Характерные черты российского менталитета. Русский характер и национальный менталитет россии Какой менталитет у русских

Это преобладающие у россиян схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне - не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше - мы обязаны их знать. Если у нас народ спивается целыми деревнями и нравственное состояние современного российского общества оценивается как моральная деградация , любовь к России будет в том, чтобы, видя все это, ставить конкретные задачи повышения российской культуры.

Сегодня нравственность России в глубоком упадке, но это характеристика не российского менталитета вообще, а того конкретного состояния, куда Россия упала в 90-е годы XX века.

А.В. Юревич пишет: "Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему "травмировано хаосом"". "Без всякого преувеличения можно сказать, что сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории".

Из этой ямы давно пора вылезать, и именно для этого давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

Стремление жить по правде - похоже, уникальная особенность русских людей. За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным . А русские люди хотят жить по Правде, которая должна пониматься сердцем. Правда выше законов и договоренностей, она выше обычной разумности, тем более что в выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство : искренность и душевность.

В российском менталитете целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то "американское". Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями "от сердца", на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье "Сыну двенадцать: воспитание ответственности " умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать "зачем" он делает то или иное. Комментарий к этой статье: "Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны".

Мы ответили на этот комментарий так: "Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, "без головы"? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях - в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример".

Можно только обратиться за помощью - тут скорее всего помогут. Нормально попрошайничать - и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение - то ли больной, то ли . Тот, кто обычно приветливо улыбается другим - если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается - лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность - это когда матом! Вот тогда - человеку веришь!

Русские люди ценят честность. Честность ценится как уважение к выполнению договоренностей, но еще более русским человеком ценится другая сторона честности, а именно готовность в спорной ситуации покаястья, признать свою вину - и одновременно так же прямо, нелицеприятно обвинить другого. Негативизм русского менталитета проявляется также в склонности критиковать и видеть плохое как в других, так и в себе. Большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства . Заниматься самоедством - естественно и привычно, а тот, кто говорит о своих достоинствах - он бахвалится, это глупо и некрасиво.

В коучинговой практике: быстро назвать свои 50 недостатков - с этим заданием большинство справляются без труда. А быстро и убедительно перечислить 50 своих достоинств, рассказать за что человек себя любит и уважает - как-то гораздо труднее. Людям говорить об этом неловко, думать об этом непривычно.

Любовь к спорам . «В русском общении (источник: Книга "Русские: особенности национального общения". Авторы Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин) традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам - яркая черта ». «Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы». При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный ».

Принцип «не высовывайся» . В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия - это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя .

Привычка к воровству, мздоимству и обману . Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип - "не украдешь - не проживешь". Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту - сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям : наказывать за мелкие нарушения - нехорошо, как-то мелочно, нужно - "прощать!", а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным - тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром . Характерная черта российского менталитета - любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы - западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

Интересное исследование " " (о российской ментальности), автор Н.В. Латова, аспирантка ИС РАН.

Забота о здоровье ценностью не является , спорт - странно, болеть - нормально, но категорически не допускается бросать убогих , в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных . "Как же он без меня?" - отсюда как норма жизни.

Место гуманизма у нас занимает жалость . Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать. Россияне, если уж хотят давать деньги, то исключительно на одного больного, ну, то есть, на одного ребенка, и желательно больного, самого больного, желательно неизлечимого смертельно. А если ребенок не умрет, то давать деньги на реабилитацию ребенка после болезни никто уже не хочет. Чувство жалости уже не работает, а понимания благотворительности в российском менталитете сегодня нет. Сейчас мы находимся на​ 123-м месте в мире из 135-ти изученных стран в рейтинге благотворительности, и ни одна из стран бывшего Советского Союза не находится ниже нас в этом рейтинге. 76% населения нашей страны не жертвовали никому никогда и даже не задумывались об этом. Социальная ответственность компании, то есть занимается конкретная компания благотворительностью или нет, для россиян не важна, а к тем, кто все-таки занимаются благотворительностью, окружающие смотрят с недоверием: 40% убеждены, что благотворительность делается ради рекламы, осуждают тех, кто рассказывает о своей благотворительной деятельности и настаивают, что благотворительность должны происходить только тайно. С другой стороны, последние годы сборы на благотворительность серьезно растут (до 50% в год), но преимущественно за счет среднего бизнеса.

Тотальный негативизм россиян, их взаимное недоверие и привычка "жить чувством" - похоже, одни из самых проблемных черт российского менталитета. А вот то, что в современной России (в отличие от последних веяний в западных обществах) отрицательно относятся к геям и лесбиянкам, едва ли нужно оценивать как отсталость россиян, возможно, как раз в этом наша сила и наш потенциал духовного здоровья.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны, в том числе собственными усилиями создав полностью некоммерческий портал Психологос - самый популярный психологический портал России. На Психологосе врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну. Как нам позицию Жертвы

  • Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
  • Россия всегда была страной, расположенной между Востоком и Западом. Русский человек неоднократно задавался вопросом, является он человеком Запада или все-таки более стихийного Востока. Философы решали этот вопрос по-своему. Многие из них даже стали говорить об уникальном положении страны, у которой свой неповторимый путь. Менталитет русских сложно сравнить с менталитетами соседних стран как западных, так и восточных. Конечно, в нем можно найти что-то общее от каждой из держав, однако, есть в русской душе что-то, что не поддается простой классификации.

    Менталитет формировался веками. Влияние на него оказали и страны, и новая религия (православное христианство). Причем русский человек - преимущественно именно православный, потому что он отражает догмы своей веры. Особенности русского менталитета можно найти не только в образе мышления, но и в самом укладе жизни. Западный мир предельно прост, там существует троичное деление мироздания: мир божественный, мир демонический и мир людей. Поэтому люди, живущие на Западе, стремятся что-то сделать в этом мире. У русского человека мироздание двоично: или божественное, или демоническое. Этот мир считается царством темным, отданным князю тьмы. Каждый день люди видят несправедливость и несовершенство.

    Менталитет русских всегда стремился к максимализму. И это стремление выливается либо в создание идеального мира здесь и сейчас (революции), либо в полное самоустранение и аскетизм. Русский человек преимущественно аполитичен. он остро ощущает неудовлетворение властями. Справедливость по-русски означает равенство и братство. А раз идеалы неосуществимы, то мир находится во власти злых сил. Вместо того, чтобы что-то делать (как это принято во всех капиталистических странах), русский лучше ударится в аскетизм.

    Менталитет русских, сформированный православной религией, не подготовлен к тому, чтобы идти по пути рыночной экономики. Лишь единицы смогли принять тот факт, что самоустранение не приведет ни к чему хорошему. Россия - изобильная страна. И, вместе с тем, русские продолжают жить хуже, чем европейские парадокс, над которым из года в год ломают голову специалисты. Большое влияние на менталитет русских оказало соседство тюркских сами по себе были миролюбивым народом, гостеприимным и кротким. Смешение славян с тюрками породило тенденцию к меланхолии, депрессии, жестокости и загулам. Именно так и родился противоречивый темперамент русских, в котором соседствуют крайности. Самая восточная черта в менталитете русского народа проявляется в его коллективизме и отношении к власти.

    Власть для русского священна, она дана свыше. Властям нужно подчиняться. Однако, как только родится в душе бунт, русский человек готов разрушить все. С давних времен история донесла до наших дней случаи бунтов и восстаний. Стоит русскому человеку увидеть в образе царя князя тьмы, и начинается священная революция. Впрочем, сильные государи всегда могли усмирить своих подданных. Коллективизм русских проявляется не столько в мирное время, сколько в период войн и бедствий. Здесь можно обнаружить не только поразительную взаимовыручку среди людей, но также стойкость. Известны случаи, когда жители русских городов держали оборону до последнего без всякого контроля со стороны военных чинов. Это поразительный факт, который показывает не только высокие устои коллективизма, но также патриотизм и гражданственность. Кстати, национализм русским не присущ в том виде, в каком он проявлялся в ряде западных стран. Гражданственность этого народа имеет совершенно другое основание.

    менталитет ментальность русский народ

    Характеристика русской культуры с точки зрения её места в дихотомии «Восток - Запад» - достаточно сложная задача, так как, во-первых, она занимает срединное положение в отношении геополитического фактора (который учитывают представители так называемого «географического» или «климатического» детерминизма); во-вторых, изучение российской цивилизации только начинается (оно вообще возможно в отношении уже ставшей национально-культурной целостности, а в России самоидентичность и национальное самосознание формируются достаточно поздно в сравнении с европейскими культурами); в-третьих, русская культура изначально суперполиэтнична по своему составу (в её формировании приняли участие славянский, балтский, финно-угорский с заметным участием германского, тюркского, северокавказского этнических субстратов).

    Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI веках входе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. С самого начала русская культура складывается на основе таким культурных признаков, как:

    • · Самодержавная форма государственной власти («вотчинное государство»);
    • · Коллективная ментальность;
    • · Подчинение общества государству;
    • · Незначительный объём экономической свободы.

    Одним из наиболее значительных факторов в становлении русской культуры явилось православие как религиозно-нравственный ориентир духовной культуры. Древнерусское государство представляло собой конфедерацию самостоятельных государств. Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык. Оно «захватило» все слои общества, но не всего человека. Результат этого - весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего большинства», его невежественность в религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения. Поэтому можно говорить об особом типе русского массового православия - формальном, тесно «сплавленном» с языческой мистикой и практикой, что позволяло Н. А. Бердяеву назвать его «православием без христианства».

    Срединность по отношению к западному и восточному типам культур - пожалуй, одна из ведущих характеристик русской культуры, поскольку «западные» и «восточные» черты в русской ментальности не строго противоречат друг другу, а скорее соединяются и взаимодополняются. Так, например, христианские ценности Русью заимствуются как ценностная система культуры Запада, но в «восточном» варианте наследуются от Византии, и русская церковь с XV века находилась в зависимости от константинопольского патриарха. Также и в типах социально-политической структуры: Русь «примеряла» на себя и восточную и западную модели, и центры Древней

    Если попытаться сформулировать, какие именно черты русской ментальности можно охарактеризовать как явно западные, а какие - как восточные, то можно представить их следующим образом:

    Западные черты:

    • · христианские ценности;
    • · городской характер культуры, определяющий всё общество;
    • · военно-демократический генезис государственной власти;
    • · отсутствие синдрома поголовного рабства в отношениях типа «индивид-государство».

    Восточные черты:

    • · отсутствие частной собственности в европейском смысле;
    • · господство принципа, при котором власть рождает собственность;
    • · автономность общин по отношению к государству;
    • · эволюционный характер развития.

    Что же касается так называемых «путей» русской культуры, то её культурная история имеет совершенно уникальную специфику. Наша история и не такая «вечно длящаяся», направленная скорее на стагнацию, всякое поддержание устойчивости, равновесия и по возможности неизменности, как на Востоке, обращенном в вечность, и, в то же время, не такая постепенно прогрессивная, как на Западе, идущем по пути качественного и экстенсивного развития. Мы будто играем, тасуя в своей истории восточный и западный типы структурирования исторического времени. Русская культура то впадает в некоторую спячку, в которой даже «пропускает» важнейшие моменты европейской истории духа (так мы не пережили Античности, давшей европейской и восточной культурам такую мощную культурную новацию, (которую К. Ясперс назвал «осью» мировой истории) как переход от мифологического типа мышления к рациональному освоению мира, к появлению философии - мы начали формировать свою этнокультурную «самость» сразу в Средневеко вье; Ренессансный тип личности так и не сложился в русской культуре, так как через Возрождение мы тоже «перешагнули», ступив сразу в хорошее и сильное Просвещение), то концентрируется и неведомо откуда черпая силы, включается в какой-нибудь «взрыв», неважно, внешняя ли это война, внутренняя революция или что-то вроде «перестройки» или других реформ. В этом заключается ещё одна специфическая черта русского менталитета - полярность. Поэтому жизнь в обыденном языке - это зебра, поэтому «или пан - или пропал», «кто не с нами, тот против нас», «из грязи - в князи»… То есть русский человек не терпит промежуточных состояний, любит «ходить по лезвию ножа и резать в кровь свою босую душу». Поэтому он прекрасно себя чувствует и адаптируется в кризисных, рубежных, переломных ситуациях на коллективном и даже государственном уровне. Это сказывается на наших способах ведения войн и способности противостоять внешнему врагу. Так и на индивидуальном уровне никто, наверное, как русский человек не умеет так смиряться с жизненными обстоятельствами, с судьбой (или даже судьбиной), а если судьба сама не преподносит никаких вывертов и испытаний, то русский человек ей «помогает», провоцирует. Не случайно во всём мире игру со смертью, когда человек сам «дёргает её за усы», называют «русская рулетка». Это один из гетеростереотипов русского человека во многих инонациональных культурах.

    Можно также отметить акцентированную бинарность как характерную черту русской культуры, где совершенно уникальным и парадоксальным образом «уживаются» такие оппозиции, как «коллективизм - личностность»; «активность - пассивность»; «заимствование - самобытность»; «развитие - стабильность»; «деконструкция - конструкция»; «уникализм - универсализм.

    Результаты современных этнопсихологических исследований фиксируют столкновение в сознании русских людей противоречивых установок и стереотипов поведения. Так выделяют пять основных поведенческих ориентаций:

    • · на коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, доверчивость и т.д.);
    • · на духовные ценности (справедливость, совестливость, мудрость, талантливость и т.д.);
    • · на власть (чинопочитание, сотворение кумиров, управляемость и т.д.);
    • · на лучшее будущее (надежда на «авось», безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т.д.);
    • · на быстрое решение жизненных проблем (привычка к авралу, удальство; героизм, высокая трудоспособность и т.д.).

    Одной из центральных черт русского менталитета является идеал повиновения и покаяния в христианстве (а не физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного деланья», аналогичной западной христианской заповеди «молись и трудись», которая, по мнению М. Вебера, была одной из существенных предпосылок становления капитализма в Западной Европе после Реформации). Отсюда у русских столь обострённое чувство вины и совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль. Оно с особенным мазохистским вкусом смакуется русской литературой и также является одним из распространённых стереотипов.

    Свойственны русской культуре особенный этноцентризм и мессианство, которые являются важной частью российского образа мышления. Это чутко улавливает и выражает язык, иронизируя и гиперболизируя эти свойства нашей ментальности («Россия - родина слонов»; или в одном из современных рекламных роликов: «Это было давным-давно, когда все были ещё евреи, и только римляне были русскими»). Мы также в значительной мере склонны к традиционализму, что оправдывает попытки отнесения русской культуры к Востоку. Это всеохватывающий традиционализм мышления - осознаваемая членами общества сила, которая состоит не в личности и её самоценности, как в культуре Запада, а в толпе, в массе. Отсюда наше стремление к коллективным формам - соборность в православии, «эй, навались, мужики», «всем миром, всем народом», «Вставай, страна, огромная», это авралы, коллективное творчество в любых сферах культурной жизни. Традиционализм выражается в «чинности и урядстве», в обыденной и личной жизни русского человека, в наличии жёстких канонов в литературе и искусстве, а также в особом отношении к времени - в обращённости к прошлому или очень далёкому будущему (А. П. Чехов: «Русский человек любит вспоминать, но не жить»). Одной из сторон нашего традиционализма является монументализм - склонность к грандиозным формам самовыражения и самоутверждения. Не смотря на свою открытость любым межкультурным контактам и заимствованиям русская культура в значительной мере интровертивна. Открытая для внешних воздействий, она к ним не восприимчива в силу выработанного веками культурного иммунитета и «подозрительного» отношения к другим, чуждым культурам. Это хорошо иллюстрируется нашим особым способом проводить реформы. Например, петровская «вестернизация» по целям и форме стала глубочайшей «антивестернизацией» по сути, а «революционер» и западник Пётр I оказался охранителем и традиционалистом.

    Надежда Суворова

    Нездоровый образ жизни

    Как это ни грустно, но жители страны . Любимая фраза русских: «Само пройдет!». Доверять врачам у нас не принято, а принято использовать рецепты народной медицины. Некоторые даже рак лечат травами и волшебными аппаратами.

    Происходит это по тому, что за такой долгий период существования страны, мы не акцентировали внимание на здоровье. Мы не образованы в этой сфере и неправильно понимаем смысл поговорки: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Любовь к праздному образу жизни приводит русских людей к .

    К счастью, сегодня молодое поколение начинает интересоваться своим здоровьем, увлекается спортом, ходит в тренажерный зал для обретения красивой фигуры. Но это только начало большого пути после осознания того, что Россия катилась вниз.

    Жизнь «по блату»

    Еще одна сложившаяся отличительная черта русского народа – это взятничество. 200 лет назад в России было принято давать чиновникам плату за услуги, но даже когда это право отменили, привычка осталась.

    Чиновники настолько прижились в комфортных условиях, что ни за что не хотели терять финансовых вливаний со стороны народа. Поэтому вопросы до сих пор решаются не по закону, а «по блату».

    Искоренить эту черту на данном историческом этапе России невозможно, так как существуют другие глобальные проблемы, но борьба уже началась и приносит успехи.

    Выносливость

    Исторические события, такие как восстания, войны, блокады и постоянные смены правителей привели к неблагополучию русского народа. Это и позволило воспитать в людях выносливость, терпеливость и умение противостоять невзгодам.

    Русский человек только недавно привыкает к комфорту. Раньше мы много времени проводили на полях, чтобы прокормить семью, часто годы были неурожайными, поэтому приходилось работать в режиме без сна и отдыха.

    Погодные условия тоже повлияли на становление русского менталитета. Иностранцы жутко боятся холода. Для них 0 градусов уже повод надеть дубленку. Русский народ привык к таким температурам и прекрасно их переносит. Стоит только вспомнить традицию окунаться в прорубь на рождество. Некоторые русские вообще практикуют моржевание всю зиму.

    Сегодня Россия выходит из кризиса, перед народом встают новые задачи. Поэтому менталитет постепенно меняется, обретая новые черты. Но некоторые из них навсегда останутся в русских душах и помогут оставаться непобедимыми и неустрашимыми перед опасными врагами.

    26 февраля 2014, 17:36

    Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории стали:

    1. Частые, большей частью оборонительные войны (примерно 2/3 своей истории наши предки воевали). Отсутствие естественных границ, открытость, равнинный характер местности постоянно привлекали завоевателей. Необходимость обороны диктовала нужду в централизации всех полномочий в руках главы государства. Большая часть национального дохода уходила на армию и производство оружия. Соответственно, на развитие хозяйства, культуры и прочего оставалось немного средств.

    2. Основой для России был мобилизационный путь общественного развития. В отличие от стран Западной Европы, которые развивались эволюционно, в России государство сознательно вмешивалось в механизм существования общества для выхода из застойного положения, кризисов или для ведения войны, т.е. систематически обращалось к насилию. По-другому не могло быть, поскольку только сильное российское государство могло защитить народы от завоевания или уничтожения.

    3. Постоянное расширение территории. Вплоть до 1991 г. за редким исключением территория нашей страны неуклонно увеличивалась. Расширение осуществлялось тремя путями:

    Колонизация – т.е. освоение новых пустующих земель. Непрерывная колонизация оказывала огромное воздействие на развитие государства. Наличие территории, на которую всегда можно уйти от притеснений имело своим следствием запаздывание социального развития государства. Экстенсивный путь развития означал низкий уровень развития технологии и сырьевую направленность хозяйства.

    Добровольное присоединение к России (Украина, Грузия и т.д.);

    В результате насильственного присоединения (путем войн, либо угрозы войны – например, Казанское, Астраханское ханства).

    4. Прерывность, т.е. отсутствие преемственности. Развитие России часто обрывалось и начиналось по сути заново (самые яркие примеры – 1917 г. и 1991 г.). Очень часто отечественные правители ломали, а не продолжали путь предшественников.

    Менталитет – это особенности восприятия окружающего мира, присущие какой-либо национальной общности и влияющие на специфику поведения людей данной общности. Поскольку основная роль в становлении российской цивилизации принадлежала русскому народу, выделим некоторые особенности его менталитета.

    Особенности русского менталитета:

    1. Неравномерное проявление своих чувств, что выражается в необычайной страстности, темпераментности и резких колебаниях национальной энергии. Отсюда – неравномерность в распределении сил («русский долго запрягает, но быстро едет»), умение максимально выложиться в критический момент.

    2. Стремление к духовным ценностям, а не к материальному благополучию. Целью жизни русских было не богатство, а духовное совершенствование. Поэтому русские стремились к осуществлению грандиозных замыслов и идеальных проектов. Бесконечное искание добра, правды, справедливости вело к пренебрежению повседневными условиями быта, материальным благополучием. Стоит отметить особую совестливость русских.

    3. Любовь к свободе, прежде всего, свободе духа. Русский характер сложно ограничить какими-то формальными правилами, заставить его следовать определенным законам. История много раз подтверждала, что русские – один из самых непокорных народов в мире.

    4. Коллективизм (приоритет интересов коллектива над личными интересами). Отсюда – готовность к самопожертвованию, соборность.

    5. Национальная стойкость, т.е. терпеливость и упорство в перенесении жизненных тягот и невзгод.

    6. Всечеловеческая толерантность, т.е. всемирная отзывчивость, умение понимать представителей других народов, взаимодействовать с ними, жертвовать последним во имя человечества.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Какие факторы определили своеобразие российской цивилизации, отечественной истории, менталитета русского народа?

    2. Какое место в мире занимает Россия?

    3. В чем заключаются особенности российской цивилизации?

    4. Охарактеризуйте особенности отечественной истории.

    5. Что такое менталитет?

    Дополнительная литература

    1. Кожинов, В.В. Победы и беды России / В.В. Кожинов. – М. : «Алгоpитм», 2000. – 448 с.

    2. Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1.

    3. Россия как цивилизация и культура // Кожинов, В.В. Россия как цивилизация и культура / В.В. Кожинов. – М. : Институт русской цивилизации, 2012. – С. 209–319.

    4. Россия как цивилизация // Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Научный эксперт, 2011. – С. 290–326.

    5. Панарин, А.С. Православная цивилизация / А.С. Панарин. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. – 1248 с.

    6. Трофимов, В.К. Менталитет русской нации: учеб. пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 2004. – 271 c.

    7. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета: монография / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.

    error: Content is protected !!