Информационные технологии в музеях мира. Российская музейная энциклопедия. информационные технологии в музейном деле. А что у нас

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Музей как культурно-просветительское учреждение. Возникновение и развитие музеев. Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки. Семантическая структура музейной экспозиции. Методика приготовления и организации музейной выставки.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2013

    Исследование состава современных подходов к искусству дизайна музейной экспозиции как самостоятельному жанру творчества. Определение направлений основных тенденций в области информатизации зон для посетителей при организации художественной экспозиции.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Характеристика традиций собирания в странах Востока. История появления в Японии Национальных музеев Нары, Киото и западного искусства в Токио. Развитие музейной сети государства в ХХ-ХХI вв. Направления коллекционирования крупных корпораций Японии.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэтики вещи, вспомогательные экспозиционные средства в действующих музеях, специфика спектакля предметов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

Новейшие информационные технологии в музейном деле

А.И. Смирнов, сотрудник исторического отдела

В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Мы планируем опубликовать серию статей по применению современных технологий в музейном деле и решили начать с сенсорных киосков, наиболее распространенных информационных систем в музеях мира.

Сенсорные информационные киоски в музеях мира

М.Ю. Малеева

Чаще всего в музеях России (Эрмитаж, ГТГ, Музей Мирового океана и т.д.) сенсорные киоски выполняют роль электронного консультанта или справочно-информационной системы. Как компания-изготовитель, мы были уверены в том, что возможности киосков этим не ограничиваются. За подтверждением наших предположений мы обратились к мировому опыту внедрения киосков в музеи. И надо сказать, мы не разочаровались.

Легко объяснимо, что лидером по количеству установок и наиболее оригинальному использованию киосков являются США. Другая страна нас удивила, это, как ни странно, оказался Таиланд. Надо сказать, что практически во всех музеях Таиланда установлены сенсорные киоски для обслуживания постетителей. Это и Музей сельского хозяйства, и Музей кораблестроения, Музей истории развития прессы, Музей подводного мира и многие другие. Киоски предлагают посетителям просмотреть мультимедиа - презентацию, сопровождаемую звуковым оформлением.

В большинстве музеев США сенсорные киоски, так же как и в России, используются в качестве электронного консультанта. Среди наиболее известных, хотелось бы назвать: Музей истории и науки (Техас), Американский музей Естествознания, Музей науки и высоких технологий и многие другие.

В краеведческом музее города Наппа долго были озабочены привлечением широких слоев населения. Работники музея опасались, что кроме школьников и студентов в музей не придет никто из жителей города. Проблему удалось решить с помощью сенсорных киосков, установленных в залах экспозиций. Киоски предоставили возможность увидеть экспонаты, по различным причинам не выставленные на основной экспозиции. Посетитель, воспользовавшийся услугами киоска, получал более подробную информацию об истории родного края. Информация организована в виде мультимедиа презентаций и сопровождается голосовыми пояснениями. Узнав о такой услуге, музей стали посещать люди различного возраста, имеющие навыки в общении с компьютером.

Сенсорный киоск установлен в зале «Доблести и славы» на морской военной базе в Вирджинии. Интегрированный с 42-дюймовой плазменной панелью, он представляет собой мемориал погибшим офицерам. Изображение, появляющееся на киоске, дублируется на плазменной панели. Мемориал содержит основные вехи биографии погибших офицеров.

Очень оригинальное применение получил киоск, установленный рядом со скульптурой Давида во Флоренции. Всем знаком шедевр Микеланджело. Его размеры поистине впечатляющи: высота скульптуры 5,5 метров плюс высота постамента. Рассмотреть Давида человеку среднего роста не так-то просто. Установка сенсорного киоска позволила каждому посетителю «обойти» скульптуру со всех сторон, а также рассмотреть ее детально. Следует отметить, что установка киоска совпала по времени с реставрацией шедевра и поэтому, была особенно востребована.

В Историческом музее Сиднея посетитель с помощью киоска может подробно познакомиться с историей материка, начиная от аборигенов и заканчивая Австралией наших дней. Отыскав любой объект на карте современной Австралии (свой дом или офис), можно спроецировать его на карту древнего материка и узнать, что же было на этом месте многие века назад.

Музей Ченектади (штат Пенсильвания) знаменит тем, что хранит истории всех жителей этого города. Киоски оснащены видеокамерой, и каждый посетитель может снять двухминутный Ролик о себе. Ролик записывается на различные информационные носители и сдается на хранение в архив. Помимо этого посетитель может просмотреть ролики трех своих предшественников или выбрать из списка жителей тех, которые больше всего его заинтересовали. К сожалению, не удалось узнать, сколько лет этому музею и сколько роликов в нем хранится.

В Музее истории в Атланте киоски установлены в экспозиции «Гиганты мезозойской эры». Помимо помощи в составлении индивидуальной программы посещения, киоски рассказывают о рептилиях, существовавших миллионы лет назад на нашей планете. Посетителю предоставляется информация по каждому из видов: от строения скелета и предполагаемого внешнего вида до рациона питания. Киоски также рекламируют остальные экспозиции музея и предоставляют информацию о расписании и работы и месторасположении.

В Британском музее в Лондоне установлены сенсорные терминалы в залах экспозиции, посвященной истории Древнего Египта. Киоски позиционируются как обучающие для детей от 10-15 лет. Дети, а, скорее всего, и не только они, получают информацию о каждом из представленных экспонатов.

В музее Лувра в экспозиции Истории Востока установлены три киоска. С их помощью публика может неторопливо погрузиться в более чем 1000-летнюю историю, начиная от зарождения человеческих общин до появления первых городов к «золотому веку» исламской культуры. Более 6 000 фотографий с пояснениями, более 400 текстов, а также карты и диаграммы - вот что положено в основу мультимедийной презентации.

Музей радио в штате Мичиган также оснащен сенсорными киосками, которые рассказывают биографии наиболее популярных радио-диджеев.

Практикуется использование киосков для организации доступа к ресурсам сети Интернет. Очень удобно, придя в один музей, виртуально «посетить» все его филиалы или ознакомиться с экспозицией музеев, находящихся в другой части света. Такие киоски снабжены удобными сидениями, так как рассчитаны на длительное время работы за ними.

Из приведенных примеров следует, что использование киосков и предоставление с их помощью различных услуг посетителям ограничено только одним - человеческой фантазией.

Публикуется с разрешения «Сенсорные Системы»

рисунком в ярком цветовом спектре колорита. По особенностям изображения выделяем несколько авторских почерков, по всей вероятности представляющих разные иконописные школы. Композиционные основы, иконометрия, символика линий, цвета и атрибутов претворялись в процессе создания произведения, имеющем значение обряда. Как и в иконописи, авторы не подписывали работ, поэтому памятники старокалмыцкого искусства в основном безымянны. Художник-иконописец «зурачи» или бурхан-ный мастер, имея духовный сан священнослужителя, рассматривался в первую очередь исполнителем иконографического канона.

Искусство буддизма,адаптируясь в процессе многостороннего культурного

Примечания

взаимодействия, претерпевает трансформацию, а затем деформацию под влиянием этнической культуры ойратов-калмы-ков. Исторический процесс можно обозначить адаптацией канона в инокультур-ной среде, выражавшейся в этнических особенностях его воспроизведения. Стадиальный статус соотносимых систем определяет сложное многоуровневое взаимодействие традиции и инновации в формировании и развитии старокалмыцкого искусства. Последнее нужно рассматривать как «исторически детерминированный способ видения и упорядочения мира» (5, с. 105), во многом обусловливающий процесс стилеобразования художественной формы искусства буддизма.

1. Музей традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук был создан как научное подразделение института по рекомендации Исторического отделения РАН Музейному Совету РАН в 2001 году и финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

2. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство. - Элиста, 1991; Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX вв.: Опыт историко-культурной реконструкции. М.: Наука, 2005.

3. СГОКМ - Ставропольский государственный объединенный музей имени Г.К. Праве; НМИДК - Новочеркасский музей истории донского казачества.

4. Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого Старца. Монго-ло-ойратские и бурятские параллели в живописи буддизма // Abstrakts ofthe 8th International Congress of Mongolists, 5-11 August 2002. - Ulaanbaatar, 2002.

5. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

Ю.Э. Комлев

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Способности организовать эффективную деятельность музея XXI века с применением современных компьютерных технологий относятся к числу базовых умений музейного работника и актуальному направлению в музейной работе.

Развитие компьютерной техники, ее внедрение в социальную практику, происходящие в результате этого изменения деятельности и психологии человека, общества - все это составляет суть процесса компьютеризации, играющего ключевую роль в становлении общества информационного типа. Благодаря изобретению и быстрому совершенствованию электронно-вычислительной техники стали воплощаться многие планы, связанные с развитием художественной, информационной, научной, коммуникационной деятельности музея.

По мнению специалистов в области компьютеризации культуры, компьютер осознается как средство моделирования и демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, как средство создания нового произведения искусства и даже новых видов искусства, а также как еще один перспективный инструмент для всех областей профессиональной деятельности (1).

Некоторые представители точных наук считают информацию всеобщим свойством материального мира, и тогда под ней понимается сумма всех сведений, получаемых человеком об окружающем мире. Таким образом, субъектом информационных технологий является человек, который использует эту информацию. Естественно, что качество информации зависит и от механизмов

передачи, и от технологий, в которых она используется человеком, когда он ее воспринимает и обрабатывает.

Непременная установка на прогресс и инновацию заложена в самой логике развития технологий, она позитивно и стимулирующе воздействует на культуру и на всех, кто активно обращается к их услугам.

Появление в жизни музеев компьютеров, способных в короткое время производить огромное количество операций, актуализировало проблему использования исторических знаний, тем более, что информационные технологии дают возможность более обширно осуществлять сбор, хранение, распространение и обработку музейной информации. Свойство интерактивности в музее присуще и мультимедийному ресурсу, что также является проявлением сложного взаимодействия медиа в пределах формируемого виртуального трехмерного пространства, которое становится непрерывным, бесконечным музейным процессом. Появление новых технических приемов дает возможность передавать содержание музея при помощи различных средств информации, доступных для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взаимодействия с аудиторией.

Сформировавшийся в последние годы в науке и различных областях практической деятельности музеев информационный подход учитывает не только количественные показатели (объем) музейной информации, но и качественную ее сторону, для определения которой используется понятие «ценность информации», являющееся основным критерием ее отбора в музей.

По мнению Б.А. Столярова, который является автором первого отечественного учебника «Музейная педагогика: история, теория, практика», в качественном аспекте информация подразделяется следующим образом:

Статистическая - характеризуется только количеством информации;

Семантическая - отображает смысл сообщений с учетом контекстов содержания;

Прагматическая - характеризуется ценностью, содержание которой обогащается вероятностью достижения целей рассматриваемой системы;

Эстетическая - связана с эмоциональной реакцией на сообщение, то есть учитывает субъективное восприятие гармонии и красоты объекта, являющегося источником информации.

В рамках рассматриваемого подхода целевая функция музея и культуры определяется как передача информации об истории и искусстве, процесс которой имеет две формы:

Динамическую - информация передает-сяспомощью сигналов (речь, звуки, музыка);

Структурную - музейные предметы, экспозиция, CD и др. При этом структурная информация может преобразовываться в динамическую (воспроизведение музыки или видеофильма, чтение текста) (2).

Увеличение информации в деятельности музеев происходит с увеличением используемых художником, экспозиционером разнообразных языковых средств, а также благодаря оснащению музеев цифровой техникой, влияющей на все стороны музейной деятельности.

Культура и искусство как информационные, социальные и личностные феномены неотделимы от музея и воспринимающего зрителя. Любые взаимодействия, личные и опосредованные контакты, восприятие музейных памятников, обсуждение экспозиции - все это различные формы передачи информации, равно как и создание новой выставки или экспозиции - это тоже информационный процесс, в результате которого генерируется информация.

Коммуникационные потоки музея представлены на рис. 1.

Внешние коммуникации

Музей < >

< !> внутренние коммуникации

Рис. 1. Внешние коммуникации

Сегодня трудно представить современный музей, который не использует интернет и мультимедийные технологии (3). Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий в музее является их способность не только производить некий предназначенный для употребления культурный продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представление о самом себе. Эту антропологическую

функцию информационные технологии в сфере культуры способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его культурного осмысления.

Более того, масштаб распространения информационных технологий в музейной деятельности углубляет процесс глобализации и самым серьезным образом влияет на характер культурной жизни общества, открывая широкие возможности для постижения традиционной культуры и создания новых ее форм. При этом следует помнить, что виртуальные реальности музея являются лишь средством моделирования возможных решений, но не заменяют подлинной жизни, равно как и подлинныхпроизведений искусства. Таким образом, речь идет о характере взаимодействия между носителями традиционной и информационной культур.

Формирование этого взаимодействия отражается в педагогической коммуникации музея, так как музей на протяжении своего исторического развития аккумулирует различные формы работы с людьми - такие, как общение, беседа, диалог, лекция и др. С помощью информационных технологий музей в состоянии предоставить потенциальным посетителям информацию по:

О коллекциях и наиболее значительных памятниках музея, наделенных сопроводительной текстовой информацией общего характера;

О формах и содержаниях социально-культурной деятельности музея (новые выставки, образовательные программы, циклы экскурсий и лекций, работа клубов, студий и др.).

Информацию, которую получаетпотре-битель и которая включает его в среду музея, можно назвать внешней. Она имеет расширительный характер за пределами музея и обогащается сведениями по истории создания музейных предметов. В качестве изначального визуального источника главным является сам памятник, а его воспроизведение может быть помещено на специальных электронных носителях. Но в данном случае возникает проблема естественной материальности подлинника, т.е. материал, форма, цвет и другое. И при помощи компьютера и грамотного специалиста возможно размыть эту материальность, трансформировав устойчивое восприятие подлинного музейного проекта, например археологического или этнографического памятника.

Таким образом, на основе электронной презентации музейных коллекций и музейных образовательных проектов у потребителя формируется:

Представление о мировом музейном фонде, что дает возможность представить коллекцию конкретного музея в более широком контексте;

Представления и взгляды о мировой истории и истории конкретного региона;

Отношение к художественному и народному творчеству;

Компьютерная и визуальная грамотность;

Пространственное и логическое мышление и т.д.

Положительные Отрицательные

1. При помощи компьютера посетитель больше информации может получить и обработать. 1. Нарушается активное взаимодействие посетителей музея с музейными сотрудниками и предметами.

2. Используя информационные технологии возможно более детальное рассмотрение и изучение памятников. 2. Отсутствует предварительный настрой и подготовка посетителя в общении с музейной средой.

3. Предоставляется возможность анализа и сравнения в визуальном и компьютерном восприятии предметов. 3. Затрудняется эмоциональная передача музейной информации.

Таблица 1. Влияние компьютерных технологий в музее

При внедрении новейших технологий в деятельность музея необходимо учитывать, что «выбор технологий решающим образом формирует культурные стили будущего», тем самым использование и создание электронных носителей актуально использовать в работе музея (4, с. 475).

Например, музей В. Ван-Гога в Амстердаме, очень эффективно использует в своем экспозиционном пространстве компьютерные технологии, что не только позволяет расширить информационный потенциал музея, но и помогает посетителям музея более ярко и полно коммуницировать с музейным пространством, в результате чего общение посетителя с музеем становится более активным, запоминающимся и более длительным.

Однако можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты использования компьютерных технологий в музее (см. табл. 1).

Сегодня музеи особенно активно стали внедрять в свою повседневную работу современные информационно-коммуникационные центры. Такая форма работы с посетителями позволяет, например:

Организовать детский компьютерный сектор, который обеспечит доступ к лучшим сайтам музеев России и мира, а также другим Интернет-ресурсам;

Начать работу над созданием музейной медиатеки, куда войдут издания музеев на бумажных и электронных носителях;

Организовать интерактивный кинотеатр, где будут демонстрироваться мультимедийные образовательные программы, которые дополнят школьную общеобразовательную программу по биологии, истории, литературе, искусству и др. (данные материалы разработаны Федеральным агентством по образованию ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр», сотрудниками издательства «Большая Российская энциклопедия», «Центр ПИК»).

По нашему мнению, такие детские информационно-образовательные центры вызовут большой интерес у жителей России, что позволит привлечь новых посетителей в музей. Таким образом, данный центр будет служить более эффективному взаимодействию музея и школы, а также расширит представления пользователей о музейном пространстве и музейных коллекциях.

В целом использование современных технологий ставит своей целью не заменить общение с музеем, а организовать более качественную и эффективную коммуникацию посетителей с культурными ценностями. По мнению английского исследователя

С. Кина, «музей будущего будет по преимуществу динамической структурой, или опытом, идущим навстречу сообществам и призванным служить во множестве пространств». Действительно, мысль о том, что коллекции играют главенствующую роль в музее, отходит на второй план по мере того, как значение предмета и его историческое прошлое получают все большую значимость, необходимость более глобального подхода к собранию культур, включая как нематериальный, так и материальный. Цифровые технологии отвечают этой задаче, так как концептуально музеи будут представлять собой скорее коллекции знаний, нежели произведений (5, с. 19).

Итак, подведем некоторые итоги, информационная политика музея должна охватывать вопросы интеллектуальной собственности, соблюдения Закона о защите данных (для соответствующей страны) или других аналогичных актов и позицию администрации музея относительно участия в совместных базах данных или других способах распространения музейной информации, особенно изобразительной. Переход к цифровому представлению информации, в том числе и изобразительной, кореннымобразомменяетнаше представление о возможностях репродуцирования. Практические вопросы, связанные с открытием доступа, по крайней мере, к некоторым областям музейных баз данных и сконтролем этогодоступа (если такой контроль возможен или желателен), обсуждаются в настоящее время очень широко. Расширение доступа публики к собраниям музеев, конечно, следует приветствовать, но в связи с ним возникает и риск недобросовестного использования изображений, нарушения авторского права или потери возможного дохода, сейчас или в будущем. Особенно серьезные трудности возникают у музеев современного искусства, поскольку живые и здравствующие художники могут потребовать у них своей доли прибыли от распространения информации или изображений.

Информационная политика должна ясно выражать обязательства музея по ведению точной и всеобъемлющей документации по его собранию, по бессрочному хранению всей необходимой информации и обеспечению доступа к ней, а также по обеспечению приемлемого для данного музея доступа публики к музейной информации. Какая-то информация (например, о стоимости различных объектов хранения и страховых суммах) должна, как и прежде, оставаться конфиденциальной, однако значительные объемы информации другого рода

теперь можно открыть не только исследователям, но и широкой публике, причем не обязательно при личном посещении музея, но и при распространении этой информации с помощью видеокассет, видеодисков, CD-ROM или через Интернет. Стремительно меняются и характер знаний о собраниях (они перестают быть прерогативой хранителей и работников отдела учета и оказываются в принципе доступны каждому), и способы обнародования и распространения этих знаний, так что информационную политику, вероятно, придется постоянно пересматривать по мере возникновения новых технологий, законодательства и развития международного обмена информацией.

Доступ публики к музейной документации и информации - расширяющаяся область применения компьютеров в музее. Все более привлекательным для музеев становится открытое хранение: заинтересованный посетитель может получить доступ к информации каталога о данном объекте с помощью упрощенной клавиатуры или монитора с сенсорным экраном. Объем информации, которая такимобразом становится доступной посетителю, значительно больше того, что можно сообщить посредством подписей, текстов и схем, обычно используемых на тематических или художественных выставках. Мультимедийные программы особенно оживляют данные каталога, привлекая к нему внимание посетителей самого разногоуровня осведомленности в предмете. Приобретя видеодиски или CD-ROM с этой информацией можно работать, не выходя из дома, а Интернет открывает еще более широкие возможности.

Будущее музейной документации и музейных информационных систем представляется весьма многообещающим, хотя и несколько неопределенным. За последние годы в этой области уже произошли существенные и быстрые изменения, темп которых, как ожидается, будет и дальше нарастать. Информационные системыпозволяют создавать музейной базе данных захватывающе интересный для пользователей интерфейс. Разрабатываются и осуществляются «виртуальные

выставки», быстро растут возможности дос-тупак данными изображениямсперсональ-ных компьютеров. Меняется сама природа музея как общественного института. Но желание увидеть «подлинную вещь» тоже не ослабевает. Руководителям музеев придется постоянно следить за новыми возможностями - и опасностями - разворачивающейся на наших глазах эпохи цифровой информации.

Несомненными плюсами компьютеризации процесса в коммуникационной сфере музея можно считать:

Создание моделей поиска и оценки музейной информации, позволяющих собрать достаточно большое количество данных об аудиториях, артефактах и средствах массовой коммуникации;

Возможность сведения полученных данных в вариантные построения по использованию тех или иных сочетаний средств массовой коммуникации;

Возможность оценки эффективности и стоимости различных каналов и музейной коммуникации;

Возможность систематического отбора и преобразования данных, а также их тестирования без использования реальных ресурсов;

Учет различных непредвиденных обстоятельств.

Также необходимо отметить, что интернет-технологии позволяют менеджеру, работающему в коммуникационной сфере, существенно сократить временные затраты на подготовку бизнес-плана, а также совершенствуют процесс обработки и архивирования музейной информации. Компьютеризация в му-зеене только расширила технологические возможности, но и перевела сущность музейных коммуникаций в новое, более высокое качество общения. Все известные до этого факторы ограничения - проблемы скорости передачи музейной информации, доступности, массовости, интерактивности, достоверности и другие - либо существенно снизили порог ограничения, либо, напротив, приобрели характеристики информационного преимущества перед другими учреждениями культуры.

Примечания

1. Канстельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ., под ред. О.И. Шкаратака. М.: ГУВШЭ, 2000. 630 с.

2. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: Учеб. пособие. СПб., 2007. 340 с.

3. Скибб Л. Дж., Хэйфмейстер С., Чеснат А. М. Оптимизация мультимедиа ПК / Пер. с англ. Киев: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997. 352 с.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001.

5. Кин С. Будущее музея в эру цифровых технологий // Информационный бюллетень ИКОМ России. М., 2004.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья)..

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья). Наиболее полно музеи России представлены и на сайтах.

error: Content is protected !!