Книжная лавка Смирдина. Пушкину. Книжная лавка смирдина Смотреть что такое "Смирдин, Александр Филиппович" в других словарях

Смирдин , Александр Филиппович , известный книгопродавец-издатель, род. в Москве 21 января 1795 г., умер в Петербурге 16 сентября 1857 г. Тринадцати лет Смирдин определился «мальчиком» в книжную лавку московского книгопродавца П.А. Ильина, а затем служил приказчиком в книжном магазине Ширяева, раньше в Москве. В 1817 г. перешел на службу к петербургскому книгопродавцу П.А. Плавильщикову, который оказывал ему безграничное доверие и вскоре поручил ему ведение всех своих дел. В 1825 г. Плавильщиков умер. Оставленное им завещание предоставляло Смирдину прав, за его службу, купить весь товар книжного магазина, библиотеку и типографию по той цене, по какой он захочет, но глубоко честный Смирдин не воспользовался этим правом, а сделал вызов всех книгопродавцев для оценки имущества Плавильщикова и сам назначил цену выше всех. С этого времени начинается самостоятельная книгопродавческая и вместе с тем издательская деятельность Смирдина (первым его изданием был «Иван Выжигин» Булгарина). Вскоре Смирдин расширил торговлю, переехал из Гостиного двора к Синему мосту, а затем и на Невский проспект, в дом Петропавловской церкви. В это время он был уже в близком знакомстве со многими современными писателями, и на праздновании им новоселья присутствовали Жуковский, Пушкин, Крылов и другие писатели. В память этого праздника был издан сборник «Новоселье» (1833 г.), составленный из произведений гостей на новоселье.

Плодом продолжительной и неутомимой издательской деятельности Смирдина является длинный ряд самых разнообразных изданий: научных книг, учебников, произведений изящной литературы. Смирдин ихдал произведения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Крылова и друг., а также некоторых таких писателей, которые, может быть, не были бы никогда изданы, не будь Смирдина. Всего Смирдин издал больше, чем на три миллиона рублей. В 1834 г. он основал журнал «Библиотека для чтения», явившийся самым распространенным журналом своего времени и положивший собою начало так называемым «толстым» журналам; щедрость Смирдина в отношении гонорара привлекла к участию в его журнале лучших современных писателей. Отношение современных писателей к Смирдину носило характер душевной дружбы. Ценя в нем начитанного и образованного во многих отношениях человека, почти все известные писатели его времени постоянно навещали его, проводя целые часы в беседе с ним. Со своей стороны Смирдин, преданный интересам литературы, относился с замечательным радушием к ее представителям и не упускал случая оказать им ту или иную услугу. Каждое хорошее сочинение находило в нем издателя; каждый начинающий талант мог рассчитывать на его поддержку. Довольно продолжительное время издания Смирдина широко распространялись и предприятие его шло успешно, но затем дела его пошатнулись. Причиной этого была его излишняя доверчивость и бескорыстие в торговых оборотах, а больше всего его необычайная щедрость а оплате литературного труда. Так, Пушкину он платил за каждую строчку стихов «по червонцу», а за помещенное в «Библиотеке для чтения» 1834 г. стихотворение «Гусар» заплатил 1200 рублей; Крылову за право издания его басен в количестве сорока тысяч экземпляров Смирдин уплатил 40.000 рублей (ассигнациями). В конце концов он потерял весь накопленный им капитал и пришел к полному разорению. Он был принужден постепенно сокращать, а затем и совершенно прекратить свою книжную торговлю. Обремененный тяжелыми долгами, он терял надежды и прибегал к самым разорительным для себя средствам, затевая то одно, то другое предприятие. В этот период Смирдин затеял, между прочим, издавать сочинения русских писателей, начиная с Ломоносова, Тредьяковского и т. д. в возможной полноте, но в возможно небольшом формате и убористым шрифтом, с тем, чтобы иметь возможность продавать каждый том по дешевой цене. Поддержка правительства, которое разрешило Смирдину устроить в свою пользу лотерею из книг, не спасла его, и он был объявлен несостоятельным должником. Последнее время своей жизни он провел в совершенной нищете. После его смерти петербургскими книгопродавцами был издан «Сборник литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина», в пользу его семейства и на постановку на его могиле памятника. Похоронен Смирдин на Волковом кладбище. Кроме «Библиотеки для чтения» Смирдин с 1838 г. издавал, под редакцией Полевого и Греча, «Сын отечества». Библиография была любимым занятием Смирдина. При его ближайшем содействии Анастасевичем была составлена «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина» (1828–1832 гг.), долгое время служившая единственной справочной книгой по русской библиографии; до самых последних дней жизни Смирдин не переставал составлять дополнения к этой библиографии. Главная заслуга Смирдина, всю жизнь посвятившего бескорыстному служению книжному дела, заключается в удешевлении книг, в достойной оценке литературных произведений, как капитала, и в укреплении прочной связи между литературой и книготорговлей. Его деятельность сыграла значительную роль в истории русского просвещения.

В. Греков (Русский биографический словарь. – СПб.: Тип. В. Демакова, 1904. – Т. : Сабанеев – Смыслов. – С. 646-647)

Среди целого ряда имен людей, внесших достойный вклад в историю нашей страны, особо выделяется имя выдающегося человека - издателя и распространителя книг, время жизни и деятельности которого приходится на один из самых ярких периодов нашей истории - первую половину ХIХ века .

Смирдин Александр Филиппович (1785 - 1857)

Имя Смирдина А. Ф. весомо вошло в литературный быт первой половины ХIХ века. В. Г. Белинский полушутя-полусерьезно в 1834 году в своих рассуждениях о четырех периодах русской словесности писал: "…остается упомянуть еще о пятом, … который можно и должно назвать смирдинским … ибо А. Ф. Смирдин является главой и распорядителем сего периода".

"Смирдинский период" в истории развития книжного дела в стране, совпал с "золотым веком" русской литературы В. Г. Белинский посвятил ему несколько больших статей, о нем писали и говорили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А.Крылов, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский и многие другие писатели и критики.

Он родился в Москве, в семье мелкого торговца полотном. Отец не смог обеспечить сыну образования по недостатку средств и отдал "мальчиком" в лавку московского книгопродавца Ильина. За короткое время он добился положения приказчика. Во время Отечественной войны 1812 года ему не удается поступить в московское ополчение, несмотря на горячее патриотическое желание, и он, с большими опасностями, пешком, добирается до Петербурга, где знакомится с известным книгопродавцом Василием Плавильщиковым. Эта встреча определила дальнейшую судьбу Смирдина. В 1817 году Плавильщиков приглашает его на должность главного приказчика своей книжной торговли. Своей честностью, преданностью и любовью к книге Смирдин настолько располагает к себе Плавильщикова, что тот оставляет духовное завещание, по которому предоставляет Смирдину за его честную службу право купить весь книжный товар и библиотеку по той цене, по которой ему будет угодно. На самом деле все было не так просто. Книжная торговля и библиотека Плавильщикова были обременены долгами, и только доброе имя Смирдина, вызвавшее доверие у кредиторов, помогло стать ему хозяином предприятия без копейки денег. Смирдин был талантлив, с практической, чисто народной смекалкой, которая и была его основным капиталом. В 1829 году он выпускает свое первое самостоятельное издание - роман Ф. Булгарина "Иван Иванович Выжигин", который приносит материальный успех, и переезжает в роскошное помещение на Невском проспекте. Здесь разместилась обширная библиотека для чтения и книжная лавка, которая вскоре превратилась в модный литературный салон Петербурга.

Открытие и дальнейшая деятельность книжной лавки и библиотеки А. Ф. Смирдина сыграли особую роль в развитии литературы и книжного дела. На новоселье А. Ф. Смирдин пригласил весь литературный свет того времени. Ему хотелось объединить все художественные, литературные силы, и первым опытом стали, вышедшие один за другим, два сборника "Новоселье". В них вошли произведения, которые в качестве подарка гости преподнесли хозяину. Среди авторов сборников люди известные и знаменитые - В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, Д. И. Языков, Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч и ряд других имен.

Но объединение под одной обложкой столь разных представителей литературного общества того времени не могло означать объединения идейного и личного. Это был период литературного противостояния, когда остро проявился антагонизм, существовавший между различными лагерями литературы.

Очень характерно описан Н. Гречем инцидент, произошедший на праздновании новоселья книжной лавки Смирдина: "Нам с Булгариным довелось сидеть так, что между нами сидел цензор Василий Николаевич Семенов, старый лицеист, почти однокашник Александра Сергеевича. Пушкин на этот раз был как-то, особенно в ударе, болтал без умолку, острил преловко и хохотал до упаду. Вдруг, заметив, что Семенов сидит между нами, двумя журналистами… крикнул с противоположной стороны стола, обращаясь к Семенову: "Ты, брат Семенов, сегодня словно Христос на горе Голгофе". Слова эти были тотчас всеми поняты. Я хохотал, разумеется, громче всех…". Вряд ли этот смех был искренним. Христос был распят на горе Голгофе между двумя разбойниками.

Оба сборника попали в таганрогскую библиотеку с первых дней ее открытия, о чем свидетельствуют штампы на книгах - (Таганрогская общественная библиотека), (Таганрогская городская библиотека), (Донская окружная Центральная библиотека имени А.П.Чехова), (Центральная библиотека Читальня имени А. П.Чехова), (Библиотека имени А. П. Чехова. Книгохранилище). Эти штампы соответствуют периоду с 1876 года до середины ХХ века.

Смирдин искренне, до самозабвения любил художников слова, невзирая на их идейную и литературную принадлежность, и со всем своим просто-душием и наивностью пытался объединить русскую литературу, всех писателей. Издание сборников Новоселье, журналов "Библиотека для чтения", "Сын Отечества" и другие его предприятия свидетельствуют о попытке примирения творческих, талантливых людей того времени.

Надежды Александра Филипповича не оправдались. Пропасть между противоположными лагерями литературы становилась все глубже .

Особо следует упомянуть о роли А. Ф. Смирдина в истории развития журналистики. Издание журнала "Библиотека для чтения", о котором В. Г. Белинский говорил, как о новой эпохе в русской литературе, способствовало укреплению прочных связей между литераторами и книготорговлей. До того времени журналистика была уделом узкого круга любителей, издания же Смирдина стали доступны и интересны для общества. Он первым стал оплачивать литературный труд, который в то время считался развлечением, и оценивал его необычайно щедро. За издание басен он заплатил И. Крылову 40 тысяч рублей ассигнациями, за каждую поэтическую строку А. Пушкина платил по "червонцу", а за стихотворение "Гусар", напечатанное в журнале "Библиотека для чтения", выплатил ему 1200 рублей. Это были очень большие деньги для того времени. В 1934 году Смирдин А. Ф. впервые заключает с А. С. Пушкиным условие о монопольном праве на издание его произведений.

Издание журнала "Библиотека для чтения" для А. Ф. Смирдина стало продолжением его намерений по привлечению и объединению лучших литературных сил. На его страницах впервые были напечатаны блистательные произведения. Номера журнала "Библиотека для чтения" с 1834 года хранятся в фондах библиотеки и представляют прижизненные издания произведений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. И. Козлова, М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, Ф. В. Булгарина, А. А. Марлинского. Н. В. Гоголя, Е. А. Баратынского, Н. В. Кукольника, Н. И. Греча, В. И. Григоровича, Д. В. Давыдова, М. Н. Загоскина, И. А. Крылова, В. Ф. Одоевского, В. И. Панаева, И. А. Плетнева, М. П. Погодина, А. А. Погорельского, Н. А. Полевого и других авторов.

Не думая и не заботясь о себе, Смирдин смело пускался в любое издательское предприятие, если видел в нем пользу любимой им литературе. Еще одной его заслугой стало издание сочинений русских классиков и современных писателей не только качественно и красиво, но и по доступной для

В 1840 году Смирдин А. Ф. начинает издание Полного собрания сочинений русских авторов, о котором современники говорили, как о значительном достижении, важнейшем событии в литературной жизни страны. Не потеряло это издание своего исторического значения и сегодня.

Книги этой серии также представлены в библиотеке.


Отношение писателей-современников к Смирдину носило характер задушевной дружбы. Его постоянно навещают, проводят часы в беседах. Со своей стороны Смирдин относился к ним с замечательным радушием и постоянно оказывает различные услуги. В то же время эти взаимоотношения бывали самыми противоположными: от обожания, уважения, любви, подобострастия, до раздражительного недовольства, оскорбительного отношения и использования. Ему приходилось сталкиваться с откровенным обманом, беззастенчивым грабежом, склоками и интригами.

Самые благие намерения А. Ф. Смирдина рушились под давлением личных амбиций, меркантильных интересов окружавших его литераторов - Ф. В. Булкарина, О. И. Сенковского, Н. И. Греча, П. П. Свиньина и других. Они откровенно дискредитировали прогрессивные начинания издателя, затягивали в свои сети, фактически пользовались его карманом.

Н. В. Кукольник обижается на то, что Смирдин его не ценит, в то время как он один из самых издаваемых писателей, а в журнале "Библиотека для чтения" - постоянный автор.

Любимец Смирдина А. С. Пушкин, произведения которого всегда очень щедро им оплачивались по первому требованию, мечтает о собственном издании: "Смирдин уже предлагает мне 15000 чтоб я от своего предприятия отступился и стал бы снова сотрудником его Библиотеки. Но хотя это было бы и выгодно, но не могу на то согласиться. Но Сенковский такая бестия, а Смирдин такая дура, что с ними связываться невозможно".

Еще в период расцвета Смирдина А. Никитенко писал в своем дневнике: "Смирдин истинно добрый и честный человек, но он мало образован и, что всего хуже для него, не имеет характера. Наши литераторы владеют его карманом, как арендою. Он может разориться по их милости. Это было бы настоящим несчастьем для нашей литературы".

Смирдин продолжает оставаться верным себе. С начала 1839 года он предпринимает очередную попытку объединения всех русских литераторов и приступает к изданию "Сто русских литераторов". Это неслыханное по роскоши издание с гравированными портретами и иллюстрациями - образец типографского искусства того времени. "…я заказал лучшим художникам в Англии выгравировать и отпечатать портреты и картинки к изданию…" - писал А. Ф. Смирдин в обращении "От издателя".

Несмотря на уже приобретенный опыт, издательский размах, вместо объединения всех русских литераторов получилось ужасающее по безвкусице соседство - Пушкин - Булгарин, Крылов - Марков, Зотов - Денис Давыдов. Смирдин стал жертвой неосуществимости своей идеи - на третьем томе издание завершилось. С этого времени и до самой смерти для издателя наступил период борьбы с разорением и крахом.

Политический и экономический кризис, начавшийся в 20-е годы, не мог не сказаться на литературных событиях, также как и на его деятельности. В то время на смену устаревшей литературной школы, которую представляли Сенковский, Греч, Булгарин, Полевой, Загоскин приходит торжество новой "натуральной школы". Пушкин, Лермонтов, Гоголь, в дальнейшем Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Григорович, Некрасов овладели умами и вкусами читателей. Смирдин же продолжал печатать отживающих литераторов, отставных беллетристов, к которым читательский интерес с каждым днем падал. Все попытки избежать разорения только оттягивали его на некоторое время. В 1845 году он прекращает книжную торговлю, но еще пытается продолжать издание книг. Это его поддерживало еще несколько лет. Одержимый любовью к книге, он жил сознанием, что еще приносит пользу отечественной литературе. Умер он в 1857 году. В "Северной пчеле" сообщалось, что похороны были более чем скромными, на них не пришли даже те, кто так многим были обязаны этому человеку.

Литература

  • Смирнов-Сокольский Ник. Книжная лавка А. Ф. Смирдина: К 100-летию со дня смерти издателя-книгопродавца

А. Ф. Смирдина. 1785-1857-1957/ Ник. Смирнов-Сокольский - М.: Изд-во ВКП, 1957. - 80 с.

  • Энциклопедический словарь братьев А. и И. Гранат
  • Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Ю. ЗАКРЕВСКИЙ, кинорежиссер и книголюб.

Портрет А. С. Пушкина (акварель 20,5x17 см). 1831 год. Художник неизвестен.

Книгоиздатель и библиофил Александр Федорович Смирдин. Портрет середины XIX века.

В. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной. 1842 год.

Титульный лист альманаха "Новоселье" с изображением Лавки Смирдина, расположенной на Невском проспекте рядом с лютеранской церковью.

А. П. Брюллов. "Обед по поводу открытия нового книжного магазина Смирдина". 1832-1833 годы.

А. П. Сапожников "В книжной лавке А. Ф. Смирдина".

На акварели Н. Г. Чернецова - С.-Петербург, академия художеств. 1826 год.

Заглавный лист первого номера журнала "Библиотека для чтения".

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием животворили,
Не говори с печалию: их нет!
Но с благодарностию: б ы л и.
В. Жуковский

С.-Петербург, Набережная Мойки, дом 12. Январь 1837 года. На втором этаже лежит тяжело раненный Александр Пушкин. У постели врачи - Спасский и Даль, друзья - Вяземский, Данзас, Жуковский, Арендт, Загряжская. В соседней комнате жена и дети - их Пушкин не хотел тревожить. Лестница и передняя полны народу, людей всех состояний.

Умирающего мучает боль и еще более - тоска предсмертная. За несколько минут до кончины попытался подняться. "Мне пригрезилось, что я с тобой лезу вверх по этим книгам и полкам!", - вспоминает Жуковский слова поэта. Очень может быть, что прощался Пушкин и с друзьями-книгами. Не дописал, не дочитал, не вернул книги в библиотеку... На каждой - наклейка: "Из библиотеки А. Смирдина. Желающим пользоваться благоволят подписаться и платить: за целый год - 30 руб., а с журналами сверх того - 20 руб.". Пушкин был ее завсегдатаем, хотя и подсмеивался над хозяином:

К Смирдину как ни придешь,
Ничего не купишь,
Иль Сенковского найдешь,
Иль в Булгарина наступишь.

Александр Филиппович Смирдин боготворил поэта, а тот отшучивался:

Смирдин меня в беду поверг,
У торгаша семь пятниц на неделе,
Его четверг на самом деле
Есть "после дождичка в четверг".

Чем же досадил Пушкину этот "торгаш"? Уплатил за стихи чуть позже срока? Так ведь и поэт не раз бывал у него в долгу.

Кто же такой А. Ф. Смирдин?

Он немного старше Пушкина (родился в 1795 году), но детство его тоже протекало в Москве. Не принадлежал к дворянскому сословию, с пятнадцати лет служил в книжной лавке. Товар был пестрый: от "Истории Ваньки Каина" и "Повести английского милорда" до журналов "Трутень", "Адская почта", "Северная пчела", "Полезное и приятное", "И то и сио"... Будущий писатель Стендаль, очутившись вместе с наполеоновской армией в Москве, был поражен обилием книг. А Саше Смирдину вместе с друзьями пришлось спасать их от пожаров. Хотел вступить в ополчение - не взяли, да и враг уже "убрался восвояси". Поздней осенью 1812 года направился в Петербург. Раньше там не бывал, но знал о Северной Пальмире немало - из книг и журналов.

Маститым петербургским книгопродавцом и издателем слыл тогда Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823). Вместе с братом он арендовал с начала XIX века Театральную типографию, расширил торговлю, создал при магазине библиотеку. Бывал у них и лицеист Пушкин, в одном из первых стихотворений он записал:

Виргилий, Тасс с Гомером,
Все вместе предстоят.
Здесь Озеров с Расином,
Руссо и Карамзин,
С Мольером-исполином
Фонвизин и Княжнин.
Ты здесь, лентяй беспечный,
Мудрец чистосердечный,
Ванюша Лафонтен.

Конечно же Саше Смирдину возмечталось работать у Плавильщикова. И тот взял его по рекомендации книготорговца П. Ильина, как знающего книжника, в приказчики, а потом сделал и управляющим магазином.

"С лица был он человек постоянно серьезный, сосредоточенный, чрезвычайно привязанный к своему делу и трудолюбивый до смешного", - писал о Смирдине один из его современников. В магазин и в библиотеку захаживали чуть ли не все литераторы, историки, художники. Привлекали их не только книги, но и честный, обходительный, стремящийся к просвещению приказчик. Крылов и Карамзин, Жуковский и Батюшков, Федор Глинка и Карл Брюллов впоследствии стали его друзьями. А Плавильщиков, завещая приказчику свою торговлю, за небольшую сумму продал ему библиотеку. Правда, оставил после себя и немалые долги: около трех миллионов рублей ассигнация ми пришлось выплачивать Смирдину, чтобы сохранить книжный магазин у Синего моста.

Шел 1823 год. Над Россией, "от хладных финских вод до пламенной Колхиды", всходило "солнце Пушкина". Из южного изгнания поэт прислал поэму - называли ее то "Ключ", то "Фонтан". Поэма расходилась в списках, а вскоре была издана с рисунком на титуле. Получив книжицу, Пушкин написал другу Вяземскому: "...Начинаю почитать наших книгопродавцов и думать, что наше ремесло, право, не хуже других".

Очевидная в том заслуга издателей братьев Глазуновых, Ширяева и Смирдина. На сочинениях Державина и Капниста, на прекрасно иллюстрированных баснях Крылова появилась марка фирмы: "Издано иждивением А. Ф. Смирдина". Тогда же он был "записан в с.-петербургское купечество".

Возник своеобразный "почерк Смирдина" - добротность и прекрасны й вкус издателя. Содружество писателей и поэтов со Смирдиным гарантировало, что книга будет быстро распродана и труд автора достойно оплачен. Особенная щедрость издателя проявлялась по отношению к произведениям Пушкина: он прекрасно понимал желание поэта жить за счет литературного труда. Смирдин одним из первых осознал огромное значение творчества поэта для духовной жизни России. Потому и стал добровольным посредником между "Творцом" и "Народом". В 1827 году за немалую по тому времени сумму - 20 тысяч - он покупает у Пушкина три поэмы. Платит независимо от того, как они будут распроданы. Поэмы издавал отдельными книжками с иллюстрациями. В "Руслане и Людмиле" впервые появляется портрет поэта работы Ореста Кипренского. Чуть позже у Смирдина же выходят "Борис Годунов", "Повести Белкина" и семь глав "Евгения Онегина".

Но Пушкин далеко не всем доволен. Возмущался, например, тем, что Смирдин издавал О. Сенковского и Ф. Булгарина. На отношения поэта к издателю позже, возможно, влияла и Наталья Николаевна. Авдотья Панаева в "Воспоминаниях" (издательство "Academia", 1929 г.) приводит по этому поводу рассказ самого Смирдина:

"- Характерная-с, дама-с. Мне раз случилось говорить с ней. Я пришел к Александру Сергеевичу за рукописью и принес деньги; он поставил мне условием, чтобы я всегда платил золотом, потому что их супруга, кроме золота, не желает брать других денег. Александр Сергеевич мне и говорит: "Идите к ней, она хочет сама вас видеть". Я же не смею переступить порога, потому вижу даму, стоящую у трюмо, а горничная шнурует ей атласный корсет.

Я вас для того позвала к себе, чтобы вам объявить, что вы не получите от меня рукописи, пока не принесете сто золотых вместо пятидесяти... Прощайте!

Все это проговорила скоро, не поворачивая ко мне головы, а смотрясь в зеркало... Я поклонился, пошел к Александру Сергеевичу, и они сказали мне:

Нечего делать, надо вам ублажить мою жену, ей понадобилось заказать новое бальное платье".

В тот же день требуемые деньги Смирдин принес.

Новоселье

В 1832 году смирдинская "Лавка" и библиотека переехали на Невский проспект (рядом с лютеранской церковью). Только за наем бельэтажа было уплачено 12 тысяч ассигнациями. Роскошный по тому времени магазин все восприняли как невиданный скачок в истории русской книжной торговли.

Перед открытием магазина "Северная пчела" сообщала: "А. Ф. Смирдин, снискавший уважение всех благомысленных литераторов честностью в делах и благородным стремлением к успехам литературы и любовь публики.., захотел дать приличный приют русскому уму и основал книжный магазин, какого еще не бывало в России... Книги покойного Плавильщикова обрели наконец теплый магазин... русская наша литература вошла в честь". Прежде книжная торговля происходила под открытым небом или в помещениях неотапливаемых. Смирдин переселил ее "из подвалов в чертоги".

Его отношение к литературе тем удивительнее, что сам он не был широко образованным человеком, даже в грамоте не слишком силен. Но приказчики у него обладали библиографическими знаниями, с ним водили дружбу библиофилы Ножевщиков и Цветаев, переводчик и поэт Василий Анастасевич - при его участии впоследствии была составлена так называемая "Роспись", то есть каталог смирдинского собрания. Четыре томика этой Росписи сохранились до наших дней в Русском фонде питерской Публички.

Торжественное открытие магазина и библиотеки состоялось 19 февраля 1832 года. В большом зале перед массивными шкафами, заполненными красивыми фолиантами, накрыли обеденный стол. Собралось около ста гостей. Потом "Северная пчела" обнародовала их фамилии со своим комментарием: "Любопытно и забавно было видеть здесь представителей веков минувших, истекающего и наступающего; видеть журнальных противников, выражающих друг другу чувства уважения и приязни, критиков и раскритикованных..." На председательском месте - библиотекарь и баснописец Крылов, рядом - Жуковский и Пушкин, с другой стороны - Греч и Гоголь, чуть в стороне - смиренно склонивший голову Смирдин. Так запечатлел их художник А. П. Брюллов на эскизе титульного листа альманаха "Новоселье" (1832-1833).

Почтенный ветеран поэзии граф Д. И. Хвостов прочел хозяину стихи:

Угодник русских муз,
свой празднуй юбилей,
Гостям шампанское
для новоселья лей;
Ты нам Державина,
Карамзина из гроба
К бессмертной жизни вновь воззвал.

Наконец в бокалах запенилось шампанское и прозвучал тост во здравие государя императора. Потом - за хозяина. Пили и за его гостей-друзей. "Веселость, откровенность, остроумие и безусловное братство одушевили сие торжество", - вспоминал Греч. Уютная "лавка Смирдина" очень скоро стала местом встреч петербургских литераторов - прародительницей писательских клубов.

На этом же торжественном обеде было решено общими трудами создать альманах. Придумали название - "Новоселье" - и попросили Смирдина его возглавить. В первый номер альманаха вошли кроме стихов и очерков драматический опус историка Погодина и часть гоголевского "Миргорода". "Новоселье" выходило вплоть до 1839 года.

Журналы Смирдина

В это же время Смирдин стал издавать журнал "Библиотека для чтения". Его критиковали за "пестроту" содержания, но многим именно пестротой он и нравился - число подписчиков быстро достигло пяти тысяч.

Смирдинский журнал назван, может быть, и неудачно - "Библиотека для чтения" (а для чего же существуют библиотеки, если не для чтения?), но его разнообразные разделы: "Стихотворения и проза", "Иностранная словесность", "Науки и художества", "Промышленность и сельское хозяйство", "Критика", "Литературная летопись", "Смесь" - неизменно присутствовали во всех номерах (добавлялась временами только "Мода" с раскрашенными картинками; увеличился и объем: с 18 до 24 печатных листов).

По примеру "Библиотеки" и "Отечественных записок" издавались потом пушкинский и некрасовский "Современник" да и наши "толстые" журналы.

Принимал ли Пушкин непосредственное участие в издательской деятельности Смирдина, неизвестно, но без взаимных советов, видимо, не обходилось.

Серьезнейшей реформой Смирдина можно считать снижение цен на книги и журналы за счет увеличения их тиража. В 1838 году А. Ф. Смирдин предпринял издание произведений современных ему писателей - "Сто русских литераторов", "чтобы публика видела черты каждого и судила о его слоге и особенностях". Довелось и мне листать эти три объемистых тома, отпечатанных на добротной бумаге с портретами писателей и гравюрами.

Уже тогда истинный демократ, поклонник Пушкина и Гоголя Виссарион Белинский писал о новом периоде в русской словесности, называя его "Смирдинский". Он защищал его деятельность от нападок эстетствующих: "Есть люди, которые утверждают, что будто г.Смирдин убил нашу литературу, соблазнив барышами ея талантливых представителей. Нужно ли доказывать, что эти люди - злонамеренные и враждебные всякому бескорыстному предприятию". И как бы подтверждая мысль Белинского, одна из газет того времени писала: "Смирдину мы обязаны тем, что ныне литературные занятия дают средства к жизни... Он истинно честный и добрый человек! Наши литераторы владеют его карманом, как арендою. Он может разориться".

Бескорыстность Смирдина очевидна. Например, издавая карамзинскую "Историю государства российского", он смог уменьшить стоимость ее двенадцати книжек в пять раз. Благодаря Смирдину книги сделались доступными и тому классу людей, который наиболее в них нуждался. Очевидна и вторая составляющая его деятельности: чем больше читающих, тем образованнее общество. Немало усилий приложил Смирдин к изданию собраний сочинений тех, кто и сегодня близок нам, - И. Богдановича, А. Грибоедова, М. Лермонтова.

У Смирдина появились конкуренты - далеко не бескорыстные. Один из главных - Адольф Плющар, начинавший с печатания афиш и объявлений о развлечениях в столице, а потом перешедший к изданию "Энциклопедического лексикона", пользовавшегося успехом. Начались интриги, приведшие к ссоре Смирдина с Плющаром.

Александр Филиппович затеял издание "Живописного путешествия по России", гравюры к нему заказал в Лондоне. Долго их ждал, а получил почему-то из Лейпцига и очень плохие. Чтобы не разориться, Смирдин организовал книжную лотерею. Был в ней, однако, не только коммерческий умысел, но и стремление пристрастить к чтению население многих районов России. Сначала лотерея проходила успешно, но на третий год уже тысячи билетов остались непроданными. Сказался общий кризис в книжной торговле, вызванный резким увеличением количества книгопродавцев и издателей: в этом деле появилось много людей случайных. Рыночно-спекулятивный характер принимает почти вся книжная промышленность.

Так или иначе, а Смирдин (как и Плющар) разорился. Он писал тогда: "Под старость я остался гол как сокол - это всем ведомо". Но книги умудрился сохранить с полнейшим их библиографическим описанием. Однако после смерти Смирдина (в 1857 году), а потом и его наследников смирдинская библиотека пропала - 50 тысяч томов! Библиофилы начала ХХ века пытались ее разыскать, но тщетно...

Пути книг неисповедимы

В 1978 году в "Вечерней Москве" появилась крохотная заметка главного редактора "Альманаха библиофила" Евгения Ивановича Осетрова, который напал на след той библиотеки. Ему удалось узнать, что перекупщик книг по фамилии Кимель приобрел ее у кого-то по дешевке и переправил в Ригу. Кое-что продал букинистам, а бо" льшую часть книг его наследники в двадцатые годы ХХ века продали Министерству иностранных дел Чехии.

История почти детективная, но не столь уж необычная: книгам доводится путешествовать. Много путешествовал и я, снимая географические фильмы и очерки в "Альманах кинопутешествий". Встретились мы с Евгением Ивановичем и решили написать заявку на фильм о судьбе и поисках библиотеки Смирдина. На моей студии на заявку посмотрели косо: вот если бы что-то о техническом прогрессе... Послали заявку в пражскую киностудию "Кратки фильм". Там на совместную постановку охотно согласились и прислали своих представителей для подписания договора.

Был написан и отослан в "Кратки фильм" литературный сценарий. А потом настало время съемок... Сказочная стобашенная Прага! Пять с лишним веков отсчитывают время куранты на Староместской ратуше. Игрушечный петух все так же кричал, а апостолы появлялись в окошечках, как и в ту пору, когда на далеких невских берегах Пушкин любовался белыми ночами, а Смирдин спешил в свою лавку. И здесь и там любовь к книгам и к мудрости извечна. Азбука, созданная "солунскими братьями" Кириллом и Мефодием - теми, что стоят в бронзе на Карловом мосту, - помогла сплотить славян. А Страгов монастырь стал сокровищницей чешской и иных письменностей: книги веков семнадцатого, шестнадцатого, четырнадцатого, двенадцатого!

В Климентинуме, монастыре доминиканцев, в начале XVII века были открыты школы и типография. Теперь здесь разместились библиотеки: национальная, музыкальная, техническая. Одно из крупнейших собраний книг на славянских языках, и главное в нем - литература русская.

Да это же экслибрис Смирдина! Так вот она, смирдинская библиотека!

Нет, это только ее половина, - отвечает мне, улыбаясь, заведующий русским сектором милейший Иржи Вацек.

Потом он рассказал, как эти книги к ним попали.

У нас даже древнерусские рукописи есть, кое-что из изданного Иваном Федоровым-Москвитиным. С начала ХХ века нам присылают почти все ваши журналы и альманахи. А когда была закуплена в Риге смирдинская библиотека, оказалось, что многого в ней не хватает. По росписи добирали недостающее по всей Европе - так образовался Смирдинский фонд.

Были и вторые экземпляры - их отсылали в Бродзяны, куда наша съемочная группа и решила отправиться. Когда-то в Бродзянском замке жила сестра жены Пушкина Александра Гончарова, ставшая женой австрийского посланника в России Густава Фризенгофа. В замке гостили дети и внуки Пушкина - они запечатлены в рисунках семейного альбома. В столовой традиционные фамильные портреты и акварельные - Натальи Гончаровой, Пушкина и его друзей. Появились они здесь уже в наши годы: когда в замке создавали музей русской литературы, их сюда привезли вместе со смирдинскими книгами.

Стояли дни поздней осени, дорожки были покрыты опавшей листвой, солнце играло в кронах дубов и вязов. "Осенняя пора - очей очарованье!" Но вспомнились и стихи Н. Заболоцкого:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться
из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

И подумалось: ведь и Александр Смирдин думал о потомках, делая благородное, важнейшее дело. Меняются обычаи, нравы, идеологии, но живой для нас остается русская словесность. А если вам, любезный читатель, доведется побывать в петербургской Публичной библиотеке, попросите в Русском фонде показать единственный живописный портрет А. Ф. Смирдина. Поклонитесь и от меня его памяти.

220 лет со дня рождения выдающегося петербургского издателя А. Ф. Смирдина (1795-1857) .

«Сердце утешается при мысли, что, наконец, и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги. Это как-то воодушевляет писателя», – так писала газета «Северная пчела» по поводу переселения книжной лавки и библиотеки А.Ф. Смирдина в новое, роскошное по тем временам помещение на Невском проспекте в конце 1831 года. А в 1833 году, в память об этом событии, был издан альманах «Новоселье», который В.Г. Белинский назвал «лучшим русским альманахом». Так деятельность Смирдина дала имя еще одному (пятому) периоду русской словесности по классификации Белинского, который в «Литературных мечтаниях» рассуждая о периодизации русской словесности, писал так: «… остаётся упомянуть ещё о пятом, … который можно и должно назвать смирдинским, … ибо А.Ф. Смирдин является главой и распорядителем сего периода». Конечно, этому важному событию предшествовали и другие, не менее важные, и большая часть жизни Александра Филипповича Смирдина.

Кто же он, А.Ф. Смирдин, почему его имя не затерялось среди целого ряда имён деятелей книжного дела, почему именно о нём осталась память? Об этом читателям блога «ВО!круг книг» расскажет Галина Фортыгина, библиотекарь абонемента художественной литературы.

Александр Филиппович Смирдин родился 1 февраля 1795 года в Москве, в семье мелкого торговца полотном. Отец не смог обеспечить сыну образования по недостатку средств и отдал «мальчиком» в лавку московского книгопродавца Ильина. За короткое время «мальчик» добился положения приказчика. Так, начав работать в сфере книжной торговли, Смирдин не изменил своего занятия до самой смерти. Позже состоялась судьбоносная встреча Смирдина с петербургским книгопродавцем В.А. Плавильщиковым, к которому он поступил на службу. Талант, трудолюбие и практическая смекалка привели к тому, что Смирдин, начав работать простым приказчиком в лавке В.А. Плавильщикова, позже стал владельцем книжного дела и развил широкую книготорговую и издательскую деятельность.

Успех Смирдина-издателя начинается с выпуска в 1829 году «нравственно-сатирического романа Ф.В. Булгарина «Иван Выжигин». Огромный по тем временам тираж, около 4 тысяч экземпляров, разошелся за три недели. Это был один из первых в России романов, написанных на материале русского быта, и поэтому воспринимался современниками почти как первый «русский» роман. Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», имевшей небывалый успех у читателя. В начале 1830-х годов Смирдин приобрёл право на продажу всех ранее вышедших произведений Пушкина, но за это книгоиздатель платил необычайно высокие по тем временам гонорары.

А в конце 1831 года Смирдин сделал новый шаг на поприще книжной торговли – он перевел свою книжную лавку в более просторное помещение на Невском проспекте. Книжная лавка и библиотека для чтения Смирдина на Невском проспекте, против Казанского собора очень скоро стали своего рода литературным салоном, где собирались писатели разных направлений. Пушкин был частым его посетителем и участвовал в открытии в феврале 1832 года. Несколько позднее вместе с Соболевским он сочинил шуточную эпиграмму на завсегдатаев салона:

Коль ты к Смирдину войдешь,

Ничего там не найдешь,

Ничего ты там не купишь,

Лишь Сенковского толкнешь

Иль в Булгарина наступишь

При книжной лавке Смирдин открыл библиотеку, книги в которой можно было брать за небольшую плату. Таким образом, в одном предприятии удачно сочеталось коммерческое и культурное начало. Такая система прекрасно работала, но коммерческий успех не самое главное, такая деятельность Смирдина служила популяризации чтения, в библиотеку стали приходить те люди, чей доход был весьма скромен. Плюс ко всему этому Смирдин создал печатный каталог «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина», сохранивший роль ценнейшего справочника. Этот каталог, изданный в 1828 году, вместе с прибавлениями (в 1829, 1832, 1852 и 1856гг.) всегда был и остаётся одним из основных библиографических справочников по русской литературе предшествующего времени.

Еще одной интересной и важной культурной инициативой А.Ф. Смирдина, имевшей при этом и коммерческий успех, стало издание журнала «Библиотека для чтения». Первая книга нового журнала вышла в январе 1834 года. Это был первый российский толстый энциклопедический журнал, осознанный как литературный факт.

Итак, теперь стало понятно, почему имя А.Ф. Смирдина не затерялось среди целого ряда имён деятелей книжного дела. Вот ещё некоторые факты и итоги.

Благодаря деятельности А.Ф. Смирдина значительно расширился круг российской читающей публики. Качественные, но недорогие благодаря массовым тиражам (3-4 тысячи экземпляров) книги хлынули из столицы в провинцию. Чтение перестало быть уделом людей состоятельных. Благодаря Смирдину, отмечал В.Г. Белинский, «приобретение книг более или менее сделалось доступным и тому классу людей, которые наиболее читают и, следовательно, наиболее нуждаются в книгах».

Выдающуюся культурную роль сыграла и платная библиотека при книжном магазине.

Деятельность Смирдина способствовала популяризации российской словесности. Он издавал Карамзина, Ломоносова, Державина, Пушкина, Гоголя, Крылова, инициировал издание серии «Полное собрание сочинений русских авторов», в рамках которой выпустил свыше 70 томов (небольшого формата)произведений более чем 35 русских писателей, в том числе К.Н. Батюшкова, Д.В. Веневитинова, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, а также императрицы Екатерины II.

Смирдин как издатель первого русского «толстого» журнала «Библиотека для чтения», положил начало существованию в России «толстых» журналов. В.Г. Белинский писал: «До него наша журналистика существовала только для немногих, только для избранных, только для любителей, но не для общества».

А.Ф. Смирдин первым в России ввел постоянную оплату авторского труда.

Итак, в истории Александр Филиппович Смирдин навсегда остался в памяти, как книгоиздатель, совершивший переворот в русской книжной торговле и, как следствие, в русской литературе.

Источники:

Баренбаум, И.Е. История книги: учебник для вузов/ И.Е. Баренбаум.– М.: Книга, 1984.­– 248с.;

Закревский, Ю. По следам книгоиздателя Смирдина/ Ю. Закревский// Наука и жизнь.– 2004.– №11.– С. 30–34.

Черейский, Л.А. Современники Пушкина: документальные очерки/ Л.А. Черейский.– Л.: Дет. лит., 1981.­ 270с.


Обзор подготовлен библиотекарем отдела абонемента художественной литературы Галиной Фортыгиной.

Годы существования: 1825 - 1857

Описание:

Иллюстрации:

Экслибрис-вензель А.Ф.Смирдина

В магазине Смирдина Обложка альманаха «Новоселье» (гравюра, Галактионов)

Портрет А.Ф.Смирдина и экслибрис, проставляемый на книгах его публичной библиотеки.

Смирдин Александр Филиппович (21 января 1795 - 16 сентября 1857) родился в Москве (ныне улица Бахрушина) в семье торговца полотном Филиппа Сергеевича Смирдина. Отец человека, чья фамилия позже с легкого пера критика Виссариона Белинского даст название целому периоду русской литературы («смирдинский период русской словесности» - статья «Литературные мечтания») по каким-то одному ему ведомым причинам решил не приобщать сына к семейному делу, а, обучив грамоте, определил его (13-ти лет отроду) работать в книжную лавку своего родственника - книжного торговца Ильина.

Затем Смирдин служил приказчиком в книжном магазине Ширяева в Москве. В 1817 перешел на службу к петербургскому книгопродавцу Василию Алексеевичу Плавильщикову , который оказывал ему безграничное доверие и вскоре поручил ему ведение всех своих дел. В 1825 Плавильщиков умер, существуют две версии того, как было составлено духовное завещание купца. По одной - он предложил Александру Филипповичу два варианта: или взять на себя все предприятие, отягченное долгами, которые наследник обязывался выплатить, или же с выгодой для себя продать товар фирмы и отправиться восвояси. Александр Филиппович выбрал первое. По другой версии, Смирдин получил привилегию купить дело Плавильщикова по цене, какую ему самому угодно будет назначить. Как говорит одна литературная легенда, благородный Смирдин не стал пользоваться этим правом, а созвал на совещание-аукцион своих столичных коллег, где и предложил самую большую цену.

С этого времени начинается самостоятельная книгопродавческая и издательская деятельность Смирдина. Первым его изданием был роман «Иван Выжигин» Фаддея Булгарина. Не без веских на то оснований Булгарину «посчастливилось» стать героем многочисленных едких эпиграмм своих великих современников, но по странной иронии судьбы нелюбимый и презираемый многими Булгарин, чья фамилия стала нарицательной со знаком минус в истории русской литературы, написал первый русский авантюрный роман, не замедливший стать первым нашим бестселлером. Похождения главного героя этой книги были изданы большим для тех лет тиражом и так увлекли российского читателя, что мигом были раскуплены и сделали популярным и ее автора, и издателя.

Вскоре Смирдин расширил торговлю - переехал из Гостиного двора к Синему мосту, а затем и на Невский проспект, в дом Петро-Павловской церкви. В это время он был уже в близком знакомстве со многими современными писателями и на праздновании им новоселья присутствовали Жуковский, Пушкин, Крылов и другие писатели. В память этого праздника был издан сборник «Новоселье» (1833) , составленный из произведений гостей, присутствовавших на этом на новоселье и отпечатанный в Типографии А.Плюшара

Плодом продолжительной и неутомимой издательской деятельности Смирдина стал обширный ряд самых разнообразных изданий: научных книг, учебников, произведений изящной литературы - он издал сочинения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Крылова и других выдающихся современников, а также некоторых таких писателей, которые, может быть, и не были бы никогда изданы, не будь Смирдина. В 1834 году Смирдин основал журнал «Библиотека для Чтения», явившийся самым распространенным журналом своего времени и положивший собою начало так называемым «толстым» журналам. После смерти Смирдина одно издание подсчитало, что за всю свою издательскую деятельность он выпустил книг на 10 млн руб, при этом около 2 млн ушло на подготовку и печать изданий и около 1,5 млн - на выплату гонораров. Такая неслыханная щедрость, часто граничащая с бескорыстием, по мнению многих, и была одной из причин разорения издателя.

Щедрость Смирдина в отношении гонорара привлекла к участию в его журнале лучших современных писателей и отношение их к Смирдину носило характер задушевной дружбы. Ценя в нем начитанного и образованного во многих отношениях человека, почти все известные писатели его времени постоянно навещали его, проводя целые часы в беседе с ним. Со своей стороны Смирдин, преданный интересам литературы, относился с замечательным радушием к ее представителям и не упускал случая оказать им ту или иную услугу. Каждое хорошее сочинение находило в нем издателя, каждый начинающий талант мог рассчитывать на его поддержку.

Довольно продолжительное время издания Смирдина широко распространялись и предприятие его шло успешно, но затем дела его пошатнулись. Причиной этого была его излишняя доверчивость и бескорыстие в торговых оборотах, а больше всего его необычайная щедрость в оплате литературного труда. Так, Пушкину он платил за каждую строчку стихов «по червонцу», а за помещенное в «Библиотеке для Чтения» за 1834 год стихотворение «Гусар» заплатил 1200 рублей. Всего же, по подсчетам известного литератора, библиографа и историка книги Николая Павловича Смирнова-Сокольского, за годы сотрудничества Александр Филиппович выплатил Пушкину 122 тыс. 800 руб. - почти половину той суммы, что поэт заработал за всю свою жизнь литературным трудом и, при этом, идя ему навстречу буквально во всём - см. Типография Департамента народного просвещения .

Крылову за право издания его басен в количестве сорока тысяч экземпляров Смирдин уплатил 40000 рублей. Сегодня коммерциализация Смирдиным писательской деятельности считается одной из его величайших заслуг, но в XIX веке этот шаг был принят не столь однозначно. Недоброжелатели обвиняли альтруиста Смирдина в том, что он своими неслыханными гонорарами губит русскую литературу, вынуждая творческих людей работать за деньги.

Кроме «Библиотеки для Чтения», Смирдин с 1838 года издавал «Сын Отечества» (под редакцией Полевого и Греча). Библиография была любимым занятием Смирдина - при его ближайшем содействии Анастасевичем была составлена «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А.Смирдина» (1828-1832 гг.), долгое время служившая единственной справочной книгой по русской библиографии. До самых последних дней жизни Смирдин не переставал составлять дополнения к этой библиографии. Главная заслуга Смирдина, всю жизнь посвятившего бескорыстному служению книжному делу, заключается в удешевлении книг, в достойной оценке литературных произведений «как капитала», в укреплении прочной связи между литературой и книготорговлей. Его деятельность сыграла значительную роль в истории русского просвещения.

В 1841-1843 годах свет увидели сборники «Русская беседа, собрание сочинений русских литераторов, издаваемое в пользу А.Ф.Смирдина», - отчаянная попытка отечественных литераторов помочь Александру Филипповичу. В предисловии к первому сборнику - эмоциональная статья В.Г. Белинского, где были и такие строки: «Самый способ обратиться к вспомоществованию одолженной им публики - делает большую честь Смирдину. Он просит у публики не пособия, но внимания к изданию, которое должно доставить ему выгоды, если разойдется все. Русские литераторы сделали свое дело: забыв о всякой парциальности, они спешат соединить в одной книге свои посильные труды. Теперь публике остается заплатить свой долг Смирдину и поддержать славу русского общества» . Впрочем, это благое начинание успеха не имело - публика осталась к нему равнодушна. Помочь Смирдину пыталась и власть, благоволившая к нему и ценившая его заслуги - государство выдало издателю ссуду в 30 тыс. руб. серебром. Но и это не помогает и в 1847 году Смирдин продает часть своего дела - помещение и фонды своей библиотеки - своему доверенному приказчику Петру Ивановичу Крашенинникову , при которой тот открывает уже свой книжный магазин.

В конце концов Смирдин потерял весь накопленный им капитал и пришел к полному разорению. Он был принужден постепенно сокращать, а затем и совершенно прекратить свою книжную торговлю. Обремененный тяжелыми долгами, он не терял надежды уплатить их и прибегал к самым разорительным для себя средствам, затевая то одно, то другое предприятие. В этот период Смирдин затеял издавать сочинения русских писателей, начиная с Ломоносова, Тредьяковского и т. д. в возможной полноте, но в возможно небольшом формате и убористым шрифтом, с тем, чтобы иметь возможность продавать каждый том по дешевой цене. Всего было издано 70 книг 35 авторов. «Полное собрание сочинений русских авторов» оказалось востребованным и быстро разошлось, однако вырученных от серии средств, как и следовало ожидать, на погашение долгов не хватило.

Не помогла даже поддержка правительства, которое и вовсе пошло на беспрецедентный шаг, разрешив Смирдину в 1843 году устроить в свою пользу беспроигрышную лотерею из книг. Лотерейный билет стоил рубль, его обладатель получал право приобрести в книжной лавке Смирдина книги на сумму от 1 до 50 руб., один лотерейный билет был с крупным денежным выигрышем - 1 тыс. руб. Первый тираж книжной лотереи оказался успешным, и в 1844 году Смирдин затеял вторую лотерею. Однако ее билеты так и не были полностью распроданы. Всего же Александру Филипповичу удалось выручить от двух лотерей около 150 тыс. руб. - на покрытие всех его долгов этого катастрофически не хватало и он был объявлен несостоятельным должником. Большая часть его книг перешли купцу Л.И.Жебелеву, но к 1864 году пополнили библиотеку при «земле-вольском» книжном магазине Серно-Соловьевича .

Последние годы жизни издателя и просветителя были печальны. Бедность и безуспешная борьба с неудачами подточили его здоровье. По воспоминаниям современников, душевное состояние Смирдина в это время было крайне тяжелым. Александр Филиппович Смирдин умер 16 (28) сентября 1857 года в нищете и почти полном забвении, ему было 62 года. Издателя похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Деньги на памятник, а также на помощь семье просветителя собирали петербургские книготорговцы, затеявшие для этого издание «Сборника литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина» .

Дело Смирдина попытался продолжить его старший сын Александр, наследник того, что осталось от предприятий отца. В 1854 году он вместе с издателем В.Е.Генкелем основал известную фирму А.Смирдин и Ко . На певвых порах Александру что-то удалось, но к началу 1860-х годов разорился и он.

Примечание:

В 1823-1832 годах книжный магазин и библиотека А.Ф.Смирдина располагались на набережной Мойки,63 в доме Гавриловой у Синего моста (здание сохранилось и надстроено). В 1832 они переехали на Невский проспект, дом Лютеранской церкви (здание сохранилось и надстроено).

Издательство прекратило своё существование.

error: Content is protected !!