Крымско татарские фамилии. Мои воспоминания о крыме. дворянского депутатского собрания

Я решил сделать подборку источников об уланских родах Крыма. Чтобы сразу был ясен предмет обсуждения для образованной (читающей) публики, я посоветую перечитать «Квентин Дорвард» или еще нечто романтическое, но вполне достоверное о шотландских кланах. Честно говоря, не могу припомнить ничего о чеченских тейпах. Неплохо показывает родовую клановую организацию исторический роман «Кочевники», автор Ильяс Есенберлин. Важно для современной истории Крыма, а точнее особенностей этнопсихологии коренного крымского меньшинства, что на полуострове не сложились феодальные отношения, не было крепостного права.

В целом для обширной территории юго-востока Русской равнины — Северской земли (Слобожанщины, позднее, и области Войска Донского) феодализм также не утвердился по разным причинам. Прежде всего, это обилие природных ресурсов, сочетание промысловой присваивающей экономики и производящей, независимость от властей локальных хозяйственных единиц (сельских и ремесленных общин, хуторов, монастырей, артелей, пастушеских и рыбацких ватаг). В Крыму, как и в нынешнем Донбассе, так и не сложилась феодальная лестница , а по большому счету, вообще ничего из классического определения феодализма на юго-востоке Русской равнины найти невозможно.

Слобожанщина (Слободская Украйна) времен Российской империи удивляет 18 (!) разными системами налогообложения однодворцев. Однодворцы это не дворяне и не крестьяне, это государственные служащие (ямщики, гусары, пушкари, рейтары), которым было позволено жить своими общинами в обмен на определенную службу государству.

Бейлики Крымского ханства это своеобразные родовые автономии. Зависимость бейликов от центральной ханской власти в Бахчисарае была обоюдная. Османская империя, в меру своих возможностей, вмешивалась в эти отношения в своих интересах. Но это было крайне непросто. Армия Крымского ханства была в 15-17 века лучшей в мире, ничего подобного турецкая бюрократия создать не могла.
Просьба ко всем — в комменты добавлять ссылки на другие источники.
И прежде всего хотелось бы найти полный текст Лашкова из работы о бейликах Крымского ханства.

Лашков Ф.Ф.

АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ О БЕЙЛИКАХ В КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ
//Труды VI Археологического съезда. – Одесса, 1904.

с. 105 «Род беев Кудалан Яшлавских есть один из 7-ми бейских поколений, известных в Крыму всему народу, происшедших от древних завоевателей Крыма и составляющих превысшую в оном степень. Предок Яшлавских Абан бей Кудалан в прошедших веках пришел в Крым от реки Волги и привел с собою подвластные ему народы, коими всегда обладал и кои служили под его знаменами. В Крыму он завоевал еврейский город Кир, что ныне Чуфут-Кале, неприступный по натуральному положению, со всеми его землями, и поселился в Яшдаге, т.е. на полянах в молодом лесе, между городом Киром и рекой Альмой, от чего прозвался Яшлав, и потомки его и народ распространились в разных местах, им приобретенных. Первородный в фамилии Кудалан Яшлавских восходит в достоинство бея, который до присоединения Крыма к Российской державе ограничивал зависимость свою Крымскому хану, яко верховному повелителю государства, единым выходом своим на войну; меньшие же мурзами называются.
Беи Кудалан-Яшлавские, как древние владетели города Кира, брали со всех городских жителей, яко со своих подданных, подать деньгами и вещами, как то: со скота, овощей, съестных припасов, с вина, с недвижимых имений, с душ и венчанных браков, о чем подробно изъяснено в подтвердительной грамоте, данной от крымского хана Батыр-Гирея Джантемир бею Яшлавскому. Родовые имения их, переходящие целостно старшему в роде, и именно: округа деревни Биюк-Алтачи с соленым на оной озером и другие, называемые потому Яшлав-Бейлык, от самой глубокой древности состояли во владении их на праве собственности, в каковом праве и российское правительство их застало. Многие из рода Кудалан-Яшлавских служили турецким султанам и были от них жалованы, как то Мурат мурза, пенсионом, о чем значится в грамоте, данной ему султаном Махмутом, а другие внутренними в Крыму при хане беями и пашами, как о том в родословии показано».

Герб беев Яшлавских, имеющий указанную ниже форму, называется таган и употребляется от глубокой древности до ныне в фамилии их.
Источник — один из многих примеров высоко-профессионального исторического проекта — сайт Олексы Гайворонского о древнем городе Эски-Юрт (Кырк-Азизлер)

Ислям Ширинский
МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О КРЫМЕ
(подготовил к публикации Ильяс Яшлавский)

ШИРИНСКИЙ ИСЛЯМ КАДЫРОВИЧ.
Родился 25 февраля 1901 года в деревне Ишунь Феодосийского уезда, в Крыму.
Род Ширинских — один из семи феодальных родов крымского ханства , упоминается еще в 14 веке. (см., например: Якобсон А.Л. «Крым в средние века». -М.: Наука, 1973 г.)

  • вот тут как раз внесу свои поправки в мнение (от слова мнить) официальной науки. В Крыму не было крепостного права, не было феодализма . Была клановая система , впрочем, как и на юго-востоке Русской равнины. Все Ширины были родственники между собой, однако не все были богаты, не все были мурзами, детьми бея. Главное — все были свободны, все семьи обязаны были давать воинов. Это не феодальная, а клановая организация. Родовая. В феодальном обществе, а до этого в рабовладельческих полисах Эллады, сильное племя или просто группа воинов (банда) захватывала территорию с земледельческим населением и облагала их данью и повинностями. Так сделали, например, спартиаты с илонами. Причем, в классической Спарте было соотношение около 30 тысяч спартиатов на 200 тысяч илонов, поэтому юноши (а по желанию и девочки, а также те девочки, которым для замужества надо было отомстить за смерть родителей) обучались воинскому мастерству. После захода солнца отряды подростков старше 14 лет должны были патрулировать кварталы илотов и убивать всех, кто покидал пределы своего дома.
  • В Степном Крыму и на Юго-востоке Украины земля принадлежала не помещикам из чужаков, силой захвативших пастбища и поля, а кланам, родовым сообществам. Подобно Шотландии и Северному Кавказу.

Ислям Ширинский, после революции учился в педтехникуме, затем учительствовал в Бахчисарае и Симферополе.
В 30-ые годы покинул Крым, учился в пединституте в Сталинграде и в университете Баку.
Более сорока лет преподавал в школах Азербайджана историю, географию, русский язык, рисование и пение.
За плодотворный труд награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.
В настоящее время, пенсионер проживает в г. Гянджа республики Азербайджан.

Ильяс Яшлавский , 1991 г.

P.S. Несколько лет тому назад из Гянджи пришло сообщение о смерти Исляма Кадыровича.

Андрей Яшлавский , 1999 г.

«… Фамилии крымских мурз происходят в основном от названия той деревни, где они проживают, например:
название деревни — Ширын — Ширинлы, «ский» прибавляется в конце — Ширинский)
Аргын — Аргинлы
Яшлав — Яшлавлы
Кипчак — Кипчаклы
Мансур — Мансурлы и т.д.
После присоединения Крыма к России (1783г.) к фамилиям мурз стали прибавлять суффикс «ский» — это уже явление Русского государства. …

… крымские татары говорят: «ОГЛАН», а казанские — «УЛЬЯН». Не от этого ли слова произошла фамилия Ульянов?
Урал — по-татарски — пояс, кушак
Байкал — «Бай гель»
Царицын — «сару су»(желтая вода)
Саратов — «сару тав»(желтая гора)
Челябинск — от слова «Челяби»

Лошадь — от слова лаше
Деньги — от слова «тиньке»
Ура — от слова «ур» («ударь»)… »

КАРАИМЫ И АЛИМ

Караимы — малочисленный народ, говорят по-татарски с небольшими изменениями. Религия еврееподобная, но они считают себя далеко от евреев. В основном, они богатые люди, фамилии носят такие: Чуин (чугун), Туршу (соление), Сарибан и т.д.. Многие богатые караимы не женятся- умирают старыми холостяками. Живут они летом на своих дачах, а зимой переезжают в свои дома в город, занимаются торговлей.
Большая река протекает через Карасубазар — река Чай узень — с хрустально чистой водой. Недалеко от речки расположена небольшая деревня Азамат. Недалеко от этой деревни в районе, называемом Карагач, жил богатый караим с женой и дочерью. Он владел прекрасным садом и домом, любил цветоводство.
Ему понадобился человек, который бы ухаживал за цветами. Таким человеком оказался молодой, стройный и симпатичный татарин из деревни Азамат — Алим. Алим усердно выполнял свои обязанности по уходу за цветами. У хозяина была молодая и красивая дочь Сара. Она каждый день к вечеру выходила в садик и наблюдала за работой садовника Алима. Скромный парень Алим в первое время даже стеснялся дочери хозяина. Но Сара все больше и больше старалась затеять разговор с деревенским парнем. День ото дня, незаметно молодые сближаются. Видя симпатию девушки, Алим тоже стал набираться смелости и вступил в разговоры с дочерью хозяина. Отец — караим был доволен работой садовника, не замечал, что происходит между молодыми людьми. …
….
Алим решился на ограбление одного богатого караима, да и богатые татары помогли ему деньгами. Алим шесть месяцев прятался на чердаке дома брата моей бабушки (по отцу), после чего через Феодосию перебрался в Истамбул, там открыл кофейню и прожил всю жизнь в Турции. В кофейню Алима всегда заходили крымские татары, приехавшие в Турцию и он охотно принимал гостей.
А Арон, отец Сары продал дом и сад и куда-то переехал.
Прошло много лет после событий описываемых мною, но любой татарин с уважением называет имя Алима, чтят его как честного, умного и красивого парня. Некоторые жулики на больших дорогах, выдавая себя за Алима, грабили людей. Алим тогда еще был в Крыму и вот Алим поймал одного такого жулика — бандита и отрезал ему одно ухо и сказал:» вот ты теперь будешь Алим Безухим.»
Жалко этого благородного парня, который стал невыносимым, только для глупого папаши Сары — глупого Арона.

КИНОФИЛЬМ «АЛИМ»

Этот фильм был выпущен, где-то в 1922-23 гг. Главные роли исполняли: Алима-Хаири Эмирзаде, а Сары — Асие, внучка Саиде хани Муфтизаде, дочь Исмаила Мурзы Карашайского, Асни тогда была женой Хаири. Она слыла красавицей, но она не столько была красива, сколько умела создавать красоту красками. Хаир — житель деревни Дерекоя, бывший шофер с небольшим образованием. В первое время танцевал в районных клубах, а потом выдвинулся как знаменитый танцор в городе Симферополе, выступал в Госдрамтеатре и на дервизах (на народных гуляньях).
На этих дервизах Хайри танцевал и познакомился, и женился на дочери мурзы. За это было несколько попыток убить Хайри по дороге из Дерекоя в Симферополь. В то время в ЦК Крыма был бывший «чайчи» (чайханщик), безграмотный человек; его телохранителем был Кайсер, человек высокого роста, широкоплечий, со страшной физиономией — житель Ялтинского района, носил он желтые гетры на шнурках, синие галифе, коричневую гимнастерку, опоясан кавказским ремнем, с маузером с серебряной рукояткой, на голове коричневая кубанка. Вот эти два человека много безвинных людей погубили. …

Профессор Чобан-заде

…. В 1922 году недалеко от Симферополя в имении немца Кесслера открылись курсы по подготовке учителей для татарских школ Крыма. Эта школа называлась «Тотай-Кой». Я тоже там учился, но потом меня уволили, как человека непролетарского происхождения.
Директором школы был Амет Озенбашлы, преподавателями: Бекир Чобан-заде, Осман Акчокраклы, Михаилов, Свищев и др.
Питание учеников было очень плохое — 0,5 кг черного хлеба, утром котелок кипятку и кусок пиленного сахара, так же и вечером, в обед жиденький борщ на подсолнечном масле. Так кормили изо дня в день. Из шести дней недели два дня работали то в саду, то пасли скот, ездили в лес за дровами, убирали за скотом.
Жили в разных местах: на складе, в помещении мельницы, на частных квартирах.
Последствия страшного голода 1921 года еще продолжались. Стипендию нам не платили. После 1923 года директора школы арестовали, а остальных учителей разогнали, признавая в них националистический уклон.
Профессор Чобан-заде работал в институтах Баку, а потом и его изолировали. В последствии реабилитировали. Женой у него была Диляра, бывшая ранее женой Кипчакского Исмаила. Так погиб великий татарский ученый — сын постуха из Крыма. …

…. В 20-ти км от Карасубазара на северо-западе расположена наша деревня Ишунь (не путать с деревней Ишунь в р-не Сиваш).
Деревня основана моим отцом Хдыром Мурзой Ширинским.
В деревне стрункой тянутся дома крестьян, улица широкая, на противоположной стороне улицы дом и хозяйственные постройки помещика. Вся деревня в фруктовых садах и расположена она в 5-6 км от лесной полосы, а с противоположной стороны — степи. В центре деревни прекрасный фонтан, с хрустально чистой водой.
За деревней озеро, глубиной 3-4 метра, богатое рыбой. Такой красивой деревни в Феодосийском уезде больше нет.
Несколько лет тому назад, мой сын Бахтияр, был в Крыму и посетил нашу деревню Ишунь, которую я выше описывал.
От деревни остались только рожки да ножки. Сын из нашей деревни привез мне горсть земли, и я эту землю высыпал в пакет и написал стихи о моем горе и переживании.
Вот они, слова татарские, а буквы русские. ПРОЧТИТЕ!

Горсть земли

КРЫМ — ИШУНЬ — АНА
КОЮМИЗДЕН БИР АВВУЧ
ХАРЕЛИ ТОПРАК
АЗИЗ СЕВИМЛИ УНУТИЛМАЗ
АНА ВАТАНЫМ УПУРУМ
СЕНИ АИ ГУЗЕЛЬ КРЫМ
СЕНИН ГОИНУНДА
ЗШДАДЫМ НЕСЛИМ
ИУРЕГИМДЕН ХАСРЕТЛИ СЫРЫМШИМДИ ЭСЕ ТАЛИИМ
КАДЫ БУ БИР АВВУЧ ТОПРАКДА МЕНИМ
ИЧ ХАТРИДЕН ЧИКМАЗ СЕНИН КУЧАГЫНДА
КЕЧИРДИГИМ БАХЛИ КУНЛЕРИМ.
ЭНДИ КРЫМДА КАЛМАДЫ
НЕ БИР СОИ, НЕ БИР ДОСТ
НЕДЕ БИР СЕВИМЛИ ДЖАН,
УМИДСИЗДЕН БИЗЕ
ГУРБЕТЛИК ДУШДИ
ОЛДЫ ВЕТАНИМИЗ, АЗЕРБАЙДЖАН.
Крым — Ишунь — мать моя,
Как мне дорога горсть земли
С моей деревни,
Как прекрасна Родина- Мать, Крым
Теперь у меня и только осталось
Горсть земли бесценной
Никогда не исчезнет с души моей
Счастливых дней воспоминания.
Нет теперь в Крыму ни родных, ни друзей, ни любимых Джан
Только, ты утешение моей боли;
Гостеприимная, вторая Родина Азербайджан

(Перевод И.Яшлавского)

… К нашему удивлению, среди Ширинских очень много было людей любителей музыки. У Алиша Мурзы два сына играли на скрипке, один на кларнете, дочь на гармонике и бубне, другой сын на барабане. Мой отец и его сестра играли на гармонике, а с 19 лет на скрипке и мандолине, хорошо выбивал на бубне и красиво танцевал Хаитарму. Будучи учителем, я организовал драмкружок и 10 лет вечерами с молодежью готовил их к исполнению ролей в ходовых в то время пьесах, и заслужил большую благодарность общественности, с 7-ми летнего возраста увлекся искусством. Сейчас у меня на веранде висят хорошо оформленные в рамках более 300 картин. Столько же я подарил моим друзьям и родственникам. …
Август-октябрь 1990г.
гор. Гянджа, Азербайджан

Бейлик Аргын в Крыму обширные и богатейшие земли от нынешнего Симферополя почти до Белогорска. Столица Аргын-сарай находилась на полпути от Феодосийского шоссе к селу Межгорье. Весь этот могущественный род целиком уехал в Турцию после присоединения Крыма к России. Пустующие земли около 200 лет назад были заселены колонистами из Германии, Швейцарии и Франции.

Аргын известны в Сибири, как сильные воины, вероятно, имеющие отношение к торговле мехами и другими важными и дорогими товарами.

О роде Аргын в Казахстане - http://www.art-kaz.ru/images/argyn.html
Показательно, что тамга аргынов в Казахстане не такая как в Крыму. Так что не следует тамга называть родовым знаком. Тамга - знак территории.

Самое многочисленное подразделение аргынов – каракесеки (свыше 20 % численности аргынов в начале XX в.) считают себя потомками некого Болат-кожи, по прозвищу Каракесек (булыжник). Имя Болат-кожи исследователи соотносят с подразделением карлуков (булак), населявшего «страну Аргу» в бассейне реки Талас (Махмуд Кашгари). В период монгольского завоевания территории Аргу, часть ее населения бежала в северные степи, став основой племенного объединения аргынов. Не случайно тамга аргынов близка по начертанию к тамге дулатов. Об этом говорят и устные генеалогические предания, в которых Болат – имя старейшины сотни (жуза) людей, ушедших в Сары-Арку под начало Алаш-хана и образовавших Средний жуз.

По легенде Шакарима, первопредком аргынов был хан Аргын-ага, от его сына Кодана родился легендарный Даирходжа – Акжол, имя которого стало ураном всех аргынских подразделений. Интересно, что упомянутый Кодан (Котан) считается отцом Уйсуна (Старший жуз) и Алшина (Младший жуз).

Отдельно интересно было бы узнать о тамге Дулат (и связано ли это родовое имя с гуннской династией Дуло первых ханов Великой Булгарии, в земли которой входили Тамань и Восточный Крым).

Аргын - древней домонгольский аристократической род Крыма - тарханы.
отрывок из Истории Крыма Андреева:
В XIV веке в восточном и юго-западном Крыме образовываются феодальные поместья татарских беев и мурз Татарская знать получала земли по тарханным ярлыкам - жалованным грамотам вместе с различными льготами и привилегиями.
Известен ярлык крымского хана Девлет Гирея Аргинскому князю: «Девлет Гирей-хан. Слово мое. Владельцу этого ханского ярлыка, приносящего счастье, гордости до-стопочтенных эмиров - Аргинскому бею Ягмурчи-хаджи - пожаловал я страну и слуг, которыми распоряжались его отцы и старшие братья при наших высоких отцах и братьях, а также пожаловал ему, Ямгурчи-хаджи, лично получать все повинности (налоги от населения - А. А.) и управлять им, придерживаясь древних обычаев и закона. Повелеваю, чтобы как старики, так и молодые из слуг его явились к хаджи-бею, изъявили покорность и повиновение и сопровождали бы его везде - едет ли он верхом, идет ли пешком, и ни в коем случае не ослушивались бы его приказания. Чтобы ни султа-ны, ни другие беи и мурзы не посягали на изменения и не оказывали препятствия при владении землями, которые им, Аргинским, при ханах, отцах и старших братьях наших,
слу-жили для хлебопашества, сенокошения, кишлова и джюблова овец и турлава (земля для зимовки, летней пастьбы и по-стоянного жительства), - дан ему этот ярлык с приложением перстяной печати. 958 года (1551 года) в Бахчисарае».
+ + + + +
из этого документа можно сделать вывод, что крымские аристократы получали ярлыки от Чингизидов так же, как и русские князья из рода Рюриковичей.
Тарханный ярлык предназначался именно для домонгольской, немонгольской местной аристократии на землях, признавших свою зависимость от Чингизидов.
Отсюда становится понятным, почему большинство крымских беев и мурз не были похожи на монголов, ездили на высоких тонконогих лошадях, а одевались «по польской моде».
Польскую моду, очевидно, создали такие же конники сарматского происхождения (на лошадях той же, наверное, породы), которые служили польско-литовскому государству.

Теперь, хотелось бы еще выяснить, какие именно роды получали тарханные ярлыки, а какие все же пришли из-за пределов Крыма.
Пока я знаю лишь, что род Яшлав (князья Яславские) пришли в долины Чурук-су и Альмы из Поволжья. Монголоидные черты беи и мурзы Яшлавские сохранили вплоть до нынешних времен.

Бейлик Кырк , вероятно, возник для защиты Крыма от калмыков и населен был черкесами. Адыгский историк Самир Хотко приводит такую цитату неизвестного турецкого автора 1740 года:
Джанкой - «это значительное село, расположенное на большой реке, которая впадает в Азовское море. Оно защищено направленным к реке рвом. Там находится Ак-Чибукбег, вассальный вождь черкесского хана, который командует войском, составленным из людей 300 черкесских сел».
Вероятно, речь о местечке Сыртки Джанкой в общем устье Салгира и Карасу.
Налог ак-чибук известен в Османском империи на Балканах, это натуральный налог шерстью для выплаты военным наемнымникам. Ак в данном случае не просто белый, а белая шерсть, а чибук — трубка, то есть » деньги на табак». Судя по рисункам, стража в крепостях курила на посту, чтобы согреться и для бодрости. Трубки были с очень длинными чубуками и крышкой. Если человек сидел, то трубка упиралась в землю. Называть территорию Кырк бейликом не совсем правильно. Присивашье с глубокой древности, возможно еще с гуннских времен было частью земель рода Ширин. Только угроза калмыков вызвала необходимость поставить здесь черкесского наместника, но это был не родовой вождь, а только командир наемников. Самое название кырк означает круг. Многие села в Присивашье имели такие названия. Сложно сказать — возможно, из-за круглой формы заливов, возможно, по причине родовой организации черкесов. Кырк (круг) это еще и 40 воинов, которые едят из одного котла. Собственно, и слово черк-ас означает воин круга.

Для планирования маршрутов на любой внедорожной технике от джипа и багги до горного велосипеда, а также верхом по местам где были родовые дворцы степной и предгорной аристократии Крыма рекомендуем старинные грунтовые дороги. Они хорошо показаны на Военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года. Современный картографический сервис позволяет накладывать на нее любой прозрачности слои космической съемки и карту-гибрид. Есть возможность сопоставить древние и современные дороги, названия новые и старые. Особое внимание следует обратить на древние водопои, колодцы и родники. Одним из важнейших признаков старых постоялых дворов является прямоугольной формы фундаменты, которые читаются даже на космических снимках. Как правило рядом с ними над родниками сохранились огромные старые деревья чинары (платана восточного).


В статье анализируется происхождение фамилий в России, Крыму, англо-саксонских странах
. Проводится аналогия происхождения так называемых «профессиональных» фамилий, по национальной принадлежности и т.д.
Ключевые слова : родовые имена, нецерковное имя предка, архииерей, знать, династия, потомок, бей, муфтий, шейх, кадий, мирское имя

Постановка проблемы:

Происхождение фамилий у разных народов всегда интересовало человека. Не зря он строит своё генеалогическое дерево и пытается составить своё родовое происхождение и происхождение своей фамилии.
О происхождении фамилии написано немало. К наблюдениям над их происхождением люди обратились давно. Уже в XI-XII веках летописцы чувствовали, что многие древние языческие имена слишком похожи на обычные нарицательные слова.
Однако научный подход к антропонимам именований людей в книжном языке и в живой речи представлен в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова.
В XVIII веке некоторые особенности русской антропонимии – «говорящие» фамилии – были блестяще использованы сатириками и комедиографами Н.И. Новиковым, И.А. Крыловым, Д.И. Фонвизиным. Эта традиция была продолжена В XIX веке.

Но лишь в конце XIX – начале XX века начинают уделять настолько большое внимание изучению имен собственных и фамилий, что об антропонимах появляются специальные работы
.
В настоящее время насчитывается значительное количество исследований ученых, посвященных именованиям людей различных эпох, появились словари имен, фамилий и псевдонимов.
Цель статьи: систематизировать некоторые данные, опубликованные в различных источниках и показать формирование фамилией у различных народов в процессе развития общества, т.к. фамилии и имена-антропонимы, а это архивы и музеи, неоценимые свидетели истории языка.
Приступая к написанию статьи о происхождении фамилий, возникла мысль дать толкование самому слову «фамилия». В «Словаре русского языка» Ожегова С.И. мы находим: «Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени». Значит, фамилия должна быть у каждого человека. Но заглянем в историю.

Имена и фамилии – это своеобразная летопись, в которой отражена история народа. Изучение их этимологии рассказывает о взаимоотношениях и культурных связях с соседними народами.
Каждая фамилия интересна своим происхождением и часто бывает сопряжена с историей своего народа.
У древних греков не было фамилий. А население Исландии ещё и сегодня обходится без фамилий.

В XIV веке в России появились княжеские фамилии
:
- сначала как родовые имена по названиям уделов - Шуйские,
- затем или одновременно с этим фамилии по не церковному имени предка:
- Пушкин - от боярина Григория по прозвищу Пушка («пухать» - по древнерусски шуметь).
- В процессе дробления боярских родов продолжали формироваться фамилии разделившихся ветвей.
- К началу XVIII века у всех помещиков уже были фамилии.
- У духовенства в середине XVIII века почти не было фамилий.
- Священники именовались по церквам, в которых служили.
- С конца XVIII века будущим служителям культа архиерией придумывал фамилии сам.
- У купцов фамилии появились с XVI, но лишь у крупнейших, и пополнялись они из низших бесфамильных слоев.
- Фамилии остальных горожан возникли стихийно.

А родовые фамилии крымских татар?

В Крыму в конце XIII в. начале XV в. происходит образование родов, которые в Крымском ханстве будут уже определять политику государства.
Наличие родового имени в XV-XVIII в.в. говорило прежде всего о знатности рода, а уже потом о его положении в обществе.
При рассмотрении основ социального устройства Крыма видно строгое разграничение сословия: род Гераев – правивший. Эта династия ведет свое начало от Чингиз-хана и сына его Джучи. Основателем его считается потомок ветви Тока-Темура: Хаджи-Герай, сын Гиаз-эд-Дина.
Одной из побочных ветвей рода Герай являлись Чобан-Гераи.
Родовое имя не следует путать с именем собственным, которое также не являлось редкостью среди крымских татар.
Особенно много Гераев появилось с введением фамилий в 20-30 годах прошлого века. Это родовое имя входило в полное имя беев Ширинских, многовековые связи между ними были тому причиной.
Ширин – этот род является вторым по знатности в Крыму после Гераев. Затем род Барын, Аргын и Кыпчак, т.е. Дерт Караджи, игравших значительную роль в определении Крымской политики и влиявших на принятие решений ханом.
Челеби – лица, ведущие свою родословную от известных и пользовавшихся уважением людей. Это прежде всего потомки духовных особ – муфтиев, шейхов, кадиев и т.д.
У каждой из фамилий своя история. Так, родоначальник фамилии Хункал-бей прибыл в Крым из Большой Кабарды в начале XVIII в. Фамилия Черековых происходит от кумыкского князя Уздеш Черык-бея, потомство которого по мужской линии приняло фамилии Уздешниковы, а по женской Чериковы, впоследствии измененную на Чергеевых и т.д.
Интересен факт, сообщенный крымскотатарским художником Исметом Шейх-Задэ в своем интервью газете «Полуостров» (№ 27, 8-14 августа, 2003.- с.16), в котором он рассказал об элитарном происхождении Посла российской федерации в Украине Виктора Черномырдина:
«Къара Мырда (а это производное от Къара-Мурза) означало когда-то в Золотой Орде «Великий князь», но впоследствии къара (великий) было ошибочно переведено как Черный, а корень Мырда(князь) вообще оказался непонятным.

Древние греки, например, образовывая торговые колонии на берегах Черного моря и надолго оседая в них, распространяли свою культуру и на местные народы. От них сохранились такие имена, как: Шемсизе (меч), Ильдар (солнечный дар), Румий (византиец).
Тесные взаимоотношения с соседними народами фиксировались в своеобразных, отражающих их названиях, именах, которые становились собственными, и сегодня встречаются в фамилиях: Дангалах (малоазиатский грек), Къарабаджакъ (выходец из половецкой земли и именах), Урмие (гречанка), Румий (византиец). В именах также зафиксирован род профессионального занятия. Дюльгер (плотник), Куркчи (копейник), сарач (шорник), Сараф (меняла).
Современные крымскотатарские фамилии этимологически могут быть разделены на следующие группы:
1. Фамилии, восходящие к этнонимам .
Как известно, Крым является одним из мест очень
раннего поселения человека. На его территории в разное время засвидетельствовано до 40 этносов (А.В. Суперанская, 1987), многие из которых в той или иной мере приняли участие в этногенезе крымских татар. К этой группе можно отнести следующие фамилии:
Татар – татарин, Черкез – черкес, Тюрк – турок, Кумуков – кумык, Гуд – гот, Нагаев – ногаец, Уланов – алан, Гурджи – грузин, Урум – грек и другие.
В особую подгруппу можно выделить фамилии, в основу которых легли генонимы, т.е. названия родов: Чагар, Курти, Дадой. Катай, Кангиев, Беди, Чурлу, Джетере, Куба, Катаман, Кайко, Чаган,Читаков, Караманов, Данда, Баим, Бараш и др.
Изредка встречаются имена других народов. Например, греческие: Кантакузин, Барба, Паралам, Дук; русские: Молочников, Военный, Черняев, Ламповщиков и др.;

2. Фамилии, связанные с местом рождения .
Образованы посредством присоединения к топонимам форматов -лы, -ли, -ский, -ская.
Например: Акчокраклы, Керменчикли, Яшлавский, Тайганская и др.;

3. Фамилии, обозначающие старые социально-политические понятия :
Мурахас – член ханского Дивана (Совета), Кадыев – мусульманский судья, Устабашы – цеховой мастер, Чауш – пристав, Сохтаев – учащийся медресе и др.;

4. Фамилии, восходящие к прозвищам или эпитетам, характеризующим особенности внешнего
вида
или характеризующим особенности внешнего вида или характера человека:
Чалбаш – седоголовый, Сокуров – слепой, Аксаков – хромой, Чалык – быстрый, Ювашев – тихий и др.

5. Фамилии, обозначающие различные профессии :
Демирджи – кузнец, Пенирджи – сыродел, Куюмджи – ювелир, Бербер – цирюльник и др.

6. Фамилии, восходящие к личным именам .
Среди них можно выделить несколько подгрупп:
а) крымскотатарский тип, представляет собой лишь личное имя, или личное имя и слово «оглу» – сын, или «кызы» – дочь, например: Недим, Мамут, Ибриш, Хаяли, Асан-кызы, Курт-оглу;
б) русский тип, образуется путем присоединения к личному имени формантов -ов (-ова), -ев (-ева), например:
Бекиров, Куртсеитова, Джемилев, Велиева;
в) персидский тип, образованный при помощи слова «заде» – потомок, встречается редко. Иногда первый компонент таких фамилий содержит не личное имя, а прозвище: Шемьи-заде, Чобан-заде, Эмир-заде, Лятиф-заде;
г) фамилии с суффиксом -ич: Халич, Велич, Касич, Балич, Комич, Кашич, характерным для Белоруссии, Польши и западных областей России.

Анализ крымскотатарских фамилий показывает, что фамилии жителей степного Крыма несколько отличаются от фамилий Южного берега и горного Крыма, что связано, на наш взгляд, с этногенезом крымских татар.
Среди уроженцев степного Крыма сложносоставные фамилии:
Менбариев, Бекмамбетов, Фетислямов, Бораметов, Шейхалиев, Аджыасанов, Сеитджелилов, Куртсеитов, Кельмамбетов и др.) встречаются чаще.
Фамилии уроженцев Южного берега и горного Крыма образованы, в основном, от прозвищ и отличаются краткостью, звучностью:
Юрдам, Куку, Дук, Гуту, Ирих, Маву, Сары, Дагджы...
Преобладающая часть русских фамилий имеет в своей основе церковное или мирское имя предка.
Большая часть фамилий многих народов образовалась от календарных личных имен, называемых так, потому что они содержатся в священных книгах (у православных в церковном календаре – святцах, у мусульман – в Коране).
Имена «обкатывались» в языке, давали большое количество производных – уменьшительных, ласкательных, звательных, уничижительных. Все это отразилось в фамилиях, например, от имени
Иван пошли фамилии: Иванов, Ивкин, Ивков, Ванюшин, Ванеев, Ванников.
До принятия христианства у русских были фамилии, отражающие реальные события жизни, характеры и качества людей: Бессонов, Нечаев, Сосунов и т.д. Много имен присваивалось по внешним данным: Беляй, Черняй, Красава, Кудряш. Отсюда позже появились фамилии: Белов, Чернов, Черняев, Черный, Красавин и др.
Крымскотатарские фамилии: Къаракъаш, Къарачикъ, Чалбаш, Сары, Сараев, Беяз.
Немецкие: Шварц, Вайс.
Фамилии рождались и от прозвищ, которые присваивались людям после роджения по определенным признакам деятельности, привычкам, характеру: Плешаков, Хромов, Рыжков, Набоков, Ломоносов, Толстой, Молчанов, Косоруков, Красношапко.
У крымских татар фамилии, образовавшиеся от прозвищ, такие, как Къашкъа, Чубар, Такос, Тазбаш, Акъсаков, Керогълу, Киббаров и т.д.
Немецкие: Ланге, Шварцкопф, Клайн, Марбен, Браун, Штольц.

Есть фамилии, пришедшие в русский язык из близкородственных языков – украинского, белорусского, польского. Сегодня это Глинский, Годунов, Стравинский, Станкевич.
А также образованные от тюркских имен: Бегичев, Кандауров, Балабанов, Узунов.
Термин «тюркский» объединяет группу тесно связанных между собой языков, среди которых важнешим как в культурном, так и в отношении числа его носителей является турецкий язык .
Русская лексика изобилует заимствованиями из различных тюркских языков, которые могли, как и любые слова, использоваться в качестве прозвищ или имен по профессии, а затем обычным путем превратиться в фамилии, например: Барсуков – барсук, Бугаев – бугай, Изюмов – изюм, Казначеев – казначей, Лапшин – лапша, Сургучев – сургуч.
Такие фамилии, разумеется, не могут рассматриваться как тюркские, поскольку они образованы не от тюркских имен, а от русских слов тюркского происхождения.

Вместе с тем есть множество фамилий и непосредственно тюркского происхождения.
Их можно разделить на две группы.
Первая группа, которую можно обозначить как «старинные татарские фамилии», восходит к эпохе Московского княжества и связана с татарским игом в России (1240 - 1480 гг).
Собственно, татары, т.е. монголы, составляли немногочисленную элиту (и притом лишь в ранний период) среди тюркской военной и гражданской администрации татарского государства на нижней Волге. Вскоре, однако, эта монгольская элита совершенно растворилась в массе тюрков.
К концу татарского ига некоторые татарские сановники постепенно изменили своей приходящей в упадок державе и подчинились растущей власти великих князей московских. Естественно, с падением татарского ига в 1480 г. этот процесс ускорился.
После покорения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств сильно возросло число татарских подданных русского царя.

Под властью российской короны татарская знать сохранила свои привилегии и свои имена, которые, конечно, были русифицированы обычным порядком, чаще всего путем прибавления суффикса -ов/ев и реже -ин. В фамилиях на -ов/ев ударение падает на предпоследний слог, в фамилиях на -ин, как правило, на конечный. Доля мусульманских имен арабского происхождения сравнительно мала в этой группе, состоящей преимущественно из фамилий русской знати и дворянства. В качестве примеров можно привести следующие фамилии:
Аксаков – aqsaq «хромой»
Аракчеев – araq¢y «пьяница»
Ахтамов – Ахтам – араб. Ahtam «достохвальный
Баскаков – basqaq «сборщик податей»
Бердиев, Бердыев, Бердяев – berdi «он дал», перфектная форма глагола bermek «давать»
Карамзин – qaramsy/qaramzy «чернявый»
Каратаев – «отатаренный мордвин», qara taj «черный жеребенок»
Кутузов – qutuz/qutur «неистовый, безумный»
Тимирязев – temir «железо» + Rijaz – араб. Rijad/Rijaz
Тютчев – возможно уйгур. kütü¢i «пастух» или производное от tüt «курить», либо tütä¢i «игрок на пастушьем рожке»
Чаадаев, Чадаев, Чегодаев – тюркский племенной союз, названный по второму сыну Чингиз-хана – Чагадаю (монгол «белесый»)
Шереметьев, Шереметев – перс. Sir «лев» + Ахмат.

На Руси XVI в. было модным давать детям шуточные имена, включая и мусульманские, такие, как Мансур, Мурат или Салтан, в качестве внутрисемейных. От них образовались затем фамилии, не отличимые от подлинных фамилий тюркского происхождения.
К приведенным фамилиям (их список можно продолжить) добавим несколько имен знаменитых племенников, взятых во время русско – турецких войн XVIII – начала XIX столетий.
Некоторые из этих фамилий принадлежали обрусевшим армянам, молдаванам, грекам или болгарам. Как правило, эти фамилии восходят к турецкому (османскому) источнику. Доля фамилий на -ов/ев и -ин в этой группе гораздо меньше:
Айвазов – турецк. Ajvaz «дворецкий»
Куинджи – турецк. Qujumdzu «серебряных дел мастер»; измененное окончание и передвинутое ударение придают этой фамилии итальянское звучание.

Вторая большая группа фамилий тюркского происхождения связана с покорением в XIX в.
огромных территорий в Средней Азии и на Кавказе с различным тюркским населением.
Это население составляет в настоящее время около 25 млн. человек, в том числе:
а) в Средней Азии: около 9 млн. узбеков, около 4,5 млн. казахов, около 1,5 млн. туркмен и примерно столько же киргизов;
б) на Кавказе: около 3 млн. азербайджанцев. К ним следует добавить
в) в европейской части России: около 6 млн. татар, ведущих исторический счет от Казанского и Астраханского ханств; около 1 млн. башкир и около 1 млн. чувашей, частично ассимилированных финнами потомков тюркских воложских булгар. Кроме перечисленных, имеются еще малые тюркские народности.

В настоящее время среди интеллигенции, в основном писателей тюркского происхождения, наблюдается тенденция к отбрасыванию русских окончаний, особенно у чисто тюркских, не арабо-мусульманских имен.
Фамилии этого типа образуются прежде всего от наиболее популярных из 99 имен Аллаха, например:
Азизов «Могущественный»
Валиев «Покровитель»
Ганиев «Даритель»
Меджитов «Славный»
Нуриев, Нуреев «Светлый»

Некоторое количество фамилий образовано от имен 28 «пророков», взятых Кораном из библейской традиции, например:
Ибрагимов, Ибраимов «Авраам»
Мусаев «Музаев, Мусин «Моисей»
Якубов, Ягупов «Иаков»

Несколько фамилий образовано от имен, связанных с происхождением и ранним периодом мусульманства. Имя основателя ислама отражено в следующих фамилиях:
Мухамедов, Мамедов «Восславляемый»
Расулов – «апостол», титул Магомета
Хасанов, Гасанов, Асанов – первый сын Али и второй имам шиитов.

Ряд фамилий образован от арабских слов, обозначающих понятия, связанные с мусульманской верой, например: Давлетов, Девлетов – «удача, счастье».

Имеется много так называемых «профессиональных» фамилий, их, правда, тоже часто бывает трудно отличить от прозвищ: Кузнецов, Мельников, Рыбаков, Плотников, Охотников, Слесарев.
У крымских татар это: Трубач, Дагъджы, Чиленгиров, Аюджи, Базиргян, Топчи, Молла, Арабаджи,
Бахчеванджи, Къуюмджи, Фурунджиев, Гемиджи.
Немецкие фамилии: Шнайдер, Мюллер, Фишер, Вебер, Беккер, Вангер, Штойерман и т.д.
Здесь бы сделать небольшую ремарку о том, что в странах СНГ самая распространенная русская фамилия Иванов, а в мире? Оказывается, чаще всего встречается фамилия, производимая от слова «кузнец». Если к русской фамилии прибавить Ковалевых, Ковалевских, Коваленко и Ковалей (по-украински «коваль» – кузнец), Демирджиев (по-крымскотатарски), то соотношение Кузнецовых и Ивановых значительно увеличится.

В англо–саксонских странах одна из самых распространенных фамилий Смит, то же самое можно сказать и о Шмидатах в Германии и Австрии. Но «смит» и «шмидт» в переводе на русский язык опять-таки «кузнец». Это объясняется тем, что раньше каждая деревня имела своего сельского старосту (Старостин, Шульце), своего кузнеца и управляющего (Майер), каждый помещик имел своего дворецкого (Хофман).
Фамилии образовывались и по национальной принадлежности, которая когда-то, возможно, была прозвищем, – Калмыков, Литвинов, Латышев, Татаринов, Татаринков, Туркин, Узбеков, Грузинов, Башкиров, Кигризов, Мордвинов, Цыганов. У крымских татар встречаются Казаков, Арап; у немцев – Бёме и т.д.

Князьям и боярам в XIV-XVI веках присваивались так называемые «географические» фамилии по их имениям: Трубецкой, Достоевский. У крымских татар фамилии Крымский, Керменчекли, Акъчокъракълы; немецкие Ангерман, Орт и т.д.

Итак, фамилия – это история от древности до наших дней, энциклопедия быта народа и этнографический кладезь. Это живая история народа.
Выводы: фамилия – это история народа. Фамилии бывают родовые, церковные; образованные от мирских имен предков; календарные, уменьшительные, увеличительные, отражающие реальные события; фамилии от прозвищ, привычек, характера, национальности, профессии, внешнего вида.

Литература:

1. Акъярлы Э. Из истории Крымского дворянства//Къасевет. – 1994. – № 2. – С.36-37.
2. Зорина Н.В. Deutsch – kommunikativ. – M.: Наука – Уайли, 1994. – 336с.
3. Каменская Г. Откуда пошла фамилия...//Семья. Земля. Урожай. – 1993.- №3. – С.47-48.
4. Прокопенко М.С. В мире интересного. – Ташкент: Наука, 1969. – 286с.
5. Унбегау Б.О. Русские фамилии- М: Издательская группа «Прогресс», 1995. – 448с.
6. Качкан В.А. Українське народознавство в іменах. -К: Либідь, 1995. – 228с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000/ Под ред. Н.Ю. Шведовой – 14 изд., стереотип. -М: Рус. Яз., 1983. – 816с.
8. Кайбулаев Ш.Э. Крымскотатрские имена. Происхождение и значение – Красноперекопск: Межрайонная типография. - 1994. -82с.
________________________________________
Крымский государственный инженерно-педагогический университет
У статті розглядається походження прізвищ у Росії, Криму, англо-саксонських
країнах. Подається анологія походження так званих «професійних» прізвищ, прізвищ
за національністю та інше.
Ключові слова: родові імена, нецерковне ім`я пращура, архієрей, знать, муфтій,
шейх, кадій, світське ім`я
The article deals with the analysis of the origin of names in Russia, Crimea, anglosaxon
countries. Analogy of the origin of so-called «professional names has been made as
well as the names connected with national origin.
Key words: muftii, dinasty, non-church name, kadii, sheih, aristocracy, genetic names,
descendant, ancestor, bei, archihei

Татарские фамилии

Немало интересного можно рассказать об истории зарождения татарских фамилий, их происхождении и значении, а также особенностях написания. Первоначально иметь фамилию было почетной прерогативой представителей знати. Лишь в ХХ веке это право получили все остальные татарские рода. До этого момента во главу угла татарами ставились родо — племенные отношения. Обычай знать свой род, своих предков по именам до седьмого колена вменялся в священную обязанность и прививался с младых ногтей.

Татары представляют очень большую этническую группу, отличающуюся богатой и самобытной культурой. Но исторически обусловленная ассимиляция со славянской народностью все же наложила свой отпечаток. Результатом стало формирование довольно большой части татарских фамилий, образованных при помощи добавления русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Например: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. По статистике, татарские фамилии, оканчивающиеся на «-ев», «-ов» втрое превышают фамилии с окончанием «-ин».

Традиционно татарские фамилии образуются от мужских имен предков по отцовской линии. На базе мужских личных имен сформирована основная масса татарских фамилий. Лишь небольшая часть фамилий происходит от профессий. К примеру — Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие. Такой тип образования фамилий является общим для многих народностей.

Отличительной же национальной особенностью татар является форма образования татарских имён. Полный вариант татарского имени, как и у многих других народностей, состоит из имени, отчества и фамилии, но к отчеству татар издревле принято добавлять приставку по половой принадлежности: «улы» (сын) или «кызы» (дочь).

К особенностям же татарских фамилий можно отнести также обычай их написания. В ходу у татар два варианта написания фамилий: официальный - с окончаниями (Сайфутдинов, Шарифуллин, Саитов) и «бытовой», наиболее широко применяемый без добавления окончания, пишется только имя (вместо фамилии Тукаев пишется Тукай). Этот способ, кстати, характерен для татарской литературы.

Татарских фамилий не перечесть
В каждой из них изюминка есть
Если в фамилии смысл поискать
Много нюансов можно узнать

На данной странице нашего сайта рассматриваются татарские фамилии. Мы узнаем про историю и происхождение татарских фамилий, обсудим их значения и распространение.
Происхождение татарских фамилий

Изучая этнический состав населения России, можно заметить, что значительную часть жителей нашей страны занимают татары. И это не случайно, история Российского государства складывалась таким образом, что в настоящий момент на его территории проживают представители множества наций и народностей. И одной из самых многочисленных этнических групп являются татарские народы. И, несмотря на то, что десятилетиями и столетиями идёт смешение наций и народностей, татары смогли сохранить свой национальный язык, свою культуру и традиции. Татарские фамилии же относятся именно к таким национальным особенностям и традициям.

Зарождение же татарских фамилий уходит в глубину веков, когда, как и у других народов, первыми обзаводились фамилиями наиболее богатые и знатные представители татарского рода. И лишь к XX веку остальная часть людей татарского происхождения получила фамилии. До этого момента, то есть пока фамилий ещё не было, родственные отношения татар определялись по их родо-племенной принадлежности. С ранних лет каждый представитель татарского народа запоминал имена своих предков по отцовской линии. При этом общепринятой нормой было знать свой род до семи колен.
Особенности татарских фамилий

Есть существенная разница между общеизвестными татарскими фамилиями, именами и полной формулой образования татарских именований. Оказывается, полная формула татарского именования состоит из самого имени, отчества и фамилии. При этом отчества у древних татар образовывались от именования отца, к которому добавлялось «улы» (сын) или «кызы» (дочь). Со временем эти традиции в образовании татарских отчеств и фамилий смешивались с русскими традициями словообразования. В результате чего на настоящий момент можно считать, что подавляющее большинство татарских фамилий были образованы как производные от имен предков мужского пола. При этом для формирования фамилии к мужскому имени шло добавление русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Это, например, следующие татарские фамилии: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. Этот список татарских фамилий может быть достаточно большим, так как именно мужские именования были основным источником для формирования татарских фамилий. Если же говорить о значении, которое имеют эти фамилии, то очевидно, что оно будет повторять значение именования, от которого и образована конкретная фамилия.

Согласно статистическим данным, по численности татарские фамилии с окончаниями «-ев», «-ов» превышают татарские фамилии с окончанием «-ин» примерно в три раза.
Написание татарских фамилий

Существует два варианта написания татарских фамилий. Один из этих вариантов исключает добавленные окончания, используя только само имя (например, вместо фамилии Тукаев пишется Тукай). Такой вариант широко используется в татарской литературе, но не является официальным. В официальных же документах и общеупотребительной практике в России используется вариант татарских фамилий с окончаниями: Сайфутдинов, Шарифуллин, Саитов и т.п.
Другие татарские фамилии

Также происхождение некоторых татарских фамилий было связано с профессиями. Такой тип фамилий существует практически у всех народов, и татарские фамилии в этом смысле не являются исключениями. Примерами фамилий, происхождение которых связано с профессиями, могут быть следующие фамилии: Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие.

Выбирая имя ребёнку, родители думают о красоте его звучания, о смысловом значении. Имя - самый приятный звук для человеческого уха. Нередко выбор диктуют религиозные и национальные мотивы.

Россия - великое государство со множеством наций. Во времена СССР Татарстан был частью державы.

Являясь гражданами одной страны, люди переселялись в глубинку, создавали семьи с другими национальностями.

Сегодня трудно представить, насколько переплетены корни русских и татарских жителей.

Никто не удивляется, слыша их имена и фамилии - татары остаются братским народом, многие наши граждане имеют татарские корни, или являются коренными представителями нации.

Отличительные черты этой нации - их речь и их имена. Речь татар похожа на щебетание птиц, она мягкая и мелодичная.

Немного созвучная с марийским говором по произношению. Народные татарские имена и фамилии прекрасны по своему звучанию, несут смысловую нагрузку.

В каждом государстве есть популярные фамилии. Где-то их дают каждому ребёнку в детском доме. В России это - Иванов.

Русский Иван - уже сложившийся стереотип, образ парня с широкой душой, не обременённого острым умом, но непременно смышлёного. Фамилия образовалась от имени.

Другие распространённые русские фамилии:

  • Кузнецов.
  • Смирнов.
  • Петров.

У американцев таким стереотипом является фамилия Смит. Татары выделяют целый список фамилий, которые встречаются чаще других у их народа.

  • Абдулов.
  • Норбеков.
  • Чигарев.
  • Еналеев.
  • Акманов.
  • Абубекяров.
  • Басманов.
  • Абашев.
  • Алиев.
  • Шалимов.

Фамилия Абдулов держится в начале списка уже не один год. Это и есть самая распространённая татарская фамилия.

Список красивых мужских и женских фамилий с историей происхождения

Популярные фамилии и их происхождение:

Фамилия История происхождения
Абашев Возникла в 1600 году. Означает в переводе: «дядюшка». Носители фамилии знатные люди — врачи, педагоги, лётчики, военные
Абдулов Популярна, переводится: «раб Божий». Дворянская фамилия, носителями были люди высокого чина
Булгаков «Гордый человек». Фамилия известного писателя, легендарного классика, имеет татарское происхождение. Зародилась в 1500 году
Норбеков Первые Норбековы появились в 1560 году. Сегодня – это распросраннёная фамилия
Голицын Её ошибочно считают русской. Она татарская, происходит от известного князя Михаила Голицына
Давыдов Принадлежала выходцам из Золотой орды
Муратов Фамилия казанских дворян. Сегодня весьма популярна
Алмазов «Не тронет». От писаря царя Алексея. Славная и красивая фамилия, созвучная с именем Алмаз. Происхождение не имеет отношения к драгоценному камню
Селиверстов Красивая, произошла во времена Большой орды

Красивые женские и мужские имена, а также их значения

Рассмотрим список красивых татарских имён.

Женские:

  • Аделина.
  • Азалия.
  • Азиза.
  • Асия.
  • Дана.
  • Диляра.
  • Забира.
  • Индира.
  • Карима.
  • Камалия.
  • Латифа.
  • Ляйсан.
  • Надира.
  • Рада.
  • Румия.
  • Сабира.
  • Тюльпан.
  • Фаиза.
  • Фирая.
  • Чулпан.
  • Эльвира.
  • Эмилия.
  • Ясира.

Мужские:

  • Алан.
  • Азамат.
  • Айнур.
  • Дамир.
  • Джиган.
  • Зуфар.
  • Ильгиз.
  • Ильшат.
  • Имар.
  • Марсель.
  • Назар.
  • Нияз.
  • Рамиль.
  • Рафаил.
  • Рушан.
  • Саид.
  • Талиб.
  • Тахир.
  • Фаиз.
  • Фарид.
  • Чингиз.
  • Шакир.
  • Эдгар.
  • Эмиль.
  • Юстус.
  • Ямал.
  • Якут.

Используя эти имена, вы дарите своим детям красоту. Имя - важный компонент, составляющая жизни каждого человека.

Сегодня государство официально разрешает менять имя: человеку достаточно написать соответствующее заявление и выбрать другое имя, которое будет отражать его индивидуальность.

Если ваше имя кажется неподходящим - попробуйте его сменить, ознакомьтесь со списком выше. Татарские имена очень звучные, приятный на слух.

Список татарских композиторов и других знаменитых людей

Татары - самобытный и очень волевой народ. Они трудоспособны, упрямы, находчивы. Считают, что эта нация, сродни евреям, умеет зарабатывать деньги. Татары редко бывают бедными.

Едва ли вы встретите татар среди бомжей и нищих. У них в крови умение пробивать себе дорогу. Немало среди них известных талантливых людей.

Список знаменитых татар:

  • Габдулла Тукай - великий поэт.
  • Марат Башаров - актёр, ведущий.
  • Муса Джалиль - поэт, политик СССР.
  • Актриса, организатор благотворительных мероприятий, ведущая - Чулпан Хаматова.
  • Минтимер Шаймиев - первый президент Татарстана.
  • Рудольф Нуриев - человек-легенда. Лучший танцовщик всех времён и народов, актёр.
  • Ренат Акчурин - академик, специалист в области сосудистой хирургии.
  • Сергей Шакуров - популярный российский актёр, более восьмидесяти ролей.
  • Финалистка «Фабрики звёзд», бывшая солистка группы «Фабрика» Сати Казанова.
  • Марат Сафин - легендарный теннисист современности.
  • Земфира Рамазанова. Люди знают её, как Земфиру - исполнительницу в стиле рок. На российской сцене она с начала 2000-х. Автор и исполнитель, музыкант. Одна из лучших в русском роке.
  • Дина Гарипова - победительница проекта «Голос», участница конкурса «Евровидение». Обладает уникальным голосом, трудолюбива и артистична.

Среди деятелей культуры и политики много татар. В многонациональном государстве нет разделения на нации - Россия изначально не принадлежала лишь русским.

Не все современные националисты знают об этом. Каждая нация - это отдельная фракция со своим менталитетом, своими нравами и религией.

Смешение наций даёт самое сильное потомство. Это не раз подтвердили учёные.

Татарская нация внесла свой вклад в историю государства, многие её представители и сегодня живут в России, трудятся на благо страны.

Татарские имена звучат повсюду. Выбирая имя для ребёнка, обратите внимание на списки, размещённые выше.

Полезное видео

error: Content is protected !!