Какого идейное содержание повести княжна мэри. Характеристика и образ княжны мери в романе герой нашего времени сочинение

Через какое-то время Печорин приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города, у подножия Машука. Утром он пошел к целебному источнику, где собиралось все здешнее общество. На площадке около колодца был построен домик с красной кровлей над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. На скамейке сидело несколько офицеров, по галерее прохаживались дамы. Печорин остановился передохнуть, и тут его окликнул старый знакомый, Грушницкий, раненный в ногу и приехавший на воды на неделю раньше.

Грушницкий — юнкер. но из какого-то франтовства носит толстую солдатскую шинель, с георгиевским солдатским крестом. Ему не больше двадцати одного года, хотя он старается выглядеть взрослее. Он поминутно крутит усы левой рукой, потому что в правой у него костыль.

Грушницкий из тех людей, что на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы; его цель — сделаться героем романа. Он не любит Печорина, хотя внешне они в приятельских отношениях. Григорий Александрович отвечает тем же, предчувствуя, что однажды столкнется с ним на узкой дорожке и одному из них несдобровать.

Грушницкий начал рассказывать Печорину о людях, приехавших на воды, в частности, о московской княгине Литовской с дочерью Мэри, с которыми он незнаком, виной чему его солдатская шинель. В это время мимо них к колодцу прошли две дамы: одна пожилая, другая молоденькая. Одеты они были с большим вкусом. молодая очень понравилась Печорину своей грацией. Грушницкий сказал, что это и есть Литовские, а после стал разговаривать намеренно громко, чтобы княжна обратила на него внимание, и добился своего: она посмотрела на него долгим любопытным взглядом. Печорин заметил, что у девушки очень красивые глаза. Затем они с Грушницким расстались.

Григорий Александрович немного погулял по виноградным аллеям, но стало жарко, и он отправился домой. проходя мимо сернокислого источника, офицер увидел, что Грушницкий намеренно уронил свой стакан и безуспешно пытается его поднять, всем своим несчастным видом показывая, как мешает ему раненая нога. К юнкеру подбежала княжна Мэри и подала стакан, покраснев при этом ужасно. Когда Грушницкий хотел поблагодарить ее, девушка была уже далеко. Проходя через какое-то время с матерью мимо раненого, она приняла чинный и важный вид.

Заметив Печорина, юнкер обратил его внимание на поступок девушки, но Григорий Александрович заявил, что в нем нет ничего особенного: ему хотелось позлить фата. Приятели вместе спустились в город и проследовали мимо дома Литовских — одного из лучших домов Пятигорска, где увидели княжну, сидящую у окна. Она благосклонно улыбнулась юнкеру и с негодованием посмотрела на Печорина, разглядывавшего ее в лорнет.

Через два дня к Григорию Александровичу зашел доктор Вернер. Это был человек, наружность которого на первый взгляд неприятно поражает, но потом о ней совершенно забываешь благодаря его уму. Они с Печориным были приятелями, отлично друг друга понимали и всегда находили, о чем поговорить. Печорин попросил Вернера рассказать ему здешние новости и услышал, что княжна думает, будто Грушницкий разжалован в солдаты из-за дуэли, а княгиня удивлена, почему Григорий Александрович не приходит к ним с визитом, и рассказывает всем о его похождениях в Петербурге, Мэри же слушает эти светские сплетни с большим вниманием. Еще доктор упомянул, что в город приехал а молодая дама, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая и очень больная. У нее на щеке родинка. Эта новость весьма заинтересовала Печорина: по описанию он узнал свою давнюю возлюбленную, с которой расстался несколько лет назад.

После обеда Григорий Александрович отправился на бульвар. Около Литовских собрался небольшой кружок молодых людей. Печорин сел на скамейку, остановил двух знакомых офицеров и начал рассказывать им смешные истории и анекдоты. Понемногу все мужчины, окружавшие княжну, покинули ее и перешли к Григорию Александровичу, что раздосадовало Мэри, хотя она изо всех сил старалась казаться равнодушной. Грушницкий следил за княжной хищным взглядом, И Печорин был уверен, что завтра же он попросит кого-нибудь, чтобы его представили Литовским.

Григорий Александрович всячески старался раздразнить любопытство княжны. Он не хотел быть ей представленным, но старался отвлечь от нее всех ее обожателей. Когда девушка пожелала купить персидский ковер, он переплатил сорок рублей и сам купил его, а вечером провел мимо окон Мэри своего коня, покрытого этим ковром, что привело княжну в бешенство. Грушницкий нашел случай познакомиться с Лиговскими и теперь проводил с ними много времени. Печорин сказал приятелю, будто княжна наверняка уже в него влюблена. Тот покраснел и надулся, хотя было ясно, что это наблюдение ему приятно.

Однажды Григорий Александрович встал поздно и пришел к источнику, когда там никого уже не было. Он думал о Вере — женщине с родинкой на щеке — и вдруг увидел ее в прохладной тени грота. Они оба сразу почувствовали, что все так же любят друг друга. Вера рассказала, что второй раз вышла замуж, что муж ее стар, богат и страдает ревматизмом и что она уважает его как отца. Оказалось, что муж — дальний родственник княгини и Вера часто бывает у них, поэтому Печорин дал слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за Мэри, чтобы отвлечь внимание от своей связи с Верой. Вернувшись домой, Печорин сел на коня и ускакал в степь, чтобы развеяться: давняя возлюбленная действительно выглядела очень больной. Было уже шесть часов, когда он вспомнил, что пора обедать. Возвращаясь, Григорий Александрович увидел кавалькаду всадников, возглавлял которую Грушницкий с княжной Мэри. Поздно вечером, встретив юнкера, возвращавшегося от Литовских, Печорин заявил, что, если захочет, завтра же будет у княгини и даже намерен поухаживать за княжной, только подождет. пока ей наскучит Грушницкий.

Прошло около недели, а Григорий Александрович все еще не познакомился с Литовскими. Как-то у источника он встретился с Верой, упрекнувшей его, что он не бывает в доме у княгини, и на следующий вечер Печорин решил отправиться на бал в ресторацию. На балу он пригласил Мэри на вальс и получил настоящее удовольствие: танцевала она превосходно. После танца они начали беседовать, и девушка дала понять, что двери ее дома закрыты для Печорина. Тут к княжне подошел сильно пьяный господин в сопровождении драгунского офицера и пригласил девушку на мазурку. Мэри растерялась: мать ее находилась далеко, знакомых кавалеров рядом не было, и заступиться за девушку было некому. Но Григорий Александрович крепко взял пьяного господина за руку и веско сказал, что княжна обвешала танцевать мазурку с ним.

Господин удалился, а Мэри, поблагодарив Печорина, рассказала все матери. Княгиня тут же пригласила офицера бывать у них. Во время мазурки Мэри и Григорий Александрович заговорили о Грушницком. Княжна пожалела его, а Печорин будто к слову упомянул, что приятель — юнкер. Девушка была несколько разочарована отсутствием романтической истории разжалования за дуэль. На следующий вечер, гуляя по бульвару, Григорий Александрович встретил Грушницкого. который поблагодарил его за помощь княжне на балу и признался, что любит ее. Они вместе отправились к княгине.

Чуть позже в гостиную вошла Вера. Литовская представила ей Печорина, и тот весь вечер был очень любезен и развлекал гостей. Пока княжна пела, Вера предупредила возлюбленного, что не хочет его знакомства со своим мужем. Когда Мэри спросила, понравилось ли офицеру ее пение, тот дерзко ответил, что любит музыку лишь после обеда, потому что под нее хорошо спится, и оставшуюся часть вечера провел с Верой, вдоволь наговорившись с ней о прошлом. С этого дня Печорин стал часто видеться с княжной и много рассказывал ей о себе, будто нарочно стараясь показать себя с самой плохой стороны, поэтому девушка заинтересовалась им не на шутку.

Однажды к приятелю зашел Грушницкий с радостной новостью: его произвели в офицеры. Бывший юнкер решил не видеться с княжной, пока не будет готов новый мундир, на который он возлагал большие надежды. Вечером Печорин опять долго разговаривал с Мэри, красуясь своим разочарованием в жизни, и добился того, что девушка явно начала упрекать себя в холодности к нему. Тем временем Вера мучила его своей ревностью и требовала, чтобы Григорий Александрович доказал свою любовь, Проследовав за ней в Кисловодск, куда она с мужем отправляется послезавтра. Они будут жить в одном доме с княгиней, но та приедет позже, а рядом есть пустая квартира, принадлежащая тому же хозяину. Печорин обещал и тотчас нанял эту квартиру.

Назавтра должен был состояться бал, и зашедший к Григорию Александровичу Грушницкий радостно объявил, что мундир готов и он собирается пригласить княжну на мазурку. Вечером Печорин встретился с Мэри и сам пригласил ее на мазурку. На следующий день, войдя в зал, Григорий Александрович сразу увидел Грушницкого с княжной. Девушка, явно скучая, слушала собеседника в новом мундире с неимоверной величины эполетами. Весь вечер бывший Юнкер старался не отходить от княжны, а та явно тяготилась его вниманием. То, что мазурка оказалась отдана Печорину, чрезвычайно взбесило Грушницкого, и за ужином он долго о чем-то шептался с драгунским офицером.

Утром Вера уехала в Кисловодск. Григорий Александрович заходил к княгине, но Мэри не вышла, сказавшись больной, и он вдруг понял, что ему чего-то не хватает. Уж не влюбился ли он? На следующий день им удалось встретиться наедине. Девушка была очень Взволнована и пыталась вызвать его на откровенность, но Григорий Александрович отвечал очень холодно. А позже по городу поползли слухи, что Печорин женится на княжне Мэри. Офицер догадался, что эти слухи распространяет Грушницкий.

Через несколько дней Печорин последовал за Верой в Кисловодск и каждый день Встречался с ней у источника. Вскоре в городе появился н Грушницкий, делавший вид, что не замечает бывшего приятеля. Наконец приехали Литовские. Княгиня не отходила от дочери, а Вера нещадно ревновала Печорина к княжне.

Как-то, возвращаясь с верховой прогулки, Григорий Александрович оказался с Мэри один на один. Они переезжали быструю речку, и внезапно девушке стало дурно. Печорин обнял ее, чтобы помочь, а потом поцеловал в щеку. Мэри призналась ему в любви, вынуждая сделать ответное признание, но услышала в ответ равнодушное – «зачем?». Княжна стегнула лошадь хлыстом и ускакала. Григорий Александрович же уехал в горы, провел там время до самой ночи, а возвращаясь, в одном из домов заметил свет и заглянул в окно. Там шла военная пирушка. Он увидел Грушницкого с драгунским капитаном, которые говорили о нем. Драгун излагал свой план: Грушницкий вызывает Печорина на дуэль с условием стреляться с шести шагов. Хитрость состоит в том, что пуль в пистолеты капитан не положит, но противник знать этого не будет и струсит, а они насладятся этим зрелищем. К восторгу всех присутствующих Грушницкий согласился.

На следующее утро княжна потребовала, чтобы Печорин прямо сказал, любит ли он ее, и Григорий Александрович ответил, что не любит. Он понимал, что поступил неблагородно по отношению к девушке, но сама мысль о женитьбе внушала ему отвращение: превыше всего он ценил свободу.

Через пару дней в Кисловодск приехал фокусник, и все общество собралось на концерт. Вера прислал а Печорину записку, что муж ее уехал, а она купала билеты всей прислуге и будет ждать возлюбленного вечером у себя. Княгиня тоже отправилась на концерт, и в доме остались только Вера и Мэри. Вечером Григорий Александрович заглянул в зал, убедился, что княгиня и прислуга там, и пошел к Вере. По дороге ему показалось, что за ним кто-то следит. Около двух часов ночи он уходил от Веры через окно и не удержался, чтобы не заглянуть в
окно княжны, в котором горел свет. Мэри сидела на своей постели и была очень грустна.

Он спрыгнул с балкона, и его настигли драгунский капитан и Грушницкий. Печорин ударил капитана кулаком по голове, сшиб его с ног и бросился в свою комнату, где быстро разделся и лег. Вскоре в дверь постучали. Григорий Александрович отвечал, что спит.

На следующий день он случайно оказался свидетелем разговора, который решил участь Грушницкого. Последний рассказывал, что был свидетелем того, как ночью Печорин спускался с балкона княжны Мэри. Внезапно бывший юнкер поднял глаза и Увидел Григория Александровича, который обвинил его в клевете. Грушницкий не согласился отказаться от своих слов и получил вызов на дуэль. Драгyн заявил, что будет его секундантом.

После этого Печорин пошел к Вернеру, поведал о своих отношениях с Верой, о ночных событиях и о подслушанном ранее заговоре и попросил стать его секундантом. Доктор отправился к Грушницкому согласовывать условия дуэли, а вернувшись, сказал, что случайно услышал там пару фраз, из которых понял, что заговор изменился: пистолет Грушницкоro будет заряжен. Вернер попытался отговорить Григория Александровича от дуэли, но тот был непреклонен.

В два часа ночи Печорин еще не спал, Он думал о прожитой жизни н был готов к любому исходу поединка. Рано утром он принял нарзановую ванну, а вернувшись из купальни, уже нашел у себя доктора. Они верхом отправились к месту дуэли. долго ехали молча, только Вернер спросил, написал ли Печорин завещание, и офицер ответил, что это совершенно лишнее. противники уже ждали их. Доктор предложил дуэлянтам объясниться и обойтись без поединка.

Печорин заявил, что готов, Грушницкий тоже согласился было, но узнав, что Григорий Александрович требует публичного извинения и Отказа от клеветы, решил стреляться. Печорин предложил провести дуэль на узкой площадке над пропастью, чтобы убитый или раненый соперник упал в пропасть, а после доктор вынет пулю из тела, н смерть можно будет объяснить несчастным Случаем. Бросили жребий. Первому выпало стрелять Грушницкому. Он оказался перед тяжким выбором, так как понимал, что целится в безоружного, а условия поединка смертельны. Он начал было целиться и вдруг опустил дуло пистолета, сказав «не могу», но драгун обозвал его трусом, и Грушницкий выстрелил. Пуля оцарапала Печорину калено. после Грушницкий с капитаном обнялись, и первый занял место на краю площади.

Тут Григорий Александрович покончил с Фарсом, сказав, что секундант противника, вероятно, забыл положить пулю в его пистолет, и попросил перезарядить. Растерявшийся драгун не соглашался, утверждая, что это против правил, тогда Печорин предложил ему завтра драться на тех же условиях. Грушницкий стоял смущенный и мрачный. Доктор зарядил пистолет. Григорий Александрович еще раз предложил бывшему приятелю отказаться от клеветы и извиниться, но тот отказался. Печорин выстрелил. Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

Григорий Александрович отправился домой, и на сердце у него был камень. Не доезжая слободки, он повернул лошадь и целый день блуждая в горах, на квартиру вернулся, когда солнце уже салилось. дома лакей подал ему две записки. Первая была от Вернера. Тот сообщал, что пуля из трупа вынута и доказательств против Печорина нет. Во второй записке Вера писала, что во всем призналась мужу, тот велел закладывать лошадей и сейчас они уезжают. Она говорила о горечи своей любви и прощалась навсегда. Григорий Александрович, как безумный, вскочил на коня и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Он беспощадно гнал коня, пока тот не упал замертво. Ноги не слушались Печорина. Он упал на траву и долго горько плакал. Пешком вернувшись в Кисловодск рано утром, Григорий Александрович лег в постель и заснул мертвым сном. Он проспал до самого вечера, когда появился Вернер с известием, что о дуэли узнали.

Самая большая по размеру повесть, входящая в роман, вышедший в 1840 году, который написал Лермонтов - «Княжна Мери». Писатель использует форму журнала, дневника, для того чтобы открыть читателю характер главного героя, всю его противоречивость и сложность. О происходящем рассказывает главный участник, находящийся в гуще событий. Он не оправдывается и не обвиняет никого, он просто раскрывает свою душу.

"Княжна Мери", краткое содержание журнала (за 11, 13, 16, 21 мая)

Пятигорск

В Пятигорске у источника Печорин встречает своеобразное составленное из столичной знати на время лечения на водах. Здесь он неожиданно встречает знакомого юнкера, бывшего сослуживца, раненого в ногу. Грушницкий не нравился Печорину из-за пустого позерства, тот пытался произвести впечатление на барышень, важно вещая глупости по-французски.

О проходивших мимо дамах Грушницкий сообщил, что это Лиговские, княгиня и ее дочь Мери. Как только княжна подошла ближе, Грушницкий с пафосом проговорил одну из своих пустых фраз. Обернувшись, девушка задержала на нем свой серьезный долгий взгляд. Позже герой стал свидетелем того, как княжна тайком подала Грушницкому стакан, который тот пытался поднять с земли, опираясь на костыль. Юнкер был в восторге. Печорин позавидовал юноше, но признался в этом только себе, так как любил позлить энтузиастов. Всю жизнь Печорин страстно противоречил не только другим, но даже своему сердцу либо рассудку.

Доктор Вернер, старый приятель, поделился светскими новостями, сказав, что видел у Лиговских только что приехавшую родственницу - молодую хорошенькую блондинку болезненного вида, с Печорину эта дама была знакома.

Печорин от скуки раззадоривал Грушницкого и злил княжну. В гроте у колодца он случайно встретил упомянутую доктором блондинку Веру, с которой у него когда-то был страстный роман. Она упрекнула его в том, что никогда ничего не получала от отношений с ним, кроме страданий и попросила начать ухаживать за княжной Лиговской, чтобы отвлечь внимание своего второго старого и ревнивого мужа от их возобновившегося романа. Печорин пишет в журнале, что никогда не становился рабом любимой женщины, а наоборот подчинял ее своей воле.

Грушницкий хвастается, что бывает у Лиговских и говорит о том, что княжна ненавидит Печорина, на что тот отвечает, что если захочет, завтра же завоюет ее расположение.

"Княжна Мери" краткое содержание журнала (за 22, 23, 29 мая )

Пятигорск

На балу в ресторане Печорин стал свидетелем того, как одна из дам, завидовавших красоте и изяществу княжны, попросила своего кавалера, драгунского офицера, проучить «эту пренесносную девчонку». Печорин пригласил княжну на тур вальса и во время танца попросил извинения за свое поведение. После вальса княжну, по наущению драгунского капитана, не совсем трезвый господин в грубом и унизительном тоне намеревался пригласить на мазурку. Печорин встал на защиту барышни, оттеснил обидчика, сказав, что она уже приглашена.

Княгиня Лиговская поблагодарила молодого человека и пригласила бывать у них в доме. Печорин стал бывать у Лиговских - с одной стороны, ради отношений с Верой, а с другой - из спортивного интереса проверить свою неотразимость на молодой, неопытной девушке. Вера страстно ревнует Печорина к княжне Мери и просит поклясться, что он никогда на ней не женится, и даже приглашает ночью на долгожданное свидание.

"Княжна Мери" краткое содержание журнала (за 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15июня)

Кисловодск

Грушницкий тоже ревнует бывшего приятеля к княжне, новоиспеченный офицер примкнул к партии недоброжелателей Печорина во главе с драгунским капитаном, который задумал его проучить, вызвав на дуэль и не зарядив пистолеты.

Спускаясь с балкона Веры, он был схвачен Грушницким и капитаном, вынужден был отбиваться и сбежал. Позже Грушницкий был вызван им на дуэль за сплетни о княжне, так как отвергнутый кавалер думал, что Печорин был у Мери.

Кисловодск

Дуэль окончилась в пользу Печорина. Грушницкий погиб, а Веру увез ревнивый муж. Прочитав записку любимой женщины, Печорин в попытке догнать ее загоняет лошадь и остается один, бесплодно мучаясь от любви. Княгиня Лиговская делает попытку помочь единственной дочери, спасти ее от страданий безответной любви. Она говорит Печорину, что готова отдать дочь за него замуж, потому что заботится не о богатстве, а счастье единственного дитя. В разговоре с княжной Печорин объяснил, что не может на ней жениться и покорится любому самому дурному ее мнению о нем. После того как княжна сказала, что ненавидит его, он поблагодарил, вышел. Вскоре он навсегда покинул Кисловодск.

Очень сложно, прочитав краткое содержание («Княжна Мери»), понять, почему современники Лермонтова назвали этот роман странным. Каждое поколение новых читателей пытается разгадать его загадки, но для этого нужно прочитать роман целиком.

Повесть «Княжна Мери» следует за «Таманью», в ней рассказывается о событиях сорокадневного пребывания Печорина на целебных водах в Пятигорске и Кисловодске. Интересно, что если основные события в «Тамани» происходили ночью, то повесть «Княжна Мери» начинается в пять часов утра (кстати, в пять часов утра герой возвращается домой и в конце повести, не догнав свою возлюбленную — Веру). Таким образом, начало повести «Княжна Мери» связано с утром и надеждой на обновление, которое Печорин ожидает найти в любви и дружбе, конец — с разочарованием и потерями, в которых, по мысли Лермонтова, повинен не только сам герой, но и ошибки, свойственные всем людям.

В произведении пять главных героев: Печорин, Грушницкий и доктор Вернер, княжна Мери и Вера. Отношения между ними распределены следующим образом: у Печорина с двумя героями сложились доверительные отношения, это «конфиденты» — Вера и доктор Вернер (именно они в конце повести покидают Печорина), двое других выступают как противники героя, «оппоненты» — княжна Мери, любви которой добивается Печорин, и Грушницкий, соперничающий с ним и способный на убийство (в финале Печорин оставляет княжну Мери и убивает Грушницкого на дуэли). Таким образом, сюжет повести формирует любовный конфликт как соперничество (Печорин — княжна), подчинённость (Печорин — Вера), конфликт вражды-дружбы как ненависть (Печорин — Грушницкий) и уступчивость (Печорин — доктор Вернер).

Центральная интрига повести «Княжна Мери» состоит в стремлении Печорина обольстить княжну Мери, влюбить её в себя. Поведение Печорина в отношении девушки традиционно считается эгоистическим и безнравственным, а отношение к Вере — использованием её любви к нему. На обычном, бытовом и отчасти психологическом уровне подхода к сюжету эта точка зрения оправданна. Однако поскольку Лермонтов через этот сюжет решает не только вопросы житейской морали, но и глубинные проблемы, связанные с пониманием сущности любви, то при осмыслении повести нужно не обвинять героя или оправдывать его, а постараться понять, какие именно проблемы поднимает автор и какую идею стремится выразить. Так, в записи Печорина от 3 июня мы читаем: «Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь», и это замечание героя говорит о его сомнениях относительно истинной любви.

Обращает на себя внимание сходство последних фраз Грушницкого и княжны Мери, обращённых к Печорину. Грушницкий говорит: «Я себя презираю, а вас ненавижу», а княжна Мери: «Я вас ненавижу». Складывается впечатление, что цель интриги Печорина в отношении бывшего юнкера и молоденькой княжны в том и состояла, чтобы услышать слова ненависти. Финал повести, безусловно, связан с фразами, произнесёнными Грушницким и Печориным в её начале. Грушницкий, приняв картинную позу, громко говорит по-французски, чтобы его услышала княжна: «Мой милый, я ненавижу людей для того, чтобы не презирать их, ибо иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом»; Печорин отвечает ему также по-французски похожей фразой: «Мой милый, я презираю женщин, чтобы их не любить, ибо иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой». Из этих высказываний следует, что основные чувства, обозначающие в повести отношения между людьми, — это презрение, ненависть, любовь.

Повесть Лермонтова «Княжна Мери» написана по законам драмы, как если бы предназначалась для постановки на сцене. Дневниковые записи, которые ведёт герой, напоминают театральные явления, природный ландшафт — театр, ключевые места действия (колодец, квартира Печорина, горы) — декорации сцены. Названы также жанры разыгрываемых спектаклей: комедия, фарс, мелодрама. Текст повести выполнен в двух литературных формах: дневник и воспоминания. Дневниковые записи охватывают все дни повести, и только последние три дня приводятся в виде воспоминаний, представляющих события как трагедию жизни Печорина: он теряет всё, на что надеялся, — любовь и дружбу.


В центральной главе «Княжна Мери» заложен главный мотив романа: побуждение Печорина к активным действиям, любопытство, подталкивающее к новым экспериментам с участием людей, желание понять их психологию, безрассудность в поступках. Анализ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени» покажет противопоставление Печорина «водяному» обществу. Его отношение к нему и обществу в целом.

«Княжна Мери» ежедневник Печорина, где в подробностях описан каждый прожитый день. Помимо сухих дат Григорий в малейших деталях дает полный анализ событий, происходящих с его участием и с участием других людей. Словно под микроскопом рассматривает Печорин каждый сделанный шаг, исследует души людей, пытаясь докопаться до мотивов их поступков, делиться с дневником личными переживаниями и эмоциями, испытанными лично им.

Доктор Вернер первый, сообщивший Григорию о приезде Веры на курорт. При встрече с ней Печорин понимает, что до сих пор испытывает к ней чувства, но можно ли назвать это любовью. Появлением в жизни Веры, он внес определенный хаос в ее семейную жизнь. Он мучит ее, между делом забавляясь с молоденькой княжной Мери, затеяв новую игру с новым персонажем.

Его целью стояло влюбить в себя девушку, развеяв серые будни очередной забавой. Соблазнение тем приятней, что он знал, как его ухаживания заденут Грушницкого. Парень явно влюблен в княжну, но Мери не воспринимала его всерьез, считая скучным и занудным. Распушив павлином хвост Печорин начал ухаживать за ней. Приглашал на прогулки, танцевал с ней на светских вечерах, засыпал комплиментами. Он не знал для чего ему это надо. Мери он не любил, и быть с ней не собирался. Исключительно из желания насолить другому человеку, отыгравшись на чувствах той, которая влюбилась в него по-настоящему. Впрочем, все как всегда. Печорин в своем репертуаре. Вторгшись без спроса в чужую жизнь, он в очередной раз заставил страдать тех, кто отнесся к нему по-человечески.

Комедия стала трагедией. Мери оклеветали. Печорин знал, чьих рук дело грязные слушки, распускаемые по округе. Он не хотел, чтобы имя девушки полоскали на каждом шагу. Выход был один пригласить Грушницкого на дуэль. Перед началом дуэли Печорин решил вновь поэкспериментировать над главным участником, из-за которого разыгралась драма. Свой пистолет Печорин не зарядил и стоял перед Грушницким совершенно безоружный. Таким образом, он пытался проверить насколько ненависть Грушницкого способна захлестнуть его, затмив всякий разум. Чудом Григорий остался жив, но вынужден был убить лжеца.

Кто же такой Печорин на самом деле, хороший человек или плохой. Однозначного ответа на этот вопрос не найдется. Он противоречив и неоднозначен. Положительные качества характера переплетаются с плохими качествами, вводя нас в заблуждение.

В этой главе четко отслеживается формирование личностных черт главного героя. Сам Печорин считал, что общество, подобное Грушницкому сделало из него морального инвалида. Он неизлечим. Болезнь поглотила Печорина целиком, не оставив шансов на выздоровление. Печорин погряз в безысходности, тоске и апатии. Он перестал видеть яркие краски, радовавшие его взор на Кавказе. Скука, одна скука и ничего более.

Бэла

Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает попутчика - старого штабс-капитана Максима Максимыча, бывшего коменданта крепости на южных рубежах России. Тот рассказывает ему историю о молодом офицере Григории Печорине, прибывшем служить под его командование. Печорин был сослан на Кавказ после какой-то неприятной истории.

Офицер был «славный малый», «но из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи». Он и Максим Максимыч быстро стали приятелями. Однажды местный горский князь пригласил их на свадьбу дочери. Там Печорин встретил Бэлу, младшую дочь князя. Красавица горянка, она так разительно отличалась от всех светских красавиц, которые были в жизни Печорина, что он решил выкрасть её из отцовского дома.

На эту мысль Печорина подтолкнул рассказ Максима Максимыча о случайно услышанном разговоре брата Бэлы и Казбича - одного из гостей князя, которому тоже очень нравилась девушка. Мальчик очень просил Казбича продать ему своего коня, лучшего во всей Кабарде, за любые деньги, был согласен на всё и даже предложил украсть для него свою сестру. Но тот отказался, и это было на руку Печорину.

Пообещав мальчику помочь увести коня у Казбича в награду за Бэлу, Печорин получил желаемое, хотя и без одобрения Максима Максимыча. Брат девушки привёз её в крепость, забрал коня, пока Печорин отвлекал Казбича, и исчез навсегда, боясь мести лихого горца. Казбич тяжело переживал обман и потерю коня, рано или поздно его месть должна была коснуться участников событий.

Бэла жила в русской крепости, тоскуя по дому и не отвечая на ухаживания Печорина. Ему не удалось растопить лёд в её сердце ни словами любви, ни подарками. Но со временем её сердце оттаяло, и она полюбила его. Печорин же к этому времени начал охладевать к Бэле и тяготиться ею.

Скука, вечная спутница Печорина, снова начала одолевать его. Все чаще он надолго уезжал на охоту, оставляя девушку одну в крепости.

Вскоре объявился Казбич и похитил Бэлу. Услышав её крик, Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню. Казбич, понимая, что ему не уйти, бросил девушку, смертельно ранив её. Бэла умерла через два дня на руках у Печорина. Утрату он пережил глубоко в себе и о Бэле больше никогда не говорил. Вскоре после похорон его перевели в другую часть. С Максимом Маскимычем они встретятся только через пять лет.

Максим Максимыч

Продолжая своё путешествие, офицер-рассказчик снова встречает Максима Максимыча в придорожной гостинице. В это же время, здесь же, по пути в Персию, останавливается Печорин. Старый комендант очень рад предстоящей встрече и в нетерпении просит лакея доложить Печорину, что ждёт его у себя. Максиму Максимычу приходится ждать его очень долго - весь вечер и ночь. Он не понимает, почему Григорий, его старый друг, не спешит увидеться с ним.

Когда, наконец, Печорин появляется, то, вопреки ожиданиям старика, лишь холодно и вскользь приветствует сослуживца и сразу же собирается уезжать. Максим Максимыч просит его остаться подольше, но тот, ссылаясь на спешку, отказывается. Старик с огорчением говорит: «Не так я думал с вами встретиться», и слышит в ответ: «Полно, всякому своя дорога». Максим Максимыч спрашивает у Печорина, что делать с его журналом, который старик хранил всё это время, надеясь вернуть при случае, и слышит в ответ: «Что хотите».

Печорин уезжает.

Максим Максимыч, глубоко огорчённый, отдаёт журнал Печорина рассказчику. Ему он уже без надобности.

Путевые заметки офицера вместе с дневником Григория Печорина становятся романом, который он решает опубликовать, узнав, что героя уже нет в живых. Григорий умер по пути домой из Персии. Этот журнал - наблюдение ума над терзаниями души, написанный без тщеславия и честно. Главный вопрос, который занимает Печорина, - в какой мере человек может распоряжаться своей судьбой?

Тамань

Находясь в поездке по казённой надобности, Печорин остановился в Тамани. Ему пришлось поселиться в доме на берегу, в котором «сильно нечисто». В мрачном доме жили глухая старуха и слепой мальчик.

Ночью Печорин заметил, что слепой отправился к берегу моря и, ведомый любопытством, решил проследить за ним.

На берегу он увидел незнакомую девушку - вместе с мальчиком она ждала кого-то с моря. Спустя некоторое время к берегу причалила лодка, и мужчина в ней спустил на берег груз, а мальчик и девушка ему помогли. Наутро, снова увидев девушку, Печорин познакомился с ней и спросил о ночном происшествии. Но странная девушка, смеясь и говоря загадками, так и не ответила ему. Тогда Печорин пригрозил рассказать властям о своей догадке про контрабандную переправку товара, о чём впоследствии пожалел: эти слова едва не стоили ему жизни.

Ближе к ночи девушка позвала Печорина на свидание у моря. Это вызвало у него опасение, но он пошёл, и вместе они отплыли на лодке в море.

Неожиданно девушка бросилась на Печорина и попыталась столкнуть его в воду, но ему удалось удержаться в лодке, сбросить эту ундину в море и вернуться на берег.

Позже Печорин вернулся на то место, где видел контрабандистов, и встретил их там вновь. На этот раз мужчина уплыл отсюда вместе с девушкой навсегда, а слепого мальчика оставили на произвол судьбы. На следующее утро Печорин уехал из Тамани. Он жалел, что невольно нарушил покой честных контрабандистов.

Княжна Мери

После ранения Печорин прибыл долечиваться на воды, в Пятигорск. Тут он встретил своего старого приятеля - юнкера Грушницкого, который тоже лечился после ранения, и с которым они были «наружно в самых дружеских отношениях». Однако, Печорин чувствовал: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Из всей почтенной публики, проходящей лечение на водах, выделялись Лиговские - княгиня и её прелестная дочь Мери. Грушницкий, целью которого было «сделаться героем романа», моментально очаровался княжной и начал искать повод для знакомства с Мери и официального визита в их дом. Княжна не спешила заводить с ним знакомство, хотя он был очень романтичен в своей старой солдатской шинели. Ей казалось, что этот офицер был разжалован за дуэль.

Печорин же, напротив, подчёркнуто избегал возможности знакомства и не спешил нанести визит в дом княгини, чем вызвал немалое удивление, недоумение и интерес Лиговских. Об этом он узнал от своего нового знакомого - местного доктора Вернера, с которым они сдружились. Печорин, спасаясь от скуки провинциального городка, решил покорить сердце девушки, прекрасно понимая, что этим вызовет ревность Грушницкого, который уже страстно влюблён в Мери. Эта идея его позабавила и добавила интригу в происходящее.

От Вернера он узнал, что у княгини гостит очень больная родственница. По описанию доктора Печорин узнал Веру, свою давнюю возлюбленную. Они встретились, и в его душе всколыхнулись забытые чувства. Чтобы они могли чаще видеться, не вызывая слухов и разговоров в городе, Вера предложила Печорину чаще бывать в доме княгини и начать ухаживать за Мери для отвода глаз. Он согласился - хоть какое-то развлечение.

На балу Печорин спас Мери от приставаний пьяного офицера, и княгиня из благодарности пригласила его нанести визит в их дом. Но и во время приёма в доме княгини Печорин проявил равнодушие к Мери, чем разозлил её. Она не понимала его холодности, и это лишь добавило накала страстей в игре Печорина. У него был свой план обольщения неопытной барышни.

Все мысли княжны Мери теперь занимал Печорин, а ухаживания Грушницкого ей уже порядком надоели. Даже когда Грушницкий появился в новом офицерском мундире, это не произвело на неё должного впечатления - она становилась всё холоднее с ним. Грушницкий видел причину этой холодности в её увлечении Печориным, он ревновал и подчёркнуто сторонился бывшего приятеля.

Обиженный тем, что Печорин насмехается над его чувствами к Мери, Грушницкий с друзьями решает проучить бывшего приятеля, чтобы сбить с него его спесь: при случае вызвать на дуэль, а пистолет его оставить незаряженным. Печорин случайно услышал этот разговор. Ему стало обидно, что друг, пусть и бывший, решил выставить его на посмешище. В голове Печорина сложился иной план.

Мери всё больше влюблялась в Печорина, а Вера начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне.

Во время одной из прогулок Мери призналась Печорину в любви, но он не ответил ей. «Хотите ли этого?» - продолжала она, но Печорин безразлично промолвил: «Зачем?». После этого Мери спешно вернулась к себе. Печорин наслаждался своим достижением - он влюбил в себя девушку, не зная зачем.

Тем временем город уже полнился слухами, что Печорин собирается жениться на Мери. Печорин догадывался, кто является их источником. Вернер предостерегал его, а княгиня ждала, что он в скором времени предложит Мери руку и сердце. Но Печорин опроверг эти слухи, ведь свободу он ценил больше всего.

Вера и Печорин продолжали видеться. В один из вечеров, когда весь город собрался на представлении приезжего фокусника, Вера пригласила Печорина к себе на тайное свидание. Спускаясь глубокой ночью с её балкона, он оказался напротив окон княжны Мери, которая жила этажом ниже - она тоже осталась дома и не пошла на представление. Печорин заглянул в окно, увидел девушку, спрыгнул на траву и наткнулся на людей, в одном из которых узнал Грушницкого. Они притворились, что приняли его за вора, и завязали потасовку. Печорин убежал. На следующий день Грушницкий во всеуслышание объявил, что знает, кто был в эту ночь на свидании в спальне у Мери. Имя её любовника - Печорин.

Оскорблённый Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Придя домой, он рассказал Вернеру о предстоящей дуэли и о том, что Грушницкий задумал сделать с пистолетами. Вернер согласился быть его секундантом.

В назначенное время участники дуэли собрались в условленном месте. Грушницкий, следуя плану розыгрыша, предложил стреляться с шести шагов. Печорин же захотел переместиться на скалу, и стреляться на самом краю обрыва, чтобы даже лёгкая рана была смертельной. Труп в этом случае спишут на черкесов.

По жребию - вот она, Судьба - стрелять первым выпало Грушницкому. Перед ним встал сложный выбор - признаться в низком поступке, недостойном офицера, или стать убийцей. Но отступать офицеру не к лицу - он выстрелил и ранил Печорина в ногу.

Настала очередь Печорина. Он посоветовал Грушницкому помолиться и прислушаться - не говорит ли с ним его совесть? Но на лице Грушницкого не было даже «лёгкого следа раскаяния». Он настаивал на продолжении дуэли. Тогда Печорин сообщил своему секунданту, что его пистолет забыли зарядить. Второй секундант возмутился возможностью этого и отказался менять пистолеты. Но Грушницкий признал правоту Печорина и, испытывая в душе бурю чувств, потребовал продолжения дуэли - «нам на земле вдвоём нет места...». Печорин был вынужден стрелять.

Убийство Грушницкого приписали, как и задумывалось, черкесам. Вера, узнав о дуэли, в сильном волнении призналась мужу, что любит Печорина, и муж в негодовании увёз её из города. Печорин, получив её прощальную записку, бросился за ней, но не догнал. Только сейчас он понял, что Вера - единственная женщина, которая ему дорога, она одна любит и принимает его безоговорочно.

Начальство Печорина всё же заподозрило, что тот участвовал в дуэли, и тихо перевело его служить в крепость на Кавказе. Перед отбытием он нанёс визит в дом княгини Лиговской. Она поблагодарила Печорина за то, что он спас доброе имя её дочери и поинтересовалась, почему он не делает предложение Мери, ведь она богата, хороша собой, и очень его любит. Но Печорин попросил уединённого разговора с княжной, во время которого сообщил, что не любит её и смеялся над ней всё это время. В ответ он услышал: «Я вас ненавижу». Через час Печорин уехал.

Фаталист

Как-то раз батальон Печорина стоял в одной из казачьих станиц. По вечерам офицеры развлекали себя игрой в карты. Во время одной из них зашёл разговор о судьбе - написана она на небесах или нет, предопределена ли жизнь и смерть человеческая? Разговор перешёл в спор, офицеры разделились на тех, кто за, и тех, кто против.

Один из офицеров, Вулич, страстный игрок и фаталист, предложил проверить, «может ли человек своевольно распоряжаться своей жизнью, или каждому из нас назначена роковая минута». Печорин объявил пари, и Вулич согласился - если суждено ему умереть сегодня, он умрёт, если нет, останется жив.

Вулич взял наугад пистолет, все присутствующие замерли - сейчас может случиться непоправимое. Печорину показалось, что он видит печать смерти в глазах Вулича. Он сказал ему об этом: «Вы нынче умрёте». Вулич выстрелил себе в висок - осечка! Все облегчённо вздохнули, обрадовавшись, что пистолет не заряжен и никто не погиб. Но Вулич сделал выстрел в сторону - пуля пробила фуражку на стене, пистолет был заряжен. Ошеломлённые офицеры вскоре разошлись, а Печорин так и не понял, почему ему всё ещё кажется, что Вулич сегодня должен умереть.

Под утро Печорина разбудили известием, что нашли зарубленного шашкой офицера. Это был Вулич. Его смерть в обличии пьяного казака с шашкой нашла его по дороге домой. Так Печорин невольно предсказал судьбу несчастному офицеру.

Казака-убийцу быстро нашли, он заперся в хате и сдаваться не собирался, угрожая стрельбой. Никто не решался взломать дверь и нарваться на его пулю. Тут у Печорина мелькнула странная мысль: подобно Вуличу он вздумал испытать судьбу. Через окно он проник в дом, казак выстрелил, но задел лишь эполет Печорина. Подоспевшие на помощь станичники скрутили и увели казака. Печорина чествовали как настоящего героя.

После этого случая Печорин долго не мог решить, быть ли ему фаталистом, ведь не всё так просто, как может казаться.

Возвратившись в крепость, Печорин рассказал о произошедшем Максиму Максимычу и спросил, верит ли он в предопределение. Штабс-капитан, значительно покачав головой, предположил, что оружие часто даёт осечку, а бедного офицера, конечно, жаль, но, видать, так на роду написано. На том и закончен был этот разговор.

error: Content is protected !!