Как правильно говорить свои грехи на исповеди. Исповедь в жизни человека имеет важное значение

Исповедь - это одно из христианских таинств, когда христианин перед священником раскаивается в своих прегрешениях. Но мало кто из православных знает, как правильно исповедоваться, и что происходит после этого таинства. Священники считают покаяние вторым крещением: при исповедовании человек полностью очищается от грехов.

Греховные деяния в христианстве

Перед покаянием следует знать перечень действий, которые в христианстве считаются греховными. Грехи разделяют по таким критериям:

  • Против Бога.
  • Против себя.
  • Против ближних своих.

Грехи против Господа

Основные прегрешения против Господа должен знать каждый православный человек .

Грехи против самого себя

Можно подумать что грехи против самого себя не так уж важны, это заблуждение, ведь все мы частичка Господа. Мы должны очень бережно относиться к себе , своим мыслям, своему телу. Основные прегрешения против самого себя:

Грехи против ближних своих

Прегрешения против близких людей караются особо сильно. Мы должны относиться к ближним так, как хотим, чтобы относились к нам.

Главные грехи против другого человека:

К верующим женщинам в православной вере особые требования, ведь именно женщина растит детей и она должна привить им любовь к Богу на своём примере. Есть отдельный список грехов для исповеди женщин:

Подготовка к исповеди

Перед тем как идти в церковь, нужно знать как подготовится к исповеди и причастию. Для начала нужно осознать свои грехи и раскаяться в них искренне, иметь большое желание оставить свой грех позади и идти дальше с верой в Господа.

Вы должны понимать, что настоящее исповедование - это больше, чем просто перечислить свои грехи перед священником. Господь и так знает все ваши прегрешения, он ждёт, когда вы сами осознаете свои грехи и искренне пожелаете от них избавиться. Только после истинного раскаяния можно ожидать, что на душе после исповеди станет легче .

Можно взять листок и написать все свои грехи, которые тяготят душу. Исписанный листок можно отдать для прочистки духовному наставнику, но об особо тяжких грехах следует рассказать вслух.

Раскаяние должно быть кратким, не нужно рассказывать всю историю вашей ссоры с близкими, расскажите только о том, как вы осуждали близких или родственников, вашу злость или зависть. Очень хорошая практика каждый вечер перед вечерней молитвой, анализировать прожитый день и приносить покаяние перед иконой.

Чтобы исповедаться нужно предварительно узнать, когда в церкви происходит таинство исповеди. В больших храмах таинство исповеди проводится ежедневно. В тех храмах, где нет ежедневной службы, необходимо ознакомиться с расписанием.

Если после исповеди вам так и не стало легче, вы недостаточно уверовали в Бога, благодать, которая исходит на православного верующего после искреннего раскаяния, вам пока недоступна.

Церковь всегда рада всем людям, которые приходят на исповедь. Даже самые большие грешники имеют право верить в Бога и принести покаяние в своих грехах. Священники обычно очень радушно относятся к прихожанам и помогают им в процессе, подталкивая их на правильные слова и выводы.

Исповедь проводится либо утром, либо вечером. Нельзя опаздывать на таинство, так как оно начинается с молитвы, в которой должен участвовать каждый кающийся. В процессе молебна священник обращается ко всем пришедшим с просьбой назвать своё имя. Женщинам нельзя присутствовать на таинстве во время месячных.

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, вы можете узнать у своих верующих родителей, которые проходили это таинство не раз. Вы должны знать, хороший духовник всегда поможет и направит вас. Грехи нужно называть кратко, важно назвать все грехи, нельзя произнести одни, а о других умолчать. Если в предыдущем Таинстве вам уже были отпущены грехи, называть их в этот раз не нужно. Всегда исповедуйтесь у одного и того же священника , не стоит искать другого из чувства собственного стыда, поступая так, вы пытаетесь обмануть Бога и самого себя.

В больших храмах, когда очень много желающих исповедаться и нет возможности уделить время каждому, священник может проводить «общую исповедь». Духовник перечисляет самые распространённые грехи и стоящие перед ним каются в этих грехах. Если вы никогда ранее не исповедовались или прошло уже много времени с последнего покаяния, не кайтесь на общей исповеди, дождитесь, когда все разойдутся и попросите его выслушать вас. При индивидуальном отпущении грехов, священник положит вам на голову епитрахиль, которая внешне напоминает шарф, после отпущения грехов он её снимет.

Во время таинства Батюшка может задать вам вопросы, не нужно смущаться, отвечайте спокойно. Вопросы может задавать и прихожанин, не стоит этого стыдиться, ведь исповедь для того и существует, чтобы человек нашёл праведный путь к Богу. После покаяния священник читает молитву об отпущении грехов, а каждый прихожанин целует крест и Евангелие. Если человек готовился заранее к исповеди, священник даёт разрешение на причащение.

Выбирать одежду стоит очень внимательно, мужчины должны быть одеты в брюки и рубашку с длинным рукавом. Женщинам тоже нужно одеваться скромно, верхняя одежда должна закрывать плечи, зону декольте, на голову наденьте платок. Женщинам нельзя краситься на исповедь, не рекомендуется обувать туфли на высоком каблуке, выстоять службу в них будет сложно .

Как подготовиться к исповеди ребёнку

Дети до семи лет считаются младенцами, они могут причащаться без исповеди. Постарайтесь за несколько дней настроить младенца на причастие, читайте Священное Писание или детскую православную литературу. При подготовке уменьшите время просмотра телевизора или компьютера, помогайте малышу молиться. Если ребёнок совершает плохие поступки или сквернословит, нужно его пристыдить.

После семи лет детей можно исповедовать наравне со взрослыми, в церкви есть определённые попущения к детским грехам, так как они могут совершать перечисленные выше грехи случайно.

Как подготовиться к причастию

После исповеди происходит таинство причастия, это может быть проведено в тот же день. Перед причастием нужно три дня соблюдать пост, а неделю перед этим читать акафисты святым и Богородице. Перед причастием нельзя пить и есть, утром после пробуждения нужно прочесть молитвы. На исповеди священник обязательно спросит вас об этом.

Приготовление к причастию также подразумевает отказ от курения, алкоголя и близости с партнёром. Перед этим священным таинством нельзя сквернословить, это очень важно, ведь вы собираетесь принять кровь и тело Господа. Стоя перед Чашей Христовой нужно держать руки скрестно на груди, перед употреблением хлеба и вина нужно произнести своё имя.

В церковной лавке есть много специальной литературы, которая поможет приготовиться к причастию правильно и подготовить к исповеди своего ребёнка.

Помните, что исповедь и причастие должны войти в вашу духовную жизнь. Духовники рекомендуют ходить на таинство исповеди раз в полгода. Как часто это делать решать только вам, но после такого таинства вам станет намного легче и вы освободитесь от мыслей, которые вас тяготят.

ПЕРЕЧЕНЬ ГРЕХОВ С ОПИСАНИЕМ ДУХОВНОЙ ИХ СУТИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
О покаянии
Грехи против Бога и Церкви
Грехи в отношении к ближним
Перечень смертных грехов
Особые смертные грехи — хула на Духа Святаго
О восьми главных страстях с их подразделениями и отраслями и о добродетелях, которые им противостоят (по творениям свт. Игнатия Брянчанинова).
Общий перечень грехов
издание
ЗАДОНСКОГО РОЖДЕСТВО -БОГОРОДИЦКОГО
МОНАСТЫРЯ
2005

О покаянии

Господь наш Иисус Христос, пришедший призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), еще в Своей земной жизни установил таинство прощения грехов. Блудницу, слезами покаяния омывшую Его ноги, Он отпустил со словами: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 48, 50). Расслабленного, принесенного к Нему на постели, Он исцелил, сказав: «Прощаются тебе грехи твои… но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному, — встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф. 9, 2, 6).

Власть эту Он передал апостолам, а они — священникам Церкви Христовой, которые имеют право разрешать греховные узы, то есть освобождать душу от совершенных и довлеющих над нею грехов. Лишь бы человек пришел на исповедь с чувством покаяния, осознанием своих неправд и желанием очистить душу от греховной тяжести…

Брошюра эта призвана в помощь кающемуся: в ней приводится перечень прегрешений, составленный на основе «генеральной исповеди» святителя Димитрия Ростовского.

Грехи против Бога и Церкви
* Непослушание воле Божией . Явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, перетолковывании воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, доставление собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в аскетических упражнениях и принуждение других следовать себе, неисполнение обещаний, данных Богу на предшествующих исповедях.

* Ропот на Бога. Этот грех есть следствие недоверия Богу, могущий привести к полному отпадению от Церкви, потере веры, богоотступничеству и богоборчеству. Противоположная этому греху добродетель — смирение перед Промыслом Божиим о себе.

* Неблагодарность Богу. Человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них, напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о Нем, не сознавая, что пользуется Его благим даром, не благодарит за него. Противоположная добродетель — постоянное благодарение Отца Небесного за ниспосылаемые Им испытания, утешения, духовные радости и земное счастье.

* Маловерие, сомнение в истинности Священного Писания и Предания (то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов). Отречение от веры в Бога из страха перед людьми и забота о земном благополучии.

Маловерие — отсутствие полной, глубокой убежденности в какой-либо христианской истине или принятие этой истины только разумом, но не сердцем. Это греховное состояние возникает на почве сомнения или отсутствия ревности к подлинному богопознанию. Маловерие для сердца — то же самое, что сомнение для ума. Оно расслабляет сердце на путях исполнения воли Божией. Исповедь помогает изгнать маловерие и укрепить сердце.

Сомнение — мысль, нарушающая (явно и смутно) убежденность в истинности учения Христа и Его Церкви в целом и частностях, например, сомнения в евангельских заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-либо члене Символа веры, в святости какого-либо признанного Церковью святого или событий Священной истории, празднуемых в Церкви, в боговдохновенности святых отцов; сомнение в почитании святых икон и мощей святых угодников, в невидимом Божественном присутствии, в богослужении и в таинствах.

В жизни нужно учиться различать «пустые» сомнения, возбуждаемые бесами, окружающей средой (миром) и собственным помраченным грехом умом — такие сомнения нужно отвергать актом воли, — и действительные духовные проблемы, которые надо разрешать, основываясь на полном доверии к Богу и Его Церкви, понуждая себя к полнейшему самораскрытию перед Господом в присутствии духовника. Лучше исповедать все сомнения: и те, которые были отвергнуты внутренним духовным оком, и в особенности те, которые были приняты в сердце и породили там смятение и уныние. Таким образом очищается и просвещается ум и укрепляется вера.

Сомнение может возникать на почве излишнего доверия себе, увлекаемости чужими мнениями, малой ревности к осознанию своей веры. Плод сомнения — расслабленность в следовании путем спасения, прекословие воле Божией.

* Пассивность (малая ревность, отсутствие старания) в познании христианской истины, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл богослужения. Этот грех возникает на почве умственной лени или чрезмерной боязни впасть в какое-либо сомнение. В результате истины веры усваиваются поверхностно, бездумно, механически, и в конце концов у человека подрывается способность действенно-сознательного исполнения воли Божией в жизни.

* Ереси и суеверия. Ересь — это ложное учение, относящееся к духовному миру и общению с ним, отвергнутое Церковью как находящееся в явном противоречии со Священным Писанием и Преданием. К ереси часто ведет личная гордыня, излишнее доверие собственному уму и личному духовному опыту. Причиной еретических мнений и суждений может быть также недостаточно полное знание учения Церкви, богословская необразованность.

* Обрядоверие. Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели — эти пороки объединяются под именем обрядоверия. Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об ущербности веры и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7, 6). Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в благую весть Христову, а «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Обрядоверие свидетельствует о неадекватном восприятии учения Церкви, не соответствующем его величию, или же о неразумной ревности служения, не соответствующей воле Божией. Обрядоверие, достаточно распространенное в среде церковного народа, влечет за собой суеверие, законничество, гордость, разделение.

* Недоверие Богу. Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается тем, что человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и воскресения Сына Божия.

От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи — скрытый или явный ропот на Бога и Его Промысл о себе. Противоположная добродетель — возложение своих надежд и упований на Бога, полное приятие Его Промысла о себе.

* Отсутствие страха Божия и благоговения перед Ним. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме, перед святыней, непочитание священного сана.

Отсутствие памяти смертной в ожидании Последнего суда.

* Малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению, духовной жизни. Спасение — это общение с Богом во Христе в вечной будущей жизни. Земная жизнь для стяжания благодати Святого Духа, раскрытия в себе Царства Небесного, боговселения, богосыновства. Достижение этой цели зависит от Бога, но Бог не будет постоянно пребывать с человеком, если он не проявит всю свою ревность, любовь, разум, чтобы приблизиться к Нему. Вся жизнь христианина направлена к этой цели. Если в вас нет любви к молитве как к способу богообщения, ко храму, к участию в таинствах, то это признак отсутствия ревности к богообщению.

Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, механическая, ограниченная лишь заученными наизусть или вычитанными молитвословиями. Отсутствует постоянная память о Боге, любовь и благодарность к Нему как фон всей жизни.

Возможные причины: сердечное нечувствие, пассивность ума, отсутствие должной подготовки к молитве, нежелание продумать и уяснить сердцем и умом смысл предстоящего молитвенного делания и содержания каждого прощения или славословия.

Другая группа причин: привязанность ума, сердца и воли к земным вещам.

По отношению к храмовому богослужению этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями, в опоздании к началу богослужения и уходе прежде отпуста и благословения.

В целом этот грех сводится к нечувствию особенного присутствия Божия в храме во время общественного богослужения.

Причины греха: нежелание войти в молитвенное единство с братьями и сестрами во Христе вследствие обремененности земными заботами и погруженности в суетные дела мира сего, бессилие в борьбе с внутренними соблазнами, насылаемыми духовно враждебными силами, которые мешают и удерживают нас от стяжания благодати Святого Духа, и, наконец, гордыня, небратское, нелюбовное отношение к другим прихожанам, раздражение и озлобление против них.

В отношении к Таинству покаяния грех равнодушия проявляется в редких исповедях без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, чтобы безболезненней пройти через нее, в отсутствии желания глубоко познать себя, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении, в отсутствии решимости оставить грех, искоренить порочные наклонности, преодолеть соблазны, вместо этого — стремление умалить грех, оправдать себя, умолчать о наиболее постыдных поступках и мыслях. Совершая тем самым обман пред лицом Самого Господа, приемлющего исповедь, человек усугубляет свои грехи.

Причины этих явлений — в непонимании духовного смысла Таинства покаяния, в самодовольстве, жалости к себе, суетности, в нежелании внутренне преодолеть демонское сопротивление.

Особо тяжко согрешаем мы против Пресвятых и Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых, приступая к святому причащению редко и без должной подготовки, не очистив душу предварительно в Таинстве покаяния; не испытываем потребности причащаться чаще, не храним чистоту свою после приобщения, но вновь впадаем в суету и предаемся порокам.

Причины этого коренятся в том, что мы не вдумываемся в смысл высочайшего таинства Церкви, не осознаем его величия и своего греховного недостоинства, необходимости исцеления души и тела, не обращаем внимания на сердечное нечувствие, не осознаем влияния падших духов, гнездящихся в нашей душе, которые отвращают нас от причащения, и потому не противимся, а поддаемся их искушению, не вступаем с ними в борьбу, не испытываем благоговения и страха богоприсутетвия в Святых Дарах, не боимся причаститься Святыни «в суд и во осуждение», не заботимся о постоянном исполнении воли Божией в жизни, невнимательны к своему сердцу, подвержены суетности, подходим к Святой Чаше с ожесточенным сердцем, не примиренные с ближними.

* Самооправдание, самодовольство. Удовлетворенность своим духовным устроением или состоянием.

* Отчаяние от зрелища своего духовного состояния и бессилия бороться с грехом. Вообще самооценка собственного духовного устроения и состояния; возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному Господом Иисусом Христом: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12, 19).

* Отсутствие духовного трезвения, постоянного сердечного внимания, рассеянность, греховное забвение, неразумие.

* Духовная гордость, приписывание себе полученных от Бога даров, желание самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.

* Духовный блуд, влечение к чуждым Христу духам (оккультизм, восточная мистика, теософия). Истинная же духовная жизнь — это пребывание в Духе Святом.

* Легкомысленно-святотатственное отношение к Богу и Церкви: употребление имени Божия в шутках, легкомысленное упоминание о святынях, проклятия с упоминанием Его имени, произнесение имени Божия без благоговения.

* Духовный индивидуализм, склонность к обособлению в молитве (даже во время Божественной Литургии), забвение того, что мы — члены Соборной (Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова, сочлены друг другу.

* Духовный эгоизм, духовное сластолюбие — молитва, участие в таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.

* Нетерпение в молитве и других духовных подвигах. Сюда относится невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя, преждевременный уход из храма без особо уважительной причины.

* Потребительское отношение к Богу и Церкви, когда отсутствует желание отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для нее. Молитвенное испрашивание мирского успеха, почестей, удовлетворения эгоистических желаний и материальных благ.

* Духовная скаредность, отсутствие духовной щедрости, потребности донести до ближних полученную от Бога благодать словом утешения, сочувствия, служения людям.

* Отсутствие постоянной заботы о выполнении воли Божией в жизни. Этот грех проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая благословения Бога, не советуясь и не прося благословения у духовного отца.

Грехи в отношении к ближним

* Гордость, превозношение над ближним, высокомерие, «демонская твердыня» (этот опаснейший из грехов рассматривается отдельно и обстоятельно ниже).

* Осуждение. Склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Под действием не всегда заметного даже для самого себя осуждения ближнего в сердце формируется его искаженный образ. Этот образ служит затем внутренним оправданием нелюбви к этому человеку, пренебрежительно злого отношения к нему. В процессе покаяния этот ложный образ должен быть сокрушен и на основе любви воссоздан в сердце истинный образ каждого ближнего.

* Гнев, раздражительность, сварливость. Умею ли я сдерживать порывы гнева? Допускаю ли я бранные слова, проклятия в ссорах с ближними, в воспитании детей? Не сквернословлю ли я в обычном разговоре (чтобы быть «как все»)? Нет ли в моем поведении грубости, хамства, наглости, злой насмешливости, ненависти?

* Немилостивость, несострадательность. Откликаюсь ли я на просьбы о помощи? Готов ли к самопожертвованию, милостыне? Легко ли даю в долг вещи, деньги? Не попрекаю ли своих должников? Не требую ли грубо и настойчиво возвращения одолженного? Не хвастаюсь ли перед людьми своими жертвами, милостыней, помощью ближним, ожидая одобрения и земных воздаяний? Не был ли скуп, боясь не получить просимое обратно?

Дела милосердия следует творить втайне, ибо мы совершаем их не ради человеческой славы, а ради любви к Богу и ближнему.

* Злопамятность, непрощение обид, мстительность. Излишняя требовательность к ближнему. Эти грехи противоречат и духу, и букве Евангелия Христова. Господь наш учит прощать ближнему грехи против нас до седмижды семидесяти раз. Не прощая других, мстя им за обиду, держа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным.

* Самозамкнутость, отчужденность от других людей.

* Пренебрежение ближним, равнодушие. Особенно страшен этот грех по отношению к родителям: неблагодарность к ним, черствость. Если родители умерли, не забываем ли мы молитвенно поминать их?

* Тщеславие, честолюбие. Мы впадаем в этот грех, когда тщеславимся, выставляя напоказ свою одаренность, душевную и телесную, ум, образованность, и когда демонстрируем свою поверхностную духовность, показную церковность, мнимое благочестие.

Как мы относимся к членам своей семьи, к людям, с которыми приходится часто встречаться или работать? Умеем ли мы терпеть их слабости? Часто ли раздражаемся? Бываем ли мы заносчивыми, обидчивыми, нетерпимыми к чужим недостаткам, к чужому мнению?

* Любоначалие, желание быть первым, повелевать. Любим ли мы, чтобы нам служили? Как относимся к зависящим от нас людям на работе и дома? Любим ли мы властвовать, настаивать на выполнении своей воли? Нет ли у нас склонности вмешиваться в чужие дела, в чужую личную жизнь с настойчивыми советами и указаниями? Не стремимся ли мы оставлять последнее слово за собой, лишь бы не согласиться с мнением другого, даже если он прав?

* Человекоугодие — это обратная сторона греха любоначалия. Мы впадаем в него, желая понравиться другому человеку, боясь опозориться перед ним. Из человекоугодия мы часто не обличаем очевидного греха, соучаствуем во лжи. Не предавались ли мы лести, то есть притворному, преувеличенному восхищению человеком, стремясь заполучить его благорасположение? Не подлаживались ли мы к чужим мнениям, вкусам ради своей выгоды? Бывали ли лживы, нечестны, двуличны, недобросовестны в работе? Не предавали ли людей, спасая себя от неприятностей? Не возлагали ли свою вину на других? Хранили ли чужие тайны?

Вдумываясь в свое прошлое, христианин, готовящийся к исповеди, должен припомнить все дурное, что он вольно или невольно совершил по отношению к ближним.

Не был ли причиной горя, чужого несчастья? Не разрушал ли семью? Виноват ли в нарушении супружеской верности и не подталкивал ли другого к этому греху сводничеством? Не брал ли на себя греха убийства нерожденного ребенка, не содействовал ли этому? В этих грехах следует каяться только на личной исповеди.

Не был ли склонен к непристойным шуткам, анекдотам, безнравственным намекам? Не оскорблял ли святыню любви человеческой цинизмом, надругательством?

* Нарушение мира. Умеем ли мы хранить мир в семье, в общении с соседями, сотрудниками по работе? Не позволяем ли себе злословия, осуждения, злых насмешек? Умеем ли обуздывать свой язык, не болтливы ли?

Не проявляем ли праздного, греховного любопытства к жизни других людей? Бываем ли внимательны к нуждам и заботам людей? Не замыкаемся ли в себе, в своих якобы духовных проблемах, отвращаясь людей?

* Зависть, зложелание, злорадство. Не завидовал ли чужому успеху, положению, устроению? Не желал ли тайно неудачи, провала, печального исхода чужим делам? Не радовался ли явно или тайно чужому несчастью, неудаче? Не подстрекал ли других на злые поступки, оставаясь внешне невинным? Не бывал ли излишне подозрителен, видя во всех лишь дурное? Не указывал ли одному человеку на порок (явный или мнимый) другого человека, чтобы поссорить их? Не злоупотреблял ли доверием ближнего, открывая другим его недостатки или грехи? Не распространял ли сплетни, порочащие жену перед мужем или мужа перед женой? Не вызывал ли своим поведением ревность одного из супругов и озлобление против другого?

* Противление злу против себя. Этот грех проявляется в явном противлении обидчику, в воздаянии злом за зло, когда наше сердце не хочет понести причиняемую ему боль.

* Неоказание помощи ближнему, обижаемому, гонимому. Вэтот грех мы впадаем, когда из трусости или ложно понятого смирения не вступаемся за обижаемого, не обличаем обидчика, не свидетельствуем истину, позволяем торжествовать злу и несправедливости.

Как переносим мы несчастье ближнего, помним ли заповедь: «Тяготы друг друга носите»? Готовы ли всегда прийти на помощь, жертвуя своим покоем и благополучием? Не оставляем ли ближнего в беде?

Грехи против самого себя и прочие греховные наклонности, противоречащие духу Христову

* Уныние, отчаяние. Не предавался ли унынию, отчаянию? Не допускал ли мысли о самоубийстве?

* Недобросовестность. Понуждаем ли мы себя к служению ближним? Не грешим ли мы недобросовестным исполнением своих обязанностей в работе, воспитании детей; выполняем ли мы обещания, данные людям; не вводим ли мы в соблазны людей опозданием к месту встречи или в дом, где нас ждут, забывчивостью, необязательностью, легкомыслием?

Аккуратны ли мы в работе, в быту, в транспорте? Не разбрасываемся ли мы в работе: забывая закончить одно дело, переходим к другому? Укрепляем ли мы себя в намерении служить ближним?

* Телесные излишества. Не разрушал ли себя излишествами по плоти: многоядением, сладкоядением, чревоугодием, трапезой не вовремя?

Не злоупотреблял ли склонностью к телесному покою и комфорту, многоспанием, залеживанием в постели после просыпания? Не предавался ли лени, неподвижности, вялости, расслабленности? Не пристрастен ли к определенному образу жизни так, что не желаешь изменить его ради ближнего?

Не грешен ли пьянством, этим страшнейшим из современных пороков, разрушающим душу и тело, приносящим зло и страдание ближним? Как борешься с этим пороком? Помогаешь ли ближнему отступиться от него? Не соблазнял ли непьющего вином, не давал ли вина малолетним и больным?

Не пристрастен ли к курению, также разрушающему здоровье? Курение отвлекает от духовной жизни, сигарета заменяет курящему молитву, вытесняет сознание грехов, разрушает душевное целомудрие, служит соблазном для окружающих, приносит вред их здоровью, особенно детям и подросткам. Не употреблял ли наркотики?

* Чувственные помыслы и соблазны. Боролись ли мы с чувственными помыслами? Избегали ли соблазнов плоти? Отвращались ли от соблазнительных зрелищ, разговоров, осязаний? Не согрешили ли невоздержанием душевных и телесных чувств, услаждением и медлением в нечистых помыслах, сладострастием, нескромным воззрением на лиц противоположного пола, самоосквернением? Не вспоминаем ли мы с услаждением прежние свои плотские грехи?

* Мироугодие. Не согрешаем ли угождением человеческим страстям, бездумно следуя принятому среди окружающих нас людей образу жизни и поведению, в том числе хотя и бытующим в церковной среде, но не проникнутым духом любви, притворно изображая благочестие, впадая в ханжество, фарисейство?

* Непослушание. Согрешаем ли непослушанием родителям, старшим в семье, начальникам на работе? Не исполняем советы духовного отца, уклоняемся от возложенной им на нас епитимий, этого духовного лекарства, исцеляющего душу? Подавляем в себе укоры совести, не исполняя закон любви?

* Праздность , расточительство, привязанность к вещам. Не тратим ли мы впустую свое время? Употребляем ли во благо дарованные нам Богом таланты? Не расточаем ли мы без пользы себе и другим деньги?

Не грешим ли мы пристрастием к удобствам жизни, не привязаны ли к тленным материальным вещам, не накопляем ли излишне, «на черный день», пищевые продукты, одежду, обувь, роскошную мебель, драгоценности, тем самым не доверяясь Богу и Его Промыслу, забывая, что завтра можем предстать пред Его судом?

* Стяжательство . В этот грех мы впадаем, когда излишне увлекаемся накопительством тленных богатств или ища человеческой славы в работе, в творчестве; когда отказываемся под предлогом занятости от молитвы и посещения храма даже в воскресные и праздничные дни, предаемся многозаботливости, суетности. Это приводит к пленению ума и окаменению сердца.

Согрешаем мы словом, делом, помышлением, всеми пятью чувствами, ведением и неведением, волею и неволею, в разуме и неразумии, и нет возможности перечислить все грехи наши по множеству их. Но истинно каемся в них и просим благодатной помощи для воспоминания всех своих согрешений, забытых и потому нераскаянных. Обещаем впредь блюсти себя с помощью Божией, избегать греха и творить дела любви. Ты же, Господи, прости нас и разреши от всех грехов по милости Твоей и долготерпению, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Тайн Твоих не в суд и во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.

Перечень смертных грехов

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему; словом, гордость до самообожания.

2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие, или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное с страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

Особые смертные грехи — хула на Духа Святого

К этим грехам относятся:

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них

* Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).

* Содомский грех.

* Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.

* Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.

* Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

* Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

О восьми главных страстях с их подразделениями
и отралями и о добродетелях, которые им противостоят

(по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)

1. Чревообъядение — объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого происходит нехранение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.

Этой страсти надо противостоять воздержанием — удержанием от излишнего употребления пиши и питания, в особенности от употребления в излишестве вина, хранением постов, установленных Церковью. Плоть свою надо обуздывать умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, отчего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и ее покоя.

2. Любодеяние — блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

Этой страсти противостоят целомудрием — уклонением от всякого рода блудных дел. Целомудрие — это уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Отчуждение от телевизора и развратных фильмов, от развратных газет, книг и журналов. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога.

3. Сребролюбие — любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысел. Пристрастие или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

С этой страстью борются нестяжанием — удовлетворением себя одним необходимым, ненавистью к роскоши и неге, милосердием к нищим. Нестяжание — это любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Гнев — вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова; ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Страсти гнева противостоит кротость уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Печаль — огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за всэ случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

С этой страстью борются, противоставляя ей блаженный плач ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от них легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества своих грехов. Готовность терпеть.

6. Уныние — леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Празднословие. Шутки. Кощунства. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Унынию противостоит трезвение усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями

и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Тщеславие — искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

С тщеславием борются смирением . К этой добродетели относится страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение премудрости земной как непотребной пред Богом (Л к. 16,15). Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, восстающего на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

8. Гордость — презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость; омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Гордости Противостоит любовь . К добродетели любви относятся изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения, Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение, в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним, братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен!

Общий перечень грехов

Исповедаю аз многогрешный (имярек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.

Согрешил: обеты святого Крещения не соблюл, но во всем солгал и непотребна себе пред лицем Божиим сотворил.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и Святой Церкви; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды — всуе.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неимением ко Господу любви и страха, неисполнением святой воли Его и святых заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием святых икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедовать Господа.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и святых отцов преданиям от лености и небрежения не поучался.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякой святыни прикасаться.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением святых постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой; тунеядством; своей воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; недолжным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями; поминал живых за упокой, ел кровь животных.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием; самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностью, раздражительностью.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением всех людей — живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств, нечистотою душевною и телесною; услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы, любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: леностию, расслаблением, негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанным браком; тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству; проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах; читал неприличные книги, журналы и газеты, смотрел по телевидению развратные передачи и фильмы.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: против Животворящих и Святых Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, —

волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаю блюстись.

Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне, грешном, а в оный Судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяли, то снова в них нужно каяться. Надо также каяться в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь.

От кающегося требуется сознание своих грехов, осуждение себя в них, самообличение пред духовником. Для этого нужны сокрушение и слезы, вера в прощение грехов. Чтобы приблизиться ко Христу и получить спасение, необходимо возненавидеть прежние грехи и совершить покаяние не только словом, но и делом, то есть исправить свою жизнь: ведь грехи ее сокращают, а борьба с ними привлекает благодать Божию.

Таинство исповеди - испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом.

Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповедислужит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.

Таинство

Исповедь - главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех - это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением.

Исповедь - искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств.

Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь - возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список греховможно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения.

Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям.

До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице.

Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них).

Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии.Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.

Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди,особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.

Правила

Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости.

Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства - один раз в месяц. Помощь в исповеди - список грехов -подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.

После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов.

Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.

Как проходит таинство

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя.

До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть - это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди,значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Готовимся к исповеди: список грехов

Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи.

Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях.

Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично. Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога

  • Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
  • Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
  • Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
  • Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
  • Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
  • Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
  • Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
  • Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
  • Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
  • Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
  • Утаивание грехов на исповеди.

Грехи, совершенные против ближних людей

  • Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие.
  • Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность.
  • Воспитание детей вне веры.
  • Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся.
  • Нежелание помогать родителям, неуважение к ним.
  • Воровство, осуждение, зависть.
  • Ссоры, употребление спиртного на поминках.
  • Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни).
  • Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершенные против себя

  • Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни.
  • Желание наживы, обогащения.
  • Выставление напоказ добрых поступков.
  • Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков.
  • Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

  1. Редко молилась, не посещала церковь.
  2. Больше думала о мирском во время молитвы.
  3. Допускала половую жизнь до брака.
  4. Аборты, склонение к ним других.
  5. Имела нечистые мысли, желания.
  6. Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.
  7. Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.
  8. Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.
  9. Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве.
  10. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.
  11. Избегание помощи другим людям.
  12. Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям.
  13. Суеверие.

Список грехов для мужчины

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди - осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.

Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь - только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов - это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

  1. Святотатство, разговоры в храме.
  2. Сомнение в вере, загробной жизни.
  3. Кощунство, насмешки над убогими.
  4. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность.
  5. Уклонение от службы в армии.
  6. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей.
  7. Оскорбления, ненависть, драки.
  8. Клевета, разглашение чужих слабостей.
  9. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры).
  10. Отказ в помощи родителям, другим людям.
  11. Воровство, бесцельное коллекционирование.
  12. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего.
  13. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список греховребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.

Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед.

Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:

  • Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть?
  • Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе?
  • Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений?
  • Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди?
  • Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли?
  • Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных?
  • Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя?
  • Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь?
  • Смеялся ли над физическими недостатками других людей?
  • Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)?
  • Ленится или помогает родителям по дому?
  • Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?
  1. Человек сам определяет - исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство.
  2. Следует подготовитьсписок грехов на исповедь. Образецлучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе.
  3. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту.
  4. Исповедь совершается бесплатно.

Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин - рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин - платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен.

Искренность исповеди

Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду - такие действия не ведут к покаянию.

Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, - это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.

Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.

Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача - определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди - это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста - горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) - состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).

Фото: Борис Гуревич fotokto.ru

– Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?

– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:

1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.

2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.

3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.

А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.

– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?

– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.

– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?

– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.

– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?

– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.

– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?

– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.

– Как научиться видеть свои грехи?

– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.

– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?

– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.

– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?

– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.

Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.

– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?

– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.

– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.

Беседовала Наталья Горошкова

Православная вера учит христиан, как правильно исповедоваться. Этот обряд связан с древнейшими событиями, когда Апостол Петр покинул архиерейский дом и уединился после того, как осознал свой грех перед Христом. Он отрекся от Господа и покаялся за это.

Так и каждому из нас необходимо осознать свои прегрешения перед Господом и уметь их преподнести священнику, чтобы искренне покаяться и получить прощение.

Чтобы научиться правильно исповедоваться в церкви, необходимо провести подготовку души и тела , и далее мы расскажем вам, как это сделать.

Прежде чем отправиться в церковь, постарайтесь уяснить для себя несколько важных моментов . Особенно, если вы решили исповедоваться первый раз. Итак, какие же вопросы чаще всего возникают у человека накануне исповеди?

Когда можно исповедоваться?

Исповедь означает искренний разговор с Богом через посредничество священника. По церковным канонам, к исповеди привлекают с детства, начиная с семилетнего возраста . Верующие исповедуются после основной службы, возле аналоя. Люди, решившие окреститься или обвенчаться также приступают к исповеди перед Богом.

Как часто нужно исповедоваться?

Это зависит от истинного желания человека и его личной готовности открыто говорить о своих грехах. Когда христианин пришел исповедоваться первый раз, это не значит, что после этого он стал безгрешным. Все мы грешим каждый день. Поэтому и осознание своих действий лежит на нас самих. Кто-то исповедуется каждый месяц, кто-то – перед большими праздниками, а кто-то во время православных постов и перед своим Днем рождения. Здесь главное понимание – зачем это нужно именно мне , какой положительной урок это может преподнести мне в будущем.

Как исповедоваться, что говорить?

Здесь важно обращаться к священнику искренне, без ложного стыда. Что значит это утверждение? Человек решивший искренне покаяться, должен не просто перечислять, какие грехи он сотворил за последние время и тем более, тут же искать им оправдание.

Запомните, вы пришли в церковь не для того, чтобы скрыть свои недобрые поступки, а для того, чтобы получить благословление святого отца и начать свою новую, духовную жизнь .

Если вы уже давно хотите исповедоваться, что говорить священнику вы можете заранее спокойно продумать дома. А лучше – записать на бумаге. Положите перед собой «10 Заповедей», вспомните 7 смертных грехов.

Не забывайте, что гнев, прелюбодеяние, гордыня, зависть, чревоугодие также присутствуют в этом списке. Также сюда относится посещение гадалок и ясновидящих, просмотр по телевидению передач неподобающего содержания.

Как надо одеваться на исповедь?

Одеяние должно быть простым, отвечающим всем законам христианства. Для женщин – закрытая блуза, юбка или платье не выше колена, на голове обязательно платок. Для мужчин – брюки, рубашка. Головной убор обязательно снять.

Можно ли исповедоваться дома?

Безусловно, Бог слышит наши молитвы повсеместно и, как правило, прощает нам в случае истинного раскаяния. Однако в церкви мы можем получить ту самую благодатную силу , которая поможет нам бороться с искушениями в последующих ситуациях. Мы становимся на путь нашего духовного возрождения. И происходит это именно во время Таинства под названием — исповедь.

Как исповедоваться первый раз?

Первая исповедь, как и все последующие разы, когда вы решите исповедоваться в церкви, требует определенной подготовки .

Во-первых, вам необходимо настроиться морально . Будет правильно, если вы какое-то время проведете наедине с собой, обратитесь к Господу с молитвой. Также рекомендуется держать пост накануне исповеди. Исповедь – это как лекарство, которое лечит и тело, и душу. Человек духовно возрождается, приходит к Господу через прощение. Можно приступать к исповеди и без причастия, однако ваша вера в Господа должна быть непоколебимой.

Во-вторых, о проведении Таинства исповеди лучше всего договорится заранее . В назначенный день придите в храм на Богослужение, а по его окончанию отправьтесь к аналою, там где обычно и проходит исповедь.

  1. Предупредите священника, что вы будете исповедоваться в первый раз.
  2. Священник прочитает вступительные молитвы, которые служат некоторой подготовкой к личному покаянию каждого из присутствующих (их может быть несколько).
  3. Далее каждый подходит к аналою, где расположена икона или распятие и совершает земной поклон.
  4. После этого происходит личная беседа священника с исповедником.
  5. Когда подойдет ваша очередь, расскажите о своих грехах с искренним покаянием, не вдаваясь в лишние подробности и детали.
  6. Можете записать на листе бумаге то, что вы бы хотели сказать.
  7. Не бойтесь и не смущайтесь — Исповедь дана для того, чтобы обрести Божию благодать, покаяться за содеянное и больше никогда его не повторять.
  8. По окончании беседы исповедник становится на колени, а священник покрывает его голову епитрахилью – специальной тканью и читает разрешительную молитву.
  9. После этого необходимо поцеловать Святой Крест и Евангелие в знак любви к Господу.

Как причаститься в церкви?

Современному человеку также очень важно знать, как причаститься в церкви, поскольку Таинство Причащения к Святой Чаше соединяет христианина с Богом и укрепляет истинную веру в Него. Причащение было установлено самим Божьим Сыном . В Библии сказано, что Иисус Христос благословил и разделил хлеб между Своими учениками. Апостолы приняли хлеб, как тело Господне. Затем Иисус разделил между апостолами вино, и они выпили его, как кровь Господнюю, пролитую за грехи человечества.

Отправляясь в церковь накануне большого праздника или перед своими именинами, необходимо знать, как правильно исповедаться и причаститься. Это духовное таинство играет в жизни человека такую же важную роль, как обряд венчания или крещения. Причащаться без исповеди не полагается , поскольку их взаимосвязь очень сильна. Покаяние или исповедь очищает совесть, делает нашу душу светлой перед глазами Господа. Поэтому причащение следует за исповедью .

Во время исповеди необходимо искренне покаяться и принять решения начать смиренную, благочестивую жизнь по всем христианским законам и правилам. Причащение в свою очередь посылает на человека Божью Благодать, оживляет его душу, укрепляет веру и исцеляет тело.

Как подготовиться к таинству причастия?

  1. Перед причащением необходимо усердно молиться, читать духовную литературу и держать трехдневный пост .
  2. Накануне вечером рекомендуется посетить вечернее богослужение, здесь также можно исповедаться.
  3. В день причащения необходимо прийти на утреннюю Литургию.
  4. После пения молитвы «Отче наш» к алтарю выносят Святую Чашу.
  5. Вначале причащаются дети, затем взрослые.
  6. Подходить к Чаше необходимо очень осторожно, скрестив руки на груди (правая поверх левой).
  7. Затем верующий произносит свое православное имя и благоговейно принимает Святые Дары – выпивает из Чаши воду или вино.
  8. После чего низ Чаши следует поцеловать.

Живя в современном обществе исповедоваться и причащаться время от времени, должен каждый православный человек, желающий очистить свою душу и приблизится к Господу.

error: Content is protected !!