Мифические образы в повести ночь перед рождеством. Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении. Образы главных героев

ГУ «Затобольская средняя школа №1»

Костанайской области, Костанайского района

Конспект урока по литературе
в 6 классе
« Образы низшей славянской мифологии

в повести Н.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством».

Образ черта » .

подготовила

учитель русского языка и литературы

Рагулина Ксения Николаевна

с. Затобольск, 2013г.

Тема: Образы низшей славянской мифологии в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Образ черта.

Класс:6

Цели:

    Раскрытие образа черта в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством»; способствовать формированию понятий: «образ-символ»

    Создание условий для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.

    Воспитание у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре;

Ход урока.

    Вызов. 2 минуты.

Создание колаборативной среды.

Слово учителя. Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать Вас на уроке. Позвольте поздравить всех Вас с наступающими святыми праздниками. Ведь скоро наступит Новый Год, Рождество. В преддверии этих праздников принято загадывать свои самые заветные желания, есть поверье, что они обязательно сбудутся! У вас на столах лежат сияющие звездочки, посмотрите на них, загадайте про себя желание, поднимите повыше, оглянитесь. Какая замечательная создается картина! Вам она ничего не напоминает?

Учащиеся: с описания такой картины, звездной ночи, начинается повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

СЛАЙД: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Учитель: верно! И сегодня мы продолжим работу по этой повести. Ваша активная работа будет проходить в группах. И начнем мы с небольшой разминки на знание текста художественного произведения.

Работа на выявление знаний содержания художественного текста. 3 минуты.

У вас несколько картинок, разбросанных в хаотичном порядке, необходимо верно и последовательно, согласно композиции повести их собрать! Кто же из Вас знает текст лучше и справится быстрее?

Группа, справившаяся быстрее всех выходит сверяться к доске, остальные сверяются с доской. (КОНТЕЙНЕР)

Ребята, у кого не возникло трудностей и ошибок, в листе самооценивания поставьте себе свой первый «+».

    Осмысление.

Учитель: молодцы! Вы отлично справились с заданием! И мы можем обратиться к теме урока. А какой она будет, и какие цели перед нами будут стоять на уроке, вы ответите самостоятельно, если свяжете между собой ключевые понятия урока: СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, ПОВЕСТЬ, «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ», ЧЕРТ . 2 минуты.

Обучающиеся: сегодня на уроке мы рассмотрим образ черта, персонажа из славянской мифологии, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Учитель: совершенно верно! Запишите тему в тетрадь.

Театрализация: внезапно появляется сам черт с обращением к ребятам.

ЧЕРТ: дорогие ребята, помогите мне! На счет моего образа существует много разных мнений, кто-то считает меня очень вредным и злым, кто-то напротив забавным! Я прошу вас быть максимально внимательными и в полной мере раскрыть мой образ. В этом Вам поможет вот эта таблица:

Учитель: вот как! Давайте поможем герою нашего урока. Мы уже знаем с вами, как представлен черт в славянской мифологии. Вспомним?

Ответы учеников. Ученики рассказывают о мифологическом герое, остальные заполняют колонку таблицы «Образ черта в славянской мифологии».

Черт — в славянской мифологии злой дух. ЧЕРТИ -существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Само происхождение нечисти связывается с мифом о падших ангелах (ЧЕРТИ - ангелы, уставшие славить Бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.

ЧЁРТ в народных верованиях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, пытаются заполучить душу человека;

ЧЕРТИ могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, вихри - беснующиеся ЧЕРТИ, чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); ЧЕРТИ особенно опасны в «нечистых» местах и в определенное время суток или года, например, на святки и в канун Ивана Купалы.

Учитель: молодцы! Справились с первой колонкой таблицы! Поставьте себе отметку в лист самооценивания. Переходим ко второй колонке таблицы. Работа над анализом образа черта в произведении. Каждой группе раздается определенный эпизод из текста с участием черта. К эпизоду даны вопросы для анализа, задание составить синквейн. Заранее розданы листы А3, с изображением черта. Учащиеся знакомятся с эпизодом и составляют синквен по образу черта, разукрашивают изображение героя, объясняя затем выбор красок.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему c инквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять c инквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

    Черт

    Хитрый, хваткий

    Вертится, крадется, прячет

    «Несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ».

    «губернский стряпчий»

Литературный прием: сравнение (совершенно немец; мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, ; настоящий губернский стряпчий); используется много глаголов, которые передают активность героя.

СТРЯПЧИЙ стряпчего, м. 1

Губе́рния -

Обучающиеся: мы выбрали черный цвет, так как в данном эпизоде, герой выступает как проказник, который желает навредить Вакуле.

    Черт

    Мелкий, красивый

    Нашептывает, ухаживает, воображает

    «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!».

    Кавалер

Обучающиеся: мы выбрали красный цвет, так как в данном эпизоде черт предстает перед нами, как влюбленный герой, а красный цвет считается цветом любви и страсти.

Литературный прием: антитеза – противопоставление (воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно);

    Черт

    Уверенный, хитрый

    Вылетел, перебежал, начал разрывать.

    «А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад».

    Проказник

Обучающиеся: мы выбрали красно-коричневый цвет, так как посчитали, что он указывает на хитрость героя.

Литературный прием: эпитет – художественное определение (проворный франт; с козлиною бородою; украденный месяц)

-

Обучающиеся: мы выбрали два цвета: бирюзовый и черный, потому что думаем, что в нашем эпизоде сначала черт выступает как очень смелый и хвастливый герой, но потом он становится трусливым и тихим как ягненок.

Литературный прием: эпитет – художественное определение (собачье рыльце); антитеза – противопоставление (скрытая, противопоставлены понятия друг-враг, смелый-трусливый).

Учитель: очень хорошо вы справились и с этим заданием, теперь я попрошу выделить главные, ключевые, схожие моменты всех групп и заполнить вторую колонку. Что у вас получилось? Скажите, а между гоголевским чертом и человеком есть что-то схожее?

Ответы учащихся: да, черт в произведении ведет себя как человек, он мерзнет, заигрывает с Солохой, испытывает человеческие чувства, но одновременно с этим, он умеет перевоплощаться, и имеет соответствующую мифологическому герою внешность.

Образ черта в славянской мифологии.

Образ Гоголевского черта

Образ, оживший на экране образ

Существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.

Вмешивается в жизнь людей, насылают непогоду, метель, причиняют мелкие неприятности .

Мерзкий, но считает себя красивым.

В некоторых ситуациях уверенный. Всегда старается схитрить. Очень активный, хваткий. Но бывает хвастливым. В последнем эпизоде проявляется такая черта характера, как трусость.

Образ черта, совмещает в себе реальные человеческие черты с фантастическими. Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки».

Черт показан как хитрый проказник.

Черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего.

Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» Черт похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости.

Учитель: хорошо, но у нас есть еще одна колонка «Образ, оживший на экране». Как вы сможете ее заполнить?

Ученики: если посмотрим видеофрагмент.

Учитель: смотрим и заполняем третью колонку. Просмотр видеофрагмента.

Выводы по основной части урока. Ребята, мы проделали с вами огромную работу по выявлению и анализу образа такого загадочного персонажа в разных источниках. Я думаю, вы готовы сделать определенные выводы по этой части урока. Свои выводы я предлагаю вам представить в виде эссе, сочинения-размышления на основе материалов урока, они все у вас в таблице.

Эссе может начинаться со слов:

    Как отмечал Д. Мережковский, «Гоголь первым увидел черта без маски, увидел его настоящее лицо……

    Н.В. Гоголь активно использовал образы из славянской мифологии в своих произведениях……

    В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их….»

    Писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом.

Включать в себя такие выражения:

Образ беса в повести, конкретные черты, автор объясняет, наделяет его обаянием, образ не вызывает у нас чувства отвращения или страха.

И заканчиваться так:

Таков образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты с фантастическими.

    Рефлексия.

    Оценивание. Наш урок подошел к концу, вы очень хорошо поработали, весь урок заполняли листы самооценивания, посчитайте свои плюсы и поставьте себе оценку! (Выставление оценок в журнал).

    Итог урока. Вы обратили внимание, что с начала урока на этой доске висят такие же звездочки, как и у вас на партах – это мои пожелания вам! (некоторые ученики подходят, снимают и читают вслух, остальные снимут их, выходя из кабинета)!

Приложение 1.

Группа 1. Эпизод 1. Как черт украл месяц.

Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт. Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

СТРЯПЧИЙ стряпчего, м. 1 . В Московской Руси — придворный, служащий для несения различных хозяйственных обязанностей (истор.).

Губе́рния - высшая единица административно-территориального деления в России

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 2. Эпизод 2. Как черт за ведьмой ухаживал. Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 3. Эпизод 3. Как черт путникам мешал.

Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры. В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 4. Эпизод 4. Как черт сделку с Вакулой заключал.

Черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал:

- Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша, - шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо.

Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! - думал он про себя, - теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде все хвостатое племя, как будет беситься хромой черт, считавшийся между ними первым на выдумки. - Я готов! - сказал кузнец.- Тут он заложил назад руку - и хвать черта за хвост. - Постой, голубчик! - закричал кузнец, - а вот это как тебе покажется? - При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок - Помилуй, Вакула! - жалобно простонал черт, - все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Приложение 2. Лист самооценивания.

ФИ_____________________________________

Отметка о выполнении

Знание текста

Определение целей и темы урока

Заполнение колонки «Образ черта в мифологии»

Заполнение колонки «Образ Гоголевского черта»

    Я читал и пересказывал эпизод

    Я составлял «Синквейн»

    Я выбирал цветовую гамму

    Я объяснял выбор цветовой гаммы

    Я представлял работу классу

Заполнение колонки «Образ, оживший на экране образ»

Список литературы.

      Висленко Л.П. Литература. 5-7 классы: Методическое пособие.- Спб.: «Паритет», 2001.- с.84-87

      «Литература в школе» №10, 2006 г.

      Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. – М., 1976. – Т. 1. –С. 121.

      www. nikolaygogol. org. Ru

      ru.wikipedia.org

      www.liveinternet.ru , Иллюстрация к повести Ночь перед рождеством.

      www.a4format.ru , Иллюстрации. «Ночь перед Рождеством».

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

Главные герои

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Другие персонажи

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало» . На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит» . Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет» . Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» . Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум» .

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков» .

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо» .

Заключение

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Тест по повести

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2870.

Сочинение


Волшебная ночь перед Рождеством в одноименной повести Г. Гоголя начинается с фантастического события. Из трубы одного из домов повалил черный дым, и вместе с ним вылетела верхом на метле ведьма. Там, где она пролетала, звезды исчезали одна за другой. В скором времени ведьма набрала их полный рукав. Черт, который также появился в ночном небе, обжигая руки, схватил месяц и спрятал его в карман. И потому сделалось так темно, что ничего уже нельзя было разглядеть. Даже дорогу в кабак тяжело было найти.
Вволю позабавившись на небе и ощутив холод, ведьма проскользнула в трубу дома и превратилась в обычную женщину по имени Солоха. Ее знали в селе за то, что она умела привораживать к себе степенных казаков. Черт вслед за Солохой через печную трубу проник в дом.

Чего только не бывает в праздничную ночь! Это же кузнец Вакула странствует из Диканьки в Петербург верхом на черте, чтобы достать для своей любимой Оксаны черевички самой царицы. Встретившись в столице с запорожцами, парень попадает в царский дворец, и царица дарит ему невыразимо красивые ботинки.

А какой же праздник обходится без шуток и смеха! Смеются парни и девушки, ходят с колядками от дома к дому. Смеется и читатель над казаками, которые в рождественскую ночь решили наведаться к Солохе на огонек. Никто из Солохиных гостей: ни глава, ни дьяк, ни черт, ни Чуб - не хотели, чтобы их там кто-то видел. Поэтому Солоха прячет своих кавалеров в мешки из-под угля. Какой же комический вид они имеют, когда их вызволяют из тех мешков парни и девушки, думая, что там лежат угощения!
Смеется читатель и над пузатым Пацюком, который отдавался праздничной трапезе очень необыкновенным способом. Он сидел на полу по-турецки перед небольшой кадкой, на которой стояла миска с галушками, и хлебал из миски похлебку, хватая время от времени зубами галушки. А вареники сами летели из миски прямо в разинутый рот Пацюка, который лишь жевал и глотал пищу.

В ночь перед Рождеством черт, который хотел посмеяться над людьми, был обманут сам. Вместо того, чтобы навредить Вакуле, которого он ненавидел за малярные способности, нечистый выполняет все желания кузнеца да еще и получает в награду три удара хворостиной по спине.

Повесть Г. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в первый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих повестях автор описал милую его сердцу Украину, где он родился и вырос. В них фантастично переплелись давние легенды и картины жизни простых украинцев, фантастическое и комическое.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План) Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождством» Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении.

Цель:

    продолжить знакомство с повестью Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», ее героями, мифическими персонажами, показать их роль в произведении;

    развивать мышление, речь, способность к творческому восприятию текста;

    воспитывать бережное отношение к культурному наследию, любовь к литературе, художественному слову.

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация

    Рабочая тетрадь, задание 48*.

Кого из героев повести можно отнести к нечистой силе? Чем отличаются они от традиционных представителей нечистой силы?

    Рабочая тетрадь, задание 46.

Узнайте героев повести по их описаниям.

    «Сухощавый, высокий, в коротком тулупе, мужик с обросшею бородой,

показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы».

    «Она села на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на

голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое самодовольство выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах».

    «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие

года. Однако она умела причаровать к себе самых степенных козаков и умела искусно обходиться с ними».

    «Несмотря на небольшой рост, он в ширину был довольно увесист. Притом

шаровары, которые он носил, были гак широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице».

    «Он увидел стоявшую перед собой женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все...» Формирование новых понятий и способов действия.

    Рабочая тетрадь, задание 49.

    Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму

    Формирование новых понятий и способов действия.

    Рабочая тетрадь, задание 49.

Кому из героев повести принадлежат эти реплики?

    Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я

думаю, меня всю измарал сажею.

    Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и

лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму.

    Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга. Денег дам, сколько

хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша.

    Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я

до сих пор еще не видала.

    Это я, человек добрый! Пришел к вам на забаву поколядовать немного пред

окнами.

    Беседа.

    Кто из героев олицетворяет в повести добро?

    Назовите героев, воплощающих зло? Посредников между добром и злом?

    Какие черты в описании черта характерны для мифологического персонажа, а какие добавлены автором? Страшной ли изображается в повести нечистая сила?

Она, скорее, изображается с юмором. Иногда черт даже кажется жалким. Солоха выглядит ветреной, хитрой женщиной, сметливой и привлекательной, что вызывает зависть и сплетни деревенских кумушек. Пацюк тоже не производит устрашающего впечатления. Он ленив, прожорлив, хотя и неглуп. Знает всех чертей и имеет славу знахаря. Выступает посредником между Вакулой и чертом.

    Как черт и ведьма пытаются навредить «добрым людям»? Почему им это не удается?

    Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

    Почему Чуб уходит из дома в рождественскую ночь?

Он приглашен к дьяку на кутью.

    Кто пытается помешать его планам и почему?

Черт крадет месяц и вызывает метель, чтобы Чуб никуда не ходил, а сидел дома и караулил свою дочь Оксану. Черту очень хотелось насолить Вакуле, помешав ему встретиться с любгшой девушкой.

    Почему Чуб все-таки уходит из дома? Какие черты его характера проявляются при этом?

Чубу было неприятно в такую ночь уходить из дома, но он действовал наперекор куму, который предложил остаться дома. Чуба как будто что- то дергало идти наперекор. В этом проявляется упрямство и своеволие Чуба.

    Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с Чубом?

Она хотела выйти замуж за Чуба и прибрать к рукам его хозяйство. Если бы Вакула женился на дочери Чуба Оксане, ее планы не смогли бы осуществиться.

    Какую роль играет метель в судьбе Чуба?

Метель, которую устроил черт, запутала Чуба, запорошшш ему глаза, спутала дорогу и привела вместо дома дьяка к дому Солохи.

    Как ведет себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему?

Чуб делает вид, что нарочно разыграл кума, забравшись в мешок. И только когда дьяка вытащили из мешка, изумился и решил, что у Солохи «в каждом мешке сидело по 2 человека».

    Что произошло с ухажерами Солохи? Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах?

Чуб и голова растерялись, не ожидали увидеть друг друга. Оба оказались в глупом положении, не соответствующем их авторитету.

    Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие с мешками?

Чуб убедился в ветрености Солохи, и для него стала невозможна женитьба на ней.

    Применение. Формирование умений и навыков.

    Определить, о ком идет речь в этих описаниях.

    Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади у него висел острый и длинный хвост. У него была козлиная борода под мордой и небольшие рожки на голове.

    Вместе с дымом из трубы она поднялась верхом на метле. Она поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Скоро она набрала звезд полный рукав.

    Работа с текстом.

Какие слова в этих предложениях использованы в переносном смысле? Что такое метафора?

    Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

    От мороза горят щёки.

    Этан информации о домашнем задании

    Найти примеры комического в повести (юмор, ирония).

    Подготовить пересказ эпизода «Вакула во дворце».

    Этан рефлексии

error: Content is protected !!