Кукольное искусство. Театр кукол в психологии

Теа́тр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультпликационное и анимационное киноискусство,кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и обозначаются объёмными, полу объёмными и плоскими куклами Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. Среди театров кукол различают три основных типа:1).Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.3. Театр кукол срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Есть общие особенности кукольных театров, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием. Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова

Куклы не умирают – в них просто перестают играть.

В. Пелевин

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:

    детская игрушка в виде фигурки человека;

    фигура человека или животного, сделанная из разного материала и управляемая кукловодом (театральная кукла);

    фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, который девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

В. Даль дает следующее определение понятия «кукла» - это сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда животного.

Кукла – предмет культа.

На протяжении тысячелетий человек неразрывно связан с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли сокровенные тайны.

Первая кукла, по мнению исследователей (археологов, искусствоведов), связанны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальное. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже из обожженной глины. Брать в руки изображение людей дозволялось только старейшинам рода, посвящённым во все тонкости магических обрядов.

За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина.

У самых примитивных племен кукла олицетворяла собой мертвое тело которое хоронили после похорон реального покойника, чтобы не дать ему возможность вернуться на землю и причинить вред живущим. Позднее возник обычай после смерти кого либо из членов семьи изготовлять деревянную куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Надежды на урожай соединялись с верой помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображение мертвых. Они свято верят в то, что особым образом изготовленные подвижные и не подвижные фигурки помогают душе в загробных странствиях.

Как известно, у многих народов культы смерти и плодородия неразрывно связанны между собой. И нет ни чего удивительного в том, что одни и те же атрибуты кочуют из культа в культ, приобретая дополнительные символические значения. Так, кукла, начавшая свой путь среди людей как мрачный атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие.

По всей Земле возникли обряды, связывавшие куклу с культом женского плодородия. Во многих африканских племенах есть обычай дарить девочки, достигшей возраста половой зрелости, особую куклу – ее полагается бережно хранить до рождения первого ребенка. Как только ребенок родился, молодая мать получает в подарок от своей матери еще одну куклу – и так далее. Примечательно, что фактически идентичные обычаи известны у народов Крайнего Севера.

Алтайцы передают по наследству по женской линии тряпичных кукол, олицетворяющих духов предков – женщин. Такие куклы называются «энекелер», что означает «бабушка». Их берегут, почитают и оберегают от мужчин – по поверью, не только прикосновение, но даже взгляд мужчины способен оскорбить «бабушку» и накликать беду на весь род.

А юные жительницы древней Эллады и Рима, наоборот, получали кукол в подарок только до тех пор, пока их считали детьми. Да и сами эти куклы изображали именно детей разного возраста – от грудных младенцев до пяти-шестилетних карапузов. Сделанные из терракоты или искусно вырезанные из слоновой кости, эти игрушки служили тем же целям, что и их современные «потомки» - маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только на кануне свадьбы невеста расставалась со своей терракотовой или костяной подружкой, принося ее в жертву на алтарь Венеры…

Издревле люди верили, что куклы могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье.

Куклы – обереги выполняли защитную роль, им не когда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вмести с лицом они получают и душу.

Е
ще до рождения ребенка мать готовила ему куклу, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу - Бессонницу – берегиню, оберег малыша. Куклы передавались в семьях из поколение в поколение.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения.

Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило.

В
о многих культурах кукла используется для магических обрядов, считается, что магия с использованием кукол самая сильная и не обратимая. Как правило, кукла олицетворяет дух покровителя или человека на которого совершают магический обряд. Для шаманских ритуалов, используются куклы – дух и кукла – реципиент, парой используется кукла с двумя ликами. В магии Вуду, колдун из воска изготавливает куклу и протыкает ее иглами, при этом человек которого изображает кукла испытывает страшные муки.

В средневековой Европе католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обосновано – рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов.

Однако, куклу использовали не только для того, чтобы навредить, но и для того чтобы исцелить, например: на Ближнем Востоке шаманы лечили переломы с помощь кукол, для этого изготовлялась кукла с переломанной конечностью и над этой куклой читали заклинание и выпрямляли или наращивали конечность, потом куклу дарили пациенту и конечность быстро срасталась.

В Африканских племенах шаманы делали кукол из глины и воска, и лечили сначала куклу, видь считалось, что при лечении шаманы открываю дверь в иной мир и духи, привлеченные слабостью больного, не навредили ему.

В Восточной Европе применялся оригинальный способ лечения больных для этого делали куклу без лица из соломы или тряпок и внутрь зашивали уголь или осиновую чурочку. После этого куклу клали в постель больного, а как только болезнь переходила на куклу, ей рисовали лицо и торжественного сжигали.

Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимаю участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель обычно, персонажи этого библейского сюжета – куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющие имитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп – переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена – вифлеемские ясли, нижняя – дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

Кукла – произведение искусства.

Когда кукла перестала быть частью культов и обрядов она обрела новую функцию – эстетическую.

Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие ее видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значение; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Эти куклы, подлинные произведения искусства, задумываются и рождаются, подобно живописи или музыке, и главное в их природе – художественный образ. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. С этой целью во Франции создают прекрасный пандор, которые были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчина»).

В середине XX века – века новых технологий и синтеза искусств – появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - художественная кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.

На сегодняшний день можно сказать, что в России происходит настоящий кукольный бум. У нас существуют удивительные, не на кого не похожие художники авторской куклы.

Так что же такое авторская кукла? Википедия следующим образом отвечает на этот вопрос «Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определенным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (Bjd): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Умение создавать кукол, воплощая в них нереализованные детские фантазии и сказочные мечты – редкий дар. Создание куклы – процесс трудоемкий и долгий.

Мир авторской куклы – это своеобразная мастерская, где создаются самые необычные и удивительные образы. Кукла может быть не только подобие человека, в ее природе заложена способность делать то, что человеку не доступно.

Современные художники уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене.

Авторская кукла в России берет свое начало в среде профессиональных художников. Живописцы, скульпторы, дизайнеры, художники театра и кино, ювелиры, мультипликаторы, декораторы нашли в искусстве авторской куклы способы самовыражения и реализации. Именно поэтому художественный уровень российских кукол очень высок. Уже позднее, когда это стало популярно, появилось множественно кукольников-любителей, среди которых иногда рождаются настоящие профессионалы.

Каждая кукла – неповторимое произведение искусства, кропотливая работа, требующая от художника не только полета фантазии, но и солидного мастерства скульптора, знаний анатомии и огромного терпения. Она уникальна не только тем, что сделана в единственном экземпляре. Частица души художника живет в кукле, превращая ее в настоящее произведение искусства.

Кукла – это не просто кусок пластмассы с нейлоновыми волосами, кукла – это месяцы напряженной работы, во время которой руками мастера создается неповторимый образ. «Каждая кукла рассказывает свою сказку и для каждого человека она своя!» (Макарусь Е.В.).

К
укла – игрушка.

Кукла – воплощение мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.

История куклы-игрушки началась очень давно, развивалась и продолжает развиваться бурными темпами в наше время. Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребенка формируется ум, физические и нравственные качества.

С куклой ребенок общается, как с другом или как с врагом. С ней он может проигрывать любую ситуацию – ссора с врагом из детского садика, урок, встреча с друзьями, свадьба. Нет ни чего более завораживающего, чем подглядеть за ребенком, играющим с куклами, и подслушать его лепет – в котором отражаются все уроки, полученные за день.

Психологи утверждают, что ребенок отожествляет себя с куклой. Она вводит в детский мир новые смыслы, может усилить или скрыть реальный образ, помочь выдумать и надеть первую в жизни психологическую маску. Фрейдисты вообще говорят, что, играя с куклой, человек работает с архетипом, называемым Тенью. «Тень» - это то, что сам человек в себе не видит и не хочет признавать.

Когда появились игрушки? Можно предположить, что игрушки почти ровесники человечества. Археологи до сих пор находят в раскопках древних становищ различные фигурки с изображением животных и людей. Однако многие ученые считают, что это вовсе не игрушки неандертальцев, а предметы культа.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме новорожденному дарили погремушки. Постукивая ими, матери и кормилицы напевали колыбельные песни.

За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол, особенностью которых является их способность к движению и даже к самодвижению. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Песец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.

Однако в XIX столетии большая наука охладела к механическим игрушкам – автоматам. Прямые потомки этих шедевров – механические заводные игрушки – простые, неприхотливые и общедоступные, не только не утратили своей популярности, но и стали сходить с фабричных конвейеров тысячами и десятками тысяч и до наших дней доставляют радость малышам.

Очевиден тот факт, что чем спокойнее время, тем больше игрушек у детей. Когда кузнецам не нужно было ковать копья, они мастерили оловянных солдатиков. Наверняка в будущем игрушки, которыми играют наши дети, значительно «поумнеют». Через год – другой знакомые всем с детства плющевые мишки, куклы и солдатики будут взаимодействовать с компьютерами и учиться играть в новые игры, подобранные специально для каждого ребенка. Дети будут сами задавать дизайн своих игрушек и совершенствовать их. Игрушки будут собирать информацию о вашем ребенке, плачет ли он, смеется ли, взволнован. В конце концов, не исключено, что дело дойдёт до того, что игрушки обретут искусственный интеллект и станут надежными нянями нашим детям.

Кукольное искусство древних

Механические куклы
Бытовая кукла
История марионеток
Драматургия кукольного театра
Кукольные театры народов мира
Пародия, как основа репертуара
Персонажи кукольного театра
Церковь и театр кукол
Конфликт с церковью
Из древнего кукольного представления ваянг-кулита вырос прекрасный, существующий и сегодня театр. Не лишнее ли это свидетельство утверждения литературоведа Александра Ивановича Белецкого о том, что «магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни и первобытное искусство».

Уже в древнем ваянг-кулит применялись декорации. Основательность спектакля, то есть обозначение места действия (ворота дворца, горы, лес и т. д.), была необходима для большей достоверности рассказа. А сам рассказ, поразительная смесь магии и реальности, оставался документом времени, так как являлся своеобразным вариантом «яванского космогонического мира, рассказывающего о земной жизни божественных предков двух половин племени, об их рождении, возмужании, женитьбе и основании первого поселения. Все действующие лица в этом мире расположены в соответствии с организацией племени в первобытном обществе, разделенном на две экзогамные группы (фратрии), и ведут себя в зависимости от их постоянного места в космогонической системе, устройство которой тоже моделируется на основе двоичного деления племени».

Шарль Маньян связывает первые упоминания о кукольном искусстве с празднеством Дионисия или Вакха в Египте, ссылаясь на несколько источников, в том числе и на работы Геродота. Эти представления описывались им так: «Женщины ходили из деревни в деревню с песнями и носили небольшие статуйки, в один локоть вышиною, члены которых приводились в движение посредством веревочек. Впереди шел флейтист. Подобные куклы встречаются впоследствии и в Сирии, в Шерапольском языческом храме, как видно из трактата псевдо-Лукиана».

Археологические реликвии помогли восстановить картину древнейшего празднества на территории Египта, посвященного жизни богов Осириса и Исиды (VI-VII века до нашей эры). Зрители этого представления не усаживались в одном месте. Толпы смотрящих группами располагались по обе стороны дороги, а спектакль громоздился на многих колесницах. Подъехала к первой группе зрителей такая телега, актеры сыграли на ней первую сцену - колесница поехала дальше. Подъехала следующая - вот и продолжение действия (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Расчлененность единого действия на отдельные сцены, игравшиеся к тому же разными актерами, - еще не самая существенная особенность этого представления. Главное заключалось в том, что роли богов исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. За человеком закреплялись вспомогательные функции. Взять на себя исполнение роли бога он не мог.

Упоминание об этих первых представлениях с куклами мы встречаем и в других источниках. Известно, что праздник Осириса и Исиды в Египте обставлялся с большой постановочной роскошью. И здесь - история жизни «божественных» предков, история рождения любви, женитьбы Осириса и Исиды. Образы богов обретают более собирательный характер. Они выражают уже идеологию не одного только племени, а целого народа. Но и здесь - необходимо отметить это - человек изображает бога, таинственное высшее существо не с помощью костюма, ряжения, не с помощью собственного тела, он отчуждает от себя, от своей бренности некую бессмертную идею. И выражает он эту идею неизмеримо менее смертным (а в глазах зрителей и вовсе бессмертным) материалом, нежели он сам, смертный человек.

Зрители, очевидно, с большим интересом следили за историей жизни и любви двух богов. Можно предположить, однако, что более другого их потрясал именно факт одушевления, движения тех существ, которых он привык сидеть только в мертвом скульптурном изображении.

Идею бессмертия бога, воплощаемую человеком во всем разнообразии ума, таланта и выдумки, на многие века сохранил культовый театр, широко известный по описаниям древнегреческих и древнеримских историков. Огромные фигуры-автоматы, неподвижные и роскошно украшенные (их изготавливали из драгоценных металлов, реже - драгоценных пород дерева) приходили в движение только в самые торжественные моменты культового действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле слова, но элемент театрализации в подобных представлениях существовал вне всякого сомнения. С помощью пара, приводных ремней люди управляли движениями своего рода кукол, и это отделение, отчуждение изображаемого в некую будто бы самостоятельно существующую субстанцию имело, по сути своей, тот же характер, что и культовый театр Древнего Египта.
Механические куклы

Кукольное искусство — искусство особого рода
Театр кукол имеет свою индивидуальную неповторимость. Арсенал его выразительных средств во многом отличается от арсенала средств театра драматического. Кукла не способна раскрыть многостороннюю психологическую структуру образа человека. Но значительно лучше, чем живой актер, кукла может показать наиболее яркие, характерные черты человека в их общем проявлении. Сергей Образцов писал о театре кукол следующее: «Театр кукол нужен людям как ничем не заменимый вид зрелищного искусства. Ни один актер не может изобразить человека вообще, потому что он сам уже человек. Это может сделать кукла. Именно потому, что она не человек».
Нередко под понятием «кукольный театр» объединяют явления, мало похожие друг на друга, связанные лишь относительно близкими признаками. В президиуме международного союза кукольников в Праге хранится географическая карта мира, на которой сотнями кружочков помечены страны и города, где имеются маленькие и большие, стационарные и передвижные, государственные и частные театры кукол. Театры, работающие для детей, и театры, посвящающие свое искусство взрослым; театры, ставящие большие спектакли, и коллективы, дающие эстрадные представления. Столь разнообразные явления называют сегодня кукольным театром. Спектакли, где играют куклы самой различной структуры и техники управления — марионетки на нитях, перчаточные, тростевые и механические куклы; куклы размером с человеческую ладонь и величиною в два- три роста человека. Театр, где куклы натуралистически копируют человека, и театр, где люди предельно условно изображают различные предметы, или театр «голой» человеческой руки. В одних случаях спектакли театра кукол похожи на представления драматического, оперного или балетного театра, в других — бесконечно далеки от всех известных видов театрального искусства. 
Это может быть спектакль, где важнейшим компонентом является слово, и бессловесный спектакль-пантомима. Это — старые, традиционные, веками отстоявшиеся по форме и характеру представления и новое искусство, иной раз совершенно необычное...
Историю кукольного театра, даже краткую, написать довольно сложно. Слишком много информации с одной стороны и слишком мало документов и записей — с другой.
Рядом с человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом божества, олицетворял ли он тайну природы или просто изображал человека. А сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку, было у многих народов с древнейших времен мира. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример — управляющий и управляемый. Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.
Зародился кукольный театр, так же как и драматический, из религиозных языческих празднеств и мистерий. Постепенно из
мистерии он превратился в народное развлечение. Так что это народное искусство. Кукольный театр позднее других искусств обрел свой дом, свои мастерские и профессиональных актеров-кукловодов, своих исследователей.
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки).
Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Исполнение роли бога человек взять на себя не мог. Кукол приводили в движение руками.
В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал.
Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх.
Кроме того, в каждом доме — ив Древней Греции, и в античном Риме — обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола.
На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании — в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. С помощью стержней, продетых в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять — так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы — и получился театр.
Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне: румынский «Вифлеем», польская «шопка», украинский «вертеп», белорусская «батлейка».

Образ куклы завораживал людей на протяжении столетий. Тряпичные закрутки без лиц оберегали новорожденных крестьянских детей. Дерзкие актеры кукольного театра могли своими звонкими голосами пропищать на ярмарочной площади то, что не осмеливался сказать человек. Прибывшие из-за границы фарфоровые красотки становились законодательницами моды в провинции. С куклой человек делился страхами и надеждами, воспевал ее в произведениях искусства... Вполне можно было предположить, что рано или поздно она станет искусством сама. Так и случилось.

Кукла, похожая на человека, стала развиваться и жить самостоятельной жизнью, перестав служить ритуалам и даже детским играм. Сейчас во всем мире, как часть «большого» изобразительного искусства, плодотворно развивается искусство авторской художественной куклы. Кукла стала арт-объектом, инсталляцией. Как сотни ее сестер в литературе и кино, от Галатеи до Суок, она обрела душу и неутилитарную, непрактичную, но несомненную ценность.

Авторская кукла

Понятие авторской куклы еще довольно расплывчато, и термины, обозначающие это явление, только устанавливаются. На Западе, например, существует разграничение художественной куклы (artdoll) и так называемой «одетой скульптуры» (dressed sculpture). Ряд обязательных для всех условий здесь все же есть: это в первую очередь уникальность изделия или крайне ограниченный тираж (не выходящий за пределы полутора десятков экземпляров), ручная работа и высокое качество исполнения.

В России кукольное искусство (в изначальном смысле этого слова) возникло совсем недавно. Первыми авторскими куклами принято считать работы художницы Елены Языковой, выполненные в 1987 году. Но всего за двадцать лет оно получило бурное развитие и стало вызывать уважение и повышенный интерес западных коллег (часто отмечающих, кстати, в работах наших соотечественников «загадочную русскую душу» и отсутствие европейского стремления к чистой декоративности). Сейчас наша страна переживает настоящий «кукольный бум» — издаются специализированные журналы, активно работают школы кукольного дизайна, музеи и галереи, неизменно с шумным успехом проходят кукольные фестивали, выставки, салоны... И бушуют неигрушечные страсти.

Из чего же, из чего же...

Когда б вы знали, из какого сора... И сором не брезгуют художники: что только не становится материалом для изготовления авторской куклы! Кто-то из мастеров работает в технике «скульптурного текстиля», когда игла превращает гладкую ткань в рельефы лица со сложной и причудливой мимикой. Другой при помощи целого арсенала металлических стоек вылепливает своих персонажей из запекаемых или самозатвердевающих пластиков: первые нужно доводить до кондиции в обычной духовке, не передерживая и не оставляя материал «сырым», вторые застывают сами на воздухе в течение нескольких часов. Но больше всего технических навыков, мастерства и терпения требует работа с фарфором... А удивительные деревянные фантазии? А достойные пера Гофмана стимпанк-работы со сложнейшими механизмами? А «смешанная техника», где все комбинируется со всем? Размеры кукол разнятся от гигантских (сопоставимых с человеческим ростом) до крошечных (такие работы не разглядеть как следует без лупы, а для выполнения нужна поистине ювелирная техника — нередки случаи, когда за выполнение кукольной миниатюры берутся профессиональные ювелиры, и их шедевры для какого-нибудь коллекционера становятся дороже золота и бриллиантов). Но какой бы ни была избранная техника, проблемы у кукольников схожи — нужно овладеть в совершенстве мастерством скульптора, художника, портного, парикмахера, визажиста... Список профессий бесконечен, от мебельщика до часовщика, ведь никто не знает заранее, что понадобится для полной гармонии следующей кукле. Музыкальный инструмент? Крошечное украшение? Рыцарские доспехи? Велосипед, очки, зонтик? А ведь подлинное мастерство требует изготовления всех (!) деталей вручную. Не говоря уже о том, что кукла, как арт-объект, вбирает в себя знания автора о музыке и литературе, живописи и кинематографе... Кукольники подшучивают над собой: «Мы сумасшедшие люди!» — и предупреждают новичков: «Вам еще предстоит искать детали по помойкам...»

Другое измерение

Каждая кукольная галерея — это особая вселенная со своими канонами красоты. Все разнообразие кукольного искусства представлено в Кукольной галерее «ВахтановЪ» Ирины Мызиной в ЦДХ. Роскошные классические дамы, авангардные, авторские, больше похожие на арт-объекты, представлены в постоянной экспозиции. В Галерее Карины Шаншиевой замечательно сочетаются живопись и авторские куклы; к сожалению, у галереи сейчас нет постоянного места жительства. Свое лицо и непередаваемая петербургская утонченность — у галереи Варвары Скрипкиной в городе белых ночей. Мощнейшее кукольное движение развернулось на другом краю державы — неизменный интерес на выставках вызывают работы авторов из Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, где действуют самобытные галереи и объединения художников.

Попасть на кукольную выставку — это открыть новый мир. Похожий на наш ровно в той степени, в какой куклы «так похожи на людей», — то есть весьма и весьма отдаленно. Миры сменяются мирами. Здесь куклы-аристократки блещут жемчугом, золотым шитьем и светским равнодушием на фарфоровых личиках (стоит взглянуть, например, на работы Александры Кукиновой). А тут босховские фантазмы Димы ПЖ, кажется, меняют обличье, растекаются, испаряются и взлетают, стоит тебе отвернуться. Добрые и светлые персонажи Ольги Егупец зовут улыбнуться и вздохнуть глубже. Смотрят пристально и настаивают на диалоге характерные куклы, куклы-персонажи Елены Куниной, мягкой мудростью веет от работ Татьяны Елевой и Линды Фурниш-Колман.

Куклы-младенцы дремлют на ладони у мастера. Оживают литературные персонажи и киногерои, политики и актеры неожиданно становятся в миниатюре ближе и человечнее. И нет предела изумлению перед каждой следующей работой... Выставки бывают очень разными по масштабу и, что греха таить, техническому уровню представленных работ. На одних собираются все, от профи до новичков, попасть на другие — признак элитарности. Каждый год осенью в Москве блещет международная выставка «Искусство куклы», которая собирает лучших представителей кукольного мира. На ее площадке представлены куклы и арт-объекты из 26 стран мира. Авторские проекты, музейные коллекции, собрания из частных коллекций демонстрируют зрителям организаторы самой крупной в мире выставки.

А шумная веселая выставка Moscow Fair радует зрителя весной. Надолго остались в памяти «Петербургские миражи» в галерее Варвары Скрипкиной — все образы Северной столицы, от сфинксов и рыбаков на набережной до воплощенной Белой ночи. А какой фейерверк остроумия встретил посетителей выставки «Черт-те что и сбоку бантик»! Просто представьте себе, как выглядит Екарный бабай или Кузькина мать и прочие забавно-ругательные выражения: «Зарасти все васильками», «Ежкин кот», «Бляха-муха», «Рыжая- бесстыжая», «Ядрена вошь», «Еперный балет», «Конь в пальто» и прочие.

Наплодили сущностей!

Множество жанров — множество смыслов. Кукла интерьерная, декоративная часто создается под антураж конкретного дома, в его цветовой гамме и с его характером. Она и украшение жилища, и его хранитель, своего рода домовой, и собеседник хозяев — каждый, у кого есть куклы, расскажет, как меняются выражения их лиц и даже положение в пространстве. Поклонники «страшной куклы» считают, что искусство должно «не ласкать, а будоражить», искать эстетику в смерти, боли и разложении... Стоит взглянуть на лучшие образцы жанра (выполненные, например, такими художниками, как Жульен Мартинес или Репункр), чтобы понять — есть своя правда и своя красота в этих девочках-зомби, мертвых невестах и окровавленных зверюшках. Кажется, при виде этих работ особенно остро осознаешь, до какой степени далеко ушла авторская кукла от детской игрушки, — но не тут-то было.

«...Дети смотрят на кукол Жульена с заговорщицким любопытством — они с удовольствием взяли бы их домой и играли бы с ними », — пишет в журнале «Кукольный мастер» художница Мария Стрельцова. Не провести грань между кукольным искусством и игрой. Да и стоит ли пытаться?

Элитным подарком в последние годы стала считаться портретная кукла, по определению уникальная, выполненная мастером на заказ для чьего-то близкого человека (даже звезды отдают дань моде, например, солистке фолк-группы «Мельница» коллеги-музыканты подарили миниатюрную Хелавису на тридцатилетие). Конечно, не всегда удается схватить в кукле «изюминку» характера, так что сюрприз может быть как приятным, так и удручающим... Извилистыми, однако, путями движется культура: от куклы-оберега, которая непременно должна быть безликой, дабы не сглазить, не нанести вреда, — к кукле с лицом твоего ребенка или любимого человека. Кажется, у писателей-фантастов и сказочников впереди еще огромное поле неразработанных сюжетов. Есть костюмная кукла, кукла-младенец, кукла-персонаж...

Они настоящие!

Не стоит удивляться тому, что художники считают свои детища наделенными разумом, душой. Сколько историй на грани мистики о том, как кукла проявляла характер еще в процессе изготовления! Была задумана одним персонажем — вышла другим. С утра улыбалась — вечером хмурится. Не желает занимать определенное место в доме или удачно получаться на фотографиях. Не хочет продаваться — или, наоборот, «рвется» в чьи-то руки... Таких историй сотни. Они живые — этим все сказано. Неслучайно в «паспорте куклы» (а их обязательно выдают покупателю при продаже) вместе с названием, материалами и количеством экземпляров указан «год рождения». Только так.

Конечно, как и во все века, многие художники сталкиваются с выбором между свободным самовыражением и коммерческим успехом. «Милые» и «добрые» работы раскупаются куда охотнее, чем пугающие, мистические, вобравшие в себя раздумья автора о темных сторонах мироздания. Но это лишний раз говорит о том, что кукольное искусство — это Искусство с большой буквы, со всеми присущими ему конфликтами и подводными камнями. А значит, впереди у него большой путь. Какими бы ни были востребованные жанры, стили и образы, одно остается неизменным: философская насыщенность этого искусства. Недаром в рядах его почитателей не только «простые смертные», но и многие известные люди, коллекционирующие кукол или создающие их сами. На выставках можно увидеть работы знаменитых музыкантов, писателей, политиков. А Деньги от продаж, как правило, идут на благотворительность.

И это прекрасно: кукла, даже став арт-объектом и уйдя из детской комнаты на музейный стенд, продолжает нести счастье малышам, которые очень в нем нуждаются.

Тот, кто раз пришел в кукольный мир, обычно уже не изменяет ему, его странным загадкам и беспредельному веселью. А значит, кукольное искусство готовит и зрителям, и коллекционерам, и самим мастерам еще много сюрпризов.

error: Content is protected !!