Где родился м горький. Краткая биография М. Горького: жизнь и творчество. Каин и Авель – библейская история

Если спросить: "Что вы думаете о творчестве Алексея Горького?", то мало кто сможет дать ответ на этот вопрос. И не потому, что эти люди не читают, а из-за того, что не все знают и помнят, что это всем известный писатель Максим Горький. А если вы решите ещё сильнее усложнить задачу, то спросите о произведениях Алексея Пешкова. Тут точно только единицы вспомнят, что это настоящая фамилия Алексея Горького. Это был не просто литератор, но и активный Как вы уже поняли, речь пойдёт о поистине народном писателе - Максиме Горьком.

Детские и юношеские годы

Годы жизни Горького (Пешкова) Алексея Максимовича - 1868-1936. Они пришлись на важную историческую эпоху. Биография Алексея Горького богата событиями, начиная с самого его детства. Родным городом писателя является Нижний Новгород. Его отец, работал управляющим пароходной компании, он умер, когда мальчику было всего 3 года. После смерти мужа мать Алёши повторно вышла замуж. Её не стало, когда ему было 11 лет. Дальнейшим воспитанием маленького Алексея занимался дед.

Будучи 11-летним мальчиком, будущий писатель уже "ходил в люди" - зарабатывал на хлеб сам. Кем он только ни работал: был пекарем, работал рассыльным в магазине, посудомойщиком в буфете. В отличие от сурового дедушки, бабушка была доброй и верующей женщиной и прекрасной рассказчицей. Именно она привила Максиму Горькому любовь к чтению.

В 1887 г. писатель попытается совершить самоубийство, которое он свяжет с тяжёлыми переживаниями, вызванными известиями о бабушкиной смерти. К счастью, он остался жив - пуля не попала в сердце, но повредила лёгкие, что стало причиной проблем с работой дыхательной системы.

Жизнь у будущего писателя была непростой, и он, не выдержав, сбежал из дома. Мальчик много бродил по стране, видел всю правду жизни, но удивительным образом смог сохранить веру в идеального Человека. Он опишет свои детские годы, жизнь в доме дедушки в "Детстве" - первой части своей автобиографичной трилогии.

В 1884 г. Алексей Горький пытается поступить в Казанский университет, но из-за своего финансового положения узнает, что это невозможно. В этот период будущий писатель начинает тяготеть к романтической философии, согласно которой, идеальный Человек не похож на Человека реального. Тогда же он знакомится с марксисткой теорией и становится сторонником новых идей.

Появление псевдонима

В 1888 г. писателя на небольшой промежуток времени арестовали за связь с марксистким кружком Н. Федосеева. В 1891 г. он решил начать странствие по России и в итоге смог дойти до Кавказа. Алексей Максимович постоянно занимался самообразованием, копил и расширял свои познания в разных областях. Соглашался он на любую работу и все свои впечатления бережно хранил, они потом появились в его самых первых рассказах. Впоследствии он назвал этот период "Моими университетами".

В 1892 г. Горький возвращается в родные места и делает первые шаги на литературном поприще как писатель в нескольких провинциальных изданиях. Впервые его псевдоним "Горький" появился в этом же году в газете "Тифлис", в которой был напечатан его рассказ "Макар Чудра".

Псевдоним был выбран не случайно: он намекал на "горькую" русскую жизнь и на то, что писатель будет писать только правду, какой бы горькой она ни была. Максим Горький видел жизнь простого народа и не мог со своим складом характера не замечать несправедливости, которая была со стороны богатых сословий.

Раннее творчество и успех

Алексей Горький активно занимался пропагандой, за что и находился под постоянным контролем органов полиции. С помощью В. Короленко в 1895 г. в крупнейшем российском журнале был напечатан его рассказ "Челкаш". Следом были напечатаны "Старуха Изергиль", "Песнь о Соколе", Они не были особенными с литературной точки зрения, но они удачно совпали с новыми политическими взглядами.

В 1898 г. вышел его сборник "Очерки и рассказы", который имел необыкновенный успех, и Максим Горький получает всероссийское признание. Пусть его рассказы не были высокохудожественными, но они изображали жизнь простого народа, начиная с самых его низов, что принесло Алексею Пешкову признание как единственного писателя, который пишет о низшем классе. В тот период он был популярен не меньше, чем Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

В период с 1904 по 1907 г. были написаны пьесы "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Его самые ранние произведения не имели какой-либо социальной направленности, но персонажи имели свои типажи и особое отношение к жизни, что очень нравилось читателям.

Революционная деятельность

Писатель Алексей Горький был ярым сторонником марксисткой социал-демократии и в 1901 г. написал "Песнь о буревестнике", которая призывала к революции. За открытую пропаганду революционных действий он был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1902 г. Горький знакомится с Лениным, в этом же году его избрание в члены Императорской академии по разряду изящной словесности было отменено.

Писатель был и прекрасным организатором: с 1901 г. он был главой издательства "Знание", в котором печатались лучшие писатели того периода. Он поддержал революционное движение не только духовно, но и материально. Квартира писателя использовалась в качестве штаба для революционеров перед важными событиями. На его квартире в Петербурге даже выступал Ленин. После в 1905 г. Максим Горький из-за опасений ареста решил на время покинуть Россию.

Жизнь за границей

Алексей Горький отправился в Финляндию и уже оттуда - в Западную Европу и США, где собирал средства на борьбу большевиков. В самом начале его там встретили дружелюбно: писатель свёл знакомство с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном. В Америке издаётся его известный роман "Мать". Однако позже американцы стали возмущаться его политическими акциями.

В период с 1906 по 1907 г. Горький жил на острове Капри, откуда продолжал поддерживать большевиков. В это же время он создаёт особую теорию "богостроительство". Смысл был в том, что нравственные и культурные ценности гораздо важнее политических. Эта теория легла в основу романа "Исповедь". Хотя Ленин отверг эти убеждения, писатель продолжал их придерживаться.

Возвращение в Россию

В 1913 г. Алексей Максимович возвращается на Родину. Во время Первой мировой войны он потерял веру в могущество Человека. В 1917 г. его отношения с революционерами ухудшаются, он разочаровывается в вождях революции.

Горький понимает, что все его попытки спасти интеллигенцию не встречают отклика у большевиков. Но после в 1918 г. признаёт свои убеждения ошибочными и возвращается к большевикам. В 1921 г., несмотря на личную встречу с Лениным, ему не удаётся спасти от расстрела своего друга, поэта Николая Гумилёва. После этого он покидает большевистскую Россию.

Повторная эмиграция

В связи с усилением приступов туберкулёза и по Ленина Алексей Максимович уезжает из России в Италию, в город Сорренто. Там он и завершает свою автобиографическую трилогию. В эмиграции автор находится до 1928 г., но продолжает сохранять контакты с Советским Союзом.

Он не оставляет писательскую деятельность, но пишет уже в соответствии с новыми литературными веяниями. Вдали от Родины им был написан роман "Дело Артамоновых", рассказы. Было начато обширное произведение "Жизнь Клима Самгина", которое писатель не успел закончить. В связи со смертью Ленина Горький пишет книгу воспоминаний о вожде.

Возвращение на Родину и последние годы жизни

Алексей Горький несколько раз приезжал в Советский Союз, но там не оставался. В 1928 г. во время поездки по стране ему показали "парадную" сторону жизни. Восхищённый писатель написал очерки о Советском Союзе.

В 1931 г. по личному приглашению Сталина он возвращается в СССР навсегда. Алексей Максимович продолжает писать, но в своих произведениях он восхваляет образ Сталина и всего руководства, не упоминая про многочисленные репрессии. Конечно, такое положение вещей не устраивало писателя, но в то время заявлений, противоречащих власти, не терпели.

В 1934 г. умирает сын Горького, а 18 июня 1936 г. при невыясненных до конца обстоятельствах умирает Максим Горький. В последний путь народного писателя провожало всё руководство страны. Урна с его прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Особенности творчества Максима Горького

Его творчество уникально тем, что именно в период краха капитализма он смог очень ярко передать состояние общества через описание простых людей. Ведь никто до него не описывал с такой подробностью жизнь низших слоёв общества. Именно эта неприкрытая правда жизни рабочего класса снискала ему народную любовь.

Его вера в человека прослеживается в ранних его произведениях, он считал, что человек может с помощью своей духовной жизни совершить революцию. Максим Горький сумел сочетать горькую правду с верой в нравственные ценности. И именно это сочетание делало его произведения особенными, героев - запоминающимися, а самого Горького сделало писателем рабочих.

Максим Горький – вечный бунтарь, который сначала противостоял царской власти, а потом направил силу своего обличительного гнева на Советский союз. И писателя можно понять: ни заносчивая и спесивая монархия, ни бессмысленный и беспощадный коммунизм не отвечали его представлениям о справедливости, чести и достоинстве. А ведь он не был продажным рупором одной идеологии, его можно назвать романтиком, который делал революцию, но не для себя.

Настоящее имя автора – Алексей Максимович Пешков. Псевдоним же отражал горькую участь писателя. Он родился в небогатой мещанской семье, отец и мать Горького рано умерли: кормилец скончался от холеры, а его супруга от чахотки. Мальчика воспитывала бабушка, но пенсий обычному люду тогда не платили, и женщина не могла самостоятельно содержать ребенка. Дед к тому моменту уже разорился. И Алёша стал служить, занимаясь, чем придется: пек хлеб, был помощником «менеджера» в магазине, торговал на улице и даже учился писать иконы.

Но, познав тяготы народной жизни, наш бунтарь видел в вере лишь манипуляцию хозяина, направленную на работников. Он нашел себя в революционном движении. Уже будучи подростком, он много читал и хорошо запоминал содержание книг, а потому Алексей быстро освоил учения немецких философов и поражал знаниями дипломированных специалистов.

Образование и юность

Из-за нехватки денег подросток не смог получить даже среднего образования. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден был промышлять воровством дров, и одноклассники дразнили его за это. Как-то раз он услышал очередное оскорбление и навсегда покинул стены приходского училища для неимущих слоев.

Не имея аттестата, Горький не смог претендовать на получение высшего образования, но сам автор не сильно жалел об этом, ведь его силой было саморазвитие, а гонку за оценками и званиями он презирал.

В 1884 году юноша приехал покорять Казань, но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни: он потерял деда и бабушку, не смог устроиться в университет, пережил первые задержания на революционных сходках. В результате он даже попытался убить себя, причем дважды. Но обе попытки предотвратили врачи.

Творческий путь

Жизнь и творчество тесно переплелись у Максима Горького. В юности он не верил в свои силы, писал с огромным количеством ошибок, да и вообще не планировал связывать себя литературными рамками. Первые свои книги он принес на суд популярного писателя Короленко, но Владимир Галактионович резко раскритиковал их.

Тогда молодой человек решил начать странствовать по Руси, чтобы больше узнать и увидеть. В Тифлисе он написал рассказ «Макар Чудра» и поддался на уговоры друга, опубликовав работу. С той поры на него начали обращать внимание критики и литераторы, книга имела успех. Теперь Короленко стал наставником молодого автора. Ранний период творчества Горького назовут романтическим, так как тогда из-под его пера вышли рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.

Найдя возможность для публикации в столице, бунтарь становится маститым художником слова, заходит дружбу с Чеховым и Толстым. Его творения особенно ценит либерально настроенная публика, но власть недовольна популярностью оппозиционно настроенного литератора. Он находится под надзором полиции, поэтому присвоенное ему право членства в Академии наук аннулируют буквально сразу, по одному лишь замечанию царя. Однако аресты и открытая вражда правящих элит только способствуют росту популярности автора. В 1900-1910 протекает расцвет его карьеры, он успешен и богат, но все также непримирим.

Отношения с властью и эмиграция

После события октябрьской революции автор начал критиковать кровавые методы большевиков, которые разрывали страну на части. Он спасает многих «буржуев», которым теперь нет места в России будущего, хотя многие из них за него боролись. Он издает памфлеты и статьи, открыто высказывает недовольство, за что получает обвинения в продажности. В 1921 году отношения Горького и партии становятся натянутыми, и лишь по старой дружбе ему дозволяют уехать за границу. Оттуда он вновь отправлял ноты протеста, защищая очередных арестантов, но к его мнению не прислушивались.

В 1928 году легендарного писателя пригласили в СССР, он посетил множество городов и познакомился со Сталиным. В ходе путешествия автор обнаружил положительные перемены в стране, и через год ему уже выделили особняк на Большой Никитской улице и разрешили жить на родине. В 1932 году автор окончательно вернулся домой, но в Италию, где он спасался от чахотки, его больше не выпускали. Оставшиеся годы Горький возглавил издательство, но публиковал только материалы, одобренные партией. Этот факт угнетал его, но сил на активную борьбу уже не было.

Последние годы и смерть

Горький болел чахоткой на протяжении всей жизни, поэтому и провел многие годы в теплом и мягком климате. В СССР ему даже выделили резиденцию в Крыму. Однако болезнь забирала свое, и писатель терял последние крохи здоровья, работая в бешеном ритме в издательстве и над последним романом – «Жизнь Клима Самгина». Его он так и не закончил.

Заразившись гриппом от внучек, Горький слег в пастель. Его состояние так и не пришло в норму, и в 1936 году он скончался. Ему было 69 лет.

  1. Горький был очень любвеобильным мужчиной, но имел всего лишь одну официальную жену, Екатерину Пешкову. Она же была матерью всех его признанных детей.
  2. В юношестве писатель страдал от психического расстройства, которое выражалось в склонности к суицидам. У него даже было две попытки самоубийства, о которых он очень жалел.
  3. Автор занимался сбором средств и шпионажем в пользу Ленина и его партии. Вместе с любовницей он выполнял самые разные поручения, будучи за границей. Позже советская власть шпионила за своим певцом, за границу вместе с Пешковым отправили его бывшую уже любовницу, которая наблюдала за активностью когда-то горячо любимого мужчины.
  4. Литератор был очень щедрым человеком: он жертвовал деньги на крестьянские школы, народный театр, а также заселил свою квартиру десятками настоящих приживал, которых кормил и содержал.
  5. Чтобы убедить Горького вернуться на родину, советские чиновники завербовали даже его сына.

Родился в Нижнем Новгороде. Сын управляющего пароходной конторы Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. В семь лет остался сиротой и жил с дедом, некогда богатым красильщиком, к тому времени разорившимся.

Алексею Пешкову пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. В раннем детстве служил на побегушках в магазине обуви, затем учеником чертежника. Не выдержав унижений, сбежал из дома. Работал поваренком на волжском пароходе. В 15 лет приехал в Казань с намерением получить образование, но, не имея никакой материальной поддержки, не смог осуществить намерение.

В Казани узнал жизнь в трущобах и ночлежках. Доведенный до отчаяния, совершил неудачную попытку самоубийства. Из Казани переехал в Царицын, работал сторожем на железной дороге. Затем возвратился в Нижний Новгород, где стал писцом у присяжного поверенного М.А. Лапина, много сделавшего для юного Пешкова.

Не удержавшись на одном месте, отправился пешком на юг России, где испробовал себя и на каспийских рыбных промыслах, и на постройке мола, и других работах.

В 1892 г. впервые был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». В следующем году он возвратился в Нижний Новгород, где встретился с писателем В.Г. Короленко, принявшим большое участие в судьбе начинающего писателя.

В 1898 г. А.М. Горький был уже знаменитым писателем. Его книги расходились многотысячными тиражами, а известность распространилась за границы России. Горький автор многочисленных рассказов, романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др., пьес «Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».

С 1901 г. писатель начал открыто выражать сочувствие революционному движению, что вызвало негативную реакцию правительства. С этого времени Горький не раз подвергался арестам и гонениям. В 1906 г. он уехал за границу в Европу и Америку.

После свершения октябрьского переворота 1917 г., Горький стал инициатором создания и первым председателем Союза писателей СССР. Он организовывает издательство «Всемирная литература», где получили возможность работать, тем самым спасшись от голода, многие литераторы того времени. Ему же принадлежит заслуга спасения от ареста, гибели представителей интеллигенции. Часто в эти годы Горький был последней надеждой преследуемых новой властью.

В 1921 г. у писателя обострился туберкулез, и он выехал для лечения в Германию и Чехию. С 1924 г. жил в Италии. В 1928, 1931 г. Горький ездит по России, в том числе посетил Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. Горького практически вынудили вернуться в Россию.

Последние годы жизни тяжело больного писателя были, с одной стороны, полны безграничного восхваления – еще при жизни Горького его родной город Нижний Новгород был назван его именем – с другой, писатель жил в практической изоляции под постоянным контролем.

Алексей Максимович был женат многократно. Первый раз на Екатерине Павловне Волжиной. От этого брака имел дочь Екатерину, умершую во младенчестве, и сына Максима Алексеевича Пешкова – художника-любителя. Сын Горького неожиданно умер в 1934 г., что породило предположения о его насильственной смерти. Смерть самого Горького через два года так же вызвала подобные подозрения.

Второй раз женат гражданским браком на актрисе, революционерке Марии Федоровне Андреевой. Фактически третьей женой в последние годы жизни писателя стала женщина с бурной биографией Мария Игнатьевна Будберг.

Умер недалеко от Москвы в Горках, в том же доме, где умер В.И. Ленин. Прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Мозг писателя был отправлен в Московский институт мозга для изучения.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936)

Максим Горький вошел в литературу как выразитель надежды на коренное изменение человеческой жизни, внутреннее преображение самого человека и мира в интересах большинства человечества. Горьковское понимание человека предопределило новизну его художественного мира с драматизмом идей и характеров, романтической, "солнечной" интенсивностью красок, экспрессивной броскостью и рельефностью образного рисунка, с мастерством индивидуального, речевого и живописного портрета, раздвинувшимся диапазоном художественного языка.

Некоторые проницательные современники Горького (например, А. М. Ремизов) видели в нем создателя новейшей модели древнего мифа об Икаре, о человеке, который преодолевает земную тяжесть и поднимается в небо. Подобный миф действительно реализовывался Горьким на протяжении всего сто творчества, причем и в романтическом, возвышающем человека, и в трагическом своем ключе.

Горький занял исключительное положение в русской литературе, рано познав головокружительную славу, а позднее, в советскую эпоху, сделавшись "главным" писателем, который вместе с тем в результате молчаливого примирения с репрессивным тоталитарным режимом стал "незаживающей болью" честных русских художников слова. Этот загадочно-противоречивый Горький далеко еще не в полной мере осмыслен нашей литературной наукой. Полное, объективное освоение его наследия впереди. Нам же необходимо, полагая основой всех возможных оценок писателя его художественные произведения, беспристрастно проанализировать их, стремясь в современном прочтении очертить картину его художественного мира.

Творческая биография М. Горького

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868 т. Рано осиротев, Алексей Пешков воспитывался в доме деда Василия Каширина, владельца красильного заведения в Нижнем. Светлым воспоминанием Горького о детстве была только бабушка Акулина Ивановна с ее неистощимой добротой и любовью к народным сказкам и песням. В 1877 г. Горький - ученик слободского Кунавииского училища, которое, перейдя в третий класс, он должен был оставить из-за нужды, постигшей Кашириных после разорения деда. Для десятилетнего мальчика началась тяжкая жизнь "в людях": па побегушках в магазине, прислугой и учеником чертежника, десятником на ярмарке, посудником на пароходе, где он встретился с поваром Смурым, приохотившим подростка к чтению книг и навсегда оставившим благодарную память в сердце будущего писателя.

В 1884-1888 гг. Горький жил в Казани, где пытался поступить в университет. Там он познакомился с Гурием Плетневым, который ввел его в студенческие кружки; посещал библиотеку нелегальной литературы в булочной А. С. Деренкова; встречался с марксистом Н. Е. Федосеевым; вместе с народником М. А. Ромасем занимался революционной пропагандой среди крестьян в селе Красновидове под Казанью.

Осенью 1888 г. Горький отправляется в свое первое "хождение по Руси" (Каспий, Моздокская степь, Царицын). В 1891 г. путешествует второй раз (Поволжье, Дон, Украина, Кавказ). Им движет "вихрь сомнений", поиск самого себя и желание узнать, "что за народ вокруг".

Первый рассказ Горького "Макар Чудра" появился в 1892 г. в газете "Кавказ". В том же году, вернувшись в Нижний Новгород, при поддержке В. Короленко Горький публикует ряд своих произведений: "О Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины", "Месть" (оба - 1893), "Дед Архип и Лёнька", "Мой спутник", повесть "Горемыка Павел" (все три - 1894) и др. С 1895 г. он становится постоянным сотрудником "Самарской газеты", где печатает такие произведения, как "На плотах", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе" (все - 1895) и др. В том же году в столичном журнале "Русское богатство" появился в печати его рассказ "Челкаш". В Петербурге в 1898 г. вышел в свет двухтомный сборник рассказов "Очерки и рассказы", который сделал Горького знаменитым писателем. Критика необычайно заинтересованно и многоголосо встречала произведения молодого писателя. В связи с его рассказами о босяках, а позже поэмой "Человек" (1904) и др. в критике развернулась полемика о влиянии философии Ницше на Горького.

В 1899-1900 гг. Горький знакомится с А. П. Чеховым, И. А. Буниным, А. И. Куприным, встречается с Л. Н. Толстым. С 1900 г. начинается его деятельность в издательстве "Знание", которое объединяло демократически ориентированных писателей-реалистов. Па рубеже веков публикуются его первые романы: "Фома Гордеев" (1899) и "Трое" (1900), с 1902 г. начинается творчество Горького-драматурга: пьесы "Мещане" и "На дне" (обе - 1902), "Дачники" (1904), "Дети солнца" (1905) и "Варвары" (1906).

В 1902-1904 гг. Горький сближается с большевиками и в 1905 г. вступает в РСДРП (где он состоял до 1917 г.), встречается с В. И. Лениным, принимает участие в подготовке Московского вооруженного восстания. В 1906 г., чтобы избежать ареста, Горький отправляется в Америку для сбора средств в пользу революции. В том же году здесь им были написаны пьеса "Враги" и роман "Мать", а также сатирические памфлеты "Мин интервью" и очерки "В Америке".

Из Америки Горький уезжает в Италию, где живет на острове Капри до 1913 г. В этот период он ведет оживленную переписку со множеством корреспондентов из России (И. А. Буниным, Л. Н. Андреевым, И. Е. Репиным, К. С. Станиславским, Ф. И. Шаляпиным, В. И. Лениным и др.). Писатель увлекается идеями "богостроительства", отразившимися в повести "Исповедь" (1908), где мечта о будущем духовном единении народа и "коллективистической психологии" окрашивается в тона некоего религиозного верования. На Капри Горький пишет повести "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина", статью "Разрушение личности" и др.

В 1913 г. писатель возвратился в Россию. С началом Первой мировой войны он организовал журнал "Летопись", занявший активную антивоенную позицию. В художественном творчестве Горький обратился к проблемам национального русского характера (рассказы 1912-1917 гг., позже, в 1923 г., объединенные в цикл "По Руси"), а также к сатире ("Русские сказки") и автобиографическому жанру: повести "Детство" (1913-1914) и "В людях" (1916).

В 1917-1918 гг. отношение Горького к Октябрьской революции было очень сложным. В эти годы Горький, публицист и редактор газеты "Новая жизнь", вступил в страстную полемику с большевистским правительством, решительно расходясь с ним в оценке происходящего в стране. Это выразилось в его публицистических статьях данного периода, впоследствии собранных в книги "Несвоевременные мысли", "Заметки о революции и культуре" (Пг., 1918) и "Революция и культура. Статьи за 1917 г." (Берлин, 1918). Таким образом, разногласия Горького с большевиками, а не только необходимость лечения были причиной его эмиграции в 1921 г., которая продолжалась до конца десятилетия.

В 1928-1932 гг. Горький неоднократно приезжал в Советский Союз, а в 1933 г. вернулся уже навсегда. Факт возвращения писателя, с неизбежностью повлекший за собой его примирение с тоталитарным сталинским режимом, до сих пор остается в нашей науке до конца не объясненным. Понятно, что этот поступок был следствием внутренних противоречий и компромиссов в сознании писателя, какой-то эволюции в мировосприятии. Можно согласиться с исследователем, который считает предпосылкой эволюции взглядов Горького в 1920-1930-е гг. такие факторы, как "просветительское" рационалистическое начало его мировосприятия, "крестьянофобия", недоверие к крестьянам, мужицкой "частнособственнической" психологии, наконец, "комплекс Луки", т.е. двойственное отношение писателя к правде.

В 1920-е гг. Горький завершает автобиографическую трилогию повестью "Мои университеты" (Берлин, 1923), пишет роман "Дело Артамоновых" (Берлин, 1925), ряд мемуарных очерков и литературных портретов (в том числе "В. Г. Короленко", "Л. Н. Толстой", "Владимир Ленин", 1924; "В. И. Ленин", 1930), рассказы (например, "Отшельник", где запечатлен всегда волновавший писателя образ "утешителя") и др.

В 1930-е гг. писатель вновь обращается к драматургии, создает новые редакции старых пьес ("Егор Булычов и другие", "Васса Железнова"), пишет новые пьесы: "Сомов и другие", "Достигаев и другие". Начиная со второй половины 1920-х гг. Горький работает над эпопеей "Жизнь Клима Самгина", четвертая часть которой осталась незаконченной из-за смерти писателя.

В 1934 г. под руководством Горького организуется и проводится Первый съезд писателей, положивший начало "Союзу советских писателей".

В 1936 г. 18 июня Алексей Максимович Горький скончался и был похоронен в Москве в некрополе у Кремлевской стены.

(Алексей Максимович Пешков) родился в марте 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра. Начальное образование он получил в Слободско-Кунавинском училище, которое окончил в 1878 г. С этого времени началась для Горького трудовая жизнь. В последующие годы он сменил множество профессий, объехал и обошел половину России. В сентябре 1892 г., когда Горький жил в Тифлисе, в газете«Кавказ» был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Весной 1895 г. Горький, переехав в Самару, стал сотрудником «Самарской газеты», в которой вел отделы ежедневной хроники «Очерки и наброски» и «Между прочим» . В том же году появились такие его известные рассказы, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Однажды осенью», «Дело с застежками» и другие, а в одном из номеров «Самарской газеты» была напечатана знаменитая «Песня о Соколе». Фельетоны, очерки и рассказы Горького вскоре обратили на себя внимание. Его имя стало известно читателям, силу и легкость его пера оценили собратья-журналисты.


Переломный этап в судьбе писателя Горького

Переломным в судьбе Горького стал 1898 г., когда отдельным изданием вышли два тома его сочинений. Рассказы и очерки, печатавшиеся до этого в различных провинциальных газетах и журналах, впервые были собраны вместе и стали доступны массовому читателю. Издание имело чрезвычайный успех и мгновенно разошлось. В 1899 г. точно так же разошлось новое издание в трех томах. В следующем году начали печататься собрания сочинений Горького. В 1899 г. появилась его первая повесть «Фома Гордеев», также встреченная с необычайным воодушевлением. Это был настоящий бум. За считанные годы Горький превратился из никому неведомого писателя в живого классика, в звезду первой величины на небосклоне русской литературы. В Германии сразу шесть издательских фирм взялись переводить и издавать его сочинения. В 1901 г. появились роман «Трое» и «Песня о Буревестнике ». Последняя была немедленно запрещена цензурой, однако это нисколько не помешало ее распространению. По свидетельству современников, «Буревестника» перепечатывали в каждом городе на гектографе, на пишущих машинках, переписывали от руки, читали на вечерах среди молодежи и в рабочих кружках. Многие люди знали ее наизусть. Но подлинно мировая слава пришла к Горькому после того, как он обратился к театру . Первая его пьеса «Мещане» (1901), поставленная в 1902 г. Художественным театром, шла потом во многих городах. В декабре 1902 г. состоялась премьера новой пьесы «На дне », которая имела у зрителей совершенно фантастический, невероятный успех. Постановка ее МХАТом вызвала целую лавину восторженных откликов. В 1903 г. началось шествие пьесы по сценам театров Европы. С триумфальным успехом она шла в Англии, Италии, Австрии, Голландии, Норвегии, Болгарии и Японии. Горячо встретили «На дне» в Германии. Только театр Рейнгардта в Берлине при полном аншлаге сыграл ее более 500 раз!

Секрет успеха молодого Горького

Секрет исключительного успеха молодого Горького объяснялся прежде всего его особым мироощущением. Как и все великие писатели, он ставил и решал «проклятые» вопросы своего века, но делал это по-своему, не так, как другие. Главное различие заключалось даже не столько в содержании, сколь­ко в эмоциональной окраске его сочинений. Горький пришел в литературу в тот момент, когда обозначился кризис старого критического реализма и начали изживать себя темы и сюжеты великой литературы XIX в. Трагическая нота, всегда присутствовавшая в произведениях знаменитых русских классиков и придававшая их творчеству особый - скорбный, страдальческий привкус, уже не пробуждала в обществе прежнего подъема, а вызывала лишь пессимизм. Русскому (да и не только русскому) читателю приелось переходящее со страниц одного произведения в другое изображение Страдающего Человека, Униженного Человека, Человека, Которого Надо Жалеть. Ощущалась настоятельная потребность в новом положительном герое, и Горький был первым, кто откликнулся на нее - вывел на страницах своих рассказов, повестей и пьес Человека-Борца , Человека, способного Одолеть Зло Мира . Его бодрый, вселяющий надежду голос громко и уверенно зазвучал в спертой атмосфере российского безвременья и скуки, общую тональность которой определяли произведения вроде «Палаты № 6» Чехова или «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина. Неудивительно, что героический пафос таких вещей, как «Старуха Изергиль» или «Песня о Буревестнике», был подобен для современников глотку свежего воздуха.

В старом споре о Человеке и его месте в мире Горький выступил как горячий романтик. Никто в русской литературе до него не создавал такого страстного и возвышенного гимна во славу Человека. Ибо во Вселенной Горького совсем нет Бога, всю ее занимает Человек, разросшийся до кос­мических масштабов. Человек, по Горькому, это - Абсолютный дух, кото­рому следует поклоняться, в которого уходят и из которого берут начало все проявления бытия. («Человек - вот правда! - восклицает один из его героев. - ...Это огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!») Впрочем, изображая в ранних своих творениях «выламывающегося» Человека, Человека, порывающего с мещанской средой, Горький еще не до конца сознавал ко­нечную цель этого самоутверждения. Напряженно размышляя над смыслом жизни, он поначалу отдал дань учению Ницше с его прославлением «сильной личности», но ницшеанство не могло всерьез удовлетворить его. От прославления Человека Горький пришел к идее Человечества. Под этим он понимал не просто идеальное, благоустроенное общество, объединяю­щее всех людей Земли на пути к новым свершениям; Человечество представлялось ему как единое надличностное существо, как «коллективный разум», новое Божество, в котором окажутся интегрированы способности многих отдельных людей. Это была мечта о далеком будущем, начало которому надо было положить уже сегодня. Наиболее полное ее воплощение Горький нашел в социалистических теориях.

Увлечение Горького революцией

Увлечение Горького революцией логично вытекало как из его убеждений, так и из отношений его с российскими властями, которые не могли оставаться хорошими. Произведения Горького революционизировали общество силь­нее любых зажигательных прокламаций. Поэтому не удивительно, что у него было много недоразумений с полицией. События Кровавого воскресенья, происходившие на глазах писателя, побудили его написать гневное обраще­ние «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». «Мы заявляем, - говорилось в нем, - что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной и упорной борьбе с самодержавием». 11 января 1905 г. Горький был арестован, а на следующий день заключен в Петропавловскую крепость. Но известие об аресте писателя вызвало такую бурю протестов в России и за рубежом, что игнорировать их было никак нельзя. Через месяц Горького отпустили под крупный денежный залог. Осенью того же года он вступил в члены РСДРП, каковым оставался до 1917 г.

Горький в эмиграции

После подавления декабрьского вооруженного восстания, которому Горький открыто сочувствовал, ему пришлось эмигрировать из России. По заданию ЦК партии он отправился в Америку для сбора путем агитации денег в кассу большевиков. В США он закончил «Врагов» - самую революционную из своих пьес. Здесь же в основном был написан роман «Мать», задумывавшийся Горьким как своего рода Евангелие социализма. (Роман этот, имеющий центральной идеей воскресение из мрака человеческой души, наполнен христианской символикой: по ходу действия многократно обыгрывается аналогия между революционерами и апостолами первоначального христианства; друзья Павла Власова сливаются в грезах его матери в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре, сам Павел ассоциируется с Христом, а Ниловна - с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод романа - первомайская демонстрация в глазах одного из героев превращается в «в крестный ход во имя Бога Нового, Бога света и правды, Бога разума и добра». Путь Павла, как известно, кончается крестной жертвой. Все эти моменты были глубоко продуманы Горьким. Он был уверен, что в приобщении народа к социалистическим идеям очень важен элемент веры (в статьях 1906 г. «О евреях» и «О Бунде» он прямо писал, что социализм - это «религия масс»). Один из важных моментов мировоззрения Горького состоял в том, что Бог создается людьми, придумывается, конструируется ими, чтобы заполнить пустоту сердца. Таким образом, старые боги, как это неоднократно бывало в мировой истории, могут умереть и уступить место новым, если народ поверит в них. Мотив богоискательства был повторен Горьким в написанной в 1908 г. повести «Исповедь». Ее герой, разочаровавшись в официальной религии, мучительно ищет Бога и находит его в слиянии с рабочим народом, который и оказывается, таким образом, истинным «коллективным Богом».

Из Америки Горький отправился в Италию и поселился на острове Капри. В годы эмиграции он написал «Лето» (1909), «Городок Окуров» (1909), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910), пьесу «Васса Железнова», «Сказки об Италии» (1911), «Хозяин» (1913), автобиографическую повесть «Детство» (1913).

Возвращение Горького в Россию

В конце декабря 1913 г., воспользовавшись всеобщей амнистией, объявленной по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге. В 1914 г. он основал свой журнал «Летопись» и издательство «Парус». Здесь в 1916 г. была опубликована его автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси».

Февральскую революцию 1917 г. Горький принял всей душой, но к дальнейшим событиям, и в особенности к октябрьскому перевороту, его отношение было очень неоднозначным. Вообще мироощущение Горького после революции 1905 г. претерпело эволюцию и стало более скептическим. При всем том, что его вера в Человека и вера в социализм осталась неизменной, он испытывал сомнение в отношении того, что современный русский рабочий и современный русский крестьянин способны воспринять светлые социалистические идеи так, как должно. Уже в 1905 г. его поразил рев разбуженной народной стихии, вырвавшийся наружу сквозь все социальные запреты и грозивший потопить жалкие островки материальной культуры. Позже появилось несколько статей, определяющих отношение Горького к русскому народу. Большое впечатление на современников произвела его статья «Две души», появившаяся в «Летописях» в конце 1915 г. Отдавая в ней должное богатству души русского народа, Горький все же относился к его историческим возможностям с большим скепсисом. Русский народ, писал он, мечтателен, ленив, его бессильная душа может вспыхнуть красиво и ярко, но горит она недолго и быстро угасает. Посему русской нации обязательно необходим «внешний рычаг», способный сдвинуть ее с мертвой точки. Однажды роль «рычага» сыграл . Теперь пришла пора новых свершений, и роль «рычага» в них должна выполнить интеллигенция, прежде всего революционная, но также научно-техническая и творческая. Она должна принести в народ западную культуру и привить ему активность, которая убьет в его душе «ленивого азиата». Культура и наука были, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция - носителем этой силы), которая «позволит нам преодолеть мерзость жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, к красоте жизни, к свободе» .

Эту тему Горький развил в 1917-1918 гг. в своей газете «Новая жизнь», в которой опубликовал около 80 статей, объединенных потом в две книги «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли». Суть его взглядов заключалась в том, что революция (разумное преобразование общества) должна в корне отличаться от «русского бунта» (бессмысленно его разрушающего). Горький был убежден, что страна сейчас не готова к созидательной социалистической революции, что сначала народ «должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры».

Отношение Горького к революции 1917 года

Когда Временное правительство все-таки было свергнуто, Горький резко выступает против большевиков. В первые месяцы после октябрьского переворота, когда разнузданная толпа громила дворцовые погреба, когда совершались налеты и грабежи, Горький с гневом писал о разгуле анархии, об уничтожении культуры, о жестокости террора. В эти трудные месяцы отношения его с обострились до крайности. Последовавшие затем кровавые ужасы Гражданской войны произвели на Горького угнетающее впечатление и избавили его от последних иллюзий по отношению к русскому мужику. В книгу «О русском крестьянстве» (1922), вышедшую в Берлине, Горький включил много горьких, но трезвых и ценных наблюдений над отрицательными сторонами русского характера. Глядя правде в глаза, он писал: «Жестокость форм революции я объясняю исключительно жестокостью русского народа». Но из всех социальных слоев русского общества наиболее повинным в ней он считал крестьянство. Именно в крестьянстве писатель увидел источник всех исторических бед России.

Отъезд Горького на Капри

Между тем переутомление и дурной климат вызвали у Горького обострение туберкулеза. Летом 1921 г. он принужден был вновь уехать на Капри. Следующие годы были заполнены для него напряженным трудом. Горький пишет завершающую часть автобиографической трилогии «Мои Университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1925), несколько рассказов и первые два тома эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1927-1928) - поразительной по своему охвату картины интеллектуальной и социальной жизни России последних десятилетий перед революцией 1917 г.

Принятие Горьким социалистической действительности

В мае 1928 г. Горький вернулся в Советский Союз. Страна поразила его. На одном из собраний он признался: «Мне так кажется, что я в России не был не шесть лет, а по крайней мере двадцать». Он жадно стремился узнать эту незнакомую ему страну и тотчас начал ездить по Советскому Союзу. Итогом этих путешествий стала серия очерков «По Союзу Советов».

Работоспособность Горького в эти годы была поразительна. Кроме многосторонней редакторской и общественной работы, он много времени отдает публицистике (за последние восемь лет жизни им опубликовано около 300 статей) и пишет новые художественные произведения. В 1930 г. Горький задумал драматическую трилогию о революции 1917 г. Закончить он успел только две пьесы: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Также неоконченным остался четвертый том «Самгина» (третий вышел в 1931 г.), над которым Горький работал в последние годы. Роман этот важен тем, что Горький прощается в нем со своими иллюзиями по отношению к русской интеллигенции. Жизненная катастрофа Самгина - это катастрофа всей русской интеллигенции, которая в переломный момент русской истории оказалась не готовой к тому, чтобы стать во главе народа и сделаться организующей силой нации. В более общем, философском, смысле это означало поражение Разума перед темной стихией Масс. Справедливое социалистическое общество, увы, не развилось (и не могло развиться - в этом Горький теперь был уверен) само собой из старого русского общества, так же как из старого Московского царства не могла родиться Российская империя. Для торжества идеалов социализма следовало применить насилие . Поэтому нужен был новый Петр.

Надо думать, сознание этих истин во многом примирило Горького с социалистической действительностью. Известно, что ему не очень нравился - с гораздо большей симпатией он относился к Бухарину и Каменеву . Однако отношения его с генсеком оставались ровными до самой смерти и не были омрачены ни одной крупной ссорой. Более того, Горький поставил на службу сталинскому режиму свой огромный авторитет. В 1929 г. вместе с некоторыми другими писателями он объехал сталинские лагеря, посетил и самый страшный из них на Соловках. Итогом этой поездки стала книга, впервые в истории русской литературы прославившая подневольный труд. Горький без колебания приветствовал коллективизацию и писал в 1930 г. Сталину: «...социалистическая революция принимает подлинно социалистический характер. Это - переворот почти геологический и это больше, неизмеримо больше и глубже всего, что было сделано партией. Уничтожается строй жизни, существовавший тысячелетия, строй, который создал человека крайне уродливо своеобразного и способного ужаснуть своим животным консерватизмом, своим инстинктом собственника ». В 1931 г. под впечатлением процесса «Промпартии» Горький пишет пьесу «Сомов и другие», в которой выводит инженеров-вредителей.

Надо, впрочем, помнить, что в последние годы жизни Горький был тяжело болен и многого из того, что творилось в стране, он не знал. Начиная с 1935 г. под предлогом болезни к Горькому не пускали неудобных людей, не передавали ему их письма, специально для него печатали номера газет, в которых отсутствовали наиболее одиозные материалы. Горький тяготился этой опекой и говорил, что «его обложили», но ничего поделать уже не мог. Умер он 18 июня 1936 г.

error: Content is protected !!