь овладели Варшавой и лишили Польшу всех привилегий, в частности Конституции. Горе и боль Шопена не поддаются описанию. Особенно его тяготит то, что вновь увидеть родину вряд ли удастся.

Что бы его ждало в Польше? Соотечественники могли восхищаться его дарованием, но в высший свет ему, плебею, сыну француза-гувернёра, хода не было. Когда он хотел жениться на аристократке Марысе Водьзиньской, её родители дали понять, что ничего не выйдет. «Жалею, что ваша фамилия не Шопиньский», - так писала мать Марыси композитору, чьё имя уже гремело на всю Европу.

Прощай, оружие!

Париж - иное дело. Здешний бомонд принимает Шопена с восторгом. Он водит дружбу с такими гигантами, как Гейне, Берлиоз, Беллини. Им восхищается живописец Эжен Делакруа. Тёплые отношения связывают его с Мендельсоном. А вот ещё с одним современником, Ференцем Листом, отношения не заладились.

В 1836 г. в салоне Мари д’Агу Шопен знакомится со знаменитой писательницей Жорж Санд. Вот как он описывает эту встречу: «Лицо госпожи Дюдеван, известной под именем Жорж Санд, несимпатично. Она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее». Однако самой Санд Шопен был необходим до крайности. В чём же дело? Зачем она так хотела заполучить себе этого поляка?

Причина проста. Мари д’Агу числила у себя в любовниках знаменитого виртуоза и композитора Ференца Листа. Её подруга, Жорж Санд, которой, видимо, не хватало не только литературной славы, но хотелось ещё и славы женской, отчаянно завидовала Мари. Ей срочно нужно было обзавестись не менее знаменитым любовником. И тут появляется Шопен… Две дамы сбрасывают маски светской дружбы и начинают затяжную дуэль, оружием в которой служат два гения. Но Жорж Санд не повезло. Её «оружие» по поражающим факторам было выше всех похвал, однако в плане физического здоровья Шопен сильно уступал Листу. Чахотка - плохой помощник в публичных выступлениях. Но Жорж Санд до здоровья Шопена не было никакого дела. Когда Лист даёт свой триумфальный концерт в зале Парижской консерватории, Санд предпринимает решительную контратаку и устраивает камерное выступление Шопена в зале Плейеля. Тот, несмотря на открывшееся кровохарканье и нечеловеческую усталость, вынужден согласиться. Концерт проходит великолепно. Генрих Гейне называет Шопена «Рафаэлем фортепьяно», Жорж Санд торжествует…

Лучшие дня

Постоянные выступления окончательно подорвали здоровье композитора. «Оружие» вышло из строя. Что обычно делают, когда инструмент приходит в негодность? Правильно - его выбрасывают. Точно такая же судьба была уготована Шопену. В 1847 г. Жорж Санд, осознав, что дуэль проиграна, бросает своего возлюбленного.

Благодарная родина?

Через два года Шопен умирает. Но писательница продолжает мстить ему, как не оправдавшему надежд, даже после смерти. По её настоянию парный портрет, где Эжен Делакруа изобразил Шопена импровизирующим на фортепьяно и Жорж Санд в роли слушателя, был разрезан надвое.

Посмертная судьба Шопена полна возвышенной романтики и горькой иронии. Тело композитора покоится на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где по сегодняшний день находится в церкви Святого Креста. Но к самому Шопену у поляков отношение было странным. Спустя меньше чем полвека после его смерти соотечественники умудрились забыть о нём окончательно. Русский композитор Милий Балакирев, большой почитатель таланта Шопена, приехав в Варшаву, был поражён. «Домик, в котором родился гениальный Фридерик, я застал в ужасном состоянии заброшенности, а нынешний владелец деревушки вообще не знал, кто такой Шопен… Результатом моей деятельности явилось учреждение памятника в Желязовой Воле, которое состоялось 14 октября 1894 г.». Ирония судьбы - проклинаемые Шопеном «москали, эти восточные варвары» заботились о сохранении его наследия едва ли не больше, чем гордые шляхтичи…

Frederic Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) – основатель польской школы игры на фортепиано и великий композитор, известный своей романтической музыкой. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру: фортепианные сочинения Шопена остаются непревзойденными в пианистическом искусстве. Композитор предпочитал играть на фортепиано в небольших музыкальных салонах, за всю жизнь у него было не более 30 музыкальных концертов.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля рядом с Варшавой, его отец был из простой семьи и жил в графском имении, где воспитывал детей хозяина. Мать Шопена хорошо пела и играла на фортепиано, именно от нее будущий композитор получил первые музыкальные впечатления.

Фредерик уже в раннем детстве проявлял музыкальный талант, причем в семье это всячески поддерживалось. Как и Моцарт, юный Шопен был по-настоящему одержимым музыкой и показывал бесконечную фантазию в импровизациях. Чуткий и впечатлительный мальчик мог расплакаться при звуках чьей-то игры на пианино или вскочить ночью с постели для того, чтобы наиграть приснившуюся мелодию.

В 1818 году Шопена в местной газете назвали настоящим музыкальным гением, и посетовали на то, что в Варшаве он привлекает не так много внимания, как это было бы в Германии или Франции. С 7 лет Шопен начал всерьез заниматься музыкой с пианистом Войцехом Живным. К 12-ти годам Фредерик уже не уступал лучшим польским пианистам, и наставник отказался от занятий, потому что больше не мог его ничему научить. Следующим учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер.

Юный Шопен за счет княжеского покровительства попал в высшее общество, в котором был благосклонно принят из-за своих изысканных манер и обаятельной внешности. После окончания варшавского училища будущий композитор побывал в Праге, Берлине и Дрездене, где без устали приобщался к искусству на концертах, в оперных театрах и картинных галереях.

В 1829 году Фредерик Шопен начал давать выступления в крупных городах. Он навсегда покинул родную Варшаву и очень тосковал по ней, а после начавшегося в Польше восстания за независимость даже хотел поехать на родину и вступить в ряды бойцов. Уже в дороге Шопен узнал, что восстание подавлено, а его руководитель пленен. С болью в сердце композитор оказался в Париже, где после первого же концерта его ждал большой успех. Через какое-то время Шопен начал преподавать игру на фортепиано, чем занимался с большим удовольствием.

В 1837 году у Фредерика Шопена случился первый приступ легочной болезни, современные исследователи считают, что это был туберкулез. В это же время композитор расстался с невестой и влюбился в Жорж Санд, с которой прожил 10 лет. Это были непростые отношения, осложненные болезнью, но многие известные произведения Шопена были написаны именно в тот период на испанском острове Майорка.

В 1947 году произошел болезненный разрыв с Жорж Санд, и Шопен вскоре уехал в Лондон, чтобы сменить обстановку. Это путешествие для него оказалось последним: личные переживания, напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали его силы.

В 1849 году Шопен вернулся в Париж, где вскоре скончался. На похороны композитора собрались тысячи поклонников. По желанию композитора, на церемонии прощания был сыгран «Реквием» Моцарта.

error: Content is protected !!