Какие качества раскрывает любовь в татьяне лариной. Круг чтения татьяны лариной. Образ Татьяны – характер, становление героини в романе

Как объемный роман нравов и характеров, поэтому женские образы в нем — важнейшая составляющая. А образ Татьяны – относится не просто к сюжетообразующим, но и является «любимым» для самого автора.

В начале своего появления в романе Татьяна получает от Пушкина достаточно краткое, но меткое портретное описание. Поэт выводит её как бледную, задумчивую, мечтательную,

«боязливую как лесную лань».

В конце романа образ героини получает также краткую портретную характеристику, где она – предстает неторопливой, неговорливой, но и не холодной женщиной.

Образ Татьяны – характер, становление героини в романе

По словам самого Пушкина – это его эстетический и этический женский идеал, прекраснейший тип современницы автора. , в свою очередь, Онегина подчеркивает цельность и «беспримесность» ее характера.

Жизнь Лариной в деревне, воспитание Татьяны

Сестры Ларины – провинциальные девушки, живущие в помещичьей усадьбе родителей вдали от столичной суеты. Размеренный традиционный быт, близость к природе, к народной среде внесли свои «коррективы» в становление и формирование характеров Татьяны и Ольги. По описаниям Пушкина жизнь в такой провинции сохранила и черты прошлого века, и «преданий старины глубокой».

Занятием для молодых сестер, впрочем, как и для их матери, было чтение. Сентиментальные романы «заменяли им все». Через них и наша героиня постигала жизнь, чувства и мир.

Уделом всех таких барышень было романтическое девичество и замужество. Ничего более не было для них ни реальным, ни более желанным. Русская женщина так и жила, сменив тетрадь «чувствительных стишков» на хозяйский «чепец», выходила замуж, обзаводясь детьми.

Это ожидало и Татьяну, и Ольгу.

Однако Пушкин в противовес простодушной и легкомысленной младшей сестре подчеркивает скромность, моральность, чистоту, сердечность и искания тревожной мысли — у старшей.

Воспитание девушки «седой Филиппьевной», к тому же, привило ей глубокую душевную и эмоциональную связь со всем народным, самобытно русским, воспитав в девушке внутреннюю поэтичность, отзывчивость к природным, народным проявлениям.

Пушкин отмечает, что его Татьяна не блистала внешней красотой, как Ольга, не участвовала в детских играх, не увлекалась светскими сплетнями. Она, как будто была «чужой» в своей родной семье. Меж тем, все это как бы «несоответствие» тогдашним «стандартам» не помешало героине выделиться в глазах . «Столичный гость» при знакомстве тотчас отметил именно старшую Ларину, а не зарядную, но красивую Ольгу.

Любовь героини к Онегину

Когда Онегин «потревожил» этот провинциальный покой своим появлением в доме Лариных, пришла пора Татьяне влюбиться. И здесь девушка совершает то, что по тем временам было вовсе немыслимым для светского общества. Она объясняется молодому незнакомцу в любви.

Это поступок внутренне свободной личности, неординарной девушки, которая искренне и чисто доверилась , избежав пошлости и надменного кокетства.

Возникшее в её душе чувство она определила как главное, как смысл, ради которого можно принести в жертву жеманное «общественное мнение» и даже свою репутацию. Её дар Онегину был преисполнен такой чистоты, открытости и силы, что действительно не мог не вызвать в адресате благородного, хотя и холодного, убийственного для ее любви ответа. Но и отказ Онегина, и высокомерного отповедь героя, как дальше станет ясно, не выкорчевали из её души любовь. Она полюбила навсегда.

Долг и честь как качества Татьяны

Героиня выходит впоследствии замуж, беря на себя исполнение супружеского долга, и всецело посвящает себя мужу – как и было в русских традициях издавна.

Повторное появление Онегина, конечно, сильно встревожит героиню, оно обнаружит её страстную и прямую натуру. Татьяна признается, что любит.

Но! Ни моральное предательство мужниной чести, ни осквернение своей чистой любви, ни принятие лживости общественных нравов – это невозможно для Лариной. Интрижка в данном случае убила бы и любовь, и саму душу героини.

Став для Пушкина «милым идеалом», явив читателю уровень душевной отзывчивости, нравственной безупречности, внутренней цельности и красоту образ Татьяна стал и нашим верным другом и ориентиром для девушек и открыла большую галерею женских образов в отечественной литературе.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной» Цели урока:

    Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.

    Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

    Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
    Задачи урока:

Индивидуальные задания к уроку:

    Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.

    Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Х О Д У Р О К А.

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

А. Декурсель

    Оргмомент (подготовка к уроку)

    Слово учителя. Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

    Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

(Общение с природой;

уклад жизни в имении Лариных;

влияние няни;

чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

    Объявление темы урока, постановка целей и задач.

    Беседа по теме урока.

Кто же они, любимые героини Татьяны?

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях

(Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо…

(Окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»)

(Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона

Особенности сентиментализма как литературного направления.

Что же привлекает Татьяну в их романах?

(Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон»).

Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом:

в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?

Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.

6. Подведение итогов.

Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?

Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание.

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

    я узнал ……

    я задумался о ….

    мне захотелось ….

Столичному аристократу Онегину в романе противопоставлена Татьяна Ларина, хранительница заветов «простонародной старины».
Три стороны образа Татьяны привлекают внимание при чтении романа: 1) своеобразие ее характера и поведения в детстве; 2)пробуждение любви к Онегину; 3) ее принципиальная позиция в сцене разрыва с Онегиным.


Чем объяснить молчаливость, задумчивость и одиночество Татьяны-ребенка? Как понять так неожиданно вспыхнувшее чувство любви Татьяны-девушки к почти незнакомому Онегину? Как оценить поведение Татьяны-княгини в сцене последнего ее объяснения с Онегиным, когда она снова признается в любви к нему и, в то же время, просит его оставить ее? Правильный ответ на эти вопросы поможет нам понять сложный образ Татьяны.
Характер Татьяны-ребенка рисуется в романе так:


Дика, печальна, молчалива,
Она в семье своей родной
Как лань лесная боязлива,
Казалась девочкой чужой.


Что же создавало такую отчужденность Татьяны в семье? Допустить, что причиной этого была болезненность девочки или семейный гнет, у нас нет оснований: Татьяна выросла здоровой девушкой, не боявшейся выбежать на мороз в легком платьице, а в семье она пользовалась полной свободой. Разгадку поведения Татьяны в детстве нужно искать в другом - в своеобразии ее внутреннего мира.


Душевная жизнь впечатлительной, задумчивой девочки слагалась под воздействием двух внешних влияний: обстановки крепостного быта и прочитанных книг. Они и определили в основном ее взгляды и настроения. Быт семьи Лариных отличался патриархальностью:


Они хранили в жизни мирной
В день Троицын, когда народ,
Привычки милой старины;
Зевая, слушает молебен,
У них на масленице жирной
Умильно на пучок зари
Водились русские блины;
Они роняли слезки три;
Два раза в год они говели;


Такой семейный быт, носивший отпечаток старинных русских обычаев и народных традиций, уже сам по себе был благоприятной почвой, на которой могли вырасти и созреть симпатии Татьяны к народу. Рассказы няни в тишине ночей, знакомившие Татьяну с преданиями «простонародной старины», дружба с дворовыми девушками и впечатлительность Татьяны закрепили ее симпатии. Но она пошла значительно дальше семьи в своей близости к народу, и, в то время как у ее родителей патриархальность быта выражалась, главным образом, в верности народным обычаям, Татьяна искренне полюбила самый народ - крепостное крестьянство.


Сочувственное отношение Татьяны к крепостному крестьянству является очень важной чертой ее душевного облика. Оно сказывается и в ее привязанности к няне, и в близости к дворовым девушкам, и в заботах о бедных, и в думах о «бедных поселянах». Впечатлительная девочка, очевидно, уже с детства крайне болезненно переживала контраст между бытом ее «бедных поселян» и нравами дворянской среды Пустяковых, Гвоздиных, Буяновых. На ее глазах совершались сцены расправы с крепостными: крестьянам «брили лбы», крепостных ее мать «била, осердясь». Демократические симпатии Татьяны, навеянные близостью к простому народу и к природе, -вот что могло обусловить ее отчужденность в родной семье.


Большое влияние на формирование внутреннего мира
Татьяны оказали и книги. Пушкин ярко охарактеризовал их значение в жизни Татьяны:
Ей рано нравились романы:
Она влюблялася в обманы
Они ей заменяли все;
И Ричардсона, и Руссо.
Какие же книги «ей заменяли все»? В романе указанием имен ге роев очерчен круг литературных интересов и увлечений Татьяны. «Возлюбленные творцы» Татьяны - это Ричардсон, Руссо и г-жа де Сталь, героини их романов особенно близки ей:
Воображаясь героиней
Татьяна в тишине лесов
Своих возлюбленных творцов,
Одна с опасной книгой бродит...
Кларисой, Юлией, Дельфиной,


Необходимо хотя бы бегло остановиться на содержании любимых романов Татьяны, чтобы понять, в каком направлении формировали они ее настроения. Роман «Клариса Гарлоу» английского писателя Ричардсона появился в русском переводе в 1791 г. Фабула романа такова. Молодую девушку Кларису Гарлоу семья хочет выдать замуж за несимпатичного ей человека. На помощь Кларисе приходит молодой арис тократ Ловлас, с которым она бежит из родительского дома. Ловлас пользуется беззащитностью Кларисы и при помощи опиума овладевает ею. Клариса заболевает, Ловлас, боясь возмездия.за свой поступок, предлагает девушке выйти за него замуж. Клариса гордо отказывается выйти замуж за человека, обманувшего и опозорившего ее, хотя брак с ними принес бы ей богатство и знатность. Семья отвергает ее. Жизнь Кларисы превращается в мучение. Наконец, она умирает, выпив до дна чашу страданий. Семья поняла свою ошибку, но было уже поздно.


Роман Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» вышел в свет в 1760 г. Главной героиней его является Юлия Д"Эманж, и замужестве - Вольмар. Трагедия Юлии заключается в том, что она, богатая аристократка, полюбила Сен-Пре, домашнего учителя, плебея по происхождению. Узнав о том, что Юлия обесчещена, мать ее с горя умирает. Боясь убить своим поведением и отца, Юлия соглашается на его требование выйти замуж за благородного аристократа Вольмара. Жизнь ее внешне складывается счастливо. Она уважает Вольмара и верна ему, хотя продолжает любить Сен-Пре. Случайная простуда приносит ей смерть, которую она встречает радостно, как избавительницу от мучительного двойственного состояния.


Действие в романе «Дельфина» г-жи де Сталь (1766-1817) про исходит во Франции в годы французской революции XVIII века. Дель фина Альбемар, героиня романа, любит аристократа Леона Мондовилля, но, боясь причинить связью с Леоном несчастье его жене, уезжает из Франции и постригается в монахини в одном из монастырей. Узнан о смерти жены Леона, она покидает монастырь, чтобы бежать во Францию, где революционные законы разрешали брак монахиням. Но Леону брак с монахиней кажется невозможным. Он вступает в ряды эмигрантской ар мии, сражается за короля, попадает в плен к республиканцам, и его расстреливают как изменника. Дельфина кончает жизнь самоубийством.


Героини трех этих романов могли захватить Татьяну не только сво ей трагической судьбой. Клариса не могла не поразить ее своей гордой самостоятельностью и стойкостью в борьбе, Юлия - свободой чувства и демократизмом настроений (Юлия тоже находила счастье в помощи крестьянскому населению), Дельфина - независимостью характера и пренебрежением к общественным предрассудкам. У всех любимых героинь Татьяны есть, таким образом, общие черты - культ глубокого, свободного чувства, независимость поведения и критическое отношение к традиционным взглядам общества.


Вообрази: я здесь одна.
Рассудок мой изнемогает,
Никто меня не понимает,
И молча гибнуть я должна, -
жаловалась она в письме к Онегину.
Теперь нам легко раскрыть тайну внезапно вспыхнувшей любви Татьяны к Онегину. Чувство Татьяны давно было подготовлено чтением ее излюбленных романов:
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь...
Появление Онегина было как бы ответом на ожидания Татьяны. Ей вспомнились герои знакомых романов - Вольмар, Малек-Адель, де Линар, Вертер, Грандисон, и все они воплотились теперь в лице Онегина.

Онегин поразил провинциалку Татьяну не только красотой, изысканностью манер и загадочностью своего поведения. Приехав в деревню, Онегин совершил поступок, который сразу восстановил против него местное дворянство.
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.


Вот этот гуманный поступок мог, по-видимому, особенно расположить Татьяну к Онегину. Благородство и смелость его вполне отвечали ее затаенным взглядам и демократическим настроениям. Так книги и демократически-гуманные настроения Татьяны легко объясняют тайну неожиданной ее любви к Онегину. Онегин показался ей осуществлением ее идеала благородного героя.


Онегин не принял любовь Татьяны и после дуэли с Ленским уехал из провинции. девушка берегла свое чувство. Но Онегин ничем не напоминал о себе... Татьяна вышла замуж.
В последней главе романа Татьяна появляется перед нами как знатная петербургская дама, жена генерала, княгиня. Из скромной провинциальной девушки она превратилась в «законодательницу зал». Ум и характер Татьяны сделали это превращение естественным.
Возвратившись после трехлетнего путешествия в столицу, Онегин снова встречает Татьяну и влюбляется в нее. Происходит сцена последнего объяснения Татьяны с Онегиным. Как объяснить поведение Татьяны в этой сцене? С одной стороны, она вторично признается в любви Онегину, с другой - твердо и решительно порывает с ним:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.


Противоречия в поведении Татьяны нет. Она продолжала любить Онегина, так как такие женщины, как она, любят глубоко и искренно. И все же Татьяна отвечает Онегину твердым отказом. Руководили ею высокая честность, чувство долга. В этом поступке - красота морального облика Татьяны, воплотившей в себе и лучшие, сложившиеся веками, народные идеалы, и благородные чувства ее любимых героинь. Так раскрываются в романе основные стороны характера Татьяны.
Образ Татьяны - обаятельный образ русской женщины. Источник этого обаяния - необыкновенная гармоничность образа. Обобщая характеристику Татьяны, Пушкин указывает, что она была одарена:


Воображением мятежным,
И своенравной головой,
Умом и волею живой,
И сердцем пламенным и нежным...


Гармоничное сочетание ума, воли и чувства и создают цельность, законченность облика Татьяны. Уже это ставит ее выше других героев Романа, в характере которых преобладает какая-либо одна сторона: у Онегина - ум, у Ленского - чувство.
Характер Татьяны со всем богатством ее душевных сил раскрывается в романе постепенно. На наших глазах совершается постепенный духовный рост Татьяны, расцвет ее богатых духовных сил.
Постепенную эволюцию образа мы наблюдаем, в частности, в языке Татьяны: в письме ее еще звучит и неуверенность, и недоговоренность, вызванные волнением,в последнем объяснении с Онегиным - уверенность, властность тона.


Татьяна Ларина - тип прекрасной русской женщины, воплощающей лучшие черты национального характера. Ее дворянское происхождение и воспитание - это только черты времени, та историческая оболочка, которая нужна для раскрытия характера. Главное в ней - ее «русская душа». За эту русскую душу и любил свою «милую Татьяну» Пушкин.

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель 19 века. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений. Одно из них – роман «Евгений Онегин». А.С. Пушкин работал над романом много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. Несмотря на то, что роман назван «Евгений Онегин», система персонажей организованна в нём таким образом, что не меньшее, если не большее значение приобретает образ Татьяны Лариной. Но Татьяна не просто главная героиня романа, она ещё и любимая героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом». А.С. Пушкин безумно влюблён в героиню, и неоднократно ей в этом признаётся:

…я так люблю Татьяну милую мою!

Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, качеств, которыми были наделены героини классических русских романов: поэтического имени, необычной красоты:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Ещё с детства в Татьяне было много всего такого, что отличало её от других. В семье она росла одинокой девочкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Также Татьяна не любила играть с детьми, не интересовалась новостями города и моды. Большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

В Татьяне пленяет совсем другое: задумчивость, мечтательность, поэтичность, искренность. Она с детства читала много романов. В них она видела другую жизнь, более интересную, более богатую событиями. Она верила, что такая жизнь, и такие люди не выдуманы, а существуют на самом деле:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё,

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Уже именем своей героини Пушкин подчеркивает близость Татьяны к народу, к русской природе. Необычность Татьяны, её духовное богатство Пушкин объясняет влиянием на её внутренний мир народной среды, прекрасной и гармоничной русской природы:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.


Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту природы. Угадывается ещё один образ, везде и всюду сопровождающий Татьяну и связывающий её с природой – луна:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

…при отуманенной луне…

Душа Татьяны чиста, высока, как и луна. «Дикость» и «печальность» Татьяны не отталкивают нас, а наоборот, заставляют задуматься, что она, как и одинокая луна в небе, необычайна в своей душевной красоте. Портрет Татьяны неотделим от природы, от общей картины. В романе природа раскрывается через Татьяну, а Татьяна – через природу. Например, весна – зарождение любви Татьяны, а любовь – весна:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю павшее зерно

Весны огнём оживлено.

Татьяна делится с природой своими переживаниями, горестью, мученьями; только ей она может излить свою душу. Только в уединении с природой она находит утешение, да и где ей его ещё искать, ведь в семье она росла «девочкой чужой»; она сама в письме Онегину пишет: «…никто меня не понимает…». Татьяна та, которой так естественно влюбляться весной; расцветать на счастье, как первые цветы расцветают весной, когда природа пробуждается ото сна.

Перед тем, как уехать в Москву, Татьяна прежде всего прощается с родным краем:


Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости весёлая природа…

Этим обращением А.С. Пушкин ясно показал, насколько тяжёло расставание с родным краем для Татьяны.

А.С. Пушкин наделил Татьяну также «пламенным сердцем», тонкой душой. Татьяна в свои тринадцать лет – твёрдая и непоколебимая:

Татьяна любит не шутя

И предается, безусловно

Любви, как милое дитя.

В.Г. Белинский отмечал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви. ничто другое не говорила её душе; ум её спал»

Татьяна мечтала о человеке, который бы внёс в её жизнь содержание. Именно таковым показался ей Евгений Онегин. Она придумала Онегина, подгоняя его под образец героев французских романов. Героиня делает первый шаг: пишет Онегину письмо, ждёт ответа, но его нет.

Онегин не ответил ей, а напротив прочитал наставление: «Учитесь властвовать собою! Не всякий вас, как я поймёт! К беде неопытность ведёт!» Хотя девице признаваться первой в любви всегда считалось неприличным, но автору по душе прямота Татьяны:

За что ж виновная Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте.


Попав в московское общество, где «воспитаньем немудрено блеснуть», Татьяна выделяется своими душевными качествами. Светская жизнь не коснулась души её, нет, это всё та же прежняя «милая Татьяна». Она устала от пышной жизни, она страдает:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой.

Здесь, в Москве, Пушкин опять сравнивает Татьяну с луной, которая затмевает своим светом всё вокруг:

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не смогла,

Хоть ослепительна была.

Татьяна, которая по-прежнему любит Евгения, с твёрдостью отвечает ему:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Это подтверждает ещё раз, что Татьяна благородная, стойкая, верная.

Высоко оценил образ Татьяны и критик В.Г. Белинский: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину». Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой «тип русской женщины».

Сочинение

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок. Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

error: Content is protected !!