Категории по бальным спортивным танцам. Бальные танцы. Описание и виды. Какая система оценок на аттестации

Бальные танцы – это не просто танцы, это целое искусство, и одновременно наука, спорт, страсть, одним словом – целая жизнь, воплощённая в движении. Также бальные танцы совершенно не напрасно называют спортивными – это колоссальная тренировка для всех мышц тела, а также правильная и здоровая кардиологическая нагрузка.

Во время танца пара общается друг с другом и с залом языком тела, который может выражать как огромный посыл позитивной энергии, так и нежное, умиротворённое, возможно даже тоскливое настроение – надрыв души, и это зависит от вида бального танца.

На данный момент к видам бального танца часто причисляют такие направления, как, например, бачата или сольная латина для девушек, но это не совсем правильно. В традиционную программу бальных танцев (они обязательно являются парными) входит десять танцев, разделённые на европейское направление или программу (по другому называют «стандарт») и латино-американское («латина»). Итак, какие существуют виды бальных танцев – начнем по порядку.

Король танцев – вальс

Самый благородный и торжественный танец классической программы – медленный вальс. Зародилось это направление вальса еще в начале прошлого века и с тех пор не претерпевало никаких изменений. Танец имеет очень размеренное движение на три счета, как и все вальсовые виды бальных танцев, и сопровождается лирической музыкой.

Есть в стандартной программе и ещё один вальс – венский, который отличается обилием вращений на достаточно высокой скорости и танцуется под быструю мелодию, тем самым создает просто феерические ощущения у зрителей.

Другие элементы европейской программы

Наполненный дыханием аргентинской страсти танго – ещё один элемент европейской программы, очень чувственный, сочетающий быстрые и медленные движения. Все виды бальных танцев отводят главенствующую роль партнеру, но именно танго особо акцентирует на этом внимание.

Также в программу стандарта входят медленный фокстрот (танцуют на счет до 4), отличающийся умеренным темпом с некоторыми переходами с замедленному и ускоренному, и квикстеп. Последний – это самый озорной танец из всей программы, основанный на прыжках, быстрых поворотах. Задача танцора соединить эти резкие движения с плавными переходами под очень энергичную музыку.

Танцы под зажигательные латино-американские ритмы

Виды бальных танцев латинской программы – это, во-первых, не менее волнующий, чем танго, но, в то же время, очень нежный танец – румба.

Ритм медленный, с акцентом на ещё более медленные доли. Во-вторых, полная противоположность румбе – джайв, невероятно позитивный и очень быстрый, самый современный и постоянно обретающий новые движения.

Беззаботный латино-американский танец ча-ча-ча – удивительнейшая придумка человечества, для него характерны движения бёдрами и ногами, которые ни с чем невозможно спутать, и очень интересная манера счета («ча-ча-1-2-3»).

Сродни зажигательному ча-ча-ча – танец самба, которая может быт как достаточно медленной, так и невероятно быстрой, настолько, что танцорам приходится проявлять высочайший уровень мастерства.

Самба базируется на «пружинных» движениях ногами, сочетающихся с плавными движениями бедрами. И конечно, и самба, и другие виды бальных танцев латинской программы – это четкий ритм и бешеная энергетика, которая распространяется на самих танцоров и зрителей, даже если танец исполняют не профессионалы.

Танцор международного класса, победитель II Всесоюзного конкурса по бальным танцам (1975), неоднократный чемпион социалистических стран по бальным танцам (1979-80), финалист Кубков мира по 10 танцам (1985-86) заслуженный деятель искусств РФ, президент Российского танцевального союза, организатор национальных и международных профессиональных турниров, комментатор TV программ по спортивным танцам, танцмейстер Венского бала.

В каждой области творческой деятельности есть мастера, имена которых наиболее точно ей соответствуют. Когда речь заходит о бальных танцах в России, к числу таких, безусловно, относится Станислав Попов.

Волею судьбы он родился в то время, когда бальные танцы, ставшие делом его жизни, расценивались в нашей стране как «буржуазное занятие», подрывающее основы существующего строя. Но ему удалось достойно пройти сложный путь сначала танцора, а потом организатора, превратив российский профессиональный танец в сильную и самостоятельную составляющую мирового танца.

Сегодня среди многих видов хореографии бальные танцы - тот феномен, в котором объединяются спорт и искусство. И «примирить» в одном целом две, казалось бы, взаимоисключающие стороны, та насущная проблема, от решения которой зависит будущее жанра. Говоря о своих мотивах занятия танцами, Станислав Попов неоднократно подчеркивал свою тягу к соревновательности, поскольку его всегда привлекали конкурсы. Но при этом вся его жизнь как исполнителя, педагога и организатора подтверждает, что в его понимании танцы прежде всего - искусство. Так что, наверное, не случайно, что во главе профессиональной организации танцоров, Российского танцевального союза, стоит человек, которому присвоено звание - заслуженный деятель искусств России.

Танцор

Танец - без сомнения, любовь всей жизни Станислава Попова. Но нельзя подвергать предмет любви сухому анализу, пытаясь определить, что же все-таки вызывает в душе человека эти светлые чувства? Станиславу всегда нравилось танцевать. Еще в детстве он переживал, что другие это умеют, а он нет. Как-то раз в восемь лет он попал на день рождения одной девочки из своего двора. На праздник ребята даже купили напиток, в те времена он назывался сидр. И в тот момент, когда их обучали одному танцу: шаг в одну сторону, шаг в другую, Станислава вдруг охватило чувство огромной радости. Он подумал, что научился танцевать! Но в итоге в бальные танцы он пришел не сразу. Сначала были занятия спортом - плаванием и пятиборьем, причем весьма серьезно - мастер спорта. Позже, придя в танцевальную школу в парке «Сокольники», у него снова возникло то удивительное чувство. Вероятно, просто потому, что танцующий человек - счастлив. Гормоны счастья, проникающие в сознание и весь организм во время занятий танцами, побуждали Станислава заниматься ими и дальше. Нравилось ощущение музыки, движения. Правда, сначала конкурсов не было, и ему, обладающему спортивной жилкой, это было не так интересно.

В 1965 году Станислав поступил в МЭИ на факультет электронной техники, а в 1967 году старший брат Виктор, к тому времени уже занимавшийся бальными танцами, привел его в Дом культуры «Химик», чтобы познакомить с хорошей партнершей. Так Аня Кушнарева стала первой партнершей Станислава, а Бруно Белоусов, руководитель танцевальной студии, - его первым педагогом. Успешно выступая по «Д» классу на конкурсах в Москве, Горьком, Тарту, Таллинне, Станислав и Анна танцевали вместе недолго, около полутора лет. Появление турниров и танцевального спорта означало появление профессии танцора-спортсмена. Она и стала делом жизни. Правда, все это было еще впереди.

А пока среди многих интересных кандидатур на место новой партнерши главной оказалась солистка ансамбля «Школьные годы» Людмила Бородина. Через 7 лет они стали супругами, и после этого прожили вместе еще 20 лет. Их союз для многих являлся идеалом и танцевального, и супружеского дуэта. Сам Попов оценивает эти годы как великолепную жизнь с огромным количеством турниров. Поповы, действительно, были той парой, благодаря которой Советский Союз долгое время показывал, что мы и в области бальных танцев «впереди планеты всей».

Любительская карьера Станислава и Людмилы насчитывает более ста турниров. Среди наиболее успешных выступления на таких, как «Янтарная пара» (Каунас), «Рижская осень», «Таллиннская регата» и «Таллиннская весна», «Вильнюс», «Неделя Балтийского моря «(ГДР), «Савария» (Венгрия), конкурсы в Финляндии, Австрии, Болгарии и других странах. В 1975 году Станислав и Людмила стали победителями II Всесоюзного конкурса бальных танцев, а, начиная с 1975 года, началась череда их сначала призовых, а потом и победных выступлений на чемпионатах социалистических стран, в том числе и в Москве в 1979 году. 1981 год ознаменовался новым этапом их танцевальной карьеры - Станислав и Людмила перешли в профессионалы. И первое же участие в Дрезденском танцевальном фестивале принесло успех, который они закрепили на последующих чемпионатах Европы и мира в латиноамериканской, европейской программах, а также программе 10 танцев.

О том, насколько сложна была жизнь танцора, занимающегося в нашей стране бальными танцами, свидетельствует один эпизод. Однажды после выступления Станислава и Людмилы на чемпионате Европы в Великобритании их пригласили на чемпионат мира в Лондон. Тогда в СССР существовало негласное распоряжение о том, что нельзя выезжать в западную страну чаще, чем раз в полгода. Так что по их танцевальному дуэту международный отдел ЦК КПСС принял специальное решение. Однако после выступления в Лондоне их снова пригласили, но на этот раз уже на Блэкпульский фестиваль, крупнейшее событие танцевального мира. Сегодня этому самому престижному и старому турниру уже более восьмидесяти лет. Все участники прибывают на него за свой счет, а советской паре англичане готовы были полностью оплатить расходы: дорогу, проживание, пребывание за неделю до турнира. Сейчас это может показаться не существенным, но в советское время с его командировочными расходами подобное предложение выглядело серьезно. Англичане сами разговаривали с нашим посольством, где их вместе с танцорами обнадежили, но в результате в нужный момент Станислав с Людмилой не смогли ни до кого «дозвониться». И после этого они на три года стали невыездными.

Станислав и Людмила ПоповыПоследнее выступление Станислава и Людмилы состоялось в 1988 году на крупнейшем в истории бальных танцев турнире All World Stars Champions в Токио, в огромном зале Токио-дома, вмещающем 50 тыс. зрителей. Призовой фонд этого турнира составлял около 300 тыс. долл., а победители получали еще и новые модели «Мазды». Японское телевидение запечатлело волнующий момент: танцоры и педагоги из разных стран устроили москвичам церемонию прощания с конкурсным танцем. А со своими поклонниками в России Станислав и Людмила попрощались медленным вальсом спустя несколько месяцев в том же году на I Международном конкурсе бальных танцев, проведенном ими в Москве.

Время участия в конкурсах оказалось интересным не только с точки зрения борьбы с соперниками. Острая конкуренция стимулировала творчество танцоров. Нужны были новые профессиональные знания. И в 1980 году Станислав и Людмила стали студентами ГИТИСа по кафедре хореографии (окончили в 1985 году). Им выпала честь учиться на последнем курсе Ростислава Захарова, одного из основоположников советской балетной школы. Совместно с Людмилой Станиславом создано много интересных танцевальных номеров. Несомненно, лучший из них «Кармен» на музыку Бизе в обработке Щедрина, который по праву вошел в историю российского бального танца как первая и очень успешная попытка соединения классической музыки и бальной хореографии.

Позже на Кубке мира в 1999 году этот номер был возобновлен Игорем Кондрашевым и Ириной Остроумовой. На юбилейном, 15-м Кубке мира (2009) на гала-шоу с номером «Кармен» выступила пара из США, в то время чемпионы мира в программе 10 танцев, Герман Муштук и Ивета Лукосите. Герман с удовольствием поделилился интересной историей, связанной с этим шоу. Как раз в то время, когда он маленьким мальчиком начинал танцевать, в Кишиневе и Москве он несколько раз видел показательные выступления Станислава и Людмилы Поповых с номером «Кармен». Тогда об этом прекрасном номере говорили все. Судьба распорядилась так, что Герман оказался в США, так же как и один из лучших учеников Станислава - Талят Тарсинов. Сегодня Талят, чемпион СССР в латиноамериканском шоу - один из ведущих бальных хореографов мира. И он предложил Герману с Иветой сделать на ту же музыку свою «Кармен». Так Герман перенесся к своим замечательным воспоминаниям детства, а на юбилейном Кубке мира они подарили этот номер Станиславу.

Педагог

На протяжении всей своей активной танцевальной карьеры с 1971 по 1988 годы Станислав и Людмила вели не менее активную педагогическую работу в своей танцевальной студии в ДК им. Горького в Москве. В этом необыкновенно творческом по атмосфере коллективе было подготовлено более двадцати пар международного класса. Такие как Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Артур и Мария Лобовы, Талят и Марина Тарсиновы, Игорь и Иветта Кондрашевы, Владимир и Елена Колобовы, Леонид Плетнев и Татьяна Павлова. Сегодня все они - прекрасные педагоги, передающие своим ученикам как у нас в стране, так и за рубежом ту исключительную преданность танцу, которая всегда отличала самого Попова.

Один из его учеников, ныне народный артист Украины, создатель и руководитель единственного в мире Театра танца (Севастополь) Вадим Елизаров вспоминает, что Станислав Попов оказал на него огромное влияние. Он был его кумиром. Грамотнейший специалист и человек, обладающий феноменальным вкусом, Станислав был во всесоюзном танцевании системой. А сколько пар воспитали Станислав с Людмилой! Все профессионалы прошли через их руки. Елизаров вспоминает знаменитые сборы в Полтаве и в Крыму, в Севастополе, и Стаса - демократичного и в то же время высокопрофессионального. Для Елизарова он был не просто педагогом, а прежде всего человеком, дающим пример профессионального отношения к своему делу.

С 1991 по 1995 годы Станислав жил и работал в США, где преподавал в танцевальном клубе «Вашингтон» в Сиэтле. Решением американского правительства ему выдана специальная «грин-карта» как человеку «с выдающимися способностями и международным признанием». В это время Станислав вел преподавательскую работу в Голландии, Германии, Гонконге.

Российский танцевальный союз

История становления первой российской профессиональной танцевальной организации началась в 1987 году, когда при Всесоюзном музыкальном обществе была создана Творческая комиссия по бальной хореографии во главе с председателем Станиславом Поповым. Уже на следующий год (1988) на ее базе возникла Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца (АПИУБТ). Именно эта организация в 1994 году была преобразована в Русский танцевальный союз, а Станислав Попов стал его бессменным президентом. Теперь Россия в лице РТС получила право участия в работе международной профессиональной организации - Всемирном совете по танцу (WD&DSC). Расширив свои полномочия, РТС в 2007 году был преобразован в Российский танцевальный союз.

Первым профессиональным турниром, организованным Станиславом Поповым, стал I Всесоюзный конкурс по бальным танцам, проведенный в 1988 году в УСЗ «Дружба» (Москва). В силу исторических причин он еще не носил официального названия чемпионата, но таковым являлся по сути. Впервые в нашей стране танцевальный конкурс проводился только по международной конкурсной программе, исключая советские танцы. Его победителей с полным основанием можно определить как первых чемпионов страны. Ими стали: в стандарте Станислав и Людмила Поповы, в латине - Юрис и Бируте Бауманис (Рига), в европейском шоу - снова Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканском - Талят и Марина Тарсиновы.

Начиная с 1990 года, теперь уже чемпионаты России стали проводиться ежегодно по всем программам конкурсного танца: стандарт, латина, европейское и латиноамериканское шоу и программа 10 танцев.

На протяжении многих лет бальные танцы развивались в нашей стране в отрыве от остального мира. Это тем более важно представить, поскольку родились эти танцы именно там, в «другом» мире. Вот почему так важны были сначала пусть незначительные, а потом все более расширяющиеся связи с мировым танцевальным сообществом. И, пожалуй, задача по организации и проведению международных турниров у себя дома была не менее значимой, чем превращение зарубежных турниров в доступные для наших танцоров.

Таким первым международным конкурсом профессионалов с участием ведущих пар мира, стал проведенный в 1988 году Станиславом Поповым I Московский международный конкурс. В его рамках состоялось еще одно историческое для танцевального мира событие - шоу чемпионов мира Эспена и Кирстен Салберг и Алана и Хейзел Флетчер «Латинская фантазия II». За первым конкурсом с интервалом в два года последовали еще три - в1990, 1992 и 1994 годах. Полученный опыт позволил, начиная с 1995 года, подойти к проведению Кубка мира, который открыл танцевальному миру нашу страну.

Как президент Российского танцевального союза, Станислав Попов всегда принимал активное участие в работе Всемирного танцевального совета (WDC). На протяжении ряда лет он являлся вице-президентом с особыми полномочиями Спортивного комитета WD&DSC, а с 2003 по 2012 годы - вице-президентом Всемирного танцевального совета (WDC). В 2013 году, отмечая заслуги Станислава Попова по развитию мирового бального танца, на Ежегодном собрании WDC ему было присвоено звание «почетный вице-президент WDC».

Начиная с 2001 года, Станиславом Поповым начали регулярно проводиться в нашей стране официальные чемпионаты WDC: чемпионаты Европы по европейской программе, Москва - 2001, 2009, 2012; чемпионаты Европы по латиноамериканской программе, Санкт-Петербург - 2002, Москва - 2005, 2008; чемпионаты мира по латиноамериканскому шоу, Москва - 2003, 2006, Омск - 2009; чемпионат Европы по программе 10 танцев, Омск - 2008. И наконец главный, с точки зрения статуса, турнир - чемпионат мира по латине. Он прошел в 2007 году в Кремле и стал прощальным для выдающейся пары современности Брайна Ватсона и Кармен (Германия), завоевавшими на нем свой последний, девятый титул. В 2011 году кремлевский паркет снова был предоставлен лучшим танцевальным дуэтам планеты в латине. На сей раз чемпионский титул завоевали Риккардо Кокки и Юлия Загоруйченко (США). А в 2013 году снова в Кремле впервые за всю историю бальных танцев у нас в стране собрались сильнейшие пары мира в европейской программе. На высшую ступень пьедестала поднялись Арунуас Бижокас и Катюша Демидова (США).

Возникнув как организация профессиональных танцоров и учителей танца, сегодня РТС успешно развивает любительское танцевание в рамках AL WDC. Так на прошедшем объединенном чемпионате РТС 2013 года выступило около 1200 любительских танцевальных дуэтов.

За последние годы РТС вырос не только количественно, но, что еще важнее, - качественно. Традиции, заложенные 25 лет назад, получили свое дальнейшее развитие, и заслуги своих коллег в РТС теперь отмечают премией «Признание» на специальной торжественной церемонии. Станислав Попов не раз становился обладателем этой премии в номинации «Лучший турнир года». А в 2013 году к этой номинации за проведенный чемпионат мира по европейским танцам добавилась еще и номинация «Лучший организатор года».

Кубок мира

Международный турнир, ежегодно организуемый Станиславом Поповым. Но сказать так, это значит показать лишь одну сторону его отношения к этому танцевальному действию. Как для публики, так и для участников турнира не менее важна роль Попова как ведущего. Без этого завершающего штриха не сложилась бы та неповторимая атмосфера Танца, которая отличает Кубок ото всех других конкурсов.

Начав свою историю в 1995 году, Кубок мира стал турниром, собирающим лучшие пары мира в латиноамериканской программе. Первые два года его победителями становились пятнадцатикратные чемпионы мира Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр (Шотландия) (1995, 1996), четыре раза Кубок выигрывали девятикратные чемпионы мира Брайан Ватсон и Кармен (Германия) (1999, 2000, 2002, 2004) и многократные победители Блэкпульского фестиваля Михал Малитовски и Джоана Ленис (Польша) (2007, 2009, 2010, 2012), трижды - четырехкратные победители Блэкпульского фестиваля Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари (Финляндия) (1997, 1998, 2001), один раз - вице-чемпионы мира Пол Киллик и Ханна Картунен (Великобритания) (2003) и уже дважды действующие чемпионы мира Рикардо Кокки и Юлия Загоруйченко (США) (2008, 2011). И, конечно, российские пары. Первыми Кубок мира выиграли финалисты чемпионатов мира Сергей Рюпин и Елена Хворова (2005), а на следующий год на высшую ступень поднялись вице-чемпионы мира Слава Крикливый и Елена Хворова (2006).

За прошедшие почти 20 лет самому организатору больше всего запомнился прежде всего первый турнир, проведение которого потребовало огромной работы с бессонными ночами. В середине 90-х было даже трудно представить, что в Москве выступят все те звезды, которые в итоге приехали в Лужники (первый турнир проходил на Малой спортивной арене). Из шести финалистов мира у нас танцевали четверо. Высочайший уровень, и конечно, радостное событие. Затем ним последовал второй Кубок мира, переместившийся в Кремль. Совершенно другая площадка и условия проведения, но тоже действительно волнующее событие. Попову запомнился и 10-й Кубок мира, на котором впервые за много лет вновь выступили Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр с удивительно красивой румбой.

За прошедшие годы Кубок мира стал одним из самых, если не самым, престижным турниром в мире по приглашению. Прежде всего это обусловлено великолепным залом - Кремлем, историческим центром России, Москвы. А еще потрясающим паркетом, красивыми парами, светом - всеми составляющими, дающими возможность этому турниру быть особенным. Кубок мира - не танцевальный марафон, в нем всего три тура. Это, скорее, светское событие, чем спортивное соревнование, особенно учитывая, что во второй день проходит гала-шоу - театрализованное действие, составленное из лучших номеров участников и гостей Кубка мира. А в перерывах на прославленный паркет выходят зрители, чтобы потанцевать и получить заряд позитивной энергии. И уже многие годы помогает им в этом музыкальная группа «7 ветров» под руководством заслуженного артиста РФ Георгия Мушеева.

Венский бал

В 2000 году Станислав Попов выступил в новой для себя роли - танцмейстера. В тот раз речь шла об историческом бале Millenium, состоявшемся в Большом театре. А спустя несколько лет в 2003 году организаторы проводимого в Москве впервые Венского бала обратились именно к Попову, выбрав его в качестве распорядителя бала. Со временем к роли танцмейстера Венского бала добавилась еще роль танцмейстера «Русских балов» в Вене, Баден-Бадене, Алма Ате, Пальма де Майорке, Монтрё, Киеве. Надев бальные платья и фраки, мужчины и женщины стремятся перенестись на балу в иное измерение. А регулярность их проведения свидетельствует о том, что погрузиться в это удивительное романтическое состояние, навеянное Наташей Ростовой, в наши дни хочется очень многим. Перед Венским балом проводится отбор дебютанток, где из 800 девушек остается всего 100. И каждый год на их подготовку Попову требуется 2,5 месяца. А дебютанткой может стать далеко не каждая. Конечно, важны и возраст (от17 до 23), незамужний статус и приятная внешность. Но прежде всего это должна быть барышня духовная, хорошо воспитанная и образованная. Она выходит в общество и должна соответствовать определенным идеалам.

Культура танца

Огромный пласт общей культуры, который у нас в стране был, но, к сожалению, в значительной мере теперь утерян. Вернувшись в середине 90-х годов из США в Россию, Попову показалось, что в обществе начинают происходить как раз те изменения, которые необходимы для развития бальных танцев и как вида спорта, и просто как вида человеческой активности. Прошло время, но до сих пор у нас в стране приоритет отдан только танцевальному спорту, а общественный, социальный танец не намного продвинулся в своем развитии по сравнению с тем, что было 25-30 лет назад. В те времена, когда существовали танцевальные школы, а не спортивные клубы и просто танцевальные площадки, танцы были намного популярнее. Сегодня просто танцевать не идут никуда, а танцевальные паузы возникают только в рамках каких-то событий, да и то не всегда. В школьные годы никто не приобретает танцевального навыка, поскольку танцев в рамках школьной программы нет, кстати, в отличие от многих европейских стран. Но и повзрослев, люди даже не задумываются о том, чтобы пойти еще на танцевальные курсы и научить свое тело правильно двигаться. А между тем танцы дают человеку не только умение координировать тело, подвижность и элегантность. Многое в их жизни и общении становится проще. По мнению Попова, популяризация бальных танцев и предоставление людям широкой возможности танцевать по-прежнему остается для нашей страны актуальной проблемой.

В последнее время в культурной жизни общества появился отрадный момент - все более заметное место начинают занимать балы, в том числе и проводимый в Москве Венский бал. Танцевальные события такого ранга дают людям самых разных возрастов возможность почувствовать радость танца.

Если заглянуть в далекое прошлое, то танцевальная культура занимала в российском обществе совсем иное место. В связи с этим Станислав Попов вспоминает Петровские ассамблеи. Понимая, что танцы - неотъемлемая часть общеевропейской культуры, Петр I заставил всех танцевать. Раньше этот пример Попов вместе со своими коллегами часто приводили в беседах с представителями идеологических органов, которые препятствовали развитию танцевальной культуры. Но даже и в те, советские, времена можно было найти позитивные примеры. Так в свое время министр обороны К. Ворошилов издал приказ, согласно которому во всех военных училищах начали преподавать танцы. Советский офицер должен был уметь танцевать, танцевали и в суворовских училищах. А сегодня трудно себе представить наших офицеров танцующими, поскольку общество опустило их на недостойный офицеров социальный уровень.

Бальные танцы - это всегда красиво. А поскольку в советское время красота была дозирована, она была особенно ценна. В новогоднюю ночь люди с нетерпением ждали после «Голубого огонька» в 4 утра не только программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», но и «Танцы, танцы». Появляясь на экранах телевизоров раз в год, программа становилась очень запоминающейся. Танцевальную пару Поповых зрители старшего возраста хорошо помнят не только по этой программе, но и благодаря их участию в многочисленных эстрадных концертах. Сегодня практика сборных концертов ушла, с сожалением замечает Попов. Но даже в тех, которые проходят, есть вокалисты, танцевальные коллективы, однако полностью отсутствуют на сцене танцевальные пары.

А что касается телевидения, то сегодня, по мнению Попова, манипулирование сознанием - вещь абсолютно очевидная и реальная. Телевидение не хочет транслировать показательные выступления с танцевальных турниров, зато появляются сомнительные реалити-шоу. Можно только сожалеть об уровне той основной массы, которая их смотрит. Все забыли о том, что телевидение должно нести воспитательную функцию и уж ни в коем случае не шокировать, не играть на пороках, предлагая неэстетичную продукцию. Именно этой идеей руководствовался Станислав Попов, когда в течение шести лет возглавлял жюри, ставшего популярным шоу «Танцы со звездами» на канале РТР. Его профессиональный и интеллигентный комментарий давал возможность миллионам зрителей лучше понять и полюбить красоту бальных танцев.

И еще один штрих к культуре танца, «подсмотренный» Поповым в США. В этой стране ни один пятизвездочный отель не строится без большого convention-центра, который может использоваться как бальный зал. Говоря «бальный», имеется в виду его предназначенность не для бала высокого статуса, а для танцев участников конференции по ее завершении. Это особая, бальная, форма общения. У нас в принципе нет таких залов, даже на уровне проектов гостиниц, поскольку этого нет в менталитете людей, от которых зависит разработка и принятие проектов. В лучшем случае имеется большое помещение под дискотеку, что тоже хорошо: проходя через определенный этап своего развития, молодежи нужно «наплясаться» от души, может быть, даже сломав мебель. Но все это должно быть в комбинации с другими возможностями, когда люди могут реализовать себя еще и в иной среде.

Общественный танец

Для чего люди танцуют? В одном из своих интервью Ханна Картунен, танцовщица мирового уровня, заметила, что нигде, кроме танцев она не получает такого удивительного ощущения перемещения в иное измерение, которое возникает у нее от полного единения с партнером. Так говорят чемпионы, но и любой человек, танцующий на любом уровне в итоге стремится к тому же. Только происходит это у него не на международном блестящем турнире, а в его частной жизни, важность которой для него первостепенна. «Танцуйте и будьте счастливы!» - говорит Станислав Попов. И многие встают на этот путь счастья, и получают его от достижения не только высшей цели, но и просто от свободы движения, от возможности слиться с музыкой, от повышения своей самооценки, приобретения красивой осанки и, конечно, общения. Общения мужчины и женщины, их совместного музыкального и танцевального действия, где проявляются лучшие качества человека.

По мнению Попова, бальные танцы - тот вид социальной активности, значимость которого в нашем обществе еще до конца не осознана. Яркий пример - дети. Если они начинают танцевать лет в 6-8, то в 11-12 уже сильно отличаются от сверстников и манерой общения, и постановкой корпуса. Существует не так много видов деятельности, где бы учили общаться мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин. Приводя на танцы детей, многие родители спустя какое-то время сами начинают танцевать, а потом бывает, что включаются и бабушки с дедушками. Получается, что на уровне физической культуры бальные танцы - самое массовое движение. Ведь далеко не все играют в футбол, а вот танцуют абсолютно все.

До появления шейка, брейка и им подобных танцы были парными. Во многом это объясняется произошедшими изменениями в социальном укладе. Сегодня у института семьи много проблем, люди все больше разделяются, и танцы тоже становятся другими. Но Станислав Попов не теряет надежды. что, когда люди «натрясутся» по отдельности, у них возникнет ностальгия по высоким человеческим отношениям, и они начнут сближаться. Может быть, они опять соединяться и станут счастливы.

Ведь бальные танцы - это идеальные отношения мужчины и женщины.

Танцуйте и будьте счастливы!

Приветствую Вас, о, Чемпионы! Сегодня я намерен внести ясность в некоторые понятия и наши головы! Кстати, моя голова не является исключением! Давненько я собирался поговорить о том, что говорил! Каламбур, но сейчас все станет на свои места. Собственно все сводится к тому, что в спортивных бальных танцах участниками являются танцоры, которые классифицируются по двум основным категориям, об одной из которых я хочу Вам сегодня рассказать. Нас интересует " классификация и категории танцоров в бальных танцах ".

Так вот, классификация № 1 – это уровень подготовки танцоров, а классификация № 2 – это возрастная группа танцоров. Я думаю объяснять необходимость существования таких классификаций нет смысла, ведь если представить что на паркет выйдет танцор, которому не исполнилось и семи лет, а в противовес станет танцор международного класса, то 100% победит… - дружба?!

Как по мне, то основной конечно является классификация по возрастной группе. Ведь если на паркете окажутся танцоры, одинаково подготовлены, но с возрастной разницей в 20 лет, понятное дело, что в этой ситуации победу принесет опыт. Хотя твердо настаивать на таком мнении тоже не стану, ведь всегда бывают исключения. И, тем не менее, в системе классов есть определенные правила, которые не обойти. Одним из таких правил является сам возраст танцора, который является ограничивающим фактором в повышении класса по уровню подготовки, но об этом я буду говорить в последующих статьях, а сегодня предлагаю Вашему вниманию рассмотреть понятие «Классификация и категории танцоров в бальных танцах ».

Исходя из того о чем мы с Вами только что говорили, следует вполне логический вывод о том, что классификация танцоров позволяет создать равноценную конкуренцию, благодаря которой можно более точно определить уровень подготовки танцора.

Итак, классификация танцоров по уровню подготовки. Эта классификация содержит такие категории :

«E» класс . Это спортивный класс, который является стартовым. Сам по себе «Е» класс это первый класс для танцоров, в котором проводятся соревнования. Этот класс тесно граничит с «Н» классом, который следует понимать как «начинающий» или «ноль-класс». Дело в том, что в «Н» класс соревнования не проводятся, а сам по себе «Н» класс делится на «Н-3», «Н-4», «Н-5» и «Н-6». Цифра в данном случае означает ограниченное количество танцев. Для «Н-3» - это: вальс, ча-ча-ча и полька. Для «Н-4» - это: ча-ча-ча, самба, вальс и джайв. Для «Н-5» - это: квикстеп, самба, ча-ча-ча, джайв и вальс. И последний «Н-6» - это класс, который дает начало «Е» классу.

Также основное отличие «Е» от «Н» класса в том, что в нем имеется деление на европейскую и латиноамериканскую программы. В первую входят квикстеп, медленный вальс и венский вальс, а во вторую – джайв, самба и ча-ча-ча.

«D» класс . Этот класс является второй ступенью на пути к чемпионству! Для того чтобы попасть в «D» класс танцорам необходимо набрать очки на предыдущих соревнованиях. «D» класс включает в себя уже не шесть (как «Е» класс), а восемь танцев, среди которых: медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп в Европейской программе, и самба, ча-ча-ча, румба, джайв в латиноамериканской программе. Также отличием «D» класса от «Е», является расширенное количество исполняемых элементов.

«C» класс. Этот класс отличается от предыдущих тем, что в нем разрешено исполнение хореографии не из базового списка фигур. Таким образом, танцоры, которые участвуют в соревнованиях по «С» классу имеют возможность приукрасить свое выступление фигурами, которые придают танцу довольно таки отличающий и красочный оттенок. Другими словами, начиная с «С» класса физкультура бального танца превращается в искусство!

С этого класса обычно начинается серьезная карьера танцоров, а Европейская и Латиноамериканская программы содержат по пять танцев. Европейская программа: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп. Латиноамериканская программа: самба, ча-ча-ча, румба, джайв и пасадобль. Начиная с «С» класса, танец становится для танцора больше чем увлечением.

После вышеперечисленных классов следуют B, A, S и M классы.

«B» класс. Для того чтобы перейти в «В» класс, танцоры должны в обязательном порядке выполнить программу десяти танцев в «С» классе, а уже после того, они могут определить свою дальнейшую карьеру в подходящей им Латиноамериканской или Европейской программах. Также это может быть «десятка» танцев. Отличительной чертой этого класса является то, что здесь танцоры получают возможность использовать в своих танцах позировки и разнообразные поддержки.

«A» класс . Это промежуточный класс между всем что было до «А» класса и международными «S» и «М» классами.

«S» класс . Присваивается решением Президиума национальной федерации по результатам национального Чемпионата или Первенства. Также «S» класс – это международный класс.

«M» класс. Это международный класс, который является высшим в танцевальном спорте. Это класс к которому стремятся все танцоры для которых бальный танец стал жизнью.

Очень часто Вы можете встретить такой термин как «Hobby» класс. В этом классе принимают участие начинающие взрослые танцоры, которые желают танцевать большее количество танцев и с большим набором движений, чем дети-начинающие. Как правило, организаторы соревнований в этом классе вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам, да и вообще, такой «Hobby» класс имеет полуофициальный статус. Это самый первый, стартовый класс, в котором разрешено исполнять лишь четыре танца: квикстеп, джайв, медленный вальс и ча-ча-ча. При этом танцорам недоступно все многообразие движений этих танцев, а разрешены лишь самые основные движения.

Хочу обратить Ваше внимание на такое понятие как «танцевальный класс пары » Этот термин применяется к вновь созданной танцевальной паре и что самое важное и интересное – определяется по классу партнера! Возможно сегодня некоторые из Вас начнут вспоминать такие заумные слова как гендер или гендерная политика(!), но тем не менее на сегодня это жесткое правило. Хотя не все так плохо как кажется на первый взгляд. Если класс партнёрши выше класса партнёра на два и более, то пара может быть допущена до соревнования, проводимого между парами, класс которых на один класс выше, чем класс такого партнёра. А если пара набирает половину или более очков для перехода в следующий класс, любому из партнеров, чей класс ниже, присваивается более высокий класс второго партнера. Причем это обязательное правило и обсуждению оно не подлежит!

Танцорам, которые набрали необходимое количество очков, присваивается новый, очередной класс. До «В» класса очки по латине и стандарту набираются вместе и затем суммируются в одно, а вот начиная с «В» класса – отдельно. S и М классы присваиваются не только по набранным очкам, но и по успешному выступлению, решением Президиума национальной федерации по результатам национального Чемпионата или Первенства.

Вот собственно и все, если вкратце пробежаться по основным моментам классификации уровня подготовки танцоров !

Услышав словосочетания «бальные танцы», многие представляют себе роскошные платья, изысканные мужские фраки и тихую классическую музыку. Все потому, что слово «бал» ассоциируется с торжественными королевскими событиями и мероприятиями, о которых мы читали еще в детских сказках.

На самом же деле, «бальными» начали называть светские, непрофессиональные, парные танцы, которые возникли еще в средневековье в Европе. За всю свою историю они претерпели существенные изменения, и каждая эпоха вкладывала в них свои особенности и специфические черты.

В 20 веке бальные танцы складывались из европейских, в которые были внесены элементы латиноамериканской и африканской культуры. На самом деле, большая часть современных бальных направлений имеют настоящие африканские «корни», которые были «отполированы» европейскими мастерами и танцевальными школами.

Разделение бальных танцев и новинки, ставшие популярными

В двадцатых годах 19 века при английском Императорском обществе возник особый Совет, который должен был заниматься конкретно бальными танцами. Целью специалистов было - стандартизировать все имеющиеся на тот момент направления, такие как:
  • фокстрот (быстрый и медленный);
  • вальс;
  • танго.
Именно в тот момент все бальные танца были разделены на два противоположных по стилю направления - social dance и популярные ныне - спортивные. Уже к 50-м годам число танцевальных направлений, господствующих в Европе, существенно увеличилось. Люди узнали о зажигательных, фестивальных латиноамериканских танцах, которые, несмотря на свою специфику, были приняты обществом и по праву стали считаться «бальными». Европейцы оценили: джайв, самбу, пасадобль, румбу, ча-ча-ча.

В наши дни, ежегодно, проводятся тысячи крупных и небольших соревнований по классическим спортивным танцам . В большинстве случаев, они делятся на три программы - латиноамериканскую, европейскую, и «десятку».

Все, что нужно знать о бальных танцах

Первая особенность бальных танцев - это то, что все они являются парными, и представляют собой, своего рода, «общение» между дамой и кавалером. Причем партнеры должны точно соблюдать все допустимые точки контакта, чтобы по-настоящему слиться в превосходном, красивом, чарующем взгляд, танце. Техники, разрабатываемые годами, были доведены до идеального баланса, чтобы танец был не просто движениями под музыку, а совокупностью гармоничных па, создающих идеальный ансамбль.

Если говорить о контактах, то латиноамериканские танцы отличаются большей свободой движений, а партнеры основную часть времени соприкасаются только руками. В некоторых моментах контакт теряется полностью, а иногда усиливается, во время исполнения специальных фигур.

В современном мире популярность бальных танцев значительно снизилась, за счет того, что их исполнение требует особых навыков и изнурительных тренировок, для постоянного поддержания формы.

В шестидесятых годах 20 века появился твист, популярность которого стала «началом конца» для парных стилей танца. Танго , вальс, фокстрот практически канули в лета и перестали служить способом развлечения для широких масс людей.

Без сомнений, говорить о бальных танцах как об одном направлении, неправильно - каждый из них имеет свои особенности, которые заслуживают отдельного внимания. Но бесспорно, самыми гармоничными и яркими являются два танца - танго и фокстрот. В один период времени им удалось охватить сразу несколько континентов, и по сей день они остаются популярными и любимыми направлениями миллионов людей по всему миру.

Танго

Этот стиль появился в африканских сообществах, проживавших в Буэнос-Айресе, и был основан на древних танцевальных движениях, придуманных жителями самого жаркого континента.

В Европу его «привезли» гастролирующие оркестры и танцоры, а впервые он был исполнен в столице Франции - Париже и только после этого «пошел» в Берлин, Лондон и другие города.

В 1913 году танец стал популярен в Финляндии, США и множестве других стран.

В период «Большой депрессии» был настоящий «золотой век» танго - в это время создавалось множество ансамблей, в состав которых входили обычные люди, ставшие со временем настоящими звездами.

В 83 году 20 века, в Нью-Йорке было создано шоу Forever Tango, после показов которого люди по всему миру начали ходить на уроки, дабы освоить это прекрасное, ритмичное и страстное направление.

Фокстрот

Существует ошибочное мнение, что своим названием этот танец обязан английскому слову «foxtrot», которое в переводе означает «лисья походка», однако, на самом деле, название пошло от фамилии человека, который стал родоначальником стиля - Гарри Фокса.

Появившийся в США в 1912 году, фокстрот сразу после Первой мировой войны, завоевал сердца европейцев.

Особенностью этого танца стала «невесомость» шагов, придававшая всем движениям особую легкость и воздушность. Пожалуй, больше ни одно «бальное» направление не может похвастаться тем, что партнеры, в процессе, становятся буквально одним целым, сливаются в идеальный организм.

Классификация бальных танцев

Все бальные спортивные танцы делятся на две основные программы - латиноамериканскую и европейскую. Каждое из направлений имеет определенные нормы, правила и темп, которым необходимо следовать.

Латиноамериканская включает в себя такие стили как:

  • ча-ча-ча (от 30 до 32 тактов в мин.);
  • джайв (от 42 до 44 тактов в мин.);
  • пасодобль (от 60 до 62 тактов в мин.);
  • румба (от 25 до 27 тактов в мин.);
  • самба (от 50 до 52 тактов в мин.).
В европейскую входят:
  • танго (от 31 до 33 тактов в мин.);
  • медленный вальс (от 28 до 30 тактов в мин.);
  • квикстеп (от 50 до 52 тактов в мин.);
  • медленный фокстрот (от 28 до 30 тактов в мин.);
  • венский вальс (от 58 до 60 тактов в мин.).
В наши дни, европейские бальные танцы вряд ли можно встретить на вечеринках в ночных клубах. Чаще всего их исполняют на соревнованиях и торжественных мероприятиях, а вот латиноамериканское направление достаточно популярно среди молодежи.

История становления спортивных бальных танцев как самостоятельного вида искусства берет отсчет еще с прошлого столетия, хотя предпосылки к их созданию были уже веком ранее. Сегодня спортивные бальные танцы – это не просто искусство, а стиль жизни огромного количества людей во всем мире: от танцоров-любителей до профессионалов международного класса. Так в чем же особенность и притягательность бальных танцев?

Латиноамериканская программа отличается от Европейской не только костюмами, но и подачей. Танцы в Латине более страстные, экспрессивные, энергичные и зажигательные в отличие от размеренного, порой плавного, но не менее чувственного Стандарта. Обе программы прекрасно дополняют друг друга, поэтому одинаково интересно наблюдать за исполнением всех десяти танцев. Что касается костюмов для выступления, то, начиная с категории Ю-2, Европейскую программу танцев партнерши исполняют в длинных пышных платьях (подобно тем, что одевали на балы дамы в XIX веке), дополненные струящимися крыльями на руках и запястьях и легкими шарфами, декорированных различными украшениями в виде страз, перьев, стекляруса и т.п. Мужской костюм для Стандарта – это фрачная брюки, фрачная рубашка, фрак (можно смокинг или жилет), также образ дополняется такими аксессуарами, как запонки, пуговицы, воротнички, подтяжки и платок для фрака. Латиноамериканская программа более свободная и дает больший простор фантазии. Здесь у партнерш открытые, хорошо облегающие фигуру наряды, чаще всего ассиметричные с разными моделями юбок, также обильно украшенные стразами, перьями и другими декоративными элементами. У мужчин также более свободный стиль - брюки (они могут быть более расклешенными по сравнению со Стандартом) и латинская открытая рубашка-боди (водолазка, пиджак, туника), также украшенная декоративными элементами. Стоит отметить, что и обувь для Латинской и Европейской программ разная, как у партнеров, так и у партнерш.

Так уж исторически сложилось, что танец стал неотъемлемой частью жизни людей. У кого-то это проявляется в большей степени, у кого-то в меньшей. Но факт в том, что именно любовь к танцам, их зрелищность в совокупности с мастерством танцоров и чарующей музыкой и эффектные сногсшибательные костюмы заставляют миллионы людей по всему миру обожать танцевальный спорт и следить за всем, что в нем происходит.

error: Content is protected !!