Мажорный лад. гамма натурального мажора. ступени мажорного лада. названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада. Мажор и минор. Формула музыкальных эмоций Мажор звучание

Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.

Само слово «минор» (ит. - minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально - «мягкий»).

Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.

В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь - в ряде случаев - интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.

Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Тональность

Высотный уровень расположения лада, определяемый звуком тоники, называется тональностью. Размещение лада на тех же звуках, но в другой октаве, на определение тональности никакого влияния не оказывает, так как ни структура самого лада, ни названия его ступеней и их свойства от этого не меняются.

Наименование любой тональности определяется названием звука самой тоники (I ступени лада), но поскольку тональность всегда неразрывно связана с каким-либо определенным ладом (мажором или минором), то к ее наименованию обычно добавляется еще и указание на ладовое наклонение. Таким образом, полное наименование тональности, как правило, содержит в себе два компонента: 1) название тоники и 2) название лада, независимо от того, какой системой обозначений - слоговой или буквенной - пользуются при этом: до мажор(C-dur), ля минор(a-moll).

Названия мажорных тональностей по буквенной системе пишутся с прописных (заглавных) букв, а минорных - со строчных (малых). Иногда для краткости в буквенной системе опускаются слова dur или moll и тогда на ладовое наклонение указывает написание первой буквы (прописной или строчной).

Параллельные и одноименные тональности мажора и минора

Хотя исторически оба основных семиступенных лада - и мажор, и минор - развивались совершенно самостоятельно, не утрачивая при этом своих главных специфических признаков, все же между ними имеется и определенное родство: одинаковое количество ступеней, их аналогичное функциональное значение, те же направления ладовых тяготений и т.д. Гаммы некоторых сходных разновидностей обоих ладов (например, гармонического мажора и гармонического минора, или мелодического мажора и натурального минора и, наоборот, натурального мажора и мелодического минора), построенные от одного и того же звука, будут звучать почти одинаково, различаясь только звуком III ступени - главным и единственно точным признаком того или иного лада.

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор . Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: и .

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это , она имеет название тоника . Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие , это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию , узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада , основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Лад представляет собой систему взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками . Лад является организующим началом для звуков, благодаря которому они объединяются в иерархическую и функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд - это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки должны взаимодействовать между собой.

Наибольшее распространение в музыке получили два лада - мажорный и минорный. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенным таким образом, что между соседними ступенями образуется интервал большой или малой секунды. Диатонику можно трактовать как переход из одной ступени в другую .

Пример 1. Переход до ->ре в диатонике возможен, так как при этом происходит переход из одной соседней ступени в другую. Переход си-диез->до-диез также возможен, так как при этом осуществляется переход между различными соседними альтерированными (повышенными или пониженными) ступенями. Переход до ->до-диез в диатонике невозможен, так как при этом осуществляется переход из одной ступени в эту же повышенную ступень. Вместо до ->до-диез в диатонике переход следует указывать как до ->ре-бемоль . Переход си-диез->ре-бемоль в диатонике также недопустим, так как при этом пропускается ступень до, находящаяся между си и ре . Поэтому вместо си-диез->ре-бемоль правильны переходом будет си-диез->до-диез .

Понимание следования ступеней в диатонике позволяет правильно строить тональности, о которых сейчас будет рассказано. То есть, в одной тональности первая побочная ступень будет называться до-диезом , а в другой тональности - ре-бемолем .

Порядок следования секунд как раз и определяет наклонение лада - мажорное или минорное.

В мажорном ладе секунды расположены в следующей последовательности:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

Запомнить данную последовательность очень просто. Можно использовать фразу "б-б-м-б-б-б-м" или посмотреть на клавиатуру фортепиано. Белые клавиши от одной ступени до до соседней ступени до как раз и образуют данную последовательность: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Четыре первые ступени лада - I-II-III-IV- нижний тетрахорд, а четыре верхние ступени - V-VI-VII-VIII - верхний тетрахорд. Интервальное строение этих тетрахордов в натуральном мажоре идентично и равно б-б-м. Трактование 7-ступенного лада как последовательность двух тетрахордов в современной теории не используется (считается устаревшим), но благодаря им можно увидеть любопытные моменты. Например, строение нижнего тетрахорда задаёт наклонение лада (мажор или минор), а строение верхнего - его вид (натуральный, гармонический или мелодический).

Высотное положение лада задается тональностью . Тональность задается следующим образом: сначала называется тоника лада (первая ступень лада), а затем его вид, например: до-мажор.

Рис. 1. Натуральный до-мажор

Натурадбный минорный лад отличается от мажорного другой последовательностью секунд:

б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2

Белые клавиши от ступени ля образуют минорный лад: ля-си- до-ре-ми-фа-соль-ля.

Рис. 2. Натуральный ля-минор

Разновидностями натурального лада являются гармонический и мелодический лады (рис. 3 и 4).

Гармонический мажор - понижена VI ступень. Звучание верхнего тетрахорда приобретает восточный оттенок.

Мелодический мажор - понижены VI и VII ступени. Понижение этих ступеней приводит к тому, что верхний тетрахорд мажора становится минорным (имеет структуру верхнего тетрахорда натурального минора) и приобретает мелодичное звучание.

Рис. 3. Виды мажорных ладов

Гармонический минор - повышена VII ступень. Повышение VII ступени приводит к возникновению восточного оттенка в верхнем тетрахорде и усилению тяготения данной ступени к тонике. Верхний тетрахорд в гармоническом миноре звучит более напряженно, по сравнению с его звучанием в натуральном миноре.

Мелодический минор - повышены VI и VII ступени. Повышение VI ступени позволяет сгладить переход от V к VII повышенной ступени (увеличенная секунда) и придает верхнему тетрахорду певучесть.

Рис. 4. Виды минорных ладов

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые и буквенное обозначение. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень - тоника, Т (основная нота)
II ступень - нисходящий вводный звук (разрешается в тонику путем понижения)
III ступень - медианта или верхняя медианта (от латинского media - средняя, поскольку находится посередине между I и V ступенями выше тоники)
IV ступень - субдоминанта, S (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень - доминанта, D (от латинского "господствующий"). Данный звук является самым высоким.
VI ступень - субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV и I ступенями и расположена ниже тоники)
VII ступень - восходящий вводный звук (разрешается в тонику путем повышения)

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V - это главные ступени лада, а II, III, VI и VII - побочные. От главных ступеней строятся главные аккорды лада, о которых будет рассказано далее. Сейчас же просто запомним их.

Рис. 5. Главные и побочные ступени лада

Каждая ступень лада характеризуется степенью устойчивости. Можно сказать, что неустойчивый звук - запятая в предложении, а устойчивый - точка. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить игрой устойчивого звука. Неустойчивым звукам свойственно тяготение к устойчивым звукам, подобно тому, как предметы на поверхности земли притягиваются к земному шару. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением .

Рис. 6. Устойчивые и неустойчивые ступени лада

Устойчивость и неустойчивость ступеней различна. Самая устойчивая ступень - I ступень лада (тоника). Значительно меньшей устойчивостью обладают ступени III и V. Неустойчивые ступени - II, IV, VI и VII. Степень тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости устойчивого звука
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового.

В случае натурального мажора ситуация выглядит следующим образом:

  • VII -> I - самое сильное тяготение, поскольку I ступень (тоника) является самым устойчивым звуком в ладе, а тяготение полутоновое
  • II -> I сильнее II -> III, так как I ступень устойчивее III
  • полутоновое тяготение IV->III сильнее тонового IV-> V
  • VI разрешается только в V, так как VII - неустойчивая ступень

II и IV ступени имеют два разрешения, VI и VII ступени по одному (рис. 6). Знание отношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями позволяет играть простейшие мотивы (минимально возможный осмысленный фрагмент мелодии): сначала играется неустойчивый звук, а затем он разрешается в устойчивый звук.

В системе лада звук приобретает новые характеристики - степень устойчивости и функциональность. Сам лад входит в систему строя, а строй - в систему звукоряда (рис. 7).

Рис. 7. Взаимосвязь между звуком и окружающими его системами

Интервалы и лад

Интервал состоит из двух ступеней, поэтому устойчивость интервала будет зависеть от устойчивости входящих в него ступеней. Наибольшей неустойчивостью и напряжением в звучании обладают тритоны. В натуральном мажорном и минорном ладах их два: уменьшенная квинта VII-IV ступени и увеличенная кварта IV-VII ступени. Интервал VII-IV разрешается в большую терцию I-III, а интервал IV-VII в малую сексту III-I.

Интервалы можно строить либо от заданной ноты , либо в заданной тональности . На предыдущей странице были рассмотрены все простые интервалы, построенные от ступени до . В натуральном до-мажоре нет ступеней, которые соответствуют черным клавишам, поэтому в этой тональности невозможно (без использования хроматизмов - повышенных или пониженных ступеней) построить интервалы от ступени до, в которые входит черная клавиша. Но это не значит, что, например, малой секунды в натуральном до-мажоре нет. Такой интервал существует и строится от III и VII ступени: ми-фа, си-до . Построение интервалов без относительно к тональности - это упражнение. Практическую пользу даёт умение строить интервалы в тональности. Если хроматизмы использовать нельзя, то построение интервала в тональности может быть выполнено только с использованием диатонических ступеней .

В музыке, как уже говорилось, всё относительно. Новое окружение может вносить дополнения и коррективы. К настоящему моменту вы знаете, что интервалы могут существовать в системе звукоряда (они могут быть построены от любой ступени звукоряда) или в системе лада в той или иной тональности (интервалы строятся на диатонических ступенях). В системе звукоряда основная характеристика гармонического интервала - характер его звучания (консонирующие и диссонирующие интервалы). В системе лада интервалы приобретают новое важное свойство - функциональность.

На рис 8. показаны два интервала - чистая кварта и чистая квинта. Зеленым цветом выделены устойчивые ступени лада.

Рис. 8. Интервалы от I ступени натурального мажорного лада (до-мажор)

Оба этих интервала входят в одну группу - интервалы совершенного консонанса и по этой причине в системе звукоряда невозможно определить, какой из этих интервалов звучит мелодичнее. Чем интервалы, построенные от ступени до, отличаются от этих же интервалов, построенных от ступни ре ? Ничем, если не принимать во внимание интервал входящих в них частот.

Если рассмотреть эти интервалы в системе лада, то корректно говорить, что они построены не от ступени до, а от I-й ступени лада. Чистая квинта образована устойчивыми ступенями лада - I и V, а чистая кварта - устойчивой и неустойчивой - I и IV. В системе лада интервалы, образованные устойчивыми ступенями звучат, соответственно, менее напряженно. Чистая квинта от I ступени звучит более устойчиво (менее напряженно) чистой кварты. То есть, система лада позволила увидеть различие между рассматриваемыми интервалами.

На рис. 9. показаны те же интервалы, но построенные от II ступени лада.

Рис. 9. Интервалы от II ступени натурального мажорного лада (до-мажор)

Теперь квинта образована неустойчивыми ступенями II и IV, а в кварту входит устойчивая ступень (V). Теперь кварта звучит устойчивее квинты.

Функциональность интервалов нагляднее всего демонстрируется на примере малой и большой терции. В системе звукоряда эти интервалы относятся к несовершенному консонансу, то есть, по степени благозвучности они уступают чистой кварте и квинте. Однако в системе лада эти интервалы определяют вид трезвучия: если первый интервал в трезвучии является большой терцией, то получается мажорное звучание, если же первый интервал является малой терцией, то получается минорное звучание. Чистая кварта не используется в трезвучии, а чистая квинта не влияет на вид аккорда. Возникает вопрос, какая характеристика имеет больший приоритет в системе лада - степень благозвучности или функциональность? В системе лада большую значимость имеет функциональность интервала.

Взаимосвязь тональностей

От 12 хроматических ступеней октавы можно построить большое количество мажорных и минорных тональностей На практике ограничиваются 15 мажорными и 15 минорными тональностями, руководствуясь принципом разумности. Зачем что-то усложнять, если то же самое можно сделать просто? Никто не запрещает, например, использовать тональность си-диез-мажор (рис. 10).

Рис. 10. Тональность си-диез-мажор

Попробуйте сыграть эту гамму (крестики перед ступенями - дубль-диез - повышение на 1 тон). Непросто? А на самом деле это тональность до-мажор. В до-мажоре нет знаков при ключе, а в тональности си-диез-мажор их будет двенадцать.

Как научиться строить любую тональность без их заучивания? Во-первых, нужно запомнить порядок следования знаков при ключе. Диезы следуют в таком порядке: фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Бемоли следуют в таком порядке: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Во-вторых, нужно хорошо помнить тоновое строение мажорного и минорного ладов. В-третьих, нужно запомнить, что мажорный и минорный лад - лады, состоящие из семи диатонических ступеней.

Пример 2. Требуется построить тональность ми-мажор и определить знаки для неё. Вспомним, что мажорный лад имеет тоновое строение "б-б-м-б-б-б-м". После этого начинаем построение ми-мажорной тональности от ноты ми:

В тональности ми-мажор четыре диеза: фа, до, соль, ре.

Пример 3. Требуется построить тональность ми-минор и определить знаки для неё. Вспомним, что минорный лад имеет тоновое строение "б-м-б-б-м-б-б". После этого начинаем построение ми-мажорной тональности от ноты ми:

В тональности ми-минор один знак - фа-диез. Почему фа-диез, а не соль-бемоль? Потому что в последнем случае получится следующее:

То есть, вместо семи ступеней используется шесть ступеней, а минорный лад должен состоть из 7 ступеней. К тому же, в диатонике переход с пропуском ступени недопустим, а в этом примере пропущена ступень фа.

Пример 4. Требуется построить тональность фа-мажор и определить знаки для неё.

В тональности фа-мажор один знак - си-бемоль

15 мажорных тональностей - тоже немало. Зачем нужно столько мажорных тональностей? С точки зрения построения все мажорные лады одинаковые и имеют одинаковый интервальный состав (б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2). А вот с точки зрения характера звучания один мажорный лад отличается от другого мажорного лада. Проверить это просто, используя формулу для определения частот ступеней в равномерно темперированном строе F=440*2 i/12 . Давайте определим, какой диапазон частот заключен в одном тоне между ступенями первой октавы ля и си, до и ре . В первом случае 440*2 0/12 - 440*2 1/12 = 53,8833 Гц, а во втором 440*2 -9/12 - 440*2 -7/12 = 32,0392 Гц. Разница видна невооруженным взглядом. На практике это означает то, что песня в одной мажорной тональности будет звучать веселее и ярче, чем в другой мажорной тональности. Тоже самое можно сказать о любых тональностях. Переход в другую тональность при транспонировании не изменяет гармонию, но приводит к изменению окраски и характера звучания композиции. Проверить это можно путем сравнения звучания midi-файла в разных тональностях.

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 вида мажора: первый – натуральный

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом .

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 вида мажора: второй – гармонический

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

3 вида мажора: третий – мелодический

Как и в , в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть или – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ещё разок…

Итак, существуют . Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ –

error: Content is protected !!