Где живет Снегурочка? Где живет Снегурочка летом? Интересные факты о снегурочке детям

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной.
Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать было известно весьма путанно и туманно.


Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.



Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.


Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона.




Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.




Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».




В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы вступающего в свои права в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).




Здесь она имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.




Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).


продолжение следует… часть 2.- Снежная принцесса.


— Подборка прикольных и интересных картинок
— Свежайшие демотиваторы
— "Кошляндия" в сибирском поселке
— Свежайшие демотиваторы
— Печальная история Эммануэля Эбуе
— Забавные комментарии из социальных сетей
— Прикольные надписи и объявления
— Как празднуют Рождество и Рождественские блюда разных стран
— Подбитый нацистский лайнер унес в шесть раз больше жизней, чем Титаник

До Нового года остается совсем немного времени, а значит – снова подарки, шампанское, мандарины, салат «Оливье» и, конечно, Дед Мороз со Снегурочкой. Про Деда Мороза мы знаем многое, даже то, что его резиденция находится в городе Великий Устюг, куда в новогодние праздники можно съездить в гости или написать письмо. А вот о его внучке Снегурочке информации гораздо меньше.


Оказывается, родина Снегурочки – село Щелыково, расположенное в Костромской области. Именно здесь располагалась усадьба известного русского драматурга А. Н. Островского, в которой он, по мотивам народных преданий, написал сказку «Снегурочка». Посетить терем Снегурочки можно в течение всего года. Гостей встречает сама хозяйка и лично проводит экскурсию по своим владениям.

Правда, в произведении Островского Снегурочка является не внучкой, а дочкой Деда Мороза. Долгое время Снегурочку представляли маленькой девочкой лет 5-7. Но, все изменилось в Советскую эпоху. С 1935 года в стране возобновили празднование Нового года, а в 1937 вместе с Дедом Морозом на празднике в Доме Союзов появилась внучка, причем, уже довольно взрослая девушка. С пятидесятых годов сценарии кремлевских елок писали Лев Кассиль и Сергей Михалков.

В них Снегурочка была уже непременным персонажем Нужно отметить, что родиной Снегурочки иногда называют и усадьбу Абрамцево, недалеко от подмосковного города Сергиев Посад. Когда-то хозямном данной усадьбы был известный предприниматель и меценат Савва Морозов. Именно здесь художник Васнецов писал свою картину «Снегурочка», причем, позировала ему одна из дочерей Морозова. В 1968 году, к столетию со дня рождения драматурга А. Н. Островского, начались съемки полнометражного художественного фильма «Снегурочка».

Декораторы потрудились на славу: в окрестностях села Щелыково была возведена целая деревня. С 2009 года у Снегурочки даже начали отмечать День рождения. Трудно сказать по каким источникам, но было установлено, что героиня новогодних праздников родилась в ночь с 4 на 5 апреля. Долгие годы роль Деда Мороза на кремлевских елках играл актер Роман Филиппов, а Снегурочку – Надежда Карпухина.

В эпоху СССР актеров, которым доводилось работать на главном детском утреннике страны, тщательно проверяли не только режиссеры, но и соответствующие органы: ведь на этот праздник приходили внуки и правнуки первых лиц государства. Снегурочку можно считать нашим народным достоянием. Во многих странах мира детей приходит поздравлять с праздником добрый персонаж: Санта-Клаус, Йоулупукки, Дядо Коледа и так далее. Но, внучка (или дочка) есть только у нашего Деда Мороза.

1. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов.

2. Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

3. В 1873 году Островский написал пьесу «Снегурочка», где девушка является дочкой Деда-Мороза и Весны-Красны. Автор описывает Снегурочку как бледнолицую светловолосую девушку. Одета она в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички.

4. Образ Снегурочки начали использовать на многих детских мероприятиях (новогодних и рождественских). Фигурки Снегурочки вешались на ёлку, а девочки наряжались в костюмы Снегурочки. Кроме того, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы Римского-Корсакова.

5. В книгах по организации новогодних ёлок советского периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом - как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

6. В 1968 году для фильма «Снегурочка» у реки Мера (левый приток реки Волги) была построена «деревня берендеев». После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме теперь есть «Терем Снегурочки», в котором она круглый год принимает гостей. А 4 апреля в Костроме отмечается день рождения Снегурочки.

7. Долгое время Дед Мороз и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине 19 века. Тогда в России задумали создать «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт», святой Николай или «дедушка Николай». А в 1886 году впервые отмечается «Морозко» - к началу 20 века уже складывается знакомый образ Деда Мороза.

8. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

9. Как известно, Дед Мороз живет и в Великом Устюге, и в Лапландии. Он ведь сказочный персонаж! Однако многие дети не указывают в своих письмах точный адрес. Ситуацию разрешили так. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.

10. Своя резиденция у Деда Мороза и Снегурочки есть и в Белоруссии. Она находится на территории национального парка «Беловежская пуща». За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира.

Если бы у Снегурочки был личный биограф, ему пришлось бы нелегко. Кем зимняя красавица на самом деле приходится Деду Морозу? Когда она первый раз вышла в свет, чтобы познакомиться с миллионами мальчишек и девчонок? В конце концов, когда у нее день рождения?

Январь 1937 года. Вот уже два года, как большевики отменили запрет на все ритуалы, связанные Новым годом. До этого их считали буржуазным пережитком. Теперь мечта каждого ребенка - попасть на главную елку страны в Колонный зал Дома союзов.

Наконец на сцене появляется Дед Мороз, но кто это с ним рядом? Дети лишь улыбаясь пожимали плечами. За годы без любимого праздника подросло уже целое поколение мальчиков и девочек, которые даже не слышали о том, кто такая Снегурочка.

О том, кем же приходится Снегурочка Деду Морозу, спорят до сих пор. Первые упоминания главной новогодней волшебницы можно найти еще в русском фольклоре - народная сказка о девочке, сделанной из снега. Правда, тогда ее называли Снежевиночка. И, как видно на дореволюционных новогодних открытках, речь шла именно о маленьком ребенке - внучке.

«Прототип Снегурочки появился в довольно позднее время, это 18-19-й век. Возник он в сказочной литературе, в сказочной прозе, среди народа. Потом известный писатель Островский взял этот образ и создал великое произведение, откуда этот образ уже разнесся в массы», - рассказала заведующая отделом сохранения нематериально культурного наследия Государственного центра русского фольклора Ксения Маликова.

Именно Островский превратит внучку в юную девушку, вечно молодую и холодную сердцем, до поры до времени, конечно. Впрочем, грустный финал сказки не помешал Снегурочке стать любимым персонажем взрослых и детей.

Деревянный терем в самом сердце Костромы - официальная резиденция зимней волшебницы. Письма, точно такие же, как и Деду Морозу в Устюг, сюда привозят охапками со всей страны. Отвечают, разумеется, всем. Даже когда дом полон гостей. Их тут есть чем отвлечь: зимние игры, ледяная комната, коллекция новогодних елок.

Древние предания и истории для своей пьесы Островский собирал тоже тут, в окрестностях Костромы. Здесь же в конце 60-х будут снимать фильм «Снегурочка», для которого построят аж целую деревню у реки Меры. Беспрецедентный случай для советского кинопрома!

Томный взгляд, длинные ресницы и обязательно светлые косы. В новогодний сезон своя Снегурочка есть в каждом театре. Актриса Ксения Теплова в этом образе на детской елке для сотрудников МХТ уже пятый год. Только не думайте, что эта роль легче какой-нибудь драматической!

«Когда я первый раз выходила, у меня было такое ощущение, что меня сейчас съедят живьем. Потому что их много, они маленькие, они бегают вокруг орут, кричат», - рассказывает актриса МХТ Ксения Теплова.

Что удивительно, образ внучки Деда Мороза уникален. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет ничего подобного.

К примеру, в Италии дарить детям подарки помогает добрая фея Бефана, правда внешне она скорее напоминает нашу Бабу Ягу.

Голландский Синтеркласс ходит в сопровождении Черного Питера. Персонаж этот несколько устрашающий: за спиной у него мешок с подарками для послушных детей, а в руках розги для детей непослушных.

Вместе с чешским Дедом Морозом, Микулашом, можно встреть аж целый дуэт: ангела в белоснежной одежде и лохматого чертенка. Первый раздает сладости, а второй - скучные картофелины.

И, тем не менее, все эти различия не так уж важны, ведь каждого из сказочников любят и ждут, в них верят. Ну или хотят верить!

«Расскажи, Снегурочка, где была, расскажи-ка, милая, как дела?» — каждый ребенок в России с пеленок знает эту песенку. Но как появилась Снегурочка, для чего она нужна, и есть ли аналоги нашей снежной красавицы, мало кто знает..

Языческие истоки

Невозможно сказать точно, где и когда придумали Снегурочку. Впервые ее образ зафиксировали в фольклоре в XIXвеке, но в народных обрядах она тогда не фигурировала. Считается, что истоки образ снежной красавицы берет еще из дохристианской мифологии славян — действительно, ожившая ледяная фигура отсылает нас к языческим верованиям, которым было свойственно обожествлять природу. К тому же, в старинных северных преданиях нередко встречались истории о молодой девушке, слепленной из снега.

В старинных приданиях есть истории о девушке, слепленной из снега


С началом весны одна идет в лес с подружками, прыгает через костер и тает. Версия вполне правдоподобная: в те времена убеждение, что «сезонные» духи умирают со сменой времен года, было весьма популярно. Интересно, что в те времена Снегурочка скорее считалась дочкой божества Мороза. В какой момент их родственные связи изменились — неизвестно.

Сказки о Снегурочке

В народной сказке Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имеет. В 1869 фольклорист Александр Николаевич Афанасьев публикует двухтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где и появляется Снегурка (в другом варианте — Снежевиночка). Бездетные старик со старухой лепят себе дочку — Снегурку. Она оживает и становится настоящей маленькой девочкой. Похожая сказка есть и у Даля, а в середине XX века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии.

В народной сказке Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имеет


Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там ее из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, как злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает ее о землю, дудочка ломается, и из нее появляется живая Снегурушка.

Снегурочка из сказки

Образ Костромы

По одной из версий, прообразом Снегурочки было древнее славянское божество Кострома. Она считалась покровительницей урожая и плодородия. В конце весны праздновались «зеленые святки» — прощание с весной и приветствие лета.

В одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер


Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде (традиционный цвет Снегурочки), иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер — Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.


Кострома и ее брат Купала

Снегурочка у Островского

Настоящую славу Снегурочка получила благодаря Островскому, написавшему по мотивам славянских сказок пьесу. В ней Снегурочка, дочка Мороза и Весны, становится более человечной. Ее губит не костер, а любовь, которую зажег в ее сердце Ярило-солнце. Первая театральная постановка успехом не увенчалась, зато написанная Римским-Корсаковым опера стала по-настоящему знаменитой. В 1968 сказку экранизировали.


Снегурочка в опере

Заграничные Снегурочки

Снегурочка — вовсе не уникальное явление, как думают многие. У Снежной девочки (именно девочки, только в XX веке внучка Деда Мороза «повзрослела») есть аналоги и в других странах. Много вариаций Снегурочки можно найти в странах бывших республик СССР. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта Баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками (Дзмер Папи) помогает Дзюнанушик. В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении Коргыз.


Снегурочка на старых открытках была маленькой девочкой

Водятся Снегурочки и немного дальше. В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. В Болгарии снежну девочку зовут просто — Снежанка. А в Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия, в честь которой у жителей страны есть даже особый праздник.

В Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия


У Люсии интересная история. Считается, что имя ее связано со Святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в Средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды ее муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на нее и отрезали ей голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.


Люсия в Швеции часто носит венок, украшенный свечами

В Италии Снегурочки нет, но здесь живет самая пожилая «родственница» нашей снежной красавицы. Ее зовут фея Бефана, и она приносит итальянским детям подарки. Эта старушка залетает на метле в дымоход и кладет игрушки в детские носки. Плохим детям достаются угольки, которые на деле оказываются просто круглыми конфетами, красящими язык. Считается, что фея летает по свету в поисках младенца Христа, которому хочет отдать его подарок. К тому же Бефана очень хозяйственная: если ей понравится в доме, то она может даже убраться. А из лакомств старая фея предпочитает апельси ны и вино.

Екатерина Астафьева

error: Content is protected !!