Космос катерины белокур. Потрясающие факты об украине Информационные источники про Катерину Билокур


Маленькая девочка сидела за ткацким станком. Босые ножки не доставали до пола. На коленках лежал потрёпанный букварь, который то и дело падал. Брат сделал уроки и побежал на горку.Катря складывала его книжки и тетрадки, листая их страницы и вздыхала. У него были тетради, ручка с пером, карандаши. В одной из тетрадок брат нарисовал лошадей и учительница поставила за рисунок пятёрку.

Она присела за краешек стола и попробовала провести карандашом по бумаге. Линии слушались её, листе появился Воронок с бричкой, Жеребёнок, который родился позавчера... Она и не заметила, что все листы в тетрадке закончились. Но девочка была очень рада. Её лошадки получились лучше, чем у брата. Гривы развивались, глаза смотрели... И все были узнаваемы, вот этот с соседского двора, а это фельдшера... Она прилепила хлебным мякишем к печке свои рисунки. Получилась целая галлерея. Очень красиво. Она стояла и не в силах была оторвать глаза от своих коников, не верилось, что это её рука такое смогла сотворить. Дверь скрипнула и в хату вошёл брат. Стал рядом, долго смотрел. Катря ожидала, что скажет.. Ведь она сама, без науки рисовала, как похоже получилось... Брат посмотрел на её улыбку и со всего размаху ударил прямо в лицо.

Мамо, побачь, что Катька зробила!

Потом били вместе. За тетрадку. Устала мать сидела на лавки и вздыхала - это ж надо у всех дети як дети... Мать всю утро искала полотно, припасенное для ручника. Катря затравленными глазами следила за её быстрыми движениями. Выскочила из хаты, побежала к речке. На мостке из-под кофточки вытащила кусок полотна, на котором угольком нарисовала хату, плетень... Посмотрела в последний раз и стала застирывать в холодной воде.

Босые ножки в пыльной дороге ведут до Миргорода. В руке свёрнутые в трубочку два рисунка. Она их покажет учителям, которые берут учится на художников. Один рисунок - срисован с большой картины. Получилось точь в точь, только в черно-белом. Другой - хата с натуры. Она остановилась в нерешительности перед столом, где сидели члены приёмной комиссии. Протягивая свои рисунки. Женщина с косой вокруг головы ласково улыбнулась ей:

Девочка, где твои документы? Катря растерялась.

Какие документы нужны?

Аттестат о семилетнем образовании...

Я рисунки принесла.

Нужен аттестат. Без него не принимаем.

Она вышла на крыльцо и подумала о том, что если бы она хотя бы глазочком посмотрели и увидели, как она умеет рисовать, как у ней точно получается... Шла вдоль высокого забора училища и слёзы капали на её босые ноги. Возле большого тополя в изнеможении прислонилась к стволу. Потом что-то блестнуло в голове: пусть хоть ученики посмотрят, хоть слово какое скажут. Она перебросила через забор свои рисунки и ещё долго сидела, ожидая, что кто-то крикнет ей из-за забора:" Молодец, ты будешь художником. Отлично нарисовано!" Но никто ничего не сказал. Солнце садилось и надо было идти назад, в Богдановку. Она шла и повторяла - я буду, буду художником.

Молоко льётся в выщербленую мисочку. "Милый мой коток, это тебе за кисточки из твоего хвоста". Пока он пил, маленькими аккуратными мазками заканчивала лепесток георгины. Не заметила, что за спиной стоит отец. "Мало я тебя лупил. Вся деревня над нами смеётся. Бездельницу и замуж никто не берёт. Сидишь у нас на шее". Катря привычно закрыла голову рукой, ожидая побоев.

На воду ложатся желтые листья. Вода холодная, свинцовая, Босые девичьи ноги ступают по моску. Катря входит в реку. Лицо её отрешенно. Преодолевая течение они идёт на середину реки.

Все мои цветочки завяли...

Катря-а-а, - доносится с берега. Мать бежит, кричит, окликает, и ослушаться невозможно. Это же мать. Остановила, спасла, виновато заглядывает в глаза. Потом через много лет Катерина будет слышать этот голос, который остановил её тогда. - и всё простила в один миг. С мамой была до последнего. 94 года было старушке, когда умерла и только тогда Катерина смогла поехать сама к врачу...

В ялтинской больнице сделали операцию и в тот же день её не стало. Но это будет потом. Наступает 1939 год. Екатерине Белокур 39 лет. По сельским понятиям, она уже старая, и к тому же чудачка, «одержимая», которая всё «цветочки рисует». Но именно в 1939 году заканчиваются времена её испытаний. Вмешался случай. Или судьба. Художница гостила у двоюродной сестры, Любови Тонконог, жившей на другом берегу реки, и услышала по радио песню в исполнении прославленной Оксаны Петрусенко. Или песня, или голос, а может быть, и то и другое, настолько поразили Екатерину, что она всю ночь просидела над письмом — и утром отправила его по довольно необычному адресу: «Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко». Однако слава певицы была настолько широкой, что письмо не потерялось и дошло до адресата. Вложенный в конверт вместе с письмом рисунок на кусочке холста — калина — изумил Оксану Петрусенко.

В Полтаву поступило распоряжение — съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами. И вот в Богдановку приезжает Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественнно-методический совет областного Дома народного творчества. Потрясённый, несколько картин забирает с собой в Полтаву, показывает коллеге и другу, художнику Матвею Донцову. Принято однозначное решение — немедленно организовать выставку.

И в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается личная выставка художницы-самоучки из Богдановки Екатерины Белокур. Выставка состояла лишь из 11 картин. Успех был огромным. Екатерину премировали поездкой в Москву. Её сопровождал В. Хитько. Художница посетила Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, музей Ленина. Наибольшее впечатление произвели «малые голландцы», художники-передвижники и французские импрессионисты. Но известные картины одновременно и восхитили, и удручили Екатерину. Некоторе время после этого она даже не могла работать: «Ну куда мне быть художницей? Я — ничто! Моя мазня никуда не годится! Я такое увидела! Всё такое чудесное, но недостижимое для меня. Куда мне, глупой сельской девке, думать об искусстве? Да и могу ли я что-нибудь стоящее создать?». Но успокоившись, она снова и снова пишет цветы, которые не может не рисовать, ведь лучше них нет ничего на свете.

Три картины Белокур — «Царь-колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» — были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году. Там их увидел Пабло Пикассо. Весь мир услышал его слова: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!». «Гражданку села Богдановка» он сравнил с другой великой художницей-самоучкой — Серафин Луиз из Санли. Звучало это удивительно, тем более, что о современном ему искусстве Пикассо отзывался, как правило, весьма критически. А Екатерину назвал «гениальной".

Самоучка, свои работы писала сперва на обычных тканях или фанере самодельными красками (из свеклы, бузины, калины и т.д.).

«Откуда такой артистизм у простой крестьянской женщины, такое тонкое эстетическое чувство, такая притягивающая, почти магическая сила заложенной в картинах духовности?» - писал о ней известный писатель Олесь Гончар.


Феномен Белокур, наверное, не в том только, что бедная крестьянка, никогда не ходившая в школу, сама постигавшая грамоту и основы рисования, стала великой художницей. Как чудо воспринимается космический масштаб её мироощущения. Особенно, если учесть, что главной темой были цветы, которые она называла «очами земли». «Вот возьму у матери кусок белого полотна, возьму уголёк и залезу куда-нибудь в угол, чтобы меня никто не видел и не слышал, да и начну выводить чёрным по белому и дома, и мельницы, и деревья... А иногда стану рисовать что-то такое, как говорят, фантастическое - то смешное, то страшное, а иногда удивительное, привлекательное, что и не насмотреться. И развешу я те творения свои в укромном месте и удивляюсь, и плачу над ними, и хохочу, как сумасшедшая, оттого что сумела такое сотворить... В будни мне рисовать запрещалось. Разрешалось делать, что хочу, лишь в воскресенье, после обеда. Только тогда я могла идти с девчатами гулять или читать. А захочу, мне говорят, то могу и головой своей неспокойной о пень биться».

Известно, что Катерина Белокур никогда не делала на холсте первоначального наброска, даже общего плана, а начинала с одного цветка. Таким образом оставляла она себе возможность для бесконечного поиска.«А может, вы не пишете мне потому, что недовольны, что я рисую только цветы? Так как же их не рисовать, если они такие красивые? - обращается она в письме к одному из искусствоведов. - Я и сама, как начну какую-нибудь картину цветов, то думаю - вот закончу эту и буду рисовать что-нибудь из жизни людской. Но пока закончу, в голове возникают картины одна другой чудесней - и всё цветы. А как придёт весна, да цветы зацветут, ой, Боже мой! Как глянешь: тот цветок красив, а этот ещё краше, а тот ещё прекрасней! И будто наклоняются ко мне и чуть ли не говорят: "Кто ж нас тогда рисовать будет, если ты оставляешь?". И я обо всём забываю и снова рисую цветы».

23.01.2016 2 860 0 Jadaha

Интересное

Если еще год назад о великой стране Украине, которая находится в самом сердце Европы, мало что знали в самой Европе, то сейчас наша страна стала известным практически каждому жителю не то что Европы, но и всего мира.

Но что на самом деле они знают о нас, кроме произошедшей здесь революции? В лучшем случае, европейцы могут назвать Украинскую столицу Киев. Но мало кому известно, что это наидревнейшая столица мира. Принято считать, что Киеву всего 1500 лет. Так когда-то почему-то решили еще советские политики. На самом же деле вся наша цивилизация начиналась с Киевских земель, когда аватар (предводитель, авторитетный вождь) Рама привел за собой людей на берег Днепра. Это было около 7500 лет назад.

Мы можем гордиться, что именно в украинских землях зарождалась новая человеческая эпоха. Украина занимает очень большую территорию, которая содержит четвертую часть мировых эталонных черноземов. Входит в первую и лучшую семерку всемирных производителей растительных масел. Украинская земля рождает таких талантов в разных областях, которые известны всему миру. Кажется, что когда Господь раздавал земли и мозги, то Украина была первой в очереди. Есть масса интереснейших фактов, достойных того, чтобы о них узнали. Первый в мире самый большой грузоподъемный самолет был разработан украинским конструкторским бюро Антонова. Это знаменитый Ан-225 «Мрія», который сейчас используется для тяжелых грузоперевозок. Кстати говоря, первый в мире вертолет и четырехмоторный самолет сконструировал тоже наш великий земляк Игорь Сикорский.

Первая мировая Конституция появилась тоже в Украине еще в 1710 году 5 апреля под авторством гетмана Филиппа Орлика. Она так и называлась «Конституция прав и свобод войска Запорожского». Для примера, в Америке Конституция впервые появилась только в 1787 году, а в 1791 - в Польше и Франции.

Украина держит мировое лидерство не только по производству меда в общем, но и на душу населения. А первый рамочный улик изобрел наш земляк Петр Прокопович еще в начале 19 века.

Самые большие мужские монастыри называются Лаврами. Всего их во всем мире шесть и половина находятся в Украине! Это: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра в Киеве; Почаевская Свято-Успенская Лавра в Почаеве; Святогорская Свято-Успенская Лавра в Святошрске Донецкой области.

Украина славится не только своими «мозгами», но и первым в Восточной Европе учебным заведением. В 1615 году была образована Киево-Могилянская Академия, которая с успехом не только существует до сих пор, но и считается самым престижным учебным заведением нашей страны.

В 1899-1902 гг. в Южной Африке шла англо-бурская война. Командир одного бурского отряда украинец Юрий Будяк спас от расстрела журналиста из Англии. Позже этот самый журналист помог отважному командиру поступить в Университет в Оксфорде. После учебы Будяк служил в Украинском правительстве. Он умер в советском концлагере в конце Второй Мировой войны. Английского журналиста, которого спас Юрий, звали Уинстон Черчилль.

Композитору Николаю Леонтовичу из Украины принадлежит самое узнаваемое и востребованное музыкальное произведение «Щедрик». Во всем мире эта мелодия известна под названием Carol of the Bells или Ring Christmas Bells.

Самый длинный исторический путь проходил через украинскую территорию - «путь из варяг в греки». Длина его насчитывала 3 тысячи километров. Была построена уникальная система речных путей, которая связывала Древнюю Русь с южнорусскими землями, и Черное море - с Балтийским. То есть Киевская Русь служила своеобразным мостом между Восточной Европой и Древним Востоком.

В природе существует редчайшее явление под названием «поющие пески». «Поют» они после дождя, когда на песочной поверхности образуется тоненькая корочка. Идя по этому песку, можно услышать удивительные звуки, напоминающие свист воздуха, выпускаемого из резиновой камеры. Всем желающим столкнуться с таким чудом природы - добро пожаловать в Украину! А именно, на рукаве Днепра расположена коса возле речки Лапинки, что недалеко от Никополя.

Великий мастер Пикассо восторгался картинами украинской художницы Екатерины Белокур (1900-1961). Он отзывался о ее работах, как о «гениальных».

Оноре де Бальзак был обвенчан с украинкой Эвелиной Ганской. Это было в Бердичеве в 1850 г. Также в этом местечке продолжительное время жил король вальсов Фредерик Шопен.

В украинском Цюрупинске имеется наибольшая европейская пустыня (старое название Олешки). Олешковская пустыня обрела теперешний вид из-за постоянного выпаса на ней овец, которые и уничтожили всю траву. На глубине 300-500 метров этой пустыни находится пресное озеро с наивкуснейшей водой. Однако ученые установили, что добывать эту воду нельзя, так как это повлечет за собой опасное проседание песков.

В 1887 году, с помощью точных измерительных приборов, был установлен географический центр Европы. Он приходятся на Украину и расположен в Закарпатье, в селе Дилове Раховского района. Вот так!

Самые-самые:

  • Пещера на Подолье, содержащая гипс, является самой большой. Ее длина 216 км и глубина 20 м. Называется она «Оптимистическая» и по размерам уступает только Мамонтовой пещере в Америке.
  • Украинская трембита является наидлиннейшим музыкальным инструментом.
  • В Украине, в Ровненской области живет самый старый дуб. Его возраст 1300 лет.
  • Станция метро «Арсенальная» является самой глубокой и находится в Киеве. Ее глубина 105 м. Построена она была в 1960 году одной из первых, возле дома парламента. Поговаривают, что она имеет подземные тайники для политических лидеров.
  • Троллейбусный маршрут, протяженностью в 86 км, имеет самую большую длину. Он идет от Симферополя до Ялты.
  • Киевский Крещатик является самой короткой улицей среди все столичных улиц. Ее протяженность 1225 м. Однако она является и самой широкой улицей.
  • Третий в мире по посещению Макдональдс находится в Киеве возле ЖД вокзала.
  • Самая древняя географическая карта найдена учеными в Ровненской области. Ей около 15 000 лет и выбита она на кости мамонта.
  • Самые экологически чистые ракетоносители производит завод «Южмаш» в Днепропетровске.

Екатерина Билокур, родилась в селе Богдановка Пирятинского уезду Полтавской губернии (теперь это Яготинский район Киевской области), когда именно до конца не выяснено. Официальной датой ее рождения было, в конечном итоге, признано 25 ноября (7 декабря) 1900 года. Это было более логическим, ведь — это день святой великомученицы Екатерины.

Приблизительно в 6-7 лет Екатерина научилась читать. Отец и дед сначала помогали ей в этом, но были удивлены рвением и успехами девочки. На семейном совете было решено — в школу Катю не отдавать, поскольку читать она и так умеет, а экономия одежды и обуви — огромна. Лучше посадить ее за прялку.

Когда именно будущая художница начала рисовать — сказать трудно, но, очевидно, это состоялось в детстве, а уже в отрочестве. Рисовала углем на кусочках холстины. В 14 лет Екатерину застали за этим бессмысленным, как считали родственники, занятием и сурово запретили рисовать. Вот тогда девочке приходилось творить тайком.

В 1922 или 23 году Екатерина Билокур (по одной версии — в календаре, за другой — в журнале «Советское слово») прочитала о Миргородском техникуме художественной керамики. Слово «керамика» оказалось для нее незнакомым, а вот слово «художественный» было понятным. В первый раз, покинув Богдановку, Екатерина Билокур, отправляется в Миргород. ЕЕ багаж состоял из двух рисунков: «копия из какой-то картинки» и набросок дедовского дома из натуры, — выполненных уже не на холстине, а на специально приобретенной для этого случая бумаге. Рисунки должны были свидетельствовать, что девушка, действительно, имеет талант, достаточный для вступления в техникум. Но разговор в Миргородском техникуме закончился сразу, как только оказалось, что девушка не закончила семилетку. На рисунки Палаче даже не глянули.

Невзирая нет, на что, рисовать Екатерина не бросила. Она еще более рьяно взялась за работу, с надеждой повторить попытку. В 1928 году она опять решает попробовать свои силы. В этот раз в Киевском театральном техникуме. Однако и здесь разговор закончился на документе о школьном образовании.

После дежурной неудачи, Катя Билокур, начинает овладевать непростым ремеслом художника сама. Рисунки углем на кусочках холстины остались в прошлом. В прошлом и картины, созданные красками собственного изготовления на картоне и фанере. Акварелью и карандашом она всегда работала мало и неохотно. Художницу больше всего привлекали масляные краски. Они кажутся ей ослепительными, даже их названия звучат сказочно: киноварь свет — и темно-красная, кобальт темно-синий, ультрамарин, кадмий красен, краплак темно розовый… Это ее любимые краски. Кисти она делает сама — выбирает из кошачьего хвоста волоски одинаковой длины: 9, 12 или 36. Для каждой краски своя кисточка.

Наставники в овладении масляной живописью у Кати Билокур все-таки были. Кто-то научил ее грунтовать полотно, потому что сначала она пыталась писать непосредственно на полотне, но картины быстро темнели и жухли. Возможно, ей помог учитель Иван Григорьевич Калита, тоже художник-любитель, а, возможно, — иконописец из Cмотриков, единственный художник, которого уважал ее отец. В 1934 Катя Билокур, создает свою «Березку» — одну из трех картин, которые принесли ей мировую славу. Через год рождается «Цветы над плетнем» — другой прославлен шедевр.

1939 год определил последующую судьбу художницы. Гостюя в сестер Любы Тонконог, Катя услышала по радио песню «я ли в лузе не калина была?» в исполнении прославленной Оксаны Петрусенко. Поражена песней и голосом Екатерина, посылает письма певице. Вложенный в конверт вместе с письмом рисунок на кусочке полотна — калина, поразил Оксану Петрусенко. Она советуется с друзьями — Касияном, Тычиной, идет в Центр народного творчества, выкладывает суть дела. В Полтаву поступает распоряжение — съездить в Богдановку, найти Катю Билокур, поинтересоваться ее работами.

И вот в село приезжает Владимир Хитько, который возглавлял тогда художественно методический совет областного Дома народного творчества. Пораженный работами, несколько картин он забирает с собой в Полтаву, показывает коллеге, а вторую, художнику Матвею Донцову. Было решено немедленно устроить выставку. И в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается персональная выставка художницы-самоучки из Богдановки Кати Билокур, которая состояла из 11 картин.

Успех огромен. Екатерину Билокур, премируют поездкой к Москве. Ее сопровождает Владимир Хитько. Художница посещает Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, музей Ленина. Главное впечатление — «малые голландцы», художники-передвижники и французские импрессионисты. Некоторое время после этой поездки она не могла писать. Но успокоившись, она снова и снова пишет цветы, которые не может не писать, потому что лучше их нет ничего в мире. В 1941 году Катя Билокур создает известные «Полевые цветы».

Началась война. В 1944 году в Богдановку приезжает директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай — предложить выставку и закупити картины. Кстати, именно благодаря его стараниям этот музей имеет наилучшую коллекцию работ Кати Билокур.

Одна за другой создает художница свои прославлены картины — «Декоративные цветы» (1945), «Привет урожая» (1946), «Колхозное поле» (1948-1949), «Царь Колос (1949), «Завтрак» («Завтрак») (1950), «Цветок и березка, вечером» (1950), «Арбуз, морковь, цветы» (1951), «Цветы и виноград» (1953-1958), «В Богдановке на Загребли» (1955), «Георгины» (1957), «Пионы» (1958), «Натюрморт с колосками и кринкой» (1958-1959), «Букет цветов» (1959).

Цветы художница писала всегда живые, из натуры, нередко совмещая в одной картине весенние и осенние — такая картина создавалась природно, с весны до осени. Работала самозабвенно, но не спеша. Была творцом пейзажей и портретов.

Послевоенная биография богдановской писательницы несколько лучше. В 1949 году была прийнята к Союзу художников Украины, в 1951 — награжденная орденом «Знак почета», получила звание Заслуженного деятеля искусств Украины, а в 1956 году — Народного художника Украины. Произведения Екатерины Билокур регулярно экспонируют на выставках — в Полтаве, Киеве, Москве и других городах.

Три картины Билокур — «Царь-Колос», «Березка» и «Колхозное поле», — были включены к экспозиции советского искусства на Международной выставке в Париже 1954 года. Здесь их увидел Пабло Пикассо. Весь мир облетели его слова: «Если бы мы имели художницу такого уровня мастерства, то заставили бы заговорить о ней целый мир!» Он сравнивал Екатерину с другой большой художницей-самоучкой — Серафин Луиз из Сандли.

У Богдановкой художницы появляются ученики: Ольга Бинчук, Тамара Ганжа, Галина Самарская.

Мысль переехать в Киев так и осталась мечтой. Здоровье Екатерины Билокур с каждым днем ухудшается. 10 июня ей сделали операцию на ноги. То ли неудачную, или уже напрасную, но в тот же день художницы не стало.

Мастер украинской народной декоративной живописи, народный художник Украины. Самобытный представитель «наивного искусства». Входит в неофициальный список 100 лучших художников Украины.

(7 декабря (25 ноября) 1900, с. Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губ. - 10 июня 1961, с. Богдановка Яготинского р-на Киевской обл.)

«Куди я не йду, що не роблю, а те, що я надумала малювати, слідом за мною. Та й спати я ляжу, а воно мені вчувається, а воно мені ввижається, та нібито щось до мене промовляє, щоб я його не кидала, щоб я його не цуралась, щоб я його малювала, та чи на папір, чи на полотно виливала». Катерина Білокур

«Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, 

мы заставили бы говорить о ней весь мир».
Пабло Пикассо.

Творчество художницы-самоучки из села Богдановка принадлежит к лучшим достижениям украинской культуры ХХ века. Катерина Белокур была отмечена высокими званиями – «Заслуженный деятель искусств УССР», «Народный художник УССР», орденом «Знак Почета», но оставалась простой сельской женщиной, не имевшей не то что художественного образования, но не ходившей даже в школу. Бог послал ей великий талант живописца и сердце, открытое к красоте родной земли, но не дал семейного счастья. Всю щедрость своей души и силу нерастраченной любви Екатерина Васильевна выплеснула красками на полотно, создав множество живописных шедевров на уровне лучших образцов мирового «наивного искусства».

Бiографiя

Катерина Белокур родилась в семье довольно зажиточных крестьян. Девочка рано научилась читать, поэтому в школу её решили не отдавать, а больше нагружать домашней работой. Лет с 14 Екатерина начала рисовать, но это «бессмысленное занятие» ей строго запрещалось. В начале 1920-х Белокур пыталась поступить в Миргородский техникум художественной керамики, но из-за отсутствия образования её рисунки даже не стали смотреть. В Богдановке девушка начала заниматься в драмкружке, пыталась поступить в Киевский театральный техникум, но отсутствие аттестата о семилетнем образовании снова сорвало все планы. Белокур даже пыталась покончить с собой, но в 1934 году она принимает бесповоротное решение: «Я буду художником». Самодеятельную художницу больше всего привлекали масляные краски. Кисти она делает сама - выбирает из кошачьего хвоста волоски одинаковой длины. Для каждой краски - своя кисточка.

В конце концов, 39-летняя Екатерина Васильевна, по сельским меркам уже немолодая женщина и заслужившая репутацию «чудачки», написала письмо прославленной певице Оксане Петрусенко и выслала рисунок на кусочке холста. Петрусенко была поражена и показала работу своим друзьям – Касияну, Тычине. В Полтаву поступило распоряжение - съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами. И в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается персональная выставка художницы-самоучки из Богдановки Екатерины Белокур. Выставка состояла лишь из 11 картин. Успех был огромным. Екатерину премировали поездкой в Москву. В тамошних музеях наибольшее впечатление на неё произвели «малые голландцы», художники-передвижники и французские импрессионисты.

После войны художница продолжала работать и писала свои цветы, всегда с натуры, нередко объединяя в одной картине весенние и осенние - такая картина создавалась с весны до осени. В 1949 году Белокур приняли в Союз художников Украины, в 1951 - она награждена орденом «Знак Почёта», получила звание Заслуженного деятеля искусств Украины, а позже, в 1956 году, - Народного художника Украины. Её творчество изучали, о ней писали. Произведения Екатерины Белокур регулярно экспонировались на выставках - в Полтаве, Киеве, Москве и других городах. Три картины Белокур - «Царь-колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» - были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году. Пабло Пикассо был поражен: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».

Но в реальном мире украинская художница жила в старой хате с больной матерью и только мечтала переехать в городскую квартиру со всеми удобствами. Екатерину Васильевну долгие годы мучили боли в ногах, к которым добавились острые боли в желудке. Сельская медицина мало чем могла ей помочь. Екатерина Белокур скончалась в возрасте 60 лет после операции в Яготинской районной больнице.

Большие собрания картин Екатерины Белокур народятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве, Яготинской картинной галерее и Музее-усадьбе Екатерины Белокур в селе Богдановка.


Букет цветов 1960

Может вы недовольны моей работой , - писала она в одном из писем, - поскольку я рисую лишь одни цветы? Но как же их не рисовать, если они такие красивые! Я и сама, когда начинаю рисовать очередную картину с цветами, иногда думаю: вот когда эту закончу, тогда уже буду рисовать что-нибудь из жизни людей. Но пока закончу, в голове уже возникает целый ряд новых картин, и одна другой чудеснее и одна другой краше - и все цветы. Вот вам и весь сказ. А придет весна, зазеленеют травы, а потом и цветы зацветут... И боже мой! Как глянешь кругом - те хороши, а те еще лучше, а те еще чудесней... И я забываю все на свете, и снова рисую цветы. Не гневайтесь на меня, мои близкие и далекие друзья, что я рисую цветы, ведь из цветов картины красивые .

Екатерина Билокур родилась в селе Богдановка под Киевом в семье крестьян и ничего не предвещало ей стать художницей. В начале ХХ века в селе девушкам уготована была совсем иная участь — ранний брак, заботы о муже и детях, хлопоты по домашнему хозяйству, работа в поле.

Совсем другими были мечты маленькой Кати — с раннего детства девочка хотела рисовать. И несмотря на то, что в селе нельзя было достать ни красок, ни бумаги, она делала самодельные кисти из прутиков и клочков шерсти, а рисовала на кусочках полотна, которое брала у мамы, или на дощечках, которые находила у отца. К младшему же братику, которого отдали учиться в школу, испытывала особую зависть — ведь у него были тетрадки!

Однажды Катерина взяла одну из них и разрисовала чудесными рисунками. Надеясь порадовать родителей, она развесила в комнате свои сказочные картинки. Отец, заметив такое творчество, сжег их в печке. С тех пор родители не только запрещали ей рисовать, а наказывали розгами, желая отучить от бесполезного занятия.



Натюрморт с колосьями и кувшином
1958-1959

Екатерина не провела в школе ни одного дня. Читать она научилась сама практически за неделю по букварику, который дал ей отец. А потом читать любимые книги девушке приходилось тайком от матери, которая находила все новую работу дочке, чтобы отвлечь от книг.



Натюрморт «Цветы, яблоки, помидоры» 1950

Отсутствие начального образования помешало Катерине учиться в художественной школе. В 1920-е она отправилась в Миргород поступать в художественное училище, взяв с собой лучшие рисунки, но без аттестата документы не приняли.

Девушка продолжала рисовать, а сопротивление родителей продолжалось. В 1934 году, доведенная до отчаяния преследованием матери, она пыталась утопиться в реке на ее глазах. Только после попытки самоубийства мама позволила рисовать и не принуждала к замужеству, а Катерина, простудившая ноги в холодной воде, на всю жизнь осталась инвалидом.



Богдановские яблоки
1958-1959

Известность Екатерине Билокур принесли ее цветочные композиции. Художница выписывала каждый цветочек и все ее работы отличаются тщательной детализацией. Над одной картиной мастерица могла работать год. Зимой она писала цветы по памяти, зато весной и летом она работала и в поле, и в саду и даже могла ходить за 30 км., в соседний Пырятинский лес, чтобы нарисовать ландыши.

Известно, что художница никогда не срывала цветы. Она говорила: «Сорванный цветок, как утраченная судьба». Может быть, поэтому ее живые букеты с пионами, ромашками, розами, мальвами, лилиями обладают особой магией, завораживая зрителей!



Букет цветов 1959

Многие натюрморты Билокур сегодня сравнивают с французским натюрмортом, а темный фон ассоциируют с голландской живописью старых мастеров. Между тем, Катерина Билокур никогда не училась рисовать профессионально, а своим учителем называла природу. Впервые художница побывала в музеях Киева и Москвы после своих персональных выставок. Искусствоведы называют художницу самородком, талантом от Бога.

После войны картины Билокур регулярно приобретал Киевский музей народного декоративного искусства. Сегодня большинство работ народной художницы хранятся в этом музее и в Яготинской картинной галерее, в частных собраниях картин почти нет. Всего за свою жизнь Екатерина создала около ста работ.



Натюрморт «Цветы с орехами» 1948

После войны к Екатерине пришло всемирное признание. Три картины Билокур: «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» участвовали в международной выставке в Париже в 1954 году.

Видимо, не только Пикассо покорили картины Билокур, после выставки во время транспортировки в СССР картины были похищены. И они до сих пор не найдены.



В Богдановке на загребле 1955

Личная жизнь у Екатерины не сложилась. Она была привлекательной девушкой и поклонников в родном селе хватало, но никто из них не понимал ее увлечения живописью. Женихи удивлялись и требовали оставить творческие грезы, говоря «Как? Моя жена будет мазилкой!?». И Катерина не спешила замуж. Уже в зрелом возрасте она почувствовала одиночество, ей очень хотелось разделить свои радости и горести с близким человеком, а в селе ее не понимали. Свои мысли и переживания она оставила в письмах к киевским искусствоведам, с которыми переписывалась, и в своей автобиографии. Все ее строки проникнуты лиризмом и искренней доверчивостью.



Георгины 1940

Несмотря на то, что картины Билокур покупали музеи, постоянно проходили ее выставки, Екатерине было присвоено звание народной художницы и назначена большая пенсия, в лучах славы она не купалась. Художница по-прежнему жила в старом родительском доме, к тому же ухаживала за больной матерью, а сама она уже была больна раком. До последнего дня рисовала самодельными красками и кистями свои любимые цветы, ведь в душе художницы по-прежнему была весна
Текст: Ирина Олих


Георгины 1957


Колхозное поле 1948-1949


Котики 1950-е


Мальвы и розы 1954-1958


Натюрморт 1960


Натюрморт «Свеколка» («Бурячок») 1959


Натюрморт «Цветы и овощи» 1959


Натюрморт с хлебом 1960


Огородные цветы 1952


Петушки 1950-е


Пионы 1946


Пионы 1958


Привет урожаю 1946


Пшеница, цветы, виноград 1950-1954


Царь-колос 1949


Цветы 1959


Цветы и калина 1958


Натюрморт «Завтрак» 1950


Сентябрь в селе Богдановка на загребле 1956


Осень 1960


За селом 1956

error: Content is protected !!